Здавалка
Главная | Обратная связь

Синтаксис и пунктуация



Синтаксис – это раздел науки о языке, в котором изучаются словосочетания и предложения, их строения. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

 

Чередование гласных и согласных в корне

Чередование гласных

-позд- -пазд- -коп- кап- -спор- -спар- -кос- -кас- -лож- -лаг- -рос- -раст- -ращ- -гор- -гар- -бер- -бир- -дер- -дир- -мер- -мир- -пер- пир- -тер- -тир- -блест- блещ- -блист- -стел- -стил- -сед- -сид-
опоздать – опаздывать копать – выкапывать спорить – оспаривать коснуться – касаться изложение – излагать росли – расту – выращивать загореть – загар соберу – собирать удеру – удирать замереть – замирать запереть – запирать затереть – затирать блестеть – блещет – блистать расстелить – расстилать седло – сидеть
о//а

 

 

река – речка казак – казачий – казацкий ухо – ушной снег – снежинка друг – дружеский – друзья свет – свеча – освещение обида – обижаться водитель – вожу – вождение указать – укажет просить – прошу
к//ч к//ч//ц х//ш г//ж г//ж//з т//ч//з д//ж д//ж//жд з//ж с//ш
е//и


 

т//щ ск//ст//щ ц//ч б//бл в//вл п//пл м//мл ф//фл
прекратить – прекращу блеск – блестеть – блещет огурец – огуречный любить – люблю ловить – ловлю купить – куплю сломить – сломлю графа – разграфлю  

 

 


Стили речи

Наши высказывания зависят от того, где мы говорим, с кем и зачем, то есть от речевой ситуации.

Речевая с кем говорим? 1. С одним человеком. 2. Со многими.

ситуация где? 1. В официальной обстановке. 2. В неофиц.

с какой целью?1. общение. 2 сообщение. 3. Воздействие.

В разных речевых ситуациях мы пользуемся разными стилями речи. Стили речи, их зависимость от речевой ситуации изучает наука стилистика.

Речь делится на разговорную и книжную. Разговорная речь используется в непринужденных беседах знакомых людей обычно в домашней обстановке (1 – 1, н/о). Книжная речь обращена ко многим людям, ко всем желающим знать о предмете речи. Она используется в книгах, газетах, на радио и телевидении, в официальных выступлениях и беседах(1 – много, о/о)

Книжная речь бывает художественная и научно-деловая. Это зависит от того, какую задачу решает автор. Научно-деловую речь используют в том случае, если нужно сообщить информацию, объяснить что-либо (задача – сообщение); художественную – если нужно нарисовать словами, изобразить картину, передать читателю свои чувства (задача речи – воздействие).

Речь 1. Разговорная 2. Книжная – научно-деловая и художественная, деловая и публицистическая.

Первое разделение зависит от условий общения (где? с кем?), второе – от задач (с какой целью?).

В художественном стиле речи используются конкретные слова, помогающие автору нарисовать картину; слова в переносном значении, создающие образ; эмоционально-оценочные слова, которые раскрывают отношение автора к тому, что он описывает.

Публицистический стиль речи применяется в общественно-политичекой сфере жизни. Он используется в газетах, журналах, в передачах радио и телевидения, в выступлениях на собраниях и митингах. Это стиль общественных деятелей, журналистов, писателей-публицистов. Это речь, обращенная ко всем людям. Задача публицистической речи – сообщить информацию о жизни страны, воздействовать на массы, сформировать определенное отношение к общественным делам, сформировать гражданскую позицию. Высказывание обычно бывает злободневным по тематике, ярким, страстным, призывным. Это – характерные черты публицистического стиля.

Для публицистического стиля характерны следующие языковые средства и приемы построения текста:

1. Сочетание в одном тексте разговорных средств, стандартных и экспрессивных выражений.

2. Широкое использование, помимо повествовательных предложений, побудительных, вопросительных, восклицательных.

3. Использования предложений с однородными членами.

4. Обратный порядок слов.

5. Параллельный способ связи предложений.

6. Экспрессивный повтор отдельных слов или синтаксических конструкций.

7. Расчленение предложения, оформление отдельных его частей как самостоятельных предложений.

8. Прямые обращения к собеседнику.

Одним из жанров публицистике является заметка в газету. В ней кратко сообщается, о каком-либо интересном факте или событии общественной жизни. Цель сообщения – привлечь внимание к жизни. Цель сообщения – привлечь внимание к жизни страны, человека в обществе.

Характеристика научного стиля

Научный стиль речи используется в научных трудах, в учебниках, в выступлениях на научные темы (лекциях, докладах). Задачи научного стиля речи – сообщить сведения, имеющие познавательный характер. Высказывание в научной речи обычно бывает: точным, доказательным. Обобщенным. Отношение автора в нем не передается.

Научно-деловая речь включает в себя речь двух стилей – научного и официально-делового. Это два стиля книжной речи. У них много общего, но различаются они задачами общения. Задача речи научного стиля состоит в том, чтобы сообщить сведения о мире, которые помогут его узнать и понять (сообщение + объяснение). Задача речи делового стиля состоит в том, чтобы сообщить сведения из практической жизни, которые помогут человеку что-то сделать (сообщение + инструкция).

Определение научного понятия. Существуют понятия. Понятия бывают более широкие – родовые и менее широкие – видовые. Видовые понятия входят в родовые. Например, родовое понятие часть речи включает в себя такие видовые понятия, как имя существительное, глагол, наречие и др.

Значение термина раскрывается в логическом определении. Например: Стилистика – наука, которая изучает стили речи. Рассмотрим, как строится логическое определение: 1. Называется термин – стилистика. 2. Указывается широкое понятие – наука. 3. Сообщается отличительный признак – которая изучает стили речи. Схема построения логического определения: Что – что, какой.

Деловой стиль речи используется в различных деловых бумагах, инструкциях, законодательных документах. Задачи делового стиля речи – сообщить сведения, имеющие практическое значение; дать точные указания, рекомендации. Высказывание в деловой речи обычно бывает: 1. Официальным. 2. Точным. 3. Бесстрастным.

В высказываниях делового стиля часто используются книжные, официальные слова и выражения (например: электропоезд, а не электричка и т.п.).

Словосочетание

Словосочетание – это сочетание слов, связанных между собой по смыслу и грамматически:

Яркий какой? Шарф, кататься на чем? коньках.

Словосочетание более точно, чем слово, называет предмет (ср.: лед – гладкий лед), характеризует действие (кататься – кататься на коньках), признак (гладкий – очень гладкий).

1. Словосочетание состоит из главного и зависимого слов. От главного слова к зависимого ставится вопрос. Например, в словосочетании синее море главное слово – море, зависимое – синее; синее какое? Море.

2. Грамматическая связь между словами в словосочетании выражается с помощью окончания зависимого слова или окончания и предлога. Например: солнечного какого? дня; жить где? у моря.

3. Неизменяемые слова (наречия) связываются в словосочетаниях с главным словом только по смыслу. Например: говорить как? громко.

Словосочетаниями не являются:

1) Сочетание подлежащего и сказуемого (грамматическая основа): Наступила осень.

2) Однородные члены предложения: Весело и радостно шумят весной зеленые листочки на деревьях.

3) Сочетание знаменательного и служебного слов: Ямщик сидит на облучке в тулупе, в красном кушаке.

В зависимости от того, какое слово является главным, все словосочетания делятся на глагольные (главное – глагол) и именные (главное – существительное или прилагательное).

Выделяют и наречные словосочетания. Главное слово в них выражается наречием: слишком громко, очень непонятно.

Словосочетание с глагольным словом именем существительным или именем прилагательным называется именным, с главным словом глаголом – глагольным.

Именные: ручка двери; от большого дома; бронзовый от загара.

Глагольные: читать книгу; читать быстро.

В словосочетании выделяются три типа подчинительной связи: согласование, управление, примыкание.

Согласование – это подчинительная связь, при которой зависимое слово согласуется с главным в роде, числе, падеже: старший брат, теплый дождь.

Управление – это подчинительная связь, при которой зависимое слово ставится в определенном падеже по отношению к главному.При этом зависимое слово выражается именем существительным или словом, его заменяющим: бежать к озеру, летел к нам, принять помощь.

Примыкание – это подчинительная связь, при которой слова связаны по смыслу, а в роли зависимого слова выступают неизменяемые слова (наречие, деепричастие, инфинитив): бежать быстро, говорить волнуясь, поздно ночью.

Порядок разбора словосочетания

1. Вычленить словосочетание из предложения.

2. Указать главное и зависимое слово.

3. Определить вид синтаксической связи (согласование, управление, примыкание).

4. Указать средства связи слов в словосочетании (окончание, предлог).

Самостоятельные части речи

Глагол

Глагол – это самостоятельная часть речи, которая обозначает действие или состояние предмета и отвечает на вопросы что делать? что сделать?

Приставка недо- в глаголах пишется слитно.

Вид глагола

1. Глаголы, которые отвечают на вопросы что делать? что делают? что делали? и т.д., являются глаголами несовершенного вида.

2. Глаголы, которые отвечают на вопросы что сделать? что сделают? что сделали? И т.д. являются глаголами совершенного вида.

3. Обычно глаголу одного вида соответствует глагол другого вида. Такую пару глаголов называют видовой парой, например: плыть (н. в.) – приплыть (сов. в.).

Суффиксы:– ыва, - ива и – ова, -ева в произношении не различаются: участвовать, опаздывать, советовать, рассказывать. Чтобы узнать, какой суффикс следует написать, глагол надо употребить в личной форме. Если суффикс в личной форме глагола сохраняется, пишем – ыва, - ива: заглядываю – заглядывал. Если суффикс в личной форме глагола не сохраняется, пишем – ова, - ева: обрадуюсь – обрадоваться, обрадовался.

Корни с чередованием букв е – и

1. Обычно безударный гласный в корне глагола обозначается той же буквой, что и ударный: облегчить – легче.

2. Однако есть корни, в которых в безударном положении пишется то буква и, то буква е: умирать – умереть, расстилать – расстелить.

3. В этих корнях буква и пишется только тогда, когда после корня идет суффикс а: бер бир, дер дира, мер мир, пер пира, тер тира, чет чита.

Инфинитив

1. Начальную форму глагола называют инфинитивом.

2. Глаголы несовершенного вида отвечают на вопрос что делать? Например: что делать? – писать (несов. Вид.); что сделать? написать (сов. в.). Именно в такой форме записываются глаголы в словарях.

3. В конце инфинитива после букв т и ч пишется ь. Он сохраняется и перед – ся. Например: строить – строиться, увидеть – увидеться, стричь – стричься.

 

Наклонение глагола

Наклонения существуют: изъявительного, сослагательного, повелительного.

Наклонение: изъявительное – означает, что действие происходит, происходило, будет происходить: пишу письмо – писал письмо – буду писать письмо; сослагательное наклонение – означает, что действие возможно произойдет при каком-либо условии или желательно: написал бы, прочитал бы; повелительное наклонение – означает, что действие просят или приказывают выполнить: напишите, пожалуйста, письмо.

Образование сослагательного наклонения. Формы сослагательного наклонения образуются в форме прошедшего времени и частицы бы. Частица бы пишется всегда отдельно от глагола и может находиться не только при глаголе, но и в любом другом месте предложения: читал бы ты побольше – побольше бы ты читал.

Образование повелительного наклонения. Формы повелительного наклонения образуются от основы настоящего времени с помощью суффикса – и или без суффикса. Нулевое окончание – показатель формы единственного числа, а окончание – те образует форму множественного числа.

Времена глагола

Глаголы изъявительного наклонения изменяются по временам. У глаголов несовершенного вида три времени: прошедшее, настоящее простое и будущее сложное (работал, работает, будет работать). У глаголов совершенного вида два времени: прошедшее и будущее простое (отработал, отработает). При образовании форм прошедшего времени используется суффикс л: видеть – видел – видела – видели, любить – любил – любила – любили. В некоторых случаях прошедшее время образуется по-особому: идти – шел, шла, нести – нес – несла, грести – греб – гребла.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.