ПРОДВИЖЕНИЕ БИБЛИОТЕЧНОЙ ПРОДУКЦИИ И УСЛУГ. БИБЛИОТЕЧНАЯ РЕКЛАМА
Основной целью маркетинговой деятельности является не введение разнообразных бесплатных и платных услуг, а обеспечение их востребованности пользователями. Реализации этой цели служит продвижение интеллектуальной продукции и услуг библиотеки. Продвижение — это различные формы информации, убеждения пользователей или напоминания об услугах и продукции библиотеки. Основными формами продвижения являются реклама, паблисити, персональная продажа и стимулирование сбыта. Основными задачами продвижения библиотечных услуг являются: • формирование престижного образа (имиджа) библиотеки в сознании населения, спонсоров, представителей местных органов власти и управления, общественных организаций и т. п.; • информирование о новых услугах, введенных библиотекой; • сохранение популярности существующих библиотечных услуг, убеждение пользователей востребовать их; • информирование потенциальных пользователей о времени, месте и условиях предоставления услуг; • акцентирование внимания потенциальных пользователей на специфических свойствах и пользе предлагаемых услуг библиотеки, на бесплатности основных форм обслуживания и относительно низких ценах на дополнительные услуги. Важнейшей формой продвижения библиотечных услуг и интеллектуальной продукции библиотек является библиотечная реклама — информация о библиотеке, ее услугах и продукции с целью оповещения о ней реальных и потенциальных пользователей и стимулирования спроса на эти услуги и продукты. В функции библиотечной рекламы входят формирование спроса на ресурсы, услуги и продукцию библиотеки и популяризация новых библиотечно-информационных услуг. Реклама призвана дать сведения о по- 298___________________________________ Библиотечный маркетинг требительских свойствах услуг, их адресности, предназначении, условиях получения и использования и т. п. Ее цель — повысить популярность библиотеки и спрос на ее ресурсы и услуги. Специфика библиотечной рекламы заключается в том, что это, прежде всего, информация о фондах библиотеки, о ее возможностях удовлетворять информационные потребности различных групп пользователей. В своей рекламной практике библиотеки обязаны руководствоваться Федеральным законом «О рекламе» (1995 г.) и «Кодексом рекламной практики», принятым Ассоциацией работников рекламы (1992 г.). Эти документы определяют этические стандарты рекламной деятельности, в частности недопустимость недобросовестной, недостоверной, заведомо ложной рекламы. Любое рекламное сообщение должно быть честным и правдивым, не содержать сомнительных утверждений и доказательств. Нельзя злоупотреблять доверием пользователей и использовать их неопытность или недостаток знаний. Основными требованиями к библиотечной рекламе являются: • широта охвата реальных и потенциальных пользователей; • соответствие рекламы их нуждам и потребностям; • интенсивность и убедительность; • постоянная обновляемость; • лаконичность, динамизм, достаточность (рациональная фактографическая насыщенность); • легкость запоминания рекламного сообщения; • доходчивость и оперативность; • четкость, красочность, выразительность; • соответствие уровня услуги заявленной рекламе; • соответствие содержания и формы потребностям рынка, интересам отдельных читательских групп. Реклама должна привлечь внимание к услугам библиотеки и ее интеллектуальной продукции, заинтересовать пользователей и убедить их воспользоваться рекламируемой услугой, стимулировать использование библиотечных услуг. Только такая реклама может обеспечить доверие населения к библиотеке, будет служить средством управления решениями пользователей. Библиотечная реклама включает несколько направлений: • информация о библиотечной сети обслуживаемого района в целях ориентации в ней, о возможностях других библиотек сети (например, о получении требуемых изданий по МБА, ВСО и т. п.); • информация о библиотеке и/или ее структурных подразделениях (филиалах, отделах обслуживания и т. п.); • информация о библиотечном фонде, его составе и структуре; • информация об услугах, предоставляемых библиотекой, и о ее интеллектуальной продукции. Продвижение библиотечной продукции и услуг..._______________________ 299 В основе рекламной деятельности библиотеки лежит маркетинговая коммуникация, направленная на поддержание постоянных контактов с рынком в целях распространения сведений о библиотеках, их фондах, ресурсах, продукции и услугах. Рекламная деятельность библиотеки включает следующие этапы: • постановка задач рекламной деятельности; • определение бюджета на рекламу; • создание рекламного сообщения; • выбор средств распространения. В задачи рекламной деятельности входят: • формирование у населения определенного уровня знаний о библиотеке, ее ресурсах, услугах и интеллектуальной продукции; • определение вида рекламного влияния на пользователей (сообщить о существовании услуги или стимулировать ее использование); • определение главного потребителя рекламируемой услуги или продукции библиотеки; • выделение сегментов рынка, которых необходимо охватить рекламой; • изучение потребительского поведения, ответной реакции на рекламу, осведомленности пользователей о предлагаемых услугах. Бюджет на рекламу включает использование бюджетных средств на рекламу бесплатных услуг и доходов от платных услуг, расходы на рекламу которых включаются в их цену и составляют, в среднем, 10% от реализации услуг. В основе рекламной деятельности лежит создание рекламного сообщения — емкой, яркой и образной информации, побуждающей использовать библиотечные ресурсы и услуги. Рекламное сообщение должно раскрывать конкретные характеристики (качества) рекламируемого объекта (библиотеки, ее фондов, ИПС, продукции, услуг). Рекламное сообщение должно отвечать следующим требованиям: • информация, предоставляемая пользователям, должна быть новой; • убеждать в полезности для пользователя рекламируемой услуги, давать ее характеристику; • показывать преимущества и особенности рекламируемой услуги, отличающие ее от других услуг; • раскрывать условия и правила пользования услугой; « учитывать особенности аудитории, к которой обращена реклама, уровень ее знаний о библиотеке и ее возможностях. Процесс создания рекламного сообщения включает формулировку его идеи, содержания и формы. Библиотечный маркетинг Формулирование идеи рекламного сообщения означает выбор подхода, который будет наиболее близок целевой аудитории и воспринят потенциальными пользователями. Реклама одной и той же услуги может быть представлена и в серьезной и в юмористической форме, в рациональном или эмоциональном подходе в зависимости от адресатов рекламы. Содержание рекламного сообщения должно дать ответы на вопросы, что предлагается пользователю, какие преимущества он может извлечь от предлагаемой услуги, где, когда и как он может эту услугу получить. От содержания рекламы зависит и выбор формы рекламного сообщения, внедрения определенного вида рекламы или совокупности рекламных форм. Форма рекламы направлена на эмоциональную сторону ее воздействия и предполагает решение ее графического, шрифтового, иллюстративного, цветового, музыкального и другого оформлений. В рекламной практике библиотек используются разнообразные средства наглядной, устной, печатной и комплексной рекламы, когда применяется набор ее различных средств. Их выбор определяется как с учетом целевой аудитории, на которую рассчитана реклама, так и финансовых возможностей библиотеки. По отношению к целевой аудитории библиотечная реклама подразделяется на внутрибиблиотечную, предназначенную для ее читателей, и внешнюю, ориентированную на потенциальных пользователей. При этом подразумевается, что многие средства рекламной деятельности могут быть использованы в целях как внутрибиблиотечной, так и внешней рекламы. Внутри этого основного деления можно выделить рекламу: • массовую, рассчитанную на широкие круги пользователей, на массовое использование ресурсов и услуг библиотеки; • групповую, ориентированную на определенный сегмент потребительского рынка; • персональную, индивидуальную. По содержанию рекламных сообщений библиотечную рекламу можно подразделить на: • адресную, цель которой информировать население о библиотеке Продвижение библиотечной продукции и услуг..._______________________ 301 • престижную, которая направлена на создание у пользователей Положительный облик (имидж) библиотеки формируется, прежде всего, качеством обслуживания пользователей, качеством предоставляемых им услуг, своевременным предупреждением конфликтов между библиотекой и ее пользователями1. В формировании надежной репутации и доброжелательного мнения о библиотеке, ее возможностях и услугах у населения, органов местной власти, общественных организаций, СМИ, партнеров и конкурентов библиотеки важную роль играет деятельность библиотеки по установлению связей с общественностью — public relations. На имидж библиотеки значительное влияние оказывает рекламная деятельность библиотеки и, прежде всего, престижная реклама, рассчитанная, как правило, на широкую аудиторию. В ее основе лежит индивидуальный, фирменный стиль библиотеки, который способствует закреплению положительной установки на библиотеку, на ее имидж. Фирменный стиль библиотеки складывается из ряда элементов: • фирменный знак — оригинально оформленное графическое изображение, которым библиотека сопровождает свою продукцию; • логотип — словесно-изобразительный символ библиотеки, представляющий собой полное, сокращенное или в виде аббревиатуры название; • слоган — краткая фраза, призыв, девиз, выражающий основную мысль предлагаемой услуги, фирменный лозунг библиотеки. Фирменный знак и логотип образуют фирменный блок библиотеки, который помещается на всех ее изданиях, в рекламной продукции, на бланках, читательских билетах, конвертах, визитках, бэджах (закатанных в пленку ламинированных нагрудных карточках с указанием имени, отчества, фамилии и должности сотрудника библиотеки). К престижной рекламе библиотеки относится сувенирная продукция, которая чаще всего изготовливается к различным юбилейным датам и событиям в жизни библиотеки и распространяется среди реальных и по- 1 О конфликтах в обслуживании читателей см. в разделе «Библиотечно-библиографическое обслуживание». 302___________________________________ Библиотечный маркетинг тенциальных пользователей. Такая сувенирная продукция распространяется, как правило, бесплатно, но может и продаваться. Среди видов такой продукции — фирменные значки, настенные и карманные календари, спичечные этикетки, наклейки с символикой библиотеки и т. п. Рекламная значимость сувенирной продукции повышается, если она содержит помимо представления фирменного облика библиотеки (ее фирменного блока, фотографии здания и т. п.) и некоторые другие (чаще всего адресные) сведения. Например, на почтовой открытке, пластиковой сумке помещается не только фотография здания библиотеки или части ее интерьера, но и сведения об ее адресе, режиме работы и т. д. Созданию положительного образа библиотеки способствует также ее внешний и внутренний вид. Во внешней среде, кроме вывески, большое значение имеет оформление витринных окон библиотеки и различных объявлений. В наше время, когда многие общедоступные библиотеки сдают в аренду (субаренду) часть своих помещений, можно наблюдать, когда вывеска и наружная реклама арендатора выглядят значительно ярче и богаче по сравнению с рекламой основного владельца здания — библиотеки. Привлекательный облик библиотеки создается и внутренним дизайном, интерьером, разумным размещением в ее стенах рекламных материалов (выставок, стендов, плакатов, объявлений и т. п.), а также комфортом для чтения в библиотеке. Основным направлением рекламной деятельности библиотеки является информационная реклама ее ресурсов, интеллектуальной продукции и услуг. Очевидно, что пользователей библиотеки интересует не только сам факт ее существования, но прежде всего возможности удовлетворять с ее помощью свои интересы и потребности. Поэтому наиболее эффективными являются рекламные сообщения, содержащие информацию не только о библиотеке, но и о ее возможностях, ресурсах и услугах. По целевому назначению выделяют следующие виды информационной рекламы: первоначальную, конкурентную и сохранную. Особое значение имеет первоначальная реклама на этапе внедрения новой услуги и ознакомления с ней пользователей. Конкурентная реклама имеет своей целью выделить рекламируемую услугу среди других услуг, показать ее преимущества. Сохранная реклама направлена на поддержание и активизацию спроса на услугу. Наиболее распространенными формами информационной рекламы являются рекламные издания (путеводители, памятки, листовки, буклеты и т. п.), содержащие изложенные в привлекательной форме сведения о структуре библиотеки, составе ее фондов, предлагаемых бесплатных и платных услугах. Наряду с выпуском специальной рекламной продукции библиотеки используют публикацию рекламных сообщений на свободных страницах методических, библиографических и других изданий библиотеки. Продвижение библиотечной продукции и услуг..._______________________ 303 Общедоступные библиотеки активно используют рекламу в местной периодической печати. К сожалению, в связи с высокой стоимостью, значительно реже используется наиболее оперативная форма доведения информации до широкой аудитории — реклама на радио и телевидении. Поэтому библиотеки стремятся давать в СМИ не прямую, а косвенную рекламу в форме статей и заметок о работе библиотеки, интервью с ее сотрудниками и читателями и т. п., готовят для прессы специальные сообщения о своей деятельности — пресс-релизы. В библиотечной практике широко используется реклама ресурсов библиотеки, прежде всего, ее документных фондов, путем организации выездных выставок на конференциях, семинарах, «днях информации», «днях специалиста» и т. п. В библиотечной практике используются различные формы наружной рекламы: рекламные щиты, реклама на бортах транспорта, рекламные плакаты в местах массового посещения населением и т. п. Рекламные стенды и плакаты являются неизменным атрибутом интерьера общедоступных библиотек. Среди рекламных плакатов можно выделить объявления, афиши, календарные планы проведения массовых мероприятий, инструктивно-методические плакаты (об алгоритме поиска в каталогах, базах данных, в сети Интернет, об использовании МБА и ВСО) и др. Реклама в стенах библиотеки направлена, прежде всего, на активное использование ее фондов и возможностей. Среди форм такой рекламы можно назвать открытый доступ к фондам, организацию выставок, проведение в ее стенах различных мероприятий и т. п. В зависимости от конкретной цели рекламной деятельности может быть сделан акцент на информацию о конкретных ресурсах или услугах библиотеки. Так, реклама в СМИ зачастую имеет целью рекламу фондов библиотеки, прежде всего новых поступлений, сообщая одновременно, где, когда и на каких условиях можно получить эти издания для чтения. На рекламу литературы по конкретной теме направлена и выставочная работа вне стен библиотеки. Рекламу одной и той же услуги можно изложить по-разному, в зависимости от того, какой из признаков рекламируемой услуги или продукции будет выдвинут на первый план, на какой сегмент потребительского рынка будет она ориентирована. В одних случаях целесообразно акцентировать внимание на стоимости услуги (бесплатно, по льготной цене и т. п.). В других случаях важно подчеркнуть возможность получить в библиотеке не только библиографическую, но и фактографическую информацию и т. д. В принципе, реклама любой услуги или интеллектуальной продукции является одновременно и рекламой библиотеки, поскольку содержит информацию не только о содержании рекламируемой услуги, но и сведения о том, где, когда и на каких условиях ее можно получить. Такую рекламу называют корпоративной, поскольку она дает представление о всех сторонах деятельности библиотеки: ее местонахождении, правилах пользования, со- 304_________________________________________ Библиотечный маркетинг ставе и структуре документных фондов и информационно-поискового аппарата, о проводимых массовых мероприятиях, сервисных услугах и т. д. Рекламная деятельность библиотеки не сводится к использованию разнообразных средств рекламы. Важным ее направлением является распространение рекламных материалов и обеспечение результативности ее рекламной политики. Эта результативность обеспечивается: • качеством, насыщенностью, яркостью и образностью рекламных сообщений; • правильным выбором сегментов потребительского рынка, на которые рассчитана реклама; • выбором форм и методов доведения рекламных сообщений до пользователей; • анализом результативности отдельных форм и видов рекламы. Эффективность библиотечной рекламы определяется количеством пользователей библиотекой и/или ее услугами и частотой обращения к ее услугам. Низкая результативность рекламы может быть связана со стилем рекламных сообщений (низкой запоминаемостью, перегруженностью текстом), плохим оформлением (дизайном). На ее результативность отрицательно влияет перегруженность рекламой, когда, например, в помещении библиотеки или ее структурных подразделений размещается такое количество выставок, объявлений и плакатов, которые к тому же длительное время не меняются и не обновляются — они уже не воспринимаются посетителями. Поэтому обновляемость рекламы, ее новизна и оригинальность являются важным условием результативности рекламы. Реклама услуги в новой форме рекламного сообщения будет способствовать стимулированию спроса на нее. Важное место среди мер по продвижению библиотечной продукции и услуг принадлежит персональной продаже. В широком плане персональная продажа библиотечных услуг базируется на понятиях «индивидуальная работа с читателем», «индивидуальное обслуживание», на средствах библиотечной рекламы, адресованных индивидуальным пользователям. В ее основе лежит устная презентация (представление) библиотечной услуги в процессе непосредственного общения с реальным или потенциальным пользователем, убеждение его воспользоваться предлагаемой услугой. Устная реклама преследует две основные цели; • оказание помощи читателям библиотеки в удовлетворении их чи 1 Методы индивидуальной работы с читателями рассмотрены в разделе «Библиотечно-библиографическое обслуживание». Продвижение библиотечной продукции и услуг..._________________________ 305 • привлечение к пользованию библиотекой и ее услугами потенци Библиотекари общаются с потенциальными пользователями по месту их работы или проживания. Например, посещают руководителей организаций, фирм с целью информировать о полезных для них ресурсах и услугах библиотеки. В сельской местности библиотекари в этих целях используют подворный обход. Наряду с прямыми контактами с потенциальными пользователями библиотеки практикуют индивидуальную информацию по телефону, а также индивидуальную рассылку проспектов и памяток о библиотеке и ее услугах, приглашений на ее мероприятия и т. п. Библиотеки рассылают по организациям, учреждениям, фирмам на своих фирменных бланках письма с информацией о своих ресурсах и услугах. Как правило, такие письма адресуются конкретным организациям и раскрывают возможности библиотеки в предоставлении профильной информации. В более узком смысле под персональной продажей понимаются особые условия предоставления библиотечных услуг отдельным категориям пользователей. К ним относится бесплатное предоставление услуг отдельным категориям граждан (детям, инвалидам, беженцам и т. п.), которые для остальных категорий являются платными, предоставление льгот и скидок на получение отдельных услуг. Например, льготная цена на ночной абонемент для студентов, скидка на оплату ксерокопирования при заказе нескольких экземпляров копии и т. п. В настоящее время в библиотеках, вошедших в сеть Интернет, в целях рекламы возможностей предоставляют читателям пользование сетью в течение какого-то периода времени либо бесплатно, либо по льготной цене. К персональным продажам относится также и обучение читателей пользованию услугами, особенно теми, которые предоставляются в компьютерном режиме (автоматизированные ИПС, Интернет и т. п.). Еще одним направлением продвижения услуг является стимулирование сбыта — комплекс мероприятий, основной задачей которых является обеспечение стабильности и увеличение объема использования ресурсов и услуг библиотеки. К целям стимулирования сбыта относится: • создание и закрепление образа предлагаемой услуги в сознании пользователей; • формирование у населения спроса на библиотечные услуги и создание условий проявления спроса на определенную услугу; • поддержание потребительского спроса на услугу на протяжении всего ее жизненного цикла с целью увеличения объема потребления услуги, увеличения числа новых пользователей. 306___________________________________ Библиотечный маркетинг Стимулирование сбыта направлено на распространение сведений о достоинствах предлагаемых услуг, убеждения пользователей в том, что данная услуга является средством удовлетворения их конкретных потребностей. Поэтому в основе стимулирования лежит, прежде всего, рекламная деятельность библиотеки. Однако, поскольку применение рекламы еще не означает, что рекламируемая услуга будет активно пользоваться спросом, то для ее стимулирования библиотеки используют и другие пути. К ним относятся следующие направления: • стимулирование с помощью цен, то есть введение различных льгот, скидок и, стимулирующих сбыт; • стимулирование спроса с помощью игр, то есть проведение различных библиотечных конкурсов, лотерей и поощрение победителей; • стимулирование сбыта путем различных неповторяющихся сбытовых усилий: презентации интеллектуальной продукции библиотеки, демонстрации продукции и услуг (выставки, каталоги, сувениры). Стимулированию сбыта содействуют различные дополнительные сервисные услуги при использовании основных библиотечно-информационных ресурсов и услуг. К ним относятся, например, доставка литературы на дом или по месту работы пользователя (для лиц, не могущих по состоянию здоровья посещать библиотеку, — бесплатно, для остальных пользователей — за плату), выдача литературы из фонда читального зала на дом (на ночь, на выходной день библиотеки) и другие сервисные услуги, упрощающие и облегчающие использование ресурсов и услуг библиотеки. Стимулирование сбыта имеет преимущества по сравнению с другими инструментами продвижения. Оно позволяет быстро и интенсивно воздействовать на спрос. Организация продвижения услуг и интеллектуальной продукции, рекламной деятельности библиотеки, стимулирование сбыта ее ресурсов, планирование и исследование его эффективности является одной из основных задач маркетинговых служб общедоступных библиотек. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|