Здавалка
Главная | Обратная связь

Инстинкт превосходства и его проекции в потребности.



В отличие от инстинкта самосохранения и сексуального, подчиненных определенным целям, инстинкт превосходства лежит несколько в другой плоскости. Он направлен на обеспечение абсолютной возможности воплощения любых мотивов. Т.е. если первые два блока поведенческих программ конкретны, то последний является необходимым ресурсом для реализации. Из этого следует, что вектор инстинкта превосходства направлен куда угодно. А точнее, меняет свое направление в зависимости от ситуации.

Но так будет только в абсолютном виде. А любому человеку далеко до абсолюта. Ему бы, конечно, хотелось мгновенно и не затрачивая лишних усилий реализовывать свои желания, но не выходит. Получается хронический разрыв между желаемым (мгновенно) и реальным. Эту хроническую дельту абсолюта и реальности Адлер назвал комплексом неполноценности. Полная ценность - абсолют, а если результаты жизни отличаются от абсолюта (а они всегда отличаются), то в тебе «что-то не так», какой то ты «не_полно_ценный». Наличие этого разрыва начинает объединять отдельные властные мотивы в стратегический, долгосрочный (фактически всю жизнь) вектор мотивации - уменьшение разрыва между желаниями и возможностями.

Фактически изначально не выраженная в предметной области мотивация обретает стабильную конкретику - перманентное наращивание своего властного потенциала, стремление к властному абсолюту.

Немного отвлекаясь в сторону, стоит упомянуть мнения столпов-основоположников в отношении поведения людей. Фрейд изначально считал, что долгосрочная мотивация людей, все их социальные достижения, стремление к успеху и т.д. определяются ущемленной энергетикой сексуального инстинкта. Т.е. сексуальная неудовлетворенность (можно сказать сексуальная неполноценность) заставляет людей учиться, зарабатывать больше и больше денег, стремиться к славе, творить. Именно компенсация сексуальной неполноценности заставляет сексуальное либидо разворачиваться в стабильные вторичные потребности.

Адлер на первый план выдвинул компенсацию властной неполноценности, назвав эту группу генетических программ инстинктом превосходства. Стремлением превосходить других людей, в конечном итоге всех. Если ты превосходишь, то ты выше. Если ты выше, то ты заказываешь музыку. А если кто-то выше, то тогда ты либо слушаешь его музыку, либо исполняешь ее для него. Слушать чужую музыку еще куда ни шло, а вот последний случай уж совсем не порядок и требует немедленного исправления. Однако немедленно не получается, приходится постепенно.

Юнг же утверждал, что компенсации обеих «неполноценностей» в равной степени разворачиваются в стабильные социальные потребности. Только у одного человека превалирующей может оказаться сексуальная, а у другого властная. Так же со временем могут происходить изменения приоритетов. Но всегда работают обе. Мое личное мнение в этой части близко к Юнговской позиции. Как я уже писал, я считаю, что компенсационные формы ущемленного сексуального инстинкта в большей степени проецируются в 3 уровень вторичных потребностей (по Маслоу), а компенсация власти - в 4.

Рассмотрим типовые формы потребностей, проецируемые властной энергетикой.

§ Потребность в самоуважении. Самоуважение является ни чем иным, как соответствием образа себя «правильному», идеальному образу. Каждый человек как-то себя представляет, причем не только себя, но и свои способности достигать определенных результатов. Чем ниже оценивается способности, тем меньше себя уважаешь. Фактически самоуважение имеет теснейшую и прямую связь с уверенностью в себе. Что интересно, очень часто способность достигать значимые результаты заменяется на возможность достичь те же результаты. Разница в том, что возможность может происходить извне (наследство получил) и вроде как к оценке себя не имеет никакого отношения. Что, однако, не мешает большинству «разумных» особей переносить внешнюю атрибутику на свою личность. Плата за такой вид самоуважения - патологический страх потерять эту атрибутику, а вместе с ней и самоуважение. Критерии, по которым индивид пытается самоуважаться, опираются на его личную систему ценностей, куда обычно входит часть общепринятых и несколько индивидуальных. Для среднестатистических особей общепринятые превалируют и фактически определяют основные компенсационные направления. А поскольку современные западные ценности выражены во внешней атрибутике, то и базовой мотивацией получается обладание внешними ценностями. К слову сказать, западная идеологическая машина, выставляя на передний план в принципе объективные ценности (например благосостояние), всегда «забывала» рассказать какие внутренние свойства личности с этим связаны. Или неправду рассказывала, что-нибудь типа «добросовестно трудись, уважай старших и т.д.» Все это типичная морковь для осла.

§ Стремление к уважению. В адекватном виде эта потребность направлена лишь на то, чтобы другие люди относились к тебе достаточно хорошо и ты мог с ними легко контактировать. В менее адекватном виде это уже перерастает в стремление завоевать как можно больше уважения, что ошибочно ассоциируется с превосходством и более легким достижением определенных целей. Как в «Онегине» - «мои дядя, очень строгих правил...он уважать себя заставил, и больше выдумать не мог». Результаты достигаются действиями, а не уважением. Уважение полезно лишь как ресурс, но ни в коем случае не как самоцель. Превращенное в явную самоцель, стремление к уважению перерастает в зависимость от чужого мнения. В таком случае самоуважение непрерывно верифицируется с поступающими извне оценками - «так ли круто меня оценивает вот этот оценщик, как я хочу?» Если не так круто, то значит я не так крут? Что-то я не так делаю, надо срочно менять поведение, чтоб меня снова высоко оценили. И так под каждого «оценщика», точнее под каждого, признанного достойным оценивать. Результат - вся мотивация человека начинает сводиться к тому, чтобы «правильно» выглядеть в чужих глазах. Казаться, а не быть. Изумительный вид раба, хорошо подходит для авторитета! Честно говоря, в каждом человеке доля такой мотивации всегда есть – привыкли мы сомневаться в собственных оценках себя, требуется верификация извне, типа «из компетентных источников». Только у одних людей информация лишь принимается к сведению и не меняет их целей, а у других «это главное и святое!»

§ Познание. В малой степени присутствует у всех носителей интеллекта, но явно выраженная жажда познания достаточно редко встречается. Да оно и понятно, что редко - ну когда глупостями заниматься, если еще стольким надо доказать свой высокий статус, этот статус преумножить и плюс к тому еще кучу всего потребить успеть надо? Познание непрактично - вот и весь сказ. Да, зачастую бывает, что из познания никакой практической пользы не вытекает. Но если человек хочет даже просто познавать, если активирована у него такая потребность? Всегда можно найти подходящую деятельность, где можно обратить в практику познанное. Это не очень легко, но все-таки всегда можно. Именно отсюда начинается поиск своего Главного Интереса.

§ Преобразование, подчинение окружающей среды согласно своим нуждам. Наиболее прямая реализация властной энергетики. И наиболее редкая. Чтобы активировалась такая потребность нужно убрать многочисленные запреты, барьеры и страхи, посмотреть на мир глазами хозяина. Причем не глазами хорька в чужом курятнике, а хозяина - в своем. Серьезные достижения на Своем Пути как правило обеспечивается только на этом уровне.

Потребности от власти непрерывны и не насыщаемы. Про непрерывность я писал, а вот ненасыщаемость означает, что всего вышеперечисленного не может быть слишком много. Почти никто не откажется по доброй воле от еще больше уважения, еще больше знаний или еще сильнее изменить мир по собственному произволу. Я считаю, что именно в этой области сосредоточен источник вечного развития личности.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.