Здавалка
Главная | Обратная связь

Наследие предков. Далеких и не очень.



Посмотрим, что же нами получено от наших пращуров. Тех, которые вывели наш человеческий род в доминирующий вид на планете. А дальше посмотрим какие качества, полезные для группы в целом, полезны или вредны для нас в индивидуальном плане.

Для начала мы получили достаточно сложную систему взаимодействия, коммуникаций, а попросту говоря - общения. В быту под общением часто понимают просто поболтать (словами) на разные интересные и не очень темы. Однако это только малая и не самая важная часть понятия общения. В полном смысле общение это абсолютно любые контакты между людьми, использование любых каналов передачи информации и с абсолютно любыми целями. Сердитый начальник, пробегая мимо, глянул строго и дальше побежал. А вы ощутили внутри что-то не очень приятное и некоторое время стали прилежнее трудиться «во благо». Разговаривали? Нет. Но контакт состоялся, информация передана. Не факт, что дошла именно та информация, которая была послана, может начальник просто вас сексуально домогался. Но факт, что какую-то информацию вы получили и она на вас повлияла. Состоялся коммуникативный акт.

Вообще в коммуникациях несколько слоев взаимодействия. Вербальный(т.е. слова) далеко не самый основной. Он является самым поверхностным слоем и служит для передачи символьной информации. В общем объеме обмена информацией его доля в среднем всего около 7%.

Следующим будет слой дорисовок, домысливания, выводов. Обычно воспринимающий, особенно если слушает или смотрит не очень внимательно, пропускает много частей информации мимо, а больше реагирует на отдельные элементы, вызывающие эмоциональный отклик. Плюс к этому какие-то части могут быть попросту не понятны. Но разорванная информация не устраивает и человек начинает заполнять «пустоты», дорисовывать до целостного образа и попутно делать дополнительные выводы. Но пустоты он может заполнить только из своего собственного опыта, из своей картины мира. Так же на составленный образ и выводы сильно влияет эмоциональная окраска, возникшие в контакте. Страх и радость дадут совершенно разные образы и выводы при прочих равных условиях.

Значимость этого слоя общения в среднем более выражена у женщин, а также у самоуверенных экземпляров. Только не путайте уверенность в себе с самоуверенностью. Самоуверенность не что иное, как не подкрепленный в реальности выпендреж. Так вот, женщины склонны сразу оценивать любую информацию на полезность, и слушают ровно до того момента, как оценку произвели. Далее быстренько ее эмоционально окрасили, и начинают выстраивать собственный образ как им нравится. Самоуверенный человек имеет своей целью показать свое превосходство, поэтому он быстро начинает выстраивать свой образ событий, который потом будет критиковать. А также активно ищет аргументы для критики. Страшнее всего самоуверенные женщины. Эти вообще нифига не воспринимают.

Такое свойство коммуникаций, как достраивание до целого активно пользуют СМИ для пропаганды и рекламы. Если показать законченный сюжет с сосисками, то одному человеку сосиски нравятся, а другому нет. А если создать антураж для возникновения нужных эмоций и показать часть сюжета то на словах «колбасные изделия» каждый дорисует что ему больше нравится, кто сосиски, а кто копченый балык. И собственных приятных выводов наделает. Вот такой простенький, но неизменно эффективный приемчик. Можете за собой последить, глядючи в телевизор. Оцените, какие образы возникли у вас после просмотра 30 секундного рекламного ролика.

Или вот еще хороший пример дорисовок и выводов. Все видели систему продаж «телемагазин». Там всегда продают «чудо вещи». Ножи, к примеру. Стоит улыбающийся «мен» и ловко режет морковку слоями по 0,5 миллиметра. А какие образы у вас фоном идут и после ролика остаются? Как ВЫ режете то, что ВАС наиболее волнует. А если морковка лично вас не зацепила, так «мен» через минуту будет помидоры и мясо резать, да на тарелки красиво раскладывать. И все очень быстро и легко мыть. Не одно, так другое вас зацепит и вы погрузитесь в мечтания. А вот если вы уверены, что «телемагазин» это развод лохов, то «чудо повар» будет выглядеть как мошенник. Вот так. И заметьте, в сюжете ничего такого не показывали.

Это были более-менее осознаваемые слои. Дальше уже идет слабо доступные осознанию и вообще недоступные. Следующим будет слой невербального общения. Жесты, мимика, интонации голоса. Причем только вместе взятые - по отдельности ничего не работает. Отдельные части можно заметить, осознать и отрефлексировать. Чем и занимаются многие гуру по невербальному общению. Семейство Пизов, к примеру. Алан и Барбара, которые. Или Барбара и Алан, уж не знаю кто из них главный. Этих гуру почитаешь, поумнеешь, можно даже начать применять, а вот ведь зараза, не у всех получается. Вроде все правильно делает человек, а эффекта нет. А потому, что очень многие микро нюансы воспринимаются на уровне инстинктов, да еще и только в комплекте. Их ни описать полностью невозможно, ни научить. И получается, часть невербального посыла человек в соответствии со своей целью делает, а другие части тела «врут». Вот и кричал товарищ Станиславкий - «не верю»! Это как раз про это. А чтобы комплект заработал, надо чтобы чувства у нас внутрях соответствовали, иначе только законченный лох может купиться, да и то не каждый.

Пример - вам надо выступить перед публикой и вызвать у них преклонение перед вашим гением, короче занять позицию сверху. Если вы очень интересную информацию предоставите, то будет внимание, интерес, позитивные оценки, может даже восхищение. Но преклонения не будет. Преклоняются перед Хозяином, снизошедшим до проповеди «сынам своим меньшим». И на сцену вы должны выходить именно с чувством Хозяина. Все. Больше ничего не надо, тело само сработает на всех слоях общения наилучшим образом.

Двигаясь дальше вглубь, натыкаемся на слой ролевого взаимодействия. Это не совсем театр и роли в этом слое выбираются подсознанием далеко не всегда в вашу пользу. Но в каком то смысле все-таки театр. Из закромов достаются нужные «костюмчики» и разыгрывается либо «строгий начальник», либо «радушная хозяйка», либо «заботливая мать» и т.д. Не всегда роль явно выражена, но есть она таки всегда. Меняются роли по ситуации.

Как правило, у каждого человека есть некоторый набор типовых ролей. Наиболее привычных и закрепленных в повседневных, часто встречающихся (для него) ситуациях. По крайней мере, на работе и дома люди ведут себя по разному. Иногда можно поразиться, насколько человек меняется в различных ситуациях. Как два (три, четыре...) разных человека. Так и есть. Такие стабильные и отработанные роли примерно соответствуют так называемым субличностям. И каждая субличность у человека может существовать достаточно автономно от других. Отдельные субличности могут «дружить», но могут и конфликтовать между собой. Так роль «отца» может дополнять роль «мачо», если роли проявляются в разных ситуациях. Но попытки применять обе роли в одной ситуации, скорее всего приведет к проблеме.

Чтобы подсознание доставало полезные для данной ситуации костюмчики, его надо специально обучать, надеяться на его (подсознания) благоразумие не стоит. Эта зараза (подсознание) увидев перед собой убедительную роль Хозяина (из предыдущего примера) незамедлительно пытается принарядиться слугой, рабом или просто лохом.

На изменении ролевого взаимодействия, выработке более успешных и подходящих человеку ролей строятся различные тренинги далеко не лишенные эффективности. Я не буду останавливаться здесь на этом вопросе, скажу лишь о полезных для успеха в общении параметрах, на которые стоит обращать внимание. Первое - позиция вашей роли по отношению к роли собеседника может быть сверху, снизу и равноправной. А второе - ваша роль может быть дополняющей, нейтральной или антагонистичной по отношению к роли собеседника. Выбор эффективной роли зависит от ваших целей в этом коммуникативном акте и вообще к этому человеку. Так же стоит запомнить, что база ролевого взаимодействия задается в первых контактах. Потом поменять роли на совсем другие очень сложно. Посему куй железо, не отходя от кассы!

Последним и самым глубоким слоем в общении будет контакт на уровне бессознательного. Который включает в себя как генетическую память (инстинкты), так и выработанную в процессе социализации структуру «Сверх-Я». Что происходит на этом уровне обмена информации, человек абсолютно не осознает. Что не мешает этому слою сильно влиять на результаты коммуникаций. В основном на этом слое общения распределяются ранги в иерархии, предпочтения сексуального партнера, симпатии и антипатии. Причем практически мгновенно.

Серьезный успех и эффективные коммуникации без коррекции настроек психики в части «Сверх-Я» (инстинкты не меняются), достаточно проблематичен. Именно по этой причине чисто ролевые тренинги мало эффективны для существенных изменений. Даже если неплохо отработать роль «властителя-тирана» у маменькиного сынка, то в жизни он все равно будет прогибаться под более доминантных особей. Надо работать на этом последнем, самом глубоком уровне бессознательного. Менять чувственную сторону коммуникаций.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.