Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 3.2. Эмпирические методы



Наблюдение

Наблюдение представляет собой элементарный познавательный процесс и определяется как целенаправленное, организованное, систематическое восприятие предметов и явлений внешнего мира. Научное наблюдение характеризуется связью с решением определенной теоретической или практической задачи, отличается планомерным, организованным характером.

Наблюдения можно представить сочетанием диагностического наблюдения, стороннего наблюдения и диагностики по слабым сигналам (см. рис. 3.2).

Сторонние наблюдения за основными группами влияния (стейкхолдерами), определяющими перспективу развития объекта. Наблюдения за контрагентами объекта осуществляется путем прямого контакта исследователя с указанными группами контрагентов, если возможность позволяет это сделать. Сторонние наблюдения за процессами направлены на анализ взаимодействия объекта с внешней для него средой.

Диагностика по слабым сигналам[42], основана на том положении, что объект, не улавливают часть информации, свидетельствующей о предстоящих возможных неприятностях. Да и сама поступающая информация, как правило, не является полной и точной.

 


►Включенное   ►За стейкхолдерами   ►От объекта  
►Участвующее   ►За контрагентами   ►От коллег  
►Проблематизирующее   ►За процессами   ►Из внешней среды  

 

Рис. 3.2. Структурная схема видов наблюдений

 

Диагностическое наблюдение еще называют активным наблюдением потому, что исследователь сам включается в процессы функционирования исследуемого объекта и на собственном опыте выясняет причинно-следственные связи проблем.

При включенном наблюдении исследователь принимает на себя какую-либо роль, обусловленную спецификой предмета исследования.

Участвующее наблюдение основано на том, что исследователь берется за выполнение какой-то деятельности в рамках объекта исследования для того, чтобы самому лучше понять специфику функционирования объекта.

При проблематизирующем наблюдении исследователь намеренно создает трудности для исследуемого объекта с тем, чтобы проследить за его реакцией.

 

Эксперимент

 

Диагностическое наблюдение сродни эксперименту, поскольку эксперимент[43], в отличие от наблюдения, характеризуется активным вмешательством исследователя в ход изучаемых процессов и явлений, в положение изучаемых объектов. В результате исследователь получает новые научные факты, не имеющие теоретического объяснения. Самым убедительным экспериментом является натурный эксперимент. Если изучаемый объект отличается большими масштабами, то приходится прибегать к моделированию.

Эксперимент может быть модельным, мысленным и реальным. Первый проводится по специально разработанной модели, отражающей объективные зависимости, существующие в объекте исследования. Этой модели задают различные параметры, и она показывает поведение объекта при их изменении. Разные варианты такого поведения позволяют объяснять явления, устанавливать новые зависимости, предсказывать возможные тенденции. Мысленный эксперимент представляет собой экспериментирование в мышлении, построение мышления по принципу «а что если...». Его эффективность зависит от соотношения объема и структуры знаний человека, их достаточной концентрации, индивидуальных способностей к творческой деятельности, овладения методологией мысленного экспериментирования.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.