КОМПЛЕКС МАРКЕТИНГА
B соответствии c изложенной выше структурой управления маркетингом можно определить этапы самого процесса управления. Традиционно выделяют четыpe основных этапа: анализ рыночных возможностей, отбор целевых рынков, разработка комплекса маркетинга и претворение в жизнь комплекса маркетинговых мероприятий. Каждый из перeчисленныx этапов представляет собой совокупность мроприятий, необходимых для исполнения организацией, занимающейся выводом товара на рынок. C учетом этого, общая структура процесса управления маркетингом выглядит следующим образом. 1 этап — анализ рыночных возможностей: · организация системы маркетинговых исследований и маркетинговой информации; · анализ маркетинговой среды; · анализ рынков индивидуaльных потребителей; · анализ рынков предприятий. 2 этап — отбор целевых рынков: · определение объемов спроса; · сегментированиe рынка и выбор целевых сегментов; · позиционирование товара на рынке. 3 этап — разработка комплекса маркетинга: · разработка товара; · установление цены на товар; · выбор методов распространения товара; · разработка комплекса продвижения товара. 4 этап — претворение в жизнь маркетинговых мероприятий. · разработка стратегии по воплощению в жизнь маркетинговых мероприятий, · общее планирование; · контроль исполнения маркетинговых мероприятий. Детальный анализ каждого этапа процесса управления маркетингом, в силу своей сложности и объема, заслуживает самостоятельного масштабного исследования. Нам же более подробно следует остановиться на мероприятиях, входящих в третий этап, конкретно — на комплексе продвижения товара. Однако прежде чем перейти к его анализу, выясним, что такое комплекс маркетинга вообще. Комплекс маркетинга представляет собой набор поддающиxся контролю переменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую отвeтную реакцию со стороны целевого рынка». Отметим, что иногда вместо термина «комплекс маркетинга» можно встретить термин «marketing-mix», Который впервые был представлен Нилом Борденом в президентском обращении к американской маркетинговой ассоциации. Борден использовал работы Джеймса Каплитона, в которых специалист по маркетингу был описан как человек, комбинирующий в своей работе различные элемeнты. Соответственно под термином markering-mix» понималось определенное сочетание этих элементов. Итак, в комплекс маркетинга входит все, что организация может предпринять для воздействия на спрос своего товара. B 1960 году эти многочислeнныe предприятия» классифицировал Дж. Маккарти. Его классификация (как и определение маркетинга Котлера) стала общепризнанным маркетинговым инструментом. Она часто именуется «4P») и объединяет четыpе элемента (product, р1асе, price, promotion). Product (товaрная политика) Формирование товарного предложения потребителю: идея товара, подробная разработка товарного ассортимента, дизайна упаковки товара, определение услуг, связанных c предпродажной подготовкой товара, форм послепродажного обслуживания и т.д. Place (сбытовая политика) Всевозможная деятельность, результат которой заключается в том, что товар становится доступным для целeвых потребителей (определение способов доставки товара непосредственно потребителю, выбор каналов товародвижения и т.д.). Price (ценовая политика) Цена — денежная сумма, которую потребители должны уплатить для того, чтобы получить товар. B эту группу входят инструменты расчета цены. Они связаны c методами определения цены на товар, изучением цен конкурентов, различными формами адаптации цени т.д. Promotion (коммуникационная политика или политика продвижения) Коммуникационная политика или политика продвижения (всевозможная деятельность организации по распространению сведений o достоинстве своего товара и убеждению потребителей приобретать его). Эти инструменты были выделены из многих других прежде всего потому, что их использование оказывало нeпосрeдствeнноe влияние на спрос, могло стимулировать потребителей к совершению покупок. Проведение маркeтинговых исследований, сегментирование и другие инструменты маркетинга, разумеется, также помогают маркетологу в его стремлении повысить спрос на товары и услуги фирмы, но окaзывают лишь косвенное влияние. Из всех групп маркетинговых функций четвертая группа определена наименее четко. Она имеет комплексную природу, и в нее обычно включают свой комплекс мероприятий, нaзывaемый «promotion-mix». Согласно наиболее распространенному мнению, эта группа состоит из чeтырех основных средств воздействия. Перечислим их. Реклама — любая форма неличного представления и продвижения идей, товаров или услуг, оплачиваемая точно установленным заказчиком. Это определение было принято в 1948 году уже известной нам американской ассоциацией маркетинга (АМА). Sales promotion. Термин неудачно переведен на русский язык: стимулирование сбыта» или «продвижeние продаж. B силу неадекватности перевода часто используется русская транслитерация «сейлз промоушн». По опрeделeнию той же Американской маркетинговой ассоциации, продвижение товаров — это маркетинговое давление, применяемое в определенный ограниченный период времени для стимулирования пробных покупoк, повышения спроса со стороны потребителей или улучшения качества товaра. Publiс relations. Самый распростpаненный вариант перевода на русский язык — связи с общественностью» (иногда — просто пропаганда»). Первая всемирная ассамблея ассоциаций по связям с общественностью предложила следующее определение: PR —это искусство и социальная наука анализа тенденций, предсказание Последствий, рекомендации руководителям организаций и вьgолнение заплaнированных программ действий, которые служат как интересам организаций, так и интересам общественности. Личная продажа — устное представление товара тoрговыми агентами в процессе общения с одним или несколькими потенциальными покупателями с целью совершения сделки. Разные исследователи именуют данную группу по-разному. Можно встретить термины promotion-mix» (по аналогии с «marketing-mix»), «комплекс продвижения» (по аналогии c «комплексом маркетинга). Это проявление еерминологического разнообразия, Которое свойственно исследованиям маркетинга. Но при этом суть остается неизменной. Комплекс продвижения —это комплекс маркетинговых коммуникаций, важнейшей составляющей которого является реклама. Совpемeнный маркетинг требует гораздо большего, чем просто создание хорошего товара. Необходимо также Назначить для него привлекательную цену и обеспечить его доступность для целевых потребителей. Без распространения сведений и «убеждения», без коммуникации со своими потребителями, посредниками, прочими контактными аудиториями, без умелого управления сложной системой этих коммуникаций невозможно быть успешным «игроком» на целевом рынке. Теперь определимся c тем, что такое маркетинговые коммуникации». O мapкетингe мы уже имеем представление. Рассмотрением закономерностей формирования и функционирования человеческих коммуникаций занимается цeлый комплекс наук — теория коммуникаций. Существует достаточно большое количество литературы (как зарубежной, так и отечественной), Посвященной вопросам коммуникаций, и при необходимости пoдрoбныe теоретические сведения можно получить из этих трудов. B наших рассуждениях будем использовать только некоторые вaжные моменты теории коммуникаций. Итак, если упростить сложные, многоэлементные и многоуровневые определения, то получится, что коммуникации — это процесс, в результате которого должно достигаться однозначное восприятие коммуникационного сообщения субъектами, которые его посылaют и получают. Маркетинг —это комплекс деятельности, c помощью которого организации бизнеса или любые другие осуществляют обмен ценностей между собой и своими потребителями. Так вот взятые вместе маркетинги коммуникации представляют собранные вместе элементы комплекса маркетинга, т.е. — маркетинговые коммуникации». Только что мы привели мнение отечественного исследователя маркетинга E. Н. Голубковой. Как видим, она рассматривает маркетинговые коммуникации через природу двух составляющих этого термина. Это толкование весьма интересно потому, что приводит нас к одному из центрaльныx положений в теории маркетинговых коммуникаций. Маркетинговые коммуникации трактуются не только как средства, образующие элемент комплекса маркетинга — комплекс продвижения, но и включают в себя коммуникации посредством любого из всех элементов комплекса маркетинга. То есть все переменные комплекса маркетинга (product, рriсе, р1асе), а не только комплекс продвижения, участвуют в общении c клиентами. Внешнее оформление товара, форма, цвет упаковки, манеры и одежда продавца, цена товара — все это, в конечном счете, влияет на решение потребителя о покупке данного товара. B связи с этим следует ввести в рассуждения понятие синергического эффекта. Понятно, что все элементы комплекса маркетинга тесно взаимо связaны друг c другом и взаимозависимы . Их системное применение позволяет получить так нaзываемый синергический эффект. это означает, что одновременное Комплексное Воздействие нaзвaнных элементов дает суммарный эффект значительно больший, чем сумма эффектов каждого из этих факторов, воздействующих в отдельности. Синергический эффект свойственен не только комплексу маркетинга,но и его составляющей — комплексу продвижения. E. B. Попов и A. B. Арланцев в своей статье Синергизм маркетингового инструментария отмечают, что синергизм — <...> применительно к комплексу маркетинговых коммуникаций означает <...> эффект взаимодействия различных инструментов коммуникации, возникающий при их совместном использовании. Сохраняя единое позиционирование в paмкax каждого целевого сегмента, инструмeнты коммуникации усиливают друг друга, создавая синергический эффект. Синергический эффект, таким образом, является следствием реализации централизованной, четко сформулированной и последовательно осуществляемой стратегии интеграции маркетинговых коммуникаций». При этом не возникает сомнений в том, что роль коммуникационного воздействия актуализируется только при наличии качественного, доступного и удовлетворяющего потребности целевой аудитории товара. Другими словами, решения в области продвижения oбрeтают свою значимость только при своей согласованности c решениями, касающимися других составляющих комплекса маркетинга (товарной, ценовой и сбытовoй политики). Таким образом, можно отметить два направления интеграции: · интеграция составляющих комплекса продвижения; · интеграция комплекса продвижения c другими компонентами комплекса маркетинга. Указанное интегрирование маркетинговых коммуникаций пoвышаeт значимость комплекса продвижения — к его составляющим применяются более жесткие требования, так как именно средствами, образующими основные элементы комплекса продвижения, достигается нужное направление коммуникационного воздействия других составляющих комплекса маркетинга. C учетом описанного процесса интеграции маркетинговых коммуникаций, становится очевидным, что реклама (как элемент комплекса Продвижения) представляет собой органическую часть системы маркетинговых коммуникаций. Саму же систему маркетинговых коммуникаций можно определить как единый комплекс, объединяющий участников, каналы и приемы коммуникаций организации, напрaвленный на установ пение и поддержание определенных, запланированных этой организацией взаимоотношений c адресатами коммуникаций, на формирование y них благоприятных для коммуникатора психологических установок в рамках и с целью достижения его маркетинговых целей. Существует также, по нашему Мнению, более компактный и yдачный вариант, предложeнный бельгийским профессором Ж.-Ж. Ламбена. По его мнению, маркетинговыe коммуникации представляют собой «совокупность сигналов, исходящих от фирмы в адрес различных аудиторий, в том числе клиентов, сбытовиков, поставщиков, акционеров, органов управления и собственного персонала». Анализируя комплекс продвижения, как элемент комплекса маркетинга мы привели один из самыx распространенных вариантов классификации его составляющих (вариант Филина Котлера). Однако среди отечественных и зарубежных теоретиков маркетинга этот вопрос до сих пор относится к числу дискуссионных. Вот Несколько мнений. Профессор Ж.-Ж. Ламбен включает в комплекс маркетинговых коммуникаций следующие элементы: · реклама, · личная продажа, · стимулирование сбыта (sales promotion), · связи с общественностью (public relations), · прямой маркетинг. Как видно, здесь система маркетинговых коммуникаций представлена пятью элементами. Прямой маркетинг здесь является cамостоятельной средством маркетинговой коммуникации. Причем к нему Ж.-Ж. Ламбен относит не только продажи по каталогам и телевизионный маркетинг, но и прямую почтовую рекламу, выстaвки и ярмарки. Известный маркетолог Рой Дамари выделяет в качестве самостоятельных элементов комплекса маркетинговых коммуникаций паблисити (publicity ) из связей с общественностью и корпоративную рекламу (которую именует рекламой имиджа корпорации») из собственно реклaмы. В. Евстафьев в книге «Журналистика и реклама» приводит, наверное, самый рaзвернутый вариант классификации маркетинговых коммуникаций. Этот вариант был разработан американскими исследователями Полом Смитом и его коллегами Аланом Пулфордом и Крисом Берри. B классификации присутствуют 12 форм: · личные продажи, · продвижение продаж (sales promotion), · реклама, · прямой маркетинг, · спонсорство, · выстaвки, · фирменный стиль, · упаковка, · реклама в месте продаж, · словесные сообщения, · Интернет, · новые медиа. Среди отечественных исследователей маркетинговых коммуникаций тоже нет согласия по поводу единой классификации. B частности, профессор И. B. Крылов под маркетинговыми коммуникациями понимает пять составляющих «promotion», т.е. системы продвижения товара на рынке. В них входят реклама, прямой маркетинг, продвижение продаж, общeственные коммуникации (имеется в виду паблик рилейшнз) и участие в выставках и ярмарках. Последнюю составляющую профессор И. В. Крылов выделяет как важнейшую форму продвижения товара». Не менее авторитетный исследователь вопроса профессор И. Я. Рожков высказывает полностью противоположную точку зрения — выставки не относятся к самостоятельному средству маркетинговых коммуникаций. Словом, все вышесказаннoе представляет собой прекрасную иллюстрацию для утверждения немецких маркетологов X. Хершгена Э. Дихтля o том, что до сих пор не удалось создать исчерпывающую классификацию форм маркетинговой коммуникации. Возможно, одна из причин такого диапазона мнений заключается в том, что концепция маркетинга не является некой догмой — его теория и практика находятся в постоянном развитии. B результате некоторые специфические приeмы маркетинга включаются в число маркетингoвых коммуникаций, a традиционные их виды обретают новое содержание. Меняется и сравнительная весомость вклада каждого средства маркетинговых коммуникаций в решение стратегических и тактических задач маркетинга. Учитывaя все вышeизложeнное, становится ясно, что из существующих подходов к классификации коммуникационного инструментария наибольшее распространение получил подход, согласно которому набор средств коммуникационного воздействия классифицируется c помощью понятия комплекса продвижения, содержание которого может варьироваться в зависимости от уровня рыночного развития, особенностей типа pынка.
ЛИТЕРАТУРА 1. Голубков E. П. Маркетинг. Словарь-справочник / E.П. Голубков. - M.: Дело, 2001. - 440 c. 2. Голубков E. П. Основы маркетинга. Учебник / E.П. Голубков. - M.: Фиг-гпресс, 1999. - 656 c. 3. Голубкова Е. К Маркетинговые коммуникации. Учебное пособие / E. H. Голубкова. - М.: Финпресс, 2003. 304 c. 4. Гольман И. A. (практика pекламы / И.A. Гольман, H.C. Добробабенко. - Новосибирск: Интербук, 1991. 141 c. 5. Евстаг bее B. A. Журнaлистика и реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования) / B.A. Евстафьев. - M.: ИМА-пресс, 2001. - 264 c. 6. Котлeр Ф. Маркетинг в третьем тыcячелетии: как создать, завоевать и удержать рынок / Ф. Котлер. - M.: 000 еИздательство АСТ», 2000. - 272 c. 7. Котлер Ф. Маркетинг менеджмент / Ф. Котлер. СПб.: Питер, 2003. - 800 c. 8. Котле!) Ф. Основы маркетинга. Краткий курс / Ф. Котлер. - M.: ИД еВИЛьямс>>, 2002. - 656 c... 9. Крылов И. B. Маркетинг / Социология маркетинговых коммуникаций / И.В. Крылов. - M.: Центp, 1998. - 192 c. 10. Ламбен Ж.-Ж. Стратегический маркетинг / Ж.-Ж. Ламбен. — СПб.: Наука, 1996. — 589 c. 11. Тулупов B. B. Газета: маркетинг, дизайн, реклама. Новые тенденции в издании газет / B.B. Тулупов. — Воронеж: Издательство Сварта», 2001. — з20 г,. КЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Маpкeтинг —вид человеческой деятельности, направленной на удовлетворение нужд и потребностей посредством обмена. Комплекс маркетинга — набор поддающихся контролю пеpeменных факторов маркетинга, совокупность которых фирма использует в стремлении вызвать желаемую ответную реакцию со сгороны целевого рынкa. Маркетинговые коммуникации — совокупность сигналов, исходящих от фирмы в адрес рaзличных аудиторий, в том числе клиентов, сбытовиков, поставщиков, акционеров, органов управления и собственного персонала. РЕКЛАМА Любая рекламная кампания должна быть тщательно подготовлена. Именно поэтому в рекламе так важен процесс планирования. Он начинается c анализа маркетинговой ситуации, который помогает оценить положение на рынке, сильные и слабые стороны фирмы и конкретных товаров и определить основныe маркетинговые цели. На основании этого определяются цели рекламной деятельности. Важно, чтобы Они были четкими и количественнo oпpеделeнными. Цель рекламной кампании продавать товара бoльше» сформулирована неправильно. У рекламиста и рекламодателя могут быть совершенно paзные взгляды на то, что такое больше», a следовательно, неизбежны недоразумения после завершения рекламной кампании. Примерами грамотно поставленных целей рекламной кампании могут служить такие: Осведомить 30 % целевой аудитории о появлении товара X на рынке, Добиться, чтобы 25 % целевой аудитории совершили пробные покупки товара Y», Простимулировать увеличение продаж Товара Z в среднем до 500 штук в день» и Т. д. План рекламы должен включать следующие основные рaзделы:
· «Анализ ситуации» (описание текущего рыночного положения фирмы и/или ее продукции; целевого рынка, в том числе, выделение основного и вторocтепeнных рынков и их географическая, демографи ческая, поведенчeскaя и т.п. характеристики; долгосрoчных и краткосрочных маркетинговых целей); · Цели рекламной деятелъности» (перечисление целей, обозначенных в виде рекламной пирамиды, и их описание в количественном выра‑ жении, a также указание временного периода, необходимого для до‑ стижения поставленныx целей); · «Рекламная стратегия»(информация o концепции продукта, т. e. o том, как он должен и будет рекламироваться c точки зрения позиционирования, стадии жизненного цикла и т. п.; описание целевой аудитории, в том числе определение соотношения «целевая аудитория —целевой рынок», классификация целевых аудиторий по приоритетности, выделение и описание наиболее рейтинговых для данной целевой аудитории СМИ и оценка их потенциальной эффективности: мeдиаплaн и основные принципы разработки и оформления рекламных сообщений); · «Бюджет рекламной кампании» (описание методолoгии выделения средств на рекламу, расчет бюджета в соответствии c этапами рекламнoй кампании и медиапланом); · «Социологическое обеспечение рекламной кампании»(описание исследований по предварительному тестированию и пост-проверке рекламных сообщений и эффективности рекламной кампании в целом.
Вaжным моментом планирования рекламной кампании является определение целевой аудитории, т. e. той гpуппы, на которую направлено рекламное воздействие. Иногда целевую аудиторию называют «мишенью». Необходимо оценить размeры этой аудитории и четко определить ее состав. Могут быть выдeлены два основных метода определения размеров целевой аудитории: сегментирование и пересечение параметров. При составлении целевой аудитории методом пересечения параметров действуют следующим образом. Определяют несколько наиболее значимых параметров. Накладывaя друг на друга бaзы данных, соединяющие в себе эти пари метры, медиапланер получает цифру, количественно oпределяющyю данную, «мишень», кaждый представитель которой обладает всеми выделeнными параметpами. Разумеется, чем больше пересекающихся параметров принимается во внимание, тем меньше значение мишени. Сегментирование позволяет определить количество индивидуумов, обладающих хотя бы одним из задaнных свойств. Следует помнить,что для любого рекламируемого товара или услуги могут быть опредeлeны четыре разных типа целевых аудиторий: покупатели (реaльные или потeнциaльные), потребители (реaльные или потен циальные), лица, предписывающие потребление, розничные продавцъс товаров и услуг. Так, если рекламодателем является издательство, выпускающее школьныe учебники, покупателями будут родители учеников; потребителями —сами ученики; лицами, предписывающими потребление — учителя или администрация учебного заведения; розничными продавцами — владельцы книжных магазинов и других торговых точек. Понятно, что реклама, рассчитанная на столь различные аудитории, также будет неодинаковой, так как окажутся Значимыми совершенно разные качества и свойства товара и условия его поставки. Для родителей будет важно, например, что y книг надежный переплети качественная типографская краска; для учеников —возможность участия в розыгрыше призов; для учителей —наличие бесплатного экземпляра при заказе определенной партии, подарок в Виде методической литeратypы, соответствие yчебным программам; для продавцов — система доставки и оплаты, наличие скидок и т.п. Разумеется, в некoторых случаях разные типы целевых аудиторий могут совпадать. Например, в тех случаях, когда человек является одновременно и покупателем, и потребителем Товара (услуги). Эффективные рекламные кампании в разных сферах применения c необходимостью базируются на учете особенностей различных каналов распространения рекламной информации. Телевидениев нашей стране на протяжении последних лет стабильно остается одним из основных и наиболее популяpных медиа. Высокое эмоционaльное воздействие телевидения на зрителя объясняется комплексным характером воздействия, т.к. передача информации основана на использовании движения, изображения, звука, цвета. Телеканалы могут быть разделены по территории охвата на национальные и местные (региональные), по форме собственности — на государственные и частные. Кроме того, возможно тематическое деление. Большинство национальных каналов часть эфиpного времени предоставляет своим региональным представителиствам. Это дает возможность местным рекламодателям размещать pекламу на них но расценкам, сфopмированным c учетом возможностей и ситуации, сложившихся на регионaльныx рынках. Однако телевидение как носитель рекламных сообщений не лишено и ряда недостатков. Так, высокая стоимость производства и размещения делает телевизионную рекламу недоступной для многих фирм не только мелких, но даже средних. Телеэфир неэффективен при необходимости охвата узких целевых аудиторий. Рекламные сообщения на ТВ, как правило, непродолжительны. Кроме того, телевизионная реклама выходит блоками. следовательно, любое рекламное сообщение неизбежно соседствует c себе подобными. Пресса. Все издания могут быть разделены, аналогично телеканалам. на национaльные и местные (региональные). Что касается центральных газет, то большинство из них, вслед за «Комсомолыкой правдой», начиная c середины 90-x годов ХХ века, постепенно перешли на систему региональных сменных полос. Так же, как и в случае c местными вставками эфирного времени на телеканалах, эта система откpыла рекламные возможности центpальных газет для рекламодателей в регионах. Жypнaлы такую практику, как правило, не используют. C точки зрения тематики и содержания издания могут быть разделeны на общественно-политические, информационно-развлекательные, специaлизированныe и т. д. По периодичности выхода выделяют ежeдневные, еженедельные, ежемесячные издания. Встречаются промежyточные формы, например некоторые гaзeты выходят два раза в месяц, некoторые жypнaлы —один раз в два месяца. кроме того, существуют газеты платного и бесплатного распространения. Кaждый тип изданий специфичен как носитель рекламных сообщений. B целом, пресса как рекламоноситель имеет ряд несомненныx преимуществ. Во-первых, это действительно массовое средство информации. с помощью которого можно охватить практически все сегменты общества. При этом можно определить четко географию охвата. Во-вторых, пресс характеризуется широким масштабом освещаемых тем. Следовательно, на страницах газет и журналов может быть размещена разноплановая реклама. В-третьих, газеты и жypналы читаются избирательно, что может быть учтено при размещении рекламы для повышения ее эффективности. Что касается газет, то периодичность выхода большинства из них обеспечивает оперативность опубликованной на их страницах рeкламы. Кроме того, чтение газет, как правило, сконцентрировано по времени. Наконец, пресса —долговременный носитель информации. Рекламу, размещенную на стра ницax газет и журналов, можно перечитать, oбдумать, передать заинтересованному лицу и т. д. Нельзя не отметить и тот факт, что печатное слово обладает высоким доверием читателей. Однако пресса как рекламоноситель не лишена и опредeленных недостатков. Так, подавляющее большинство газет и журналов не дает возможности охвата специфических социально-демографических групп. Другими словами, пресса, охватывая широкие многопрофильные гpуппы, не позволяет проводить рекламные кампании, рассчитанные на узкие целевые аудитории. Следует учитывать относительно короткую жизнь рекламного Объявления, размещенного на страницах газеты. Серьезным недостатком является и то, что каждое рекламное Объявление конкурирует c другими, pазмещенными рядом. По сравнению c другими видами печатной рекламы реклама в газетах отличается низким качеством полиграфии. Радио как носитель рeкламных сообщений предоставляет прекрасную возможность сочетания значительного охвата и достаточной частоты предъявлений. Привлекательным моментом является экономичность радио как рекламоносителя. Кроме того, радио обладает хорошей избирательностью. Несмотря на свои огpомные достоинства, радио имеет ряд значительных недостатков. Bo-первых, оно является только аудиосредством. Этот момент обуславливает и ограничения возможностей для творчества. Во-вторыx, аудитория радиостанций высоко сегментирована. В-третьих, радиореклама плохо запоминается. Наружные носители —один из старейших каналов распространения рекламной информации. Кроме высоких показателей по охвату и частотнoсти, наружная реклама предоставляет хорошую возможность гибкости c географической точки зрения. Причем эта гибкость может приобретать социально-демографический характер, если рекламные щиты размещены в местах, посещаемых определенными социально-демографическими группами. Нaружные носители предпочтительны для сообщений c короткими и проcтыми рeкламными призывами. Однако при размещении рекламы на наружных носителях трудно измерить реальную аудитoрию. Кроме того, приходится сталкиваться c длитeльным производством и размещением рекламных сообщений. При общенациональной рекламной кампании приходится иметь дело c большим числом фирм, занимающихся наружной рекламой на местах. Провeрка факта размещения и его качества на каждом конкретном щите затруднена. Практически те же достоинства и недостатки присущи рекламе на транспорте (на бортовых поверхностях). Одной из вариаций наружной рекламы являются так называемые мобильные стенды». Они представляют собой объединение традиционной наружной рекламы (щитов) И рекламы на транспорте. Специально оборудовaнныe фургоны c рекламными щитами на бортах курсируют по четка oпределeнным маршрутам, рaзработанным c учетом мест максимального скопления представителей целeвых аудиторий. Реклама может быть размещена и в салонах тpaнспортных средств. Та- кая реклама имеет ряд преимуществ, обусловленных каналом распространения информации. Эта реклама достаточно долго воздействует на представителей цeлeвых аудиторий, т.к. высока средняя продолжительность поездок. Кроме того, такая реклама обеспечивает высокую частотность. потому что люди ездят одним и тем же маршрутом. Транспорт как носитель рекламной информации обеспечивает массовую аудиторию. Реклама в транспорте является порой единственным развлечением пассажиров н. следовательно, привлекает повышенное внимание. При этом она относительно дешева. Оснoвным недостатком рекламы в транспорте является ее неспосоo- кость охватить отдельные сегменты рынка. Она не имеет статуса престижного средства. Этой рекламе присущи и ограничения, характeрные для наружной рекламы в целом, в частности, текст не может быть длинным. Самостоятельным каналом распространения рекламной информации является почта. Наряду c деятельностью торговых представителей реклама по почте является самым эффективным способом обращения к целевым аудиториям. Реклама по почте позволяет четко очертить круг полyчателeй рекламного сообщения и достичь стопроцентного охвата, что невозможно с помощью СМИ. При этом существуют хорошие возможности контроля нам тиражом и качеством рекламной продукции. Распространяемая с помощью пoчты рекламная информация может быть скорректирована под запросы определенных сегментов целевой аудитории: частный характер таких обращений позволяет, например, предоставить отдeльным группам покупателе. льготные условия и цены. Реклама по почте сводит к минимуму влияние конкурентов. Однако c точки зрения затрат на каждую единицу реклама по почте является одной из самых дорогих. K другим негативным моментам относятся: сложности c базами данных, отсутствие информационной среды, возможные задержки c доставкой, негативный имидж (мусорная почта) Претворить в жизнь yспeшные рекламные кампании способны высo- копрофессиональные специaлисты. Именно поэтому, большинство рекламодателей предпочитают обращаться в рекламные агентства. Агентства занимаются планированием, разработкой, созданием рекламы. Рассмотрим основные виды рекламных агентств. Рекламные агентства полного цикла oкaзывают рекламодателям полный спектр услуг, от маркетинговых исследований, разработки творческой стратегии, составления бюджета и графика выхода рeкламных сообщений, до отслеживания эффективности рекламной кампании. В соответствии c этим определяются и основные функции агентств данного типа (функция планирования, функция подготовки рекламных материалов, функция размещения, функция оценки эффективности). Креативные рекламные агентства в своей деятельности делают акцент на творческой составляющей рекламной кампании. Являясь качественной характеристикой, творческая сторона рекламной деятельности может быть оценена только c помощью специальных исследований. Медиабаинговые агентства специализируются на оптовой закупке рекламного пространства (эфирного времени, наpужных поверхностей, площадей в газетах и журналах и т. д.) и последующей его продаже рекламодателям. Аккумулируя pеклaмныe бюджеты разных рекламодателей, медиaбайер имеет возможность получить максимально возможные скидки, Часть из которыx позже может перейти рекламодателю. Многие байеры кроме посреднических услуг оказывают и услуги по медиапланированию. Медиаселлинговые агентства по поручению и от имени СМИ продают их рекламное пространство. Как правило, селлер получает в виде вознаграждения 10-15 % от объема привлеченных рекламных бюджетов в данное CМИ. B регионах большое распространение получили так нaзываeмыe «внутренние медиаселлеры» — сoбственные службы по продаже рекламного пространства в структуре самого СМИ. Следует помнить o том, что большинство крупных рекламодателей имеют в своих структурах сoбственные рекламные отделы (иногда такие отделы входят в состав маркетинговой службы). Как правило, в функцию таких отделов входит координация деятельности pекламных агентств (организация тендеров между рекламными агентствами, заказ исследований для отслеживания эффективности рeкламных кампаний и т. д.). При всей oбщности подходов к рекламной деятельности, существует специфика организации рекламных кампаний в рaзных сферах применения (политической, финансовой и т. д.). Покажем это на примере политической реклaмы. Политическая рекламная кампания, как и любая другая, Может проходить поэтапно. Следует помнить, что для каждого этапа должен быть выбран единый девиз. Как и в рекламе любой другой сферы применения, девизы должны быть яркими и запоминающимися. Однако для сферы политики это требование особенно важно в силу ограниченности большинства политических рекламных кампаний по времени. Именно из-за временных ограничений актуально и требование пpостoты и однозначности девизов: они должны хорошо и быстpo запоминаться и не вызывать двусмысленных толкований. Психологи отмечают, что люди в большинстве случаев воспринимают предвыборные пpизывы периферией сознания. Именно поэтому максимального эффекта можно добиться только в том случае, если прививать аудитории одну и ту же конкретную мысль. B девизе находит свое выражение рекламная идея. Следовательно, он должен отражать политическую концепцию и предоставлять возможность избирателю легко идентифицировать кандидата. Рынок слогана в политической рекламе, пожалуй, даже вышe, чем в рекламе коммерческой. Наиболее распространены слоганы , подчеркивающие основное содержание пpeдвыбoрнoй пpограммы («Реформы для народа!», «Вместе к возрождению России», «Реформы — без шoка, политика — без баррикад»), базирующиеся на принципе «мы хороши, потому что другие хуже» («Пока другие только говорят, мы уже делаем»), пoстpоeнныe на базе сокращений до букв («Три "C"»— «Собственность, стабильность, свобода»). B рамках политической рекламной кампании необходимо использовать только один вариант имени кандидата. Иначе можно просто запутать избирaтелей. Так как политические рекламные кампании, как правило, короче обычных коммерческих, они предполагают большую частоту экспозиций рекламных сообщений. Иначе представители целевой аудитории не успеют запомнить и усвоить информацию. Еще одно отличие состоит в следующем. Если в рамках коммерческих рeкламных кампаний специалисты советуют выбирать ограниченное число основных рекламоносителей, то прямая политическая реклама требует одновременного использования различных форм: прямой рассылки, объявлений в СМИ, щитов, растяжек, сувенирной продукции и т. д. Любая рекламная кампания, и политическая в том числе, должна осуществляться в соответствии c рaзрабoтанным планом. Такой план по структуре достаточно традиционен и включает следующие раздeлы: «анализ Ситуации», «цели и задачи кампании», «рекламная стратегия», «бюджет», «исследовательно-aнaлитичeская деятельность». Как и коммерческая реклама, реклама политическая призвана воздействовать на массовое сознание. Основной ее целью является управление политическим поведением масс за счет закрепления или изменения политических убеждений.'Задачи политической рекламной кампании могут быть выстроены в следующем порядке: 1) идентификaция имени кандидата, 2) формирование имиджa, 3) атака на конкурентов, 4) защита от нападок конкурентов 5) убеждение отдать свой голос за кандидата. Помочь рeклaмисту правильно оценить его усилия, своевременно уловить перемену настроений цeлeвых аудиторий призваны специальные социологические исследования. Не вызывает сомнения, что политическая рек ламная кампания лишь тогда будет эффективной, когда она yчитывaет интepeсы избирателей, представляя положения предвыборной пpoгpаммы как конкpетные предложения по их реализации. Будем помнить о том, что политические интересы (потребности) возникают под воздействием реaльных жизненных о6стоятельcтв, конкретной ситуации, в которой живут избиратeли. зЗадача рeкламистa — правильно выделить в рекламных сообщениях те или иные интересы элeкторaта. Именно поэтому разработка стратегии политической рекламной кампании должна строиться на результатах предварительно проведeнных исследований. В этом смысле политическая рекламная кампания ничем не отличается от коммерческой рекламы. Единственная разница состоит в том, что на заключительном этапе политической рекламной кампании желательно проводить постоянный мониторинг, результаты которого помогут оперативно внести изменения в рекламную стратегию и тактику. Зная представления аудитории об идеальном» политике, легко выстроить образ кандидата. Нередко в рамках политических рекламныx кампаний избирателям помогают» сформировать такое представление об идеале. Например, можно опубликовать данные социологических опросов, свидетельствующие о том, политика, обладающего какими делoвыми и личностными качествами народ хочет видеть у власти.На первоначальной (подготвительной)стадии политической реклам‑ной кампании следует изучить уровень политической кулътуры из6ирателей. Под политической культурой понимается исторически сложившаяся в обществе совокупность позиций, обрaзцов поведения и ценностей, затрагивающих взаимоотношения власти и граждан. Причем мы можем говорить как о политической культуре народа страны в целом, так и o политической культуре рaзных слоев общества. Кроме того, следует изучить сильные и слaбые стороны конкурентов. Если кандидат имеет явное преимущество перед оппонентами и высокий peйтинг, можно использовать прямую критику. B противном случае лучше использовать сpавнитeльные методы. При этом y избирателя создается иллюзия того, что он самостоятельно делает правильный выбор. Информационной основой политической рекламной кампании выступает сформированная на основе разработанного имиджa «предвыборная легенда». Она включает два аспекта: биографию кандидата и основные положения предвыборной программы. Бесспорно, что одна из основных задач политической рекламной кампании, как и любой другой, — позиционирование кандидата. Рекламная кампания должна помочь избирателю идентифицировать кандидата, наделив его определенным имиджем, отличным от имиджа его конкурентов. Создавая «легенду», не стоит переписывать биографию кандидата. Искажение фактов может лишь сыграть на руку конкурентам, которые не преминут вВоспользоваться предоставленной возможностью. Гораздо лучше предпринять опережающие меры, превратив недостатки в достоинства. Главное отличие политической рекламной кампании от коммерческой заключается в объекте рекламирования: рекламировать «живой товар» гораздо сложнее. B идеале избиратель должен последовательно усвоить три основные мысли: «я знаю этого кандидата» — «этот кандидат хороший (достойный и т.д.) —«за этогоО кандидата надо голосовать». Таким образом, y избирателя создается правильная мотивации. Другими словами, прежде всего следует донести до избиpателя информацию о том, что конкретный кандидат вообще собирается баллотироваться. затем рекламная кампания призвана убедить целевую аудиторию в наличии y кандидата положитeльных черт И характеристик (он умный, честный, добрый, сильный, смелый и т. д., и т. п.). И только на основе этого формируется убеждение в том, что кандидат обладает необхoдимыми знаниями, умениями и желанием работать в той сфере, куда избирается. Как правило, в рамках рекламной кампании разpабатываются две стороны имиджа кандидата: «кандидат как политик» и «кандидат как личность». Разумеется, они должны быть увязаны между собой. Разработка рекламной стратегии базируется на создании рекламной идеи. Начинать надо c сегментирования, которое позволит определить те целевые аудитории, на которых надо будет сконцентрировать основное внимание. Как правило, сочувствующие кандидату (высказываемым им идеям) избиратели и «колеблющиеся», чьи однозначныe симпатии только предстоит завоевать. Практика последних лет свидетельствует o том, что основную сложность вызывает завоевание именно колеблющeйся части избирателей. a также пaссивных избирателей, которые, разуверившись во всех и вся, предпочитают просто не приходить на избиpательные участки. В отношении сочувствующих избирателей задача политической рекламы — поддержать их симпатии, тогда как колеблющихся и пассивных предстоит убедить в преимуществах кандидата и необходимости отдать голоса именно за него. 3авершать эту работу должен ответ на вопрос, зачем кандидат идет s политику. Причем этот ответ должен быть определенным и однозначным Рассмотрим более подробно конкретные формы рекламных мероприятий, использующиеся в рамках предвыборных кампаний. используются: репортажи с места событий», прямые обращения кандидата к избирателям, интервью c кандидатом. Pекламные материалы в видe «репортажей с места событий» представляют собой рассказы о случаях из реальной жизни», подтверждающих положения предвыборной прогрaммы кандидата или характеризующих качества личности кандидата, значимые для формирования его положительного имиджа. При подготовке прямых обращений кандидата к избирателям и интервью c ним не следует стремиться oбъять необъятное и расказать (или спросить) обо всем сразу: o фактах биографии, положения программы, оценке политической и экономической ситуации и т. д. Хороший эффект дает серия выступлений (интервью), в каждом из которых делается акцент на одном главном моменте. Телевизионная реклама. Не вызывает сомнения, что телевидение предоставляет отличную возможность обращения к широкой аудитории. Однако надо помнить о том, что расценки на телеэфиp являются очень высoкими. Использование такого дорогостоящего носителя как телевидение не. всегда оправдано. Не стоит зaбывать о том, что сам по себе факт появления кандидата на экране не может автоматическим привести к успеху рекламной кампании. Наружная реклама. Растяжки, щиты и т. п. используются в политической рекламе для решения задачи идентификации имени кандидата и закрепления имиджа. Кроме того, использование наружной peкламы создает «эффект присутствия». PR-мероприятия. Предполагающие живое общение PR-мероприятия нередко окaзываются эффективнее прямой рекламы в СМИ. Однако они требуют от кандидата опрeдeлeнныx актерских данных и владения правилами эффективного общения. Известны такие разновидности встреч кандидата c избиратeлями, как: по месту жительства, на общественно значимых мероприятиях, по месту работы, по месту интересов, незапланированные встречи. Встречи по месту жительства очень pаспространены. Хороший результат дают встречи, которые являются продолжением «прaздника двора» и т.п. мероприятий: подготовленная, позитивнo настроенная публика лучше воспринимает происходящее. Встречи нa общественно значимых мероприятиях (митингах, демонстрациях) — достойный информационный повод для освещения СМИ. Для организации встреч по мeсту работы необходимы хорошие отношения c руководством предприятия (организации). Встречи в клубах, спoртивныx секциях и др. позволяют четко очертить круг прооблем, заведомо интересных аудитории. Так называемые «внезапланированные» встречи требуют от кандидата и его помощников значительного терского мастерства и, вероятно поэтому, не столь часто встречаются в реальной практике политических кампаний. B любом случае, при подготовке к выступлeнию перед избирателями следует руководствоваться тремя правилами: · количество новой информации, превышающей в выступлении 30 приводит к тому, что сообщение практически не воспринимается аудиторией; · текст должен строиться по жесткой схеме проблема—аргументы--рeшeние»; · вступление, в котором затрагивается более двух-трех проблем, резко снижается для аудитории актуальность каждой пpоблемы.
ЛИТЕРАТУРА 1. Акша P. Создание эффективной рекламы / P. Акша. — М.: Вершина, 2003. —272 c. 2. Беквит T. Продавая незримое. Руководство по современному маркетингу услуг / Г. Беквит. — М.: Альпина Бизнес Букс, 2004. — 272 c. 3. Березина T. A., Голyбева A. И., Солoгубова Л. B. Рекламная деятельность. Учебное пособие / T. A. Березина, A. И. Голубева, Л. B. Сологубова. — СП6: Балт. Гос. Ух-т пВоенмех», 1999. — 44 c. 4. Верховгкая M. М. Реклама. Учеб. пособие / M. М. Верховская. — Рн/Д.: Дон. гос. тех. ун-т, 2000. — 37 c. 5. Толъман И. Реклама плюс. Реклама минус / И. Гольман. — М.: Гелла-IIринт, 2000. — 240 c. 6. Джефкинс Ф. Реклама. Учеб. пособие для студентов вузов, обучающихся по спе-циальности 350700 — Реклама / Ф. Джефкинс. — М.: ЮНИТИ, 2002. — 523 г. 7. Имшинвцкая И. A. Мастерская рекламы. Учебное пособие / И. A. Имшинецкая. — Пермь: Перм. гос. ун-т, 2000. — 129 c. 8. Кириллов A. Т., Маслова E. B. Реклама в туризме. Уче6но-методическое пособие / A. T. Киpиллов, E. B. Маслова. — СПб.: Изд. СПб ун-та, 1998. — 142 c,. 9. Крылов И. B. Теория и практика pекламы в РОССИИ. Учебно-метод. пособие (антология pекламы) / И. B. Кpылов. — М.: Центр, 1996. — 184 c. 10. Морган Н. Реклама в туризме и отдыхе. Учеб. пособие / H. Морган. — M.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004 — 495 C. 10. Музыкант Б. Л. Теория гг практика современной рекламы. Учеб. пособие для вузов по базовому курсу еПаблик рилейшинз» и еРеклама». — M.: Евразийский регион, 1998. — Ч. I — 397 c., Ч. II — 326 c. 11. Панкратов Ф. Г., Серегина T. K., Шахурин Б. Г. Рекламная деятельность. УчебнггК для Студентов высших и средних специальных учебных заведений / Ф. Г. Панкратов, T. K. Сеpегина, B. Г. Шахурин. — M.: Информационно-внедренческий центр еМаркетинп>, 1998. — 244 c. 12. Сэндидж Ч. Реклама: теория и практика / Ч. Сендидж. — M.: Сирин, 2001. — 619 c. 13. Ученова Б. В., Стаpых H. Б. История pекламы, или Метаморфозы рекламного образа. Учебник для студентов вузов / B. B. Ученова, H. B. Старых. — М.: ЮНИТИ, 1999. — 335 c. 14. Феофанов 0. Реклама: новые технологии в России / O. Феофанов. — 2-e изд. —СПб.: Питер, 2002. — 384 c. 15. Фокс Д. Как стать вволшебником продаж»: Пlравила привлечения и удержания клиентов / Д. ФОКС. — M.: АльПИНа, 2004. — 170 c.
KЛЮЧЕВЫЕ ПОНЯТИЯ Целевая аудитория — аудитория целенаправленного рекламного воздействия, выдeленнaя на основании значимых параметров. Цели рекламной деятельности — цели, обозначенные в виде рекламной Пирамиды, описанные в количественном выражении с указанием временного периода, необходимого для их достижения. Рекламное агентство — субъект рекламной деятельности, занимающийся планированием, разработкой и/или созданием рекламной продукции. Реклама в сфере применения — рекламная деятельность в коонкретнойобласти: политической, банковской и т.д., подразумевающая использование специфических техники методик при общности бaзовых подходов. Бюджет рекламной кампании — средства, выделенные нa рекламную кампанию, покрывающие все издержки по изготовлению и размещению рекламных сообщений. Реклама «business-to-business» — реклама промышленных и деловых товаров и услуг, рассчитанная на представителей деловых кругов. Коpпоpативная реклама — престижная, институциональная реклама, как правило, освещающая историю, характеристики и достижения рекламируемой кампании. Кооперированная реклама — общая реклама нескольких фирм, производящих сходную продукцию в одной и той же отрасли (например, рекламная кампания баночного пива). Экологическая реклама — реклама, эксплуатирующая тему зaщиты окружающей среды,предст авляющая товар как Экологически чистый. КЛАССИФИКАЦИИ Классификация (от лат. classis — разряд, класс) используется как средство для установления связей между соподчиненными понятиями или классами объектов. Основаниями eстественных классификаций являются существенные признаки объектов. B зависимости от оснований различаются виды рекламы. Если мы в качестве критерия выберем, например, целевую аудиторию, то всю рекламу можно разделить на потребительскую и бизнес-рекламу; критерий «функции и цели» дает нам цепочку: товарная и нетоварная (институциональная) — коммерческая и некоммерческая — реклама в расчете на прямые и непрямые действия аудитории»; охват географических областей»: «местнaя — региональная — общенациональная — международная реклама»; «распространение в СМИ»: газетная — журнальная — электроннaя (теле-, радио- и интернет-рeклама)»; «характер информации »: *информативная — увещевательная — напоминающая реклама». При учете сразу двух критериев «функции, цели» И «характер информации» можно представить классификацию, включающую престижную рекламу (формирование образа организации), рекламу марки (долговременное выделение конкретного марочного товара), рубричную (распространение информации и продаже, услуге или сoбытии) и разъяснительно-пропагандистскую рекламу (отстаивание конкретной цели). Если в основу классификации положить такой существенный признак, как «стиль выражения», то рекламу можно подразделить на информационную («лобовую», «прямую», «жесткую»); обрaзную («вкрадчивую», «мягкую», «рeкламу атмосферы»); информационно-образную. На наш взгляд, наиболее продуманной и удобной для применения на практике, например при планировании и реализации рекламной кампании, является классификация американских авторов известного, выдержавшего десятки переизданий учебника Ч. Сэндиджа B. Фрайбургера и K. Ротцолла «Реклама: теория и практика». Опираясь на следующие основания: «заказ чик — потребитель — средства — цель рекламы », они представили стройную систему разновидностей рекламных обращений.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|