Часть I. Проведение диссертационного исследованияСтр 1 из 75Следующая ⇒
ДИССЕРТАЦИОННОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ МАГИСТРАНТА, АСПИРАНТА, ДОКТОРАНТА
МОСКВА – 2009
УДК ББК Л24
Рецензенты:
Корецкая Л.К. – доктор экономических наук, профессор, директор филиала Всероссийского заочного финансово-экономического института в г.Владимире. Хартанович К.В. – доктор экономических наук, профессор каф. «Управление» Владимирского филиала Российской академии государственной службы.
Лапыгин Ю.Н. Диссертационное исследование магистранта, аспиранта, докторанта. – М.: ВФ РАГС, 2010. - 380 с.
Настоящее пособие дает представление о специфике и месте диссертации магистранта, аспиранта и докторанта в системе научного исследования. В нем выделены этапы исследования, для каждого из которых разработаны ментальные карты, чем пособие выгодно отличается от других изданий. Рассмотрены основные категории и определены методы исследования, среди которых особо выделены эвристические методы поиска решения проблем. Показана процедура движения от проблемы к логике диссертационного исследования. Обозначены рамки, определяющие требования к оформлению результатов исследования, даны примеры оформления документов. Описана процедура защиты результатов диссертационного исследования. Пособие предназначено для исследователей проблем как в учебном процессе магистрантов, аспирантов, докторантов, так и в практической деятельности руководителей и исполнителей поисковых творческих работ.
ISBN Ó Лапыгин Ю.Н., 2010 Ó ВФ РАГС, 2010
СОДЕРЖАНИЕ ВВЕДЕНИЕ.. 6 Часть I. Проведение диссертационного исследования.. 9 Глава 1.1. Общие замечания по проведению диссертационного исследования. 9 Диссертация как научно-квалификационная работа. 9 Специфика диссертаций. 11 Закономерности развития науки и диссертационные исследования. 14 Глава 1.2. Понятийный аппарат диссертации.. 20 Объект и предмет исследования. 20 От проблем к цели. 24 Цель исследования. 26 Актуальность и актуализация. 27 Тема диссертации. 29 Задачи. 31 Научные положения. 32 Научная новизна. 33 Практическая ценность. 37 Достоверность. 38 Глава 1.3. Этапы работы над диссертацией.. 40 Сочетание этапов. 40 Первый этап: описание проблемной ситуации. 43 Второй этап: постановка проблемы исследования. 46 Третий этап: определение целей и методов их достижения. 49 Четвертый этап: генерирование вариантов решения проблемы. 51 Пятый этап: выбор и оформление диссертационного решения. 53 Шестой этап: защита диссертации. 56 Глава 1.4. Аспекты исследования. 58 Структура изложения работы.. 58 Требования к введению понятий. 61 Руководство диссертационным исследованием в стиле «коучинг». 63 Часть II. От проблем к логике диссертационного исследования.. 67 Глава 2.1. Описание проблемной ситуации.. 67 От магистерских вопросов к докторским проблемам.. 67 Проблема как система. 69 Проблемная ситуация. 69 Моделирование проблемной ситуации. 74 Глава 2.2. Постановка проблемы диссертационного исследования. 76 Активный сбор информации. 76 Фактология исследования. 78 История вопроса. 81 Глава 2.3. Диагностические методы исследования проблем.. 82 Зависимости, законы и закономерности. 82 Понятийный аппарат исследования. 85 Методы исследования проблем: анализ решений, интервью и наблюдения. 85 Выявление критической трудности. 89 Метод - «контрольный листок». 90 Приоритетные проблемы и диаграмма Парето. 92 Диаграмма «рыбий скелет». 95 Пять «Почему?». 97 Поле корреляции. 98 Гистограмма. 99 Матричная диаграмма. 100 Глава 2.4. Формулирование проблемы исследования. 102 Острие проблемной ситуации. 102 Структурирование проблемного поля. 106 Постановка цели. 110 Еще раз о научной гипотезе. 112 Глава 2.5. Выбор темы диссертационной работы.. 113 От постановки цели к формулировке темы.. 113 Факторы, влияющие на выбор темы.. 114 Глава 2.6. Структура и логика диссертационной работы.. 115 Концептуальное начало исследования. 115 Процедура построения концепции. 116 Типология структур диссертации. 120 Структура основного содержания диссертации. 122 Часть III. Выбор методов исследования.. 125 Глава 3.1. Общенаучные методы.. 125 Общность методов диссертационных исследований. 125 Диалектическая логика. 127 Принципы.. 127 Глава 3.2. Эмпирические методы.. 128 Наблюдение. 128 Эксперимент.. 130 Глава 3.3. Мысленно-логические методы.. 130 Индукция и дедукция. 130 Методы классификации. 131 Метод доказательства. 132 Метод моделирования. 133 Полемика. 137 Анализ и синтез. 138 Структурный анализ. 141 Глава 3.4. Специфические методы исследования. 142 Метод анализа документов. 142 Метод социологических исследований. 142 Метод тестирования. 142 Метод экспертных оценок. 144 Метод SWOT-анализа. 145 Метод исследования взаимодействия факторов. 147 Идеализация и формализация. 148 Регрессионные методы.. 148 Методы активизации творческого мышления. 150 Глава 3.5. Методы индивидуальной активизации творческого мышления. 154 Компоненты творчества. 154 Трамплины.. 155 Экскурсии. 157 Аналогии. 157 Метафоры.. 159 Ментальные карты.. 159 Бисоциация. 160 Метод Диснея. 161 Слова. 162 Вопросы.. 165 Ментальные провакации. 168 Концептуальное абстрагирование. 170 Методы, использующие карточки. 173 Метод фокальных объектов. 173 Метод гирлянд ассоциаций. 174 Метод морфологического анализа. 177 Метод сценариев. 179 Метод дерева целей. 179 Глава 3.6. Методы выбора решения проблем.. 181 Оценка решений. 181 Выбор решения. 184 Часть VI. Защита диссертации.. 186 Глава 4.1. Оформление результатов исследования. 186 Заключение. 186 Введение. 188 Корректировка диссертационного исследования. 189 Автореферат.. 190 Список литературы.. 194 Приложения. 195 Оформление текста. 197 Глава 4.2. Защита магистерской диссертации.. 211 Требования к окончательному варианту диссертации. 212 Подготовка к защите. 213 Специфика защиты диссертации. 214 Защита магистерской диссертации. 215 Глава 4.3. Защита кандидатской и докторской диссертации.. 217 Подготовка к защите. Документы «до защиты». 217 Рассмотрение работы в диссертационном совете. 219 Публичная защита диссертации. 229 Оформление личного дела диссертанта. 234 Список литературы... 238 Приложения.. 240 СЛОВАРЬ.. 374
ВВЕДЕНИЕ
Экономика страны находится на этапе роста, что побуждает граждан России по разным причинам еще с большим желанием, чем прежде, взяться за написание диссертаций. Но поскольку эта работа разовая или, как говорят, «штучная», постольку возникает много вопросов с реализацией процесса написания и последующей защиты диссертации. Поэтому появление настоящего пособия отчасти обусловлено желанием автора разрешить обозначенную проблему и предложить рекомендации и результаты своих размышлений всем, кто в этом нуждается. Есть и другая причина, по которой необходимость разъяснять своим ученикам одни и те же положения диссертационного исследования заставляет систематизировать знания и опыт методологического характера для последующего облегчения своей участи наставника как руководителя и консультанта диссертационных работ. И, наконец, переход системы высшего образования на трехуровневую форму обучения требует изложения основных моментов научного исследования для магистрантов, как будущих кандидатов и докторов. Кроме того, стремление ВАК России и Рособрназора повысить требования к аттестации научно-педагогических работников для решения благородной задачи - повышения качества человеческого потенциала страны и формирования действительно конкурентоспособ-ных научных и педагогических кадров – требует написания различных учебных пособий по рассматриваемому вопросу. К настоящему времени издано немало пособий и методических рекомендаций по написанию диссертаций, а также документов по оформлению аттестационных материалов. Тем не менее, как показывает опыт, есть необходимость акцентировать внимание на тех положениях, которые недостаточно отражены в методической литературе, нормативных документах и порождают вопросы, без ответов на которые возникают ошибки при подготовке диссертаций и защите диссертационных работ, а также при последующем оформлении соответствующих документов. Пособие предназначено главным образом для магистрантов, аспирантов и докторантов, а также может быть полезно всем, кто принимает участие в творческой работе, связанной с исследованием проблем и поиском их решений. Пособие также адресовано студентам старших курсов и руководителям магистерских и аспирантских диссертационных работ, а также консультантам докторских диссертаций. Рекомендации содержат комментарии ряда положений, которые чаще других вызывают затруднения не только у лиц, осуществляющих диссертационное исследование, но у их руководителей и даже членов диссертационных советов. Учебное пособие подготовлено на основе Положения о порядке присуждения учёных степеней и Положения о диссертационном совете, а также с учетом сложившейся практики деятельности диссертационного совета при Владимирском государственном университете по экономическим наукам. Поэтому отдельные рекомендации несут на себе отпечаток экономических специальностей, но, надеемся, что этот недостаток в незначительной степени повлияет на восприятие основных положений пособия. Пособие состоит из четырех частей: первая представляет собой введение в исследование, вторая раскрывает специфику движения от проблемы к логике исследования, а третья содержит описания методов исследования. Четвертая же часть посвящена оформлению и защите результатов исследования. В начале речь идет об общих сведениях в части проведения диссертационного исследования, где рассматривается понятийный аппарат исследования (объект, предмет, цель, задачи, новизна, практическая ценность и достоверность и др.), а также этапы работы над диссертацией, среди которых выделены такие как: постановка проблемы, формирование целей, определение методов исследования и проведение анализа, генерирование вариантов решения проблемы, выбор решения и защита полученных результатов. Наряду с отмеченными компонентами, в первой части необходимо выделить ментальные карты, построенные для каждого этапа исследования, что будет способствовать лучшему усвоению материала пособия и приобретению навыков системного восприятия информации. В первой части также представлены отличительные характеристики диссертаций магистранта, аспиранта и докторанта, а также рассмотрены аспекты исследования, связанные со структурой работы. Первые этапы исследования рассмотрены во второй главе, начиная от описания проблемной ситуации и последующей постановки проблемы и заканчивая определением логики исследования и структурой диссертационной работы. Методы диссертационного исследования, отраженные в третьей главе, рассмотрены как в части общенаучных, так и эмпирических компонентов. Мысленно-логические методы представлены классическим набором методов: индукции, дедукции, классификации, доказательства, моделирования, анализа и синтеза. Близок к стандартному набору и перечень специфических методов исследования, среди которых можно выделить оригинальную трактовку метода анализа внешней и внутренней среды исследуемого объекта. Системно представлены методы активизации мышления диссертанта, которые собраны из различных источников и могут помочь устранить мнимые препятствия на пути к намеченной цели, создать неожиданные ассоциации, позволяющие найти новое решение проблемы (задачи), образно представить многофакторную ситуацию и удержать ее в поле внимания диссертанта, что позволяет по-новому взглянуть на решаемую задачу (проблему). Кроме того, указанные методы позволяют моделировать ситуацию и упрощать решение сложных задач, активизируя при этом творческое мышление диссертанта. Выработанные решения требуют оценки и выбора, поэтому в пособии предусмотрены адекватные методы, с помощью которых можно успешно завершить начатое исследование. Заключительная часть посвящена специфике оформления результатов диссертационного исследования и рекомендациям по подготовке к защите диссертации как магистрантов, так и аспирантов и докторантов. Представлен обширный нормативный и практический материал по рассматриваемым вопросам, который снабжен примерами, представленными в приложении к пособию. Справочный материал представлен также списком рекомендуемой литературы по различным вопросам диссертационного исследования и словарем, включающим определения 120 слов, чаще других используемых в процессе диссертационного исследования.
Часть I. Проведение диссертационного исследования ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|