Здавалка
Главная | Обратная связь

ИССЛЕДОВАНИЕ РЫНКА БИБЛИОТЕЧНО-ИНФОРМАЦИОННЫХ УСЛУГ



Маркетинговые исследования — это систематический сбор, упоря­дочение и анализ данных о состоянии библиотечно-информационного рынка, о потребностях физических и юридических лиц в библиотечно-информационной продукции и услугах, о спросе на них и уровне сбыта в целях маркетингового планирования производства и сбыта услуг.

Они включают качественный и количественный анализ экономичес­ких и социальных факторов, оказывающих влияние на востребованность и сбыт библиотечных услуг/продукции в целях получения достоверной ин­формации и принятия стратегических решений. На основе таких исследо­ваний осуществляется стратегическое планирование деятельности биб­лиотеки, направленное на удовлетворение перспективных нужд и потреб­ностей пользователей.

Исследование рынка библиотечно-информационных услуг предпола­гает сбор сведений, его характеризующих. Выделяют два уровня показате­лей, характеризующих библиотечно-информационный рынок: макро- и микроуровень.

К показателям, характеризующим макроуровень рынка библиотеч­но-информационных услуг (окружающей маркетинговой среды), отно­сятся демографические, географические, экономические, культурные,



Библиотечный маркетинг


этнические и другие факторы, влияющие на потребительский спрос. Изу­чаются и анализируются сведения о социально-экономическом профиле района обслуживания библиотеки; численности и составе населения; о состоянии экономики, культуры, просвещения; о сети предприятий, уч­реждений, организаций; о деятельности библиотек и информационных центров в районе обслуживания публичной библиотеки.

Исследование внешней среды включает не только выявление органи­заций, учреждений, учебных заведений и т. п., расположенных в зоне об­служивания публичной библиотеки, но и их потребностей в библиотечно-информационной продукции и услугах. При этом важно выявить, обладает ли организация собственными возможностями обеспечения библиотечно-информационными услугами (библиотекой, информационной службой и т. п.); пользуется ли услугами других библиотек, органов НТИ, коммер­ческих информационных структур и т. п., которые для данной публичной библиотеки являются конкурентами; какие конкретные услуги/продук­цию хотела бы получать данная организация от публичной библиотеки.

Наряду с оценкой общих для организации потребностей в библиотеч­ных услугах/продукции выявляются и индивидуальные потребности по­тенциальных пользователей. Эти сведения позволяют, с одной стороны, разработать стратегию маркетинговой деятельности библиотеки в ее райо­не обслуживания, а с другой — выявить конкурентов, оказывающих ана­логичные услуги.

При исследовании микроуровня библиотечного маркетинга изучает­ся состав реальных потребителей библиотечных услуг по категориям пользователей, их статистическое распределение по видам услуг. Изуча­ется объем реализации услуг и продукции библиотеки, сумма реализации платных услуг в целом и по каждой услуге, сбытовые расходы и получен­ные доходы.

В изучении библиотечно-информационного рынка используются экономические, статистические и социологические методы исследования: интервью с руководителями организаций, анкетирование реальных и по­тенциальных пользователей и др.

Важным направлением исследования рынка библиотечно-информа­ционных услуг является выявление конкурентов. Анализ конкурентов имеет целью выявить, какие организации могут быть конкурентами биб­лиотеки.

Такими конкурентами чаще всего являются не другие библиотеки, а организации, занятые совсем иной деятельностью, но претендующие на освоение свободного времени населения (видеотеки, книжные магазины, клубы, любительские объединения и т. п.), на информационную поддерж­ку профессиональной деятельности (информационно-аналитические цен­тры), на оказание помощи в обучении (различные курсы, консультацион­ные центры и т. д.). Поэтому важно выявить, какого качества и по какой


Сегментация рынка библиотечно-информационных услуг



цене они предлагают свои услуги, нацелены ли они на сотрудничество или на противостояние, на конкурентную борьбу.

Выявление конкурентов направлено на определение конкурентос­пособности библиотеки, то есть такого сочетания качества и стоимости библиотечных услуг, которое позволит выдержать конкуренцию с други­ми производителями аналогичных или близких услуг/продукции.

В достижении конкурентоспособности библиотеки важным является не только выявление реальных и потенциальных конкурентов и налажива­ние с ними партнерских контактов. Основным путем нейтрализации кон­курентов является организация взаимодействия с ними, включающая две взаимосвязанные стороны: координацию и кооперацию.

Координация обозначает распределение потребительского рынка и номенклатуры услуг между конкурентами. Кооперирование — объедине­ние средств и возможностей партнеров на базе совместного удовлетворе­ния потребностей тех или иных сегментов потребительского рынка. В пос­ледние годы в деятельности библиотек явно преобладает стремление к ко­операции деятельности. Взаимодействие конкурентов (партнеров) обыч­но закрепляется в договорных отношениях.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.