Здавалка
Главная | Обратная связь

Тендерные проявления раннего алкоголизма



В данной работе приводятся результаты специализированного наркологичесого центра (А.Ю.Егоров,

2001).

Обобщая опыт работы своего центра, автор на основе изучения аддиктивных подростков и юношей (15-20 лет) отмечает, что за трехлетний Период в составе реабилитационной группы юноши составили 63.8% (46 человеку, девушки соответственно 36.2% (22 человека). Диагноз хронический алкоголизм был поставлен 40 человекам (58,8%), у остальных прием спиртного не достигал уровня алкоголизма и расценивался как ранняя алкоголизация (бытовое пьянство). Среди алкоголиков юноши составляли 75% (30 человек), девушки 25% (10 человек). При этом хронический алкоголизм 1-й стадии был установлен у 30 человек (75% от общего числа алкоголиков, 20 юношей, 10 девушек). Критериями постановки диагноза хронического алкоголизма 1-й стадии были:

1) появление психической зависимости (тяга к спиртному,
снижение количественного и ситуационного контроля при
алкоголизации): 2) повышение толерантности: 3) утрата
рвотного рефлекса; 4) утренняя анорексия: 5) амнезии и
палимсесты опьянения. Алкоголизм 2-й стадии был выявлен у
10 человек (25%, все юноши) и ставился на основании
следующих критериев: 1) появление абстинентного синдрома:

2) формирование псевдозапоев (продолжительность 2 дня и
более); 3) практически не изменяющаяся высокая
толерантность; 4) утяжеление симптомов первой стадии. Таким
образом, соотношение между юношами и девушками, которьм
ставился диагноз раннего алкоголизма, было 4:1.

Существенные различия в типе употребляемых спиртных напитков позволили разделить подростков на две группы. Первую группу составили лица, предпочитающие, в основном, слабоалкогольные напитки: как правило, крепкие (до 8-9%


чистого алкоголя) сорта пива и джин-тоника, реже сухие вина. В эту группу вошло абсолютное большинство подростков - 73.5% (50 человек, 30 юношей и 20 девушек). У половины из них (16 юношей и 9 девушек) размеры пьянства достигали критериев диагноза алкоголизма 1-й стадии. Таким образом, соотношение юношей и девушек, злоупотреблявших легкими алкогольными напитками, было 3:2, а среди больных алкоголизмом из этой группы — менее 2:1. Эти данные свидетельствуют об увеличении доли девушек, злоупотребляющих легкими алкогольными напитками.

Суточная толерантность предпочитающих слабые алкоголь­ные напитки составляла в среднем 5-6 бутылок пива или 7-8 банок (по 0,33 л) джин-тоника, что эквивалентно более 200 мл чистого алкоголя. Суточная толерантность у юношей и девушек практически не различалась. Почти все подростки данной группы, как отмечает А.Ю.Егоров, сообщали, что желание выпить обычно возникает у них в компании сверстников. Такой характер употребления спиртного указывает на наличие групповой психической зависимости у данных подростков. Примечательно, что подростки, предпочитавшие легкие спиртные напитки, в 100% случаев отрицали существование проблемы, связанной с алкоголизацией, и представляли наибольшую сложность в коррекции алкогольной аддикции.

Вторую группу составили подростки, предпочитающие дистилляты или крепкие спиртные напитки (в абсолютном большинстве водку). Их оказалось меньшинство — 26,5% (18 человек, из них 16 юношей и 2 девушки). Диагноз алкоголизма (в эту группу вошли и все больные со 2-й стадией заболевания) был поставлен 12 юношам и обеим девушкам (88,8%), предпочитавшим крепкие напитки. Толерантность предпочитающих крепкие алкогольные напитки составила 200-350 мл водки в сутки, что в пересчете на чистый алкоголь оказалось менее 100-150 мл. Предпочитающие крепкие напитки обычно употребляли их в небольших компаниях (2-3 человека), на днях рождениях и в одиночку.

Оценивая современное состояние проблемы ранней алкоголизации и алкоголизма, А.Ю.Егоровым были сделаны следующие предварительные выводы.


 

1. Современные подростки предпочитают легкие
алкогольные напитки, которые они могут сочетать с «легкими»
наркотиками и транквилизаторами. Это является важной
особенностью аддиктивного поведения на современном этапе.

2. Соотношение юношей и девушек среди
злоупотребляющих легкими спиртными напитками снижается,
что свидетельствует о вероятном росте женского алкоголизма в
будущем.

3. Среднесуточное количество употребляемых легких
алкогольных напитков достаточно велико (более 200 мл чистого
алкоголя) и превышает таковое у злоупотребляющих крепкими
напитками (100-150 мл). Это может способствовать быстрому
переходу аддиктивного поведения в алкоголизм или иной вид
зависимости (при сочетанном употреблении алкоголя и
наркотиков).

4. Полная анозогнозия, отмечающаяся у подростков,
употребляющих легкие виды спиртного, требует разработки
современных подходов профилактики и психотерапии этой
формы ранней алкоголизации.

2.2.1.6. Личностные особенности алкогольных аддиктов

! В ряде работ проводится

сопоставлениебхарактерологических С особенностей алкогольных аддиктов с у различной динамикой развития алкоголизма. Так, Н.Н.Иванцова, Е.С.Меныпиова (1985) из четырех выделенных типических групп (гипертимных, стеничных, астеничных, истероидно-возбудимых) лишь в последней обнаружили самую быструю алкогольную динамику если в первых трех группах развитие алкоголизма наблюдается в временном интервале от 6 до 15 лет после первых попыток употребления алкоголя, то в последней - через 1,5-3 года.

Эту группу составляют люди с истероидно-возбудимыми чертами характера. Для них характерны: демонстративность поведения, стремление обратить на себя внимание, эмоциональная неустойчивость, сниженный контроль над


своими поступками, беспечность, легкость в решении любых вопросов, повышенное самомнение. Свои желания они стремятся выполнить в кратчайшие сроки, без адекватного учета окружающей обстановки. Индивидуальной особенностью этих подростков является открытое пренебрежение к принятым в обществе моральным нормам. Систематическое употребление алкоголя у них начинается в 17-20 лет.

Отмеченные характеристики находят подтверждение в работах Г.Е.Барнес (1979), связанных с изучением личностных особенностей подростков-алкоголиков, и отражены в таблице 4.

Некоторые авторы среди детерминант аддиктивного поведения выделяют и ряд личностных особенностей. Так, например, А.Е.Личко (1985)особую роль в развитии аддиктивности отводил типам акцентуации характера. По утверждению А.Е.Личко именно акцентуанты неустойчивого круга наиболее подвержены риску развития аддиктивного поведения в целом, поскольку именно у них наиболее развита реакция группирования со сверстниками. В более поздних исследованиях особенностей акцентуаций характера подростков с аддиктивным поведением и наркоманией было выявлено преобладание эпилептоидного и истероидного типа (Рузиков и др., 1993). В последних публикациях появились сообщения о преобладании гипертимных и конформных акцентуантов, наряду с эпилептоидными, в наркотизирующейся подростковой популяции (Романов, Горпиенко, 2001). Появились исследования, где приводятся данные о преобладании различных типов акцентуаций при разных формах наркомании: среди больных эфедроновой наркоманией чаще всего встречаются астероидные акцентуанты, а среди опийных наркоманов — эпилептоидные (Штакельберг, 1999).

Среди интегральных личностных особенностей, оказывающих влияние на развитие аддиктивности Ц.П.Короленко (1991) особое местоследующим разноуровневым фактиорам:

Сниженная переносимость трудностей. Обуславливается наличием гедонистической установки (стремлением к немедленному получению удовольствия, удовлетворению своих желаний). Если желания аддиктов не удовлетворяются, они


реагируют либо вспышками негативных эмоций, либо уходом от появившихся проблем. Это сочетается с повышенной обидчивостью, подозрительностью, что влечет за собой частые

конфликты.

Таблица 4







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.