Здавалка
Главная | Обратная связь

ЦЕНООБРАЗОВАНИЕ НА БИБЛИОТЕЧНУЮ ПРОДУКЦИЮ И УСЛУГИ



Ценообразование — это процесс формирования уровня цен на биб­лиотечные продукты и услуги и определение возможных вариантов их из­менений в зависимости от поставленных целей и осуществляемых затрат в краткосрочном плане и на перспективу.

В публичных библиотеках, предоставляющих своим пользователям бесплатное и платное библиотечно-библиографическое обслуживание, ценообразование, как метод установления и изменения цен на продукцию и услуги, осуществляется посредством двух механизмов: внерыночного — для бесплатных продукции и услуг и рыночного — для платных.

Каждый из этих механизмов ценообразования устанавливает связь между ценой и ценообразующими факторами.

Бесплатное обслуживание в публичных библиотеках, составляющее основу их деятельности, осуществляется в силу признания обществом со­циальной значимости библиотечных продукции и услуг и отнесения их к общественным благам. В роли заказчика и покупателя этих благ выступает государство, действующее от имени общества в интересах пользователей библиотек. С этой целью оно организует деятельность общедоступных биб­лиотек и финансирует из общественных средств (бюджета) их текущие рас­ходы на бесплатное библиотечно-библиографическое обслуживание.

Размер бюджетного финансирования общедоступных библиотек представляет собой «цену» общества, которую оно согласно платить за бесплатно предоставляемые населению продукцию и услуги. В этой «цене» отражаются результаты взаимодействия интересов следующих групп:

• налогоплательщиков, заинтересованных в эффективном расходо­вании общественных средств;

• реальных и потенциальных пользователей публичных библиотек, нуждающихся в удовлетворении своих потребностей в библиотеч­ной продукции и услугах;

• самой библиотеки в лице ее руководства, поставленного перед не­обходимостью возмещения своих затрат на бесплатное библио­течно-библиографическое обслуживание и получения средств на развитие;

• органов власти, устанавливающих приоритеты региональной со­циальной политики, с учетом экономических возможностей тер­ритории;


Ценообразование на библиотечную продукцию и услуги



• общественных организаций и профессиональных сообществ, фор­
мирующих оценки значимости библиотек в социокультурной сре­
де региона.

Согласование этих интересов происходит в ходе внерыночных про­цессов общественного взаимодействия посредством:

• механизмов коллективного принятия решений (голосования на
выборах, референдумов, опросов);

« средств влияния на процесс выработки решений (лоббирования, то есть активного формирования позиции органов власти, публич­ных акций, таких как конференции, демонстрации, пикеты, выс­тупления в СМИ и проч.).

Достижение устойчивого баланса разнонаправленных интересов вы­ражается в принятии определенного политического решения относитель­но нормативов финансирования публичных библиотек из средств регио­нального бюджета в конкретный период времени.

Эти нормативы определяют либо расходы на единицу библиотечно-библиографического обслуживания (затраты на одного жителя, стоимость обслуживания одного пользователя, одного посещения и т. п.), либо про­цент отчислений из бюджета фонда развития культуры и искусства.

Величина бюджетного финансирования отдельной библиотеки опре­деляется ее общественным назначением и рассчитывается на основе при­нятых нормативов с учетом:

• установленного объема и структуры предоставляемых ею населе­нию в зоне обслуживания бесплатных продукции и услуг;

• утвержденных параметров качества обслуживания;

• обеспечения прав конкретных пользователей.

Гарантируемый бюджетным финансированием уровень бесплатного библиотечно-библиографического обслуживания населения региона фик­сируется в ряде регламентирующих документов, в частности в:

• договоре с учредителем;

• уставе библиотеки;

• правилах пользования библиотекой.

Обусловленность величины бюджетного финансирования фиксиро­ванным профилем библиотеки и ограничение возможности диверсифика­ции режима бесплатного библиотечного обслуживания подчиняет ее эко­номические интересы стремлению как можно полнее реализовать свою миссию. Тем не менее, в современных условиях у публичных библиотек имеется возможность влиять на уровень бюджетного финансирования сво­ей деятельности («цену» бесплатного библиотечного обслуживания насе-



Библиотечный маркетинг


ления) через воздействие на обозначенные выше группы влияния, уча­ствующие в процессе принятия решений при распределении региональных бюджетных средств.

С этой целью в библиотеках в рамках маркетинговой деятельности разрабатываются и реализуются неценовые стратегии для:

• оценки, стимулирования и удовлетворения спроса на библиотеч­ную продукцию и услуги, предоставляемые населению бесплатно;

• формирования положительного образа и высокого социального статуса библиотеки в общественном сознании;

• взаимодействия с органами региональной власти, влияющими на распределение бюджетных ассигнований, через распределение бюд­жетных средств, прямо, или косвенно — через законодательную деятельность.

Для формирования решений об увеличении объема финансирования библиотеки, отвечающего интересам ее пользователей и библиотечного коллектива, аналитическое направление библиотечного маркетинга долж­но включать исследования:

• изменений заинтересованности определенных социальных групп населения в деятельности библиотеки в целом или по отдельным направлениям;

• изменений требований пользователей к уровню бесплатного биб­лиотечно-библиографического обслуживания;

• уровня социокультурной значимости библиотеки в общественном сознании региона;

• изменений экономической конъюнктуры на рынках ресурсов (книж­ном, информационном, электронной техники, библиотечно-инфор­мационных технологий, трудовом и т. п.), необходимых библиоте­ке для осуществления библиотечного процесса.

В отличие от бесплатного библиотечного обслуживания деятельность публичных библиотек по предоставлению платных продуктов и услуг на­селению осуществляется с целью привлечения дополнительных финансо­вых ресурсов и повышения материальной заинтересованности библиотеч­ных работников в результатах своего труда. Эти задачи решаются посред­ством рыночного механизма ценообразования в рамках ценового марке­тинга. Его цель — управление ценой предоставляемых платных продукции и услуг в интересах стимулирования спроса на них. В ценовом маркетинге цена и ценообразование выступают как две взаимодействующие его час­ти. При этом ценообразование является активной частью ценового меха­низма и интегрирует в себе затраты на производство продукции и услуг, маркетинговую стратегию библиотеки, состояние ресурсов, спрос, поло­жение конкурентов и другие факторы.


Ценообразование на библиотечную продукцию и услуги



Разработка стратегии ценообразования на платные продукцию и услуги библиотек осуществляется последовательно в шесть этапов:

1 — постановка задач ценообразования, разработка ценовой политики,

2 — определение спроса на продукцию и услуги,

3 — оценка издержек,

4 — анализ цен и товаров конкурентов,

5 — выбор метода ценообразования,

6 — установление окончательной цены.

При постановке задач ценообразования опираются на ранее приня­тые решения по каждому виду продукции и услуг относительно его пози­ционирования на рынке, определяют роль цены и ее место среди средств конкурентной борьбы на данном рынке, вырабатывают ценовую полити­ку, основываясь с одной стороны, на возможностях библиотеки, с другой, на выявленном спросе на продукцию и услуги.

В публичных библиотеках задачами ценообразования по различным продуктам и услугам могут быть:

• максимизация текущей прибыли от платного обслуживания или достижение ее определенного уровня;

• овладение определенной долей рынка продукции или услуг;

• обеспечение выживания библиотеки на данном рынке услуг и про­дукции;

• завоевания лидерства по показателю доли рынка или качества про­дукции и услуг;

• стабилизация цен и нейтрализация конкурентов
и другие оперативные и стратегические задачи.

При разработке ценовой политики библиотеки определяют не толь­ко уровень цен по каждому виду продуктов и услуг, но и линию своего ценового поведения на рынке в зависимости от спроса, предложения, жиз­ненного цикла продукции и услуг, положения библиотеки в ценовом со­перничестве с конкурентами, изменения издержек, ценовых ограничений, возможности установления различной цены на одну и ту же продукцию для разных категорий пользователей в зависимости от их социального по­ложения, платежеспособности и количества приобретаемой ими продук­ции и услуг.

Гибкая ценовая политика библиотеки может быть дополнена гиб­кой политикой условий оплаты, которая тоже содействует поддержанию и стимулированию спроса на определенные продукты и услуги. Пользовате­лям предлагаются удобные им формы расчета за продукцию и оказывае­мые услуги посредством наличных средств, безналичного расчета или бар­тера (обмена на свою продукцию и услуги). Условия оплаты могут предос­тавлять пользователям скидки при большом объеме и регулярности по-


294___________________________________ Библиотечный маркетинг

требления услуг (постоянные пользователи), надбавки за срочность и осо­бое качество, скидки тем, в ком библиотека заинтересована. По времени расчетов за продукцию и услуги пользователям могут быть предложены возможности:

• предварительного расчета со 100%-ной оплатой (абонемент);

• уплаты аванса в оговоренном размере;

• оплата в момент обслуживания или покупки, а также в кредит.

В каждом случае выработка определенной ценовой политики основы­вается на:

• возможностях библиотеки;

• поведении конкурентов;

• выявленном спросе на продукцию и услуги библиотеки.

Определение спроса на предоставляемые пользователям платные продукцию и услуги необходимо, поскольку он определяет верхний пре­дел устанавливаемой цены. Основными факторами, воздействующими на спрос в публичных библиотеках, являются, во-первых, факторы, опреде­ляющие потенциал рынка:

• количество производителей аналогичной продукции и услуг;

• количество потенциальных покупателей данной продукции и услуг;

• экономические возможности (платежеспособность) потенциаль­ных пользователей;

• влияние сезонности и рекламы на потребление.

Во-вторых, психологические факторы, определяющие восприятие пользователями различных цен, и их изменения. Для измерения чувстви­тельности спроса к изменению цен, влияния уровня цен на объем потреб­ления и выявления ценовых порогов в рамках ценового маркетинга прово­дят оценку спроса при различных ценах. Показателем чувствительности спроса на продукцию и услуги к их цене является отношение относитель­ного изменения количества предоставляемых услуг к относительному из­менению в цене.

При анализе влияния цен на спрос на библиотечную продукцию и ус­луги следует учитывать два типа цен:

• цена в стоимостном выражении, связанная с уплатой пользовате­лем определенной денежной суммы;

• цена потребления как сумма дополнительных, не стоимостных затрат или усилий пользователя, связанных с получением им ос­новной услуги или продукции.

Цена потребления отражает стоимость услуги не для библиотеки, а для пользователя. На нее оказывают воздействие три группы факторов, связанные с:


Ценообразование на библиотечную продукцию и услуги_________________ 295

• использованием продукции и услуги. Это параметры качества, удобство использования, комфортность рабочего пространства, скорость предоставления продукции и услуги;

• уровнем организации предоставления продукции и услуг. Его ха­рактеризует технологическое время оформления статуса пользо­вателя в библиотеке и заказа на услугу и время, затрачиваемое пользователем на дорогу до библиотеки;

• психологической ситуацией обслуживания пользователей. Это отношение персонала библиотеки к пользователю, психологиче­ское сопротивление пользователя из-за необходимости менять свои привычки.

Высокая цена потребления библиотечной продукции и услуг может существенно ограничить ценность услуги в глазах пользователей и сни­зить спрос на нее.

Оценка издержек на продукцию и услуги — необходимое условие формирования цены на них. В ценовой стратегии они определяют нижний предел устанавливаемого уровня цены, ниже которого продажа продуктов и услуг убыточна.

При оценке и анализе издержек на продукцию и услуги учитываются постоянные и переменные издержки, которые в сумме составляют пол­ные издержки при данном уровне организации библиотечного процесса.

Анализ цен и товаров конкурентов проводят в библиотеке в том случае, если их продукция и услуги аналогичны тем, которые предлагают­ся пользователям библиотеки. Необходимость такого анализа объясняет­ся тем, что цены конкурентов и их рыночное поведение сказываются на уровне рыночных цен. Анализ цен и товаров конкурентов позволяет биб­лиотеке установить ценовое позиционирование своих продуктов и услуг. С этой целью, используя различные средства, проводят сравнение каче­ства и цены продукции и услуг, производимых конкурентами и библиоте­кой. Если качество не отличается, то в зависимости от задач ценообразо­вания устанавливают либо более низкую цену для завоевания определен­ной доли рынка (например, привлечения отдельных категорий населения), либо ту же цену для получения определенной прибыли. При задаче выжи­вания библиотеки на рынке устанавливают максимально низкие цены. Та­кая же тактика — минимизация цены — принимается и при качестве биб­лиотечной продукции и услуг, уступающем конкурентам. При очевидном превосходстве качества библиотечных продукции и услуг цены на них мо­гут быть выше, чем у конкурентов. При изучении цен и товаров конкурен­тов следует обратить внимание и на предоставляемую ими систему скидок и наценок.

Выбор метода ценообразования — это выбор метода расчета воз­можной цены. В библиотеках используются методы, базирующиеся в ос­новном на:


296_________________________________________ Библиотечный маркетинг

• издержках;

• спросе;

• конкуренции.

В первом случае цена определяется исходя из издержек производства продукции и услуг, стоимости обслуживания и накладных расходов, к ко­торым добавляется расчетная прибыль.

Во втором случае цена определяется после изучения спроса потреби­телей на данный вид продукции и услуг и устанавливается на уровне цено­вого рынка. Этот подход используется к продукции и услугам, для кото­рых цена — ключевой фактор в принятии решений потребителя.

В третьем случае цены могут устанавливаться на уровне рыночных, выше или ниже их. Этот метод ценообразования распространен при кон­куренции аналогичных видов продукции и услуг.

Все три подхода находятся, как правило, во взаимосвязи и взаимодей­ствии.

В библиотеках, помимо цен на платную продукцию и услуги для инди­видуальных пользователей, существует потребность формирования цен на продукцию и услуги, предоставляемые организациям, предприятиям. Эти цены устанавливаются в процессе переговоров и являются договорны­ми. При условии предсказуемости суммы издержек эти цены могут быть фиксированными. В остальных случаях договорная цена может быть за­фиксирована либо после подписания договора, либо быть подвижной, из­меняющейся при изменении исходных договоренностей.

Установление окончательной цены имеет решающее значение для успеха выбранной стратегии ценообразования в стимулировании спроса и достижения коммерческих результатов платного библиотечно-библио­графического обслуживания. При установлении окончательной цены уже в границах выбранной стратегии ценообразования рассматриваются до­полнительные соображения, в частности:

• соответствие цены на данный вид продукции и услуги «ценовому образу» библиотеки;

• реакция конкурентов и возможные ответные меры на их ценовую деятельность;

• соответствие законодательству по государственному регулирова­нию в области ценообразования, налогов с доходов, дотаций к це­нам, стимулирующим производство определенной продукции и услуг и обеспечивающим социальные льготы населению и др.;

• психологический фактор восприятия цен пользователем (исполь­зование приема неокругленных цен и нечетных чисел);

• реакция персонала библиотеки на уровень цен на продукцию и ус­луги.


Продвижение библиотечной продукции и услуг...



Избранная публичной библиотекой ценовая стратегия должна быть доступна пользователям. Ее принципы закрепляются документально в «Положении о платных услугах». В нем должны быть обозначены юриди­ческие и организационные основы платного библиотечно-библиографи­ческогообслуживания в данной библиотеке.

К этому документу прилагается прейскурант цен, который является в настоящее время справочным документом, периодически пересматрива­ющимся.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.