ПОЛИТИЧЕСКАЯ РЕКЛАМА СССР
«Никаких головок! Никаких цветочков! Никакого гeдонистичecкoго восприятия искусства!» — предостерегали конструктивисты, но, естественно. в искусстве реклaмы 20-x — начале 30-x годов было и множество других направлений: революционная романтика (таков, например, плакат H. Когоута «Оружием мы добили врага, трудом мы добудем и хлеб»); бытовой реализм (тщательно выpисованные караваи, барaнки, пряники на афишах и вывесках булочныx); абстракция; советский ампир. Особенно часто —при воздействии на народные массы — использовался лубок. B качестве примеров можно привести две широко известные работы, пoсвященныe борьбе c неграмотностью. Автор одной из них — Алексей Радаков — назвал свой плакат «Неграмотный —тот же слепой» и изобразил на нем незрячего крестьянина в лаптях, занесшего ногу над пропастью. Плакат выполнeн в привычных для лубка 4 краски — красной, синей, черной, белой. Другой лубок нарочито черно-белый. На нем художницей E.C. Кругликовой изображена деревенская женщина у печи в платке, фартуке и лаптях, справа —по-городскому одетая и причесанная девушка c книгой и тетрадью. Широкими горизонтальными линейками плакат рaсчленен на три части. Ниже рисунка – реплика девушки: «Эх, маманя! Была бы ты грамотной, помогла бы мне!». Выше рисунка – лозунг: «Женщина! Учись грамоте!». Конец 20-х – нач. 30-х гг – период богатства и многообразия средств театральной выразительности. Особое место в истории отечественного театрального плаката того времени занимает имя Николая Павловича Акимова. Любая его работа может служить школой для последующих поколений художников. C развитием НЭПа преобрaзилaсь экономика, a вместе с ней и торговая реклама. Особенно активно работал в этой области рeзинотpеcт,привлекший к своей деятельности Маяковского и его ближайших соратниц .Маяковский писал тексты, Бурлюк и Родченко рисовали картинки.
Без галош элегантней? Это ложь. Вся элегантность от наших галош. Товарищи девочки, товарищи мальчики, Требуйте y мам эти мячики. Лучше сосок не было и нет Готов сосать до старости лет [18, 278].
На картинке —некое красно-зеленое чудовище, у которого изо рта торчит десять черных сосок, больше похожих на зажигалки. Промышленность cтpaны не могла еще представить на рынок большого количества качественных товаров, но те, которые все-таки была представлены (московские сукна, верхняя одежда), рекламировались достаточно широко.
Стой! Прочти! Посмотри! Вьполни точка в точку. " И в Моссукне, Магазин № 3, Оденешься в рассрочку [18, 279].
Легче было сагитировать на покупку крестьян (они часто за этим и приезжали в Москву, и запросы их были не настолько высoки, как y столичной публики), поэтому на рeкламных плакатах московских магазинов мелькают изображения трактира, поезда и довольного покупкой сельского жителя:
«Все, что требует желудок, тело или ум, Все человеку предоставляет ГУM» [18, 274]. «Приезжий c дач, из городов и сел — Нечего в поисках трепать подошвы . Сразу в ГУMе найдешь все Аккуратно, быстро и дешево» [18, 276]. «Самый деловой, аккуратный самый, B ГУМе обзаведись мозеpовскими чаcами» [ 18, 2741.
Пропагандируя английский трубочный табак, рекламисты не предупреждали o вреде курения. Не делал этого Моссельпром, выбрасывающий на рынок большое количество собственной продукции.
«Нами оставляются от старого мира Только папиросы «Ира». Все куpильщики всегда и везде Отдают предпочтение «Красной звезде». Папиросы «Шутка» не в шутку, a всерьез — Вкусней апельсинов, душистых роз. Леда — табак вкусный и легкий. Даже бабочка не испортит легких [18, 285-286].
Составители рекламных текстов, в том числе Маяковский, Обращали наибольшее внимание на пропаганду журналов, газет, активно участвовала в проведении подписных кампаний.
Беги со всех ног покупать «Огонек». Что читать трудящимся городов и сел? Книги « Красной нови», вник — все! Рабочий! Мaлый ты или старый — Читай «Московский пролетарий»! Член профсоюза! C подпиской спеши! Пользы на рубль, a расходу — гроши. Только подписчики «Красного перца» Смеются от всего сердца [18, 257-263].
Пропагандируя борьбу c неграмотностью, Маяковский делал упор на приобретение крестьянами учебников для своих детей:
Крестьянское хозяйство улучшит грамотей, По учебникам Госиздата учи детей. Чтобы дети скорей приобретали знание, B Госиздате учебники купи заранее. B магазинах Госиздата вам дадут Все учебники, нужные в этом году [18, 264-265].
Как видно из предыдущих примеров, торговая реклама все больше переплеталась с политической. Для пропагaнды коммунистических идей использовалась даже упаковка кондитерских изделий. Вот надпись на коробке конфет «Третьяковская галерея»:
«Купцы обдирали год от году, Потом картины вешали в зале. Kлич коммунистов Искусство — народу! Свое богатство обратно взяли» [ 18, 291].
На фантиках карамели «Крaсная Москва» можно было прочитать такие лозунги: «Слушай, земля, голос Кремля, «Нет бypжyев, помещиков нет, нами правит собствeнный Совет» [18, 290]; обертки карамели «Красная звезда» украшали батальныe сцены c пpонзенным штыком буржуем, карамель «Новый вес» несла на фантиках пересчет c фунтов на граммы ;по оберткам карамели «Наша индустрия» люди могли узнать o достижении промышлeнности (изобpaжались автоплуг, гpузoвoз, дирижабль, мост, паровoз, пароход, трамвай, элеватoр). Чем заметнее были прoсчeты власти в достижении всеобщего благоденствия, тем активнее действовала политическая пропаганда. B окнах РОСТА появляются плакаты, пpизыв. бороться c алкоголизмом («Вон самогон!» Маяковского: серая стpашная муха c зубами-бутылками, на спине которой шатаются убогие деревенские. избы), a особенно — c религией. Над ней открыто издеваются, противоставляя ей новую власть:
«Теперь бедный в положении таком ‑ Не на исповедь беги, а в исполком» [ 18, 244].
Ведется настоящая борьба за носители pекламы. На обложках школьных тетрадей порой трудно найти место, чтобы надписать фамилии ученика: здесь и пролетарские лозунги, и портреты вождей c их подробными биографиями, и русские и метрические системы мер, и реклама книжных складов, и списки книг, рекомендованных для чтения, и плакаты, пропагандирующие смычку города и деревни. Подчеркнутый утилитаризм проявляет себя в дизайне посуды, мебели, oдежды, особенно рабочей. Приветствовались удобство, гигиеничность и простота, доходившая порой до аскетизма. Эти вопросы обсуждались на комсормольскиъ собраниях, где многие выскaзывaлись против моды. Но модная кампания потерпела крах. B 1934 г. открылся Московский дом моды сделавший моделирование одежды самостоятельным видом деятельности. Совершенно уникaльным обpaзцoм политической рекламы является русский агитациoнный фарфор 20-х—30-х годов, до сих пор вызывающий огpомный интерес y коллекционеров всего мира. Начиная с 1920 года текст и лознг приобретает в фарфоровой промышленности в России огромное значение, «изысканный хрупкий материал говорит теперь на агитационном языке революционных трибун. Его нежный голосок, привыкший к доверительным интонациям дружеской беседы тет-а-тет теперь страстно выкрикивает «Царству рабочих и крестьян не будет конца»; «Не то важно, что есть, а то, с кем есть»; «Пропади, буржуазия, сгинь, капитал» и т.д.» [26, 132]. На рубеже 20-х – 30-х гг в стране происходит переосмысление функций рекламы. На первое место выходят культурно-просветительные функции. Мифологемы тиражировались периодикой («СССР на стройке»), кинематографом (Светлый путь», «Свинарка и пастух» и т.д.), скульптурой («Рабочий и колхозница» B. Мухиной). Баланс статики и волевого усилия в сочетании с тяжеловесностью и мажорным энтузиазмом в скульптуре, помпезность павильонов ВСХВ и других построек и проектов (Дворец Советов), огромные картины, расходящиеся миллионами тиражами репродукций - плакатов и открыток («Спасибо великому Сталину за наше счастливое детство»), укореняли в сознании простого человека лозунги мифологем: «Москва - столица трудящихся всего мира», «Москва - порт пяти морей, «Полюс завоеван советскими людьми», «Советская наука - самая передовая в мире», «Советские летчики летают выше всех, дальше всех, быстрее все» и т.п. Гипертрофия идеологического содержания не позволяла советское рекламе развиваться по законам целесообразности. экономическая реклама почти совсем исчезла из газет и радио за исключением сообщений о рабочих вакансиях, подписке на периодические издания, репертуаре театра и кино. В таком усеченном виде российская реклама просуществовала почти до самого конца ХХ века. ЛИТЕРАТУРА 1. Бархатова E. Рождение русской художественной афиши //E.БархатоваНаше наследие. - 1993. - N9 27. 2. Беднар H. Обнять святого Иакова / H. Беднар // Вокруг света. - 2002. - N_ -. 3. Бенуа A. H. Мои воспоминания. - T. 3-4. - M., 1980. 4. Бочаров Ю. Искусство плаката /10. Бочаров // Раннее утро. -- 1913. 19 ,тех 5. ВинничукЛ. Люди, нравы и обычаи Древней Греции и Рима / Л. Винничук. -М., 1988. б. Волощин M. A. Сpедостенье всех путей. - M., 1989. 7. Горный C. Вывески на русской улице // Жар-Птица. - 1922. - N9 9. 8. Городецхий C. Балаган // Современная иллюстрация. - 1914. - Ns 2. 9. Добужинский M.B. Петербург моего детства // Новый журнал. - 1949. - \_ _ 10. Жизнь Лассарильо c Тормеса. - M., 1955. 11. Искусство и художественнaя промышленность. - 1900. - N4 16. 12. Казимир Малевич. Художник и теоретик. Сб. материалов / Под ред. A. Д. Сам бьянова. - M., 1990. 13. Карцев H.П. Телевидение в нашей жизни / Н. П. Карцев. - M., 1981. 14. Киселев A. П. История оформления русской газеты (1702-1917 гг.) / A. П.Киселев. - M., 1990. 15. Костина A. B. Эстетика рекламы / A. B. Костина. - M., 2003.
КАТЕГОРИИ РЕКЛАМЫ ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|