Здавалка
Главная | Обратная связь

Уточняющие члены предложения



Уточняющие обособленные члены предложения конкретизируют или поясняют значения разных членов предложения – главных и второстепенных. Чаще всего уточняются обстоятельства места и времени, особенно в тех случаях, когда они выражены местоименными наречиями: там, туда, оттуда, везде, всюду, тогда, потом.

 

К уточняющему обособленному члену можно поставить дополнительный вопрос: где именно? Когда именно? И т.п. Уточняющими членами предложения могут быть: обстоятельства места и времени; дополнения с предлогами кроме, помимо, сверх, вместо, исключая, за исключением, включая, наряду с, в отличие от, по сравнению; члены предложения, присоединяемые при помощи слов то есть, или, в том числе, например, в частности, главным образом, по имени по прозвищу, особенно, именно.

Прямая и косвенная речь

Прямая речь – это точная передача чужого высказывания. Однако чужое высказывание может быть передано не точно, а пересказано от себя, от лица говорящего. Такая форма передачи прямой речи называется косвенной речи. Чужая речь состоит из прямой и косвенной речи. Предложения с прямой речью состоят из двух частей: слов автор и собственно чужой речи. Косвенная речь имеет форму сложноподчиненного предложения. Слова автора указывают на наличие чужой речи, а также на того, кому она принадлежит. Нередко авторские слова могут пояснять, при каких условиях произнесена чужая речь, к кому она обращена, могут давать ей оценку.

Косвенная речь

Предложения с косвенной речью – это сложные предложения, состоящие из двух частей, где первая часть – слова автора, а вторая – косвенная речь. Обе части соединены союзами что, чтобы, будто, как будто, кто, какой, чей, как, где, куда, откуда, зачем, почему и др., частицей ли в роли союза. Перед ними всегда ставится запятая. В зависимости от вида предложения по цели высказывания употребляются разные союзы и союзные слова. В повествовательных предложениях употребляются союзы что и реже будто, в побудительных – чтобы, в вопросительных – сохраняются те вопросительные местоимения и наречия, которые были употреблены в прямой речи, или употребляется частица ли. В предложении с косвенной речью вопросительный знак, оформляющий прямую речь, не ставится. Обращения, междометия, частицы, имеющиеся в прямой речи, в косвенной речи опускаются. Местоимения и формы лица глаголов употребляются в зависимости от того, кто передает содержание прямой речи, а не от того, кому она принадлежит.

Диалог

Диалог – это вид прямой речи, представляющий собой разговор двух или более лиц. Диалог состоит из реплик. Реплика – это ответ или замечание одного собеседника на слова другого. Каждая реплика диалога, как правило, записывается с новой строки. Вместо кавычек перед репликой ставится тире.

Цитаты

Цитата – это дословная выдержка из какого-либо устного или письменного высказывания, приводимая для подтверждения или разъяснения своей мысли. Цитаты могут представлять собой прямую речь, сопровождаемую словами автора. При этом знаки препинания ставятся так же, как и в предложениях с прямой речью.

Репортаж

Репортаж – это живой рассказ очевидца, о каком либо событии общественной речи. Перед автором репортажа стоит задача рассказать о событии так, чтобы слушатели или читатели как бы увидели его на самом деле. «Репортаж – это глаза и уши читателя» - так сказал об этом жанре известный лингвист Г. Я. Солганик. У репортажа и информационной заметки общее содержание: и в том и в другом жанре сообщается о каком-либо общественно важном событии. Однако между ними имеется существенное различие: заметка лишь сообщает о событии как о совершившимся факте, репортаж – изображает событие как процесс. В информационной заметке автор сознательно «остается в тени», прямо не раскрывая своего отношения к событию. В репортаже, наоборот, личность автора всегда присутствует, его отношение к событию всегда проявляется.

Единых, обязательных для всех случаев правил построения репортажа нет: каждый автор пишет по-своему. Однако выделяют зачин – начало репортажа. Это может быть описание места действия, описание состояния окружающей среды и др. – все зависит от авторского замысла. Зачин может быть динамичным. Динамичным его делают различные односоставные предложение, безглагольные конструкции. Репортаж может начинаться с прямого обращения к читателям. Например: 1) Прохладное утро. Пахнет свежестью альпийских лугов. Через час мы начинаем восхождение… 2) Двенадцать часов дня. Мы на самой оживленной магистрали города. Непрерывным потоком движутся машины.

Центральная часть репортажа – рассказ о событии – обычно представляет собой тип речи повествование. Организуют повествовательный текст глаголы. Чаще всего они употребляются в форме настоящего времени, что создает впечатление «сиюминутности» происходящего. Используются также формы прошедшего времени совершенного вида, краткие страдательные причастия прошедшего времени и др. Выделяют в репортаже и концовку. Концовка чаще всего содержит оценку события, краткий вывод, к которому приходит автор и к которому он подводит читателя. В репортаже может быть рассказано не только о событии или каком-либо действии. Темой репортажа может стать экскурсия по городу: знакомство с историческими местами, архитектурными памятниками, музеями, парками и просто улицами. В этом случае ведущим типом речи будет описание.

Портретный очерк

Очерк – один из широко распространенных публицистических жанров. Его темой является общественно значимый факт. В нем рассказывается о конкретных событиях, о реально существующих людях. От очеркиста требуется глубокое знание того, о чем он собирается писать. Одним из видов очерка является портретный очерк. Его герой – человек высоких моральных качеств, человек, преобразующий жизнь, отдающий делу все свои силы, знание, опыт. В портретном очерке автор рассказывает не только о работе, но и о характере своего героя, его интересах и увлечениях, о его взаимоотношениях с другими людьми. В качестве начала очерка может быть использовано описание внешности героя, описание места действия, описание среды. Зачин может быть и повествовательным, если автор решил начать очерк с какого-либо эпизода, ярко характеризующего личность героя. Все зависит не только от писательской манеры, но и от тех задач, которые автор решает в своем очерке. Для изображения внешности предмета используется тип речи – описание предмета. В этой части очерка возможны разнообразные синтаксические конструкции: сказуемые – просты глагольные и составные именные; согласованные и несогласованные определения; сравнения – простые и неразвернутые. Часто встречаются портретные зарисовки, в которых употребляются обособленные определения, приложения, а также сложноподчиненные предложения с придаточными определительными.

Типы речи

1. Повествование

2. Описание – предмета, действия и состояния среды.

3. Рассуждение.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.