Здавалка
Главная | Обратная связь

Имидж библиотеки: содержательный аспект



Деятельность PR базируется на ценностях организационной культу­ры и, прежде всего, на представлении о миссии и основных целях деятель­ности библиотеки, ее предназначении. Миссия выступает как визитная карточка библиотеки во внешнем мире. Но формируемый имидж тогда способен оказывать воздействие на общественное мнение, когда он соци­ально обусловлен, соотнесен с этическими идеалами, близкими людям и ими разделяемыми.

В повседневной практике библиотека, как и любая социальная орга­низация, сталкивается с параллельным существованием трех различных образов: идеальным, зеркальным и реальным.


Деятельность библиотеки по установлению... связей с общественностью 309

Идеальный имидж — тот, к которому библиотека стремится. Он отра­жает направление движения, стремления, генеральные цели деятельности. Идеальный имидж всегда остается таковым, так как по мере достижения на­меченного ставятся новые, еще более сложные задачи. Идеальный имидж служит критерием оценки перспективных планов и текущих решений.

В зеркальном имидже отражается мнение сотрудников о привлека­тельности библиотеки для читателей, ее репутации, о внимании к ней вла­стных структур и населения.

Реальный имидж характеризует действительное отношение различ­ных групп граждан к библиотеке, их удовлетворенность качеством обслу­живания, понимание значимости общественного книгоиспользования.

Естественно, что зеркальный и реальный образы не совпадают и не должны совпадать с идеальным. О результативности работы библиотеки, в том числе и деятельности PR, судят по совпадению:

• направленности зеркального и реального образов в сторону иде­ального;

• зеркального образа в представлении руководства и персонала би­блиотеки;

• зеркального и реального образов, то есть единстве мнений читате­лей и библиотекарей о комфортности и качестве обслуживания;

• реального образа с тем, который стремится формировать библио­тека и который она подтверждает своей повседневной деятель­ностью.

Многочисленные исследования, проведенные разными библиотеками страны, показывают, что такое соответствие достигается далеко не всегда. Поэтому очень важно осуществлять постоянный мониторинг мнений, взглядов, предпочтений читателей и библиотекарей, добиваясь их макси­мального сближения.

Это однако совсем не простая PR-задача, формулируемая как систе­матическое изучение соответствия поведения организации ожиданиям об­щественности. Поэтому в создаваемом образе должна проявляться та польза, которую библиотека приносит читателю, а не технологические процессы, даже если это новейшие информационные средства, и не оказы­ваемые услуги, характеризуемые вне их направленности на определенные группы населения.

Специалисты в области PR подчеркивают, что образ наделяет органи­зацию свойствами, лежащими за пределами ее повседневной деятельности, вне той качественной определенности, с которой соприкасается любой по­требитель услуг данной организации. Фонды библиотеки, ее читальные залы и кафедры обслуживания, СБА, проводимые мероприятия — вот та качествен­ная определенность, с которой имеют дело читатели. Сведения о всех этих со­ставляющих могут и должны находить место в справочниках-путеводителях, облегчающих ориентацию в библиотеке и самостоятельный поиск инфор-


310 __________________________________ Библиотечный маркетинг

мации. Имидж же формируется исходя из иных представлений и раскрывает миссию и те обязательства, которые библиотека принимает на себя.

Идеальный образ первоначально всегда возникает в сознании руко­водства и персонала учреждения. Поэтому он сначала оказывается выра­женным на профессиональном языке, а затем встает проблема его перево­да с языка производителя библиотечно-библиографической продукции и услуг на язык пользователей. Для этого стремятся найти те стороны их жизни и деятельности, которые обеспечиваются, претерпевают положи­тельные изменения под воздействием библиотеки. Это требует постоянно­го изучения потребительских свойств предоставляемых услуг, умения рассказать о них в сфере интересов различных групп населения.

Формируя общественное мнение, привлекая внимание к своей дея­тельности, библиотека декларирует гарантии доступа к информации для всех граждан, независимо от их социального статуса, образования, мате­риального достатка. А доступность информации, в свою очередь, связыва­ют с социальной защитой и интеллектуальной свободой личности, обеспе­чением возможности самообразования, расширения общекультурного и профессионального кругозора, корректировки поведения в соответствии с внешними изменениями.

Библиотека, открывающая любому человеку доступ к накопленным обществом знаниям и предлагающая удобные именно для него пути полу­чения нужной информации — вот идеальный образ, который она стремит­ся формировать в сознании самых разных социальных групп, начиная от представителей властных структур, деятелей науки и культуры, учащейся молодежи и кончая наименее защищенными категориями граждан, поте­рявшими работу или по состоянию здоровья не имеющими возможность ее получить. Именно для того, чтобы быть способной предоставить каждому читателю нужные ему материалы, библиотеке требуются средства на ком­плектование фонда традиционными и электронными документами, созда­ние автоматизированных информационных систем, подключение к компь­ютерным сетям связи.

Эти общие цели деятельности декларирует любая библиотека, поэто­му так же как представление о миссии и ценностях, они на корпоративном уровне формируются профессиональными ассоциациями и объединения­ми. Вместе с тем, воздействуя на общественное мнение, каждая конкрет­ная библиотека стремится выявить и показать свою специфику, только ей присущие особенности.

Деятельность PR, однако, нельзя рассматривать как внешнюю поли­тику. Ее успех определяется тем, насколько создаваемый образ подтверж­дается качеством повседневного обслуживания или насколько совпадают декларируемые обязательства с их реальным выполнением. Именно по­этому задачи повышения престижа затрагивают все стороны деятельности библиотеки и имеют отношение к каждому из ее сотрудников.


Деятельность библиотеки по установлению... связей с общественностью 311







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.