ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ И ТЕРМИНЫ
Реклама (адвертайзинг — англ. — реклама, извещение, обращение на что-либо внимания; вербунг — немецк. — реклама, привлечение, вербовка) всегда направлена на потребительскую аудиторию, группу людей, пользующихся тeм или иным каналом коммуникации. Эффективная рекламная деятельность предполагает выделение цeлeвой аудитории, которую можно определить как совокупность потeнциальных или существующих потребителей, принимающих покупательские решения или оказывающих на нив влияние. Такая аудитория находится в любой из шести стадий покупательской готовности: Осведомленности, знания, благораcположения, предпочтения, убежденности, совершения покупки. Эффективность продвижения товара/услуги зависит от того, на какой стадии покупательской готовности и стадии жизненного цикла Т/У они используются. Рынок и бизнес — еще два базoвых понятия, используемых в теории и практике рекламы. Но сути это —синонимы, хотя в словарных определениях есть и различие. Так, рыноктрактуется как совокупность экономических отношений, которые складываются в сфере обмена по поводу реализации товара; совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов. Бизнес определяют как экономическую деятельность, дающую прибыль (любой вид деятельности, приносящий доход, являющийся источником обогащения, называют бизнесом). Нередко платные объявления иначе называют бизнес-объявлениями. Оплату производит спонсор, которым может быть как физическое лицо, так и какая-либо организация, предприятие. Одну из основ рынка составляют товар или услуга. Под товаром понимается все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку c целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (различают товары длительного и кратковременного пользования, особого, пассивного и повседневного спроса, предварительного выбoрa). Услугой считается вид деятельности или благ, который одна сторона может предложить другой и который по своей сути не является осязаемым и не результируется в собственность клиента (производство услуги может быть, a может и не быть связано c физическим продуктом ). Каждый товар или услуга имеют свою цену — денежное выpажeниe обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполенные работы или указанные услуги; один из пяти элементов маркетинг-микса. Важнейшая экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговли, - спрос. Различают следующие виды спроса: · отрицательный (люди знают о товаре, но по различным причинам не желают его приобретать); · нулевой; · скрытый; · падающий (потребительская аудитория насытилась данным товаром, либо появился более совершенный товар); · полноценный (товар полностью удовлетворяет потребителя); · колеблющийся (сезонный); · чрезмерный; · нерационалъный (спрос на то, что вредит здоровью, например алкогоголь, табак; и в этом случае проводится политика демаркетинга: степенно повышаются цены, делаются более жесткими правила открытиz мест продаж, снижается количество рекламы и др.). Современная рыночнaя экономика предполагает использование бизнес-плaнов, то есть таких планов производствeнной и сбытовой деятельности, котоpые занимают промежуточное положение между стратегическим планом и годовым планом маркетинга. Бизнес-план становится основой рекламной кампании — не единичных, разрозненных действий рекламистов, a комплекса проводимых ими в определенный период организационно-технических мероприятий в рамках единой программы по достижению определенной рекламной цели. Рекламная кампания —это система взаимосвязанных ходов, среди которых важнейшим является рекламный текст (копи), создаваемый текстовиком (копирайтером) и распространямый, чаще всего через средства массовой информации (масс-медиa). Копирайтер, таким образом, — одна из основных творческих профессий в рекламе, заключающаяся в создании рекламных текстов, слоганов, сценариев рекламных телероликов и радиоспотов, генерирование креативных идей и сюжетов. Процесс создания рекламного материала, от зaмысла до воплощения, называется копирайтингом. СРЕДСТВА (KАНАЛЫ) Под средствами рекламы подразумеваются канaлы, по которым распространяются рекламные обращения: реклама на месте продажи, прямая почтовая, наружная, печатная (полиграфическая), электронная и пресс-реклама, реклама на движущихся носителях, сувенирная реклама. Рассмотрим основные из них. На прямую почтовую рекламу (директ мейл, ПНР), по последним данным, зарубежные рекламодатели тратят до 30 % всего рекламного бюджета. B чем же причина такого предпочтения? Вот главная: ППР — наиболее экономичный вид рекламирования, ставший особенно востребованным с развитием Интернет, электронной почты, факсовой связи. Есть еще ряд доводов в пользу почтовой рекламы. Именно c этого канала начинают любой бизнес, поскольку ППР —это всего лишь особым образом составленные и размноженные (например, на копировальном аппарате) письма, которые отправляются по конкретным адресам потенциальным потребителям или партнерам. Достоинства почтовой рекламы мы связываем c тем, что: · она можeт быть за секунды переправлена в любую точку мира (срочность и делает это средство рекламы особо привлекательным, заметно увеличивающим обороты), причем по заранее отобранным адресах · покупки (особенно при наличии купона в объявлении) становятся все более популяpными; · по присланным заказам можно оценить результативность рекламной кампании. Следует, однако, отметить раздражающий эффект ППР, которая в связи с повсеместным ее развитием приходит в больших объемах к потенциальным потребителям, пеpеполняя электрoнные и обычные почтовыe ящики. Печатная (пoлиграфическая) реклама особенно эффективна и экономична, если готовится серийно, т. e. одновременно заказываются визитные карточки, листовки, буклeты, прoспекты, выполненные в одном ключе с применением элементов фирменного стиля. Визитная карточка —это и пропуск-приглашение к хозяину, и знак дружеского расположения, и напоминание о партнере, постоянном клиенте. Предпринимателю, агенту рекомендуется иметь при себе не менее десяти визиток. Различают индивидуaльныe карточки и карточки фирмы, выполненные в едином ключе, то есть с соблюдением констант фирменного стиля. Ведь уже визитная карточка может сформировать y человека первое впечатление o фирме как солидном, платежеспособном предприятии. Фамилия, имя, отчество печатаются на лицевой стороне листа прописными буквами, имя, указание на должность, звание — строчными, реквизиты —также строчными, но более мелким кеглем. Желательно на каждой визитке размещать логотип фирмы, возможно, и фотографию владельца карточки. Не рекомендуется делать карточку двусторонней (как правило,при Листовка — рекламное издание без сгибов. Мoжет быть односторонней, вывешиваемой на осoбых стендах, и двусторонней, присылаемой по почте в специальных пакетах или доставляемой адресату курьером. Листовки выгоднее выпускать сериями, выдeрживaть фирменный стиль. Характерные ее черты — актуальность содержания, широта и случайность аудитории, демократичность тематики, доступность содержания, простота стилевого построения, жанровый эклектизм в рамках одного произведения. Реламный плакат – торговый, зрелищный, социальный, туристический и др. – определяется как непериодическое листовое издание, отпечатанное с одной стороны и предназначенное для экспонирования. В плакате необходимо соблюсти баланс между словесной и изобразительной частью, но визуальные элементы здесь превалируют над вербальными, применяются крупные шрифты. В последние годы фирмы все чаще выпускают календари, похожие на плакаты: помимо календарной сетки, они также содержат крупную иллюстрацию, логотип и слоган. Календари бывают: настенные, карманные, предназначенные для установки на рабочих столах, причем их конструкции также отличаются разнообразием. Следует назвать еще один вид полиграфической рекламы – бродсайт, своеобразный рекламный материал в виде листа большого формата, который складывается и рассылается без конверта. Буклет – это рекламное издание, посвященное, как правило, одной теме и представляющее собой сфальцованный в один или несколько раз лист бумаги c текстом и иллюстрациями. Наряду c листовкой — наиболее частотный. Мобильный вид печатной (полиграфической) рекламы. Иногда выпускается в виде брошюры, приобретая черты проспекта (буклет-проспект). Проспект же всегда — многострaничное, сброшюрованное, многостемное издание, предназначенное для подробного рассказа o фирме. Каталог по форме может напоминать и буклет, и проспект - его главное отличие состоит в том, что с его помощью фирма расскaзывает об ассортименте своих товаров или услуг. Возможны и комбинированные варианты: буклт- катaлог, проспект-каталог. При выпуске буклетов, проспектов, каталогов особенно важно следовать фирменному стилю — эталону, своеобразной композиционно-графической модели. Но y дизайнеров остается масса возможностей для импровизации (компоновка каждой полосы, оформление элементов заголовочнoго комплекса, компьютерные приeмы обработки иллюстраций, символы, пиктограммы, сюжeтныe рисунки, сдeланные профессиональным художником и мн. др.). Каждое из этих средств может вьполнять свою задачу, а потому даже в пределах вида использовать несколько форматов, различные виды фaльцовки и проч. K разновидностям полиграфической рекламы следует отнести и различные открытки, поздравления, приглашения, программы , мeню и др. Реклама в прессе —это самая массовая гaзетнo-журнальная реклама, ведь она подходит для продвижения самых разных товаров и услуг. Не существует идеального — для всех случаев — канала, средства рекламы, потому, прежде чем перейти к рассмотрению позитивного потеннциала пресс-рекламы, перечислим те oбъективные трудности, c которыми могут столкнуться и заказчики, и рекламистам важно проявить недюжинные способности для привлечения человека оригинальным текстом, незаемным слоганом, креативной идеей, изобразительным рядом. У журнальной рекламы свои «беды»: большинство журналов выходит всего лишь раз в месяц, хотя все больше из них становятся еженедельными; читательская, тем более потребительская аудитория у журналов значительно меньше, чем у газет, а стоимость, в связи с затратами на производство, - выше. Газетный копирайтeр чаще всего имеет дело c прямой рекламой, размещаемой на относительно небольшой площади: 1/16, 1/8, 1/4 полос,редко — 1/2, еще реже — 1/1. Отсюда — проблема: проявить творческие способности при ограниченных возможностях (можно еще назвать относительно низкий уровень полиграфической базы и качества газетной бумаги, серую печать, неадекватную цветопередачу и др.). Несмотря на то,чтопотребители, в силу традиционного уважения к печатному слову, в большинстве своем доверяют газетной рекламе, среди них и более всего тех, кто критично к ней настроены. Постоянные читатели, особенно это касается oбщественно-политических изданий, — серьезные, думающие интеллектуалы, у которых уже сложилось определенное отношение к жизни и к вещам (к тому же современный человек находится под влиянием многих потоков информации, и у него порой остается минимум времени, чтобы только просмотреть газету, тем более —объявления). В связи c этим реклама Реклама в электронных СМИ. По оценкам экспертов РАРА объем радиорекламного pынка в 2000 г. составил 40 млн. долларов (33 % прироста за год), причем четвертая Часть — 10 млн. долларов — пришлась на регионы. B Воронеже —это 25 % общего рекламного бюджета. B 2001 г. — 55 млн дoлл. (13 %). Объем телерекламногo рынка в 2000 г. составил 270 млн долларов (42 % прироста за год); из них 40 млн долларов пришлись на регионы. B Воронеже — это 25 % общего рекламного бюджета. B 2001 — 480 млн доля. (78 % прироста). Главное преимущество рекламы на радио заключается в том, что она может Почти нeпрepывно звучать дома, на работе (например, на предприятиях службы быта), в транспорте. Считается, что аудитория радио в среднем на четверть больше аудитории газет и приблизительно на 10 % — телеаудитории. Звyчащеe слово, музыка, шyмы —это Специфические средства, по-особому воспринимаемые людьми, активизирующими свое воображение. Мы живо откликаемся на тембр, тон Человеческого голоса, ритм, смысловые паузы, логические и эмоциональные ударения речи. Поскольку изготовление, да И трансляция радиорoликов намного дешевле телевизионных, их можно чаще использовать. Технология изготовления радиобъявлений также проще, поэтому и вносить какие-либо изменения в их содержание Намного проще. Разговорный характер, диaлогичность также в ряду достоинств этого развивающегося (особенно с ростом числа автомобилей) средства рекламы. Естественно, и в случае использования радиоканала следует помнить об объективных трудностях: фоновое восприятие не способствует четкому запоминанию и пониманию смысла сказанного c первого раза, тем более возможны Помехи различного свойства (отвлекли, заглушили голос радиоприемника, возникли технические помехи и др.). K жанрам и формам рекламы относят: краткое призывное обращение, рeпликy, развернутое объявление, радиоафишу и анонс, обмен репликами, консультации специалистов, джингл. Телевизионная реклама — самая популярная y населения, но не y всех рекламодателей. Во-первых, она трудная в производстве, дорого стоит, особенно в столицах. Во-вторых, в России, с ее десятью часовыми поясами, огромной территорией, заселенной неравномерно (не везде доходит сигнал, не y всех есть телеприемники), такое преимущество, как массовость, работает лишь до известной степени. K минусам телерекламы Отнесем и особое состояние человека, привыкшего отдыхать y телевизора, а не принимать деловые решения. И все же, если фирма, организация достаточно прочно стоят на ногах, если они заботятся об укреплении и продвижении имиджа, лучше телевизионной рекламы им средства не найти. Телевидение — это огромная аудитория, собирающаяся в прайм-тайм. Это — особая драматургия, синтез звука, музыки, шумов, движущегося изображения, жестов, мимики, зpительных эффектов, наконец, печатного слова, появляющегося в титрах, логотипах, прямых объявлениях. Это — выбор программ и популярных передач, актеров. Телевидение —это престиж. K жанрам и формам телевизионной рекламы относят: объявление, ролик, анонс, видеоклип, видеофильм, рекламную передачу. Наружная реклама —еще один из наиболее массовых каналов распространения peкламы, эффективное средство продвижения пoтpeбитeльских товаров. Вывески, транспаранты, афиши, щиты, панно, световые вывески, табло, экраны со статичным или движущимся изображением стали неотъемлемой частью городского пейзажа. Считается, что основная функция наружной pекламы — напоминающая, И Эффект от нее можно получить лишь на заключительном этапе комплексной кампании. ХОТЯ есть и прямо противоположное мнение: при помощи броской наружной peкламы фирма может успешно заявить o себе, представить ассортимент товаров или услуг (информационная функция). B любом случае это средство рекламы должно отличаться минимумом текста и яркостью изображения. Нагрузка на визуaльные элемeнты здесь максимальна — Важно увидеть щиты, панно издалека, понять Cмысл коммерческого предложения, помнить о том, что чаще всего наружную рекламу воспринимают в движении. Высоки требования и к эстетическим свойствам этого средства, вписываемого в архитектуру населенного пункта. K наружной рекламе можно отнести и рекламу на транспорте, и рекламу, размещаемую внутри салонов трамваев, троллейбусов, автобусов, поездов И даже самолетов. В последнее время активно развивается метро‑реклама. Мы рассмотрели лишь основные средства (канaлы) рекламы, хотя их c каждым годом становится все больше и больше. Выбор средств рекламы зависит от многих фактором, и в первую очередь от характера товара или услуги. Извeстны такие данные опроса владельцев фирм по производству товаров производственного назначения и индивидуального пользования. В первом случае предпочтение отдавалось посредниками личным контактам (69,2 %), затем шли пресса (12 %), выставки и ярмарки (9,6 %), радио и телевидение (0,9 %), прочие каналы (7,8 %). Для тoваров индивидуального потребления длительного пользования порядок каналов сохранился, хотя цифры заметно изменились: 47,6 %, 16,1 %, 15,5 %, 9.0,7 %, 10,1 %. При рекламировании тoваров индивидуального потребления краткосрочного пользования владельцы ответили, что сначала они обращаются к посредникам, используют личные кoнтакты (38.1%), a затем заказывают рекламу в электpонных СМИ (20,9 %), участвуют в выстaвкax и в ярмарках (15,5 % предпочтений), закaзывают газетно-журнальную рекламу — 14,8 % (на прочие канaлы пришлось 10,7 %) [6, 53-54] Нам кажется разумным различение трех уровней рекламной кампании, связанное c объемом peкламных бюджетов и зрелостью фирмы (теория жизненного цикла товаров относится и коллективам, организациям, предприятиям в целом). На первом уровне основные средства тратятся на заказ фирменного стиля, использование в качестве канала директ-мейл и паблик рилейшнз. На втором добавляются объявления в прессе, радио и полиграфическая реклама; на третьем — все остaльные средства, включая спонсорство и рекламу за рубежом [6, 44-78]. Проведение рекламной кампании (РК) относится к сфере менеджмента. Чтобы эффективно управлять РК, следует решить три важнейшие задачи: аттрактивную — привлечь внимание потенциaльных потребителем к фирме или ее товарам/услугам (Т/Y); доверителъно-имиджевую — вызвать положительное отношение к фирме или ее Т/У; аргументационно-гарантийную — доказать, привести убедительные аргументы и гарантии в пользу выбора потребителем именно этич T/У:3 Среди множества задач, кoтoрыe решаются при помощи РК, можно назвать следующие: расширение круга потребителей; увеличение-числа пoвторных покупок; продление периода продажи товаров; увеличение частoты поступления товара на рынок; расширение диапазона потребительских свойств товара и др. Все это влияет на выбор средств рекламы, а также на определение целевой аудитории различающейся по возрасту, полу, уровню образования, характеру потребностей, материальным возможностям, стилю (образу) жизни и т.д. При разделении рыночного сегмента рекламисты опираются на анализ количественных показателей потребностей гpуппы людей в товарах, в том числе данной фирмы; подробнейший анализ покупательной способности и потре6ностей выделенного сегмента потребителей с позиций выделения разных групп: возмoжных, новых, постоянных покупателей и др. O потребительской аудитории и пойдет речь в следующем разделе пособия.
ФИРМЕННЫЙ СТИЛЬ
Базовое пoнятие рекламы «фирменный стиль (ФС)» можно трактова узко —как визуальную среду фирмы, и широко — как культypный уровень фирмы. Во втором значении ОС совпадает c понятием бpенда, но все же имеет свое наполнение — культура фирмы в целом, сильную торговую марку также называют бренд-нейм. Фирменный стиль необходим для того, чтобы идентифицировать с Т/У, указывать на связь их c фирмой; a также для того, чтoбы выделять их среди конкypeнтных Т/У других фирм. ФС —это моделирование всей рекламы, отличающейся словесным, композициoнно-гpафичeским, цветовым единством, a также Стилем ведения бизнеса и поведения всех сотрудников (корпоративная культура) — от топ-менеджера до рядового сотрудника. Постoянное следование установленным стандартам, правилам и принципам приводит к созданию имиджа (образа) компании, кoторым возможно управлять в рамках ПР-деятельности. Создание полноценного фирменного стиля — итог долгосрочной деятельности, но начинать рекламную деятельность следует именно с него ведь ФС способствует узнаванию фирмы, идентификaции ее Т/У, выделению п их предпочтению в конкурентной среде, возможности c меньшими затратами дойти до массового потребителя. Неслучайно понятие ФС сегодня нередко заменяют на систему фирменной идентификации», «координирование дизайна». Организация, предприятие, заявляющее o себе в том числе и зарегистрированным фирменным стилем, демонстрирует уверенность в том, что, напоминая o себе потребителю, они произведут положительное впечатление, закрепят положительный стереотип в отношении приобретенного товара данной фирмы. Современный, продуманный стиль соединяет в себе как мировые стандарты сервиса, так и специфические, местныe требования. Элементами, константами фирменного стиля являются товаpный знак, слоган, шрифт, цвет, графические символы (сигнатуры и пиктограммы), комспозиционно-графические модели печатных изданий, объемно-пространственные построения, гимн, звуковой образ, корпорапгивная легенда». Среди основных объектов фирменного стиля — деловая документация, упаковка, все средства рекламы (печатная, наружная u др. реклама), сувениpы, спецодежда. Минимaльный же пакет ФС компании включает в себя логотип, корпоративную визитную карточку, фирменные визитные карточки для ключeвых сотрудников, конверт, факсимильное сообщение, шаблон личной и корпоративной подписи в электронной почте, фирменный бланк, фирменный (-ые) шpифт (-ы), фирменный (-ы е) цвет (-a), папку для деловых бумаг, бэджи для сотрудников, графический' дизайн корпоратнвного web-сайта. Понятие форменного стиля следует отличать от понятия фирменного блока, представляющего собой комбинацию из товарного знака, фирменных шрифта, цвета, полного наименования предприятия, его почтовых и банковских реквизитов (часто сюда включают также слоган или краткий перечень товаров и услуг предприятия). Но на основе фирменного блока действительно можно создать фирменный стиль, включающий гораздо большее количество позиций — от образцов выставoчного дизайна до сувенирной продукции. Фирменный блок состоит из товарного знака, полного названия предприятия, реквизитов, рaзличных пояснительньiх надписей, слогана, декоративных элементов — в фирмeнный блок может входить и лишь часть перечисленных компонентов. Товаpный знак (Тз) — произведение графического дизайна, основной элемент фирменного стиля, регистрируемый в установленном порядке (см. закон РФ 40 товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров и Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию товарного знака И знака обслуживания). Это одновременно гарант качества и знак Ответственности, неслучайно T3 становится непременным атрибутом всякого товара, предназначенного и разрешенного к продаже. Исследователи рекламы насчитали около пяти миллионов товарных знаков, существующих в мире: словесных, изобрaзительных, комбинированных (комплексных, смешанных), объемных (пластических, трехмерных, пространственных), рельефных, звуковых, Обонятельных, движущихся, световых. Больше всего — до 80 % — словесных знаков, представляющих собой слова или буквосочетания, имеющие характер слов. По-особому художествeннo оформленные и зaрегистpированные, они нaзывaются логотипами (от лат. logos —слово и tipos —отпечаток). Помимо товарного знака, рекламисты оперируют такими понятиями, как марка, товарная марка», «фирменная марка», «торговaя марка», фирменный знак», эмблема, a еще — марочное название», «фирменное название, логотип». Перечислeнные слова употребляются в основном как синонимы, но все же следует остановиться на нюансах их значений. Лишь защищенная законным образом товарная марка становится торговой маркой. Торговая марка — аббревиатypы, слова, символы, маркирующие конкретное изделие или товарный ряд. Торговый знак (мнeмоникa, по Д. Огилви) — торговая марка в оригинальном графическом исполнении, вырастающем до визуального символа. Тoвaрный знак может укaзывать на происхождение, функции, состав изделия, физические свойства, эксплуатационные и потребительские свойства, психологические свойства, экономические фактoры, результаты использования. Его критерии: простота восприятия и воспроизводства, краткость, информативность, графическая и словесная оригинальность, уникальность, охраноспособность, адекватность, ассоциативность, интернационaльность, звyчность и легкость произношения. Сильный товардействительно можно создать фирменный стиль, включающий гораздо большее количество позиций — от oбразцов выстaвочного дизайна до сувенирной продукции. Фирменный блок состоит из товарного знака, главного названия предприятия, реквизитов, рaзличных пояснительных надписей, слогана, декоративных элементов — в фирменный блок может входить и лишь чaсть перечисленных компонентов. Эффективный слоган должен быть подобен хорошему афоризму c минимaльным количеством лексических единиц. То есть не должно быть лишних слов: каждое при соединении с другими призвано усиливать степень воздействия на потребителя. Поэтому в слoганаx часто употребляются синонимы, омонимы, aнтонимы , паронимы, «игра» На корнях слов; популярны такие стилистические фигуры, как антитеза, риторический вопрос, анафора, параллелизм, эллипсис и др. Используется особая ритмика. применяются рифмы. Обычнaя длина русского слогана — от 3 до 14 слов, английский состоит примерно из 5-7 слов. Слоганы могут быть и неправильными c точки зрения законов языка, что помогает привлечь внимание и даже делает девиз более информативным. Единственное условие: неправильность не должна быть случайной. Наряду c нейтральными, т. e. повествoвательными конструкциями при написании слогaнов часто используют побудительныe предложения, что прямо или косвенно побуждает потребителя к покупке. B. Кеворков пишет: «Потребитель хочет не только кaчествeнных товаров и услуг. Ему нужны любовь и уважение».4 Основные причины неудач при создании слоганов: использование сниженной лексики, шоковых элементов, непонимание ожидания клиента, непонимaние языкового подтекста. Фирменнъгй цвет (цвета) играет (-ют) огромную роль в создании общей картины образа фирмы: ведь многоцветная реклама более привлекатeльна, эмоциональна, лучше запоминается. K тому же правильно организованная цветовая среда создает творческую атмосферу, положительно влияет на психоинтеллектуальное состояние человека, оптимизируя межличностную коммуникацию (80 % цвета и света «поглощaются» нервной системой, 20 % — зрением). Известно o нaционaльных особенностях восприятия цветoв, есть и субъективныe цветовые ощущения, что прекрасно иллюстрирует стихотворение Артюрa Рeмбо «Гласные», связавшего восприятие букв и красок:
A — черный, белый — E, И — красный, У — зеленый O — синий, тайну их скажу я в свой черед. A — бархатный корсет на теле насекомых, Которые жужжат над смрадом нечистот. E — белизна Холстов, палаток и тумана, Блеск чеpных ледников и хрупких опахал. И —пурпурная кровь, сочащаяся рана иль алые уста средь гнева и похвал. У — трепетная рябь зеленых вод широких, Спокойные луга, покой морщин глубоких На трудовом челе алхимиков седых. O — звонкий рев трубы, пронзительный и странный, Полеты ангелов в тиши небес пространной, O — дивных глаз ее лиловые лучи. Нeкоторые товары, фирмы мы даже вспоминаем в связи с их фирменными цветами (даже воспринимаем цвета в качестве фирменного знака): «Макдональдс» — по красному и желтому; «Кодак» — желтому и золотистому-: «IВМ — синему, «Бритиш петролеум» —зеленому и желтому, «Вес-тингаузу»— зеленому и красному. Поскольку система цвeтовой фоторецепции глаза человека относится к центральной нервной системе, является частью мозга, выдвинутой на периферию, информативность цвета проявляется в языковых функциях: коммуникативной, познавательной и художественно-выразительной. Ф. Юрьев предлагает в связи c этим следующую классификацию функций цвета: различительную, выделительную, объединительную функцию, ,функции цветового противопоставления и цветового посредника, символическую функцию цвета познавательного языкового характера, выразительную функцию цветового обозначения. Зная богатые возможности цвета, можно c его помощью более эффективно управлять вниманием читателя, тем более, что привычная для нас черно-белая печать не является оптимальной в смысле удобочитаемости, что легче читается, например черный текст на желтой бумаге, зеленый — на белой, синий — на белой, белый — на синей или красной, желтый — на пурпурной и т.д.. Есть данные по зонам видимости для рaзных цветов: высокая — для синевого и черного в заголовках, для синего, черного и зеленого в текстах; хорошая — для красного и зеленого в заголовках, для красного в текстах; высокая — для желтых и красных плашек», хорошая — для красных и желтых плашек» при оформлении заголовков и текстов соответственно. Синие и зеленые выворотки подходят для оформления заголовков, синие,зеленые, черные — для оформления текстов (но вообще выворотная печать очень плохо читается, темп чтения при этом снижается и даже ухудшается понимание смысла). Согласно кругу естественных цветов Гете, контрастные сочетания гармоничны, взаимно дополняют друг друга: фиолетовый и желтый, синий и оранжевый, красный и зеленый. Менее гармоничны сочетания синего c желтым, желтого с красным, красного с синим, зеленого c оранжевым, оранжевого с фиолетовым, фиолетового c зеленым. По T. Кенигу, наиболее пpeд почтительны такие цветовые комбинации: красного c темно-синим и зеленым, оранжевого c небесно-голубым, фиoлетoвым, желтого c пурпурным и синим, зеленого c фиолетовым, фиолетового c оранжевым. Сомнительны сочетания красного c жeлтым, оранжевого c красным, желтого c фиолетовым, зеленого c пурпурным и желтым. Не нравятся сочетaния красного c фиолетовым и пурпурным, оранжевого с желтым и сине-зеленым, желтого c зеленым, зеленого с синим и оранжевым, фиолетового c пурпурным и синим. «Хроматические цветовые тона c ахроматическими наиболее гармоничны в следующих сочетаниях: красный, оранжевый и желтый (теплые) c черным; голубой, синий, фиолeтовый (холодные) c белым» . Среди особенностей цветового контраста есть и такие: светлый цвет, находясь рядом c темным, кажется еще светлее, a темный рядом со светлым — темнее; красный, соприкасаясь c зeлeным, кажется насыщеннeе; на красном фоне серый квадрат будет Казаться зеленоватым, на желтом — синеватым, на зеленом — слегка розоватым, а на синем — желтоватым (хроматический контраст). Цветoвой символический язык все более становится мeждунaрoдным (геральдические значения, флаговая, транспортная сигнализация). То есть восприятие цвета имеет не только национальные, но и всеобщие особенности. В связи с этим дадим характеристики основных цветов, используемых в черно-белой печати в качестве дoполнитeльных (при этом учтем, что многоцветная периодическая печать развивается бурно, в том числе и в России, a значит, знания особенностей цветовых обозначений необходимо расширять и углублять). i Кpaсный цвет считается наиболее действенным, активным; символизирует опасность и запрет, но и любовь, власть, огонь, войну; психологическое воздействие —тревожный, полный достоинства, страстный. Оранжевый —сильно действующий, yвлекающий, вызывает легкое возбуждение, создает ощущение благополучия; символизирует наслаждение, праздник, великодушие, благородство. замечается издалека, привлекает внимание раньше и сохраняется в памяти дольше, чем другие цвета. Желтый — активизирует умственную деятельность; символизирует движение, жизненность; психологическое воздействие — веселый, живой. Зеленый — действует успокаивающе, связывает другие цвета, может нейтрализовать несогласованность между ними; символизирует мир, покой; психологически воспринимается как нежный, умирoтворяющий. Синий — обусловливает серьезность, строгость в поведении; воспринимается как отдаляющий, таинственный. Фиолетовый — обладает большой выразительностью. Важно применять цвет в соответствии c внутренними потребностями формы, объявления; учитывать информативность цвета как средства дополнительного обозначения объекта, а не применять его лишь в смысле украшения. B местных газетах, использующих дополнительный цвет для выделения главных Материалов, основных рубрик, заголовков, линеек, подложек и даже отдельных текстов, нередко не продумывают заранее, как будут применять цвет, а скрасят» полосы, в том числе и объявления, лишь после того, как они сверстаны. Это приводит к ошибкам, нефункциональному, случайному использоваиию цвета. Оптимизация процесса восприятия предполагает прежде всего контрастность тех или иных изображений. Оформители рекламных газет любят использовать «выворотки» в заголовках, рубриках, врезках», a теперь все чаще и при оформлении отдельных материалов, полагая, что обратная контpастность имeет преимущества перед Прямой. При этом, во-первыx, обилие темных пятен, которые к тому же зачастую соседствуют c жирными линейками, создают излишнюю пестроту, a порой и траурность в издании. Во-вторых, названное выше преимущество вовсе не распространяется на буквы и различные графические символы, знаки»,' a именно в таком качестве используются выворотки ; черные же знаки на белом фоне воспринимаются лучше — и это доказано экспериментально, — чем белые на черном: Наиболее удобочитаем цветовой шрифт на белом фоне, затем следует чepный набор На всех цветных плoшках. Выворотная печать менее удобочитаема из этих Трех видов цветовой печати» Психолингвист 3. И. Клычникова, которой принадлежит этот вывод, приводит и несколько примеров несовпаденияо бъективных показателей удобочитаемости c субъективными оценками: показатели удобочитаемости красного шрифта на белом фоне и красной еплашки» для белых букв средние, a субъективные оценки хорошие; объективныe показатели удобочитаемости белого шрифта на черной плашке» положитeльные, a субъективные оценки — отрицательные (совпадение наблюдалось только в отношении синего и черного на белом фоне). Примеры помех, связанных c цветовыми отношениями в газете наиболее выпукло демонстрируют, как Важно в целях оптимизации восприятия гaзеты знать пути развития помехи их преодоления. Тем более, что цвет может активно способствовать более тесному взаимодействию композиции газеты и графической композиции: Ориентация читателя в газете ускорится, если цветные стрелки будут указывать на взаимосвязь различных материалов или текста и иллюстрации, если цветные Линейки и рамки будут' объединять сходные по содержанию материaлы или, наоборот, разделять далекие по смыслу. В этом случае цвет принимает на себя функции упорядочения. Стабильность оформления также мoжет поддерживаться цветом, если поcтоянные рубрики, постоянные тематические стpаницы будут выходить в определенном цвете». Из всего сказанного напрашиваются некотoрые частные выводы и практические рекомендации: · не следует применять выворотки» для оформления довольно объемных текстов —они не украшают гaзетные полосы, читатель (особенно при плохой печати) раздражается, быстро утомляется, темп чтения у него снижается, a понимание текста ухудшается (между тем выворотка — сильный акцент и отличный прием оформления, используeмый умелыми дизайнерами экономно и системно); · не стоит также упрощать, но и излишне усложнять рисованные сим- волы, ведь, по данным ученых-психологов, опознание простых знаков так же, как и сложных, требует большого времени и является менее точным, чем опознaние знаков средней сложности." Фирменным шрифтом (комплектом фирменных шрифтов) можно по-своему отобразить образ, характер деятельности фирмы, особенности товара/услуги. Шрифт, представляющий собой упорядоченную графическую форму определенной системы письма, является своеобрaзным выразителем культурного наследия, средством эстетического и художественного оформления носителя информации. Кaждый конкретный шрифт характеризуется рaзличными параметрами (гарнитура — type family, начертание — type fase, насыщеннoсть, пропорции, контрастность), o кoторых должен иметь представление не только дизайнер, но и креатоp, копирайтер: ведь только пройдя все этапы формообразования, рекламное послание становится закoнченным, готoвым воздействовать на потенциального потребителя. Для каждого исторического периода характерен шрифт определенного рисунка. B России к началу 90-x годов было разработано более 300 гарнитуро-начертaний. Различные шpифты предназначались для набора разных типов пeчатных изданий: газет, периодических и толстых журналов художественной литературы и академических изданий, школьных учебников, справочников, энциклопедий и Т. п. K сожалению, для мaлых наборных форм, каковыми являются большинство видов пeчатнoй (полиграфической) рекламы, былo разработано мало шрифтов (Каллиграфическая Декор, Рукописная Жихарева, Гранит, Реклама, Древняя). Поэтому рекламисты активно используют всю палитру шрифтов, понимая, что изобразитeльные свойства шрифта способны вызывать y читателя особые эмоции. повышать действенность печатного слова. Конечно, при этом не следует забывать o главном требовании к шрифтам — удобoчитаeмости, легкости восприятия набранного ими текста. Дизайнеры ориентируются либо на типографскую, либо на компьютерную классификацию шрифтов, которые в основном схожи, поскольку основаны и по-своему развивают историческую классификацию. В ней все шрифты делятся по вышенaзванным признакам на три типа —антикву, египетские u гротеск. Первая также подразделяется на три группы: в старой, или гуманис,тической, антикве, контраст между штрихами малозаметен, a закругленные засечки утолщены. B переходной антикве контраст умеренный, a засечки по форме напоминают треугольник. Для новой, или классической, антиквы характерны сильный контраст и тонкие, удлиненные засечки. Вторую группу — египетские шрифты — отличает примерно равная толщина штрихов и засечек, имеющих форму брусочков (см. современное название шрифтов — брусковые). Третья группа — шрифты типа гротеск, y кoтopыx штрихи, как правило, жирные, a засечки отсутствуют. В свое время шрифты без засечек и контраста воспринимались как необычные (см, фрaнц. grotesque — причудливый, комичный), и поначалу их вообще использовали лишь в рекламе. Сегодня они, называемые в русском варианте рубленные, даже преобладают в оформлении элемнтов заголовочного комплекса— будь то газета, журнал или книга. Российские дизайнeры долгие годы ориентировались на типографскую классификацию шрифтов, а именно на государcтвенный стандарт 1972 г., в котором все шрифты были раздeлeны на шесть основных и одну дополнитульную группы. Эта классификация восходила к исторической: новые-малоконтрастныесоответствуют рисунку старой антиквы, медиевальные —переходной, обыкновенные — классической. От ленточной антиквы, характеризующейся слабо выраженным контрастом и засечками, произошли Шрифты с едва наметившимися засечками, от египетских — брусковые, от гротескных — рубленые (контрастные рубленыe, как и шрифты, подражаюшие рукописному начертанию букв, составили дополнительную группу). Известны две классификации компьютерных шрифтов — Microsoft Windows и IDM Classification. B первой выделено 6 групп: Roman (шрифты c засечками), Swiss (рубленые шрифты c переменной толщиной штрихов), Модеrn (шрифты с постоянной толщиной штрихов), Script (рукописные шpифты ), Decorative (декоративные шpифты) и Dont now (шрифты вне классификации). Во второй, более полной и конкретной — шрифты Oldstyle Serifs (восходят к гуманистической антикве, малая контрастность и плавный пере ход штрихов к засечкам), Transitional Serifs (восходят к переходной антикве), Модегп (см. новую антикву), Clarendon (объединяет признаки первых двух групп), Slab Serifs (см. брусковые шрифты), Freedom Serifs (шрифты c засечками неопределенной формы), San Serifs (беззасечковыe шpифты ). Ornamentals (декоративные шрифты), Scripts (рукописные шрифты), No Classification (не поддающиeся Определению шpифты ). Рекламисты, в зависимости от практической задачи, могут выбирaть те или иные стили (подходы) шрифтового оформления — одногарнитщрный, .малогарнитурнъсй, многогарнитурный. Одногарнитурный способ оформления текстов возможен в том случае, если утвержден лишь один фирменный шрифт, малогарнитурный — если существует пакет фирменных шрифтов, многогарнитурный — если требование использовать фирменные шрифты сохраняется для набора словесного товарного знака, слоганa, a тексты набираются самыми paзличными шрифтами. Наиболее прогрессивным считается второй стиль, предполагающий моделирование, т. e. составление шpифтовoгo расписания. Наиболее удобочитаемым оснoвным текстовым шрифтом в газете считается свeтлый, прямой, нoрмальный восьмого-девятого кегля — этому правилу pекламисты следуют при оформлении рекламы усложненных форм (рекламная статья, рекламное интервью и др.), в случае прямой рекламы никаких жестких правил, кроме соблюдения принципов дизайна, эстетики печатного листа, не существует. Шрифт, как и цвет, может восприниматься субъективно, но шрифты имеют и общие характеристики — «жесткости», «мягкости», «легкости» и т. д. Подчеркивание тех или иных имманентных качеств зависит от мастерства дизайнера, который должен быть шpифтовиком по преимуществу. Каждое объявление самоценно, и кaждый раз, оформляя объявление, дизайнер решает творческую задачу, даже если рекламодатель обладает пакетом фирменных шрифтов. ЛИТЕРАТУРА 1. Арнхейм P. Искусство и визуальное восприятие / P. Арнхейм. - М., 1974. - 392 c. 2. Боее K. Л., Арeнс Y. Ф. Современная реклама / K. Л. Бове, Y. Ф. Аренс. - Тольятти, 1995. - 704 c. 3. Волкова B. B. Дизайн рекламы / B. B. Волкова. - M., 1999. -144 c. 4. Джугенхаймер Д., Уайт Г. Основы рекламного дела / Д. Джугенхаймер, Г. Уайт. -- Самара, 1996. - 479 c. 5. Дизайн периодических изданий. M., 2000. 120 c. 6. Толъман И. A., Добробабенко И. C. Практика рекламы / И. A. Гольман, H. C. Добробабенко. Новосибирск, 1991. - 141 c. 7. Котлер Ф. Основы маркетинга / Ф. Котлер. - M., 1996. - 733 c. 8. Панкратов Ф. Г., Серегина T. K., Шахурин B. T. Рекламная Деятельность / Ф. Г. Панкратов, T. K. Серегина, B. Г. Шахурин. - M., 1998. - 244 c. 9. Иолухаров B. Л., Головлееа E. Л., Добренъхова E. B., Ефимова E. M. Рекламная коммуникация. - M., 2002. 10. Ромам E. B. Реклама: Учеб. пособие / E. Ромам. - Киев, 1996. - 212 c. 11. Сэндидж Ч., Фрайбургер B., Ротщолл К. Реклама: теория и практика / Ч. Сэндидж, B. Фрайбургер, K. Ротцолл. - M., 1989. - 628 c. 12. Словарь-справочник по рекламе, связям с общественностью, средствам массовой информации. - СПб., 1998. - 149 c. 13. Стровский Д. Л. Реклама и паблик рилейшнз. Словарь английских терминов / Д. Л. Стровский. - Екатеринбург, 1999. - 208 c. 14. Тулупов Б. Б. Газета: маркетинг, дизайн, реклама / B. B. Тулупов. - Воронеж, 1996. — 320 c. 15. Тулупов Б. Б. Реклама в коммуникативном процессе / B. B. Тулупов. Воронеж, 2003. — 144 c. 16. Ульяновский A. Б. мифодизайн рекламы / A. B. Ульяновский. — Спб., 1995. —300 С. KЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Ад кoпи — рекламныйтекст. Авертайзинг (англ.) — реклама; извeщение, обращение на что-либо внимания. Аудиореклама — звуковая реклама. Бизнес-план — план производственной и сбытовой деятельности редакции, занимающий промежуточное положение между стратегическим планом и годовым Планом маркетинга. Бренд — образ марки данного товара (услуги) в сознании покупателя, выделяющий его в ряду конкурирующих (подразделяется на словесную часть марки, словесный товаpный знак и визуaльный образ марки, формируемый рекламой в восприятии покупателя). Вербунг (нeмецк.) — реклама; привлечение, вербовка. Видеореклама — зрительная реклама. Гaзетно-журнальпая реклама — печатная реклама в прессе в виде лтодульных и рубричных Объявлений. Кампания рекламная — комплекс проводимых в опpеделенный период организационно-технических мероприятий в рамках единой прогpаммы по достижению определенной Рекламной цели. Глaвныe этапы РК: определение целей, исследование рынка, изучение товара, разработка рекламной идеи, выбoр рeкламных средств, составление тематико-финансового плана, изготовление и ввод в действие рекламных средств, контроль за ходом, оценка результатов. Koпи — рекламный текст. Копирайтер (автор текстов, «текстовик>) — одна из основных творческих профессий в рекламе, заключающаяся в создании рекламных Текстов, слоганов, сценариев рекламных телероликов И радиоспотов, генерировании креативных идей и сюжетов. Копирайтинг — все этапы создания рекламного материала. Масс-медиа — средства массовой информации. Мэн — специалист; адмэн (адмен) — специалист в рекламе; пиaрмэн (пиармэн) — специалист в паблик рилейшнз. Нарyжная реклама — один из каналов распространения реклaмы в виде щитов. свeтовых экранов, вывесoк. Печатная (полиграфическая) реклама — один из каналов распространения рекламных обращений посредством различного вида полиграфической продукции (бродсайт, буклет, каталог, листовка, плакат, проспект, открытка и др.). Прямая почтовая реклама (direct mail) — реклама, осуществляемая в виде писем (пeчaтной — полиграфической — рекламы), рассылаемых по адресам пoтенциaльных потребителей рекламы. Радиореклама — средство pекламы, использующее в качестве Носителя радиотрансляцию. Реклама — сoциaльный институт; один из инструментов комплекса продвижения продукта, одна из форм маркетинговой коммуникации, как правило. оплаченная опредeленным рекламодателем, имеющая неличный характер и распространяемая c целью оказать воздействие на целевую аудиторию. Реклама на месте продажи — реклама в виде витрин, вывeсoк, баннеров, паковки и др. Рекгамные средства (каналъг) — реклама на транспорте, на месте продажи, наружная, световая, в прессе, полиграфическая, электронная и др. Рынок — совокупность экономических отношений, которые склaдывaются всфере обмена по поводу реализации ToBapa; совокупность существующих или потенциальных продавцов и покупателей каких-то продуктов. Одну из основ рынкa составляет товар. В связи с этим различают рынки потребтттельских товаров, труда, ценных бумаг, услуг, капитала и т.д. B зависимости от типа потребителей различают потребительские рынки и рынок организаций; от степени вовлеченности потребителя в процесс продаж —потенциальный, доступный, квалифицированный доступный, Целевой, освоенный рынки. Спонсор — физическое лицо или организация, оплачивaющие рeкламныe объявления. Спpос — экономическая категория, присущая товарному хозяйству и проявляющаяся в сфере обмена, торговли. Вырaжает желание, совокупную общественную потребность в различных товарах, подкрепленную покупательской способностью и складывающуюся из множества кoнкpeтныx требований массы потребителей, отличающихся большим разнообразием или постоянно меняющихся. Телевизионная реклама — средство рекламы, использующее телевизионные трансляции в качестве рекламоносителя. Товар — все, что может удовлетворить потребность или нужду и предлагается рынку c целью привлечения внимания, приобретения, использования или потребления (различают товаpы длительного и кратковременного пользования, особого, пассивного и повседневного спроса, предварительного выбора). Трейд марк (англ.) — фирменная марка, торговый знак. Услуга — вид деятельности или благ, котоpый одна сторона может предло жить другой и который по своей сути не является осязаемыми не резуль тируется в собственность клиента. Производство услуги может быть, a мо жет и не быть связано c физическим продуктом. Фирменный стиль — комплекс визуaльных констант, включающий товарный знак, шрифт и фирменную» цветовую гамму и служащий для однозначно. зрительной идентификации товаров/услуг; корпоративная культура. Цена — денежное вырaжeние обязательства произвести платеж за проданную (поставленную) продукцию, выполнeнныe работы или указанные услуги; один из пяти элементов маркетинг-микста. Ценность цены — связь между ценой товара/услуги и его/ее ценностью в представлении клиента (для потребителя важно, чтобы уплаченная им цена соответствовала ценности продукта и его привлекательности).
РЕКЛАМА ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|