ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
В механизме управления библиотекой взаимодействуют управляемая система — объект управления и управляющая система •— субъект управления. В качестве объекта управления выступают: библиотека и ее структурные подразделения; библиотечный персонал; библиотечно-библиографические ресурсы; экономические ресурсы. Субъектом управления может быть как коллективный орган управления, так и управляющее лицо (руководители разных рангов), наделенное полномочиями по управлению каким-либо объектом. Взаимосвязь субъекта и объекта реализуется через систему управления, включающую в себя цели, структуру, кадры, функции, методы. Формой сознательного использования объективных законов в практике управления являются принципы управления. К ним относятся: Научность — управление осуществляется на основе применения научных методов с учетом особенностей библиотечно-библиографических ресурсов. Системность — рассмотрение библиотеки и протекающих в ней процессов в качестве единой системы, которой присущи наличие связей между ними; сочетание относительной самостоятельности каждого от- Основы управления библиотекой дельного элемента с обязательным выполнением им функций, необходимых для существования библиотеки в целом, то есть ориентация на конечный результат. Достижение соответствия действий субъектов управления особенностям объекта управления — качество управления всегда связано с величиной рассогласования (или ошибок) реального библиотечного процесса и соответствующих управленческих действий. Обратная связь — основа саморегулирования, развития библиотеки и ее структурных подразделений. Процесс обмена информацией предоставляет средства для выработки и исполнения управленческих решений. Рациональное соотношение централизации и децентрализации — контроль и координация общесистемных проблем и расширение прав, обязанностей, полномочий нижестоящих уровней управления, инициатива библиотекарей. Организационные принципы — единоначалие (руководитель один принимает решения); коллегиальность (группа лиц принимает решения); делегирование полномочий (руководитель передает подчиненному права принимать управленческие решения); рациональность системы управления (задачи функционирования библиотеки решаются экономными способами). В настоящее время главное внимание в управлении обращается на человеческий или социальный аспект, то есть на то, чтобы обеспечить результативность совместной деятельности людей. Принципы управления неотделимы от культуры, основаны на честности и доверии к людям, лояльности к работающим, на обязательном установлении долевого участия каждого сотрудника в общих результатах, на умении руководителя слушать всех, с кем он общается по работе. Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается библиотека как целостная система. Целевая функция начинается с установления миссии библиотеки, выражающей смысл ее существования. В ней детализируется статус библиотеки, декларируются принципы ее работы, заявления и действительные намерения руководства, дается определение самых важных характеристик библиотеки. При этом на первом месте стоят интересы, ожидания и ценности читателей, причем не только в настоящее время, но и в перспективе. Миссия формулируется руководством, которое несет ответственность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей библиотеки. Цели — это конкретизация миссии в форме, доступной для управления процессом их реализации. Как правило, библиотека ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для ее функционирования и развития. Цель управления — это совокупность качественных, содержательных характеристик будущего состояния библиотеки, на ее основе формируются различные способы достижения (методы управле- Управление библиотекой ния), происходят изменения в организационной структуре, осуществляется подбор кадров и т. д. Цели управления различают по содержанию, уровню и времени управления. По содержанию они делятся в зависимости от объекта управления: кадры, технология, экономические ресурсы и т. д. По времени выполнения цели могут быть долгосрочными и краткосрочными. По уровню управления цели бывают общебиблиотечными и целями конкретного структурного подразделения. Основными чертами и свойствами целей являются: четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами; адресность и контролируемость. Цели управления вторичны по отношению к производственной деятельности библиотеки и обозначают управленческие регулирующие действия. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|