ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ
Маркетинговые исследования — это систематический сбор, упорядочение и анализ данных о состоянии библиотечно-информационного рынка, о потребностях физических и юридических лиц в библиотечно-информационной продукции и услугах, о спросе на них и уровне сбыта в целях маркетингового планирования производства и сбыта услуг. Они включают качественный и количественный анализ экономических и социальных факторов, оказывающих влияние на востребованность и сбыт библиотечных услуг/продукции в целях получения достоверной информации и принятия стратегических решений. На основе таких исследований осуществляется стратегическое планирование деятельности библиотеки, направленное на удовлетворение перспективных нужд и потребностей пользователей. Исследование рынка библиотечно-информационных услуг предполагает сбор сведений, его характеризующих. Выделяют два уровня показателей, характеризующих библиотечно-информационный рынок: макро- и микроуровень. К показателям, характеризующим макроуровень рынка библиотечно-информационных услуг (окружающей маркетинговой среды), относятся демографические, географические, экономические, культурные, Библиотечный маркетинг этнические и другие факторы, влияющие на потребительский спрос. Изучаются и анализируются сведения о социально-экономическом профиле района обслуживания библиотеки; численности и составе населения; о состоянии экономики, культуры, просвещения; о сети предприятий, учреждений, организаций; о деятельности библиотек и информационных центров в районе обслуживания публичной библиотеки. Исследование внешней среды включает не только выявление организаций, учреждений, учебных заведений и т. п., расположенных в зоне обслуживания публичной библиотеки, но и их потребностей в библиотечно-информационной продукции и услугах. При этом важно выявить, обладает ли организация собственными возможностями обеспечения библиотечно-информационными услугами (библиотекой, информационной службой и т. п.); пользуется ли услугами других библиотек, органов НТИ, коммерческих информационных структур и т. п., которые для данной публичной библиотеки являются конкурентами; какие конкретные услуги/продукцию хотела бы получать данная организация от публичной библиотеки. Наряду с оценкой общих для организации потребностей в библиотечных услугах/продукции выявляются и индивидуальные потребности потенциальных пользователей. Эти сведения позволяют, с одной стороны, разработать стратегию маркетинговой деятельности библиотеки в ее районе обслуживания, а с другой — выявить конкурентов, оказывающих аналогичные услуги. При исследовании микроуровня библиотечного маркетинга изучается состав реальных потребителей библиотечных услуг по категориям пользователей, их статистическое распределение по видам услуг. Изучается объем реализации услуг и продукции библиотеки, сумма реализации платных услуг в целом и по каждой услуге, сбытовые расходы и полученные доходы. В изучении библиотечно-информационного рынка используются экономические, статистические и социологические методы исследования: интервью с руководителями организаций, анкетирование реальных и потенциальных пользователей и др. Важным направлением исследования рынка библиотечно-информационных услуг является выявление конкурентов. Анализ конкурентов имеет целью выявить, какие организации могут быть конкурентами библиотеки. Такими конкурентами чаще всего являются не другие библиотеки, а организации, занятые совсем иной деятельностью, но претендующие на освоение свободного времени населения (видеотеки, книжные магазины, клубы, любительские объединения и т. п.), на информационную поддержку профессиональной деятельности (информационно-аналитические центры), на оказание помощи в обучении (различные курсы, консультационные центры и т. д.). Поэтому важно выявить, какого качества и по какой Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг цене они предлагают свои услуги, нацелены ли они на сотрудничество или на противостояние, на конкурентную борьбу. Выявление конкурентов направлено на определение конкурентоспособности библиотеки, то есть такого сочетания качества и стоимости библиотечных услуг, которое позволит выдержать конкуренцию с другими производителями аналогичных или близких услуг/продукции. В достижении конкурентоспособности библиотеки важным является не только выявление реальных и потенциальных конкурентов и налаживание с ними партнерских контактов. Основным путем нейтрализации конкурентов является организация взаимодействия с ними, включающая две взаимосвязанные стороны: координацию и кооперацию. Координация обозначает распределение потребительского рынка и номенклатуры услуг между конкурентами. Кооперирование — объединение средств и возможностей партнеров на базе совместного удовлетворения потребностей тех или иных сегментов потребительского рынка. В последние годы в деятельности библиотек явно преобладает стремление к кооперации деятельности. Взаимодействие конкурентов (партнеров) обычно закрепляется в договорных отношениях. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|