Здавалка
Главная | Обратная связь

И опять о развитии - себя и своих векторов.



Вектор саморазвития был затронут в главе «четвертый вектор». Немного напомню и разовью тему. На текущий момент мы имеем 3 мотивационных вектора – стремление к комфорту, стремление к установлению различных отношений и стремление к реализации своего творчества. И как я говорил, это все, что надо человеку. Совокупно эти вектора порождают определенную последовательность конкретных желаний, реализация которых и делает человека счастливым, успешным и всякое такое. Отдельные мотивы могут быть все время примерно одинаковыми, как прием пищи или воды - это обеспечивающие мотивы. Другие по мере реализации меняются – это развивающиеся мотивы. Вот эти изменения мотивации в идеальном случае и составляют идеальное развитие человека к Высшему существу. Или точнее развитие из существа в Высшего Человека. Т.е. просто в реализации своих реальныхмотивов и происходит саморазвитие человека, развитие через действие. Никаких дополнительных усилий для развития не нужно, сплошной естественный процесс.

Но поскольку мы далеко не идеальны, а тем паче живем в еще более не идеальном мире, наши желания как-то не хотят реализовываться сами собой. Хуже того, даже прилагая кучу усилий на поприще отдельных достижений, почему-то результаты, мягко говоря, не очень. Вероятно что-то где-то как-то не так. Вот это «что-то где-то как-то» и приводит к тому, что кроме нужных нам дел в рамках наших экзистенциальных желаний, для продвижения вверх приходится делать еще отдельные дела по некоторому изменению себя. Иногда только эти отдельные дела для повышения собственной эффективности и называют обучением, саморазвитием или личностным ростом. Что не совсем верно.

Развитие личности, ее поведенческой эффективности, а вкупе и развитие мотивационной системы (я недавно писал о разных схемах мотивации), происходит как бы в двух условно отдельных процессах. Часть развития происходит просто в обычной жизни в случае появления и повторения успешного опыта. Но правда особо полезный опыт обычно появляется через преодоление преград. Раньше не хотелось, никогда не делал и соответственно не умел. А сегодня захотелось, сразу сделал, встретились трудности, преодолел, получил эффективный опыт и начал уметь. Соответственно повысил свою эффективность. Это как раз соответствует идеальному случаю саморазвития. И это всегда имеет место у любого человека. Но, к сожалению, только в отдельных случаях.

А бывает и так - что-то захотелось, а сделать не смог. Или так сделал, что только хуже стало. И на следующий раз уже вместе с желанием появляется страх. И для того, чтобы начало получаться придется сначала выполнить подготовку себя, найти лучший метод, попробовать его, поработать со страхами или еще что-то, а только потом сделать в реальной жизни. А можно и не делать, а просто подавить желание, создавая тем самым предпосылки невроза. Так вот, подготовка себя к будущему деланию и есть вторая часть развития личности, происходящая как бы в отрыве от естественных потребностей человека.

Полный цикл сознательного и устойчивого изменения себя, развитие новых полезных навыков или устранение ранее приобретенных тормозов, в реальности почти всегда заключается в последовательности этих двух ступеней. Сначала отдельная подготовка, а потом применение в реальной жизни. Без первой фазы иногда получается обойтись, если обстоятельства благоприятно сложились. Но без второй фазы устойчивых полезных изменений практически не бывает. Отсюда вытекает несколько следствий, которые я считаю значимыми для практического применения. Логику я изложу в виде списка.

ü Саморазвитие с целью саморазвития бессмысленно. Направления саморазвития должны определяться стратегическими целями, в свою очередь вытекающих из объективных векторов развития жизни.

ü Сами цели часто могут носить размытый характер, определяя скорее направление – векторные цели. При этом привязка целей и методов саморазвития к таким векторам может носить характер размытых ожиданий. Но привязка все равно должна быть.

ü Если решил делать что-то для саморазвития, целевое обучение, психопрактики или еще что-то, ответь себе на пару вопросов. Первый - «где я собираюсь применять это в реальной жизни или где я ожидаю положительных изменений?» Второй - «насколько это применение соответствует моей выбранной стратегии?»

ü Если ответов нет или они сформулированы абстрактно, скорее всего изменения не применятся нигде, а значит затраты времени окажутся малополезны. Однако допустимым ответом может быть – «мне это интересно», если конечно действительно испытываешь такую эмоцию В ПРОЦЕССЕ практик. Все интересное развивает. Пока оно интересно.

ü Одной из стратегических целей начального этапа является выход на базовую эффективность в жизни. Отрыв от стада и переход в самоопределение. Именно к этой цели привязывается базовое саморазвитие, как бы оторванное от естественных целей. И одной из целей в базовом саморазвитии есть начать чувствовать свои естественные цели и научится их осознавать. Понимать – чего ты хочешь на самом деле.

ü Если у тебя совсем нет стратегических целей в жизни, заниматься специальным саморазвитием не нужно. Лучше больше времени наслаждаться жизнью, ведь скоро умирать. Да и жить долго тебе тоже не нужно, ведь у твоей жизни нет смысла даже для тебя самого. А под краткосрочные обычные цели жареный петух сам заставит развиться. А если не заставит, то значит эти цели на самом деле тебе не нужны.

Для людей уже находящихся на довольно высоком личностном уровне, нет смысла создавать отдельную стратегическую линию «саморазвитие». На этом уровне развитие происходит автоматически и по большей части непосредственно в ходе реализации практических целей. Такие люди способны «на лету» определять свои неоптимальности, исходя из новых условий или новых целей. И поскольку самый главный эффективный навык, навык учиться, у них очень хорошо развит, то отдельные учебные или развивающие практики у них занимают малую долю времени и сразу внедряются в жизнь. В целом можно говорить о наличии у таких людей комплексной базовой эффективности.

Базовая эффективность так же связана с каждым из трех векторов естественной мотивации. Но связать конкретные развивающие методики с практикой иногда сложно. Логически обосновать можно все, но это довольно бессмысленно. Ваше подсознание все равно не поверит (пока не почувствует), что разминка диафрагмального зажима поможет легче налаживать контакты с противоположным полом. Вы его мнете-мнете, а отношения никак не налаживаются. Просто нужно еще 2-3-4-5 других практик, и тогда все вместе даст нужный системный эффект. Причем отследить какая практика внесла наибольший вклад в конечный результат зачастую невозможно. Итак, если базы эффективности пока нет, появляется отдельное направление – «саморазвитие, как повышение жизненной эффективности».

Естественно в полном смысле эффективность не может быть целью, являясь по своей сути набором методов и свойств личности для достижения самих жизненных целей. Но ввиду того, что для большинства людей достижение базовой жизненной эффективности еще впереди, а вопрос это очень емкий, явно вырисовывается серьезный и отдельный блок дел. Вот я и представил это как отдельную стратегическую цель.

Возможно уже возник вопрос, а может даже легкое раздражение по поводу того, что я уже несколько раз пишу все об одном и том же. «Вот это вот саморазвитие и связанно с естественной мотивацией и отдельно от нее, и вытекает из нее, и еще отдельно присутствует». Я и сам поймал себя на ощущении, что повторяюсь. И подумал – а чего это я действительно? Но немного поразмыслив понял - не просто так. Я видел кучу людей, четко глаголющих о «необходимости развития только практических навыков» и при этом совершающих две критические ошибки. Первая – не хотят делать практики, в которых не видят быстрой пользы. Вторая – тратят кучу времени и денег на обучение с совершенно непонятными им самим целями. Это по сути две крайности в саморазвитии. А поскольку я не хочу, дорогой читатель, чтобы ты пошел по любому из двух ошибочных путей, вот и повторяюсь иногда.

Ладно, ближе к телу. Имеем четвертое стратегическое направление. Оно включает в себя цели, методы и конкретные практики, направленные на:

· Достижение общей базовой эффективности.

· Повышения эффективности в преодолении преград в рамках развития основных векторов.

Таким образом, объемную схему планирования жизни, состоящую из 3 основных векторов и пронизывающего их вектора развития, проецируем в плоский вариант – просто 4 взаимосвязанных вектора. Изумительно выкладывается на бумаге или других «плоских» носителях. Остается вопрос - чем наполнять вектор саморазвития.

В начале книги, начиная с главы «жизнь для себя, или от теории к практике» я довольно подробно расписал направления, которым по моему мнению стоит уделять внимание для собственного развития. Часть из них сразу свяжется с вашими конкретными желаниями, часть будет стоять особняком. Там где лучше понимаете зачем это и насколько актуально, можно сразу брать конкретику и включать в свой «рацион». А с остальными направлениями надо понемножку разбираться, связывать со своими целями и потом уже начинать практики. На начальном этапе важнее вообще начать устойчиво двигаться, даже если не совсем туда или не совсем с пользой. Просто привыкнуть развиваться.

А еще дальше, когда более-менее разберетесь со своими истинными целями по всем базовым векторам, надо определять уже ВСЕ свои неоптимальности по ВСЕМ направлениям. И параллельно надо развивать все необходимое. Вы развиваете себя и благодаря этому становитесь способны развивать свои цели по векторам. В реальной жизни все движение, развитие разных сторон себя, отдельные достижения в рамках стратегических целей и просто блоки пассивного бытия будут происходить последовательно. Но общий процесс должен идти параллельно по всем направлениям, пусть с разной скоростью, но обязательно все. И контролировать (хотя бы не забывать) надо тоже все. Помните про шахматную доску жизни?


8. Вперед, к Своему Пути!







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.