РЕКЛАМА, ЖУРНАЛИСТИКА И ПАБЛИК РИЛЕЙШНЗ
(СВЯЗИ C ОБЩЕСТВЕННОСТЬЮ)
Реклама тесно связана c другими социальными институтами и прежде всего — c журналистикой. Гaзеты, жypналы, телевидение, радио — наиболее массовые каналы передачи рекламной информации, хотя существуют и другие средства рекламы: почтовая (директ мейл), наружная (щиты, витрины, афиши), реклама на транспорте, световая, сувенирная, шоу-реклама и т.д. Иногда реклама может и покрывать журналистику, когда предметом рекламы становится то или иное издание, теле- или радиопрограмма. Журналистика выполняет важнейшие oбщественные задачи: накапливать, хранить и, главное, передавать информацию, контактируя c аудиторией; выполнять функцию социального управления, воздействуя на сознание и поведение аудитории (регламентируя, контролируя, оценивая); объединять членов общества в единую информационную структуру; актулизировать знания массовой аудитории; моделировать картину мира; пропагандировать все, что достойно развития; реализовывать идеологические функции; наконец, развлекать... Сегодня иныe работники пера и микрофона, c гордостью называющие себя профессионалами, таковыми по сути не являются, поскольку; освоив лишь технологию, пpиeмы журнализма, они используют средствами массовой информации для выполнения совсем других, пoдчас противоположных журналистике задач: имеются в виду скрытaя реклама, «черные ПР», «чернaя пропаганда». Со скрытой рекламой как будто все ясно —она запрещена законом (хотя и не сформулировано достаточно четко ее определение), a потому отследить закaзные, тайнo оплаченные публикации неoбыкновеннo трудно. Что же касается «черных ПР», то здесь следует заметить следующее: подлинные связи с общественностью только и могут быть «белыми», в противном случае следует говорить o неких нечистоплотных (политических прежде всего) технологиях и т.п.. Пропаганда также не является изобретением социалистической или коммунистической идеологии, ее история насчитывает многие века, и как метод убеждения, распространения знаний пропаганда вполне допустима, a порой и необходима, если мы ведем речь об общественно значимых, общественно полезныx явлениях. K сожалению, довольно часто объединяют рекламу и паблик рилейшнз (связи c общественностью). Президент Российской ассоциации по связям c общественностью, профессор Александр Борисов, так писал по этому поводу: «Существует мнение, что паблик рилейшнз —это та же реклама, только неагрессивная, информативная, рациональная. C исторической точки зрения, ПР действительно рождались как ответвление рекламного дела. Если взять организационную сторону, то ПР также близки к рекламе. Вместе c ней они нередко являются частями большого информационного холдинга. Однако c точки зрения содержания y ПР существуют серьезные различия с реклaмным бизнесом. Реклама — это информационная «атака» по площадям. Она некритична и обрaбатывает большие аудитории без учета отдельных групп общественного мнения, предлагая товары и услуги тем. кому они порой совсем не нужны. Именно c этим связан раздражающий эффект, котoрый часто сопутствует рекламе. ПР действуют по-другому. Формирование благоприятного общественного мнения происходит точечным методом, когда определенной группе предлагается именно та информация, которая ей интересна и необxодима» . Еще в 1986 году пиармены обратились к друзьям-рекламистам, издав «Манифест паблик рилейшнз», где и были сформулированы основные различия между рекламой и ПР. «Вы — не мы, a мы — не вы. Цели и области деятельности у вас и y нас столь же различны, сколь различны наши действия и языки, на которых мы говорим. Вы воздействуете на потенциальных потребителей и пользователей, чтобы постараться превратить их в реaльных покупателей товаров, рекламу которых вам заказали. Мы воздействуем на всю совокупность аудиторий, кoторые затрагивает деятельность и функции компании, рассматривая эти аудитории в качестве партнеров, чье поведение может затормозить развитие этой компании или способствовать ему. Вы проектируете имидж марки» товара, вызывающий желание и порождающий мотивации к покупке. Мы проектируем институциональный имидж» компании, чтобы показать, что она собой представляет, что делает и как старается ответить на ожидания своих партнеров, дабы вызвать взаимное доверие. Вы метитe в «целевые группы». Мы ведем диалог с аудиториями. Вы позиционируете товар и его марку. Вы — один из главных инструментов маркетинга. Мы —обязательный инструмент менеджмента. Вы — стратегия желания, порождающая мотивацию к покупке. Мы — стратегия доверия, обеспечивающая консолидацию и причастность. Вот почему y peкламы и паблик рилeйшнз paзные области деятельности, разныe языки и разные метoды действия. Формирование желания и завоевание доверия — две рaзные вещи, но обе нeобходимые для успешного функционирования компании. Ничто не противопоставляет нас друг другу. Но все отличает нас друг от друга. Мы — не вы. Вы — не мы. Но и вы , и мы paзными путями, которыe не следует смешивать, способствуем успеxу компании». Тем не менее, реклама —одно из средств связи с общественностью, любая эффективная рекламная кампания обладает ПР-эффектом (c другой стороны, и среди разновидностей рекламы существует реклама типа ПР ). Паблик рилейшнз противопоставляют пропаганде, одному из средств журналистики. Зaпадные yченые при этом ссылаются на Геббельса, заявлявшего, что «переубеждение не входит в задачи пропаганды, ее функция —привлечь сторонников и держать их в подчинении...». ПР же признают долговременную ответственность и стремятся убедить и достичь взаимопонимания через добровольное принятие мнений, и идей. ПР могут быть успешными только тогда, когда они основаны на этических нормах и когда они осуществляются честными средствами... Помимо того, что ПР всегда должны быть этичными, они никогда не должны быть негативными». И все же ПР тесно связаны c журналистикой, ведь даже первая ПР-кампа ния прошла в журнале. Это было в 1902 году, когда в печати появилась серия статей Иды M. Тарбелл «История Стандарт Ойл Компани». Неслучайно в последнее время актуализировался вопрос об определении понятии «реклама», «связи с общественностью» (PR; ПР) и «журналистика», точнее o разделении сфер влияния означенных выше социальных институтов и видов деятельности. Непонимание специфики каждого из ознaченных социaльных институтов, смещение видов деятельности мешает их развитию, порой дискредитирует в глазах общества, затрудняет работу практиков. Действительно многое объединяет рекламу, ПР и журналистику, и прежде всего — общая история. Среди причин возникновения журналистики традиционно выдeляют и кoнкypeнцию, ведь исторически журналистика возникла для удовлетворения потребности не только в политической, но и в экономической информации (в XVI веке в крупнейших торговых центрах Евpопы появились бюллетени, которые наряду c новостями политического характера, сообщениями об эпидемиях, действиях пиратов, содержали сведения о состоянии торгoвых путей). Исследователи указывают на существование пражурналистики, связывая ее c деятельностью церковных проповедникoв, гонцов-глашатaев, герольдов, ораторов. В этом смысле можно говорить и о прарекламе, устной рекламе, но все же начало современной реклaмы правильнее связывать с появлением газет и журналов. Реклама как особая целенаправленная, системная деятельность стала приобретать устойчивыe фoрмы, когда обратилась к письменному, печатному слову, к изображению. Изучая рекламу мы не можем пройти мимо специфики изобразительной деятельности — одной из наиболее древних форм проявления человеческой сущности. Синтез изобразительной и речевой деятельности (двух видов коммуникативной деятельности) привел к появлению письменности. Если учесть, что к видам человеческой деятельности мы относим преобразовательную, познавательную, ценностно-ориентационную, коммуникативную, то изoбразительную деятельность следует представить как органичное слияние пepечисленных видов; и это — специфический вид, a не просто сумма видов деятельности . Можно спорить о том, считать ли одним из первых пиарменов Платона, который высказывался за умaлчивание невыгоднoй информации в интересах государства. Или его ученика Аристотеля, связавшего политику c риторикой — искусством ораторской речи, умением убеждать, применяя особую систему доказательств. Можно поразмышлять над вопросом, не лежат ли истоки ПР в школе софистов, которые придавали особое значение искусству аргументации (хотя, к примеру, Протагор считал, что для софистов главной была не истина, а успех в споре и политическая выго да)... Интересными в этом плане становятся и жанры тенденциозной биографии, панегирика, получившие развитие в Античной Греции и Риме, a также листовки, трaктаты эпохи Реформации, котоpые вряд ли проходят по разряду чистой жypнaлистики. Не следует ли из всего сказанного, что связи с общественностью, оформившись как социальный институт в ХХ Веке, имеют более длительную историю, возможно, не менее богатую, чем журналистика и реклама?.. Например, творец римской военной монархии и централизации управления Юлий Цезарь основал первое учреждение, напоминающее скорее не газету, a систему бюллетеней, по содержанию и форме подoбных нынешним пресс-релизам — продуктам деятельности ПР-служб или пресс-центров. Цeзарь же предписал выпускать краткие протоколы сенатских заседаний и решений, известия o ходе народных собраний — знаменитые Acta Senatus». Во второй Половине XVI века рaзличные извещения (придворные новости, сообщения c Театра войн, сведения o ходе реформации, расскaзы o политических предсказаниях, землетрясениях, нeбeсных явлениях И др.) стали регулярно готовиться корреспондентами государей, членами городского совета,видными купцами.9 Еще раньше, в XV веке, венецианский Совет организовал составление известий o cобытиях и Их рассылку в циркулярныx депешах своим посланникам за рубежом. C официальныx сообщений делались копии, которые предназначались знатным венецианцам. Такая избирательная «точечность воздействия>>соответствует современному характеру ПР-деятельности. Примечательно, что как только сообщения, перeдаваемые корреспондентами (novellanti), стали содержать неприятныe для курии факты и в них появилась оценка, описание авиз было строго воспрещeно, И тому, кто продолжал этим заниматься, грозило клеймение и ссылка на галеры>>.10 То есть как только деятельность новеллантов приближалась к журналистике, власти предержащие стремились ограничить ее. Бесцензурныe, ориентированные на узкий круг читателей рукописные гaзеты, предшествовавшие в США и Австралии печатным, становились основами печaтных листков с хaрактeрными названиями — «Brief» и «Relation» (их можно сравнить И c летучими реклaмными листками). B европейских городах в вдогазетную эпоху» информация доводилась до народа на площадях — декларации и воззвания зaчитывались или вывешивались на стенах административныx зданий. Но личные, деловые или политические новости передавались преимущественно в письмах, и свое образной преджурналисткой или ПР-формой выступaли ежедневны е бюллетени, так нaзываемыe «письма-газеты».11 обращения-листовки Мартина Лютера К христианскому дворянству германской нации», 0 свободе христиан» можно в равной степени отнести и к письменной публицистике, и к форме ПР-воздействия. Кайзеровские «ординари-пост» начала XVII века, содержащие дипломатические и политические новости, Также не являлись газетами в чистом виде еще и потому, что в роли авторов выступaли Не специaльные кoрреспонденты, a дипломаты, офицеры, госсекретари, готовившие и передававшие информацию c совершенно определенными целями. Новый для России социaльный институт —связи с общественностью —постепенно адаптируется в нашу Действительность. Хотя существует и прямо противоположное мнение, связанное с критикой социального устройства: ПР в России, с ее авторитарными традициями, перманентным нежеланием властей учитывать общественное мнение и т.п., пока еще не сформировались. Есть лишь карикатурное их воспроизведение («черные ПP»), Далекое от таких устоявшихся на западе принципов, как правдивость, уважительность, открытость, информационная своевременность п социальная ответственность.12 Считается, что общество сначала должно достигнуть определенного этапа зрелости, когда роль общественного мнения велика и действенна, когда власть считается с народом, когда демократия, парламентаризм, всеобщее избирательное право суть реaльность, а не декларация. Когда на деле реализуется лозунг свободы печати и информации, когда развита система СМИ... здесь есть над чем поразмыслить, ведь связи, отношения с общественностью, как было показано выше, существовали и существуют при любом режиме, но ПР в качестве социального института, характеризующегося определенными целью И задачами, видами, функциями и принципами деятельности, набором профессий, научных и yчебных дисциплин, инфраструктурой и т.д., оптимизируют свою деятельность лишь в условиях демократической системы и рынoчной экономики. Конечно, мы еще очень далеки от pеaльных ПР, когда, к примеру, руководство организации не ограничивается односторонним коммуникационным процессом — созданием паблисити, распространением информации или только «убеждающей коммуникацией», a использует эти методы комплексно, привлекaя лидеров общественного мнения, создавая управляемую систему, отвечающую на запросы Общественности. Россию сегодня критикуют многие, a более всего мы сами, поскольку лишь незрячий можeт не заметить Тех уродливых перекосов, которые происходят в политической, экономической И духовной сферах. И все же надо быть законченным пессимистом, чтобы отказать нашейстране в будущем, чтобы не отметить пусть зачатки, всего лишь ростки того нового, что должно принести плоды уже в следующем десятилетии. Не следует думать, что прежде y нас не управляли общественным мнением (управляли, да еще как!), но эта деятельность не заключалась в законодательиые рамки и «организaционныe формы». Да, у нас эффективно действовал институт пропaганды, но не было таких профессий, как специалист по управлению кризисами или специалист по стратегическому планированию. Не рассматривались в Системе такие произведения, как пресс-релиз, информационное письмо, доклад, сценарий пресс-конференции и хр. — в системе, используемой для создания управляемого имиджа, направленной на идеолoгию, мировоззрение, моду, стиль и т.п.13 Не выдeлялись связи с общественностью и в отдельную сферу науки, совокупность учебных дисциплин... Но настал момент, когда и российское общество обнаружило потребность в институте («установлении», «учреждении»), который взял бы на себя обязанности по решению сложнейших задач, стоящих перед гражданским обществом, и Среди них — изучение общественного мнения, прогнозирование кризисов, формирование имиджа. ПP как часть маркетинговых мероприятий уже окaзывают влияние на пpавитeльственныe, деловые круги и население. B провинции этот процесс идет сложнее. Если индустрия реклaмы здесь бурно развивается (цели, методы продажи продукции и услуг прояснены), то полезность «продажи» имиджа, формирования паблисити пока еще не осознана до конца руководителями различных уровней. B организациях есть люди, в той или иной Мере занимающиеся мониторингом, консультирующие руководство по рaзличным проблемам, в том числе и кризисного свойства, отвечающие за связь c прессой, но характер их деятельности настолько аморфен, a CTaTye не Определен, что зачастую вредит имиджу самого Искусства и науки установления двусторонних отношений(C. Блэк). Пepвые службы по связям с общественностью в России появились лет .десять назад. Это были специальные отделы в госструктурах, небольшие консалтинговые агентства. затем, c образованием в 1992 году РАСО, активизировался процесс обучения начинающих пиарменов (особое внимание vделялось западному опыту в области рекламных и ПР-технологий). B последние годы эксперты отмечают бypный всплеск ПР-деятельности, и то, что часть pеклaмных бюджетов перетекла в эту сферу. Опросы показали, что почти три четверти серьезных предпринимательских структур нуждаются в такого рода услугах, но не домеряют существующим агентствам. Видимо, это связано прежде всего с этическими моментами, коммерческой тайной — не слyчайно, например, крупнейшие банки организуют собствен ные НР-отделы, направляют на учебу своих работников (благо, все больше и больше вузов начинает подготовку таких специалистов). Нередко возникают конфликтные ситуации при неразличении журналистских, рекламных или НР-мaтериaлов. Представители предприятий, организаций, учреждений нуждаются в журналистах, которые бы подготовили для печати статьи c рассказом об их деятельности. Как правило, заказчики подразумевают под статьями>> лишь журналистскую форму, но не содержание, опирающееся на объективный анализ ситуации. Если заказчик оплачивает будущую публикацию, тo он вправе требовать хвалебный материал (реклама по определению пристрастна), нов этом случае и редакция, формализовав Отношения с клиентом, должна идентифицировать публикацию как рекламную (пометка на правах рекламы» и т.п.), дабы не вводить читателя в заблуждение. Все участники договора должны действовать по закону. Если организация, добившаяся определенных успехов, нуждается в паблисити, она вправе подготовить с помощью журналиста статью, интервью, пресс-релиз для распространения в редакциях, где по своему усмотрению могут либо напечатать полyченные материалы, либо использовать приведенные в них факты для собственных публикаций. Журналист может сам выйти на фирму и, убедившись, что ее деятельность заслуживает публичного внимания, подготовить плановый редакционный материал. Проблема сегодня заключается в том, что пиaрмены не всегда ясно представляют себе цели И задачи свoей деятельности, а потому нередко ошибаются и в выборе Методов, средств, приемов и Т.Д. Ведь можно нацеливaться на создание деловой репутации клиента в глазах общественности и предупреждать (ограждать) его от возможных ошибок, a можно любыми путями пытаться сохранить лицо заказчика, даже если он во имя своих интересов игнорирует интересы общества_ Одни разыскивают или создают компромат на явных и потенциальных соперников, допуская слив негатива» в СМИ, другие же, формируя имидж компании, подчеркивают социальную значимость осуществляемых ею проектов_ Этика рекламной и ПР-дeятельности — тема особого разговора, хотя следует сразу же заметить: этический принцип Является в последнем случае особо важным, поскольку связи с общественностью тpактуются как кoдекс цивилизованных отношений фирмы c фирмами, фирмы c партнерами, фирмы c потребителями. Достижение «взаимной гармонии» Невозможно без взаимного уважения. Тем более, что это облегчает выполнение специфических задач — таких как амортизация инфоpмационных ударов, прогнозирование острых ситуаций, управление кризисами, сведение воедино противоречивых интересов и др. Честность же проявляется уже на стадии разделения сфер влияния ПР, рекламы и журналистики, начинающейся c осознания целей: y ПР —это создание имиджа и управление им, y рекламы — создание побудительных мотивов для увеличения спроса на товар или услугу, y журналистики —отрaжение событийной каpтины мира, объективный анализ социaльных проблем. Важно определиться и c объектом: y ПР — репутация, в рекламе —товар (услуга), в журналистике — социальная информация. Таким же образом уточняется специфика каждого из перечисленных видов Деятельности по другим критериям: · функции (реклама — информационно-воздействующая, социально-ориентирующая, экономико-стимулирyющaя, эстетика-просветительская; журналистика — коммуникативная, информационная, ценностно-ориентирующая, социально-организаторская, психологического регулирования; ПР — коммуникативная, информационная, консультационная, прогнозирующая); · типовые канaлы воздействия (реклама — СМИ, наружная, сувенирная, почтовая и др. реклама; журналистика — СМИ, бюллетени; ПР —СМИ, конференции, брифинги, фeстивaли и т.п.); · постановка задач, заказчик (реклама —отдел предприятия, организации, отвечающий за реализашно товара; журналистика —общество, общественность, владелец, издатель, учредите/Из; ПР — руководитель предприятия, региона, лидер организации); · характер труда u приемы исчисления субъектов деятельности (реклама — производственно-творческий, индивидуально-коллективный; журналистика — индивидуaльно-коллективный, производственно-творческий; ПР —производственно-творческий, индивидуально-коллективный); · основные методы (реклама — внушение (убеждение); журналистика —убеждение (внушение); ПР — убеждение, внушение); · ключевые профессии (реклама — менеджер, агент, копирайтeр (характер мышления по преимуществу прагматический); журналистика —коррeспoндент, редактор (характер мышления субъекта деятельности по преимуществу индивидуализированный); ПР — специалист по связям со СМИ, специалист по разрешению конфликтов, имиджмейкер (характер мышления по преимуществу нормативный)); произведения (реклама — модульные и рубричные газетно-жypнaльные объявления, теле- и радиоролики, разработки рекламных кампаний и др.; журналистика — информационные, аналитические, худо жественнo-публицистические публикации; ПР — пресс-релизы, инфopмационные письма, доклады, сценарии пресс-конференций, разработки ПР-кампаний;); • аудитория (реклама — дискретная доставка коммерческой информации аудитории через посредников (СМИ) или через специaльные рекламные канaлы c ориентацией на целевую группу воздействия; журналистика — систематическое информирование массовойаудитории c ориентацией на «читательское ядро»; ПР — систематическое информирование определeнной части аудитории —явно выраженная целевая группа воздействия — через посредников: редакции, агентства новостей или в процессе специальных ПP-акций). Это облегчает и классифицирование видов профессиональной деятельности: в ПР — информационно-творческая, информационно-коммуникационная, информационно-аналитическая, информационно-управленческая, информационно-социологическая и др.; в рекламе — маркетингово-рекламная, рекламно-управленческая, рекламно-торговая, рекламно-производствeннaя, художественно-творческая, рекламно-информационная, культурно-просветительская, аналитическая, научно-исследовательская, экспертно-консультащдонная; в жуpналистике — авторская, организаторская, редакторская, прoграммиpующая, пpoизводственно-технологическая. Завершая разговор o роли рекламы в современном обществе, о ее связи c ПР и журналистикой, акцентируем внимание еще на одном моменте: Ответственности рекламы, всех участников рекламного процесса перед обществом, Ведь мы сегодня потребляем гораздо больше рекламной информации, чем любой другой. Реклама, в отличие от тех же ПР (даже если она нацелена на определенного потребителя), охватывает гораздо большую аудиторию, в которой могут оказаться и те, кто по ряду причин болезненно реагирует на любую рекламную коммуникацию, дети, люди c больной психикой... Врачи утверждают, что пpерывaние показа кинофильмов рекламными встaвками вредно отражается на здоровье населения — y многих повышается кровяное давление, случаются гипертонические кризы с рискованными для жизни последствиями (то, что происходит при этом c человеком, в медицине нaзываетcя «истязанием тормозного процесса в деятельности мозга»). Ответственность рекламистов перед обществом тем более велика, что дети особенно увлекаются рекламой. Видимо, следует, не откaзывaясь от такого качества рeкламы, как ее динамизм, лишать ее агрессивности. И, самое главное, делать рекламу честной, этичной, добросовестной —только тогда она будет способствовать объединения нашего общества, его продвижению на пути демократизации.
ЛИТЕРАТУРА 1. Блэк C. Паблик рилейшнз: что это такое? / C. Блэк. - M., 1990. - 239 c. 2. Бове K. Л., Аренс У. Ф. Современная реклама / K. Л. Бове, У. Ф. Аренc. - ТОЛЬЯТТИ, 1995. - 704 c. 3. Дейян A. Реклама / A. Дейян. - M., 1993. 4. Джугенхаймер Д., Уайт Г. Основы рекламного дела / Д. Джугенхаймер, Г. Уайт. -Самара, 1996. - 479 c. 5. Корконосенко C. Г. Основы теории журналистики / C. Г. Корконосенко. - СПб.. 1995.-87 с. 6. Кръглов И. В. Теория и практика рекламы в России / И. B. Крылов. - M., 1996. -184 c. 7. Панкратов Ф. Г., Серегина T. K., Шахурин B. Т. Рекламная деятельность. / Ф. Г. Панкратов, T. K. Серегина, B. Г. Шахурин. - M., 1998. - 244 c. 8. Прохоров E. П. Введение в теорию журналистики / E. П. Прохоров. - М., 1995. -293 c. 9. Ромам E. B. Реклама. Учеб. пособие / E. Ромам. - Киев, 1996. - 212 c. 10. Сэндидж Ч., Фрайбцргер B., Ротцолл K. Реклама: теория и практика / Ч. Сэндидж, B. Фрайбургер, K. Ротцолл. - M., 1989. - 628 c. 11. Тулупов B. B. Газета: маркетинг, дизайн, реклама / B. B. Тулупов. - Воронеж. 2001. - 320 c.
KЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Журналистика —это сoциальный институт, система средств массовой информации (печать, радиовещание, Телевидение, информационные агентства), которая несет рассредоточенной, разнородной, Относительно анонимной массовой аудитории актуальную, оперативную, общезначимую, социально-ориентирующую информацию, необходимую для оптимального функционирования и развития общества в соответствии с ее потребностями и интересами аудитории. Заведомо ложная реклама — реклама, c помощью которой Потребитель умышленно вводится в заблуждение. Заказная статья — в рекламе официально оплаченный, подготовленный по заказу фирмы материал в виде статьи, идентифицированной как рекламной (печатается в рекламном разделе или со специальной пометкой На. правах рекламы», сопровождается указанием реквизитов фирмы). Заказник — он же клиент, рекламодатель, спонсор; выступает в роли инидикатора установления связей с целевыми аудиториями, предварительно оговорив основные условия проекта — задания c учетом главной цели, сметы затрат, специфики заказа, сроков исполнения и oжидаемого результата. Закон — нoрмативный акт, постановление высшего органа государственной власти, прттнятый в установленном порядке и имеющий юридическую силу. Закон o рекламе — федерaльный закон РФ 0 рекламе, принят в 1995 г. Законодательство — совокупность, свод законов какой-либо стpаны или Какой-либо области права. Идеология — система идей, выражающaя интересы, мировоззрение, идеалы общества или социального движения. Институт — совокупность норм права в какой-либо области общественных отношении, та или иная форма общественного устройства, или установленный порядок правил и стандартизированных моделей поведения. Институт социальный —это определенная организация общественной деятельности и социальны х отношений, воплощающaя в себе нормы экономической, политической, правовой, Нравственной и Т.Н. жизни общества, a также социaльные правила Жизнедеятельности и поведения людей; устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сфeры человеческой деятельности и организующих их в систему долей и статусов, образующих социальную систему. Функция социального института — регулирование тех или иных сфер социальных отношений. Социaльный институт следует отличать от конкрет ных организаций и социальных групп. Контроль социальный — важнейшее звено регулятивной систeмы общества (принудительные санкции, общественное мнение, социaльныe институты). Международный кодекс рекламной практики — документ, включающий в себя основные принципы и нормы рекламной деятельности, которые ложатся в законодательства paзличныx стран и должны соблюдаться всеми, кто занимается рекламной деятельностью. Был принят под эгидой Международной торговой пaлaты в Париже в июне 1987 г. Недобросовестная конкуренция — методы конкурентной борьбы, связaнныe c нарушением пpинятых на рынке норм и правил поведения; одна Из форм нaзываeтcя демпингом, под котоpым понимается злоупотребление господствующим положением, установление дискриминационных цен, тайный сговор на торгах и создание тайных картелей, ложная информация и реклама. Недобросовестная реклама — реклама, вводящая в заблуждение. Недостоверная реклама— реклама, в которой присутствуют не соответствующие Действительности сведения. Ненадлежащая реклама — недобросовестная, недостоверная, нeэтичная, заведомо ложная и иная реклама, в которой допущены нарушения требований к ее содержанию, времени, месту и способу распространения, установленных законодатeльством. Неэтичная реклама — реклама, содержащая информацию, порочащую физические и юридические лица, национaльныe достояния, государственные, религиозные символы. Общество — совокупность людей. Объединенных общими для них конкретно-историческими условиями жизни. Общественное мнение — проявление общественного сознания, выражающееся в мaссовых оценках социaльными группами актуaльных проблем; суждение общества o чем-либо, вырaжает пoзицию одобрения или осуждения, регулирует поведение индивидов и социальных групп, насаждает определeнные нoрмы oбщeственных отношений. Общественные классы — сравнительно стабильные группы в рамках общества, располагающиеся в иерархическом порядке и характеризующиеся наличием у их членов схожих ценностных представлений, интересов и поведения. Па6лик рилейшнз — особый социaльный институт; искусство и наука достижения гармонии посредством взаимопонимания, Основанного на правде и полной информированности; система связей с общественностью, прессой, выборными учреждениями и общественными организациями, Направленная на формирование и поддержание благоприятного образа фирмы (имиджа), на убеждение общественности в необходимости деятельности фирмы и ее благотворном влиянии на жизнь общества; в отличие от рекламы ведется преимущественно на некоммерческой основе (пиармен —специалист в области паблик рилейшнз). Паблисити — один из уровней, средств ПР; популяризация, создание известности, чаще всего через СМИ. Презентация — представление; рекламное мероприятие, включающее различные мероприятия — от демонстрации товаров до их распродажи. Пресс-кит —папка c рекламными и справочными Материалами, рассылаемая по редакциям СМИ или распространяемая на презентациях, пресс-конференциях, других форумах c целью создания паблисити. Пpеcс-релиз — средство паблик рилейшнз, представляющее собой печатный информационный материал, предназначенный для публикации в СМИ, для распространения на пресс-конференциях, презентацияx, симпозиумах, выставках и Т.Д. Прeсс-рилейшнз — установление и поддержание контактов c прессой для Обеспечения редакционного Освещения деятельности фирмы, представления ее товаров. Входит в систему паблик-рилейшнз. Пропаганда — распространение тех или иных идей путем настойчивого, активного разъяснения, a иногда и Навязывание воззрений, идей, знаний или технических новшеств. Реклама — социальный институт; один из инструментов комплекса продвижения продукта, одна из форм маркетинговой коммуникации, как правило, оплаченная определенным рекламодателем, имеющая неличный характер и распространяемая c целью оказать воздействие на целевую аудиторию. Скрытая реклама — реклама, действующaя на подсознание; закaзные матeриaлы, размещаемые в СМИ под видом авторских, информационных редакционных в нарушение законов 0 средствах массовой информации», 0 рекламе». Цель — один из основных элементов поведения и сознательной деятельности человека, который характеризует мысленное предвoсхищение результата деятельности, a также средств и путей его реализации. Цель рекламной деятельности — определенная задача в области продвижения продуктов, которая должна быть решена для выбранных целевых рынков и сегментов рынка в течение заданного периода.
СИСТЕМА Прежде чем говорить непосредственно o системе маркетинговых коммуникаций, необходимо остановиться на ключевых понятиях теории маркетинга.
ПОНЯТИЕ МАРКЕТИНГА Думается, не будет большой ошибкой утверждение того, что некоторые определения термина «маркетинг», предлагаемыe многочисленными исследователями вопроса, либо неудaчны, либо в корне неверны. B доказательство этому приведем фрагмент статьи одного из самыx авторитетных (если не самого авторитетного) исследователей маркетинга. Итак, профессор Филин Котлер в статье На пороге XXI века» пишет следующее: Согласно наиболее общему определению маркетинг —это, якобы, "искусство продавать". Но маркетинг не продажа. Продажа —это важная часть маркетинга. Но если Вы строите хороший маркетинг, Вам не приходится заниматься продажами. Не забывайте об этом! Если вы строите yдачный маркетинг, знаете, что необходимо людям, и производите это, то продавать не составит труда. Так что это определение мне не нравится. Я слышал и такое определение: "Маркетинг —это искусство находить клиентов". Это тоже не очень хорошее определение. Маркетинг —это не только искусство, прежде Всего, это наука. Мы встречали книги по 500 страниц. изобилующие математическими выкладками, касающимися маркетинга. Когда я написал свою книгу "Маркетинговые модели", она составила 500 страниц и практически целиком состояла из уравнений. Так что маркетинг стал наукой, равно как и искусством. Во-вторых, маркетинг связан не только c нахождением Клиентов. Он связан c их удержанием. Нахождением хороших клиентов, их сохранением и взращиванием клиентов. Таким образом, одно из определений Маркетинга могло бы звучать так: "маркетинг ecть искусство и наука нахождения, сохранения и наращивания клиентов", содействия развитию их собственного бизнеса, получения большей деловой отдачи от каждого из них. И это определение Не единственное, потому что он (маркетинг — C. Б.) касается не только клиентов, но и рынкoв. Хороший маркетинг означает, что Вы способны находить, развивать, удерживать и наращивать рынки, на которых вы предпочли 6ы работать».' Как видим, в приведенном фрагменте профессор Котлep не только подвергает критике нeкoтoрыe существующие дефиниции, но и дает свой вариант толкования термина. Однако наиболее pаспpостpанeнным, классическим определением Является Определение, предложенное Филипом Котлером в его знаменитом труде Основы Маркетинга: Маркетинт — вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена». Остановимся На заложенном в нем цикле понятий: нужда, потребность, запрос, товар, обмен, сделка, pынок. Идея человеческих нужд — исходная идея, лежащая в основе маркетинга. Нужда определяется как чувство ощущаемой человеком нехватки чего-либо. Вторая фундаментальная идея маркетинга, представленная в определении, — идея человеческих потребностей. Потребность —нужда, принявшая специфическую форму в соответствии c культурным уровнем и Личностью индивида. Третье понятие, на основе которого Котлер вьводит свое толкование маркетинга, — запрос. Запрос — это потребность, подкрепленная покупательской способностью. Очевидно, что нужды, потребности и запpосы должны удовлетворяться какими-либо товарами. Товар — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку для привлечения внимания, приобретения, использования или потребления. Понятие «товар» ни в коем случае не ограничивается только физическими объектами. Товар —это все, что способно удовлетворить нужду, то есть, помимо изделий и услуг, это могут быть личности, места, организации, виды деятельности, идеи. Маркетинг имеет место тогда, когда люди для удовлетворения своих нужд и запросов используют обмен —акт получения от кого-либо желаемого объекта c предложением чего-либо взамен. Существует пять условий, нeобходимых для потенциальной возможности добровольного обмена. 1. Сторон должно быть как минимум две. 2. Каждая сторона должна располагать чем-то, что могло бы представить ценность для другой стороны 3. Каждая сторона должна бьть способна осуществлять коммуникацию и доставку своего товара. 4. Каждая сторона должна быть совершенно свободной в принятии или отклонении предложения другой стороны 5. Каждая сторона должна быть уверена в целесообразности или желательности иметь дело c другой стороной. Обмен —основное понятие маркетинга как научной дисциплины. Основной же единицей измерения в сфере маркетинга является сделка, кото рая представляет собой коммерческий обмен ценностями между двумя cторонами. Понятие сделки непосредственно подводит нас к понятию рынок. Рынок — совокупность существующих и потенциальных покупателей товара. Завершает цикл как раз маркетинг как xеловеческая lеятельность так или иначе связанная с рынком. Ниже приведены толкования маркетинга, также разрабoтанные авторитетными, профессиональны ми группами, отдельными исследователями. Эти толкования (в отличие от достаточно общего» определения Кoтлера) более развернуты, содержат прямые указания на специфические признака маркетинга. Определение, принятое американской ассоциацией маркетинга (АМА). звучит так: маркетинг —это процесс планирования и воплощения замыслa, ценообразование, продвижение и реализация идей, товаров и услуг посредством обмена, удовлетворяющего цели отдельных лиц и организаций. Из этого определения легкo выделяются важные компонента маркетинга: · мeнeджмент (предвидение, определение целей и планирование, удовлетворение cnpoca); · совокупность управляемых элементов маркетинговой деятельности (товар, цена, распределение и продвижение); · объекты, при помощи которых удовлетворяется запрос и достигают‑ · метод удовлетворения спроса (обмен, то есть торговля). Одно из сaмых oбъeмных определений маркетинга выведено Британским институтом управления. Согласно ему маркетинг представляет собой один из видов творческой управленческой деятельности, котоpый содействует расширению производства и торговли и увеличению занятости путем выявления запросов потребителей и организации исследований и разработок для удовлетворения этих запросов; маркетинг увязывает возможности производства c возможностями реализации товаров и услуг, обосновывает характер, направление и масштабы всей работы, необходимой для получения прибыли в результате продажи максимального количества продукции конечному потребителю. После практически полного игнорирования маркетинга в советское время в последние два десятилетия появилось множество работ, посвященных теории и практике маркетинга в России. Одним из авторитетных исследователей вопроса является профессор E. П. Голубков. Его толкование. термина звучит следующим образом: Маркетинг, согласно его широкому пониманию, —это социально-управленческий процесс, посредством которого индивидуумы и гpуппы людей путем создания продуктов и их обмена получают то, в чем они нуждаются» Есть и более «практическая» отечественная трактовка термина: маркетинг —это деятельность по обеспечению наличия нужных товаров и услуг для нужной аудитории в нужное время в нужном случае, по подходящей цене при осуществлении необходимых коммуникаций и мер по стимулированию сбыта».
ХАРАКТЕРИСТИКА ОСНОВНЫХ КОНЦЕПЦИЙ Думается, не стоит подробно останавливаться на доказательстве того, что маркетинг — управляемый процесс (тем более, это отражено в укaзанных выше определениях). Управление маркетингом — это анализ, планирование, претворение в жизнь и контpоль нaд проведением мероприятий, рассчитанных на установление, укрепление и поддержание выгодных обменов с целевыми покупателями ради достижения опpеделенных задач организации, таких как получение пpибыли, рост объема сбытa, увеличение доли рынка и т.п. Исходя из этого, можно сказать, что задача управления маркетингом заключается в воздействии на уровень, время и характер спроса таким образом, чтобы это помогало организации в достижении стоящих перед ней тетей. Проще: управление маркетингом — это управление спросом. Возникает закономерный вопрос: «что же должно направлять усилия по управлению спросом?». Совершенно очевидно, что вся деятельность в этой области должна осуществляться в рамках единой концепции. Существует пять общепризнанных концепций, на основе которых организация может вести свою маркетинговую деятельность. Мы думаем, что не ошибeмся, если назовем концепцию совершенствования производства одним из самых старых подходов к маркетинговой деятельности организации. Эта концепция утверждает, что потребители будут благожелательны к товарам, которые широко pаспрoстранены и доступны по цене. Таким образом, для более успешного бизнеса руководство организации должно концентрирoвать свои усилия на совершенствовании производства и повышении эффективности системы распределения. Следующая концепция — концепция совершенствования товара - утверждает, что потребители будут благосклонны к товарам, предлагают наивысшее качество, лучшие эксплутационные особенности и характеристики. Основная задача, решаемая в рамках социaльно-этичного маркетинга, состоит в том, чтобы объединить интepесы производителей и потребителей в рамках перспективной пользы обществу в целом. В основе концепции социально-этического маркетинга лежит сбалансированность трех факторов: прибыль фирмы, уровень удовлетворения покупательских потребностей, учет интересов общества. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|