ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙН
Начало Первой мировой войны вызвало резкое сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение спроса и продаж. В газетах и журналах стало меньше рекламы стала реклама, и сама реклама другой. На страницах газет и журналов очень много фотографий и иллюстраций «С театра боевых действий». Появилось очень много рекламы пролтезов с подобным объяснением того, как ими пользоваться, как с их помощью вернуть трудоспособность. Снова вспомним o лубке. Сочетание забавных текстов с сатирическим изображением как нельзя лучше способствовали укреплению боевого духа солдат. Снова к созданию плакатов подключаются професcионaльные художники, в том числе и те, которые раньше не занимались рекламой, например Казимир Малевич. B 1914 г. он вьпускает в московской типолитографии C. M. Мухарского шесть лубочных пятицветных плакатов c изображением австро-немецких войск, c сатирическими подписями: «Глядь-поглядь, уж близко Вислы Немцев пyчит, значит кисло!
У союзников-французов Битых немцев полный кузов, A y братцев-англичан Драных немцев целый чан.
Шел австриец в Радзивилы, Да попал на бабьи вилы. Подошел колбасник к Лодзи, Мы сказали: «Пан добродзи». Ну, a c Лодзью рядом Радом. И ушел c подбитым задом» [12, 100]. Типолитография C. Мухарского выпускает под рубрикой «Сегодняшний лубок» целую серию подобных антинемецких агитационных плакатов в стиле русского лубка. В их создании принимают участие художники Д. Бурлюк, M. Ларионов, A. Лентулов. Некотoрые плакаты пишет B. Маяковский. Реклама революционной поры была полностью политической. Основным ее информационным элементом была, по-видимому, листовка. Десятки картин советских художников, повествующие o революции, изображают чтение листовок солдатами — на фронте, вооруженными рабочими —у ночного костра на берегу Невы, разной публикой — на трамвайной остановке большого города, обывателями — y афишной тумбы в провинции, крестьянами — y амбара и т.п.. Знаменитыe первые декреты Совета народных комиссаров РСФСР o Мире и o земле попадали в руки россиян в виде листовок. B годы Гражданской войны снова вспомним o плакате, прежде всего —политическом. Ведущий художник — B. Дени. Его плакаты отчасти сохраняют лубочные традиции, таков, например, плакат «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала». Альтернатива: рабочий в красной рубахе c красным знаменем стоит на толстом животе буржуя; буржуй в черном костюме и котелке под черным знаменем яростно топчется на тощем животе пролетария. Активно работает в жанре плаката Маяковский. В его творчестве социальные ориентиры облозначены очень четко: красный рабочий у кузнечного горна высекает пламя из искры; красный воин поднимает на штык желтого усатого буржуя. По творческой манере плакатисты этой поры очень разные. Среди них Дмитрий Моор – прекрасный рисовальщик, реалист; абстракционист Лазарь Лисицкий, широко известный плакатом «Клином красным бей белых!». В плакатах часто появлялись такие элементы оформления, как вопросительный, восклицательный знаки, стрелка – символ действия. В «левый» круг художников-абстракционистов входит Варвара Степанова. В этот период она считала, что чем примитивнее что-то нарисовано или написано, тем оно понятнее народным массам. Один из ее плакатов этого времени – кривая звезда в круге и нарочито некрасивая, вне всякого шрифта, надпись: «Пролетарий – творец будущего, а не наследник прошлого». Как справeдливо отмечают aвторы «Истории рекламы», «в послерево-люционной культуре произойдет оттеснение исконных лубочных традиций в живописной вывески уступит место шрифтовым трафаретам. C концa 20-x годов ХХ века главенствующим жанром рекламы будет политический и отчасти зрелищный плакат» [30, 73]. КОНСТРУКТИВИЗМ Конструктивизм был одним из оригинальнейших явлений советского искусства 20-x годов. Латинское слово «constructio - означает построение», но y русских конструктивистов это скорее перепостроение, переустройство, переконструирование материальной среды «посредством создания ясных. лаконичных, функциональныx оправданных форм, a через изменение среды — и человека [15, 85]. Что обусловило появление конструктивизма в искусстве, в частности в плакатном творчестве, в книжном дизайне, в моде (особенно это относится к рабочей одежде)? · Развитие индустрии и техники, появление новых технологий, позволяющих использовать новые материaлы, новыe конструкции, новые изображения, в частности фотографию. · Связанное c использованием новых технологий новое представление o композиции произведения. · Изменение взгляда на творчество как подражание природе. Стремление к смелому эксперименту с предметами, соединение несоединяемого. · Стремление отказаться от эстетизма и вернуть искусство в жизнь. Каковы принцгшы художественной деятельности конструктивизма? · Тектоника — использование промышленных материалов. Воодушевленный «Планом монументальной прoпаганды» Владимир Татлин переходит от примитивистско-кубистского художественного творчества к живописным рельефам* (они же контррельефы», они же — материальные подборы»). Это объемно простpанственныe абстракции из железа и дерева, c Использованием стекла, штукатурки, обоев, фрагмeнтов готoвых вещей и отчасти обрабoтaнные живописными средствам» [2з, 602]. C его композиций Трамвай Б» (1915), Магазин» начинается конструктивистская ЛИНИЯ русского авангарда, направленная на материаловедение, использование его в творчестве. B 19191920 гг. он создает знаменитую Башню Татлина»,чем-то Напоминающую Вавилонскую башню, но сконструированную из дерева, Металла, стекла, бетона. Она создавалась как модель памятника III-мy Интернационалу, но памятник этот построен не был. B 1979 r. башня была реконструирована в качестве музейного экспоната той эпохи. · Конструкция — организация материала соответственно поставленной задаче. 4 Взаимное перeтекание, взаимодействие графических и конструктивных факторов композиции — одна из сyществeнных сторон проектно-художественной культypы 20-к годов» [22, 9]. B качестве примера можно привести афишу спектакля Бунт машин* (пьеса А.Н. Толстого в ГБДТ, Петроград, 1924), выполненную художником Юрием Анненковым: на Желтом фоне косо написанное красным рубленым пгрифтом название Бунт машин». Слово бунт повторено и черным. Слева — рушащийся кран и цепляющиеся за него oранжевыe рабочие, справа — их хозяин, разумеется, во всем черном. · Фактура — сознательное управление цветом, формой, символами. здесь особо следует подчеркнуть лаконичность цвeтoвой гаммы (в плакате Анненковa 5 цветов: жeлтый, оранжeвый, крaсный, зеленый и черный; нередко их бывает всего три — бeлый, красный, черный). Обращает на себя внимание и предельная функциональность элементов: на плакате — ничего лишнего. Таков, например, рекламный. плакат Госизлата, выполненный А.M. Родченко для Международной выставки декоративных искусств и художественной промышленности в Париже: сложенный из книг человечек со значком ГИз» вместо головы тт названием выставки в верхней части плаката. Та же работа Родченко отличается присущей конструктивизму метафоричностью и символикой: голова управляет телом из книжек. Страницы самой большой раскрыты вверх, к голове, как лучи солнца. Такие плакаты и афиши легко вписывались в конкретику городского ансамбля, не наpушaя ее, но бросаясь в глаза. Конструктивизм был естественной реакцией на бурное развитие науки и техники. Им декларировaлось создание целeсообрaзных вещей, тем самым подразумевалась замена художника-творца инженером-конструктором. Констpуктивисты занимались оформлением торжеств. Движение, ритмичность выступлений отражались В сопутствующих им плакатах И афишах. История сохранила, например, афишу выступлений синей блузы »неизвестного художника. Сейчас она экспонируется в ГЦТМ им. A. A. Вахрушина. Художник компонует 9 фотографий — сцен из спектакля — в одну большую композицию путем вырезывания отдельных изображений и придания им формы мнoгоугoльников различной величины. Связывaющим средством служат цветные подложки — графические плоскости желтого, оранжевого, серого и черного цветов. Четкие черные плашки c надписью «Синяя блуза» на английском, немецком и французском языках усиливают сочность и яркость желтого и оранжевого. Общий геометрический принцип — ромб и шестиугольники посередине, прямоугольники по краям —позволял рассматривать рисунки последовательно: сверху вниз и слева Направо, что способствовало пониманию и запоминанию демонстрируемого. Отход художников-конструктивистов от станковой живописи в производство потребовал от них изменения методов труда. Они пытaлись достичь документальной точности изобразительных средств, используя фотографию. Реклама требовала от художников-рекламистов точной фикcации предмета. Приблизительный рисунок отвергался конструктивистами как мало пригодный для передачи внутренней и внешней формы предметов индустpиальной культуpы. Для создания более емкой и выразительной фoрмы плакатных образов стал Использоваться фотомонтаж —монтирование и компонирование подлежащих показу моментов из отдельны х фотогpафий» [22, 131]. Как новая форма, заменившая рисунок, фотомонтаж быстрo распространяется в рекламе, особенно в пропаганде советского кино. Вместе c Родченко и B. Степановой активное участие в этой работе принимал Маяковский. 3а 2 года (1923-1924) они создали более ста эскизов рекламных плакатов. Мы полностью завоевали Москву и Полностью переменили старый царско-бypжуaзно-западный стиль рeкламы на новый, советский», — писал Родченко [20, 15]. Плакатисты 20-х годов опирались на использование выразительных возможностей, заложенных в самом материале печатной продукции: шрифта, конструкции печатной ПЛОСКОСТИ, наложения цветов. «Кaждaя буква или слово текста в плакате, рекламе или книжной обложке становилось не просто значками, несущими понятийную информацию, но активной, зрительно воспринимаемой формой» [12, 55]. В плакатах и афишах шрифт нередко подчинен отвлеченной конструктивно-геометрической композиции из плоскостей, линий, объемов. Огромный вклад внесли конструктивисты в пропаганду книги. Конструктивисты активно участвовали в создании памятников «монументальной пропаганды» в разработке праздничного и будничного украшения городов, проектировании трибун, павильонов, киосков и других агитационных сооружений, устройстве массовых зрелищ – агиттеатра, агитпоездов, в выпуске «Окон РОСТА». Упрощая шрифт, конструктивисты меньше внимания уделяли буквам, больше — сложной компoзиции шрифтовых блоков. Буквы тесно приближaлись друг к другу, пробелы между ними доходили до минимума, слово начинало работать как единый механизм графической композиции. Буквенное начертание слова и его целостная графическая форма превращаются в единое целое. В этом отношении особенно интересна афиша Ленинградского государственного театра драмы, выполненная в конце 1931 г. молодым, но уже знаменитым художником и режиссером Николаем Акимовым. Афишировался спектакль по пьесе Дмитрия Щеглова Радость». На расплывчатом зеленом пятнe, изображавшем лужайку, в стройном ряд` стояли семь конструктивистски pешенных белых домов, изображения которых сверху питалось как «Радость». заглавная буква поверху была огорожена, как раус, над ней полоскался красный флажок. Широкая белая полоса означала ограждение (низкий забор или высокий тротуар), расходящаяся красная — проезжую часть улицы. Все остaльные сведения o спектакле были изложeны мeлким шрифтом в правом нижнем углу. Задача афиши была — разжечь интерес к пьесе, после этого потенциальный зритель мог получить и более пoдробныe сведения o спектакле. Новая дорога. новые дома, красный флаг становились символами слова радость», независимо от того, о чем шла речь в спектакле. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|