Здавалка
Главная | Обратная связь

ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА СССР



 

«Никаких головок! Никаких цветочков! Никакого гeдонистичecкoго вос­приятия искусства!» — предостерегали конструктивисты, но, естественно. в искусстве реклaмы 20-x — начале 30-x годов было и множество других направлений: революционная романтика (таков, например, плакат H. Ко­гоута «Оружием мы добили врага, трудом мы добудем и хлеб»); бытовой реализм (тщательно выpисованные караваи, барaнки, пряники на афишах и вывесках булочныx); абстракция; советский ампир. Особенно часто —при воздействии на народные массы — использовался лубок. B качестве примеров можно привести две широко известные работы, пoсвященныe борьбе c неграмотностью. Автор одной из них — Алексей Радаков — назвал свой плакат «Неграмотный —тот же слепой» и изобразил на нем незрячего крестьянина в лаптях, занесшего ногу над пропастью. Плакат выполнeн в привычных для лубка 4 краски — красной, синей, черной, белой. Другой лубок нарочито черно-белый. На нем художницей E.C. Кругликовой изоб­ражена деревенская женщина у печи в платке, фартуке и лаптях, справа —по-городскому одетая и причесанная девушка c книгой и тетрадью. Широкими горизонтальными линейками плакат рaсчленен на три части. Ниже

рисунка – реплика девушки: «Эх, маманя! Была бы ты грамотной, помогла бы мне!». Выше рисунка – лозунг: «Женщина! Учись грамоте!».

Конец 20-х – нач. 30-х гг – период богатства и многообразия средств театральной выразительности. Особое место в истории отечественного театрального плаката того времени занимает имя Николая Павловича Акимова. Любая его работа может служить школой для последующих поколений художников.

C развитием НЭПа преобрaзилaсь экономика, a вместе с ней и торговая реклама. Особенно активно работал в этой области рeзинотpеcт,привлекший к своей деятельности Маяковского и его ближайших соратниц .Маяковский писал тексты, Бурлюк и Родченко рисовали картинки.

 

Без галош элегантней? Это ложь.

Вся элегантность от наших галош.

Товарищи девочки, товарищи мальчики,

Требуйте y мам эти мячики.

Лучше сосок не было и нет

Готов сосать до старости лет [18, 278].

 

На картинке —некое красно-зеленое чудовище, у которого изо рта торчит десять черных сосок, больше похожих на зажигалки.

Промышленность cтpaны не могла еще представить на рынок большого количества качественных товаров, но те, которые все-таки была представлены (московские сукна, верхняя одежда), рекламировались достаточно широко.

 

Стой! Прочти! Посмотри!

Вьполни точка в точку.

"

И в Моссукне, Магазин № 3,

Оденешься в рассрочку [18, 279].

 

Легче было сагитировать на покупку крестьян (они часто за этим и приезжали в Москву, и запросы их были не настолько высoки, как y столичной публики), поэтому на рeкламных плакатах московских магазинов мелькают изображения трактира, поезда и довольного покупкой сельского жителя:

 

«Все, что требует желудок, тело или ум,

Все человеку предоставляет ГУM» [18, 274].

«Приезжий c дач, из городов и сел —

Нечего в поисках трепать подошвы .

Сразу в ГУMе найдешь все

Аккуратно, быстро и дешево» [18, 276].

«Самый деловой, аккуратный самый,

B ГУМе обзаведись мозеpовскими чаcами» [ 18, 2741.

 

Пропагандируя английский трубочный табак, рекламисты не преду­преждали o вреде курения. Не делал этого Моссельпром, выбрасывающий на рынок большое количество собственной продукции.

 

«Нами оставляются от старого мира

Только папиросы «Ира».

Все куpильщики всегда и везде

Отдают предпочтение «Красной звезде».

Папиросы «Шутка» не в шутку, a всерьез —

Вкусней апельсинов, душистых роз.

Леда — табак вкусный и легкий.

Даже бабочка не испортит легких [18, 285-286].

 

Составители рекламных текстов, в том числе Маяковский, Обращали наибольшее внимание на пропаганду журналов, газет, активно участвова­ла в проведении подписных кампаний.

 

Беги со всех ног покупать «Огонек».

Что читать трудящимся городов и сел?

Книги « Красной нови», вник — все!

Рабочий! Мaлый ты или старый —

Читай «Московский пролетарий»!

Член профсоюза! C подпиской спеши!

Пользы на рубль, a расходу — гроши.

Только подписчики «Красного перца»

Смеются от всего сердца [18, 257-263].

 

Пропагандируя борьбу c неграмотностью, Маяковский делал упор на приобретение крестьянами учебников для своих детей:

 

Крестьянское хозяйство улучшит грамотей,

По учебникам Госиздата учи детей.

Чтобы дети скорей приобретали знание,

B Госиздате учебники купи заранее.

B магазинах Госиздата вам дадут

Все учебники, нужные в этом году [18, 264-265].

 

Как видно из предыдущих примеров, торговая реклама все больше переплеталась с политической. Для пропагaнды коммунистических идей использовалась даже упаковка кондитерских изделий. Вот надпись на коробке конфет «Третьяковская галерея»:

 

«Купцы обдирали год от году,

Потом картины вешали в зале.

Kлич коммунистов

Искусство — народу!

Свое богатство обратно взяли» [ 18, 291].

 

На фантиках карамели «Крaсная Москва» можно было прочитать такие лозунги: «Слушай, земля, голос Кремля, «Нет бypжyев, помещиков нет, нами правит собствeнный Совет» [18, 290]; обертки карамели «Красная звезда» украшали батальныe сцены c пpонзенным штыком буржуем, карамель «Новый вес» несла на фантиках пересчет c фунтов на граммы ;по оберткам карамели «Наша индустрия» люди могли узнать o достижении промышлeнности (изобpaжались автоплуг, гpузoвoз, дирижабль, мост, паровoз, пароход, трамвай, элеватoр). Чем заметнее были прoсчeты власти в достижении всеобщего благоденствия, тем активнее действовала политическая пропаганда. B окнах РОСТА появляются плакаты, пpизыв. бороться c алкоголизмом («Вон самогон!» Маяковского: серая стpашная муха c зубами-бутылками, на спине которой шатаются убогие деревенские. избы), a особенно — c религией. Над ней открыто издеваются, противоставляя ей новую власть:

 

«Теперь бедный в положении таком ‑

Не на исповедь беги, а в исполком» [ 18, 244].

 

Ведется настоящая борьба за носители pекламы. На обложках школьных тетрадей порой трудно найти место, чтобы надписать фамилии ученика: здесь и пролетарские лозунги, и портреты вождей c их подробными биографиями, и русские и метрические системы мер, и реклама книжных складов, и списки книг, рекомендованных для чтения, и плакаты, пропагандирующие смычку города и деревни.

Подчеркнутый утилитаризм проявляет себя в дизайне посуды, мебели, oдежды, особенно рабочей. Приветствовались удобство, гигиеничность и простота, доходившая порой до аскетизма. Эти вопросы обсуждались на комсормольскиъ собраниях, где многие выскaзывaлись против моды. Но модная кампания потерпела крах. B 1934 г. открылся Московский дом моды сделавший моделирование одежды самостоятельным видом деятельности.

Совершенно уникaльным обpaзцoм политической рекламы является русский агитациoнный фарфор 20-х—30-х годов, до сих пор вызывающий огpомный интерес y коллекционеров всего мира. Начиная с 1920 года текст и лознг приобретает в фарфоровой промышленности в России огромное значение, «изысканный хрупкий материал говорит теперь на агитационном языке революционных трибун. Его нежный голосок, привыкший к доверительным интонациям дружеской беседы тет-а-тет теперь страстно выкрикивает «Царству рабочих и крестьян не будет конца»; «Не то важно, что есть, а то, с кем есть»; «Пропади, буржуазия, сгинь, капитал» и т.д.» [26, 132].

На рубеже 20-х – 30-х гг в стране происходит переосмысление функций рекламы. На первое место выходят культурно-просветительные функции.

Мифологемы тиражировались периодикой («СССР на стройке»), кинематографом (Светлый путь», «Свинарка и пастух» и т.д.), скульптурой («Рабочий и колхозница» B. Мухиной). Баланс статики и волевого усилия в сочетании с тяжеловесностью и мажорным энтузиазмом в скульптуре, помпезность павильонов ВСХВ и других построек и проектов (Дворец Советов), огром­ные картины, расходящиеся миллионами тиражами репродукций - пла­катов и открыток («Спасибо великому Сталину за наше счастливое дет­ство»), укореняли в сознании простого человека лозунги мифологем: «Москва - столица трудящихся всего мира», «Москва - порт пяти морей, «Полюс завоеван советскими людьми», «Советская наука - самая передовая в мире», «Советские летчики летают выше всех, дальше всех, быстрее все» и т.п.

Гипертрофия идеологического содержания не позволяла советское рекламе развиваться по законам целесообразности. экономическая рекла­ма почти совсем исчезла из газет и радио за исключением сообщений о ра­бочих вакансиях, подписке на периодические издания, репертуаре театра и кино. В таком усеченном виде российская реклама просуществовала почти до самого конца ХХ века.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бархатова E. Рождение русской художественной афиши //E.БархатоваНаше наследие. - 1993. - N9 27.

2. Беднар H. Обнять святого Иакова / H. Беднар // Вокруг света. - 2002. - N_ -.

3. Бенуа A. H. Мои воспоминания. - T. 3-4. - M., 1980.

4. Бочаров Ю. Искусство плаката /10. Бочаров // Раннее утро. -- 1913. 19 ,тех

5. ВинничукЛ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. -М., 1988.

б. Волощин M. A. Сpедостенье всех путей. - M., 1989.

7. Горный C. Вывески на русской улице // Жар-Птица. - 1922. - N9 9.

8. Городецхий C. Балаган // Современная иллюстрация. - 1914. - Ns 2.

9. Добужинский M.B. Петербург моего детства // Новый журнал. - 1949. - \_ _

10. Жизнь Лассарильо c Тормеса. - M., 1955.

11. Искусство и художественнaя промышленность. - 1900. - N4 16.

12. Казимир Малевич. Художник и теоретик. Сб. материалов / Под ред. A. Д. Сам бьянова. - M., 1990.

13. Карцев H.П. Телевидение в нашей жизни / Н. П. Карцев. - M., 1981.

14. Киселев A. П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.) / A. П.Киселев. - M., 1990.

15. Костина A. B. Эстетика рекламы / A. B. Костина. - M., 2003.

 

 

КАТЕГОРИИ РЕКЛАМЫ







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.