СТРУКТУРА ПЕРСОНАЛА БИБЛИОТЕКИ
Администрация библиотеки должна обеспечить наличие достаточного количества работников, обладающих специальными знаниями для выполнения различных функциональных обязанностей. Профессионально-квалификационная структура библиотеки представляет собой распределение работников по выполняемым ими функциям, организационному и квалификационно-должностному признаку. Разделение труда предполагает разграничение деятельности в процессе совместного труда, выделение и образование специализированных подразделений, отдельных исполнителей для выполнения однородных работ. Существуют три формы разделения труда: технологическая, функциональная, профессионально- Содержание и методы подбора персонала___________________________ 247 квалификационная. В библиотеках ведущей формой разделения труда является функциональная, которая обусловливает развитие технологической и профессионально-квалификационной структур. Функциональное разделение труда связано с созданием структурных подразделений и служб, специализированных на выполнении различных функций: по комплектованию фондов; по описанию произведений печати, организации каталогов, систематизации и предметизации; по организации и хранению библиотечных фондов; по библиотечно-библиографическому обслуживанию читателей; в области научно-исследовательской и научно-методической деятельности; в области механизации и автоматизации библиотечных процессов и др. Профессионально-квалификационное разделение труда основывается на распределении обязанностей и разграничении ответственности между работниками с учетом занимаемой должности, степени сложности поручаемых работ, необходимой для этого квалификации. Такое разделение труда регламентируется «Тарифно-квалификационными характеристиками». В библиотеках установлены следующие квалификационные категории: помощник библиотекаря ( технический исполнитель); библиотекарь средней квалификации; библиотекарь (библиограф) высшей квалификации. Данные квалификационные категории, а также характер и объем работы, виды и направления деятельности в библиотеке используются при формировании должностей. В библиотеке могут быть должности специалистов и главных специалистов — заместитель директора, методист, инженер, специалист по внешним связям и др. Эти должности вводятся для выполнения особо сложных, многопрофильных работ, требующих наряду с высокой квалификацией особых личностных свойств. Штаты библиотеки утверждает директор в пределах выделенных ассигнований. Нормативная (явочная) численность работников может быть рассчитана в соответствии с «методикой расчета численности работников библиотеки». СОДЕРЖАНИЕ И МЕТОДЫ ПОДБОРА ПЕРСОНАЛА Содержание и методы подбора персонала библиотеки являются важным элементом управления персоналом и определяются ее организационной культурой, типом кадровой политики, технологиями и методами управления. Для привлечения в библиотеку ответственных, работоспособных и высококвалифицированных специалистов, обеспечивающих конкурентные преимущества на рынке библиотечно-информационных услуг за счет уникальности человеческого потенциала учреждений, необходима сильная корпоративная культура. Обновление и постоянная адаптация 248_________________________ Управление библиотечным персоналом корпоративной культуры к динамичным условиям внешней среды позволяет библиотеке не только создавать высокую репутацию и привлекательный имидж, но и притягивать высококвалифицированных работников. Существующая в библиотеках корпоративная культура — сложный комплекс предположений, принимаемых всеми членами коллектива и задающих общие рамки поведения, является оригинальным сочетанием исторических типов организационных культур (органической, предпринимательской, бюрократической, партиципативной). Современные руководители библиотек рассматривают культуру своей организации как стратегический инструмент, позволяющий подбирать персонал, ориентированный на общие цели, способный к инициативному, инновационному поведению, эффективной внутренней и внешней коммуникации. Корпоративная культура в качестве одной из целей подбора персонала составляет его наиболее общее, смысловое и ценностное содержание. Конкретизация корпоративной культуры и соответствующего ей содержания подбора персонала связана с типом кадровой политики. В соответствии с уровнем осознанности правил и норм, лежащих в основе кадровых мероприятий, выделяются следующие типы кадровой политики, определяющие содержание подбора персонала: пассивная, реактивная, превентивная, активная. В ситуации пассивной кадровой политики руководство библиотеки осуществляет подбор персонала в режиме экстренного реагирования на конкретные ситуации, вызывающие необходимость найма работников. Реактивная кадровая политика основывается на контроле и диагностике состояния работы с персоналом (уровень конфликтности, соответствие уровня квалификации задачам организации, уровень мотивации и др.). Подбор персонала осуществляется на основе предварительного анализа каждой конкретной ситуации. Подбор персонала при превентивной кадровой политике основывается на прогнозе кадровой ситуации библиотеки как части программы ее развития. Прием новых работников осуществляется в соответствии с количественной и качественной оценкой потребностей в персонале и закрепляется в целевой кадровой программе библиотеки, содержащей краткосрочный и среднесрочный прогнозы потребности в кадрах (как качественный, так и количественный), сформулированные задачи развития персонала. Если руководство библиотеки имеет не только прогноз, но и средства воздействия на ситуацию, способно разрабатывать меры по предупреждению кризисных кадровых ситуаций, осуществляет подбор кадров на основе мониторинга и целевой программы работы с кадрами, то такая кадровая политика может быть определена как активная. Другим основанием для дифференциации политики подбора персонала является ориентация на собственный или внешний персонал. Содержание и методы подбора персонала Открытая политика подбора персонала библиотеки характеризуется тем, что организация прозрачна для потенциальных сотрудников на любом уровне: можно прийти и начать работать как с низовой должности, так и с должности на уровне высшего руководства. Библиотека готова принять на работу любого специалиста, если он обладает соответствующей квалификацией, без учета опыта работы в этой или родственной ей организациях. Достоинства открытой политики подбора персонала связаны с возможностью использования в деятельности библиотеки новых организационных и технологических подходов, инновационных воздействий со стороны новых сотрудников; недостатки — с затруднениями возможностей роста, профессиональной и должностной адаптации персонала. Закрытая политика подбора персонала характеризуется тем, что библиотека ориентируется на включение нового персонала только с низшего должностного уровня, а замещение происходит только из числа сотрудников библиотеки. Такой тип подбора персонала ориентирован на сохранение в библиотеке корпоративной атмосферы, формирования особого духа причастности. Преимущества закрытой политики подбора персонала — в эффективной адаптации сотрудников за счет института «наставников», высокой сплоченности коллектива, сохранении традиций профессионального сообщества, в возможности планирования карьеры, в удовлетворении потребностей в стабильности, безопасности, социальной защищенности. Основной недостаток — необходимость специального инициирования инновационного поведения, поддержания чувства индивидуальной ответственности за качество работы. Непосредственное содержание подбора персонала обусловливается организационной, должностной, профессионально-квалификационной структурой персонала библиотеки и технологией управления персоналом. Содержание подбора персонала включает: оценку потребности в персонале, определение источников замещения вакансий. Оценка потребности в персонале может носить количественный и качественный характер. Количественная оценка потребности в персонале основывается на анализе предполагаемых организационных изменений, планируемых должностных перемещений, квалификационного роста сотрудников, изменений технологии библиотечно-информационной деятельности, а также с учетом естественного выбытия работников. Качественная оценка потребности в персонале — более сложный вид прогноза, поскольку вслед за анализом, аналогичным для целей количественной оценки, необходимо учесть ценностные ориентации сотрудников, уровень образования и культуры, профессиональные навыки и умения персонала, который необходим библиотеке. Особую сложность представляет оценка потребности в управленческом персонале. В этом случае необходимо 250_________________________ Управление библиотечным персоналом учесть, как минимум, возможности персонала определять рациональные оперативные и стратегические цели деятельности библиотеки и осуществлять формирование оптимальных управленческих решений, обеспечивающих достижение этих целей. На определение источников замещения вакансий влияют факторы внешней и внутренней среды. К факторам внешней среды относятся: законодательные ограничения использования рабочей силы (законодательство о труде несовершеннолетних, беременных женщин, одиноких матерей, матерей, имеющих малолетних детей, квотирование рабочих мест для молодых специалистов и другие законодательные акты о труде), ситуация на рынке рабочей силы, состав рабочей силы на рынке труда. К факторам внутренней среды относятся: корпоративная культура и кадровая политика, принципы работы с персоналом (например, принципы должностного продвижения работников), имидж библиотеки как места работы, условия труда и уровень зарплаты и др. Определенность содержания подбора персонала перечисленными типами кадровой политики означает необходимость внутреннего «кадрового аудита», оценки направлений деятельности библиотеки по отношению к персоналу. В соответствии с содержанием и целями подбора персонала, использованием различных источников замещения вакансий применяются разнообразные методы, основное назначение которых — обеспечить объективную, надежную и достоверную оценку возможностей кандидата для работы на соответствующей должности. Замещению вакантной должности руководителя или специалиста предшествуют: • разработка требований к должности, конкретных представлений о функциональных обязанностях, которые работник должен будет выполнять; наиболее полно требования к должности закрепляются в должностной инструкции (если должностная инструкция отсутствует, руководителю следует иметь четкое представление о требованиях, которым должны соответствовать кандидаты на должность); • поиск претендентов (задача — привлечь как можно больше кандидатов, отвечающих минимальным требованиям). Как правило, до принятия библиотекой решения о приеме на работу кандидат должен пройти ряд ступеней отбора. 1. Предварительная отборочная беседа может проводиться на будущем месте работы. В ходе беседы оценивается уровень образования претендента, внешний вид, определяющие личностные качества. Содержание и методы подбора персонала___________________________ 251 2. Претенденты, успешно прошедшие предварительную беседу, заполняют специальный бланк заявления и анкету. Количество пунктов анкеты должно быть минимальным и обеспечивать информацию о прошлой работе, складе ума, представление о будущей работе. Вопросы должны допускать любые варианты ответов, в том числе и отказ от ответа, а также последующую стандартизированную оценку претендента. 3. Беседа по найму может проводиться по схеме, может быть слабо формализованной или свободной. Наиболее информативна свободная беседа, когда заранее готовится лишь список тем, которые должны быть затронуты. 4. Для оценки различных профессиональных и личностных качеств используют различные методы тестирования:
• тесты на профпригодность оценивают психофизиологические качества человека, умение выполнять определенную работу; • общие тесты способностей оценивают общий уровень развития и отдельные особенности мышления, внимания, памяти и других высших психических функций. Информативны при оценке способностей к обучению; • биографические тесты и изучение биографии обеспечивают информацией о характере, образовании, физическом развитии, главных потребностях и интересах, особенностях интеллекта и общительности; • личностные тесты оценивают уровень развития отдельных личностных качеств, предрасположенность человека к определенному типу поведения и потенциальные возможности; • интервью направлено на сбор информации об опыте, уровне знаний, профессионально важных качествах претендента. Способно дать глубокую информацию о кандидате, при сопоставлении с другими методами оценки возможно получение точной и прогностической информации. Необходимо иметь в виду, что тестирование может проводиться только с согласия кандидата и не предусматривается законодательством в качестве обязательного метода оценки. 5. Проверка рекомендаций и послужного списка. Информация рекомендательных писем или бесед с людьми, которых кандидат назвал в качестве рекомендателей, может уточнить, что конкретно и с каким успехом кандидат делал на предыдущих местах работы или учебы. 6. Принятие решения после успешного прохождения всех ступеней отбора осуществляется руководителем библиотеки на основе сравнения данных о кандидатах. Управление библиотечным персоналом При приеме на работу от претендента требуется предоставление установленных законодательством документов: паспорт, трудовая книжка, диплом или иной документ о специальном образовании (при приеме на работу, требующую специальных знаний), военный билет (при приеме на работу уволенных из Вооруженных сил). Прием на работу без предъявления указанных документов не допускается. В соответствии со ст. 130 КЗоТ РФ предприятия, организации и учреждения получили право определять перечень документов, требуемых при приеме на работу, который определяется правилами внутреннего трудового распорядка, утвержденными общим собранием организации. С момента утверждения Правила приобретают юридическую силу и становятся нормативным правовым актом. Кроме традиционного и законодательно закрепленного перечня документов, библиотекам можно порекомендовать получение автобиографии и характеристики с прежнего места работы. При использовании внутренних и внешних источников отбора персонала используют соответствующие группы методов. Для внутренних источников — это внутренний конкурс, совмещение профессий, ротация с использованием различных типов перемещения руководителей. Для внешних источников — это использование услуг центров занятости, агентств по найму, самостоятельный поиск через средства массовой информации, договора с образовательными учреждениями, неформальные методы на основе личных контактов персонала библиотеки. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|