Имидж библиотеки: содержательный аспект
Деятельность PR базируется на ценностях организационной культуры и, прежде всего, на представлении о миссии и основных целях деятельности библиотеки, ее предназначении. Миссия выступает как визитная карточка библиотеки во внешнем мире. Но формируемый имидж тогда способен оказывать воздействие на общественное мнение, когда он социально обусловлен, соотнесен с этическими идеалами, близкими людям и ими разделяемыми. В повседневной практике библиотека, как и любая социальная организация, сталкивается с параллельным существованием трех различных образов: идеальным, зеркальным и реальным. Деятельность библиотеки по установлению... связей с общественностью 309 Идеальный имидж — тот, к которому библиотека стремится. Он отражает направление движения, стремления, генеральные цели деятельности. Идеальный имидж всегда остается таковым, так как по мере достижения намеченного ставятся новые, еще более сложные задачи. Идеальный имидж служит критерием оценки перспективных планов и текущих решений. В зеркальном имидже отражается мнение сотрудников о привлекательности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании к ней властных структур и населения. Реальный имидж характеризует действительное отношение различных групп граждан к библиотеке, их удовлетворенность качеством обслуживания, понимание значимости общественного книгоиспользования. Естественно, что зеркальный и реальный образы не совпадают и не должны совпадать с идеальным. О результативности работы библиотеки, в том числе и деятельности PR, судят по совпадению: • направленности зеркального и реального образов в сторону идеального; • зеркального образа в представлении руководства и персонала библиотеки; • зеркального и реального образов, то есть единстве мнений читателей и библиотекарей о комфортности и качестве обслуживания; • реального образа с тем, который стремится формировать библиотека и который она подтверждает своей повседневной деятельностью. Многочисленные исследования, проведенные разными библиотеками страны, показывают, что такое соответствие достигается далеко не всегда. Поэтому очень важно осуществлять постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений читателей и библиотекарей, добиваясь их максимального сближения. Это однако совсем не простая PR-задача, формулируемая как систематическое изучение соответствия поведения организации ожиданиям общественности. Поэтому в создаваемом образе должна проявляться та польза, которую библиотека приносит читателю, а не технологические процессы, даже если это новейшие информационные средства, и не оказываемые услуги, характеризуемые вне их направленности на определенные группы населения. Специалисты в области PR подчеркивают, что образ наделяет организацию свойствами, лежащими за пределами ее повседневной деятельности, вне той качественной определенности, с которой соприкасается любой потребитель услуг данной организации. Фонды библиотеки, ее читальные залы и кафедры обслуживания, СБА, проводимые мероприятия — вот та качественная определенность, с которой имеют дело читатели. Сведения о всех этих составляющих могут и должны находить место в справочниках-путеводителях, облегчающих ориентацию в библиотеке и самостоятельный поиск инфор- 310 __________________________________ Библиотечный маркетинг мации. Имидж же формируется исходя из иных представлений и раскрывает миссию и те обязательства, которые библиотека принимает на себя. Идеальный образ первоначально всегда возникает в сознании руководства и персонала учреждения. Поэтому он сначала оказывается выраженным на профессиональном языке, а затем встает проблема его перевода с языка производителя библиотечно-библиографической продукции и услуг на язык пользователей. Для этого стремятся найти те стороны их жизни и деятельности, которые обеспечиваются, претерпевают положительные изменения под воздействием библиотеки. Это требует постоянного изучения потребительских свойств предоставляемых услуг, умения рассказать о них в сфере интересов различных групп населения. Формируя общественное мнение, привлекая внимание к своей деятельности, библиотека декларирует гарантии доступа к информации для всех граждан, независимо от их социального статуса, образования, материального достатка. А доступность информации, в свою очередь, связывают с социальной защитой и интеллектуальной свободой личности, обеспечением возможности самообразования, расширения общекультурного и профессионального кругозора, корректировки поведения в соответствии с внешними изменениями. Библиотека, открывающая любому человеку доступ к накопленным обществом знаниям и предлагающая удобные именно для него пути получения нужной информации — вот идеальный образ, который она стремится формировать в сознании самых разных социальных групп, начиная от представителей властных структур, деятелей науки и культуры, учащейся молодежи и кончая наименее защищенными категориями граждан, потерявшими работу или по состоянию здоровья не имеющими возможность ее получить. Именно для того, чтобы быть способной предоставить каждому читателю нужные ему материалы, библиотеке требуются средства на комплектование фонда традиционными и электронными документами, создание автоматизированных информационных систем, подключение к компьютерным сетям связи. Эти общие цели деятельности декларирует любая библиотека, поэтому так же как представление о миссии и ценностях, они на корпоративном уровне формируются профессиональными ассоциациями и объединениями. Вместе с тем, воздействуя на общественное мнение, каждая конкретная библиотека стремится выявить и показать свою специфику, только ей присущие особенности. Деятельность PR, однако, нельзя рассматривать как внешнюю политику. Ее успех определяется тем, насколько создаваемый образ подтверждается качеством повседневного обслуживания или насколько совпадают декларируемые обязательства с их реальным выполнением. Именно поэтому задачи повышения престижа затрагивают все стороны деятельности библиотеки и имеют отношение к каждому из ее сотрудников. Деятельность библиотеки по установлению... связей с общественностью 311 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|