Здавалка
Главная | Обратная связь

ОЦЕНКА И АТТЕСТАЦИЯ КАДРОВ БИБЛИОТЕК



Оценка и аттестация персонала библиотеки — кадровые мероприя­тия, призванные оценить соответствие уровня труда, качеств и потенциа­ла личности требованиям выполняемой деятельности. Главное направле­ние аттестации — не контроль исполнения, а выявление резервов повыше­ния уровня отдачи работника. Аттестация призвана способствовать улуч­шению подбора, расстановки и воспитания кадров, повышению уровня профессионального мастерства, деловой квалификации, качества и эффек­тивности работы руководителей, специалистов и служащих, усилению их ответственности за порученное дело, обеспечению тесной связи зарплаты с результатами труда.

Аттестация проводится на основе объективной оценки деятельности работника в условиях полной гласности и при строгом соблюдении дей­ствующего трудового законодательства.

Нормативную основу проведения аттестации составляют: КЗоТ РФ; постановление Правительства РФ от 14.10.1992 г. № 785 «О дифференци­ации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Еди-


Оценка и аттестация кадров библиотек_________________________ 253

ной тарифной сетки»; «Положение о порядке проведения внеочеред­ной аттестации руководителей, специалистов и служащих организаций культуры и искусства», утвержденное приказом Минкультуры РФ от 13.11.1992 г. №344; Федеральный закон «О библиотечном деле». В соот­ветствии с «Положением» аттестации не подлежат: беременные женщины; молодые специалисты, работающие в организации менее 3 лет после окон­чания учебного заведения; матери, находящиеся в отпуске по уходу за ребенком и имеющие детей в возрасте до 3 лет; работающие по совмести­тельству.

В соответствии с предусмотренными законодательством целями атте­стация содержит оценку труда и оценку персонала.

Оценка труда направлена на сопоставление содержания, качества и объема фактического труда работника квалификационным требованиям по должности и разряду оплаты труда. При проведении аттестации руко­водителей структурных подразделений имеет смысл не только давать оценку труда каждого из них, но и организовывать процедуру оценки тру­да в руководимых ими подразделениях. С этой целью возможно привлече­ние и использование информации от смежных подразделений библиотеки, а также от пользователей библиотечно-информационных услуг.

Оценка труда производится с использованием различных методов индивидуальной и групповой оценки.

Для индивидуальной оценки могут использоваться; оценочная анке­та, анкета заданного выбора, метод оценки по решающей ситуации, шкала наблюдения за поведением и метод профессиограмм.

Оценочная анкета содержит стандартизированный набор вопросов или описаний, согласованных с квалификационными требованиями по дол­жности. Оценивающий отмечает наличие или отсутствие определенной чер­ты у оцениваемого и ставит отметку напротив ее описания. Общий рейтинг по результатам такой анкеты представляет собой сумму пометок.

Анкета заданного выбора включает основные характеристики ра­боты, балльную оценку результатов поведения (например, от 1 до 5) по таким характерным чертам работника: не ждет проблем, схватывает объяс­нение на лету, редко теряет время, с ним легко разговаривать, становится лидером при работе в группе, спокоен и невозмутим при любой ситуации, много работает и т. д.

Метод оценки по решающим ситуациям предполагает подготовку оценивающим списка описаний «правильного» и «неправильного» поведения в конкретных ситуациях. Результаты оценки по каждому работнику заносят­ся в журнал, который в дальнейшем используется для оценки результатив­ности труда. Этот метод, как правило, используется руководителем.

Шкала наблюдений за поведением ориентирована на фиксацию по­ступков. Для определения поведения работника фиксируется количество случаев, когда работник вел себя тем или иным образом. Например:



Управление библиотечным персоналом


Приходит на работу вовремя

почти никогда 0 1 2 3 4 почти всегда

Предупреждает в случае опоздания

почти никогда 0 1 2 3 4 почти всегда

Общая сумма оценки составляет основу рейтинга поведения.

Метод профессиограмм — анализ работы исполнителя, выделение основных задач, результатов, процессов, схем взаимодействия.

Профессиограмма содержит описательные характеристики деятель­ности, количественную оценку элементов деятельности, психограмму.

Описательные характеристики деятельности включают: параметри­ческое описание (структура библиотеки, цели и задачи, основные виды деятельности); морфологическое описание (средства труда, рабочее мес­то, основные элементы деятельности и т. д.); функциональное описание (последовательность операций, «технология действия», режим труда и от­дыха, взаимодействие и коммуникации).

Количественная оценка элементов деятельности включает выделен­ные задания и их описание.

Психограмма содержит требования, предъявляемые деятельностью к исполнителю, и профессионально важные качества.

Методы групповой оценки дают возможность провести сравнение эффективности работы сотрудников внутри группы и сопоставить работ­ников между собой.

При использовании метода классификации все работники распреде­ляются по какому-либо одному общему критерию от лучшего до худшего. Метод альтернативной классификации предполагает сравнение каждого работника с каждым. Общее количество раз, когда работник оказывается лучшим в паре, и составляет систему общего рейтинга.

Выбор используемых методов индивидуальной и групповой оценки определяется количеством сотрудников библиотеки, выполняющих одно­родную по содержанию работу, или необходимостью оценки качеств ра­ботников, особенно важных для определенных направлений и видов дея­тельности библиотеки. Результаты оценки учитываются при подготовке представления на работника.

Оценка персонала позволяет изучить степень подготовленности ра­ботников к выполняемой ими деятельности, выявить уровень их потенци­альных возможностей для оценки перспектив профессионального роста и должностного продвижения.

Различия в характере и содержании труда по должностям обуславли­вают различия во времени, необходимом для оценки правильности реше­ния о приеме на работу или назначении на новую должность. В отношении рядовых исполнителей такая оценка может быть дана уже через несколь­ко месяцев, а для руководителей высшего и среднего звена, как правило,


Оценка и аттестация кадров библиотек



через год или более. С учетом этих различий периодичность и сроки про­ведения аттестации определяются руководителем учреждения, но не чаще одного раза в год.

В связи с тем, что нормы трудового поведения и основы будущей дея­тельности закладываются в первые месяцы профессиональной, должност­ной и социальной адаптации, а аттестация в соответствии с законом не может быть проведена ранее чем через год после приема на работу в биб­лиотеку, контроль и оценку сильных и слабых сторон деятельности работ­ника (в особенности молодых специалистов), необходимую помощь в адап­тации следует осуществлять регулярно и заблаговременно, а аттестацион­ные мероприятия рассматривать как итог индивидуальной работы руково­дителя с персоналом. С этой целью используют институт «наставников» или собеседования руководителей с сотрудниками.

Аттестация проводится в несколько этапов: подготовка, сама аттеста­ция и подведение итогов.

На подготовительном этапе определяются сроки, график проведения аттестации, формируется состав аттестационной комиссии, подготавлива­ются материалы аттестации (бланки, формы и т. д.).

В состав аттестационных комиссий включаются председатель (как правило, заместитель директора библиотеки), секретарь и члены комис­сии, высококвалифицированные специалисты и представитель профсоюз­ной организации.

Сроки, график проведения аттестации и состав аттестационной ко­миссии утверждаются приказом директора библиотеки и доводятся до све­дения работников, подлежащих аттестации, не позднее чем за две недели до ее начала. Как правило, в первую очередь аттестуются руководители подразделений, а затем подчиненные им работники. Аттестация членов аттестационной комиссии проводится на общих основаниях.

Сама аттестация включает: подготовку непосредственным руководи­телем аттестуемого представления, содержащего всестороннюю оценку работника; заседание аттестационной комиссии.

Представление содержит оценку соответствия профессиональной под­готовки работника квалификационным требованиям по должности и разря­ду оплаты труда, его профессиональной компетентности, отношения к рабо­те и выполнению должностных обязанностей, результатов работы за про­шедший период(аттестуемый работник должен быть заранее, не менее чем за две недели до аттестации, ознакомлен с представленными материалами).

Для подготовки представления на работника непосредственным руко­водителем могут быть организованы мероприятия, направленные на полу­чение дополнительной информации: представление аттестуемым отчета о работе за предшествующий период; индивидуальная (анкетирование, ин­тервью, тестирование) или групповая оценка труда аттестуемого.



Управление библиотечным персоналом


Получение и использование дополнительной информации при подго­товке представления на работника направлены на обеспечение объективно­сти оценки. Завышенная или заниженная оценка деятельности работника провоцирует конфликт, затрагивающий интересы и других членов коллек­тива. Типичными ошибками завышения оценки деятельности являются:

• дружеское расположение, возникшее на основе неоднократного неформального общения;

• великодушие руководителя, желающего быть добрым;

• «шлейф» высокой репутации сотрудника;

• оценки по второстепенным критериям и внешним признакам;

• завышенная оценка лично симпатичного, психологически прият­ного сотрудника;

• контраст с худшим работником, ранее работавшим на этом месте, или худшими другими коллегами.

Типичные ошибки занижения оценок:

• личная антипатия;

• «шлейф» плохой репутации сотрудника;

• неумение работника эффективно представить свою работу;

• придирчивость, «шлейф» предыдущего конфликта;

• преднамеренное, но еще не известное сотрудникам повышение требований из-за какой-либо новой информации;

• завышение требований с целью преднамеренного дальнейшего на­казания сотрудника.

Оценку деятельности работника, сформированную на основе соб­ственной информации руководителя и полученной дополнительной ин­формации, целесообразно обсудить с работником в доверительной беседе.

Аттестационная комиссия рассматривает представление, заслушива­ет аттестуемого и руководителя подразделения, в котором он работает. Обсуждение работы аттестуемого должно проходить в обстановке требо­вательности, объективности и доброжелательности, исключать проявле­ния субъективизма.

Аттестационная комиссия открытым или тайным голосованием (ре­шение по процедуре голосования принимает аттестационная комиссия) принимает решение о соответствии работника занимаемой должности и отнесении его к разряду по оплате труда или о несоответствии его занима­емой должности.

При неявке аттестуемого на заседание аттестационной комиссии без ува­жительных причин комиссия может провести аттестацию в его отсутствие.

Голосование считается действительным, если в работе аттестацион­ной комиссии приняло участие не менее 2/3 числа ее членов. Результаты голосования определяются простым большинством голосов и заносятся в протокол заседания комиссии. При равенстве голосов аттестуемый работ-


Оценка и аттестация кадров библиотек



ник признается соответствующим определенной должности и разряду оп­латы труда.

Голосование по результатам обсуждения проводится в отсутствие ат­тестуемого.

Оценка деятельности работника, прошедшего аттестацию, и рекомен­дации аттестационной комиссии заносятся в аттестационный лист, который подписывается председателем и членами аттестационной комиссии, приняв­шими участие в голосовании. Заседание аттестационной комиссии оформля­ется протоколом. Материалы аттестации передаются руководителю орга­низации для принятия решения. Аттестационный лист и представление ра­ботника, прошедшего аттестацию, хранятся в его личном деле.

Решение аттестационной комиссии доводится до сведения аттестуе­мого непосредственно после подведения итогов голосования.

Подведение итогов аттестации включает: анализ кадровой информа­ции и организацию ее использования; подготовку рекомендаций по работе с персоналом; утверждение результатов аттестации.

В ходе анализа результатов аттестации выявляются работники, не удовлетворяющие, удовлетворяющие и существенно превышающие стан­дарты труда, оценивается уровень развития профессионально важных ка­честв, оцениваются перспективы эффективной деятельности, возможнос­ти профессионального и должностного роста сотрудников, ротации кад­ров и формирования управленческого резерва.

Для подведения обобщенных итогов составляются сравнительные таблицы эффективности работников, выделяются группы риска (неэф­фективно работающих или работников с неоптимальным уровнем профес­сионально важных качеств), выделяются группы роста (работников, ори­ентированных и способных к развитию и карьерному росту), готовятся рекомендации по использованию данных аттестации.

Обобщенные результаты аттестации в недельный срок сообщаются директору библиотеки.

Директор библиотеки с учетом рекомендаций аттестационной комис­сии в месячный срок принимает решение об утверждении итогов аттеста­ции и установлении работникам соответствующих разрядов оплаты труда. О принятом руководителем решении в трудовой книжке делается соответ­ствующая запись с указанием разряда оплаты по Единой тарифной сетке.

Работники, прошедшие аттестацию в комиссиях при библиотеках и признанные по результатам аттестации не соответствующими занимаемой должности, освобождаются от работы или переводятся с их согласия на другую работу директором библиотеки в срок не позднее двух месяцев со дня аттестации данного работника.

При несогласии с переводом работники могут быть в тот же срок ос­вобождены от занимаемой должности с соблюдением требований ст. 35 КЗоТ РФ.

У Зак 809


258_________________________ Управление библиотечным персоналом

Время болезни работника, а также пребывание его в отпуске в двух­месячный срок не засчитываются. По истечении указанного срока осво­бождение работника по результатам аттестации не допускается.

Работнику, увольняемому по результатам аттестации, выплачивает­ся выходное пособие в соответствии с действующим законодательством; в трудовую книжку вносится запись в соответствии с законодательством. Расторжение трудового договора производится по основаниям, предус­мотренным п. 2 ст. 33 КЗоТ РФ.

Трудовые споры по вопросам увольнения и восстановления в должно­сти руководящих работников или специалистов, признанных по результа­там аттестации несоответствующими занимаемой должности, рассматри­ваются в предусмотренном действующим законодательством порядке рас­смотрения трудовых споров.

Особой тщательности подготовка и проведение аттестации требуют в ситуации директивного или недирективного сокращения персонала. Пре­обладание в библиотеке бюрократической организационной культуры, где сотрудники, как правило, технологически дисциплинированы, работа­ют по заранее определенным правилам, ориентируются на мнение руко­водства, означает, что решающим голосом обладает руководитель. В та­кой ситуации, помимо строгого соблюдения КЗоТ, при проведении аттес­тации необходимо следование некоторым основным правилам:

• коллективность аттестации — проходить аттестацию должен не только конкретный сотрудник, которого, возможно, собираются уволить, а все подразделение или функциональное направление деятельности;

• обязательность участия экспертов, внешних по отношению к под­разделению, незаинтересованных в индивидуальных результатах и обеспечивающих объективность оценки;

• возможность подготовки самоотчетов и перекрестной оценки каждого сотрудника с участием коллег, подчиненных, руководи­телей;

• обязательность не только сокращения неэффективных работни­ков, но и продвижения эффективных.

Следование этим правилам направлено на доведение до индивидуально­го сознания каждого сотрудника необходимости изменить свое поведение, свое место в организации, задуматься о необходимости оставаться именно в этом учреждении. Основной инструмент недирективного сокращения — эмоциональные, ценностные мотивы при формировании решения об уволь­нении, и, в конечном счете, принятие каждым решения или преодоление не­гативного отношения к решению руководства о возможности ухода из орга­низации. Именно недирективные методы позволяют получить экономичес­кий и психологический эффект от сокращения персонала.


Индивидуальная работа с персоналом. Планирование карьеры_____ 259

ИНДИВИДУАЛЬНАЯ РАБОТА С ПЕРСОНАЛОМ. ПЛАНИРОВАНИЕ КАРЬЕРЫ

Индивидуальная работа с персоналом — важная форма управления деятельностью библиотечного коллектива, осуществляемая руководите­лем библиотеки и руководителями структурных подразделений. Руково­дитель отвечает за реализацию профессиональных возможностей работ­ников, их карьеру, а следовательно, за их общественное положение. Мо­ральные и деловые качества персонала становятся для него объектом про­фессиональной деятельности:

• собственно профессиональные качества — профессиональные на­выки, опыт работы, знание иностранных языков, работа с ПК и др.;

• морально-психологические как профессиональные — целеуст­ремленность, выдержка, честность, принципиальность, самоот­верженность, требовательность;

• моральные — доброта, отзывчивость, гуманность, достоинство, ува­жение других, порядочность, щедрость, справедливость, совесть.

Специфика индивидуальной работы с сотрудниками в сравнении с другими направлениями и методами управления персоналом заключается в использовании метода неформального общения для гармонизации уни­кального индивидуального сочетания личностных, профессиональных и деловых качеств работника с более или менее жестко формализованными условиями трудовой деятельности.

Индивидуальная работа направлена на мобилизацию психологических ресурсов сотрудника с целью повышения качества и эффективности его тру­да, реализации его карьерных ориентаций, приобщения и поддержки корпо­ративной культуры и, в конечном счете, реализации миссии библиотеки.

Индивидуальная работа основана на использовании биографических данных, морально-нравственных качеств работника, его способностей и интересов.

Наиболее подходящей формой индивидуальной работы является де­ловая беседа. Деловая беседа позволяет осуществить непосредственное воздействие на работника, получить информацию о результатах работы, характере его профессионального поведения, о его профессиональных и личных проблемах. Деловая беседа обеспечивает возможность прямой и обратной связи с работником «с глазу на глаз», возможность высказать то, что хочет руководитель, увидеть и почувствовать, как выполняется реше­ние, при необходимости что-то скорректировать, разъяснить и т. п.

Как форма управленческого воздействия, воспитания и обучения де­ловая беседа наиболее эффективна в отношении молодых сотрудников, кандидатов в резерв на выдвижение и других работников, требующих инди­видуального подхода.



Управление библиотечным персоналом


В зависимости от профессионального, должностного положения ра­ботника, возраста и стажа работы в библиотеке содержанием индивиду­альной работы может быть:

• содействие профессиональной и социальной адаптации в коллек­тиве или в новой должности;

• мотивирование профессионального и должностного роста, карь­ерных ориентаций;

• мотивирование инновационного поведения, приглашение сотруд­ников к участию в изменениях, выдвижению новых идей, подкреп­ленное внимательным отношением к поиску нового со стороны любого сотрудника;

• конструктивное «управление» конфликтными ситуациями в меж­личностных отношениях, отношениях между сотрудником и кол­лективом (группой), межгрупповыми конфликтами;

• формирование адекватных социально-психологических реакций в ситуациях недирективного сокращения персонала или понижения в должности и др.

Особого внимания в содержании индивидуальной работы с персона­лом требуют ситуации необходимых изменений в деятельности библиоте­ки, затрагивающих интересы значительной части сотрудников. Направ­ленность индивидуальной работы может быть конкретизирована с учетом следующих уровней изменений;

изменения в знаниях — требуют минимального времени и затрат. Достаточно провести программу обучения, распространить мате­риалы, например, инструкции. Однако проблема связана с тем, что почти все могут знать, как надо делать, но никто в организации не будет делать так, как надо, потому что может считать это невоз­можным, слишком сложным, неэффективным и т. д.;

изменения в индивидуальных установках — требуют более дли­тельного времени и больших затрат, поэтому необходимо создать условия для того, чтобы работник принял необходимость изме­нений;

изменения в индивидуальном поведении — должны быть обеспе­чены еще большим временем и ресурсами. Самое главное на этом этапе — работник должен получить положительный опыт нового поведения;

изменения в групповом поведении — наиболее сложное органи­зационное изменение, требующее максимального времени и суще­ственных ресурсов. Сотрудники, прошедшие программу обуче­ния, нередко теряют общий язык с коллегами, «отторгаются» кол­лективом, если не отказываются от своих нововведений. Обязан-


Индивидуальная работа с персоналом. Планирование карьеры __ 261

ность руководителя в такой ситуации — оказать инноватору не только организационную, управленческую, но и психологичес­кую поддержку.

Индивидуальная работа с персоналом — одно из важнейших условий планирования карьеры сотрудника библиотеки, формирования устойчи­вого интереса каждого работника к карьерному росту.

Карьера — это результат осознанной позиции и поведения человека в области трудовой деятельности, связанный с должностным или професси­ональным ростом. Карьеру — траекторию своего движения — человек строит сам, сообразуясь с особенностями внутри- и внеорганизационной реальности и главное — со своими собственными целями, желаниями и установками.

Потенциал карьерных возможностей зависит от множества факто­ров: возраста, семейного положения, состояния здоровья, уровня образо­вания и профессиональной подготовки, служебного окружения, от состо­яния организации, ее внутренней и внешней среды.

Ресурсные характеристики карьерных возможностей работников библиотек в условиях относительно низкого уровня материального благо­состояния в значительной степени опираются на стратегические жизнен­ные интересы (ориентиры), позволяющие строить жизнь в соответствии с личным замыслом и планом.

Стратегически верным будет такое управление карьерой, которое связано не только с внутренней и внешней средой организации, но и с ана­лизом индивидуальных жизненных стратегий каждого работника: сохра­нение рабочего места и статуса путем расширения профиля квалификации и других мер, соответствующих изменениям круга должностных обязан­ностей (адаптационный тип); активное карьерное поведение путем повы­шения общего и профессионального образования, творческого трудового поведения, демонстрации карьерных притязаний и т. п.

Неравномерность карьерного процесса выражается в том, что переход на новую ступень профессионального и должностного роста вызывает необ­ходимость адаптации к новому статусу и последующей самооценки карьер­ных ориентаций (продолжать профессиональное и должностное продвиже­ние или остановиться на достигнутом статусе). В этой связи уместны прово­димые различными способами самооценки своего профессионально-квали­фикационного соответствия новым должностным обязанностям.

В карьерном процессе могут иметь место спады, возникающие по раз­ным причинам: отсутствие в библиотеке вакантных должностей, соответ­ствующих образовательному и квалификационному уровню, неожидан­ные организационные и структурные изменения, состояние здоровья, из­менения семейного положения, рождение детей и другие события.



Управление библиотечным персоналом.


Карьерный процесс может развиваться линейно. При этом внутрен­ние качественные изменения не сопровождаются изменениями социально­го статуса. К такому типу карьеры относится, например, процесс профес­сионального роста, интеллектуального совершенствования работника. Противоположностью линейному процессу является скачкообразное раз­витие, имеющее место при переходе в новое статусное положение, совме­щающееся иногда с изменениями профессиональных обязанностей при освоении смежного вида библиотечной деятельности. Освоение професси­ональных обязанностей смежного вида деятельности может быть проме­жуточным этапом перемещения на более высокую должность в своей «ос­новной» профессии или специализации.

Необходимость анализа вариантов карьерного развития — суще­ственная часть стратегии карьерных изменений, которая может быть пост­роена с учетом внутренней и внешней среды библиотеки и индивидуаль­ных стратегий каждого работника. Это может способствовать постоянно­му развитию человеческих ресурсов. Таким образом, понимание карьеры как непрерывного процесса, расширяющего границы этого нового соци­ального явления, включает производственную, имущественную, соци­альную и административную иерархии.

Идеальная форма карьерного процесса — развитие его по восходяще­му направлению, когда каждая последующая стадия этого процесса отли­чается от предыдущей более высоким уровнем развития способностей и возможностей жизнедеятельности. Она включает в себя достигнутые ра­нее результаты и создает социальный запас прочности для реализации жизненных стратегий.

Главное условие в реализации карьеры — обеспечение взаимодей­ствия двух составляющих: профессиональной и организационной. Это до­стигается решением следующих задач:

• достижением взаимосвязи целей деятельности библиотеки и тру­довой деятельности сотрудника;

• обеспечением направленности планирования карьеры на конкрет­ного сотрудника с целью учета его специфических потребностей;

• обеспечением открытости процесса управления карьерой;

• устранением «карьерных тупиков», в которых практически нет возможности для развития сотрудника;

• изучением карьерного потенциала сотрудников;

• определением путей служебного роста, использование которых удовлетворит количественную и качественную потребности в пер­сонале.

Перечисленные задачи составляют содержание планирования карье­ры, ориентированное на определение стратегии и этапов развития и продви­жения специалистов. Перечень профессиональных и должностных позиций


Индивидуальная работа с персоналом. Планирование карьеры_____ 263

в организации, фиксирующий оптимальное развитие профессионала для за­нятия им определенной позиции в организации, представляет собой карье­рограмму, формализованное представление о том, какой путь должен пройти специалист для того, чтобы получить необходимые знания и овла­деть нужными навыками для эффективной работы на конкретном месте.

Планированием карьеры в библиотеке может заниматься директор, его заместитель, сам сотрудник, его непосредственный руководитель. Ориентация в библиотеке, оценка перспектив, проектирование и реализа­ция роста осуществляются сотрудником; оценка труда и потенциала со­трудника, отбор в резерв, дополнительная подготовка, программа работы с сотрудником и его продвижение — руководителями библиотеки.

Подготовка управленческого резерва — специальная часть планиро­вания карьеры персонала библиотеки. Управленческий резерв — это группа руководителей и специалистов, обладающих способностью к уп­равленческой деятельности, отвечающих требованиям, предъявляемым должностью того или иного ранга, подвергшихся отбору и прошедших си­стематическую целевую квалификационную подготовку.

В зависимости от стратегических планов конкретной библиотеки подготовка управленческого резерва может быть ориентирована на подго­товку резерва функционирования (специалистов, способных обеспечить в будущем эффективное функционирование библиотеки) или резерва раз­вития (специалистов, готовящихся к работе в рамках новых направлений библиотечно-информационной деятельности).

По времени назначения управленческий резерв может состоять из кандидатов, которые могут быть выдвинуты на руководящие должности в настоящее время, или кандидатов, выдвижение которых планируется на один-три года.

В формировании управленческого резерва следует опираться на ряд принципов:

• принцип актуальности резерва — потребность в замещении долж­на быть реальной;

• принцип соответствия кандидата должности;

• требования к квалификации кандидата при работе в определенной должности;

• принцип перспективности кандидата — ориентация на профессио­нальный рост, требования к образованию, возрастной ценз, стаж работы в должности, состояние здоровья, требования к личности кандидата.

Работа с резервом включает несколько этапов: анализ потребности в резерве, формирование списка резерва, подготовка кандидатов.

Анализ потребности в резерве дает возможность определить теку­щую и перспективную потребность в управленческих кадрах, подобрать заместителей руководителей с учетом перспектив их служебного роста.


264__________ _____________ Управление библиотечным персоналом

При формировании списка резерва следует решить, кто из включен­ных в список резерва должен пройти обучение и какую форму подготовки применить к каждому кандидату.

Для формирования списка резерва используют следующие методы:

• анализ документов — отчетов, автобиографий, характеристик, результатов аттестации и др.;

• интервью (деловая беседа) по специально составленному плану для выявления интересующих сведений (стремлений, потребнос­тей, мотивов и т. п.);

• наблюдение за поведением работника в различных ситуациях;

• оценка результатов трудовой деятельности — производительнос­ти труда, качества выполнения работы, выполнения заданий руко­водителя и др.

Наиболее весомыми факторами, учитываемыми при формировании качеств руководителя в резервируемой должности, являются:

• мотивация труда — интерес к профессиональным проблемам и творческому труду, стремление к расширению кругозора, ориен­тация на перспективу, успех и достижения;

• профессионализм и компетентность — образовательный и возраст­ной цензы, стаж работы, уровень профессиональной подготовлен­ности, самостоятельность в принятии решений и умение их реали­зовать, умение вести переговоры, аргументировать и отстаивать свою позицию и др.;

• личные качества — интеллигентность, внимательность, гибкость, доступность, авторитетность, тактичность, коммуникабельность, организаторские склонности, нервно-психическая и эмоциональ­ная устойчивость и т. д.

Для подготовки кандидатов используют следующие методы:

• индивидуальная подготовка под руководством вышестоящего ру­ководителя;

• стажировка в должности в своей или другой организации;

• учеба в институте или на курсах в зависимости от планируемой должности.

Для облегчения процесса адаптации к новой должности необходима социально-психологическая подготовка. Решение проблем быстрого вза­имного приспособления нового руководителя и коллектива достигается путем ориентационных программ, управленческих тренингов, тренингов на командообразование. Одновременно решаются и проблемы сплочения коллектива и повышения эффективности работы (см. также «Подготовка и переподготовка кадров библиотечных работников», «Управление биб­лиотекой (кадры управления)»).


Роль организационной культуры в формировании..._______________ 265







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.