Здавалка
Главная | Обратная связь

Особенности деятельности public relations в библиотеках



Термин «public relations» переводят как «связи с общественностью», что неточно передает его смысл, так как «общественность» — понятие неконкретное, а в слове «связи» нет оценочного элемента, который в дей-


Деятельность библиотеки по установлению... связей с общественностью 307

ствительности всегда присутствует в общественном мнении по отношению к данной организации. Поэтому вслед за большинством публикаций, в ко­торых либо приводится англоязычное написание термина, либо дается его аббревиатура PR, будем употреблять эти же обозначения.

Public relations — это деятельность, направленная на формирование делового имиджа с использованием правдивой и оперативной информации; это комплекс продуманных и спланированных усилий по установлению атмосферы взаимопонимания между организацией и ее окружением.

По мере демократизации общественной жизни, с одной стороны, и развития рыночной экономики, с другой, значимость деятельности PR воз­растает. Успех любой организации начинает все больше зависеть от ее при­знания самыми различными категориями граждан, мнение которых спо­собно изменять правительственные планы, ускорять или замедлять реше­ние социальных проблем, обеспечивать поддержку тех учреждений, кото­рые благотворно влияют на развитие региона и страны.

Все это в полной мере относится к работе библиотек, которым необ­ходимо планомерно и целенаправленно формировать положительный об­раз своих учреждений. Только широко известные и пользующиеся автори­тетом библиотеки имеют шансы на финансовую поддержку со стороны властных и деловых структур, на получение выгодных предложений от издательств и книжных магазинов, на участие в исследовательских проек­тах и реализацию крупномасштабных культурных программ.

Вместе с тем деятельность PR в библиотечной сфере имеет ряд осо­бенностей. Во-первых, в обыденном сознании существует стереотип про­стоты библиотечного труда. Даже наиболее компетентные читатели пред­ставляют себе лишь очень небольшую часть библиотечных процессов. Причем, чем быстрее они получают необходимую литературу или инфор­мацию, тем проще кажется им библиотечная технология. Поэтому стрем­ление библиотеки к увеличению ассигнований и штата часто вызывает не­понимание. Пытаясь найти выход из этого положения, Б. Ашервуд назвал пособие, посвященное PR, «Видимая библиотека», подчеркивая самим на­званием то, что властным структурам и населению большинство проблем, с которыми сталкивается библиотека, просто неизвестно. (2]

Положение не изменило, а еще более усугубило широкое использова­ние в библиотеках информационных технологий. Начал формироваться образ «виртуальной» библиотеки, которая заменит ныне существующие. Все чаще звучат утверждения о том, что время книжной культуры проходит и начинается эпоха культуры экранной. И даже те читатели, которые не раз­деляют эти взгляды, полагают, что информационные технологии упрощают библиотечный труд, тогда как в действительности они, неизмеримо расши­ряя возможности обслуживания, лишь повышают его сложность.

Во-вторых, потребности населения в литературе, а значит, и в библио­течном обслуживании, относятся к категории «отложенного опроса» по от­ношению, например, к таким первостепенным, как потребности в меди-


308___________________________________ Библиотечный маркетинг

цинских услугах, жилище, продуктах питания. «Библиотеки полезны, но не необходимы» |4], а та информация, без которой общество действительно обойтись не может, предоставляется не только библиотеками. Именно в этом кроется причина финансирования отрасли по остаточному принципу.

В-третьих, в библиотечной сфере, как нигде более, мнение населения о качестве обслуживания зависит не только от полноты и оперативности вы­полнения запросов, но и от уровня информационной культуры читателей. Эта зависимость особенно ярко проявляется в ситуациях профессиональ­ного или делового чтения. Известно, что чем реже обращается специалист в библиотеку, чем менее ориентируется он в потоке информации, тем более склонен обвинять в невозможности нахождения нужных сведений библио­текаря. В действительности же эти материалы могут просто отсутствовать в том виде и в той формулировке, в которой их предполагал найти читатель.

Значит, формируя имидж библиотеки, надо стремиться:

• соотносить ее деятельность с ценностями демократического об­щества и с правом личности на свободный доступ к информации; декларировать те обязательства по удовлетворению потребностей населения, которые библиотека берет на себя;

• понятно и в сфере интересов населения раскрывать существо биб­лиотечного труда и причины его усложнения;

• своевременно оповещать о всех существенных изменениях в дея­тельности библиотек, показывая, что они всегда направлены на повышение качества и комфортность обслуживания;

• не скрывать от общественности кризисные ситуации, правдиво объясняя их причины и рассказывая о действиях, предпринимае­мых для их устранения; открыто привлекать население на защиту библиотеки и оказание ей помощи;

• повышать уровень информационной культуры людей, связывая успешность обслуживания и будущее библиотек с компетентно­стью читателей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.