Здавалка
Главная | Обратная связь

ПЕРВОЙ МИРОВОЙ И ГРАЖДАНСКОЙ ВОЙН



 

Начало Первой мировой войны вызвало резкое сокращение промышленного и сельскохозяйственного производства, сокращение спроса и продаж. В газетах и журналах стало меньше рекламы стала реклама, и сама реклама другой.

На страницах газет и журналов очень много фотографий и иллюстраций «С театра боевых действий». Появилось очень много рекламы пролтезов с подобным объяснением того, как ими пользоваться, как с их помощью вернуть трудоспособность.

Снова вспомним o лубке. Сочетание забавных текстов с сатирическим изображением как нельзя лучше способствовали укреплению боевого духа солдат. Снова к созданию плакатов подключаются професcионaльные ху­дожники, в том числе и те, которые раньше не занимались рекламой, на­пример Казимир Малевич. B 1914 г. он вьпускает в московской типоли­тографии C. M. Мухарского шесть лубочных пятицветных плакатов c изображением австро-немецких войск, c сатирическими подписями:

«Глядь-поглядь, уж близко Вислы

Немцев пyчит, значит кисло!

 

У союзников-французов

Битых немцев полный кузов,

A y братцев-англичан

Драных немцев целый чан.

 

Шел австриец в Радзивилы,

Да попал на бабьи вилы.

Подошел колбасник к Лодзи,

Мы сказали: «Пан добродзи».

Ну, a c Лодзью рядом Радом.

И ушел c подбитым задом» [12, 100].

Типолитография C. Мухарского выпускает под рубрикой «Сегодняш­ний лубок» целую серию подобных антинемецких агитационных плакатов в стиле русского лубка. В их создании принимают участие художники Д. Бурлюк, M. Ларионов, A. Лентулов. Некотoрые плакаты пишет B. Маяковский.

Реклама революционной поры была полностью политической. Основ­ным ее информационным элементом была, по-видимому, листовка. Десят­ки картин советских художников, повествующие o революции, изобража­ют чтение листовок солдатами — на фронте, вооруженными рабочими —у ночного костра на берегу Невы, разной публикой — на трамвайной оста­новке большого города, обывателями — y афишной тумбы в провинции, крестьянами — y амбара и т.п.. Знаменитыe первые декреты Совета народ­ных комиссаров РСФСР o Мире и o земле попадали в руки россиян в виде листовок.

B годы Гражданской войны снова вспомним o плакате, прежде всего —политическом. Ведущий художник — B. Дени. Его плакаты отчасти сохра­няют лубочные традиции, таков, например, плакат «Или смерть капиталу, или смерть под пятой капитала». Альтернатива: рабочий в красной рубахе c красным знаменем стоит на толстом животе буржуя; буржуй в черном костюме и котелке под черным знаменем яростно топчется на тощем животе пролетария.

Активно работает в жанре плаката Маяковский. В его творчестве социальные ориентиры облозначены очень четко: красный рабочий у кузнечного горна высекает пламя из искры; красный воин поднимает на штык желтого усатого буржуя.

По творческой манере плакатисты этой поры очень разные. Среди них Дмитрий Моор – прекрасный рисовальщик, реалист; абстракционист Лазарь Лисицкий, широко известный плакатом «Клином красным бей белых!». В плакатах часто появлялись такие элементы оформления, как вопросительный, восклицательный знаки, стрелка – символ действия. В «левый» круг художников-абстракционистов входит Варвара Степанова. В этот период она считала, что чем примитивнее что-то нарисовано или написано, тем оно понятнее народным массам. Один из ее плакатов этого времени – кривая звезда в круге и нарочито некрасивая, вне всякого шрифта, надпись: «Пролетарий – творец будущего, а не наследник прошлого».

Как справeдливо отмечают aвторы «Истории рекламы», «в послерево-люционной культуре произойдет оттеснение исконных лубочных традиций в живописной вывески уступит место шрифтовым трафаретам. C концa 20-x годов ХХ века главенствующим жанром рекламы будет политический и отчасти зрелищный плакат» [30, 73].

КОНСТРУКТИВИЗМ
B РЕКЛАМЕ

Конструктивизм был одним из оригинальнейших явлений советского искусства 20-x годов. Латинское слово «constructio - означает построение», но y русских конструктивистов это скорее перепостроение, переустройство, переконструирование материальной среды «посредством создания ясных. лаконичных, функциональныx оправданных форм, a через изменение сре­ды — и человека [15, 85].

Что обусловило появление конструктивизма в искусстве, в частности в плакатном творчестве, в книжном дизайне, в моде (особенно это относит­ся к рабочей одежде)?

· Развитие индустрии и техники, появление новых технологий, позво­ляющих использовать новые материaлы, новыe конструкции, новые изображения, в частности фотографию.

· Связанное c использованием новых технологий новое представление o композиции произведения.

· Изменение взгляда на творчество как подражание природе. Стрем­ление к смелому эксперименту с предметами, соединение несоеди­няемого.

· Стремление отказаться от эстетизма и вернуть искусство в жизнь.

Каковы принцгшы художественной деятельности конструктивизма?

· Тектоника — использование промышленных материалов. Воодушев­ленный «Планом монументальной прoпаганды» Владимир Татлин пе­реходит от примитивистско-кубистского художественного творчества к живописным рельефам* (они же контррельефы», они же — ма­териальные подборы»). Это объемно простpанственныe абстракции из железа и дерева, c Использованием стекла, штукатурки, обоев, фраг­мeнтов готoвых вещей и отчасти обрабoтaнные живописными сред­ствам» [2з, 602]. C его композиций Трамвай Б» (1915), Магазин» начинается конструктивистская ЛИНИЯ русского авангарда, направ­ленная на материаловедение, использование его в творчестве. B 1919­1920 гг. он создает знаменитую Башню Татлина»,чем-то Напоминаю­щую Вавилонскую башню, но сконструированную из дерева, Металла, стекла, бетона. Она создавалась как модель памятника III-мy Интерна­ционалу, но памятник этот построен не был. B 1979 r. башня была ре­конструирована в качестве музейного экспоната той эпохи.

· Конструкция — организация материала соответственно поставленной задаче. 4 Взаимное перeтекание, взаимодействие графических и конст­руктивных факторов композиции — одна из сyществeнных сторон про­ектно-художественной культypы 20-к годов» [22, 9]. B качестве приме­ра можно привести афишу спектакля Бунт машин* (пьеса А.Н. Толстого в ГБДТ, Петроград, 1924), выполненную художником Юрием Аннен­ковым: на Желтом фоне косо написанное красным рубленым пгриф­том название Бунт машин». Слово бунт повторено и черным. Сле­ва — рушащийся кран и цепляющиеся за него oранжевыe рабочие, справа — их хозяин, разумеется, во всем черном.

· Фактура — сознательное управление цветом, формой, символами. здесь особо следует подчеркнуть лаконичность цвeтoвой гаммы (в плакате Ан­ненковa 5 цветов: жeлтый, оранжeвый, крaсный, зеленый и черный; нередко их бывает всего три — бeлый, красный, черный). Обращает на себя внимание и предельная функциональность элементов: на пла­кате — ничего лишнего. Таков, например, рекламный. плакат Госиз­лата, выполненный А.M. Родченко для Международной выставки де­коративных искусств и художественной промышленности в Пари­же: сложенный из книг человечек со значком ГИз» вместо головы тт названием выставки в верхней части плаката. Та же работа Родчен­ко отличается присущей конструктивизму метафоричностью и сим­воликой: голова управляет телом из книжек. Страницы самой большой раскрыты вверх, к голове, как лучи солнца. Такие плакаты и афиши легко вписывались в конкретику городского ансамбля, не на­pушaя ее, но бросаясь в глаза.

Конструктивизм был естественной реакцией на бурное развитие науки и техники. Им декларировaлось создание целeсообрaзных вещей, тем самым подразумевалась замена художника-творца инженером-конструктором. Кон­стpуктивисты занимались оформлением торжеств. Движение, ритмичность выступлений отражались В сопутствующих им плакатах И афишах. История сохранила, например, афишу выступлений синей блузы »неизвестного ху­дожника. Сейчас она экспонируется в ГЦТМ им. A. A. Вахрушина. Худож­ник компонует 9 фотографий — сцен из спектакля — в одну большую компо­зицию путем вырезывания отдельных изображений и придания им формы мнoгоугoльников различной величины. Связывaющим средством служат цвет­ные подложки — графические плоскости желтого, оранжевого, серого и чер­ного цветов. Четкие черные плашки c надписью «Синяя блуза» на англий­ском, немецком и французском языках усиливают сочность и яркость желтого и оранжевого. Общий геометрический принцип — ромб и шести­угольники посередине, прямоугольники по краям —позволял рассматривать рисунки последовательно: сверху вниз и слева Направо, что способствовало пониманию и запоминанию демонстрируемого.

Отход художников-конструктивистов от станковой живописи в про­изводство потребовал от них изменения методов труда. Они пытaлись до­стичь документальной точности изобразительных средств, используя фо­тографию. Реклама требовала от художников-рекламистов точной фикcации предмета. Приблизительный рисунок отвергался конструктиви­стами как мало пригодный для передачи внутренней и внешней формы предметов индустpиальной культуpы. Для создания более емкой и выра­зительной фoрмы плакатных образов стал Использоваться фотомонтаж —монтирование и компонирование подлежащих показу моментов из отдель­ны х фотогpафий» [22, 131].

Как новая форма, заменившая рисунок, фотомонтаж быстрo распро­страняется в рекламе, особенно в пропаганде советского кино. Вместе c Родченко и B. Степановой активное участие в этой работе принимал Маяковский. 3а 2 года (1923-1924) они создали более ста эскизов рек­ламных плакатов. Мы полностью завоевали Москву и Полностью переме­нили старый царско-бypжуaзно-западный стиль рeкламы на новый, совет­ский», — писал Родченко [20, 15].

Плакатисты 20-х годов опирались на использование выразительных возможностей, заложенных в самом материале печатной продукции: шриф­та, конструкции печатной ПЛОСКОСТИ, наложения цветов. «Кaждaя буква или слово текста в плакате, рекламе или книжной обложке становилось не просто значками, несущими понятийную информацию, но активной, зрительно воспринимаемой формой» [12, 55].

В плакатах и афишах шрифт нередко подчинен отвлеченной конструктивно-геометрической композиции из плоскостей, линий, объемов.

Огромный вклад внесли конструктивисты в пропаганду книги. Конструктивисты активно участвовали в создании памятников «монументальной пропаганды» в разработке праздничного и будничного украшения городов, проектировании трибун, павильонов, киосков и других агитационных сооружений, устройстве массовых зрелищ – агиттеатра, агитпоездов, в выпуске «Окон РОСТА».

Упрощая шрифт, конструктивисты меньше внимания уделяли буквам, больше — сложной компoзиции шрифтовых блоков. Буквы тесно прибли­жaлись друг к другу, пробелы между ними доходили до минимума, слово начинало работать как единый механизм графической композиции. Бук­венное начертание слова и его целостная графическая форма превращают­ся в единое целое. В этом отношении особенно интересна афиша Ленин­градского государственного театра драмы, выполненная в конце 1931 г. молодым, но уже знаменитым художником и режиссером Николаем Акимовым. Афишировался спектакль по пьесе Дмитрия Щеглова Радость». На расплывчатом зеленом пятнe, изображавшем лужайку, в стройном ряд` стояли семь конструктивистски pешенных белых домов, изображения ко­торых сверху питалось как «Радость». заглавная буква поверху была ого­рожена, как раус, над ней полоскался красный флажок. Широкая белая полоса означала ограждение (низкий забор или высокий тротуар), расхо­дящаяся красная — проезжую часть улицы. Все остaльные сведения o спек­такле были изложeны мeлким шрифтом в правом нижнем углу. Задача афиши была — разжечь интерес к пьесе, после этого потенциальный зри­тель мог получить и более пoдробныe сведения o спектакле. Новая дорога. новые дома, красный флаг становились символами слова радость», неза­висимо от того, о чем шла речь в спектакле.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.