УПРАВЛЕНЧЕСКИЕ РЕШЕНИЯ
Понимание управления как процесса принятия управленческих решений заключается в том, что любая ситуация, возникающая в процессе управления, является задачей для руководителя и требует от него принятия решений. Таким образом, управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности. Управленческое решение представляет собой процесс, состоящий из трех стадий: 1. Подготовка решения. На этой стадии производится анализ ситуации, включающий поиск, сбор, обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения. 2. Принятие решения. На этом этапе осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; проводится также отбор критериев для принятия оптимального решения, его выбор и принятие. 3. Реализация решения. Здесь принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за его выполнением, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного от выполнения решения результата. Управленческие решения должны отвечать определенным требованиям. К таким требованиям относятся: обоснованность, четкость формулировок, реальная осуществимость, своевременность, экономичность (определяется по размерам затрат), эффективность (как степень достижения поставленных целей в сопоставлении с затратами ресурсов). Важным условием положительного воздействия решения на работу библиотеки является его согласованность с ранее принятыми решениями как по вертикали, так и по горизонтали управления. В библиотеке принимается большое количество самых разнообразных решений, различающихся по содержанию, срокам действия и разработки, направленности и масштабам воздействия, уровню принятия, информационной обеспеченности. По степени структурированности решения могут быть незапрограммированными и запрограммированными. Запрограммированные решения являются результатом реализации определенной последовательности действий, причем число вариантов ограничено, и выбор делается с учетом нормативов, стандартов и т. д. Такие решения позволяют разрабатывать стандартные процедуры и программировать решения под ситуации, которые регулярно повторяются. Управленческие решения_______________________________________ 241 Незапрограммированные решения принимаются в ситуациях, отличающихся новизной, неполнотой и недостоверностью информации, многообразием и сложностью влияния различных факторов: при определении целей, формулировке стратегии развития библиотеки, изменении ее структуры, при прогнозировании работы и т. д. По длительности действия управленческие решения могут быть стратегическими, тактическими и оперативными (или долгосрочными, среднесрочными и краткосрочными). Количество оперативных решений, принимаемых в библиотеке, значительно превышает количество тактических и стратегических, однако по затрачиваемому времени самыми ресурсоемкими являются стратегические решения. В зависимости от того, кем принимаются решения, они бывают индивидуальные и групповые. Индивидуальные решения принимаются отдельным субъектом, для них характерен высокий уровень творчества, реализация новых идей и предложений. Групповое принятие решений имеет как преимущества, так и недостатки. Среди преимуществ можно отметить: • более полное информационное обеспечение процесса принятия решения (привлечение лиц, обладающих разными знаниями в отношении решаемой проблемы); • сам факт создания группы (повышается ответственность и мотивация); • результаты групповой работы лучше воспринимаются коллективом (повышается вовлеченность работающих в процесс реализации решения, которое рассматривается не как «спущенное сверху»); • обеспечивается обоснованность и меньший процент ошибок (взаимная корректировка решений, создание атмосферы сотрудничества); • многовариантность разработок. К недостаткам группового принятия решений можно отнести: • более высокие затраты времени из-за необходимости формирования группы, ее ознакомления с проблемой, создания условий для нормального и эффективного взаимодействия членов группы; • необходимость дополнительного времени на согласование взглядов на данную проблему; • чем больше размер группы, тем больше времени уходит на координацию (наиболее эффективно работают группы из 5-7 человек); • групповые решения нередко принимаются под давлением большинства людей или людей, занимающих в библиотеке высокие посты («мы тут посоветовались, и я решил...»); • в группе обычно отсутствует четкая ответственность за принятие окончательного решения. Управление библиотекой МЕТОДЫ УПРАВЛЕНИЯ Методы управления — это совокупность способов и приемов управления библиотекой. Различают административные, экономические и социально-психологические методы. Административные методы управления основываются на правовом обеспечении управления: применение норм законодательства; разработка и утверждение локальных нормативных актов (устав, положения о структурных подразделениях, инструкции и т. д.). Распорядительное воздействие в этом случае осуществляется в форме приказов, распоряжений или указаний, издающихся в целях соблюдения, исполнения и применения действующего законодательства, а также для придания управленческим решениям юридической силы. Административные методы управления основываются на отношениях единоначалия, дисциплины и ответственности. Экономические методы управления заключаются в создании экономических условий, побуждающих коллектив библиотечных работников активно добиваться решения поставленных задач. В группу экономических методов включают экономический расчет, который используется в планомерном управлении распределением ресурсов (финансовых, трудовых, материальных) на развитие библиотечной деятельности в соответствии с утвержденным планом. Метод экономического анализа является инструментом управления и изыскания внутренних резервов в работе, выявления путей повышения эффективности работы библиотеки (подробнее см. раздел «Экономика библиотечной деятельности»). Социально-психологические методы основаны на морально-психологическом воздействии на коллектив для приведения личных и групповых интересов работников в соответствие с целями управления. В данную группу включают: планирование социального развития коллектива, установление в коллективе благоприятного социально-психологического климата, использование различных форм коллективного и индивидуального морального поощрения, воспитание группового самосознания коллектива, сохранение и развитие традиций, учет индивидуально-психологических особенностей членов коллектива в управлении, изучение и направленное формирование мотивации и т. п. СТИЛЬ УПРАВЛЕНИЯ Чтобы руководитель мог выполнять в системе управления библиотекой функции центральной фигуры, он должен соответствовать определенным требованиям. Профессиональные требования определяются «тарифно-квалификационными характеристиками (требованиями) по должнос- Стиль управления____________________________________________ 243 тям работников культуры Российской Федерации» (см. раздел «Подготовка и переподготовка библиотечных кадров»). Квалификационные требования к руководителям согласно нормативным документам одинаковы для всех типов библиотек — наличие высшего образования и стажа работы в библиотеке. Под квалификацией специалиста понимается его способность выполнять работы различной сложности. Эта способность складывается из знаний и умений специалиста, о которых судят по уровню образования и опыту работы. Фактические знания и умения могут отличаться от формально зарегистрированных в документах. Умения в значительной степени зависят от деловых и личностных качеств руководителя, некоторых черт его характера. Поэтому термин «квалификация» не является выражением однажды измеренного уровня знаний и умений. Конкретный перечень должностных обязанностей отдельных руководителей разрабатывается непосредственно в библиотеке в виде должностных инструкций. На основании этих документов проводится аттестация, выявляющая определенные профессиональные качества руководителя и степень его соответствия занимаемой должности, а также эффективность практического применения им профессиональных знаний в конкретных организационных условиях и творческом процессе. От того, какими качествами обладает руководитель, зависит и то, какой стиль управления он принимает в работе. Стиль — это управленческое поведение руководителя, диктующее выбор методов управления. Общепринятым является выделение трех основных стилей управления: директивное (или авторитарное), демократическое и либеральное. Директивный стиль управления отличается чрезмерной централизацией власти. В этом случае, как правило, руководитель догматичен, не терпит возражений, не прислушивается к иному мнению, часто вмешивается в работу подчиненных, жестко контролируя их действия, требует пунктуального следования его указаниям. Критику он не выносит и не признает своих ошибок, однако сам любит критиковать. Характерен недостаток уважения к окружающим. На практике директивный стиль в столь рельефной форме встречается довольно редко. Демократический стиль управления предполагает предоставление подчиненным самостоятельности, соразмерной их квалификации и выполняемым функциям, привлечение их к таким видам деятельности, как постановка целей, оценка работы, подготовка и принятие решений. Для руководителя в этом случае бывает характерно уважительное отношение к людям, забота об их потребностях. Он старается чаще советоваться с коллегами и прислушивается к их мнению. Такой руководитель добивается желаемых результатов посредством убеждения подчиненных в целесообразности и значимости возлагаемых на них обязанностей. Демократический стиль поощряет творческую активность (во многом посредством делегирования полномочий), способствует созданию атмосферы взаимного Управление библиотекой доверия и сотрудничества, в которой люди в полной мере осознают свою значимость в решении задач, стоящих перед коллективом, дисциплина трансформируется в самодисциплину. Либеральный стиль управления отличают отсутствие размаха в деятельности, безынициативность и постоянное ожидание указаний сверху, нежелание принять на себя ответственность за решения и их последствия, когда они не слишком благоприятны. Руководитель, исповедующий либеральный стиль, мало вмешивается в дела подчиненных и зачастую вообще не проявляет активности, выступая в основном в роли посредника во взаимоотношениях с другими коллективами. Во взаимоотношениях с подчиненными отменно вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их проблем. Такой руководитель готов выслушать критику и соображения, но большей частью оказывается неспособным самостоятельно реализовать подсказанные ему дельные мысли. Руководитель-либерал не проявляет сколько-нибудь выраженных организаторских способностей, нерегулярно и слабо контролирует действия подчиненных. Становление стиля работы — сложный процесс. Тот или иной стиль управления обычно не встречается в «чистом виде». В реальной жизни в поведении каждого руководителя наблюдаются некоторые общие черты, присущие различным стилям, но при доминирующей роли какого-либо из них. В современных условиях руководителям следует переходить к новому стилю управления, в котором меньше внимания уделяется контролю, а сотрудники привлекаются к участию в управлении— так называемое «коллективное управление». Суть такого управления заключается в следующем: сотрудники проявляют присущие им активность и самоконтроль, стремятся к расширению своих познаний и к творческому росту, если на работе для этого созданы благоприятные условия. При этом руководителю необходимо проявлять больше доверия к подчиненным. Условием высокой продуктивности коллективного управления являются свободные коммуникации между сотрудниками сверху вниз, снизу вверх и по горизонтали; сотрудничество при постановке целей, принятии решений и оценке результатов. При таком стиле управления повышается производительность труда, степень удовлетворенности сотрудников своей работой. Коллективное управление может проявляться в следующих формах: повышение разнообразия в работе; последовательная смена видов деятельности и обучение смежным профессиям; гибкий рабочий график; взаимозаменяемость. Однако нельзя подходить к управлению в различных библиотеках одинаково: в одной — демократичный стиль управления позволит повысить эффективность работы, а в другой — более успешным может стать директивное управление. Все это зависит от многих причин. Руководитель должен сам анализировать ситуацию, чтобы определить соответствующий курс действий, который зависит от ряда факторов — связанных с самим Стиль управления________________________________________________ 245 руководителем; связанных с подчиненными; обусловленных ситуацией управления. Чем больше руководитель уверен в подчиненных, тем демократичнее его стиль управления. Предоставлять свободу подчиненным следует в тех случаях, когда они чувствуют относительно большую потребность в самостоятельности, проявляют готовность взять на себя ответственность за принятие решений, испытывают интерес к решаемой проблеме и осознают ее важность, обладают необходимыми знаниями о проблеме и имеют опыт ее решения, привыкли считать необходимым свое участие в процессе принятия решений. Литература 1. Закон Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» / / Библиотека и закон. Вып. 1. —М., 1996. — С. 212-221. 2. Межотраслевые нормы времени на работы, выполняемые в библиотеках / / Библиотека и закон. Вып. 3. — М., 1997. — С. 338-400. 3. Образцы уставных, нормативных и программных документов, регламентирующих деятельность библиотеки // Библиотека и закон. Вып. 1. — М., 1996. — С. 304-348; Вып. 2. — М. 1997. — С. 424-466. 4. Тарифно-квалификационные характеристики (требования) по должностям работников культуры Российской Федерации (извлечение) / / Библиотека и закон. Вып. 1. —М., 1996.— С. 147-155. 5. Словарь библиотекаря по менеджменту и маркетингу / ГПНТБ России. — М., 1995. — 77 с. 6. Суслова И. М. Менеджер библиотеки. Учеб. пособие. — М.: МГУК, 1993. — 94 с. 7. Суслова И. М. Стратегическое управление библиотечной деятельностью. — М.:МГУК, 1998. —53 с. 8. Тульчинский Г. Л. Технология менеджмента в сфере культуры / СПбГАК, Гуманит. ун-т профсоюзов. — СПб, 1996. — 192 с. — (Культура и бизнес. Технология современного менеджмента). 9. Управление библиотекой: новые идеи и практические решения: Сб. науч. тр. Вып. 1 / РГБ. — М., 1995. — 108 с.
10. Фенелонов Е. А. Управление общедоступными библиотеками в современной России: Пособие в помощь самообразованию библиотечных работников / РГБ. — М., 1997.— 174 с. 11. ЦБС «Кунцево»: новая стратегия, новые возможности: Сб. документов и материалов / Сост. М. Бутковская и др. — М.: Либерея, 1997. — 96 с. 12. Уэйнганд Д. Э. Управление современной публичной библиотекой. Стратегия развития. — М.: Рудомино, 1997. — 222 с. 13. Ястребова Е. М. Стратегический менеджмент и стратегическое планирование для библиотек: исторический экскурс, цели и сущность: Лекция. — М.:МГУК, 1998.— 53 с. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|