Здавалка
Главная | Обратная связь

Методологические традиции



В изучении добровольчества можно выделить четыре методологические традиции. Первая традиция историческая– акцентирует внимание на становлении феномена добровольческого труда, его укорененности в религиозных ценностях и закономерностях развития общества. Вторая традиция может быть определена как социетальный подходи связана с выделением в обществе структурно-функциональных подсистем (секторов) и изучением функций труда в этих секторах. Третья традиция, представленная экономической социологией,фокусирует внимание на анализе деятельности независимого сектора, в котором используется волонтерский труд. Четвертая традиция представляет собой характерное для социологии труда исследование «добровольческого труда вообще» и простого процесса волонтерского труда на уровне организации.

Рассмотрим историческую традицию изучения добровольческого труда.Категория свободы является ключевой для понимания сущности добровольческого труда. Формирование его характера и специфики тесно связано с освобождением труда от всех видов принуждения: социального, экономического, административно-правового. В рабовладельческом обществе свободным считался труд социально свободных граждан, участвовавших в управлении государством, в отличие от труда рабов, который по сути оценивается как труд домашний. В средние века «труд в поте лица» считался проклятием человека за его первородный грех. Ф.Аквинский утверждал, что своим трудом человек может обеспечить только свое биологическое существование и не способен достигнуть высоких целей. Свободный труд свободных людей был идеалом социалистов-утопистов. По К.Марксу, свободным выступает труд – антипод таких исторических форм труда с внешним принуждением и отчуждением, как рабский, барщинный и наемный. Объективной основой освобождения труда является превращение человека в субъекта исторического процесса. Появление социально-свободного работника стало важнейшим условием формирования экономически свободного человека, личностная структура и поведение которого испытали определяющее влияние религиозной, в частности протестантской этики. Критическая масса таких индивидов, сохранивших религиозный дух протестантизма и сумевших соединить его с духом свободы, заложили основы гражданского общества в США, в основе которого, по мнению А. де Токвиля, лежала способность к самоорганизации первых поселенцев, на добровольных началах строивших школы, дороги, дома, решающих совместно проблемы сообщества. Религиозные ценности (труд как путь к спасению; высокий уровень социальной организации жизни как долг служения Богу, добрые дела как знак избранничества; готовность к обучению и принятию нового) в сочетании с гражданскими свободами стали основой современного добровольчества. Тем самым, феномен добровольческого труда заключается в свободе от социального, экономического и политического принуждения и бескорыстной направленности на решение проблем сообщества. В то же время было бы чрезмерным считать его полностью альтруистическим. История подтверждает наличие далеко не всегда бескорыстных мотивов волонтеров, по крайней мере, их части.

Добровольческий труд имеет свою традицию и в России. Он явился важнейшей характеристикой отечественной истории. Для крестьянских общин в России был характерен этот вид труда при решении общих проблем. Взаимопомощь, взаимоподдержка сделали крестьянскую общину одним из самых устойчивых институтов, влияние которого сохраняется и поныне. Наряду с общинными формами, общественное благодеяние в России обретало и другие формы, что нашло отражение в гражданских движениях, объединивших в своих рядах большое число известных и неизвестных активистов, нравственной потребностью которых была помощь ближнему. Один из известных примеров – безвозмездная деятельность представителей интеллигенции (учителей, врачей и т.д.) в сфере культуры – «хождение в народ». Другой пример: Московской городской Думой в 1894 г. учреждаются «Городские Попечительства о бедных», концепция которых разработана В.И. Герье. В «Русских Ведомостях» за 1895 г. приводятся его слова: «Без общего и дружного участия всех достаточных жителей столицы Попечительства не будут в состоянии справиться со своей задачей». После революции 1917 г. добровольный труд граждан в СССР был массовым в силу организационной его поддержки государственно-партийными структурами. Он рассматривался как предкоммунистический или даже коммунистический труд (субботники, добровольные дружины, тимуровское движение, просветительская деятельность и пр.). Однако добровольный труд не был полностью свободным для граждан общества этого периода, носил во многом идеологический и частично оплачиваемый характер.

Рассматривая традицию социетального анализа, нужно отметить, что в современной западной науке общепризнанной является социетальная модель, воспринятая и российской наукой, в соответствии с которой в обществе выделяют крупные подсистемы, сектора: государственный (его называют первым), рыночно-коммерческий (второй) и негосударственный некоммерческий (третий сектор). Основу этих секторов составляют как формальные, так и неформальные институты, ассоциации, осуществляющие организацию общественного труда. Особую роль в обосновании трехсекторной модели сыграл Ф. Хайек, который вслед за Р. Корнюэллем предложил использовать понятие «независимый», «третий» сектор. Он писал, что для здоровья общества исключительно важно, чтобы между коммерческим и государственным секторами существовал еще и третий, независимый сектор, который может взять на себя и эффективно выполнять задачи удовлетворения общественных нужд, обычно перелагаемых людьми на государство. Независимый сектор – единственная надежда избежать полного господства правительства над общественной жизнью. Что касается российских ученых, то ими третий сектор понимается как структурно-институциональная, организационная основа гражданского общества.

Таким образом, основными функциями добровольческого труда выступают:

- участие в формировании и развитии гражданского общества, трансляция социетальных ценностей, традиций; гражданская социализация отдельного индивида;

- интеграция общества через ассоциации граждан, создание социального капитала;

- кооперация усилий для защиты прав и интересов индивидов;

- самоуправление и коллективное решение проблем сообщества на основе социальных инноваций;

- поддержка незащищенных групп, их социальная адаптация;

- свободное самовыражение и социальное творчество людей.

Третья традиция связана с деятельностью института Дж. Хопкинса, проведшего исследования сначала в 22, а позднее в 36 странах. Для этого были выделены четыре ключевые переменные: расходы, занятость, количество добровольцев и доходы. Добровольчество рассматривалось как неоплачиваемая занятость. Такой подход реализуется в практике рынка труда развитых стран (особенно в периоды спада производства), где существуют бюро по найму добровольцев, с которыми оформляются контракты, а волонтерам оплачивают в 90% случаев проезд и в 50% - питание на рабочем месте (Великобритания). Работа волонтером по контракту в США зачитывается в трудовой стаж, причем в этом случае волонтеры должны быть не моложе 18 лет.

Еще одной традицией, связанной с проблематикой социологии труда, является рассмотрение сущности «труда вообще» и специфики определенного вида труда, анализ процесса труда в организации с выделением его основных элементов. Специфика труда добровольцев раскрывается на основе западных исследований. Например, Институт по изучению волонтерства (Великобритания) в 1993, а затем в 1998 г. исследовал проблемы управления в волонтерских организациях. Оказалось, что в обследованных организациях, имеющих должность специального координатора добровольческого труда (77% случаев), больше волонтеров, чем в организациях, не имеющих такой должности. Большинство организаций имеют системы для поддержки (94%), управления и соблюдения дисциплины волонтеров (74%), методики для оценки их работы (59%), управления взаимоотношениями между добровольцами (55%), направления их на новые задания (54%). Выявлена положительная динамика в совершенствовании организации труда добровольцев в сравнении с 1993 г.

Учеными было выявлено множество побуждений добровольческого труда. В кризисные периоды мотивом становится сохранение безопасности своей семьи и своего общества как среды жизни. В мирное время побуждения выступают на первый взгляд как бескорыстные, однако многие западные профессионалы все же признают, что добровольчество обычно мотивируется также личным интересом. Аспект личного интереса выступает как познание нового, самоактуализация личности и возможность доступа к более высокому статусу. Рассматривая бескорыстные и эгоистические аспекты добровольческого труда с позиций теории социального обмена Шафер считает: чтобы поддержать усилия добровольца, награда должна существовать и время от времени превышать или хотя бы быть наравне с трудовым вкладом. Однако исследования соотношения бескорыстных и эгоистических побуждений в действиях добровольца позволили это соотношение скорректировать степенью, до которой оправдывались ожидания добровольца (Роут); фазой усилия добровольца (Воленский). Например, социологическая оценка проекта так называемого Дружелюбного города (по размещению примерно 11 тыс. обездоленных детей Нью-Йорка в семьях добровольцев на период каникул летом 1979 г.) позволила выделить следующие этапы изменения побуждений добровольцев. 1 этап – высказывание намерения стать принимающим хозяином; мотивы бескорыстны. 2 этап – предварительное решение стать хозяином, возникает ожидание получения некого вознаграждения за труды. 3 этап – окончательное решение о приеме ребенка, анализ преимуществ и недостатков этого шага; жена обсуждает решение с мужем (93% случаев) и со своими детьми (53%), при этом личный интерес в 60% заключается в укреплении дружеских отношений в семье и возможности привнесения в семью другого стиля жизни. 4 этап – ребенок появляется в семье. 5 этап – принятие решения о том, брать ли ребенка на следующее лето, что зависит от того, насколько оправданы ожидания ребенка и хозяев-добровольцев.

Американские ученые А. Омото и М. Снайдер сгруппировали мотивы добровольцев на две основные группы. Главная из них связана с чувством морального или религиозного долга помогать другим. Это альтруисты, их волнуют проблемы ближних. Вторая группа – эгоцентристы. Они занимаются добровольчеством с целью извлечения какой-то пользы для себя. Эти основные мотивы не взаимоисключают друг друга, однако, какой-то из них является ведущим. Основное из вышесказанного можно свести к таблице 10.

Таблица 10.

Сравнение волонтерского труда с государственным и коммерческим трудом

 

Статус Государственный (первый сектор) Коммерческий (второй сектор) Добровольческий (третий сектор)
Субъект труда Госслужащий Собственник, наемный работник Доброволец
Цель труда Функционирование вверенной системы управления Максимум вознаграждения Решение социальной проблемы, удовлетворенность благополучателя
Субъект цели труда Субъект власти определенного уровня Собственник, работодатель Доброволец
Продукт труда Достижение плановых параметров системы управления Товар, услуга Благо
Режим труда Постоянно, 40-часовая рабочая неделя Постоянно, 40-часовая рабочая неделя Непостоянно, в форме акций
Мотивация труда Получение позиции в иерархии и связанных с ней благ на возмездном принципе Мотивы на возмездном принципе Мотивы на безвозмездном принципе
Организация труда Через государственные организации (формальные и неформальные практики) Через коммерческие организации, индивидуальное предпринимательство Через общественные организации либо самостоятельно
Трудовой стаж Трудовой договор определяет стаж для начисления пенсии госслужащего Трудовой договор определяет стаж для начисления пенсии работника В РФ не засчитывается в трудовой стаж (в отличие от западных стран)






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.