Здавалка
Главная | Обратная связь

ОСНОВЫ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ



В механизме управления библиотекой взаимодействуют управляемая система — объект управления и управляющая система •— субъект управ­ления. В качестве объекта управления выступают: библиотека и ее струк­турные подразделения; библиотечный персонал; библиотечно-библиогра­фические ресурсы; экономические ресурсы. Субъектом управления мо­жет быть как коллективный орган управления, так и управляющее лицо (руководители разных рангов), наделенное полномочиями по управлению каким-либо объектом. Взаимосвязь субъекта и объекта реализуется через систему управления, включающую в себя цели, структуру, кадры, функ­ции, методы.

Формой сознательного использования объективных законов в прак­тике управления являются принципы управления. К ним относятся:

Научность — управление осуществляется на основе применения науч­ных методов с учетом особенностей библиотечно-библиографических ре­сурсов.

Системность — рассмотрение библиотеки и протекающих в ней процессов в качестве единой системы, которой присущи наличие связей между ними; сочетание относительной самостоятельности каждого от-


Основы управления библиотекой



дельного элемента с обязательным выполнением им функций, необходи­мых для существования библиотеки в целом, то есть ориентация на конеч­ный результат.

Достижение соответствия действий субъектов управления осо­бенностям объекта управления — качество управления всегда связано с величиной рассогласования (или ошибок) реального библиотечного про­цесса и соответствующих управленческих действий.

Обратная связь — основа саморегулирования, развития библиотеки и ее структурных подразделений. Процесс обмена информацией предос­тавляет средства для выработки и исполнения управленческих решений.

Рациональное соотношение централизации и децентрализации — контроль и координация общесистемных проблем и расширение прав, обязанностей, полномочий нижестоящих уровней управления, инициати­ва библиотекарей.

Организационные принципы — единоначалие (руководитель один при­нимает решения); коллегиальность (группа лиц принимает решения); делеги­рование полномочий (руководитель передает подчиненному права прини­мать управленческие решения); рациональность системы управления (зада­чи функционирования библиотеки решаются экономными способами).

В настоящее время главное внимание в управлении обращается на че­ловеческий или социальный аспект, то есть на то, чтобы обеспечить ре­зультативность совместной деятельности людей. Принципы управления неотделимы от культуры, основаны на честности и доверии к людям, ло­яльности к работающим, на обязательном установлении долевого участия каждого сотрудника в общих результатах, на умении руководителя слу­шать всех, с кем он общается по работе.

Одной из главных задач управления является установление целей, ради достижения которых формируется, функционирует и развивается библиотека как целостная система. Целевая функция начинается с уста­новления миссии библиотеки, выражающей смысл ее существования. В ней детализируется статус библиотеки, декларируются принципы ее ра­боты, заявления и действительные намерения руководства, дается опреде­ление самых важных характеристик библиотеки.

При этом на первом месте стоят интересы, ожидания и ценности чита­телей, причем не только в настоящее время, но и в перспективе.

Миссия формулируется руководством, которое несет ответствен­ность за ее воплощение в жизнь путем постановки и реализации целей библиотеки. Цели — это конкретизация миссии в форме, доступной для управления процессом их реализации. Как правило, библиотека ставит и реализует не одну, а несколько целей, которые важны для ее функциони­рования и развития. Цель управления — это совокупность качественных, содержательных характеристик будущего состояния библиотеки, на ее основе формируются различные способы достижения (методы управле-



Управление библиотекой


ния), происходят изменения в организационной структуре, осуществляет­ся подбор кадров и т. д.

Цели управления различают по содержанию, уровню и времени уп­равления. По содержанию они делятся в зависимости от объекта управле­ния: кадры, технология, экономические ресурсы и т. д. По времени выпол­нения цели могут быть долгосрочными и краткосрочными. По уровню уп­равления цели бывают общебиблиотечными и целями конкретного струк­турного подразделения. Основными чертами и свойствами целей являются: четкая ориентация на определенный интервал времени; конкретность и измеримость; непротиворечивость и согласованность с другими целями и ресурсами; адресность и контролируемость. Цели управления вторичны по отношению к производственной деятельности библиотеки и обознача­ют управленческие регулирующие действия.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.