Здавалка
Главная | Обратная связь

ДИАЛОГ КАК СОСТАВНАЯ ЧАСТЬ КУЛЬТУРЫ



ОБЩЕНИЯ

Рубеж двух тысячелетий отмечен не только бурным развитием техники,

средств массовой информации и коммуникации, но и ростом потребностей и

возможностей общения, что увеличивает интерес к проблемам риторики.

Неумение правильно, красиво и убедительно излагать свои суждения — беда

и порок нашего общества. Конечно же, это лишь видимая часть айсберга,

подводная часть которого — духовный кризис, кризис культуры общения,

культуры быта. Косноязычие людей в тех областях деятельности, где пра

вильность речи, ее логика, убедительность, красота должны стать неотъем

лемым компонентом профессии, становится, увы, нормой нашей жизни.

В данном контексте риторика представляет значительный интерес не

только как искусство речи, научная дисциплина, целостная программа пре

образования идеи в слово, но и как философия речи, включающая в себя

эстетические, нравственные аспекты слова.

Исследователи отмечают, что распространенное «информационное» оп

ределение эффективности речевого общения (как наиболее полная переда

ча информации от субъекта речи к ее объекту) не универсально, а культу

роспецифично. Эта концепция, у истоков которой стояли еще Декарт и Пас

каль, возникла в рамках субъектнообъектной гносеологической модели,

отражающей рациональную западноевропейскую научную парадигму. В

рамках этой модели за адресатом оставлено только одно «право»: рас

шифровывать, декодировать информацию, передаваемую говорящим, и де

лать это «адекватно» и т.п.

Структура коммуникативного акта (адресант — сообщение — адресат),

появившаяся еще у Аристотеля, превратилась сейчас в монолог. Это осо

 

бенно заметно по американской риторике, обслуживающей мир массовой

культуры и массовой информации. Ее называют «самым совершенным ин

струментом манипуляции общественным мнением». При этом наблюдается

стремление к максимальному личному самовыражению адресанта на фоне

крайне пассивной роли адресата (особенно в рекламе).

Происходящие в мире процессы говорят о сдвиге в характере челове

ческого общения в сторону диалогизации монолога, так как велика потреб

ность в понимании людьми друг друга.

М. Бахтин «открывает» повторно (после Сократа) диалог как общий

принцип бытия, познания и общения. Это приобретает особую важность для

русской культуры, ибо наша речь рождена из диалогического (субъектно

субъектного) образца отношений, преломляющего и реализующего на уров

не речевого поведения столь значимую для русской духовной культуры

категорию «соборности».

Более того, идея диалога оказалась «краеугольным камнем» совре

менной психологии, философии, культурологии, методологии науки. Диа

лог в трудах российских и зарубежных исследователей изучается и как

частное явление, и как методологический принцип, и как универсальная фи

лософская категория. Диалог, по мнению ученых, можно выделить как «клю

чевое» слово современной культуры.

В нашей стране после «монологического» периода тоталитарной куль

туры наступил «плюрализм». Но, как верно замечает А. Михальская, он

представляет собой лишь набор «синхронных, несоприкасающихся друг с

другом монологов о мире».

Возвращаясь к проблеме, указанной в начале статьи, нужно отметить,

что крайне важно и необходимо обучать риторическому мастерству лю

дей, которым приходится ежедневно обращаться к большой аудитории с

экранов телевидения, со страниц газет и журналов. Но невозможно дос

тичь успеха, если обучение будет проходить на основе монологической

(субъектнообъектной) модели, так как отечественная речевая культура

основана на диалогическом (субъектносубъектном) образце отношений

и отражает не рациональное, а целостное восприятие мира и общения.

Это существенно, ибо риторический идеал — исторически сложивший

ся и специфический для данной культуры речевой образец, прямо связан

ный с общеэстетическим и этическим идеалом культуры. И этот образец

должен рассматриваться не как система норм (ими занимаются «приклад

ные» дисциплины), а именно как идеал — «первообраз», выражающий сис

тему «должных и желаемых ценностей», т.е. является речевым выражением

ментальности.

В таком случае мы убеждаемся, что доминирующий ныне тип «экранной

культуры» во многом способствует формированию антириторического рече

вого поведения. Экранная культура по сути своей монологична. Происходит

однонаправленное информационное воздействие на человека, исчезает реаль

ное общение, отсутствует духовное, эмоциональное взаимодействие адресан

 

та и адресата. Таким образом, общение заменяется коммуникацией, образо

вание — владением информацией, воспитание — манипуляцией сознанием,

учитель — компьютером. В итоге формируется человек без ценностей.

Поэтому нельзя недооценивать роль человека, обращающегося к ауди

тории через средства массовой информации. Он должен творить культуру

диалога и согласия, согласованности различных интересов, терпимости к

плюрализму ценностей, но отнюдь не всеядности и нравственного хаоса.

Работающему с большой аудиторией необходимо осознавать высокую от

ветственность за каждое сказанное им слово и помнить, что язык должен

стать защитой высоких речевых образцов отечественной культуры, а не

подражанием и слепым заимствованием западных моделей.

 

П. Ондомбо (ВГУ)







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.