Здавалка
Главная | Обратная связь

Принудительное отчуждение ветхих и пустующих домов в сельской местности.



5. Согласно ч. 3 ст. 101 ЖК, принудительное отчуждение у собственника жилых помещений допускается только по мотивам общественной необходимости, со своевременной и полной компенсацией стоимости отчуждаемых жилых помещений.

Гражданский кодекс Республики Беларусь не предусматривает в качестве основания прекращения права собственности принудительное отчуждение бесхозяйственно содержимого жилого помещения. Однако законодательство обязывает собственников жилых помещений соблюдать правила эксплуатации и ремонта жилых помещений и запрещает их необоснованное разрушение (ст. 9 ЖК, ст. 266 ГК). Поэтому по названному в ч. 3 ст. 101 ЖК основанию возможно принудительное отчуждение жилого помещения у собственника, не соблюдающего требования его эксплуатации, что грозит разрушением жилого помещения.

Указом Президента Республики Беларусь от 3 февраля 2006 г. № 70 "О мерах по упорядочению учета и сокращению количества пустующих и ветхих домов с хозяйственными и иными постройками в сельской местности"[42] предусмотрено прекращение права частной собственности на:

находящиеся в сельской местности жилые дома (за исключением жилых домов, отнесенных в соответствии с законодательством к категории служебных жилых помещений) с хозяйственными и иными постройками, в отношении которых по состоянию на 1 января 2007-го и каждого последующего календарного года имеются достоверные сведения о том, что в течение последних трех лет подряд лица, имеющие право пользования ими, проживают в них в совокупности менее одного месяца в календарном году (далее – непрерывно не проживают), и в отношении которых не представлены письменные уведомления о намерении использовать их для проживания (пустующие дома);

находящиеся в сельской местности жилые дома (за исключением жилых домов, отнесенных в соответствии с законодательством к категории служебных жилых помещений) с хозяйственными и иными постройками, в отношении которых по состоянию на 1 января 2007-го и каждого последующего календарного года имеются достоверные сведения о том, что данные дома содержатся бесхозяйственно, собственники их в течение последнего года не проживают в них и не принимают мер по приведению этих домов в надлежащее состояние, признанные в установленном законодательством порядке несоответствующими санитарно-техническим требованиям или непригодными для проживания (ветхие дома).

В частности, пустующий дом подлежит включению в регистр учета исполнительным комитетом базового уровня на основании заключения комиссии по обследованию состояния жилых домов (далее – комиссия) (п. 2, абз. 1, 3, 5, 6 п. 4 Указа № 70). Не позднее 6 месяцев со дня составления заключения (и после включения дома в регистр) областной исполнительный комитет либо по его поручению исполнительный комитет первичного или базового уровня обязан подать заявление в суд по месту нахождения пустующего дома для признания его бесхозяйным и передачи в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, а также об изъятии земельного участка, на котором расположен этот дом, если данный земельный участок принадлежит гражданину на праве частной собственности (п. 7 Указа № 70).

На основании решения суда о признании пустующего дома бесхозяйным организация по государственной регистрации недвижимого имущества осуществляет регистрацию прекращения права собственности на пустующий дом (абз. 4 п. 8 Указа № 70).

В целях предотвращения необоснованного прекращения права собственности на пустующие дома:

а) исполнительный комитет обязан поместить в государственных периодических печатных изданиях (областных и (или) районных газетах) и (или) в государственных местных радио - и (или) телепрограммах:

– сведения о пустующем жилом доме, подлежащем включению в регистр, в течение 3 месяцев с даты поступления заключения комиссии, но не позднее, чем за месяц до включения дома в регистр;

– сведения о предстоящей подаче в суд заявления о признании пустующего дома бесхозяйным и передаче его в собственность соответствующей административно-территориальной единицы – в течение 6 месяцев со дня составления заключения комиссии, но не позднее, чем за 2 месяца до направления заявления в суд (абз. 6 п. 4, абз. 1 п. 8 Указа № 70).

Сведения должны содержать предложение заинтересованным лицам в течение месяца с момента их опубликования (сведения о направлении заявления в суд – в течение 2 месяцев) об уведомлении исполнительного комитета первичного уровня по месту нахождения пустующего дома о намерении использовать его для проживания (абз. 12 п. 4 Положения о порядке опубликования сведений о пустующих жилых домах, подлежащих включению в регистр учета пустующих домов, находящихся в сельской местности, и сведений о предстоящей подаче в суд заявления о признании пустующего дома, движимого имущества, находящегося в нем, бесхозяйными и передаче их в собственность соответствующей административно-территориальной единицы, утвержденного постановлением Совета Министров от 27 апреля 2006 г. № 559);

б) собственнику пустующего дома предоставлена возможность произвести отчуждение такого дома до получения уведомления о подаче местным исполнительным и распорядительным органом заявления в суд (абз. 1 п. 11 Указа № 70);

в) Указ № 70 предусмотрено, что если в течение последних 3 лет подряд в домах непрерывно не проживают лица, имеющие право пользования ими, если это вызвано переводом данных лиц на работу в другую местность, нахождением их на военной службе, в служебной командировке, в медицинских учреждениях, лечебно-трудовых профилакториях, на обучении в учреждениях образования, отбыванием наказания в виде лишения или ограничения свободы, а также в иных случаях, определенных Президентом Республики Беларусь, то такие дома не подлежат включению в регистр (п. 5 Указа № 70).







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.