Здавалка
Главная | Обратная связь

Влияние Реализации Творческого Потенциала на жизнь в целом.



Частично я уже затрагивал смысл лезть сразу в творчество, в третичный уровень мотивации, перепрыгивая через «головы» вторичных потребностей. Это было в моей теории мотивации, в главе «альтернативный подход к амбициям». Может и еще где-то в книге есть пересечения, лень вспоминать. Но это я считаю самым-самым лучшим подходом к жизни. Даже я бы сказал - единственным универсальным способом достижения счастья. Посему, думаю, лишнее описание не помешает. В этой главе я постараюсь описать, как влияет реализация своего творческого потенциала на жизнь в целом. А поскольку вершиной развития любого человека я считаю актуализацию личности, то соответственно и на это.

По идее в «норме» человек сначала заботится об удовлетворении первичных потребностей, потом об удовлетворении вторичных. И только когда уже «усе у порядку» везде, начинает постепенно выходить на «духовный» третичный уровень. Но если потом что-то не срастается «внизу», то спускается с «высот», залатывает дыры и опять медленно наверх. Нормальный процесс «туда-сюда». Однако ж реальность эту «норму» не подтверждает. После устойчивого выхода на следующий, более высший уровень мотивации, когда уже все прочувствовано, облечено в конкретные формы (опредмечено) и выработаны навыки достижения, человек необратимо меняется и обратной дороги ему практически нет.

Потому как меняется его мотивационная схема, становится принципиально другой. Например человек выживал в очень неблагоприятных условиях. Как одинокий чукча в тундре. В основном все события раскручиваются вокруг первичного уровня, лишь изредка выходя на вторичный, пообщаться там с соплеменниками, похвастаться. И этот человек не будет сильно озабочен этим общением. Первичная схема мотивации, как я ее называю, выглядит примерно так – вся мета-мотивация, стратегия жизни, главные желания, сконцентрированы на выживании, а на вторичном «рынке» есть лишь отдельные локальные мотивы. О третичном уровне говорить не приходится совсем. На первичном уровне человек получает радости, на этом же уровне сконцентрированы его главные интересы. По сути животная жизнь.

Дальше человек попадает в благоприятные условия, часть общается, заводит друзей, семью. Приобретает статус и уважение. Выживанием он тоже озабочен, но теперь это стало просто фоном. Стратегия жизни ушла с первичного уровня. И теперь схема как бы наоборот - основной пласт интересов и стратегическая мета-мотивация будет на вторичном, первичные мотивы эпизодичны. Так же эпизодически начинает появляться мотивы третичного характера – в основном как эмоциональное развлечение. Это будетвторичная схема мотивации. Самое важное здесь для нас будет то, что основные интересы и удовольствия уходят из первичной области.

Самое интересное начинается, если «вторичник» попадает в неблагоприятные условия. Текущая мотивация меняется, надо выживать. А вот схема остается вторичной. Главные устремления остаются в области общения, статусов, престижа. И невозможность привычным способом удовлетворять эти потребности приводит к острым формам дискомфорта. А раньше, при первичной схеме, такого не было. Именно по этой причине сильный взлет не так сильно радует, как угнетает падение. Правда с течением времени человек частично адаптируется, что называется «привыкает», и снова начинает спокойно относиться к текущему состоянию. По максимуму «привыкает» – это когда схема мотивации изменилась опять к первичной. Хотя, конечно, не к той старой, а несколько другой – попробовав апельсин, человек вкус его все равно полностью уже не забудет.

Первичная схема мотивации нам не близка. В нашем социуме в ней пребывает только совсем-совсем нищета. Вообще люди в современном обществе в основном существуют во вторичной мотивационной схеме. Там имеют интересы, там мечтают о достижениях, там радуются когда получается и расстраиваются когда наоборот. В рекламе это фигурирует как «любовь» и «престиж». Переход на вторичную схему происходит в раннем детстве, а падение в первичную происходит крайне редко, я кроме попадания в необитаемые джунгли или на каторгу и не придумал ничего. Я считаю, что пирамиду иерархии потребностей по Маслоу правильнее было бы назвать пирамидой иерархии потребностей во вторичной схеме мотивации.

По аналогии третичный уровень мотивациихарактеризуется концентрацией стратегической мета-мотивации уже на нем, а вторичные и первичные мотивы носят обеспечивающий, дополнительный характер. И если особой озабоченности первичными потребностями не было и раньше, то резкое ослабление мотивации к гипертрофированным и ложным ценностям вторичного уровня сказывается крайне эффективно. При выходе на третичную схему мировоззрение резко сдвигается в сторону гораздо большей адекватности. Что в свою очередь является необходимым условием для успеха. Заразится же ложной пургой на третичном уровне довольно сложно. Во-первых, этот уровень очень индивидуализирован по конкретным мотивам и сложно подобрать универсальную «лапшу». А во-вторых, СМИ и идеологические машины просто на нем не работают из-за крайне малого контингента.

И еще одним преимуществом выхода на третичную схему является то, что такие люди резко повышают интерес к себе со стороны обычных особей. Многие вопросы, связанные с признанием, общением, сексуальным взаимодействием, уважением, а часто и с деньгами, начинают решаться если не совсем легко, то намного легче, чем раньше. Фактически много бывших проблем решаются сами собой. И меда надо меньше и пчелы сами плодоносят. Историями о сексуальном успехе достаточно непрезентабельных «мыслителей» и «людей искусства» литература набита битком. И вымысел там только в романтических описаниях, но не в основе.

Выход на третичную схему мотивации означает начало самоактуализации. Это уже прямой путь к актуализированной личности, который правда никогда не будет пройден до конца. Маслоу, описывая конкретных людей, всегда пишет о самоактуализирующихся людях, т.е. находящихся в процессе самоактуализации. Но никогда не называя их уже актуализированными. Полная актуализация идеал, абстракция. И при этом эти «идущие» уже счастливы или, по крайней мере, удовлетворены своей жизнью. Что, спускаясь на землю к делам нашим бренным, нам и надо на самом деле.

Полная самоактуализация включает в себя много аспектов, где реализация своего творчества лишь один из частных векторов. Получается, что если мы начинаем творчески самореализовываться, то это далеко не все нужное для самоактуализации. И счастье есть системный эффект от реализации всех важных направлений. Но дело все в том, что это все же очень большая часть. Я бы сказал ключевая. И даже если она в начале пути не дает никаких существенных результатов, то на третичную схему мотивации вытягивает. И это главное. Творчество пробуждает личность, вот в чем фишка! А после «втяжки» себя на третичную схему, как я уже сказал, часть вопросов решается само, а часть легче. Это еще не гарантия полного успеха, но уже серьезная заявка на победу.

Почему я такой путь считаю универсальным и самым лучшим? Хотя бы потому, что заняться чужим творчеством не выйдет, придется найти свое, а значит подходит для открытия личности всем людям. Можно никогда не найти, но ошибиться нельзя. Так же идет освобождение от искусственных ценностей на вторичном уровне мотивации, все настраивается гораздо ближе к реальности. И это тоже подходит всем людям. Это к вопросу об универсальности. А почему лучший, извольте. В творчестве нет конкуренции. Творчество зависит только от вас. Творчество вам доступно по всем параметрам - обычно это не очень дорого, это идет изнутри, это не запрещается, это вообще не труд в обычном смысле слова.

Да и на самом деле у вас к счастью есть только два пути – долго и нудно наращивая удовлетворенность на вторичном уровне, ждать «естественного» пробуждения третичного. А выйдет это только если у вас нет глубоких неврозов, нет серьезных комплексов, нет больших преград во внешней среде и вообще жизнь развивается в целом неплохо. Везунчик одним словом. А можно прыгнуть сразу вверх по мотивационной пирамиде, закрепиться там, а все пониже потом «подшаманить» до удовлетворительного уровня. А потом на лихом коне! Ах, ну да, я это уже говорил.

«А если я не творческий человек, не всем же быть творческими людьми? Что тогда делать?» Да, всем не быть. Но что ты не творческий - это отмаз. Ты не будешь творческим человеком не потому, что неспособен, а только потому, что не дал себе труда найти и развить свой интерес. Если у тебя есть корм и вода, если ты не привязан рабскими цепями физически, если ты не откровенный идиот, то такой путь возможен. Ибо он в природе человека. На этой оптимистической ноте я и закончу сагу о Творчестве.








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.