Здавалка
Главная | Обратная связь

В самостоятельную область зодчества



Существование промышленной архитектуры насчитывает около трех-

сот лет, она является сравнительно молодой областью зодчества, чье воз-

никновение было обусловлено новым способом производства. Этот способ

стал формироваться с развитием капиталистических социально-экономиче-

ских отношений и отличался введением машин, массовой заменой ручного

труда машинным, изменением роли человека в производственном процессе.

Все это и определило особые требования к пространству производственных

объектов: размерам, масштабу, а главное – к принципам организации.

Выделение промышленной архитектуры в особую область зодчества

было обеспечено наличием трех условий – развитием собственной практи-

ки, формированием теоретических представлений и становлением профес-

сионального образования [26].

Практика.Разделение жилища и мест трудовой деятельности началось

еще в античном обществе. Однако оно не делало последние объектами спе-

циального проектирования, поскольку отправной точкой отсчета в таких

объектах оставался человек с его антропометрическими характеристиками.

На протяжении столетий производственные постройки были, как правило,

невелики, отличались несколько бόльшими размерами в плане, в то же вре-

мя остальные параметры и приемы построения внутреннего пространства

соответствовали используемым в жилом строительстве. Так, королевские

мануфактуры по производству гобеленов, фарфора, мебели во Франции,

Великобритании, Германии в XVI–XVII вв. напоминали скорее загородные

усадьбы, в просторных залах которых рабочие были заняты ручным трудом.

Сходство в пространственном устройстве мануфактур с помещичьими усадь-

бами прослеживалось даже в том, что в некоторых из них рабочие жили на

верхних этажах так же, как слуги во дворцах (рис. 1.1, 1.2).

 

Репозиторий БНТУ

 

 

Рис. 1.1. Мануфактура конца

Рис. 1.2. Мануфактура в усадьбе землевладельца

XVIII в., Италия

ХVIII в., Западная Европа

 

Совершенно новые здания стали возникать с введением нового, машин-

ного способа производства, который потребовал другого, формирующегося

по своим принципам и правилам архитектурного пространства. Одними из

первых, революционных в этом смысле, зданий были английские фабрики

Г. Сороколда в Дервенте (1702) и Т. Ломба в Дерби (1718–1721), поэтому

начало XVIII в. считается временем возникновения промышленной архи-

тектуры. Первые пост-

ройки не сохранились, но

существует графическая

реконструкция фабрики

Т. Ломба, в соответствии

с которой можно пред-

ставить ее внешний вид:

пятиэтажное здание дли-

Рис. 1.3. Шелковая фабрика Т. Ломба в Дерби,

ной 33 м, шириной 10,8 м,

Великобритания

высотой 16,5 м; станки на

каждом этаже приводились в действие одним водяным колесом диаметром

6,9 м [53] (рис. 1.3).

Такие же постройки начали появляться и в других странах – во Фран-

ции, Италии, Германии. С 1770-х гг. их возведение приобрело массовый ха-

рактер в наиболее развитых в промышленном отношении государствах, хотя

Великобритания продолжала лидировать в этом процессе, а ее объекты были

образцами для строительства (рис. 1.4). Фабрики быстро заполняли сельские

ландшафты, были хорошо узна-

ваемы и отличны от других объ-

ектов архитектуры. К середине

XIX в. в ряде европейских стран

и США закончился процесс про-

стого копирования английского

опыта, стала развиваться собст-

венная практика [19, 43]. Воз-

никли архитектурные фирмы про-

мышленного проектирования, на-

Рис. 1.4. Фабрика в Нью-Хэмпшире,

чали выпускаться специальные

Великобритания

журналы по промышленному про-

ектированию (английские «Civil Engineer and Architect’s Journal», «Engineer

and Architect»; российский «Зодчий»; американский «The Builder»).

Репозиторий БНТУ

Несколько позже передовой европейской практики, примерно на 100–

120 лет, были построены первые белорусские объекты промышленной архи-

тектуры – мукомольный завод в Могилеве (1841), сахарный – в Белице

(1839). Среди фирм, занимающихся промышленным проектированием, пер-

выми были техническая контора товарищества чугунолитейных и машино-

строительных заводов «Н. Я. Якобсон, Л. Лившиц и К», Гродненское земель-

но-техническое бюро, Минское техническое бюро и товарищество «Техно-

лог» [2] (рис. 1.5).

 

Рис. 1.5. Проект картонно-бумажной фабрики «Skina», Беларусь

 

Наибольший размах промышленное строительство переживало в XX в.,

выпуск промышленной продукции увеличился в пятьдесят раз, и четыре пя-

тых этого увеличения пришлись на 1950–1990-е гг. [26]. Строительство шло

практически во всех странах, росло число проектных организаций. В СССР,

в состав которого входила и Белорусская республика, в 1925–1926 гг. были

созданы специальные проектные организации и институты – Госпромстрой,

Индустрой, Машиностройпроект, Гипромаш, Гипромез и др. [13]. В Белару-

си первая проектная организация промышленного профиля «Белпромпро-

ект» была учреждена в 1936 г. при объединении проектно-исследователь-

ской конторы «Белторфтрест» и конструкторской конторы Наркомата мест-

ной промышленности, статус института она получила в 1949 г. [3].

Спад в промышленном строительстве начался в 1980-е гг., что было

вызвано объективными изменениями в экономике и промышленных техно-

логиях, повлекшими за собой закономерные явления трансформации про-

изводства, перераспределения лидерства, значимости отдельных отраслей

в современной жизни. Однако при этом промышленное строительство пол-

ностью не прекратилось, его снижающиеся темпы в европейских странах

и США, в том числе и Беларуси, сопровождались переориентацией на ре-

конструкцию и новое строительство в развивающихся странах Азии, Аф-

рики и Латинской Америки.

Теория.Теоретическое осмысление про-

мышленной архитектуры формировалось позд-

нее, чем практика. Первые упоминания о пра-

вилах проектирования, включающие описания

технологических процессов, механизмов и све-

Репозиторий БНТУ

дения об отдельных зданиях для них, появи-

лись в конце XVIII в. Позднее, в начале XIX в.,

более распространенным явлением стали спе-

циальные отчеты инженеров и предпринима-

телей о поездках на предприятия, в основном Рис. 1. 6. Графическое описание

фабричной постройки, Х

английские (рис.

VIII в.,

1.6). Такие отчеты сопровож-

США

дались подробными зарисовками и фиксировали все аспекты организации

производства, в том числе и пространственные, однако не анализировали их.

В середине XIX в. появились новые строительные материалы: чугун,

сталь, железобетон и соответственно – научные исследования о них. По-

скольку эти материалы находили применение в первую очередь в про-

мышленных постройках, в издаваемых книгах получили отражение и не-

которые теоретические вопросы промышленного проектирования. Среди

них наиболее значимыми были работы американских инженеров Дж. Бо-

гардуса и Д. Баджера (1856 г., 1865 г.), а также опубликованные 1850–1858 гг.

во Французской политехнической школе лекции Л. Рейнауда [45, 50].

Однако непосредственно по промышленной архитектуре первые книги

и статьи стали издаваться только в конце XIX–начале XX в. В 1930–1940-е гг.

теория промышленной архитектуры получила существенное развитие, что

было связано с большими объемами строительства в странах Европы и США

и значимостью, которую объекты промышленной архитектуры приобрели

в обществе. Прерванные Второй мировой войной исследования активно

продолжились в 1950–1980-е гг. Произошло расширение круга изучаемых

вопросов и закономерная дифференциация исследовательских интересов,

развернулись исследования градостроительных вопросов промышленного

проектирования. С 1950-х гг. в Западной Европе и США, а с 1980-х гг.

в Восточной Европе на базе исторических исследований сформировалась

новая область – индустриальная археология, занимающаяся вопросами

изучения, сохранения и использования памятников науки и техники, в том

числе объектов промышленной архитектуры [54].

Образование.Процесс выделения промышленной архитектуры в са-

мостоятельную область, «жанр» архитектурной деятельности, требовал

наличия специалистов для проектирования и строительства. Первона-

чально фабричные здания в большинстве своем возводились их владель-

цами или управляющими, например, английскими предпринимателями

Аркрайтом, Страттом, Готтом, Бултоном; в Беларуси крупнейшие в XVIII в.

предприятия в Гродно строились «по замыслу» графа А. Тызенгауза.

Наряду с предпринимателями в строительстве участвовали специалисты,

которых стали называть фабричными строителями или фабричными инже-

нерами [14, 46].

Архитекторы редко привлекались к проектированию. Одной из при-

чин этого было то, что благодаря своей ярко выраженной утилитарности

промышленные постройки в иерархии архитектуры стояли на нижнем

Репозиторий БНТУ

уровне. Это способствовало невостребованности архитектурного труда на

начальном этапе промышленного проектирования в XVIII в. и влияло на

формирование устойчивых стереотипов в общественном сознании в после-

дующем XIX в. Например, бытовало мнение, что такие здания, как фабрич-

ные постройки и недавно появившиеся железнодорожные станции, можно

сравнить с норами мышей и гнездами птиц ввиду превалирования и в тех

и в других функциональной ориентации, поэтому их строительство требо-

вало только инженерного знания [48]. Не способствовало привлечению ар-

хитекторов к проектированию и отсутствие концентрации капитала, малые

размеры первых фабрик, не позволявшие сосредоточивать значительные

денежные средства. Кроме того, существовавшая система подготовки ар-

хитекторов не давала им инженерно-технических знаний, необходимых

при проектировании производственного пространства.

Начало обучению архитекторов, которые могли работать в промышлен-

ности, положило создание в конце XVIII–первой половине XIX в. во Фран-

ции (1794), Великобритании (1818), Германии (1776–1810), России (1832)

высших технических школ, в том числе инженерно-строительных, где начали

готовить инженеров архитектурного профиля [53]. Это привело к разделению

профессии на архитектора-художника для сооружения монументальных зда-

ний и инженера-архитектора, или гражданского инженера, для постройки

утилитарных зданий, к которым относились и промышленные.

Так, здания производственного назначения в Российской империи

(в том числе и на белорусских землях) в конце XIX–начале XX в. строи-

лись по проектам выпускников Петербургского института гражданских

инженеров (ИГИ) Р. Б. Бернгарда, И. А. Мерца, К. Я. Маевского, А. Ю. Но-

вицкого, Л. А. Серка, А. И. Заозерского, Н. В. Васильева, Е. А. Кржижа-

новского и др. Активная деятельность ИГИ в области утилитарного строи-

тельства способствовала формированию промышленной архитектуры как

полноценного творческого направления, ее перехода «из побочной архи-

тектурно-технической деятельности … в ранг самостоятельного жанра,

уверенно оперирующего категориями стиля» [39].

Развитие профессии архитектора в XIX в. сопровождалось борьбой

между архитектурой и инженерией за лидерство в области строительства.

Создание профессии инженера-архитектора, гражданского инженера, по-

ложило начало кооперации архитектуры и инженерии, что как нельзя луч-

ше проявилось в области промышленного строительства. Здесь гораздо

раньше, чем в архитектуре жилых и общественных зданий, начали исполь-

зоваться новые строительные материалы и конструкции, складываться

оригинальные композиционные и тектонические системы, осуществляться

попытки эстетического освоения технических достижений.

В XX в. наметилось окончательное разделение ранее единой сферы

архитектуры на ряд отраслей. В учебных заведениях европейских стран

и США формировались кафедры и факультеты промышленной архитекту-

ры. В Советской России в 1918 г. при Московском высшем техническом

Репозиторий БНТУ

училище открылось отделение фабрично-заводской архитектуры, а в 1930 г.

в Высшем архитектурно-строительном институте (с 1933 г. – Московский

архитектурный институт) началась полноценная подготовка специалистов

[13]. В Беларуси кафедра архитектуры промышленных зданий была осно-

вана в 1977 г. при Белорусском политехническом институте.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.