Первый этап: описание проблемной ситуации
Описание проблемной ситуации в виде ментальной карты представлено на рисунке 1.13. Разнообразие, к которому стремятся в своем развитии социально-экономические системы, снижает их стабильность и ведет к отклонениям от нормы. Когда указанные отклонения приобретают уродливую форму, то речь ведут о патологии, о возникновении проблемной ситуации. Проблемная ситуация проявляется как рассогласование между целями и возможностями субъектов целеполагания, как условие, порождающее проблему. При описании проблемной ситуации необходимо выявить полный объем знаний о потребности рассматриваемой системы и возможных средствах ее удовлетворения. Проблемные ситуации возникают тогда, когда результаты деятельности не соответствуют желанным целям; когда ранее выработанные, теоретически обоснованные и практически проверенные методы решения не дают должного эффекта или не могут быть использованы; когда в практической деятельности обнаруживаются факты, которые не укладываются в рамки существующих теоретических представлений либо одна из частных теорий вступает в логическое противоречие с более общей теорией или другими областями жизни в пределах данной отрасли знаний. Для того, чтобы лучше разобраться в проблемной ситуации, целесообразно составить ее описание на различных терминологических языках, рассмотреть ее с разных точек зрения. Переформулирование и адаптация информации о проблемной ситуации позволяет построить модель, ядро которой описывает главное противоречие рассматриваемого явления, а второстепенные отклонения от нормы образуют иерархическую структуру, в основе которой лежат причинно-следственные связи между рассматриваемыми проблемами. Анализ имеющейся информации позволяет выявить закономерности изучаемого явления и побуждает начать формировать понятийный аппарат будущего исследования (категории, понятия, определения, собранные в виде картотеки, что ляжет в основу формируемой затем базы данных научного исследования).
Толкование понятий, используемых различными авторами, сопровождается выбором методов, процедур и приемов анализа имеющейся информации. Так, например, по своей природе проблемы социально-экономических систем могут быть представлены тремя классами: встроенными, социокультурными и ситуационными классами проблем. Встроенные в организацию проблемы – это противоречия, присущие организациям: ü между стабильностью организации и ее развитием; ü между целями субъектов целеполагания; ü между формальными и неформальными отношениями; ü между трудом и оплатой труда; ü между текущей эффективностью и стратегическим развитием. Избавиться от этих противоречий полностью невозможно, да в этом и нет необходимости, поскольку именно наличие противоречий является основой развития организаций. Главная задача управления – снять остроту этих проблем. Направить количественную энергию, возникающую на стыках организационных противоречий в русло целевых качественных изменений. Социокультурные проблемы – это проблемы, вызванные средой, в которой находится организация. Под средой в данном случае понимаются привычки, традиции, устоявшиеся взгляды, опыт и т.д. Преодоление этих проблем требует значительного времени оно сродни воспитанию корпоративной культуры, системы ценностей присущей данной организации. Ситуативныепроблемы – это проблемы, связанные с нарушением какой либо функции или связи, зависят от ситуации в организации и ее окружения, поэтому каждый раз разные. Классификация по типу формулировок проблем включает, назывные, причинно-следственные и антитезные: ü назывные – формулировки, состоящие из констатации факта, не содержащего причинно-следственной связи или противоречия, как правило, состоящие только из причинной части, только из следственной части или из части какого-либо противоречия; ü причинно-следственные– формулировки, содержащие четко выраженную причинно-следственную связь; ü антитезные –формулировки, включающие два явления, одновременное существование которых есть нонсенс или признак патологии системы.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|