Особенности деятельности public relations в библиотеках
Термин «public relations» переводят как «связи с общественностью», что неточно передает его смысл, так как «общественность» — понятие неконкретное, а в слове «связи» нет оценочного элемента, который в дей- Деятельность библиотеки по установлению... связей с общественностью 307 ствительности всегда присутствует в общественном мнении по отношению к данной организации. Поэтому вслед за большинством публикаций, в которых либо приводится англоязычное написание термина, либо дается его аббревиатура PR, будем употреблять эти же обозначения. Public relations — это деятельность, направленная на формирование делового имиджа с использованием правдивой и оперативной информации; это комплекс продуманных и спланированных усилий по установлению атмосферы взаимопонимания между организацией и ее окружением. По мере демократизации общественной жизни, с одной стороны, и развития рыночной экономики, с другой, значимость деятельности PR возрастает. Успех любой организации начинает все больше зависеть от ее признания самыми различными категориями граждан, мнение которых способно изменять правительственные планы, ускорять или замедлять решение социальных проблем, обеспечивать поддержку тех учреждений, которые благотворно влияют на развитие региона и страны. Все это в полной мере относится к работе библиотек, которым необходимо планомерно и целенаправленно формировать положительный образ своих учреждений. Только широко известные и пользующиеся авторитетом библиотеки имеют шансы на финансовую поддержку со стороны властных и деловых структур, на получение выгодных предложений от издательств и книжных магазинов, на участие в исследовательских проектах и реализацию крупномасштабных культурных программ. Вместе с тем деятельность PR в библиотечной сфере имеет ряд особенностей. Во-первых, в обыденном сознании существует стереотип простоты библиотечного труда. Даже наиболее компетентные читатели представляют себе лишь очень небольшую часть библиотечных процессов. Причем, чем быстрее они получают необходимую литературу или информацию, тем проще кажется им библиотечная технология. Поэтому стремление библиотеки к увеличению ассигнований и штата часто вызывает непонимание. Пытаясь найти выход из этого положения, Б. Ашервуд назвал пособие, посвященное PR, «Видимая библиотека», подчеркивая самим названием то, что властным структурам и населению большинство проблем, с которыми сталкивается библиотека, просто неизвестно. (2] Положение не изменило, а еще более усугубило широкое использование в библиотеках информационных технологий. Начал формироваться образ «виртуальной» библиотеки, которая заменит ныне существующие. Все чаще звучат утверждения о том, что время книжной культуры проходит и начинается эпоха культуры экранной. И даже те читатели, которые не разделяют эти взгляды, полагают, что информационные технологии упрощают библиотечный труд, тогда как в действительности они, неизмеримо расширяя возможности обслуживания, лишь повышают его сложность. Во-вторых, потребности населения в литературе, а значит, и в библиотечном обслуживании, относятся к категории «отложенного опроса» по отношению, например, к таким первостепенным, как потребности в меди- 308___________________________________ Библиотечный маркетинг цинских услугах, жилище, продуктах питания. «Библиотеки полезны, но не необходимы» |4], а та информация, без которой общество действительно обойтись не может, предоставляется не только библиотеками. Именно в этом кроется причина финансирования отрасли по остаточному принципу. В-третьих, в библиотечной сфере, как нигде более, мнение населения о качестве обслуживания зависит не только от полноты и оперативности выполнения запросов, но и от уровня информационной культуры читателей. Эта зависимость особенно ярко проявляется в ситуациях профессионального или делового чтения. Известно, что чем реже обращается специалист в библиотеку, чем менее ориентируется он в потоке информации, тем более склонен обвинять в невозможности нахождения нужных сведений библиотекаря. В действительности же эти материалы могут просто отсутствовать в том виде и в той формулировке, в которой их предполагал найти читатель. Значит, формируя имидж библиотеки, надо стремиться: • соотносить ее деятельность с ценностями демократического общества и с правом личности на свободный доступ к информации; декларировать те обязательства по удовлетворению потребностей населения, которые библиотека берет на себя; • понятно и в сфере интересов населения раскрывать существо библиотечного труда и причины его усложнения; • своевременно оповещать о всех существенных изменениях в деятельности библиотек, показывая, что они всегда направлены на повышение качества и комфортность обслуживания; • не скрывать от общественности кризисные ситуации, правдиво объясняя их причины и рассказывая о действиях, предпринимаемых для их устранения; открыто привлекать население на защиту библиотеки и оказание ей помощи; • повышать уровень информационной культуры людей, связывая успешность обслуживания и будущее библиотек с компетентностью читателей. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|