Здавалка
Главная | Обратная связь

КОНЦЕПЦИЯ СОДЕРЖАНИЯ



Газета публикует:

· модульную рекламу (прямая реклама в рамках);

· рекламу усложненных форм (платные рекламные публикации жур­налистских форм — интервью, статьи и т. д.);

· частную рекламу (рубричные объявления физических лиц);

· справочные материaлы;

· публицистические матeриaлы (заметки, интервью, репортажи, кор­респонденции и др.);

· развлекательную и познавательную информацию.

РУБРИКИ И ТЕМАТИЧЕСКИЕ
НАПРАВЛЕНИЯ

Модульная реклама (суперрубрика «РЕK-тайм) будет рубрицироваться по­степенно, по мере накопления оплачиваемой рекламы: например, факультативные курсы », «Редакционно-издательские услуги», «Городская рекла­ма» («Отдых», «Салоны», «Пресс-шоп» и т.д.). B будущем возможно размещать и рекламу других вузов. Размещается па всех полосах, но основ­ная часть — 2-3 полосы.

Реклама усложненных форм может соседствовать c модульной рекла­мой и располагаться под той же суперрубрикой и теми же рубриками. Раз­мещается на всех полосах, но основная часть — 2-3 полoсы.

Частная реклама (суперрубрика «Ты — мне, я — тeбе») также имеет свой Набор рубрик: «Жильe мое» (сдаю, сниму квартиру, комнату), «Ищу работу», «Требуются», «Контакт» (деловые, партнерские предложения), «Куплю», «Пpодаю», Меняю», «Услуги и ремонт», «Репетиторство» (пред­ложение, спрос), Перевод (c иностранного, на иностранный), «Книги», «Отдых», «3накомства», «Поздравления», «Послания», «Разное», «Поте­ри, находки», «Коллекции», «Животные». Размещается на 4 полосе.

Справочные мaтеpиaлы (суперрубрика «Запомнить Невозможно, но знать нeобxодимо») — В помощь абитуриенту», «Фoнды , гранты, конкур­сы», «Стажировки», «Документ» или «Будь в курсе!»(обзор постановле­ний, решений, приказов областного, городского, университетского уров­ней, касающихся проблем высшей школы), «Афишная тумба» (тeатpы, кинотеатры, музеи, выставки, стадионы, Дворцы спорта, Молодeжный центр ВГУ, кафе, клубы, дискотеки, бары и Т. д.), «Конференция», «Семи­нар», «Лекция», «Пресс-конференция», Фестиваль», Телепрограммая (выдержки). Размещаются на 1 и 4 полосах.

Публицистические материалы (суперрубрика «Non-stop —Погода в доме» (жизнь факультетов), «Специальность», *Специализация», Профес­сия», «Второе высшее образование», «Мир компьютеров», «Спорт», «Сла­бо?» (расскaзы o наиболее одаренных студентах, преподавателях, сотруд­никах), «Хочется денег?..» (информация о том, где студент, преподаватель может заработать). Размещаются «подвалами» по 1, 2, 3 полосах. Развлекательнaя u познавательная информация (суперрубрика «0 том,o сем — «Узнайте!» (любопытные факты, полeзные советы), «Спрашива­ли —отвечаем», «Прочитайте!», «Посмотрите!», «Слушайте», «Улыбнитесь!»

«Разгадайте», «IIрикид» (o молодежной моде), «Боюсь Сказать, поэтому пишу_ (переписка читателей друг c другом, c редакцией), Конкурс ---Размещается на 4 полосе».

Массовый читатель редко покупает газету только из-за рекламы — он охотно находит в ней самые рaзнообрaзные материалы, среди кoторых встре­чаются и рекламные... Тем более, прямая реклама, дополненная текстами ус­ложненной рекламы , намного эффективнее; тем более, что рeкламныe и рек­ламно-информационные издания, в отличие общственно-политических, не лицемepя, не кутая явно коммерческую цель в пропагандистские одежды, открыто предлагают рaзличные формы рекламы.

ЛИТЕРАТУРА

1. Толовлева E. Л. Основы рекламы / E. Л. Головлева. — Ростов-на-дону, 2004. —320 C.

2. Назайкин A. П. Эффективная реклама В npecce / A. H. Назайкин. — M., 2000. —304 c.

3. Тулупов Б. В. Дизайн и реклама в системе маркетинга российской газеты / B. B. Тулупов. — Воронеж, 2000. — 336 c.

4. Тулупов B. B. Газета: маpкетинг, дизайн, реклама / B. B. Тулупов. — Воронеж, 2001. — 320 c.

5. Тулупов B. B. Реклама в коммуникационном процессе. Курс лекций / B. B. Тулупов. — Воронеж, 2003. — 144 c.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Адвертайзинг (англ) — реклама; извeщение, обращение на что-либо вни­мания.

Бизнeс-объявления — платные объявления.

Билборд — гaзeтный заголовок, напечатанный отдельно от текста; реклам­ный щит под плакаты.

Блахфанг. — oригинaльные предмет или прием оформления, привлeкающиe внимание покупателя, читателя.

Бoди-копи —основной текст рекламного объявления.

Бокс — газетное рекламное объявление, помещeннoе в рамку; часть реклам­ного текста, выделенного обводкой.

Верстка — технологический процесс составления полос гaзеты, журнала, буклета, проспекта т.д. из нaбранных строк, заголовков, иллюстраций и т.п. в Соответствии c макетом.

Вкладыш — средство печатной рeкламы, представляющее собой лист высо­кокачeственной бумаги с помещенным на нем рекламным посланием и вкла­дываемое в газету или журнал.

Двоичное деление полосы — принцип формирования рекламного модуля —1/2, 1/4, 1/8, 1/16 и т.д. газетной (журнальной) полосы .

Деловая пресса — тип издания, темой которого по преимуществу является бизнес, а основными читателями — руководители, предприниматели, биз­несмены.

Дизайн — художественное проектирование тех или иных объектов (в т.ч. рекламного обращения), основанное одновременно на принципах функцио­нальности и эстетичности. Понятие дизайна отличается от понятий «оформ­ление», «стиль», характеризующих процесс создания или сам внешний вид печатной продукции, но нeобязательнo делающих ее лучше c функциональ­ной точки зрения.

Заголовок — наименование объявления.

Заголовочный комплекс — комплекс основного заглавия, рубрики, подзаго­ловка, врезки» (иногда — и заставки, фотографии автора).

Засечки (отсечки, сериф) относятся к важнейшим концевым элементам букв и представляют собой небольшие штрихи, подчеркивающие основные и некоторые дополнительные штрихи; a также точки и «хвостики», которы­ми заканчиваются некоторые штрихи.

Иллюстрация — изображение в объявлении, поясняющее или дополняю­щee текст (рисунок, фотография, схема, чертеж и т.д.).

Коллаж (монтаж)— прием, часто используемый в газетном оформлении и рекламе, основанный на соединении рaзличных фотографий или фотографий и рисунков в единую композицию; изображение, сделанное таким пyтeм.

Koпи — рекламный текст.

Копирайтер (автор текстов, текстовик») — одна из основных творчес­ких профессий в рекламе, заключающаяся в создании рекламных текстов, слоганов, сценариев рекламных телероликов и радиоспотов, генерирова­нии креативных идей и сюжетов.

Корректура — процесс исправления ошибок и устранения технических не­достатков в корректурном oттиске; совокупность корректурных исправле­ний, сделанных на оттисках в процессе их чтения.

Купон — талон, представляющий собой отрезаемые (вырезаемые) части рек­ламныхо бъявлений, дающий право приобретать товары по льготным ценам.

Лента — печатное объявление в газете, расположенное в виде низкого под­вала во всю ширину полосы. Отличается высокой степенью читаемости и хорошей степенью запоминаемости.

Лид — первое предложение или абзац рекламного объявления.

Макет — графический план объявления, предназначенный для ее верстки.

Малоформатная вкладка —несколько полос рекламы какого-либо рекла­модателя, пoмещенные в каждый экземпляр газeты и распространяемые вместе с обычным тиражом.

Мaсс-медиa — средства массовой информации.

Модуль — единица поверхности при покупке рекламной площади в газетах рекламных объявлений (модульная реклама). Это — прямоугольник ши­риной в колонку и стандартной высoты.

Объемная скидка — льгота рекламодателю, который закупает большой объем газетной площади.

Объявление в рамке — прямая газетная реклама, объявление, в котором ис­пользуются графические элементы (рамки, украшения, рисунки и др.).

Оригинал-макет — сверстанная, выведеннaя на принтере или выделенная полоса газеты (сверстанное рекламное объявление), предназначенная для утверждения, подписания вв свет» редактором (заказчиком); тeкстовый и графический матeриалы, объединенные в едином макете, с которого сред­ствами полиграфии производится печать.

Печать — совокупность способов и приемов получения изображения на бумаге и других материалах путем перенесения красочных слоев с печат­ной фoрмы на запечатываемый материал (различают высокий, глубокий, трафаретный, плоский, офсетны й тi типоофсетный, флексографский, струй­ный и др. спoсобы печати); процесс получения печатных оттисков; перио­дические издания (гaзeты, жypнaлы).

Подзaголовок —вид заголовка, поясняющий, уточняющий, иногда разви­вающий основной загoловок (выделяют внутренние подзаголовки, отно­сящиеся к отдельным частям, разделам текста).

Пpавкa —процесс и результат изменения текста произведения на всех эта­пах подготовки его к выпуску в целях совершенствования его содержания, литературной, редакционной и графической формы. Различают редакци­онную и корректурную правки.

Рубричная реклама — рeкламные Объявления, сгруппированные по видам пpeдлагаeмых услуг или Товаров.

Стандартные иллгострагуии — готoвые иллюстрации на дискетах или в рас­печатaнном виде.

Тираж — количественный показатель издательской продукции, исчисляемый в экземплярах издания; в газете — более сложное Понятие, включающее та­кие аспекты , как структура тиража, подписной и розничный тираж и др.

РЕКЛАМА
НА M ЕСТАХ П РОДАЖ

Когда речь заходит o рекламе на местах продаж, исследователи чаще все­го под ней подразумевают РОS-материалы (point of sale — место продажи). B специализированной литературе эпизодически встречается и другой тер­мин — POS-реклама. Относительно вопроса, что является POSM (POS-ма­териалы), теоретики и практики рекламы до сих пор не пришли к единому мнению. Большинство Из них считают, что POSM —это печатные реклам­ные мaтeриалы, рaзмещаeмыe на местах продаж. Встречается также более узкое, как нам кажется, определение: POS материалы —это рекламно-информационные материалы, кoтoрыe размещаются непосредственно в той зоне магазина, где продается товар». Но ведь POSM могут размещаться по всему магазину, a не только в конкретной точке продажи. Конечно, там, где расположен товар, концентрация этих материалов будет значительно вышe. Существует также мнение, что РОSМ —это любые матeриaлы, для поддерж­ки мест продаж. Но, на наш взгляд, ближе к Истине C. Баринова, которая считает, что реклама в местах продаж представляет комплекс мероприя­тий, напpавленных на достижение лидирующих визуальных позиций ком­пании в торговой точке. A РОS-материалы представляют совокупность визуaльных средств, позволяющих выстроить оптимaльную коммуникацию между покупателем и товаром на месте продажи.

B публикациях, посвященных рекламе на местах продаж встречается также термин РОР-мaтеpиaлы (point of purchase — место для покупки, при­обретения). Некoторыe исследователи считают, что РОSМ и РОРМ поня­тия не синонимичные. Еслипредположить, что все материалы в тoрговых точках размещают те, кто хочет продать товар, a не покупатели, то можно предположить, что правильнее будет считать их материалами на местах продаж. Но если задаться вопросом, что для производителя и торговца важ­нее: что он продаст товар или что товар купит покупатель, то дискуссия сама по себе становится безосновательной. Процесс купли-продажи един, одно неотделимо от другого: купля невозможна без продажи, без купли не­осуществима продажа.

Хотелось бы также отметить, что реклама в местах продаж относится к нетрадиционным формам рекламы (традиционные — реклама в СМИ и на стандартных щитах наружной рекламы), к тому непрямому виду рeкламы, котoрый рекламисты нaзывают ВТL (below the line — <<под линией>>). Разме­щение РОS-материалов в торговой точке находится в компетенции мерчандайзера, который должен оптимально расположить рекламу и следить за ее эффективным существованием, постоянно коммуницируя c дирекцией и обслуживающим персоналом магазина. Мерчандайзинг (merchandising) c английскогo переводится как товароведение. Когда на Западе завершился процесс объединения супермаркетов в крупные сети, поставки стали цент­рaлизованными, мерчандайзинг трансформировался в науку o стимулиро­вании товарооборота на местах продаж. На западе весь товар, как правило, выкупается магазином, и по сути мерчандайзинг решает задачу оптимиза­ции полезной площади торговой точки — какой товар, куда и как положить, как выделить, чтобы при почти неизменном ассортименте заставить покупа­теля оставлять в магазине больше денег. Мерчандайзинг — это набор Техно­логий для построения эффективны к коммуникаций между покупателем и товаром на местах продаж. По отношению к рознице мерчандайзинг охваты­вает четыре основные сферы деятельности: 1) контроль запасов; 2) эффек­тивную схему размещения товара в магазине, 3) повышение эффективности торгового персонала, 4) стимулирование и рекламу на местах продаж.

Рекламу на местах продаж можно разделить на статичную и динамичнyю.

A). K статичной относится вся реклама, которая зафиксирована во вре­мени и пространстве, не меняется, не перемещается. Статичная реклама включает в себя полиграфическую рекламу, рекламныe конструкции и рек­лaмныe материалы , изготовлeнныe промышленным способом.

1.Полиграфическая реклама. 1) Постеры — плакаты стандартных и больших размеров. Их можно размещать как рядом с товаром, так и в удалении от него, например на входе в магазин, где стены Относительно свoбодны. 2) Стикеры — плакаты, листовки и этикетки на клейкой основе. Стикеpы очень популярны, особенно в небольших магазинах. Их можно размещaть на дверях, на кассе, на стенах, на полках. Наклейки можно использовать в качестве этикeточного материала, для придания более красочного вида в том числе расфасованным на месте продажи то варам. Напольная графика —это по сути те же стикеры, только прикатывают их на пол. Напольный сти­кер должен не только клеиться на любые виды полов, но и легко с них уда­ляться без применения специальных средств и не оставлять следов клея. При производстве небольших тиражей используется технология струйной печати на paзличных видах рулонных материалов, если тираж составляет 100-500 экземпляров, то его, как правило, изготавливают трафаретным спо­собом на бумаге, самоклеящейся пленке, пластике или ткани. Свышe 1000 штук целесообразнее выполнять офсетным способом. B последнее время появился шелкографический способ печати по специальной технологии на про­зрачной пленке (ламинатe), устойчивой к истиранию и другим механичес­ким воздействиям. Она позволяет создавать иллюзии объемности изображения. 3) Гирлянды u флажки. Они могут быть настенные (инте­рьерные), Висеть по периметру или же по диагонали через весь отдел или магазин; настольные (когда их просто размещают на витрине) или демон­страционных столах. 4) Мобайлы - большие плакаты или картонные кон­струкции, подвесные макеты изделия, крепящиеся к потолку Над тем мес­том, где продается товар. Они хорошо видны из любой точки, поэтому задача мо6айла — указывать на место продажи товара. Мобайлы большого разме­ра, но плохого качества, изготовленные из тонкого картона, плохо держат форму, ломаются и рвутся. В маленьких магазинах размещение мoбaйлов, как правило, Нецелесообразно, там и без них тесно. Если объемный мобайл висит низко Над головой, y потребителей может возникнуть чувство не­осознаннoгo беспокойства. Для того чтобы Избежать ощущения придавлен­ности, для Помещения пoд потолок лучше подбирать мобайлы, в которых прeoблaдают светлыe или яркие тона. Разновидностью мо6айла можно счи­тать джумби — муляж товара в увеличенном масштабе, выполнeнный из кашированного картона. Чаще всего джумби используют для pекламы сока в пpямоугольных пакетах И сигарет в пачках (шоу-боксы). Но надо огово­риться, что джумби бывают не только полиграфического, но и промыш­ленного исполнения, например огpомные нaдувные фирменные бутыл­ки. Джумби не только подвешивают над потолком, но и ставят на верхние полки или в центре торгового зала. 6) Воблер — конструкция, y которой есть гибкая пластиковая ножка, c помощью которой воблер крепится на полке, выступaя над ней, и выполняет роль рекламного указателя. Некото­pыe исследователи указывают на недостатки воблера: его поверхность 6ли­кует, если он расположен на уровне глаз, то потребитель может задеть его лицом. 7) Шелфтокеры — пластиковые или каpтонные рекламные «мини­вывески», размещаемые на горце полки и призванные выделить товарный ряд конкретной фирмы. Преимущество — маленький размер, удобство и абсолютно четкий призыв. Среди недостатков следует отметить то, что они быстро изнашиваются и приобретают Не совсем эcтетичный вид. Иногда они мешают потребителю, когда тот берет товар с полки. 8) Ценники. Су­ществуют также «плакаты-ценники» — специальные ценники, увеличен­ных размеров (формата от АЗ до А1) c лoготипом фирмы производителя. 9) Листовки (диспенсеры). 10) Напольные фигуры c высечкой. Выделя­ют макеты фигур (peкламных персонажей) макеты упаковки (реклами­руемый товар). 11) Упаковка, этикетка товара. Нужно оговориться, что не вся упаковка выполняeтся полигpафическим путем, но все же большая часть. Флексографическая печать делает возможным работу c полимерны­ми материалами. Шелкографическая печать позволяет размещать изобра­жение и информацию на любой объeмный материал. 12) Дисплеи.

2. Конструкции, для размещения товара и рекламных материалов так­же выполняют функцию рекламы на местах продаж. 1) Горки. 2) Стеллажи (Этажерки). Лефлет-холдеры — стеллажи c информационными материа­лами. 3) Тумбы, стойки, стенды, сэмплинг-столы (для проведения различ­ных дегустаций товара). 4) Подставки под рекламнъсе материалы журна­лы, брошюры, открытки). Они бывают настольные, настенные и напольные. 5) Фирмeнныe подиумы.

3. Рекламные материалы, изготовленные промышленным путем. 1) Монетницы.2) Мyляжи. Увеличенные или в натуральную величину копии реaльныx товаров или их упаковок. Как правило, размещаются в наруж­ных витринах или в верхней части полок и стеллажей для украшения И демонстрации, там, где реальный продукт может испортиться. Нельзя ста­вить муляж на уровне глаз покупателя или, например, в холодильном при­лавке c фруктами, то есть там, где потребитель может заметить, что это му­ляж и сравнить c рeaльными товарами.

Б). К динамичной относится реклама, изображение которой постоян­но меняется, движется в пространстве или во времени. Динамичная рекла­ма существует благодаря POS-оборудованию, различным POS-устaновкам, пoзволяющим менять изображение. Прежде всего Хотелось бы остановиться на электронных средствах рекламы, которые используют магазинное теле­видение и радио, мультимедийные терминалы, говорящие ценники, голо­граммы, кабельное и спутниковое телевидение. С их помощью не только доставляется информация о товарах и рекламные сообщения, но И переда­ются развлекательные клипы, застaвляющие покупателя чувствовать себя в магазине более комфортно и, соответственно, проводить там больше вре­мени, совершая покупки. Pеволюционные перемены в области внутримага­зинной рекламы ожидаются c распространением и массовым освоением го­лографических витрин и дисплеев. По результатам исследования дисплеи, на которых происходит какое-то движение, в магазинах и секциях aлкогольных напитков оказались почти в два раза эффективнее, чем статичные. B продовольственных магазинах эффект от их использования был в три раза выше по сравнению со статичными.

1) Реклама на мониторах в местах продаж. Рынок рекламы на монито­рах является «дешевым», и его носители скорее являются дополнением к другим рекламоносителям, чем основным рекламным каналом для продви­жения товара. Если говорить o свойствах мониторов как рекламных носи­телей, тоих можно описать как новый медиаканал, совмещающий в себе принципы статичной in-door рекламы, материалов на местах продаж И те­левизионной рекламы. Технически трансляция рекламной информации производится через жидкокристaллические мониторы (LCD) или плазмен­ные панели, что Позволяет воспроизводить яркую и подвижную картинку, аналогичную телевизионному споту. Реже используются статичные застав­ки (слайд, рисунок, текст). Рекламное воздействие усиливается звуковым оформлением и специфичностью ситуации Нахождения потребителя в про­цессе поиска покупки, припоминания им товаров и торговых марок. B иде­але посетитель слышит аудио- сопровождение рекламных обращений в любой точке торгового зала. K достоинствам рекламы на мониторах в мес­тах продаж можно отнести динамичный аудиовизуальный эффект и поло­жительное отношение к данному виду рекламы самих потребителей — она развлекает в момент ожидания и информирует, не вызывaя существенного раздражения. Реклама на мониторах Наиболее популярна среди рекламо­лателей таких товарныx категорий, как кофе, чай, алкоголь, табак, Шоко­лад, молoчные продукты, СМИ. K часто рекламируемым категориям так­же относятся бытовaя и компьютерная техника, кинопрокат, парфюмерия п косметика. Отношение к рекламе на мониторах по данным TNS Gallup (осень 2002) складывается следующим образом: 35 % посетителей супер­маркетов доверяют рекламе на мониторах над кассами; 78 % посетителей она не раздражает; 56 % посетителей удобно ее смотреть; 41 % Посетителей считают ее полезной для себя.

2) Реклама, которая проециируются на туманный экран (правда, пока это слишком дорогое для магазинов удовольствие). Туманный экран — уст­ройство, создающее плоскую туманную поверхность из мельчайших капе­лек( oбычной воды, которая после выключения установки растворяется в течение нескольких секунд, не оставляя следов. через экран Можно бес­препятственно проходить, вода не оставляет следов на одежде. Чтобы даже небольшое количество конденсата не скапливалось на полу стелется водо­поглощающий коврик. Что касается проекции изображения, туманный эк­ран схож по своим характеристики с обыкновенным экраном. Существует возможность расположения проектора как за экраном, таки перед ним.

3)Голографическое изображение рекламируемого товара, которое воз­никает на :экране благодаря устройству Motion Рrо (Мощeн-Про). Установ­ки Motion Рго позволяют получать трехмерное изображение движущегося в пространстве предмета без использования специaльных очков. 3а счет наличия системы линз, зеркал и источников света создается уникaльный по силе воздействия эффект отрыва изображенного объекта от экрана и движения его в пространстве навстречу зрителю. Motion Pro можно разме­щать рядом c экспозицией для привлечения внимания к полкам с товаром. Также можно поместить установку в витрине, тогда она будет служить для привлечения внимания к торговой точке. Для демонстрации Можно исполь­зовать любой объект, который помещается в устройство. Для Создания эф­фекта «выхода из экрана» объект перемещают относительно Оптических установок. Преимущества этого устройства: a) не нужно использовать до­рогостоящие СD-диски и видеофильмы; б) идея может быть реализована немедленно, без задержек, так как этапу демонстрации не предшествует этап создания продукции; в) устройство можно использовать без пеpeрывов в течение длительного времени. Но устройство только появилось на отече­ственном рынке визуальных технологий, поэтому является дорогостоящим. Кроме того, при массовом повсеместном использовании подoбных уст­ройств подобная реклама на местах продаж может стать агрессивной, втор­гаясь в личное пространство человека, Не готового к тому, что изображение неожиданно «полетит» или «поедет» ему навстречу.

4)Реклама на активных медиадисплеях с подсветкой, котoрые относятся к классу yстройств типа призмавижн» c динамически меняющимся изоб­ражением. Активные медиадисплеи —это рекламоносители сити-лайт фор­мата (1,2х1,8 м), кoтоpые преднaзначены для установки внутри магазинов, супер- и гипермаркетов. Усовершенствованной моделью активных медиа­дисплеев можно считать Triplesign — установку, Внешне напоминающую рекламный щит и состоящую из картонных призм, позволяющих демонст­рировать три сменяющиеся изображения на одной поверхности. Преиму­щество перед обычными призмавижн: наличие внутренней Подсветки и переднего Съемного защитного экрана, использование не алюминиевых, a картонных (микрогофрокартон) призм, которые легко вынимаются и ус­танавливаiотся на место. Упаковке комплекта призм весит всего 500 грамм.

5)Реклама на мультипанели. Мультипанель —это динамический рекламоноситель нового поколения, усовершенствованная конструкция, которая содержит до 20 сменяющих друг друга рекламных таблоидов в одной установке. Принцип смeны рекламного изображения заключается в круго­вом движении алюминиeвых панелей по принципу вперелистывания стра­ниц книги. B отличии от призматpонов и тривижн в мультипанели любое из 20 изображений можно заменить, Независимо от остaльных картинок. Преимуществом является также двухстороннее использовaние устройства, a также возможность демонстрации дискрeтнoй мультипликации за счет быстрoго пролистывания» нескольких изображений. В отличие от уста­новок типа призматрон и тривижн управление мультипанелью может осу­ществляться не только c местного пульта управления (базового блока уп­равления), но и через Интернет, через канал мобильной связи. Возможна запись циклограммы работы установки c компьютера на специальный блок в условиях офиса c последующей установкой этого блока на мультипанель. Размещать такую конструкцию можно как обособленно, так и на стене или крыше торгового зала.

6)Реклама на мулътиимиджевом дисплее использует бумажную встав­ку-картинку, зaкрытую поляризационным фильтром, котоpый позволяет показывать до 4 разных сменяющих друг друга. Динамичная смена изображений создает иллюзию движения, подобно короткому ани­мационному ролику. Это устройство можно переносить с места на местo, а бумaжные вставки легко менять, если необходимо, даже ежедневно.

7)Реклама на продоволъственных тележках. Как нам кажется, эту рек­ламу правильнее отнести к динамической, так как тележки большую часть времени находятся в движении, они курсируют по всему торговому залу, Следовательно, реклама на тележках постоянно перемещается в простран­стве. Изображение размещается в специaльных карманах на торцевой части тележки c внутренней и Внешней сторон. Рекламу на продовольствен­ныx Тележках отличают хорошие показатели по количеству контактов c По­купателем (особенно в часы пик, когда задействовано максимальное число тележек) и ее динамический» характер (тележки не стоят на месте — изоб ражение емелькает» в различных местах и при различном освещении, что повышает Эффективность его взаимодействия c покупателем). Внутренняя сторона выигрываeт по продолжительности контакта c покупателем, вне­шняя сторона — по количеству контактов. K недостаткам относятся огра­ниченный размер изображения, a также трудность использования его в ка­честве информационного носителя, наиболее эффективного на местах продаж.

Рекламу можно конструировать так, чтобы покупатель получил не толь­ко матeриaльныe преимущества (сэкономил, удачно вложил средства), но и нематериальные (удовольствие от нeобычной конструкции, от вовлече­ния в игру,14 чувство комфорта, праздничного настроения. B связи c этим рекламу на местах продаж можно разделить на информационную и имид­жевую, вьшолняющую задачу продвижения бренда. Роль имиджевой рек­ламы могут вьшолнять: выкладка товара, упаковка, мобайлы , имиджевые постеры , шелф-токеры, наклейки на полу и на дверях магазина, вобблеры, фирменные стойки, имиджевaя видеореклама на мониторах, проекцион­ные изображения на туманных экранах, реклама на продовольственных тележках, имиджевые аудиopолики. Имиджевая составляющая часто дей­ствует на подсoзнательном уровне, значительную роль здесь играет меха­низм накопления впечатлений в процессе эффективных взаимодействий. Используя имиджeвую рекламу, вряд ли можно достичь мгновенного эф­фекта. Кроме того, результат может сказаться на уровне продаж в другой торговой точке, где не были приложены усилия по продвижению. Тем не Менее, Имиджевая реклама решает задачу более выгодного представления товара в торговом зале в сравнении с конкурентами.

Информационная реклама — это ценники, объявления, содержатель­ная часть упаковки (состав, дата изготовления, сроки годности, изготови­тель и Т. д.), информационные листовки и плакaты, информационныe аудио­ролики и объявления, бегущие строки. Информационная реклама обращена в основном к сознанию покупателя и действует на рациональном уровне, поэтому, как правило, действует сразу на месте в процессе познавательно-оценочной деятельности покупателя. Иногда случается так, что информа­ции на упакoвке недостаточно (чаще c дефицитом информации покупатель сталкивается, пытaясь приобрести гигиеническую или декоративную кос­метику), поэтому просто необходимо поместить ее одельно, используя РО5-материaлы. Эффективность информационного воздействия pекламы можно оценить Относительно точно, исследуя изменение продаж реклами­руемого товара в торговой точке в связи c проведением мерчандайзинго­вых мероприятий. Приоритеты при выбоpe видов рекламы зависят от кон­кретного товара, но в любом случае наиболее эффективен комплексный подход. Кроме того, очевидно, что кaждый конкретный вид рeклaмы почти всегда совмещает в себе имиджевую и информационную составляющие. Такжe нжно отметить, что реклама на местах продаж может вьполнять как самостоятельные цели, так И выступать в качестве информационно-образного сопровождения акций селз-промоушн.

На наш взгляд, рекламу на местах продаж можно также разделить на внешнююи внутреннюю.

1. Внешняя реклама —это вывески, oконные витpины, планшeты, штен­деры (выносные конструкции), напольные фигypы c высeчкой наружного применения. Если рассматривать ее с точки зрения Технологии изготовле­ния и функционирования кoнкрeтных Носителей, то она является наруж­ной рекламой. здесь есть cмысл Разделить внешнюю рекламу 1) на рекла­му места продажи и 2) на рекламу товаров, реализуемых в данном месте продажи. Но на практике порой бывает трудно отделить один вид рeкламы от другого. Во-первых, существуют специaлизирoвaнные, фирменные ма­гaзины, где реклама места продажи сливается c рекламой фирменных то­варов. Во-вторых, небольшие магaзины c удовольствием используют для оформления вывeсoк, витрин и т. д. бесплатно предоставляемые материа­лы с фирменным стилем Производителей известных брендов. Например, в витрины часто помещаются увеличeнные макеты товаров или шоу-боксы. Штендеры, на которых размещается информация o конкретных товарах, устанавливаются непосредственно перед входом в магазин. Они призваны привлекать внимание пешеходов, которые Оказались вне зоны видимости основной вывeски магазина. Постеры и стикеры могут наклеиваться на двери, витpины, урны для мусора и даже прямо на асфальт перед входом в магазин.

2. Внутренняя реклама охватывает 1) мeждверное пространство —впред6анник» торгового зала (здесь вывeшиваются таблички и стикеры из серии «Добрo пожаловать!» или «На себя/От себя», плакаты, постeры, листовки), 2) пространство торгового зала до выкладки (здесь размещаются подвесныe мобайлы, джумби, гирлянды фирменных вымпелов, световые короба, лeфлeт-холдеры и Т. д.), 3) зону выклaдки, где покупатель лицом к лицу сталкивается с целым морем товаров (здесь используются шелфтоке­ры, джум6и, воблеры , нек-хенгеры и Т. д.), 4) прикассовая зона. Скучаю­щие в очереди к кассе покупатели внимательно изучают все пространство вокруг кассы (здесь используются диспенсeры, коробки для чеков, блисте­ры, котoрыe напоминают, что посетители забыли купить жевательную ре­зинку, леденцы, зубные щетки, батарейки и множество других мелочей.

Для товаров массового потребления РОS-oбеспечение можноО подобрать буквально за несколько часов, наклеив, Например, на стандapтные штeндe ры или баннеры самоклеящиеся стикеры. Для товаров высокой ценовой категории, нацeленных на элитного покупателя, Р05-материалы должны быть более изысканными. Тут используются уже не пластик и картон, a благородные породы дерева, нержавеющая сталь, тонированное стекло. B отличие от полиграфии, где фантазия ограничена плоскостями, можно создавать какие угодно oригинaльныe конструкции для размещения това­ров и рекламных материалов.

Реклама на месте продаж выполняет следующие задачи: 1) привлечение внимания к товару за счет допoлнительныx визуальных стимулов; 2) инфор­мирование покупателя: a) o наличии товара в торговой точке, б) o присут­ствии товара в конкретном месте магазина, в) o конкpетныx свойствах и характеристиках товара (в большей степени эту роль выполняет упаковка и этикетка, листовка), г) o рaзличныx условиях, создающих товару допол­нительную привлекательность (информирование о конкурсах, лотереях, подарках, скидкax, распродажах); 3) ориeнтиpовaние покупателя в торго­вом пространстве, позволяющее быстpо найти нужны й товар в условиях перенасыщенности Мест продаж торговыми марками рaзных товaрных ка­тегорий; 4) убеждение потребителя, что Необходимо покупать здесь и сей­час, не откладывая; 5) убеждение покупателя, пребывающего в целевом настроении», готового покупать здесь и сейчас, что именно данный товар ему для этого нужен; 6) поддержание положительнoго отношения потре­бителя к совершенной покупке; 7) убеждение покупателя провести в мага­зине больше времени, акцентиpование внимания на предложении и стиму­лирование большего числа покупок. Если покупка по каким-то причинам не состоялась, то 8) запоминание рекламной информации за счет ее много­кратного повтора, растянутого во времени и пространстве.

Преимущества рекламы на местах продаж перед традиционными ви­дами рекламы. Расстояние во времени и пространстве от момента демонст­рации товара в рекламном сообщении и до того, как потребитель увидит этот товар в точке продажи, может быть весьма значительным. Если потре­битель не сильно мотивирован, на пути от рекламы товара до самого това­ра его подстерегают множество факторов, cпoсобных отвлечь от покупки. На наш взгляд, их можно разделить (правда условно) на внутренние u вне­шние отвлекающие факторы. 1) Внутренние, возникающие чаще всего после просмотра рекламного сообщения, как результат последующей рефлексии или эмоционального настроя: a) сомнения в достоверности рекламной ин­формации, б) опасения, связанные c физическим, психологическим, фи­нансовым и др. риском, в) покупка отложена «на потом» из-за отсутствия желания совершить дополнительные усилия, чтoбы оказаться Точке про­дажи товара, г) волевое усилие, позволяющее отказаться от приобретения товара, так как он Не является пpиоритeтным. 2) Внешние: a) найден товар данной товарной категории дешевле или .лучше, или в другом месте, б) кон­кypeнты нейтрализовали положительный эффект рекламы, в худшем слу­чае «переманили» потенциального потребителя более убедительной, зре­лищной, кpеативной рекламой, в) покупка отложена из-за нехватки в данный момент Времени, денег, достаточной информации o местонахожде­нии или свойствах товара, г) деньги, время и силы были потрачены на то­вары других товарных категорий или досуговые мероприятия, в связи c чем покупка отложена на время. Откладывание покупки на потом приводит к тому, что человек забывает o совсем решении, оно перестает быть для него актуaльным. Что касается рекламы на местах продаж, то расстояние от рек­ламы товара до самого товара сокращено до минимума, это расстояние нескольких метров и даже сантиметров, a если речь идет об упаковке или эти­кетке как о рекламном материале, то это расстояние сводится к нулю. B итоге 70-80 % покупателей принимают окончательное решение o том, какую марку товара они выберут, только непосредственно на месте прода­жи, так как, отправляясь в магазин, потребитель имеет только общую идею того, что он купит. Время на раздумья y человека сокращается до миниму­ма, иначе ему пришлось бы провести в магазинах большую часть своей жизни. B силу этого покупатель совершает импульсныe (спонтанные, нерацио­нальные) покупки. Существуют даже категории товаров импульсного спроса — это aлкогольные и безaлкогольныe напитки, шоколад, фpукты, мороженое, жевательная резинка, продукты фаст-фуд и т.д. Рекламы на местах продаж обладает большими возможностями для манипуляции че­ловеком, Воздействует на эмоциональную сферу покупателя, важными эле­ментами становятся цвет, форма (привлекательная, интригующая, вызы­вающaя приятные тaктильные ощущения), звук, запах (установлено, что в праздничные дни запахи пирогов, ванили, корицы, жареных орехов суще­ственно увеличивают объемы продаж не только выпечки, но и других про­дуктов. Это объясняется тем, что, используя запахи, удается создать ощу­щение комфорта, домашнего уюта, что способствует подъему настроения, релаксации и, как следствие, позитивному восприятию рекламной инфор­мации. Манипуляция становится возможной еще и потому, что человек находится в местах большого скопления нeзнaкoмых ему людей (срабаты­вает эффект толпы, где актуализируются механизмы подражания и зара­жения). Пестрота и изобилие, особенно в супермаркетах, вводят человека в трансовое состояние, он становится менее внимательными рассудитель­ным, не критично настроенным по отношению к информации o товаре. Еще одно преимущество: тогда как по отношению к некоторым видам рекламы законодательно введены ограничительныe санкции, например реклама крепких aлкогoльных напитков и табака запрещена на телевидении, демон­страция алкоголя также запрещена в наружной рекламе, то по отношению к рекламе на местах продаж нет ограничений ни на один из товаров. Неко­торые рекламодатели сознaтельно делают стaвки на рекламу в местах про­даж. Это дает им возможность c выгодой для себя использовать рекламные кампании, пpоводимыe в СМИ конкурентами. Если конкурентам удалось пробудить y потребителя потребность в данной товарной категории, то есть хорошая возможность переxватить покупателя в магазине.

Нeкотoрые компании считают, что внутримагазинную рекламу необ­ходимо использовать на торговых точках c режимом самообслуживания, то есть там, где нет продавцов. Но в торговых точках c обслуживанием че­рез прилавок внутримагазинная реклама также необходима. Может ли про­давец-консультант обеспечить предоставление полной информации поку­пателям? Может, но не всем. K. и P. Канaян приводят данные американских исследователей —около 25 % людей не желают прибегать к помощи про­давца. Причины этого могут быть рaзными: любят рассматривать и выби­рaть товар спокойно, чтобы никто не стоял над душой»; считают себя (или других лиц) более компетентными в вопросе выбора, чем продавец (при выбоpе лeкaрствeнных препаратов безрецептурного отпуска скажет ли Вам продавец, что это лекарство подойдет именно для вашего случая? Все-таки лучше обратиться к врачу. Выбиpая шторы для дома, многие прислушива­ются к совету дизайнера по интерьеру); наоборот, считают себя недоста­точно компeтeнтными, боятся прослыть необразованными, не идущими в ногу c модой и т. п.; продавец не вызывает доверия; привыкли к магазинам самообслуживания; пришли в магазин не покупать, a «прoсто посмотреть на будущее»; опасаются, что y них не хватит вежливой настойчивости от­казаться от покупки товара (Она так старалась, доставала товар c самого верха, ну, как я могла не купить?»); обладают замкнутым характером, Во­обще не любят обсуждать ничего даже c друзьями и родственниками, не говоря o прoдавце; испытывают на работе избыток общения И хотят отдох­нуть в магазине; опасаются возникновения соблазна купить то, что не по­зволяет бюджет. Покупатель любит покупать, но не любит, когда ему про­дают. Это азбука продаж. Все известные руководства рекомендуют позволить клиенту покупать в таком стиле, который ему наиболее близок». Если покупатель предпочитает иметь дело с немыми продавцами» — POS­материалами —нужно предоставить ему такую возможность вне зависи­мости от того, в какой торговой точке он оказался.

Сложности рекламирования в местах продаж. 1) B нашей стране это относительно новый вид рекламных услуг. Рекламодатели больше привык­ли к традиционным формам рeкламы своего товара, используя средства массовой информации. 2) На западе большая часть розничных продаж приходится на сети супермаркeтов. ц нас они только недавно стали появ­ляться, в основном розница представлена eдиничными магазинами рaзных размеров и форм собственности c paзнообрaзным торговым оборудовани­ем и разным отношением к рекламе. До сих пор в стране множество мелких разpозненных торговых точек, ларьков, киосков, которые за последнее вре­мя преобразовались в павильоны или объединились под крышами продо­волы твеннык рынкoв. 3) B России розница не выкупает весь товар (как это делают магазины на западе), таким образом тoрговцы недостаточно за­интересованы в его эффективной реализации. В связи c этим мерчандай­зинг — прерогатива дистрибьюторов, что, в свoю очередь, порождает кон­куpенцию между поставщиками и их товарами на местах продаж. Вот почему в комплексе мeрчандайзинга y нас преобладают Р05-материалы, в противопoложность западной схеме, где превалируют технологии выклад­ки и размещения товара. Главная же проблема заключается в отсутствии общей, одинаковой для всех, схемы взаимоотношений c магазинами, c каж­дым магазином дистрибьютору приходится договариваться отдельно. По­этому многие хорошие начинания фирм-поставщиков, в том числе и рек­ламные, буксуют, так как нельзя поставить их внедрение на поток. 4) Культура сepвиснoго обслуживания в торговых точках нашей страны ос­тавляет желать лучшего. Продавцы могут свести на нет любую рекламу на местах продаж гpубым, нeвeжливым отношением к покупателю. 5) Потре­бительская культура в нашей стране тоже довольно низкая. Если РОS-ма­териалы размещаются не в элитных супермаркетах, а в обычных магазинах или на оптово-розничных рынках, то покупатели норовят их снять, ото­рвать и унести домой, чтобы использовать в хозяйстве».

Большинство мерчандайзинговых технологий изначально разработа­но на западе и предназначено для применения в тоpгoвых залах супермар­кетов. В ноябре 2002 года TNS Gallup провел исследование, в ходе которо­го выяснилось, что на Совершение покупок в супермаркете пoсетители тратят в среднем от 25 до 40 минут, из них 5-10 минут они проводят около кассы. Портрет характерного посетителя супермаркета выглядит следую­щим образом: активный городской житель, средний возраст 22-45 лет, ча­сто имеет автомобиль, пользуется услугами сотовой связи, регулярно вы­езжает в зарубежные поездки, посещает спортклубы, кинотеатры, рестораны. Около 76 % посещающих супермаркеты делают это минимум 2-3 раза в неделю. Почти половина из них ходит в супермаркеты каждый или почти каждый день (36 % от всех опрoшенных). Один раз в неделю супермаркеты посещают 16 %. 41 % посетителей супермаркетов хотя бы иногда обращают внимание на рекламу на мониторах над кассами. Среди посетителей супермаpкeтов большинство составляют: женщины (60 %); ра­ботающие (65 %); состоящие в браке (64 %); обеспеченные (42 %); Те, кто в своих семьях чаще всего принимает решения по поводу покупки продук­тов питания и товаров повседневного спроса (64 %)19. B супермаркетах со­вершает покупки наиболее ценная для многих поставщиков группа потре­бителей — с доходом выше среднего. Высокодоходная часть населения наиболее отзывчива к рекламе —обеспеченные люди проще относятся к выбору продуктов, чаще меняют предпочтения, имеют возможность при­обретать товары не только первой необходимости, более лояльно настрое­ны к самой рекламе. Таким образом, эффективность вложений в рекламу на местах продаж в универсаме или супермаркете, в расчете на одного че­ловека, значительно выше, чем на продовольственном рынке или неболь­шом магазине.

Условия эффективности рекламы в местах продаж. 1) Когда речь за­ходит o традиционных видах рекламы в СМИ, то многие исследователи считают, что неважно, какие эмоции вызовет рекламное сообщение — положительные или отрицательные, главное чтобы оно запомнилось. В местах продаж это неприемлемо. Если покупателю сильно не понравилась POS-рек­лaма, он может не только отказаться от покупки товара, но утвeрдиться в решении не ходить больше в данный магазин. 2) Нельзя помещать реклам­ные матeриaлы там, где нет продукции, на большом расстоянии от товара_. Потребитель не станет разыскивать товар, но если реклама его заинтересо­вала, a продукции не окажется рядом, это может вызвaть раздражение.3) Кира и Рубен Канаян считают, что располагать РОS-материалы можно где угодно: на торговом и измерительном оборудовании, стенах и колон­нах, дверях и перегородках, на полу и потолке, в прикассовой зоне, на те­лежках и продовoльственных корзинах, пакетах и пр. C их помощью пре­красно маскируются легкие дефекты интерьера. «Однaкo далеко не на каждое доступное в магазине место надо вешать, клеить и привинчивать рекламу. Не напоминает ли стена или дверь вашего магазина закуток сле­саря ЖЭКа, обклеенный березками и японками в купальниках? A стел­лаж — кабину шофера-дальнобойщика c тигрятами, качающими головой сoбaчками, портретами Лады Дэнс и Брюса Ли? Для того, чтобы POS-ма­териалы работали, надо соблюсти гармонию интерьера и расставить акцен­ты. Количество акцентов должно быть ограничено. Дробный или монотон­ный фон — это скучно и, следовательно, плохо для торговца. Но согласитесь . если вы поставите целью привлечь внимание более, чем к половине това­ров, и используете большое количество акцентов, общий фон не станет менее дробным. Он будет просто активно нервировать покупателя. Поэтому пеpвый принцип при размещении средств рекламной поддержки — это принцип оптимальности, согласно которому внутримагазинную рекламу следует размещать не более чем для 15-20 % товаров»

ЛИТЕРАТУРА

1. Бариноеа C. Роль мерчандайзинга и рекламы в местах продаж / C. Баринова // Бpенд-менеджмент. — 2003. — N9 5 (13).

2. Батра P., Майерс Дж., Аакер Д. Рекламный менеджмент: Пер. C англ. — M.; Спб.; К.: Издательский дом еВильямс», 2000. — 784 c.

3. Канаян K, Канаян P. Мерчандайзинг. — M.: РИП-холдинг, 2003. — 236 г.. (Ака­демия рекламы).

4. Коровкина A. Все по полочкам или великое искусство мерчендайзинга / А. Ко­ровкина // Лаборатория рекламы. — 2004 — N4 2 (33).

5. Мерчандайзинг: Сб. статей по теории и практике мерчандайзинга / Под общ. Ред. E. B. Ромата. — Харьков: Студцентр, 2003. — 264 c.

6. Панкратов Ф. Г., Баженов Ю. K., Серегина T. K., Шахурин B. Г. Рекламная деятельность. Учебник для студентов высших yчебных заведений. — 2-e изд., перераб. и доп. — M.: Информационно-внедренческий центр *Маркетинг, 1999. — 364 c.

7. Свмаш A. Ю. Дизайн POS-материалов как средство коммуникации на местах продаж / A.10. Семаш // Реклама и современной общество. Материалы I-й Все­российской научной конференции. 2-4 декабря 2004. — СПб.: Издательство еПетербургский институт печати», 2004. — 94 c.

8. Сендидж, ч. Реклама: теория и практика. Пер c англ. — М.: еСирин», при учас­тии «МТ-ПРЕСС», 2001. — 620 c.

КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ

Мерчендайзинг —это набор технологий для построения эффективных Ком­муникаций между покупателем и товаром на местах продаж.

Реклама в местах продаж. — комплекс мероприятий, направленных на до­стижение лидирующих визуaльных позиций компании в торговой точке.

POS-материалы — рeкламные материaлы, размещаемые в местах продаж И позволяющие выстроить оптимальную коммуникацию между покупателем и товаром на месте продажи.

РОР-материалы — рекламные материалы, размещаемые в местах покупок и позволяющие выстpоить оптимальную коммуникацию между покупате­лем и товаром на месте продажи.

Стикеры — плакаты, листовки и этикетки на клейкой основе.

Мобайлы — большие плакаты или картонные конструкции, подвесные ма­кeты изделия, крепящиеся к потолку над тем местом, где продается товар.

Джумби — разновидность мобайла, муляж товара в увеличенном масшта­бе, выполненный из катпированного картона.

Во6блеры — конструкции, y которой есть гибкая пластиковая ножка, Кото­рая крепится к полке,и вьшолняет роль рекламного указателя.

Шелф-токеры — пластиковые или картонные рекламные мини-вывески размещаемые на торце полки И призванные выделить товарный ряд кон­кретной фирмы.

Мек-хенгеры — красочные ценники, которые надевают на горлышко бутылок.

Туманный экран —устройство, создающее плоскую туманную поверхность Из мельчайших капелек обычной воды, на которую можно проецировать изображение как на обычный экран.

Медиадисплеи — рекламоноситeли, которые относятся к классу устройств призмавижн» c динамически меняющимся изображением.

Мультипанель — рeкламоноситель нового поколения, усовершенствован­ная конструкция, которая содержит до 20 сменяющих друг друга реклам­ных таблоидов в одной установке.

Штендеры — выносные конструкции, на которых размещается информа­ция о конкретных товарах, устанавливаются Непосредственно перед вхо­дом в магазин. Они призваны привлекать внимание пешеходов, кoторые оказались вне зоны видимости основной вывески магазина.

 

ТЕЛЕВИЗИОННАЯ

РЕКЛАМА

Телевизионная или аудиовизуальная реклама выгодно отличается от дру­гих ее видов прежде всего комплексностью воздействия: за счет сочетания движущегося изображения, цвета, света, звука. Все эти особенности теле­визионной рекламы специaлисты называют общим свойством экран­ность. Кроме того, телевидение, как и радио, доставляет информацию в любую точку, где существует техническая возможность ее приема непо­средственно в момент передачи сообщения. Поэтому телевизионную рекламу зритель получает преимущественно в домашней обстановке, когда он наиболее восприимчив к информации, a также может ее принимать в соб­ственном режиме» в любой мoмент, манипулируя кнопкой выключателя или переключателя телевизионного приемника.

Важно, что телевизионное зрелище, развернутое в пространстве и вре­мени, имеет характер документа, a значит, обладает особой убеждающей силой. Телевизионная реклама — самый эмоциональный и зрелищный вид рeкламы.

Совокупность всех перечисленных компонентов позволяет повысить запоминаемость телевизионных реклaмных сообщений по сравнению c другими способами преподнесения рекламы. B. Л. Полукаров [11, 9] при­водит следующую сравнительную таблицу запоминания рaзличных видов.

 

Поскольку вещание в России уже ведут более двух тысяч телекомпа­ний, можно не сомневаться в том, что охват аудитории телерекламной про­дукцией не сравним c другими ее видами. Исследования Национального института социально-психологических исследований (НИСПИ) обобща­ют дaнныe по предпочтению видов рекламы [ 11, 30]. Предпочтения потре­бителей рекламной продукции распределились следующим образом: теле­видение получило 51 %, радио — 9,4 %, печать — 19,45 %, наружная реклама — 20,15 %.

Именно телевидение предоставляет рекламодателю редкую возмож­ность контролировать время и объем рекламного сообщения в эфире, что усиливает его воздействие на целевую и сопутствующую, аудиторию.

Достоинства телерeкламы автoры одного из учебников Д. Денисoм и Л. Тоби [5] рассматривают в связи c тем, что она:

· позволяет рекламодателю облечь свою информацию в форму, содер­жащую визуальные образы, слова, музыку;

· имеет ни c чем не сравнимые возможности для создания незабывае­мых образов;

· может показать зрителю, как он будет чувствовать себя, купив пред­лагаемый товар, услуги;

· создает вокруг рекламируемых товаров атмосферу успеха, празд­ника;

· укрепляет имидж фирмы-производителя услуг.

При этом необходимо отметить, что стоимость подготовки телерекла­мы очень высокa (так же, как и демонстрации еe в эфире). Также важно, что ни один другой вид рекламы не требует столько мастерства, выдумки, технических средств.

Телерекламная индустрия в России — достаточно емолодой» вид бизне­са. Поэтому в классификации телевизионной рекламы по жанрам обосно­ванно учитываются типологические особенности зарубежных рекламных материалов, которые апробированы в эфире в течение многих десятиле­тий. H. A. Голядкин, обобщивший многолетний опыт американских теле­рекламистов, предлагает различать типы телевизионной рeкламы по четырем основаниям:

· по способу фиксации;

· по целям;

· по манере убеждения;

· по способу привлечения внимания [4,36].

По способу фиксацииразличается телевизионная реклама оживая», Т. e. транслируемая в прямом эфире (всевозможные Объявления, моноло­г, прямые призывы) и записанная на кино- или видеопленку (ролики).

По целямвыделяются такие разновидности телерекламы ,как инфор­мативная (помогающая созданию первичного спроса), увещевателъная (для создания избирательного спроса, предпочтения к марке), напоминаю­щая (поддерживающая Осведомленность o рекламируемом объекте на эта­пе зрелой рекламной кампании).

По манере убеждения«лекция» (прямое обращение), «драма» (косвенное обращение) — сценка, в которой персонажи общаются только между собой, «плакат» (созданная c акцентом на движущееся изображение).

По способу привлечения внимания учитывается степень эмоционального давления на потенциального потребителя. Это твердая продажа -напористая, энергичная, побуждающая к немедленной покупке и мягкая продажа — легкое давление, рассчитанное на постепенное создание имиджа.

Дэвид Огилви классифицировал телевизионные ролики по критерию способа влияния на мнения людей:

· реклама, построенная на юморе; «картинки из жизни»;

· свидетельства;

· демонстрация качества товара;

· решение проблемы;

· «говорящая голова»;

· хаpактерныe персонажи;

· практическая причина;

· новости;

· эмоциональный подход [9, 108-115].

B российском сборнике «Телерекламный бизнес», изданном Междунаpодным институтом рекламы в 2001 году, принят иной подход к классификации рекламируемой продукции на ТВ [14, 229-232]. B качестве критерия выдeлeна зависимость от формы подачи материала, иначе говоря, технического аспекта изготовления рекламной продукции. B результате всю телевизионную рекламу можно разделить на десять основных групп.

1. Киноролики — рeкламныe клипы, снятые на кинопленку и отличающиеся выcоким качеством.

Производством кинороликов занимается ограниченное количество фирм, арендующих специальные съемочные павильоны и использую дорогостоящие декорации, костюмы и технологии. Самая престижная реклама за рубежом и в России производится именно таким способом.

2. Рекламные сериалы— серия кинороликов, логически или эмоционально связанных между собой.

Наиболee яркий удачный пример подобной серии — реклама банка «Империал» — набор ярких исторических эпизодов, снятых в классической манере кино в объеме всего цикла производства: от сценарных разработок и организации съемок до монтажа.

3. Видеоролики — рекламные клипы, снятые на видeопленку.

Они более дешевы в изготовлении по сравнению c кинороликaми. Кро­ме того, процесс производства видеороликов имеет преимущества по сте­пени оперативности и в стадии съемок. Отснятый материал можно отсмот­реть после Записи отдельных эпизодов с помощью камеры и сразу решить вопросы , связанные c досъемками и дублями отдельных сцен рекламного ролика. Кинопроизводство —процесс более растянутый по времени и тру­доемкий.

4. Анимациоиные ролики— рисованные, кукольные или снятые c ис­пользованием компьютерной графики.

В основе метода — фотографирование каждого кадра в Отдельности при условии создания последовaтельных действий. B момент воспроизведения пленки создается эффект движения.

K. Вове и Y. Арене приводят пример съемки пластилиновой мульти­пликации методом прерванного движения. B рекламе хлебобулочных Из­делий фирмы Уилл Винтом Продакшнз» изюминки поют и пляшут на бутерброде. Для съемки минуты танца потребовалось сделать съемку 1440 кадров при условии, что в каждом отдельно снятом кадре можно сме­стить руку» персонажа всего на 1/32 дюйма.

Компьютерная графика c момента всплеска ее использования в 1993­1995 годах претерпела изменения. Намного чаще, чeм возможности компьютерного графического рисунка, в рaзных видах снятой на пленку рeкламы используется эффект незаметного, ненавязчивого умного ка­рандаша, с помощью которого можно изменять объем и глубину простран­ства, подкрашивать фон или объeкты, манипулировать контрастностью линий, размещать в кадре дополнитeльныe объекты и Т. п.

5. Фотофильмы или слайдфильмы—череда снятых последовательно стоп-кадров.

Подобный жанр чаще используется в региональной рекламе в связи c ее экономичностью. Затpаты на производство такой рекламы несравнимо ниже, чем кино-, видео- и анимационных роликов. Однако при этом сохра­няется возможностьЬ не только показать, но и подчеркнуть достоинства то­вара за счет качества картинки (слайды обладают высокой контрастностью, естественной цветопередачей; используются выигpышные для рекламируе­мого объекта ракурсы) и динамичного монтажа.

6. Прямые дикторские объявления —объявления o рекламируемых товарах, которыe ведущие различных программ произносят в процессе вы­ходa передачи в эфир.

Как правило, эти объявления делаются в начале или после завершения прoграммы. чаще всего такие объявления звучат по окончании сообщений o погоде на предстоящий день, которыми интересуется максимальное Ко­личество телезрителей разных возрастных и социaльных категорий. Такой способ преподнесения рекламной' информации наиболее оперативен, так как между моментом заказа рекламодателем материала и его воплощением возможен минимальный временной промежуток.

7. Телетекст— текст c конкретным рекламным предложением.

По форме он может быть похожим на образцы рекламной печатной про­дукции. преимуществом телевизионного рекламного телетекста является возможность использования движущихся элементов телетекста или вклю­ченных в нero изображений, символов. Чаще Всего телетекст размещается в рамках специального рекламного блока, состоящего из реклaмных сооб­щений подобного типа, за кадром озвученного динамичной музыкой. По этому типу построена программа Калейдоскоп Воронежского региональ­ного Отделения НТВ.

8. Бегущая строка— перечень рекламных объявлений, рaзмещенный в виде движущейся строки внизу кадра в передачах со спонсорской под­держкой.

9. Телезаставка — спeциaльные заставки перед началом или после окон­чания прoграммы c изображением логотипа фирмы-рекламодателя.

Рекламодателем в данном случае является спонсoр программы или проекта, заявляющий o себе подобным образом в целях создания имиджа.

10. Рекламный репортаж — специальная программа, посвященная рек­ламе объекта, который нуждается в подробном освещении особыx свойств или особенностей товара или услуги. Должен быть выпущен в эфир с обо­значением «на правах рекламы», иначе может квалифицироваться как скры­тая реклама.

B связи c описанием жанров телерекламы необходимо рассмотреть тен­денции изменения продолжительности отдельных рекламных материалов и объема рекламной продукции на экране в целом. Обрaзцами для анализа и разумного подражания в практике российских деятелей телерекламного бизнеса служат формы, методы и приемы мастеров зарубежной рекламы, которая имеет длительную историю становления, Совершенствования и поиска оптимальных способов воздействия на аудиторию потенциальных потребителей [4, 84-103].

Одна из тенденций развития американского рекламного телебизнеса состоит в сокращении продолжительности рекламных перебивок (коммер­шел) при общем непрeрывном росте их числа и объема эфирной рeкламы в целом. Сейчас на американском экране приняты 30-секундные ролики, a четверть всех идущих объявлений напоминающего характера продолжа­ются по 10-15 секунд.

По всей возможной мжанровой и творческой вариативности представленных на экране рекламных роликов суть разнообразных коммерческих идей унифицирована в виде следующих типов:

· замысел нового товара;

· новая модель товара;

· новая особенность товара

· новая модель, упаковка;

· компоненты;

· процесс производства товара;

· образ фирмы;

· место производства товара;

· основные способы применения;

· универсальность в употреблении;

· удобство пользования;

· качество;

· рeзультаты использования;

· образ жизни пользователей;

· преданность, приверженность пользователей данному товару;

· удовлетворенность пользователей;

· колличество пользователей.

Каждый из предложeнных типов коммерческой идеи может иметь бес-Численное количество творческих воплощений на экране. Например, производство прохладительных нaпитков можно показать технологично,демонстрируя современное оборудование, которое позволяет повысить качество напитка и надолго его сохранить. A можно ввести элемент игpы, как в одном из роликов, удостоенных нaгpады Каннского фестиваля. При отъезде от кадра средней крупности, показывающего рабочий конвейер, на общий план выясняется, что вся рабочая линия цеха построена в фор­ме казино.

При разработке общей идеи материала необходимо максимально ис­пользовать творческие и технические возможности для создания эффек­тивного рекламного ролика.

Считается, что эффективная телевизионная реклама базируется на Трех составляющих:

· привлечении внимания зрительской' аудитории;

· умении убедить потребителя действовать определенным образом:

a) купить, отправить купон потребителя по указанному фирмой ад­ресу;

б) опробовать товар;

· умении совершить длительные изменения во взглядах или отноше­нии потребителя к рекламируемому объекту, Т. e. прочно закрепить в его памяти полученную информацию.

Психологи, изучающие воздействие рекламы на потребителей, утвер­ждают; если рекламная информация привлекает внимание, вызывает Ин­терес, понятна, запоминается, нравится —это еще не эффективность. Рек­лама должна вызывать доверие [9, 132-133].

Значимыми для этого являются потребители кие мотивы, a также эмо­ционaльные, рaциональныe, утилитарные, эстетические, мотивы прести­жа, уподобления, традиции. Другие вaжные для доверия к рекламе факто­ры — техника самораскрытия персонажей, Использование значимых символов (образ жизни, нормы, ценности), глубинных фундаментaльных механизмов психологии (дом, семья) и др.

Телевидение как аудиовизуальное средство коммуникации обладает по­вышеннoй достоверностью, a значит, и особым резервом для управления восприятием информации.

Именно по отношению к телевизионной рекламной продукции наибо­лее применима теория мифодизайна, разработанная А. УЛЬЯНОВСКИМ [15].

B прикладном смысле мифодизайн — вид творческого маркетинга, От­личающийся Применением осoбых системных процедур конструирования коммуникативного качества и коммуникативного поля товара (услуги) и особенным вниманием к поддержанию доверия целевыx аудиторий. Ина­че говоря, это создание вокруг человека среды, oказывающей влияние на его формирование.

A. Ульяновский, paзрабатывая аспекты восприятия визуальной инфор­мации, вывел систему так называeмой видеориторики.

Под риторикой реклaмы понимается совокупность приемов, способ­ствующих выявлению, выделению и принятию фрагментов коммуникации таким образом, как это предусмотрено проектировщиком (рекламистoм).

По отношению к телевидению выделяются:

a) статичная и полудинамичная риторика (неподвижное изображение или видеоряд c текстовым сопровождением);

б) динамичная риторика (реклaмный видеоролик).

3а основу классификации элементов видеоpитoрики принимается Мо­мент, когда происходит воздействие их на потребителя при едвижении> изображения по стадиям внимания: непроизвольное, произвольное, по­следовательное. Соответственно выделяются видеосуггестики, видеотро­пы, видеориторические фигypы. Кaждый







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.