РОЛЬ СНИЖЕННОЙ ЛЕКСИКИ В ГАЗЕТНОМ ТЕКСТЕ
(на материале современной газетной публицистики) Анализируя газетную публицистику, Б. Кривенко, Т.Я. Солганик и дру гие исследователи отмечали, что в последнее десятилетие резко возрос удельный вес сниженной лексики в газетной публицистике. Это связано, в частности, с тенденцией усиления роли в СМИ игрового информацион ного дискурса. В эпоху потребления аудитория ждет от журналистов необычной манеры подачи информации. Норма вышла из моды. Постмо дернистский дискурс принципиально ироничен. Этим можно объяснить обилие просторечной фразеологии и коллоквиализмов. Чтение газет «The Independent», «Finantial Times» и т.п. показывает, что даже качественная пресса охотно прибегает к слэнгу, который кратко можно определить как неформальный, нестандартный, нетехнический словарь, составлен ный гл. образом из новозвучащих (novelsounding) синонимов стандарт ных слов и фраз. Как известно, в современной науке о языке возникновение слэнга не случайно в ходе эволюции речи. Социолекты (социальные диалекты и жар гоны) — это «сословные языки», существующие в развитых национальных языках и образующие иерархическую систему, соответствующую социаль ной иерархии. Наиболее развитым, рафинированным является язык высше го сословия, фактически совпадающий с национальным литературным язы ком, а наименее развитыми, отклоняющимися от литературных и этических норм являются диалекты городских низов. Особенно ярко это проявляется
в английской национальной культуре. Газетножурнальный язык в России прошел в своем развитии несколько этапов: «пуританизм» эпохи сталиниз ма сменялся жаргонизированной речью времен хрущевской оттепели. Все общая демократизация, обусловившая поведенческие модели, не могла не сказаться на журналистской практике. Наряду с использованием особого «начальственного» стиля дискурса русской власти, интеллигенция стремит ся слиться с народом хотя бы в общем языковом пространстве и овладева ет «русским матерным», который не соответствует ее культурному уровню и социальному статусу (Л. Найдич. След на песке. Очерки о русском языко вом узусе. СПБ, 1995). Особо важной проблемой является арго в популярной (желтой)прессе. Нередки примеры употребления жаргона, нецензурной лексики как в рос сийской, так и в западной прессе. Читая такие издания, как «Экспрессгазе та», «Желтая газета», «Моё!», английские газеты «Sun», «Daily mirror», «Daily telegraph» и т.д., легко убедиться, что ненормативная лексика стала при вычной. Ориентируясь на невзыскательную публику, редакторы стараются быть накоротке с простым, необразованным читателем. Но если в Великобритании существует мощный этический канон, то в России разгул тюремной лексики считается естественным следствием об щей криминализации жизни. Криминальным жаргоном описывается не толь ко преступная среда, но и официальная политика и экономика, что говорит о проблеме не моральноэтичского, а когнитивного плана (познавательно го и обращающегося к практической деятельности). Следует также отме тить и невысокий уровень образованности многих наших ньюсмейкеров, поврежденность их нравственного чутья. Использование ненормативной лексики в желтых газетах часто связано с конъюнктурными соображения ми, т.к. это позволяет редакции надеятся на высокие тиражи (газета имеет шанс стать настольной для миллионов российских граждан). Также надо отметить, что в массовом сознании возрастает роль не рациональнопоня тийной, а эмоциональнообразной составляющей. Интуитивный характер восприятия подталкивает журналиста к опоре на подсознательный механизм читательского понимания текста. И слэнг явля ется мостом, мгновенно соединяющим явную экспрессию и информацион ную идею. Однако и качественная пресса, несмотря на более тщательную обработ ку лексики, вызывает тревогу изза обилия шаблонов и примелькавшихся слов. Это вызвано отчасти резко возросшим потоком информации, темпа ми обработки новостей. Понять это можно, но простить? Следует заду маться о создании Общественных советов по этике словоупотребления, об усилении правовой ответственности журналиста.
Е.Г. Сомова (КубГУ) ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|