Здавалка
Главная | Обратная связь

Реквизиция имущества. Национализация имущества.



6. В отличие от принудительного выкупа имущества в виде санкции за ненадлежащее поведение собственника (ст. 241 и 242 ГК), установленное в ст. 243 ГК принудительное лишение собственника его имущества - реквизиция - осуществляется на ином основании. Им является публичный интерес, выражающийся в необходимости использования данного имущества в определенных критических ситуациях для общественной пользы. Так, в соответствии со статьей 12 Закона от 13 января 2003 г. "О военном положении"[43] на основании указа Президента Республики Беларусь о введении военного положения в период действия военного положения производится реквизиция у граждан и организаций в соответствии с законодательством Республики Беларусь транспортных средств и иного необходимого для нужд обороны имущества.

В этой связи устанавливаются следующие условия, при наличии которых допускается реквизиция: 1) возникновение стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер; 2) необходимость изъятия имущества у собственника в интересах общества для преодоления негативных последствий указанных выше чрезвычайных обстоятельств; 3) выплата собственнику стоимости имущества.

Порядок и условия реквизиции имущества должны быть установлены специальным законом. Реквизиция осуществляется по решению уполномоченных государственных органов, то есть в административном порядке. Однако оценка, по которой собственнику возмещается стоимость реализованного имущества, может быть оспорена в суде.

Реквизиция не является следствием противоправных действий собственника. В этой связи при отпадении общественной надобности в реквизированном имуществе при прекращении действия обстоятельств, в связи с которыми произведена реквизиция, бывший собственник вправе требовать ему возврата такого имущества. Данное требование предъявляется в судебном порядке.

Законодательными актами и международными договорами, в которых участвует Республики Беларусь, устанавливаются ограничения на возможность применения реквизиции или определяются повышенные, по сравнению с предусмотренными в комментируемой статье, меры защиты прав собственников в случае прекращения данного права на основании реквизиции. Так, в соответствии со ст. 21 Закона от 7 декабря 1998 г. “О свободных экономических зонах”[44] на территории свободной экономической зоны не допускаются принудительные национализация, реквизиция либо аналогичные по своему действию меры.

Согласно части второй ст. 11 Инвестиционного кодекса Республики Беларусь инвестиции не могут быть безвозмездно национализированы, реквизированы, к ним также не могут быть применены меры, равные указанным по последствиям. Национализация или реквизиция возможны лишь со своевременной и полной компенсацией стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией. Порядок и условия национализации и реквизиции, а также выплаты компенсации стоимости национализированного или реквизированного инвестиционного имущества и других убытков, причиняемых национализацией и реквизицией, устанавливается указанным Кодексом и законами Республики Беларусь.

Подписанной 28 марта 1997 г. в Москве и ратифицированной Законом Республики Беларусь от 11 ноября 1997 г.[45] Конвенцией о защите прав инвестора предусматривается, что инвестиции не подлежат национализации и не могут быть подвергнуты реквизиции, кроме исключительных случаев (стихийных бедствий, аварий, эпидемий, эпизоотий и иных обстоятельств, носящих чрезвычайный характер), предусмотренных национальным законодательством государств-участников данной Конвенции, когда эти меры принимаются в общественных интересах, предусмотренных Основным законом (конституцией) страны-реципиента. Национализация или реквизиция не могут быть осуществлены без выплаты инвестору адекватной компенсации.

В качестве примера можно также сослаться на ст. 5 Соглашения от 25 июля 1995 г. между Правительством Республики Беларусь и Правительством Итальянской Республики о содействии осуществлению и защите инвестиций (ратифицировано постановлением Верховного Совета Республики Беларусь от 17 октября 1996 г.[46], которая предусматривает в подобных случаях необходимость выплаты своевременной, адекватной и эффективной компенсации. Компенсация должна: определяться на основе реальных рыночных стоимостей на момент, непосредственно предшествовавший объявлению либо обнародованию решения о применении реквизиции, национализации или иных подобных мер; осуществляться в той валюте, в какой были осуществлены инвестиции иностранным инвестором; выплачиваться без необоснованной задержки и в любом случае в течение трех месяцев; включать проценты, рассчитанные на шестимесячной LIBOR основе с даты реквизиции, национализации или иных подобных мер и до даты платежа.

7. Национализация представляет собой принудительное обращение в государственную собственность имущества, находящегося в собственности физических и юридических лиц. Национализация с экономической стороны представляет собой процесс увеличения удельного веса государственной собственности. Причины применения национализации могут быть различными - экономическими, оборонными и т.д. Однако ст. 245 ГК установлены требования, обязательные для всех случаев национализации имущества:

1) национализация допускается только на основании принятого в соответствии с Конституцией Республики Беларусь закона о порядке и условиях национализации имущества;

2) со своевременной и полной компенсацией лицу, имущество которого национализировано, не только стоимости этого имущества, но и других причиняемых ему убытков.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.