НОРМАТИВНО-ПРАВОВОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ БИБЛИОТЕК
Нормативно-правовое обеспечение хозяйственной деятельности публичных библиотек — правовые средства включения библиотек в круг экономических отношений и процессов общественного взаимодействия, которые позволяют им реализовать свое назначение. 1 См. раздел "Мотивация деятельности библиотечного коллектива" Экономика библиотечной деятельности Содержание нормативно-правовой базы публичных библиотек определяется тем, что результаты уставной деятельности библиотек имеют общественную значимость и не связаны с получением прибыли. Хозяйственная деятельность библиотек по привлечению и использованию экономических ресурсов зависит не столько от экономических факторов, сколько от политических и социокультурных. Одновременно в деловой, коммерческой практике при комплектовании, приобретении техники, технологии и различных материалов, предоставлении платного обслуживания и использовании своего имущества библиотеки ориентируются на рыночное законодательство и используют общие для всех принципы и формы договорных отношений. Особенности общедоступной библиотеки как хозяйственной системы и многообразие форм хозяйственной деятельности библиотек является главным фактором, обуславливающим необходимость создания специальных, адекватных ее экономической природе правовых норм и правил хозяйствования. Отношения библиотек, объективно требующие правового регулирования, относятся к трем группам: • отношения между учредителем и библиотекой; • отношения между библиотекой и другими субъектами хозяйствования; • отношения между библиотекой и пользователями. Правовое воздействие на отношения первой группы обеспечивает основополагающие результаты деятельности библиотек. Во взаимодействиях государства и библиотеки проблема правового регулирования хозяйственной деятельности связана с необходимостью правовой регламентации определенных обществом гарантий функционирования библиотек и решением вопроса о том, в какой степени государственные органы власти всех уровней могут и должны оказывать влияние на ее содержание. Задача государства в данном случае сводится к тому, чтобы не только обеспечить нормальные условия существования библиотек, но и обеспечить стимулы, побуждающие к их развитию с помощью финансовых, налоговых и иных мер, включая и нормативную базу формирования ресурсов библиотек. Система нормативно-правовых актов, регулирующих хозяйственную деятельность публичных библиотек, формируется «по вертикали» и «по горизонтали». По вертикали правовое регулирование хозяйственной деятельности библиотек происходит на трех уровнях ■— федеральном, субъектов Федерации и местном. На федеральном уровне устанавливаются основные принципы и гарантии общерегулирующего характера, на региональном гарантии имеют дополнительный характер либо уточняют положения, которые предусмотрены федеральным законодательством. На местном уровне создаются конкретные нормы и правила хозяйствования самой библиотеки. Вертикальная структура определяется принципом верховенства законов, в соот- Нормативно-правовое обеспечение хозяйственной деятельности...__ 213 ветствии с которым нормы вышестоящего по иерархии акта обладают более высокой юридической силой и являются определяющими во всей системе нормотворчества. Это конституционные нормы справе каждого на пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям (п. 2 ст. 44 Конституции РФ), на информацию (ст. 29; п. 2 ст. 24 Конституции РФ). Они развиваются в федеральных законах «Основы законодательства о культуре», «О библиотечном деле», «Об информации, информатизации и защите информации», «Об обязательном экземпляре» и др. В федеральном законе «О библиотечном деле» закреплены системы экономических мер, методов, устанавливающих саму возможность, основные принципы и формы хозяйственной деятельности библиотек. Затем следуют указы и распоряжения Президента РФ, постановления Правительства РФ, приказы и постановления федеральных министерств, ведомств и комитетов. Подзаконные акты, принимаемые на уровне министерств, ведомств, органов местного самоуправления, имеют дополнительный характер. Они уточняют положения, которые закреплены в федеральном законодательстве. В сфере культуры сформировался блок нормативных актов, определяющих основу развития законодательной базы библиотек. К ним относятся указ Президента от 12 ноября 1993 г. «О дополнительных мерах государственной поддержки культуры и искусства в Российской Федерации», «Положение об основах хозяйственной деятельности и финансирования организаций культуры и искусства», утвержденное Правительством РФ и др. На уровне субъектов Федерации принимаются региональные библиотечные законы и специальные акты органов государственной власти субъектов РФ. Нормы регионального законодательства определяют статус библиотек, их права на особые условия ресурсного обеспечения деятельности, гарантии финансирования и льгот в экономической сфере и границы свободы выбора направлений, методов работы и партнеров по взаимодействию. Региональные нормы экономической политики в отношении библиотек сближают уровень общественных потребностей в библиотечном обслуживании данного региона с его возможностями. Региональные нормы могут только улучшать экономические условия деятельности библиотек по сравнению с федеральными нормативно-правовыми актами. Эту иерархию завершают локальные акты, принимаемые на уровне библиотеки — Устав библиотеки, Договор с учредителем, Положение о системе оплаты труда, Положение о платных услугах, Коллективный договор и др. «Горизонталь» структуры правового обеспечения хозяйственной деятельности библиотек выстраивается с учетом того, что на библиотечную сферу распространяются не только нормы специальных нормативных актов и отраслевого законодательства по проблемам библиотечного дела, но и акты других отраслей права или отдельные их статьи, в частности: Экономика библиотечной деятельности • гражданское законодательство; • Кодекс законов о труде; • законодательство о финансах и кредите; • налоговый кодекс; • законодательство об образовании; • законодательство о культуре; • законодательство о научной деятельности; • таможенное законодательство; • законодательство об административных правонарушениях; • законодательство об авторском праве и смежных правах; • уголовный кодекс. Нормы гражданского законодательства определяют статус библиотеки как хозяйствующего субъекта. Выделяют четыре признака публичной библиотеки как юридического лица: • организационное единство, обособленность имущества, самостоятельная имущественная ответственность, выступление в хозяйственном обороте от своего имени; • право оперативного управления имуществом, которое библиотека в отношении закрепленного за ней имущества осуществляет в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества, права владения, пользования и распоряжения им (ст. 296 ГК РФ); • право самостоятельного распоряжения доходами, которое предоставляется библиотеке, осуществляющей приносящую доходы деятельность (п. 2, ст. 298 ГК); • исключительное право (интеллектуальная собственность) на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации продукции, выполняемых в библиотеке работ или услуг (ст. 138 ГКРФ). За библиотеками сохраняются все способы охраны своих прав, свойственные субъектам вещных прав и действующие в отношении всех третьих лиц, включая и самого собственника. Нормативно-правовые акты о финансах, налогах и кредите определяют принцип и формы финансирования библиотек, систему налогов, порядок и срок внесения платежей, порядок бухгалтерской отчетности. Нормативно-правовое регулирование хозяйственных отношений в библиотечной сфере находится в состоянии становления и является переходным. Адекватная правовая база функционирования библиотек еще окончательно не создана, и работа в этой области продолжается. Совершенствование правового порядка хозяйственной деятельности библиотек проходит в тех пределах, в рамках которых только право может быть адекватно регулируемым экономическим отношениям. Нормативно-правовое обеспечение хозяйственной деятельности...___________ 215 Литература 1. Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день / Ред.-сост. А. В. Кукушкин, Л. В. Фирсова.— Вып. 1.— М.: Либерея, 1996 — 384 с. 2. Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день / Ред.-сост. Л. В. Фирсова.— Вып. 2.— М: Либерея, 1997—472 с. 3. Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день / Ред.-сост. Л. В. Фирсова.— Вып. 3.— М.: Либерея, 1997.—424 с. 4. Библиотека и закон: Справочник. Документы, комментарии, консультации, юридические советы на каждый день / Ред.-сост. Л. В. Фирсова.— Вып. 4.— М.: Либерея, 1998.—384 с. 5. Библиотеки России в новой правовой среде (обзорно-аналитические материалы). / РНБ.—СПб, 1996. 6. Гражданский Кодекс РФ. Ч. 1— 2.— М.: Снарк, 1996.— 423, [1] с. 7. Заработная плата. Нормативные акты и постановления с комментариями.— М, 1995.—219 с. 8. Куликова Л. В., Могилевер Н. В. Управление и экономика библиотек в переходный период (материалы для руководства библиотек).— СПб, 1995.— 151 с. 9. Макарьева В. И. Комментарий к положению о составе затрат по производству и реализации продукции (работ и услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ и услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли. — М.: Финансы и Статистика, 1993,—64 с.
10. Могилевер Н. В. Социальный фактор в экономическом анализе библиотечной деятельности // Сб. науч. тр. РНБ.— Вып. 3. Что мы читаем? Какие мы? — СПб, 1999—С. 167—174. 11. Оценка эффективности публичных библиотек. Проект пособия ЮНЕСКО.— Париж, 1989; пер. ВГБИЛ, 1990. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|