КАДРЫ УПРАВЛЕНИЯ БИБЛИОТЕКОЙ
Кадры управления — это специалисты, которым поручено руководство деятельностью других людей, организация их труда. Роль различных категорий кадров управления неоднозначна. К управленческому персона- Кадры управления библиотекой__________________________________ 223 лу библиотеки можно отнести только тех работников, в чьей деятельности функции управления превалируют над производственными (связанными с комплектованием и хранением фондов, обслуживанием читателей, созданием справочно-поискового аппарата и т. д.), а именно: 1. Руководители — работники административного аппарата (директор, его заместители, заведующие структурными подразделениями). 2. Специалисты — главные специалисты структурных подразделений библиотеки (осуществляют управление технологическими процессами и/или занимают должности, связанные с выполнением методической работы). 3. Вспомогательные управленческие работники (секретари-машинистки и др.). Однако такое деление несколько условно, так как в деятельности различных категорий кадров управления может происходить переплетение тех или иных функций, которое зависит от того, насколько рационально решены вопросы разделения труда, расстановки кадров в конкретной библиотеке. Руководитель библиотеки — это лицо, осуществляющее управление персоналом библиотеки либо ее подразделением — филиалом, отделением, отделом, сектором. Руководитель обладает распорядительными, контрольными и дисциплинарными полномочиями и несет определенную ответственность. Определяющими чертами руководителя являются права и полномочия по принятию и реализации управленческих решений, касающихся объекта руководства (подчиненного коллектива работников). Библиотека не может существовать без руководителей, что объясняется рядом причин. Руководители обеспечивают выполнение библиотекой ее основного предназначения, разрабатывают стратегии поведения в изменяющемся окружении, являются основным информационным звеном связи с окружением, официально представляют библиотеку, несут ответственность за результаты ее деятельности. Руководители являются ключевыми фигурами в библиотеке, однако не все они играют одинаковую роль и занимают одинаковые позиции в системе управления. Задачи, решаемые различными руководителями, также не одинаковы, и, наконец, выполняемые ими функции не идентичны. Это связано с тем, что в библиотеке существуют различные виды управленческой деятельности и их иерархия. В зависимости от объекта управления принято выделять руководителей линейных, осуществляющих общее руководство каким-либо объектом управления в целом, и функциональных — возглавляющих функциональные отделы и службы, обеспечивающие выполнение какой-либо из функций управления. В зависимости от уровня управления различают руководителей высшего звена управления (директор, заместители директора); руководите- Управление библиотекой лей среднего звена управления (линейные и функциональные руководители — заведующие отделами); руководителей низового звена управления (заведующие секторами, группами, филиалами). Директор библиотеки или ЦБС выступает представителем учредителя. Он выполняет свои функции на правах единоначалия и осуществляет руководство библиотекой в соответствии с действующим законодательством. Директор является организатором творческо-производственной деятельности библиотеки, распоряжается финансовыми средствами, открывает расчетный счет и другие счета, утверждает смету библиотеки. Он также утверждает структуру и штатное расписание, схемы основных технологических процессов, планы работы, подписывает директивные и нормативные документы. Директор формирует административный аппарат библиотеки, определяет сферу деятельности, права и обязанности, формирует совет при директоре, другие коллегиальные органы. Директор библиотеки несет ответственность за работу библиотеки в целом, за эффективное использование материальных, финансовых ресурсов, за сохранность переданной в его оперативное управление собственности, за рациональное и полное ее использование в интересах потребителей, за осуществление мероприятий по социальному развитию коллектива. Он принимает меры по обеспечению библиотеки квалифицированными кадрами, решает вопросы приема, увольнения, расстановки кадров по подразделениям и должностям, применяет те или иные меры стимулирования труда сотрудников, организует учет и представляет в установленном порядке отчетность. Директор также устанавливает и поддерживает связи с другими библиотеками, органами научно-технической информации, общественными организациями, средствами массовой информации. В его ведении находится контроль за производственной и трудовой дисциплиной, соблюдением правил по охране труда, техники безопасности и по противопожарной защите. Заведующий отделом (сектором) библиотеки руководит структурным подразделением, выполняющим определенные функции в соответствии с творческо-производственной деятельностью библиотеки. Он организует разработку перспективных и текущих планов работы подразделения и их выполнение, ведет учет работы отдела (сектора), изучает передовой опыт организации работы отечественных и зарубежных библиотек, анализирует и готовит предложения по его использованию. Заведующий филиалом библиотеки осуществляет руководство филиалом по библиотечно-информационному обслуживанию пользователей, организует разработку перспективных и текущих планов работы и контролирует их выполнение, ведет учет деятельности филиала. Заведующий филиалом обеспечивает работу по обслуживанию читателей, включающую в себя индивидуальные и массовые формы, справочно-библиографическое обеспечение, функционирование межбиблиотечного и заочного абонементов, принимает участие в комплектовании библиотечных фон- Кадры управления библиотекой_______________________________ 225 дов. Он также должен изучать опыт организации работы отечественных и зарубежных библиотек, применять этот опыт в практической работе. Являясь субъектами осуществления управленческой деятельности, руководители играют в библиотеке ряд ролей, среди которых ключевыми считаются: 1. Управленческая роль, то есть роль по принятию управленческого решения, выражающаяся в том, что руководитель определяет направления развития библиотеки или ее структурных подразделений, решает вопросы распределения ресурсов, осуществляет текущие корректировки и т. д. Право принятия решений имеет только руководитель и, наделенный таким правом, он же несет ответственность за последствия. Поэтому руководитель должен выбрать наилучший вариант решения, решиться на риск. 2. Информационная роль, состоящая в том, что руководитель собирает информацию о внутренней и внешней среде, распространяет информацию в виде фактов и нормативных документов, разъясняет политику и основные цели библиотеки. От того, насколько четко и ясно руководитель доводит информацию до сотрудников библиотеки, зависит результат его работы. 3. Роль лидера, формирующего отношения внутри и вне библиотеки, мотивирующего сотрудников на достижение целей, координирующего их усилия, выступающего в качестве представителя всего коллектива библиотеки. Руководитель библиотеки должен быть таким человеком, за которым люди готовы идти, в идеи которого они готовы поверить. Специфика решаемых задач предопределяет преимущественно умственный, творческий характер управленческого труда. Предметом управленческого труда является информация, характеризующая состояние управляемого объекта. Результат управленческого труда — это управленческое решение или действие, необходимое для достижения стоящих перед объектом управления целей. Управленческий труд отделен от конкретных физических нагрузок, но все же не оторван от производственной деятельности библиотеки, направленной на создание библиотечных продуктов и оказание библиотечных услуг. Еще одна специфичная особенность управленческого труда связана с соотношением в нем науки и искусства. В своих действиях руководитель исходит из осмысления законов общественного развития, опирается на научный анализ. С другой стороны, труд руководителя требует опыта, индивидуального мастерства, таланта. Овладение научным подходом позволяет ему увязывать конечные результаты деятельности руководимого коллектива с социальными интересами его работников. Овладение искусством управле- Управление библиотекой ния позволяет гибко использовать открывающиеся возможности в зависимости от реальных условий, оперировать имеющимся арсеналом средств и методов управления. Искусство руководителя выражается в его способности принимать правильные управленческие решения не только на основе логических суждений, но и в сочетании с интуицией, элементами импровизации. Действия руководителей во многих ситуациях, процесс принятия решений, особенно в условиях недостаточного объема информации, когда на первый план выступают такие факторы, как опыт, знания, интуиция руководителя, носят ярко выраженный характер творчества. Сложность труда руководителя определяется степенью ответственности, масштабами руководства, разнообразием выполняемых работ, сложностью функций, выполняемых в процессе труда. ФУНКЦИИ УПРАВЛЕНИЯ Функции управления — это определенные виды работ по управлению, отличающиеся обособленностью, повторяемостью и отражающие специфику управленческой деятельности. Одной из основных функций руководителя является планирование. В ходе ее реализации осуществляется разработка системы мероприятий, в которой конкретно определяются цели и задачи, пути их достижения, плановые показатели работы библиотеки и ее подразделений на календарный период. В зависимости от степени директивности (обязательности выполнения) различаются планы прогнозные и директивные. Прогнозные планы выражают некоторые ориентировочные представления о планируемом периоде, выявляют наиболее вероятные тенденции развития библиотеки. Они являются теоретической предпосылкой для принятия конкретных плановых решений. В директивных планах содержится четкое определение заданий в плановых показателях с указанием точных сроков выполнения. В зависимости от срока действия различают перспективные и текущие (годовой, квартальный, месячный) планы. По объему планируемой работы — план библиотеки, план структурного подразделения, индивидуальный план сотрудника библиотеки. План может быть универсальным, то есть охватывающим работу библиотеки в целом, или тематическим, отражающим только одно из направлений ее деятельности. Все планы призваны обеспечить в совокупности планомерность и согласованность развития библиотеки и должны быть приведены в систему, обеспечивающую непрерывную работу по планам и исключающую их дублирование. Принципиальная модель системы планов работы библиотеки включает: перспективный план библиотеки; годовой план библиотеки; квартальные планы структурных подразделений; индивидуальные месячные планы сотрудников библиотеки. Функции управления_____________________________________ _____ 227 Перспективный (стратегический) план — это совокупность конкретных установок по развитию ресурсной базы и основной деятельности. Основное назначение перспективного плана — раскрыть на будущее (как правило, на 5 лет) основные направления деятельности коллектива, обозначить динамику основных показателей. Такой план может быть комплексным, отражающим все направления деятельности библиотеки, или представлять собой долгосрочную программу развития по одному или нескольким приоритетным направлениям (тематический план комплектования библиотечных фондов, план научно-исследовательской работы и др.). Структура плана может включать несколько частей: 1. Характеристика наиболее важных целей, которые предстоит реализовать в плановый период, исходя из объективных условий. 2. Меры по достижению целей. 3. Ресурсное обеспечение. 4. Совершенствование организационной структуры, мероприятия по комплектованию, социальному развитию коллектива. Современным инструментом развития библиотеки в условиях изменений во внешней среде является методология стратегического управления. Его суть заключается в том, что существует четко организованное комплексное стратегическое планирование, и структура управления библиотекой построена так, чтобы обеспечить выработку долгосрочной стратегии для достижения целей библиотеки. В стратегическом планировании особое место занимает формулировка в организационно-правовых документах (в уставе библиотеки, в положениях о структурных подразделениях и др.) миссии библиотеки. В основе стратегического планирования лежит «дерево целей» — сначала определяется общая цель библиотеки на определенный период, затем уточняются соответствующие задачи каждого из подразделений, причем главное здесь — обозначить не мероприятие, а его результат. Процесс стратегического планирования является инструментом, помогающим в принятии управленческих решений. Задача его заключается в обеспечении в достаточном объеме нововведений и организационных изменений для адекватной реакции на изменения во внешней среде. Сущность процесса планирования стратегии можно свести к поиску ответов на вопросы: каково настоящее положение библиотеки, какова стратегическая ситуация, в которой она находится? В каком положении руководство библиотеки хочет ее видеть в будущем? Какие препятствия могут возникнуть на пути к поставленной цели? Что и как нужно сделать, чтобы достичь поставленных целей? Стратегический план можно представить в виде глав, каждая из которых посвящена определенному направлению деятельности библиотеки. Глава содержит изложение ситуации, сложившейся на момент разработки Управление библиотекой плана, с обоснованием ее положительных и отрицательных сторон, список планируемых мероприятий с указанием приоритетов, оценку стоимости и сроков выполнения намеченного плана, обоснование предлагаемых новых направлений деятельности и видов услуг (с оценкой расходов и с распределением по срокам выполнения). План должен иметь главы, относящиеся ко всей библиотеке в целом (например, автоматизация и оборудование). Стратегический план может подкрепляться комплексом программ и планов-проектов, бизнес-планом1, его положения конкретизируются в текущих плановых документах. Годовой план библиотеки — основной и обязательный документ для всех библиотек. На первом этапе его подготовки осуществляется анализ состояния объекта планирования с целью выявления достигнутого уровня развития, степени эффективности использования ресурсов, а также имеющихся недостатков и путей устранения. Затем разрабатывается концепция плана — выбор на основе данных предпланового анализа оптимального варианта основных направлений развития планируемого объекта с учетом объективных потребностей и реальных возможностей. Предварительно определяются конкретные задания по развитию библиотеки. Разработка плана начинается за 2-3 месяца до начала следующего года. Порядок составления годового плана включает: формулировку направлений работы и основных заданий, которую осуществляет руководство библиотеки; составление и обсуждение проектов планов в структурных подразделениях с учетом предложений всех сотрудников; составление плана и его обсуждение в трудовом коллективе; утверждение директором библиотеки годового плана работы. В годовой план работы библиотеки целесообразно включать лишь основные, то есть главные направления ее деятельности, которые являются общими для всех подразделений библиотеки или требуют координации и кооперирования их деятельности. Примерная структура годового плана библиотеки может быть следующей: 1. Основные задачи (события) года. 2. Свод главных цифровых показателей по основным направлениям деятельности. 3. Формирование фонда и его отражение в справочном аппарате. 4. Мероприятия по привлечению читателей, потребителей, совершенствованию их обслуживания, по рекламе библиотеки. 5. Организационная и методическая деятельность в помощь самой библиотеке и другим библиотекам. 6. Развитие материально-технической и технологической базы. См. раздел «Библиотечный маркетинг». Функции управления__________________________________________ 229 7. Доходы и расходы, мероприятия по укреплению финансовой базы, экономному и эффективному использованию ресурсов. 8. Социальное развитие коллектива, повышение квалификации кадров. 9. Меры по совершенствованию управления библиотекой. Разделы плана могут быть раскрыты в текстовой, таблично-цифровой и смешанной формах. В первом разделе нет необходимости повторять то, что записано в уставе библиотеки, следует выделить лишь главные ориентиры на данный год и последовательность обеспечения их достижения. Показатели по основным направлениям деятельности библиотеки дополняют основные задачи. Плановый показатель — это количественно определенная величина, являющаяся результатом измерения или расчета, которая служит формой выражения конкретного задания, содержащегося в управленческом решении (плане библиотеки). Важнейшие требования к системе показателей — единство и обязательность для всех уровней, сопоставимость и сводимость, комплексность и адресность. Существуют следующие виды показателей: 1. Конечные — ориентируют на достижение перспективных целей. 2. Количественные — характеризуют развитие библиотеки с количественной стороны (число читателей, объем фонда, число посещений и книговыдач и т. д.). 3. Качественные — определяют условия развития, эффективность использования библиотечно-библиографических ресурсов (относительные величины — читаемость, посещаемость, обращаемость, книгообеспеченность). 4. Директивные — утверждаются министерствами и ведомствами, характеризуют главным образом конечные результаты деятельности. К ним относятся и показатели, характеризующие затраты на производственную и научную деятельность, социальное развитие коллектива и др. 5. Информационные (справочные) — аналитические показатели типа «в расчете на душу населения», например, процент охвата населения, книгообеспеченность жителя и др. Объемы плановых заданий должны соответствовать штатному обеспечению и отвечать допустимой нагрузке на основе «Межотраслевых норм времени на работы, выполняемые в библиотеках». Раздел «Мероприятия по привлечению читателей, потребителей, совершенствованию их обслуживания, по рекламе библиотеки» отражает мероприятия по расширению видов услуг, по введению новых форм обслуживания, по улучшению качества обслуживания, инновации и меры по формированию привлекательного образа библиотеки. Управление библиотекой В разделе «Формирование фонда и его отражение в справочном аппарате» раскрываются вопросы изучения тематического и видового состава фонда, уточнения профиля комплектования, развития и использования фонда, мероприятия по его сохранности; совершенствование единого справочно-поискового аппарата. Обеспечение единой организационной и научно-методической деятельности, инновационная деятельность, оказание методической помощи библиотекам других ведомств отражаются в разделе «Организационная и научно-методическая деятельность». В разделе «Развитие материально-технической и технологической базы» намечаются мероприятия по приобретению библиотечного оборудования, библиотечной техники, технических средств, транспортных средств и т. д., по ремонту и переоборудованию зданий и помещений. Вопросы улучшения условий труда, решения проблем материального, бытового устройства, различных видов социальной поддержки членов коллектива, проведения оздоровительных мероприятий и т. д., повышения квалификации кадров освещаются в разделе «Социальное развитие коллектива». Раздел «Меры по совершенствованию управления библиотекой» включает мероприятия по совершенствованию процессов труда в коллективе, упорядочению структуры аппарата управления, изменению функций отдельных органов и т. д. В реализации функции планирования руководители библиотеки используют различные методы планирования, а именно: аналитический, нормативный, балансовый, сетевой или целевой. Аналитический метод (метод экстраполяции) заключается в перенесении (экстраполяции) на планируемый период тенденций и закономерностей, выявленных в результате анализа предшествующего периода работы. Применение этого метода предполагает наличие исчерпывающей информации о деятельности библиотеки и анализ этой информации. Источниками анализа служат данные оперативного, статистического и бухгалтерского учетов. Аналитическое планирование может быть интуитивным и формализованным. Интуитивные методы применяются тогда, когда объект планирования либо настолько прост, что для экстраполяции достаточно здравого смысла, либо, наоборот, настолько сложен, что невозможно учесть роль различных факторов. К интуитивным методам можно отнести экспертные оценки, аналитические записки, опросы и т. д. Формализованные методы опираются на упорядоченные процедуры, на использование инструктивных документов и моделирование. Аналитический метод не является универсальным, так как его возможности ограничены. Данный метод ориентирован на рост количественных показателей деятельности библиотеки, но не на улучшение качества работы. функции управления Нормативный метод заключается в обосновании плана нормами и нормативами. Эффективность данного метода определяется наличием нормативной базы, которая включает четко определенную систему нормируемых показателей; их классификацию; методику определения и расчета их количественных значений; систематический пересмотр действующих норм и нормативов. Нормативный метод имеет, однако, определенные границы применения, так как целью этого метода является стремление к преодолению различий и неравномерностей в деятельности библиотек, и поэтому нормы носят усредненный характер, что не позволяет учитывать специфику конкретных библиотек. Любое нормирование направлено на указание границы, ниже или хуже которой работать нельзя, но норма сама по себе не стимулирует работу выше этого среднего уровня (см. раздел «Управление библиотечными технологиями»). Целевой метод планирования основан на следующих принципах: строгая целевая направленность планируемых проблем; комплексность в разработке сложных проблем; многовариантность выбора плановых решений, оперативность в процессе разработки показателей плана. Любое планирование направлено на достижение целей управления с помощью минимальных затрат, минимума средств. Данная методика заключается в последовательном расписывании (декомпозиции) главных целей на задачи, решение которых необходимо для достижения цели, задач — на действия и т. д. Последовательность такой целевой проработки может быть представлена в следующем виде; Цели — представление о желаемом результате. Задачи — что необходимо решить для достижения каждой цели. Действия — что необходимо выполнить для решения задач. Ресурсы — материальные, финансовые, трудовые, необходимые для выполнения тех или иных работ. Этот метод дает возможность комплексного планирования, учета и координации деятельности библиотеки и может быть представлен графически в виде «дерева целей». Балансовый метод связан с целевым и нормативным методами, так как осуществление любой целевой программы предполагает обоснование возможности ее реализации посредством координации и взаимосогласования имеющихся материальных, финансовых и трудовых ресурсов с требуемыми соответствующими материальными, финансовыми и трудовыми затратами. Различают балансы финансовые (стоимостные), материальные и трудовые. Балансы составляются при разработке текущих и перспективных планов, при подготовке и проведении отдельных мероприятий. Составление балансов предполагает определенную нормативную базу. В практике управления библиотеками наиболее часто используется составление стоимостных балансов — сметы доходов и расходов. 232 Управление библиотекой Метод сетевого планирования предполагает: а) расчленение всей планируемой работы на операции, из которых она складывается, и составление полного перечня этих операций с указанием их длительности, а также ответственных за их выполнение; б) выстраивание отдельных операций в определенной последовательности их выполнения и графическое представление полученных цепочек («сетей») операций в виде графика, построенного по определенным правилам; в) наложение этого графика на календарь в соответствии с длительностью выделенных операций. В практике планирования находят применение и другие методы: метод математического моделирования, метод индексов и корреляций, метод линейного программирования и др. Эти методы связаны с применением математических методик и использованием ЭВМ, АСУ. Каждый из методов планирования обладает определенными преимуществами, но не является единственно верным. На разных этапах планирования могут использоваться различные методы: аналитический — на этапе прогнозирования; целевой — на этапе разработки целей на планируемый период; нормативный — при определении системы показателей; балансовый и сетевой — при обосновании плана и организации контроля за его выполнением. Наиболее эффективно сочетание различных методов, их единство и систематическое применение. В годовых планах должен обязательно предусматриваться резерв времени, трудовых и иных ресурсов на случай необходимости выполнения внеплановых работ. Составной частью годового плана библиотеки является смета доходов и расходов1. Помимо годовых комплексных планов могут быть составлены также планы на отдельные направления работы — планы коммерческой деятельности, проведения социологических, маркетинговых исследований, подготовки и проведения юбилейных мероприятий и т. д. При необходимости могут составляться планы, рассчитанные на более короткие периоды времени (квартал, месяц). В практике планирования широко используются индивидуальные планы работы. По усмотрению администрации библиотеки они могут составляться всеми работниками или отдельными категориями специалистов. На основе утвержденного годового плана библиотеки дорабатываются предплановые наметки годового плана в каждом структурном подразделении библиотеки. Форма плана унифицирована. Он включает краткую вводную часть, количественные показатели по основным направлениям работы структурного подразделения, обобщенный перечень мероприятий. Процесс разработки годового плана структурного подразделения включает расчет годового фонда рабочего времени и составление сметы его расхода, чтобы было обеспечено выполнение заданного объема работ. Трудозатраты на все работы не должны превышать годовой фонд рабочего времени2. 'См. раздел «Экономика библиотечной деятельности». 2 См. раздел «Управление библиотечными технологиями» Функции управления_______________________________________ 233 Функция учета заключается в наблюдении, измерении и фиксации всех процессов деятельности библиотеки в установленных формах. Благодаря организации учета и отчетности органы управления обеспечиваются информацией, необходимой для принятия управленческих решений и контроля за их осуществлением. Основными требованиями, предъявляемыми к учету, являются полнота, достоверность и единство методологии, обеспечивающие возможность унификации и сравнимость учетных данных. Точный учет позволяет контролировать уровень и динамику процессов деятельности библиотеки, ход выполнения планов, реализации различных управленческих решений. В библиотеках существуют три вида учета — оперативный, статистический и бухгалтерский. Оперативный учет заключается в постоянной, непрерывной регистрации всех фактов библиотечной деятельности и осуществляется в натуральных единицах (количество читателей, посещений, выданных, прибывших, списанных книг и т. д.). Формы первичных учетных документов регламентированы ГОСТ 7.35—81 «Библиотечная документация. Первичные учетные документы. Требования к оформлению бланков». Все структурные подразделения библиотеки в соответствии с направлениями своей работы ведут первичный учет согласно перечню показателей работы, подлежащих обязательному учету. Данные первичного учета периодически суммируются в заданных интервалах (месяц, квартал, год). Статистический учет заключается в получении, группировке и обобщении данных о состоянии деятельности библиотеки (осуществляется на основе государственной отчетности или статистических исследований). Показатели библиотечной статистики — это количественные характеристики того или иного явления или процесса библиотечной деятельности и выражаются они в абсолютных, относительных и средних величинах. Абсолютные величины — это число читателей, книговыдач, посещений, мероприятий массовой работы (выставок, читательских конференций, обзоров и др.), библиографических справок, поступивших изданий и т.д. за определенный период времени (месяц, квартал, год). Все сведения берут из форм оперативного учета. Средние величины — это общая или сводная характеристика нескольких или многих однородных величин. Например, средняя дневная посещаемость (Пд) — среднее количество посещений абонемента или читального зала в день. Рассчитывается она путем деления числа посещений за год (Пг) на число рабочих дней в году (Д) — Пд = Пг: Д. Относительные величины — это отношение одной сравниваемой величины к другой. Величину, с которой сравнивают, называют базой сравнения. Относительные показатели бывают трех видов: динамики, структуры и интенсивности. Ряд динамики представляет собой перечень числовых значений однородных статистических показателей в последовательные периоды времени. 234__________________________________ Управление библиотекой Основными характеристиками динамических рядов является абсолютный прирост, темп роста и темп прироста. Абсолютный прирост определяется как разность между данным и начальным уровнем ряда. Он показывает, насколько единиц в абсолютном выражении данный период больше или меньше начального уровня и, следовательно, может иметь знак (+) при увеличении уровней или (-) — при их уменьшении. Темп роста (или снижения) — это относительный показатель, получающийся в результате деления двух уровней и выраженный в процентах. В качестве постоянного (базисного) уровня, с которым производится сравнение, принимается начальный уровень ряда. Темп прироста выражает, на сколько процентов уровень больше или меньше начального уровня, то есть постоянного базисного уровня. Этот показатель можно рассчитать как процент соотношения абсолютного прироста к начальному уровню или путем вычитания 100% из показателя темпа роста. В библиотеках исчисляются динамика численности читателей, динамика книговыдачи, динамика библиотечного фонда и др. Показатели структуры — это относительные величины, определяющие состав статистической совокупности. Относительные величины структуры рассчитываются путем деления части на целое и выражаются обычно в процентах, что показывает удельный вес ее части. Сумма относительных показателей структуры какой-либо совокупности всегда равна 1,0 (в коэффициентах) или 100 (в %). В библиотеках рассчитывается структура библиотечного фонда и структура книговыдачи. Показатели динамики и структуры могут быть изображены графически. Для этого используются столбиковые (гистограммы), линейные и секторные диаграммы. Показатели интенсивности — это относительные величины, измеряющие соотношение двух различных по содержанию, но взаимосвязанных показателей. Читаемость (Ч) — отношение книговыдачи (В) к числу читателей (А) — характеризует интенсивность чтения (Ч = В : А). Посещаемость (Пос) — среднее число посещений (П), приходящихся на одного читателя (А), характеризует активность посещения читателями библиотеки (Пос = П : А). Обращаемость книжного фонда (Об) — отношение книговыдачи (В) к объему фонда (Ф) — характеризует степень использования книжного фонда (Об = В : Ф). Книгообеспеченность (К) — среднее число книг, приходящееся на одного читателя, — характеризует величину книжного фонда на конец года (Ф) в отношении к числучитателей(А),то есть его достаточность(К=Ф: А). Коэффициент использования фонда — это соответствие фонда и книговыдачи. На основе данных учета строится отчетность библиотеки, под которой понимается система показателей, характеризующих деятельность библиотеки за определенный период времени. Формы статистической от- Функции управления__________________________________________ 235 четности утверждаются Госкомстатом России по согласованию с Министерством культуры. Основным видом отчетности библиотеки является годовой отчет. Библиотеки составляют отчеты двух видов — статистический и информационный (текстовой). Годовой статистический отчет (форма № 6-нк) составляется на основе данных учета в двух экземплярах — один остается в библиотеке, а другой представляется учредителю, районному, городскому или окружному органу культуры не позднее 10 января. Районный, городской, окружной орган культуры представляет сводные данные органу управления культуры в республике, крае, области и городе федерального значения не позднее 20 января. Орган управления культуры представляет сводные данные Министерству культуры России и органу государственной статистики по месту, установленному территориальным органом Госкомстата России в республике, крае, области, городе федерального значения, не позднее 25 февраля. Министерство культуры представляет сведения Госкомстату России по согласованной программе и срокам. Информационный отчет представляет собой всесторонний анализ деятельности библиотеки. Он содержит объективные данные и конкретные примеры. Схема информационного отчета рекомендуется методическими центрами и соответствует структуре годового плана. Бухгалтерский учет заключается в сплошной документально регламентированной регистрации движения материальных, финансовых и трудовых ресурсов библиотеки. Осуществляется он преимущественно в стоимостном выражении. Контроль — это функция управления, заключающаяся в сравнении фактического состояния библиотеки (подразделения) с предусмотренными (поставленными) целями, плановыми заданиями, нормами и т. п. и в проверке исполнения решений. Реализация этой функции связана с требованием всесторонности, непрерывности, гласности в обсуждении результатов контроля. Контроль позволяет выявить отклонения от нормы в технологических процессах, в выполнении служебных функций, а также отклонения от плановых заданий. Контрольные полномочия руководителей разных уровней управления, а также коллегиальных органов четко распределяются и закрепляются в соответствующих документах (уставе, положениях о структурных подразделениях и коллегиальных органах, должностных инструкциях руководителей). Контроль может быть внутренним и внешним, административным. Существует также контроль читателей (через читательский совет). Разнообразны и формы контроля — на практике встречается взаимопроверка отделов, обследование работы подразделений и библиотеки в целом. Контроль может быть повседневным или проводиться в определенные интервалы времени, затрагивать все направления деятельности библиотеки или быть выборочным; касаться отдельных работ или отдельных работников. Формой Управление библиотекой контроля соответствия профессиональной подготовки и способности работников выполнять свои служебные обязанности является аттестация. Организация как функция управления включает в себя управленческую деятельность по организации работы библиотеки, организации труда коллектива, организации управления. Организация работы библиотеки — это деятельность субъекта управления, направленная на обеспечение функционирования библиотеки и достижение оптимальных результатов в ее работе. Она включает определение оптимальной структуры библиотеки, построение библиотечных технологических процессов, обеспечение библиотеки ресурсами (кадрами, финансами, материально-технической базой). Структура библиотеки — это внутренняя организация библиотеки, предусматривающая соподчиненность и взаимосвязи ее подразделений, логическое соотношение уровней управления и распределение функций между элементами библиотеки. Структура библиотеки зависит от ее типа, задач, величины книжного фонда, объема и характера работы по обслуживанию читателей. Чаще всего в библиотеках используется сочетание функциональной структуры с отраслевой (создаются отделы, читальные залы или филиалы в ЦБС по отраслевому признаку, например, гуманитарных наук), лингвистической (отделы иностранной, национальной литературы), видовой (отделы редких книг, рукописей). Организация труда в библиотеке — это комплекс мероприятий, обеспечивающих рациональное упорядочение деятельности библиотечных работников. Она должна осуществляться как НОТ, внедрение которой представляет собой реализацию комплекса организационных, технико-экономических, социально-психологических и санитарно-гигиенических мероприятий, обеспечивающих улучшение условий библиотечного труда и его эффективности1. Организация управления — это целесообразное построение системы управления в соответствии с потребностями упорядочения совместного труда в библиотеке. Координация — это функция управления, заключающаяся в согласовании по целям и срокам действий. Осуществление этой функции означает согласованное разделение библиотечных ресурсов, объемов и видов работ между работниками, подразделениями и библиотеками для устранения дублирования. Основными формами координации являются: координация планов работы, соглашения, совместное планирование, то есть составление планов согласования мероприятий, работ по целям, срокам, исполнителям (координационных планов). Функция регулирования заключается в поддержании уровня работы, отдельного процесса в заданном режиме, определяемом регламентирующими документами, и ликвидации отклонений от них. Такими докумен- 1 См. раздел «Управление библиотечными технологиями» Функции управления__________________________________________ 237 тами являются устав, положения о структурных подразделениях, должностные инструкции и другие нормативные документы. Устав библиотеки — вид нормативного документа, свод правил, регулирующих организацию и порядок ее деятельности. Утверждается устав ее учредителем. Устав отражает юридический статус библиотеки, источники постоянного финансирования, основные задачи, границы доступности, порядок имущественных взаимоотношений библиотеки и учредителя, порядок управления библиотекой. Правила пользования библиотекой утверждаются директором по согласованию с учредителем. Правила регулируют отношения библиотеки с населением и читателями, отражают номенклатуру библиотечных услуг и их разделение на платные и бесплатные, предусматривают расширение прав граждан на доступ к источникам информации, взаимодействие между персоналом библиотеки и ее читателями. Положение о читательском совете разрабатывается как дополнение к уставу. Оно предусматривает контроль читательской общественности за соблюдением интересов и прав пользователей библиотеки, порядок проведения ежегодных собраний читателей с отчетом руководства библиотеки,' различные формы поддержки библиотеки читательской общественностью. Правила внутреннего распорядка конкретизируют нормы трудового законодательства. Они позволяют создать основу для рациональной организации производственных отношений в коллективе, для укрепления трудовой дисциплины и повышения производительности труда. В правилах внутреннего распорядка отражаются основные обязанности администрации и работников при приеме на работу и увольнении, а также в процессе совместной трудовой деятельности, фиксируется режим работы библиотеки, продолжительность рабочего дня, время перерыва для отдыха и питания, порядок предоставления выходных и отпусков; меры поощрения за успехи в работе, а также применение различных взысканий в случае нарушения трудовой дисциплины. Право утверждения этих правил дается администрации по согласованию с советом трудового коллектива. Коллективный трудовой договор — правовой акт, регулирующий трудовые, социально-экономические, профессиональные отношения между работодателем в лице директора библиотеки и работниками, представленными профсоюзным комитетом. Разрабатывается коллективный трудовой договор в соответствии с Законом Российской Федерации «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 г. №2490-1 с изменениями от 24 ноября 1995 г. Главное назначение коллективного договора — защита интересов работников, решение проблем условий и охраны труда, предоставление различных социальных льгот. Положения договора не должны противоречить действующему законодательству, он должен закреплять отношения конструктивного сотрудничества между договаривающимися сторонами, отражать реальность выполнения принятых обязательств в конкретной библиотеке. Управление библиотекой Положения о структурных подразделениях утверждаются директором библиотеки и являются основными организационными документами, регламентирующими их деятельность. В них указываются цель и задачи подразделения (отдела, филиала), направления и основные формы деятельности, содержание работы, формы управления. Должностные инструкции разрабатываются на основе тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры РФ, документов, регламентирующих деятельность библиотеки и ее структурных подразделений. При разработке должностных инструкций используются данные о затратах рабочего времени и другие материалы. Текст должностной инструкции состоит, как правило, из следующих разделов: 1. «Общие положения». В этом разделе следует указать: полное наи ' менты и т. д.); чьи устные и письменные распоряжения выполняет; квалификационные требования; что должен знать и уметь. 2. «Функции». Здесь необходимо перечислить основные направления работы; указать, какие функции работник выполняет самостоятельно, а в каких участвует. 3. «Должностные обязанности». Раздел включает перечисление работ и операций, которые выполняются работником ежедневно или с большей периодичностью. Данный раздел может быть разделен на две части: «работник выполняет самостоятельно»; «работник участвует». 4. «Права». Данный раздел может быть построен по следующей схеме: право работника на самостоятельное принятие решений; право на получение информации; право на контроль; право требовать (от подчиненных) выполнения определенных действий; право давать распоряжения, указания, контролировать их исполнение; право визировать, согласовывать, подписывать и утверждать документы различных видов. В тексте раздела необходимо закрепить право работника вносить предложения по совершенствованию деятельности, связанной с выполнением непосредственных функциональных обязанностей, совершенствованию технологии, право входить в состав рабочих групп по подготовке и реализации проектов, право участвовать в разработке коллегиальных решений. Функции управления_______________________________________ 239 5. «Ответственность». Раздел предусматривает закрепление ответственности за нарушение действующего законодательства, организационно-правовых и других документов, за несоблюдение технологии и т. д. 6. «Взаимоотношения». В данном разделе содержится регламентация информационно-документационных связей работника, которые он осуществляет. Текст раздела можно представить в виде таблиц с заголовками типа «работник передает», «работник получает»; в графах таблиц указывается наименование структурного подразделения, вид документа или содержание информации и форма ее представления, срок, периодичность. 7. «Условия оплаты труда». Здесь указывается, что работнику устанавливается должностной оклад в соответствии со штатным расписанием; может ли он получать надбавки; при каких условиях повышается зарплата; может ли совмещать профессии и т. п. 8. «Показатели оценки». В этом разделе устанавливаются общие показатели оценки деятельности (полнота реализации задач, должностных обязанностей и предоставленных прав, качество составления и оформления документов, отсутствие ошибок и служебных нарушений и т. д.). Должностная инструкция может использоваться как самостоятельный документ или как приложение к трудовому контракту. Функция стимулирования определяется как сознательно используемая форма воздействия на коллектив или отдельных работников для обеспечения их заинтересованности в высокопроизводительном труде, своевременного и качественного исполнения ими служебных обязанностей. Материальное стимулирование осуществляется через систему заработной платы, премирования1. Моральное стимулирование включает не только поощрения и взыскания, предусмотренные правилами внутреннего распорядка, но и предоставление работникам различных льгот и преимуществ в области социально-культурного и жилищно-бытового обслуживания (путевки в санатории и дома отдыха, улучшение жилищных условий и т. д.). Таким образом предоставляется также преимущество при продвижении по работе. К видам морального поощрения относится представление в вышестоящие органы к награждению правительственными наградами, присвоению почетных званий (например, заслуженного работника культуры), награждению знаками отличия. Функции управления имеют две общие характеристики: а) все они требуют принятия решений — выбор того, как и что планировать, организовывать, мотивировать, контролировать, анализировать и б) для всех не- 1 См. раздел «Экономика библиотечной деятельности» Управление библиотекой обходима коммуникация — процесс обмена информацией между людьми, ее смысловым значением, чтобы получить информацию для принятия решения и сделать это решение понятным для других. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|