Регулирование деятельности воздушного транспорта
Воздушный транспорт является одной из наиболее быстро и динамично развивающихся отраслей мирового хозяйства и с каждым годом занимает все более прочные позиции в общемировой транспортной системе. Сейчас в мире насчитывается более 1300 авиакомпаний. В среднем в год на авиарейсах перевозится около 1,5 млрд. человек. Международные воздушные сообщения обеспечивают сейчас свыше 470 перевозчиков, около 250 из них совершают международные регулярные авиарейсы. В обслуживании международных воздушных сообщений участвует свыше 1000 аэропортов мира, около 650 из них обслуживают международные регулярные авиапере-возки. Крупнейшими авиакомпаниями мира по количеству перевозок считаются: британская «British Airways». французская «Air France», американские «Delta Air lines», «Southwest Airlines», «American Airlines», «United», австра-лийская «Qantas», немецкая «Lufthansa», Крупной авиакомпанией считается «Аэрофлот — российские авиалинии». Однако в систему международного воздушного транспорта входят не только международные авиаперевозчики и аэропорты, но и государства, связанные международными воздушными линиями и обеспечивающие эти сообщения, а также международные организации в области воздушного транспорта, принимающие меры к обеспечению его эффективного функционирования и безопасности. Сеть международных перевозок в настоящее время охватывает все географические регионы - 190 государств мира. При осуществлении международных авиарейсов неизбежно пересечение самолетами границ воздушного пространства иностранных государств. Именно поэтому порядок осуществления воздушного сообщения между двумя странами определяется соответствующими межгосударственными соглашениями, предварительные переговоры о которых обычно проводятся с участием министерств иностранных дел, юстиции и транспорта соответ-ствующих стран и могут быть весьма продолжительными. Воздушное право носит комплексный характер, т. е. включает нормы, относящиеся к государственному, административному, гражданскому праву. Основанием объединения их в рамках воздушного права служат, с одной стороны, специфика, а с другой - единство регулируемых общественных отношений, связанных с воздухоплаванием. Воздушный кодекс является центральным нормативным актом в этой области. Существуют два вида воздушного права: • национальное (внутригосударственное) воздушное право.Оно определяется воздушным кодексом конкретного государства и является приоритетным для национальных авиакомпаний; • международное воздушное право,которое определяется межправи-тельственными соглашениями и многосторонними соглашениями в области воздушного права. Национальное воздушное правоустанавливает правовые основы исполь-зования воздушного пространства страны, а также нормы и требования по лицензированию авиаперевозчиков, работающих как на внутренних, так и на международных маршрутах. Основные принципы распространения действия национального воздушного права: 1. Национальное воздушное право действует не только на территории госу-дарства, но и за его пределами (на борту национальных авиационных судов, в национальных авиационных представительствах за рубежом) и в той мере, в какой это определено самим законом. 2. Национальное воздушное право регулирует полеты в воздушном простран-стве страны всех гражданских воздушных судов, включая иностранные. 3. Национальное воздушное законодательство распространяет свое действие на все виды летательных аппаратов. С ростом внутренних и международных авиаперевозок становится необхо-димым их национальное регулирование. Основными причинами являются обеспечение безопасности пассажиров, уменьшение шума и загрязнения окружающей среды. Все это требует контролирования авиаперевозок и наличия лицензии на этот вид деятельности. Кроме того, воздушный транспорт, как уже говорилось выше, оказывает большое влияние на экономику региона или страны. Поэтому многие правительства предпринимают определенные шаги для поощрения маршру-тов, которые приносят экономическую выгоду и сокращают услуги на тех маршрутах, которые не загружены с достаточной полнотой. Политика регулирования авиаперевозок предусматривает: поддержку конкуренции между авиакомпаниями, препятствование монопольному повышению тарифов на определенных маршрутах, поддержание доходности национальных флаг-перевозчиков — авиакомпаний первого эшелона. В России, например, национальным флаг-перевозчиком является авиакомпания «Аэрофлот - российские авиалинии». Среди нормативных документов Российской Федерации в области авиационного права основными являются: Воздушный кодекс Российской Федерации (от 1997 г., в редакции 2011 г.); федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополу-чателей» (от 2007 г.); федеральные авиационные правила «Сертифика-ционные требования к организациям, осуществляющим деятельность по организационному обеспечению полетов воздушных судов (ОООП)» (от 1999-2000 гг.); Инструкция о порядке проведения аккредитации представи-тельств иностранных авиакомпаний, фирм, учреждений и организаций, действующих в области гражданской авиации на территории Российской Федерации (от 1997 г.). Все полеты любого иностранного воздушного судна над территорий какого-либо государства подчинены полному и исключительному его суверенитету, т.е. полеты иностранных самолетов в воздушном пространстве, расположен-ном над сухопутной и водной территорией государства, включая его территориальные воды, могут осуществляться только с согласия данного государства. Международное воздушное право- совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами в сфере использования воздушного пространства с целью осуществления международного воздуш-ного сообщения и обеспечения его безопасности, а также устанавливающих режимов воздушных сообщений. Международные воздушные полеты выполняются в целях перевозки пассажиров, груза, почты и багажа по международным воздушным трассам. В рамках международного воздушного права можно условно выделить межправительственное и международное регулирование. Межправительственное регулирование - это регулирование воздушных маршрутов, основанное на соглашениях между правительствами соответст-вующих стран. Конкретные соглашения об авиасообщении между странами обычно определяют конкретное количество разрешенных маршрутов и пассажиро-мест, возможности для расширения объемов перевозок в будущем, а также правила аккредитации представительств зарубежных авиа-компаний и т. д. Соглашениями также могут определяться конкретные аэро-порты, использование которых разрешено самолетам другой страны. Межправительственное регулирование обусловлено наличием ряда специи-альных документов, заключенных странами, между которыми осуществля-ются авиаперевозки. Например, для России такими документами являются: Соглашение между Правительством РФ и Правительством Соединенных Штатов Америки о воздушном сообщении (от 1994 г., с изменениями от 1999 г.), Соглашение между Правительством РФ и Правительством государства Израиль о специальных мерах по обеспечению гражданской авиации (от 1997г.), Соглашение между Правительством РФ и Межгосударственным авиационным комитетом об условиях его пребывания на территории Российской Федерации (от 1995 г.) и т. п. Межправительственные соглашения о воздушном сообщении строятся на односторонней или многосторонней основе. Они определяют и содержат: 1. Основные условия, принципы организации и выполнения полетов между государствами. 2. Требования соблюдения равенства и взаимности сторон в установлении наиболее приемлемых условий для навигации, обеспечения аэродромами, техническими средствами, метеорологической информацией и т. д. 3. Коммерческие права. 4. Право на транзитные полеты в третьи страны. 5.Требования соблюдения законов и правил данного государства, освобож-дения от таможенных пошлин на отдельные виды продуктов (топливо, ликероводочные изделия и продукты питания для обслуживания экипажей и пассажиров). 6. Право на открытие представительств на территории другого государства. Эти соглашения касаются как регулярных полетов (по расписанию) и дополнительных рейсов, так и нерегулярных (эпизодических) – не коммер-ческих, специальных, технических, чартерных.
Полет воздушного судна с коммерческими целями — это полет и посадка воздушного судна: - в предусмотренный расписанием полетов или разовым разрешением пункт, до которого перевозчик имеет коммерческие права, вне зависимости от изменения коммерческой загрузки самолета; - в не предусмотренный расписанием или разовым разрешением пункт (запасной аэропорт) с изменением коммерческой загрузки без продолжения дальнейшего полета в пункт назначения согласно расписанию. Полет воздушного судна с некоммерческими целями — это полет и посадка воздушного судна: - в пункт, предусмотренный расписанием, но до/от которого перевозчик не имеет коммерческих прав (техническая посадка) и коммерческая загрузка самолета остается неизменной; - на запасной аэродром при условии, что коммерческая загрузка остается неизменной; - при полетах воздушных судов государственных ведомств, не имеющих на борту платной коммерческой загрузки; - при полетах поисково-спасательных судов; - при испытательных и тренировочных полетах; - вынужденные посадки судов по причине неисправности материальной части, в случае применения насилия или других причин, но при условии неизменности коммерческой загрузки. Посадка выполняется только в международных аэропортах, где есть таможня, карантинная и другие службы. В качестве запасных могут быть использованы только те аэродромы, которые выделены государством и перечислены в сборнике аэронавигационной информации. Выполнять посадку на них разрешается только в крайних случаях из-за метеоусловий или неисправности материальной части самолета. Полет над территорией иностранного государства должен выполняться согласно правилам и нормам, установленным этим государством.
Правила полетов над территорией государства включают: 1. Условия пересечения государственной границы. 2. Ширину воздушных трасс и высоту полета по ним. 3. Запретные и опасные зоны, зоны с особым режимом полетов и др. 4. Правила аэронавигации, связи и сигнализации. 5. Правила использования аэродромной сети. 6. Требования к полетной документации. 7. Нормы запаса топлива. 8. Систему счисления времени. Признание за воздушным судном государственной принадлежности является свидетельством того, что оно находится под юрисдикцией определенного государства и пользуется правами, предоставляемыми законами этого государства. Юридическим документом, удостоверяющим государственную принадлежность воздушного судна, является свидетельство о регистрации, которое выдается после внесения воздушного судна в государственный Реестр. При этом государство берет на себя следующие обязанности по организации международных полетов: 1. На каждом воздушном судне должны быть нанесены и отчетливо видны национальные и регистрационные знаки. 2. Воздушное судно не должно использоваться в целях, не совместимых с целями Чикагской конвенции. 3. Все воздушные суда должны соблюдать законы, правила и процедуры иностранных государств, регламентирующие международные полеты и перелеты. 4. Не перевозить на территорию или через нее никакого военного имущества без разрешения данного государства. 5. Признавать удостоверения о летной годности воздушных судов, свиде-тельства о полномочиях и правах, выданные или признанные действи-тельными другими государствами, в которых зарегистрированы воздушные суда, при условии, что требования, на основании которых они выданы или признаны действительными, равны или превышают мини-мальные требования стандартов Международной организации гражданской авиации (ICAO). 6. Предоставлять другим договаривающимся государствам или Совету ICAO в случае их запроса сведения, касающиеся регистрации или принадлежности воздушных судов, внесенных в Реестр государства. 7- Обеспечивать наличие на борту каждого воздушного судна, внесенного в государственный Реестр и выполняющего международный полет, всех необходимых документов. Международный полет может выполняться только при наличии на борту воздушного судна судовой и полетной документации.
Перечень судовой и полетной документации, необходимой для выполнения международного полета: 1. Свидетельство о государственной регистрации воздушного судна. 2. Удостоверение о годности воздушного судна к полетам. 3. Разрешение на бортовые радиостанции, находящиеся на воздушном судне. 4. Удостоверение о годности гражданского воздушного судна по шуму на местности. 5. Свидетельство эксплуатанта воздушной трассы. 6. Специальное положение по эксплуатации. 7. Лицензия на выполнение полетов по маршруту или видов работ (на эксплуатацию воздушной линии). 8. Страховые полисы на членов экипажа воздушного судна и ответствен-ности за причинение ущерба третьим лицам. 9. Форма донесения: об авиационном происшествии, инциденте, опасном сближении. 10. Загрузочная ведомость. 11. Генеральная декларация. 12. Пассажирский манифест. 13. Грузовой манифест. 14. Сертификат о дезинсектизации. 15. Бортовой журнал воздушного судна и санитарный бортовой журнал (для судна иностранного производства может быть на английском языке). 16. Руководство по летной эксплуатации воздушного судна (для судна иностранного производства может быть на английском языке). 17. Контрольные карты проверок. 18. Документы аэронавигационной информации (карты захода на посадку и аэронавигационные карты для использования членами экипажа, штурманский бортовой журнал, план полета и т. д.). 19. Руководство по производству полетов (включая справочник маршрутов) или часть его, касающаяся конкретного полета. 20. Задание на полет. 21. Папка с паспортами к магнитофонной ленте МСРП1, тренировочные (полетные) графики. 22. Справка о наработке воздушного судна и двигателей (эксплуатации). 23. Сборник рекомендаций для экипажа по неисправностям и действиям в особых случаях полета. 24. Каталог наиболее часто встречающихся технических дефектов, классификация поиска и устранения отказов и неисправностей на воздушном судне. 25. Требования на заправку горюче-смазочными материалами (ГСМ). Судовые документы, указанные в пунктах 5-8, 19, могут быть представлены в ксерокопиях. Судовые и полетные документы, указанные в пунктах 1-14, должны иметь копии на английском языке. При выполнении полетов по внутрироссийским воздушным линиям из судовой и полетной документации могут быть изъяты документы, указанные в пунктах 4, 9, 11-14.
Право регулярных полетовпредоставляется государством при заключении соглашения о международном воздушном сообщении, где указывается, с какой частотой и по каким договорным маршрутам и трассам будут осуществляться полеты. Предварительным планом полета для выполнения рейсов является расписание, согласованное обеими сторонами. Для выполнения конкретного рейса по расписанию требуется за 30 мин. до полета подать диспетчеру план полета (флайт-план) в двух экземплярах. Изменение расписания или введение дополнительных рейсов оформляются дополнительной договоренностью между государствами, если эта процедура не оговаривается в соглашении. В этом случае составляется предварительный план полета - заявка на выполнение полета в сроки, указанные в соглашении, но не позднее чем за 24 часа до вылета.
Право эпизодических полетовпредоставляется государством путем выдачи разовых разрешений на каждый полет. В соглашении обычно оговаривается процедура выполнения эпизодических полетов. Для выполнения такого полета через Министерство иностранных дел подается заявка в установленной форме послам тех стран, где находятся запасные аэродромы и над территорией которых будет проходить полет (пролет) или производиться посадка. Заявки подаются в сроки, указанные в соглашении. Получение разрешения на полет от диспетчерской службы является основанием для его выполнения, а также свидетельством предварительного разрешения полета государством. Данная система обслуживания воздушного движения распространяется только на гражданские воздушные суда. Полеты государственных воздушных судов (военных, полицейских, таможенных и др.) выполняются по международным линиям только по специальному разрешению. При полетах над открытым моремдействует принцип свободы полетов, в соответствии с которым воздушные суда всех государств (прибрежных и неприбрежных) вправе свободно совершать полеты над открытым морем. Все государства в отношении воздушного пространства над открытым морем имеют право: 1.Беспрепятственно осуществлять полеты и гражданских, и военных воздушных судов. 2.Осуществлять юрисдикцию над воздушными судами и экипажами. 3. Применять аэронавигационные средства. 4.Наблюдать с воздушных судов за обстановкой в море в военных, промысловых и научно-исследовательских интересах. 5.Преследовать иностранные торговые суда в открытом морс за нарушение законов и правил прибрежного государства. 6.Привлекать воздушные суда для борьбы с пиратством и работорговлей. При этом государства обязаны: Соблюдать правила полетов, установленные ICAO. Предотвращать загрязнение окружающей среды. Предотвращать инциденты в открытом море. Оказывать помощь терпящим бедствие кораблям и воздушным судам. Не допускать полетов военных и гражданских ВС без опознавательных и регистрационных знаков. Воздерживаться от угрозы применения силы. Полеты в воздушном пространстве над открытым морем осуществляются в строгом соответствии со стандартами ICAO. Выполнение международных соглашений о воздушном сообщении доверя-ется национальным авиакомпаниям. Им выдается лицензия на эксплуатацию международной воздушной трассы, на основании которой авиакомпания размещает свои представительства в сотрудничающих странах.
Представительство национальной авиакомпаниивыражает ее интересы перед учреждениями, органами и предприятиями страны пребывания и выполняет следующие функции: • осуществляет непосредственные связи с авиационными, авиатранспорт-ными, туристскими, торговыми и другими организациями и предприятиями страны пребывания для обеспечения коммерческого, технического и другого обслуживания воздушных судов своей и сотрудничающих с ней авиаком-паний; • контролирует безопасность и регулярность полетов своих воздушных судов, качество их обслуживания; • обеспечивает экипажи своих воздушных судов питанием, ночлегом и транспортом; • готовит экипажи своих воздушных судов к вылету, графики вылета и прилета, выполняет загрузочные и центровочные расчеты и производит загрузку; • организует и ведет коммерческую и рекламную деятельность; • решает спорные вопросы с представителями учреждений и организаций страны пребывания. Предполетная подготовка в иностранных аэропортах и прохождение экипажами воздушных судов иммиграционного и таможенного контроля осуществляются в присутствии представителя авиакомпании, который должен прибыть в аэропорт за 1-1,5. часа до посадки воздушного судна этой авиакомпании, а при вылете - за 2 часа для организации приема и выпуска судна. Представители авиакомпаний обязаны своевременно обеспечивать экипажи судов метеорологической информацией и полетной документацией в установленном объеме.
Международное регулирование - это установление правил эксплуатации и тарифов на регулярные авиарейсы взаимным договором между участвую-щими авиакомпаниями разных стран при посредничестве Международной ассоциации воздушного транспорта (IATA) или третьего лица. Основой международного регулирования служат базовые международные соглашения (конвенции), принятые еще в первой половине XX в: Принципы и нормы, используемые для регулирования воздухоплавания, получили закрепление в Международной (Парижской) конвенции о воздуш-ных передвижениях 1919 г., Варшавской конвенции об унификации некото-рых правил, касающихся международных воздушных перевозок, 1929 г., Чикагской конвенции о международной гражданской авиации 1944 г., Конвенции ООН по морскому праву 1982 г., Токийской конвенции о престу-плениях и некоторых других действиях на борту воздушного судна 1963 г., Гаагской конвенции о борьбе с незаконным захватом воздушных судов 1970 г., Монреальской конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации, 1971 г. Тому же вопросу посвя-щены заключенные в 1933 г. Римские конвенции о правилах предупреди-тельного ареста воздушного судна и об ущербе, причиненном воздушным судном третьим лицам на поверхности (ныне действует в редакции 1952 г.), а также Брюссельская конвенция 1938 г. об унификации некоторых правил относительно оказания помощи воздушным судам и их спасания или помощи и спасания посредством воздушных судов на море.
Кроме того, основой современного международного воздушного права являются: • Гаагский протокол 1955 г., дополнивший Варшавскую конвенцию; • Гвадалахарская конвенция 1961 г., которая дает право осуществлять перевозки на арендуемых воздушных судах; • Женевская конвенция 1948 г.касается международного признания прав в отношении воздушных судов. Она разработана для обеспечения признания на международной основе права собственности и других прав в отношении воздушных судов с тем, чтобы при пересечении воздушным судном государ-ственной границы интересы носителя таких прав были бы защищены; • Римская конвенция 1952 г.касается причинения иностранным воздушным судном ущерба третьей стороне на поверхности земли. Конвенция включает принцип исключительной ответственности эксплуатанта воздушного судна за ущерб, причиненный третьей стороне на поверхности, но устанавливает ограничения суммы компенсации. Она также предусматривает обязательное признание и исполнение решений иностранных судебных инстанций. Дипломатическая конференция 1978 г. дополнила Римскую конвенцию Мон-реальским протоколом, который упростил Конвенцию и установил пределы ответственности; • Бермудское соглашение 1946г (Bermuda agreement)по трансатлантическим рейсам послужило моделью для заключения между двумя странами (США и Великобританией) двустороннего соглашения (bilateral agreement) о воздуш-ном сообщении, которое имеет приоритетное значение в регулировании международной воздушной перевозки. Двусторонние соглашение о воздушном сообщении подписываются двумя участниками (signed between two participants) с одинаковой выгодой для двух договаривающихся государств (equal profit for two contracting states) и предусматривают: - правила выполнения полетов (flight's rules); - обеспечение безопасности полетов (safety); - сохранность ВС и персонала (aircraft, personnel); - назначение одной (single designation) или нескольких (multiple designation) авиакомпаний на договорные линии; - коммерческие права, предоставляемые каждой стороне (commercial rights); - частоту полетов (capacity of services); - провозные емкости воздушного судна (aircraft version); - характер коммерческой загрузки (what kind of traffic may be carried); - пары городов (city - to - city pairs), между которыми перевозится коммерческая загрузка; - получение лицензии авиакомпанией на выполнение регулярных полетов (government's license); - согласование и контроль тарифов на воздушную перевозку (controlling air carrier fare), которые должны утверждаться государственными органами; - виды наземного обслуживания (ground handling) в зарубежных аэропортах. В 1977 г. Бермудское соглашение было пересмотрено и ратифицировано в 1980 г. Новое соглашение 1986 г. расширило фактическую нагрузку на маршруты через Атлантику, ограниченную двумя британскими и двумя американскими перевозчиками. Одним из первых правовых документов в области международной граждан-ской авиации явилась Варшавская «Конвенция для унификации некоторых правил, касающихся международных воздушных перевозок», принятая в 1929 г. В этом нормативном акте даны: - определение международной воздушной перевозки; - порядок осуществления перевозок пассажиров и багажа авиаперевозчиками по воздушному пространству; - основные перевозочные документы, подтверждающие договор на пере-возку; - порядок ответственности перевозчика; - порядок присоединения государств к участию в настоящей конвенции. Впоследствии Варшавская конвенция нашла развитие в дополнениях и изменениях, внесенных Гаагским протоколом 1955 г., Гватемальским прото-колом 1971 г. и Монреальским протоколом 1975 г. Важным пунктом Варшавской конвенции является пункт об ответственности перевозчика за смерть или нанесение ущерба здоровью пассажира и за утрату и повреждение багажа. Согласно этому документу, ответственность перевоз-чика за жизнь и здоровье пассажиров на международных рейсах в большинстве случаев ограничивается суммой 100 тыс. долларов США. Ответственность за утрату и повреждение багажа для большинства международных перевозок (включая внутренние отрезки международной перевозки) ограничивается суммой 20$ США за килограмм зарегистриро-ванного багажа и 400 $ США за незарегистрированный багаж в отношении каждого пассажира. В 1971 и 1975 гг. было разработано и подписано ряд документов международ ного воздушного права, целью которых было увеличение пределов ответ-ственности перевозчика, независимой от его вины, введение в качестве расчетной единицы Специальных Прав Заимствования (СПЗ) – расчетной единицы МВФ и т.п. Российская Федерация в них не участвует. 4 ноября 2003 г. вступила в силу Монреальская конвенция, (заключенная под эгидой ICAO в 1999 г.), которая отменила лимиты, установленные Варшав-ской конвенцией по выплатам пострадавшим в авиакатастрофе и их родственникам. Более того, эта конвенция ввела двухуровневую систему ответственности. На первом уровне, сразу же после наступления страхового случая, авиакомпания (или ее страховщик) должна выплатить около 135000 S США каждому пострадавшему — даже если вина перевозчика не доказана. Если же авиакомпания будет признана виновной в происшествии, наступит второй уровень ответственности, при котором сумма выплат ущерба вообще не ограничивается. Увеличена также ответственность перевозчика за багаж пассажиров. Официально Россия не присоединилась к новому документу, поэтому в нашей стране при реализации международных авиаперевозок пока действует Варшавская конвенция. Тем не менее некоторые перевозчики, особенно частные, уже начали увеличивать свои расходные статьи в соответствии с новыми веяниями международных стандартов. Естествен-но, что позволить себе это в состоянии только стабильные и крупные авиакомпании, которые могут предоставлять большие гарантии и страхующие самолеты на суммы 750 млн — 1 млрд $ США (за такие деньги возмещение может быть более чем достаточным). Остальные компании будут ждать правительственных решений. Многие эксперты полагают, что присоединение России к конвенции — дело времени. Затягивание данного процесса будет способствовать потере позиции отечественных авиакомпаний на международном рынке. Российские граждане могут переметнуться к иностранным перевозчикам, которые за неприятности на борту заплатят приличные деньги. Кроме того, поскольку международные полеты требуют соблюдения принятых международных нормативов, авиационные администрации стран, подписавших конвенцию, имеют право не пускать на свою территорию самолеты из государств, не подписавших пока еще данный документ. Аналогичные события имели место в ситуации, связанной с ограничением по шумам: страны, принявшие меж-дународные стандарты, ограничивающие полеты шумных самолетов, показали, что не намерены вникать в экономиическое положение России, и уж тем более под него подстраиваться. Следует отметить, что только шестая часть из 190 государств-членов IСАО к моменту вступления в силу Монреальской конвенции ратифицировала ее, поэтому Россия в принципе не оказалась в одиночестве. Новые правила не будут действовать также и на территории большинства европейских стран до ратификации данного документа их правительствами, поскольку принятие конвенции является исключительно прерогативой правительства той или иной страны. Другим важным документом международного воздушного права в области регулярного воздушного сообщения является Чикагская Конвенция о международной гражданской авиации» 1944 г в дискуссии по принятию которой принимали участие 80 стран, содержит соглашение по стандартизации миграционных процедур, воздушного сервиса на авиалиниях между странами. В ходе принятия этой конвенции были достигнуты два важных результата: 1) образована Международная организация гражданской авиации (ICAO); 2) установлена 5 принципов «свобод воздуха» В большинстве стран мира при заключении межправительственных соглаше-ний придерживаются принципов, определенных Чикагской конвенцией: Принцип 1. Право одной страны на пролет ее самолетов через воздушное пространство другой страны без посадки. Принцип 2.Право самолетов одной страны садиться в аэропортах другой страны для заправки, смены экипажей и других технических целей. Принцип 3. Право одной страны на посадку ее самолетов в другой стране для высадки пассажиров и выгрузки почты и грузов, принятых на борт в стране отправления. Принцип 4.Право одной страны принимать на борт своих самолетов на территории другой страны пассажиров, почту и грузы, направляющиеся в первую страну. Принцип 5.Право одной страны принимать на борт своих самолетов в другой стране пассажиров, направляющихся в третью страну, а также грузы и почту или высаживать пассажиров, выгружать грузы, почту из таковой третьей страны. Принцип 6 (Дополнение к Чикагской конвенции). Право самолетов одной страны совершать полеты между другими странами с короткими останов-ками в родной стране. Эти принципы были приняты для обеспечения основы двусторонних соглашений между странами. В то время как часть стран выразила удовлет-ворение политикой «открытого неба» в регулировании воздушного движе-ния, большинство их потребовало контроля над ним. В Чикагском соглашении о пяти «свободах воздуха», которое вполне могло бы стать правовой основой либерализации международных воздушных сообщений на многостороннем уровне, участвуют всего лишь 11 государств 23, к числу которых не относятся государства, имеющие развитый воздуш-ный транспорт и богатый национальный рынок авиаперевозок (например, США, Великобритания, Франция, ФРГ). Международное транзитное соглашение по воздушным услугам,которое подписали более 110 государств, обеспечивает действие первых двух принципов, хотя при этом к нему не присоединились государства, чья территория имеет важное значение для транзитных пролетов (например, Бразилия, Канада, Российская Федерация), в то время как остальные принципы предписывает для взаимного согласования в индивидуальных двусторонних соглашениях между странами. В соглашении было оговорено не регулировать чартерные перевозки, разрешая странам применять индивидуальное регулирование и условия, по которым они принимают и обслуживают чартерные рейсы. Несмотря на декларируемые выше права и принципы, на практике ситуация обычно такова, что беспосадочные рейсы, осуществляемые авиакомпанией конкретной страны, начинаются или заканчиваются на территории этой страны. Из этого, в частности, следует, что нельзя напрямую лететь из Москвы в Нью-Йорк рейсом компании «Lufthanza». Другое дело, что самолеты и «Lufthanza», и «Finnair», и «Air France» летают в Нью-Йорк с пересадкой на территории своих стран, но это уже не беспосадочные рейсы. Позднее эти принципы были расширены правом осуществлять перевозки пассажиров, почты и грузов между партнером по Соглашению и третьей стороной в обоих направлениях через свою территорию или по воздушной линии, не проходящей над территорией своей страны, а также правом осуществлять перевозки пассажиров и грузов по внутренним линиям другой страны — участницы Соглашения. Несмотря на то, что принятые Чикагской конвенцией права государств по осуществлению международных полетов на практике ограничиваются некоторыми рамками, они создают необходимые условия для осуществления воздушных сообщений между государствами, обеспечивают безопасность полетов, а также способствуют благоприятным отношениям между странами и развитию туризма. В ноябре 2011г было принято очень важное решение Правительством РФ, что любые иностранные авиакомпании, которые захотят летать без ограничений через Владивосток, должны будут обратиться в аэропорт и к своим авиационным властям за разрешением. После этого авиационные власти иностранного государства обращаются к российским авиавластям, которые в свою очередь могут потребовать взамен осуществления рейсов для авиакомпаний РФ на территорию страны иностранного авиаперевозчика. Ранее иностранные авиакомпании могли летать в РФ только в рамках существующих межправительственных соглашений и совершать промежуточную посадку на территории РФ только для дозаправки. Полеты «по пятой свободе воздуха» означают, что авиакомпании получают возможности совершать во время транзитной остановки во Владивостоке любые операции, в том числе высаживать и брать на борт пассажиров. Другим примером, свидетельствующим, что регулирование международных воздушных сообщений на глобальной многосторонней основе пока не вызывает особого энтузиазма у большинства государств, является весьма безуспешная попытка распространить действие Генерального соглашения по торговле услугами (ГАТС) на воздушные перевозки. Таким образом, на наш взгляд, вышеприведенные примеры отчетливо демонстрируют бесперспективность достижения в ближайшем будущем глобального многостороннего соглашения, регулирующего международные воздушные сообщения. • Кейптауанская конвенция 2001г.» Конвенция о международных гарантиях в отношении подвижного оборудования (планеры воздушных судов, авиадви-гатели и ветолеты)» – целью является унификация правил приоб-ретения и использования подвижного оборудования, имеющего большую ценность или особое экономическое значение, и оказание содействие в финансировании приобретения такого оборудования. Конвенция признает преимушество лизинга и обеспеченного активами финансирования и устанавливает четкие правила регулирования таких сделок. Конвенция и Протокол имеет связь с другими конвенциями, в частности с «Женевской конвенцией 1948 года о международном признании прав на воздушные судна» Для регулирования деятельности в мировом воздушном пространствебыли созданы несколько международных организаций, целью которых стала разработка основных стратегических направлений в развитии междуна-родного авиационного сообщения.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|