Здавалка
Главная | Обратная связь

Объект и предмет исследования



 

Ориентиром для выбора предметной области исследования может служить паспорт специальностей ВАК, который содержит не только описание формулы специальности (описание объекта исследований и содержание самих исследований), но и подробно представленные области исследований. В качестве примера в приложении 4 представлены выдержки из паспорта специальностей по экономическим наукам.

Объект исследования — это то, что диссертант намерен изучать (например, такое явление как формирование управленческих команд), а предмет исследования — это указание на особую проблему, которую он собирается поставить и решить (например, распределение ролей в команде).

То есть объект – это та часть окружающих нас явлений, которой занимается исследователь. Так, исследования в области экономических наук проводятся в отношении явлений, объектами в которых выступают социально-экономические системы любого уровня: мирового или народного хозяйства, отраслей народного хозяйства, регионов, предприятий, подразделений или домохозяйств, а также иные типы объектов, представленные на рисунке 1.3.

Так, в качестве объекта исследования можно рассматривать, например, рынок ценных бумаг и его сегменты, причем эти сегменты можно выделить как по территориальному признаку (миррой, уровень страны, региона), так и по виду самих бумаг (акции, государственные казначейские обязательства, облигации).

Объекты в качестве функций хозяйствующих субъектов представляют собой различные компоненты управления и производства товаров и услуг, а также их взаимодействия с компонентами внешней среды: поставщиками, потребителями, конкурентами, местным сообществом, властью и т.д. Хотя объекты в виде функций близки по своему содержанию к объектам, представляющим собой процессы, протекающие в реальной действительности.

 

Так, например, функции, связанные с взаимодействием с конкурентами, можно рассматривать в плоскости процессов, происходящих при таком взаимодействии. Однако здесь есть поле самостоятельных объектов в виде процессов, связанных с изменениями. Примером может служить рассмотрение процессов в виде внутренних реорганизаций и внешних трансформаций (поглощения, присоединения, слияния, выделения, объединения, преобразования, ликвидация).

Совокупность процессов, из которых складывается явление, принято называть механизмом. В качестве механизмов как объектов исследования могут выступать, например, управление собственностью, межбюджетные отношения, принятие решений, а в качестве инструментов, то есть того с помощью чего реализуются эти механизмы, могут выступать, соответственно, институты, трансферты, критерии оценки.

Наконец, в качестве объекта может выступать сама экономическая наука или ее аспекты. В данном случае объектом исследования становится не объективная реальность, а «научная рефлексия об этой реальности»: идеальные модели и схемы методологического характера.

У диссертанта часто возникает желание всячески раздвинуть рамки объекта своего исследования. Такое желание обусловлено познавательным интересом и подхлестывается профессиональными амбициями. Как говорится, чем масштабнее и всестороннее наш объект, тем, кажется, выше статус и значение всего нашего проекта. Но при этом возникают большие трудности как с получением всей необходимой и достоверной для исследования информации и ее обработкой, так и с внедрением полученных результатов. Кроме того, исследователь рискует не уложиться в ограниченное количество страниц текста, раскрывая содержание исследования.

Другая крайность, когда выбирается чрезмерно мелкий объект, ведет к мелкотемью, а, следовательно, к получению частных результатов, которые не всегда можно распространить на реальную действительность. Как отмечает один из старейших председателей диссертационных советов, д.э.н., профессор Бабаев Б.Д. «…ВАК РФ всю свою «сознательную жизнь» борется с мелкотемьем. В нормативных документах понятие мелкотемья толком не объясняется, определение на этот счет - прерогатива диссертационных советов. Обычная, нормальная диссертация может быть развернута. Я лично всегда рекомендую в заключении исследования показывать дальнейшие направления изучения темы»[10], чтобы была видна перспектива продолжения исследования объекта.

Поэтому вопрос о границах объекта исследования важен для диссертанта. Важны также рамки временного ограничения и ограничения места нахождения объекта в границах системы более высокого порядка, чем он сам.

Что же касается предмета исследования, предмет и объект соотносятся как часть и целое: предмет находится в границах объекта и отражает какую-либо его сторону (аспект, свойства, признаки, отношения) объекта, подлежащую исследованию.

То есть то, что выступает предметом в одних исследованиях, в других исследованиях может рассматриваться как объект. Например, в одном случае объект исследования – промышленное предприятие, а предмет - отношения собственности на предприятии, а в другом случае: объект исследования – отношения собственности, а предмет – механизмы распоряжения собственностью.

В экономических диссертациях в качестве предмета исследования могут быть определены: социально-экономические отношения, механизмы развития социально-экономических систем, различные процессы и инструменты.

Очевидно, выигрышным становится сочетания объекта и предмета, когда один из них (а еще лучше - оба) представляют собой новые, неисследованные явления, тогда можно рассчитывать на новизну ожидаемого результата. Но, что делать, если объект и предмет не новы? Во-первых, следует поискать новое сочетание известных объектов и предметов, а во-вторых, определить новые проблемы, разрешение которых обеспечит получение нового результата диссертационного исследования.

 

От проблем к цели

 

Проблема – есть неудовлетворительное состояние системы (социальной, экономической, организационной), некоторое противоречие, требующее разрешения.

В некоторых случаях люди склонны называть проблемами некие симптомы являющиеся признаками существования отклонений от нормы, что в свою очередь и является проблемой, но сами по себе симптомы не содержат противоречий или выраженных причинно-следственных связей. Например, боль в плечевом суставе не обязательно связана с повреждением сустава, а может быть связана с ущемлением нерва между позвонками позвоночника.

Проблемой же является связь между двумя явлениями, содержащая в себе противоречие и носящая деструктивный характер по отношению к целям системы. Например, проблема, связанная с ущемлением позвоночного нерва, возникла по причине гиподинамии, обусловленной сверхурочной продолжительной работой, цель которой заключается в стремлении заработать больше денег для поездки на курорт для лечения больного позвоночника.

Другими словами, проблема – это система, состоящая из противоречий факторов внутренней и внешней среды, проявляющихся в неудовлетворительности совокупности связей, которая сдерживает достижение цели.

Часто формулирование проблемы подменяется указанием на нехватку данных или неполное знание о каком-то явлении реальной действительности.

Таким образом, научная проблема - это такая сумма вопросов, ответ на которые не содержится в накопленных знаниях, а существующее или прогнозируемое противоречия, от разрешения которого зависит развитие процесса, явления, объекта реальной действительности.

Возникает вопрос: что значит, найти новое решение научной задачи, которое придает ей (задаче и ее решению) элемент новизны?

Новое решение научной задачи проявляется в расширении (уточнении) каких-либо ограничений предмета исследования или в поставке новых целей, что позволяет увеличить широту и глубину, или в применении новых методов исследования, или в развитии существующих методов исследования, или доказано преимущество в применении старого метода по новому назначению.

Научная проблема отличается от научной задачи масштабом и глубиной предмета исследования, требуемыми результатами и высокой степенью их научной и практической значимости.

Возникновение той или иной научной задачи устанавливается на основе изучения теоретических и практических потребностей.

Практическая задача отражает объективно существующую, складывающуюся или потенциально возможную суть некоторого противоречия экономического, организационного, правового или социального характера. Например, противоречие между потребностью развития экономической системы организации и возможностью ресурсного обеспечения её развития. Практическое противоречие вынуждает обращаться к имеющемуся научному аппарату или создавать новый методический инструментарий в интересах поиска способа решения практической задачи.

Научная задача состоит в создании новой теории, методологии и методик, а также научного обоснования решений, вносящих значительный вклад в экономику страны.

Научную задачу можно определить как сочетание предмета исследования и ожидаемого, гипотетического научного результата.

Гипотеза строится на основе результатов изучения относящихся к предмету исследования литературных источников. При этом используются устоявшиеся схемы, модели и ключевые слова из проблемной области.

Гипотеза, прежде всего — это предположение о наличии и характере связей между признаками, будь то каузальная, функциональная или еще какая-нибудь связь. Но в гипотезе не просто должна фиксироваться связь между двумя и большим числом признаков, но и должен содержаться объясняющий компонент (см. рис. 1.4).

Специфика гипотетических высказываний состоит в том, что они предлагают модель или прообраз решения проблемы (задачи). Они указывают первоначальное направление, по которому можно пройти первые шаги, еще не осознавая в полной мере всех последствий сделанного выбора.

Формулировка научной задачи, конкретизирующая предмет исследования и ожидаемый (требуемый) научный результат, называется постановкой научной задачи. Научная Задача ставится с учетом всех допущений, ограничений, предпосылок и т.п.

Диссертант при проведении исследований должен периодически возвращаться к работе над формулировкой научной проблемы или задачи, внося необходимые коррективы, чтобы, в конце концов, правильно и четко ее сформулировать.

 

 

 


Рис. 1.4. Требование к построению гипотез

 

Правильно сформулированная проблема позволяет перейти к определению цели диссертационного исследования. Определение цели с позиций системного подхода звучит так – это субъективный образ (абстрактная модель) несуществующего, но желаемого состояния среды, которое решило бы возникшую проблему.

 

Цель исследования

 

Итак, цель диссертационного исследования направлена на решение сформулированной проблемы, лежащей в основе предмета исследования, находящегося в рамках объекта того же исследования, что ориентирует само исследование на получение новых результатов (см. рис. 1.5).

В соответствие с классикой системного подхода в качестве критериев оценки формулировок целей могут выступать эффективность, реализуемость (практичность), гибкость, измеримость (конкретность).

Цель должна быть ориентирована на удовлетворение практической потребности, в имя которой осуществляется решение актуальной задачи (для кандидатской и магистерской диссертации) или ведется теоретическое обобщение и решение крупной научной проблемы (для докторской диссертации).

Формулировка цели исследования обычно начинается словами «разработать методику (модель, инструменты, методы, механизмы, способы, критерии, требования, основы и т.п.) или обосновать.... или выявить ...» и отражает актуальность исследования.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.