Библиотечныймаркетинг
СОДЕРЖАНИЕ И СПЕЦИФИКА БИБЛИОТЕЧНОГО МАРКЕТИНГА Библиотечный маркетинг — технология управления, ориентированная на максимальное удовлетворение нужд и потребностей реальных и потенциальных пользователей услугами и продукцией библиотеки. Он направлен на совершенствование работы общедоступных библиотек в условиях рыночной экономики, на приспособление их деятельности к изменениям потребностей обслуживаемого района и его населения, на формирование и активизацию спроса на библиотечные услуги. Потребителями библиотечных услуг являются как читатели библиотеки, так и проживающее в районе (зоне) обслуживания библиотеки население, а также находящиеся на ее территории организации, учреждения, предприятия, фирмы, учебные заведения и т. п. Библиотечный маркетинг опирается на общую теорию маркетинга как систему выявления и удовлетворения рыночного спроса и включает как некоммерческий (бесплатный), так и коммерческий (платный). В общедоступных библиотеках, осуществляющих бесплатное библиотечное обслуживание, ведущее место занимает некоммерческий маркетинг. Коммерческий маркетинг является средством дополнительного получения финансовых средств за счет инициативной хозяйственной деятельности, включающей коммерческую (предпринимательскую) деятельность библиотеки; предоставление платных услуг; продажу продукции библиотеки; изыскание дополнительных средств на функционирование библиотеки — фандрейзинг1. 1 Подробнее об инициативной хозяйственной деятельности библиотек см. в разделе «Экономика библиотечной деятельности». Библиотечный маркетинг В библиотечном маркетинге выделяют маркетинг услуг и маркетинг продукции. В общедоступных библиотеках ведущее место занимает предоставление пользователям разнообразных библиотечных, информационных, коммуникативных и сервисных бесплатных и платных услуг1. Тиражирование и распространение интеллектуальной продукции библиотеки (методические материалы, библиографические пособия, путеводители и памятки и т. п.) занимает меньшее место в деятельности общедоступных библиотек. Интеллектуальная продукция чаще всего реализуется в форме продажи, но может распространяться и бесплатно. В структуру библиотечного маркетинга входят книжно-библиотечный2 и библиотечно-информационный маркетинг. Из последнего нередко выделяют, как самостоятельный вид, информационный маркетинг — всестороннее изучение информационных потребностей и их удовлетворение, область информационного бизнеса. Специфика библиотечного маркетинга в общедоступных библиотеках выражается в его преимущественной ориентации на предоставление пользователям бесплатных библиотечно-информационных услуг, на расширение их ассортимента. Платные услуги являются дополнительными, требующими от библиотеки добавочных финансовых и материальных затрат на их предоставление. Их введение в общедоступных библиотеках оправдано лишь при условии, что они повысят качество и культуру обслуживания пользователей. Поэтому неправомерно ограничивать маркетинговую деятельность предоставлением платных услуг. Следует также иметь в виду, что и услуги, предоставляемые бесплатно, имеют свою цену, свою стоимость. Поэтому библиотека должна искать внутренние резервы для экономии средств, для снижения себестоимости бесплатных услуг. Другой специфической чертой библиотечного маркетинга является его социальная ориентация на нужды и потребности населения, на обеспечение социальных гарантий членов общества, на бесплатное библиотечное обслуживание, на свободный доступ к информации. Эта сторона деятельности библиотеки базируется на понятии социального маркетинга. Поэтому библиотеки в своей деятельности должны исходить из морально-этических принципов маркетинга, которые выражаются: • в бесплатном предоставлении основных библиотечных услуг; • в обоснованности, доступности цен на платные услуги для пользователей и бесплатное обслуживание или введение льготных цен 1 Характеристика библиотечных услуг дана в разделе «Библиотечно-библио 2 Вопросы книжно-библиотечного маркетинга рассмотрены в разделе «Библио Содержание и специфика библиотечного маркетинга_____________ 283 для отдельных категорий населения (детей из многодетных семей, инвалидов, беженцев и т. п.); • в недопустимости перевода бесплатных услуг в платные; • в отказе от введения платы за услуги, не требующие от библиотеки дополнительных материально-финансовых и кадровых ресурсов и затрат; • в стремлении заменить платные услуги бесплатными за счет доходов, полученных от инициативной хозяйственной деятельности библиотеки; • в соблюдении этики взаимоотношений с пользователями, конкурентами и партнерами1; • в соблюдении моральных норм рекламной практики. Основными целями библиотечного маркетинга являются: « максимальное удовлетворение нужд и потребностей пользователей в библиотечном обслуживании; • развитие перспективного спроса на библиотечные услуги; • вовлечение в библиотечное обслуживание новых категорий как индивидуальных, так и коллективных пользователей; • формирование и поддержание положительного образа библиотеки у органов местной власти, общественных организаций и населения. Маркетинговая деятельность библиотеки базируется на ряде направлений: 1. Аналитическое (информационное), которое включает анализ: • внешней среды, социально-экономического профиля района обслуживания, численности и состава потенциальных пользователей услугами библиотеки; • потребностей различных групп пользователей в библиотечных услугах; • удовлетворенного и неудовлетворенного спроса на услуги библиотеки среди различных категорий пользователей; • востребованности тех или иных видов библиотечных услуг. 1 О библиотечной этике см. раздел «Управление библиотекой»; о конфликтах в обслуживании читателей см. раздел «Библиотечно-библиографическое обслуживание». Библиотечный маркетинг 2. Стратегическое направление имеет целью определить перспек • слежение за динамикой (изменениями) на рынке информационных, в том числе библиотечных услуг; • прогнозирование перспективных нужд и потребностей пользователей; • сегментацию (дифференциацию) групп пользователей; • выделение приоритетных категорий пользователей и сегментов рынка — позиционирование рынка библиотечных услуг; • выявление конкурентов и возможных партнеров в предоставлении библиотечно-информационных услуг; • формирование ассортимента (номенклатуры) бесплатных и платных услуг и предлагаемой интеллектуальной продукции библиотеки в соответствии с выявленными потребностями; • выбор видов библиотечных услуг, отвечающих нуждам и потребностям отдельных групп пользователей; • определение объема ресурсного обеспечения библиотечно-информационных услуг, себестоимости бесплатных услуг и цен на платные услуги; • разработку системы стимулирования спроса и продвижения библиотечно-информационных услуг к пользователям, рекламы предлагаемых услуг; • создание позитивного общественного имиджа библиотеки. 3. Управленческое направление ориентировано на реализацию мар • контроль за ходом реализации планов и программ маркетинговой деятельности; • анализ ее результатов и корректировку в связи с изменениями ситуации на рынке библиотечно-информационных услуг; • оценку конкурентной способности услуг библиотеки и внесение соответствующих изменений в их ассортимент (номенклатуру); • стратегическое планирование деятельности библиотеки, разработку бизнес-планов. Бизнес-план библиотеки может носить характер как текущего (на один год), так и перспективного (на 3-5 лет). Его задачей является определение целей и стратегии деятельности библиотеки. Он базируется на результатах маркетинговых исследований внешней среды, потребностей пользователей, поведения конкурентов и т. п. Исследование рынка библиотечно-информационных услуг________________ 285 В бизнес-плане отражается: • ассортимент (номенклатура) услуг и интеллектуальной продукции библиотеки, их объем и число предполагаемых индивидуальных и коллективных пользователей; • себестоимость и цены на услуги, предполагаемые поступления денежных средств от реализации платных услуг и направления их расходования; • мероприятия по продвижению услуг к пользователям и стимулированию спроса на них; • материально-финансовые и кадровые ресурсы для реализации оказываемых услуг и внедрения новых. Для реализации этих направлений маркетинговой деятельности в библиотеках выделяется специализированное маркетинговое подразделение (отдел, сектор, группа и т. п.). В его функции входит проведение маркетинговых исследований, стратегическое и текущее планирование маркетинговой деятельности библиотеки, разработка бизнес-планов, координация деятельности всех структурных подразделений библиотеки, осуществляющих предоставление пользователям разнообразных документных, информационных, коммуникативных и сервисных услуг. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|