В самостоятельную область зодчества
Существование промышленной архитектуры насчитывает около трех- сот лет, она является сравнительно молодой областью зодчества, чье воз- никновение было обусловлено новым способом производства. Этот способ стал формироваться с развитием капиталистических социально-экономиче- ских отношений и отличался введением машин, массовой заменой ручного труда машинным, изменением роли человека в производственном процессе. Все это и определило особые требования к пространству производственных объектов: размерам, масштабу, а главное – к принципам организации. Выделение промышленной архитектуры в особую область зодчества было обеспечено наличием трех условий – развитием собственной практи- ки, формированием теоретических представлений и становлением профес- сионального образования [26]. Практика.Разделение жилища и мест трудовой деятельности началось еще в античном обществе. Однако оно не делало последние объектами спе- циального проектирования, поскольку отправной точкой отсчета в таких объектах оставался человек с его антропометрическими характеристиками. На протяжении столетий производственные постройки были, как правило, невелики, отличались несколько бόльшими размерами в плане, в то же вре- мя остальные параметры и приемы построения внутреннего пространства соответствовали используемым в жилом строительстве. Так, королевские мануфактуры по производству гобеленов, фарфора, мебели во Франции, Великобритании, Германии в XVI–XVII вв. напоминали скорее загородные усадьбы, в просторных залах которых рабочие были заняты ручным трудом. Сходство в пространственном устройстве мануфактур с помещичьими усадь- бами прослеживалось даже в том, что в некоторых из них рабочие жили на верхних этажах так же, как слуги во дворцах (рис. 1.1, 1.2).
Репозиторий БНТУ
Рис. 1.1. Мануфактура конца Рис. 1.2. Мануфактура в усадьбе землевладельца XVIII в., Италия ХVIII в., Западная Европа
Совершенно новые здания стали возникать с введением нового, машин- ного способа производства, который потребовал другого, формирующегося по своим принципам и правилам архитектурного пространства. Одними из первых, революционных в этом смысле, зданий были английские фабрики Г. Сороколда в Дервенте (1702) и Т. Ломба в Дерби (1718–1721), поэтому начало XVIII в. считается временем возникновения промышленной архи- тектуры. Первые пост- ройки не сохранились, но существует графическая реконструкция фабрики Т. Ломба, в соответствии с которой можно пред- ставить ее внешний вид: пятиэтажное здание дли- Рис. 1.3. Шелковая фабрика Т. Ломба в Дерби, ной 33 м, шириной 10,8 м, Великобритания высотой 16,5 м; станки на каждом этаже приводились в действие одним водяным колесом диаметром 6,9 м [53] (рис. 1.3). Такие же постройки начали появляться и в других странах – во Фран- ции, Италии, Германии. С 1770-х гг. их возведение приобрело массовый ха- рактер в наиболее развитых в промышленном отношении государствах, хотя Великобритания продолжала лидировать в этом процессе, а ее объекты были образцами для строительства (рис. 1.4). Фабрики быстро заполняли сельские ландшафты, были хорошо узна- ваемы и отличны от других объ- ектов архитектуры. К середине XIX в. в ряде европейских стран и США закончился процесс про- стого копирования английского опыта, стала развиваться собст- венная практика [19, 43]. Воз- никли архитектурные фирмы про- мышленного проектирования, на- Рис. 1.4. Фабрика в Нью-Хэмпшире, чали выпускаться специальные Великобритания журналы по промышленному про- ектированию (английские «Civil Engineer and Architect’s Journal», «Engineer and Architect»; российский «Зодчий»; американский «The Builder»). Репозиторий БНТУ Несколько позже передовой европейской практики, примерно на 100– 120 лет, были построены первые белорусские объекты промышленной архи- тектуры – мукомольный завод в Могилеве (1841), сахарный – в Белице (1839). Среди фирм, занимающихся промышленным проектированием, пер- выми были техническая контора товарищества чугунолитейных и машино- строительных заводов «Н. Я. Якобсон, Л. Лившиц и К», Гродненское земель- но-техническое бюро, Минское техническое бюро и товарищество «Техно- лог» [2] (рис. 1.5).
Рис. 1.5. Проект картонно-бумажной фабрики «Skina», Беларусь
Наибольший размах промышленное строительство переживало в XX в., выпуск промышленной продукции увеличился в пятьдесят раз, и четыре пя- тых этого увеличения пришлись на 1950–1990-е гг. [26]. Строительство шло практически во всех странах, росло число проектных организаций. В СССР, в состав которого входила и Белорусская республика, в 1925–1926 гг. были созданы специальные проектные организации и институты – Госпромстрой, Индустрой, Машиностройпроект, Гипромаш, Гипромез и др. [13]. В Белару- си первая проектная организация промышленного профиля «Белпромпро- ект» была учреждена в 1936 г. при объединении проектно-исследователь- ской конторы «Белторфтрест» и конструкторской конторы Наркомата мест- ной промышленности, статус института она получила в 1949 г. [3]. Спад в промышленном строительстве начался в 1980-е гг., что было вызвано объективными изменениями в экономике и промышленных техно- логиях, повлекшими за собой закономерные явления трансформации про- изводства, перераспределения лидерства, значимости отдельных отраслей в современной жизни. Однако при этом промышленное строительство пол- ностью не прекратилось, его снижающиеся темпы в европейских странах и США, в том числе и Беларуси, сопровождались переориентацией на ре- конструкцию и новое строительство в развивающихся странах Азии, Аф- рики и Латинской Америки. Теория.Теоретическое осмысление про- мышленной архитектуры формировалось позд- нее, чем практика. Первые упоминания о пра- вилах проектирования, включающие описания технологических процессов, механизмов и све- Репозиторий БНТУ дения об отдельных зданиях для них, появи- лись в конце XVIII в. Позднее, в начале XIX в., более распространенным явлением стали спе- циальные отчеты инженеров и предпринима- телей о поездках на предприятия, в основном Рис. 1. 6. Графическое описание фабричной постройки, Х английские (рис. VIII в., 1.6). Такие отчеты сопровож- США дались подробными зарисовками и фиксировали все аспекты организации производства, в том числе и пространственные, однако не анализировали их. В середине XIX в. появились новые строительные материалы: чугун, сталь, железобетон и соответственно – научные исследования о них. По- скольку эти материалы находили применение в первую очередь в про- мышленных постройках, в издаваемых книгах получили отражение и не- которые теоретические вопросы промышленного проектирования. Среди них наиболее значимыми были работы американских инженеров Дж. Бо- гардуса и Д. Баджера (1856 г., 1865 г.), а также опубликованные 1850–1858 гг. во Французской политехнической школе лекции Л. Рейнауда [45, 50]. Однако непосредственно по промышленной архитектуре первые книги и статьи стали издаваться только в конце XIX–начале XX в. В 1930–1940-е гг. теория промышленной архитектуры получила существенное развитие, что было связано с большими объемами строительства в странах Европы и США и значимостью, которую объекты промышленной архитектуры приобрели в обществе. Прерванные Второй мировой войной исследования активно продолжились в 1950–1980-е гг. Произошло расширение круга изучаемых вопросов и закономерная дифференциация исследовательских интересов, развернулись исследования градостроительных вопросов промышленного проектирования. С 1950-х гг. в Западной Европе и США, а с 1980-х гг. в Восточной Европе на базе исторических исследований сформировалась новая область – индустриальная археология, занимающаяся вопросами изучения, сохранения и использования памятников науки и техники, в том числе объектов промышленной архитектуры [54]. Образование.Процесс выделения промышленной архитектуры в са- мостоятельную область, «жанр» архитектурной деятельности, требовал наличия специалистов для проектирования и строительства. Первона- чально фабричные здания в большинстве своем возводились их владель- цами или управляющими, например, английскими предпринимателями Аркрайтом, Страттом, Готтом, Бултоном; в Беларуси крупнейшие в XVIII в. предприятия в Гродно строились «по замыслу» графа А. Тызенгауза. Наряду с предпринимателями в строительстве участвовали специалисты, которых стали называть фабричными строителями или фабричными инже- нерами [14, 46]. Архитекторы редко привлекались к проектированию. Одной из при- чин этого было то, что благодаря своей ярко выраженной утилитарности промышленные постройки в иерархии архитектуры стояли на нижнем Репозиторий БНТУ уровне. Это способствовало невостребованности архитектурного труда на начальном этапе промышленного проектирования в XVIII в. и влияло на формирование устойчивых стереотипов в общественном сознании в после- дующем XIX в. Например, бытовало мнение, что такие здания, как фабрич- ные постройки и недавно появившиеся железнодорожные станции, можно сравнить с норами мышей и гнездами птиц ввиду превалирования и в тех и в других функциональной ориентации, поэтому их строительство требо- вало только инженерного знания [48]. Не способствовало привлечению ар- хитекторов к проектированию и отсутствие концентрации капитала, малые размеры первых фабрик, не позволявшие сосредоточивать значительные денежные средства. Кроме того, существовавшая система подготовки ар- хитекторов не давала им инженерно-технических знаний, необходимых при проектировании производственного пространства. Начало обучению архитекторов, которые могли работать в промышлен- ности, положило создание в конце XVIII–первой половине XIX в. во Фран- ции (1794), Великобритании (1818), Германии (1776–1810), России (1832) высших технических школ, в том числе инженерно-строительных, где начали готовить инженеров архитектурного профиля [53]. Это привело к разделению профессии на архитектора-художника для сооружения монументальных зда- ний и инженера-архитектора, или гражданского инженера, для постройки утилитарных зданий, к которым относились и промышленные. Так, здания производственного назначения в Российской империи (в том числе и на белорусских землях) в конце XIX–начале XX в. строи- лись по проектам выпускников Петербургского института гражданских инженеров (ИГИ) Р. Б. Бернгарда, И. А. Мерца, К. Я. Маевского, А. Ю. Но- вицкого, Л. А. Серка, А. И. Заозерского, Н. В. Васильева, Е. А. Кржижа- новского и др. Активная деятельность ИГИ в области утилитарного строи- тельства способствовала формированию промышленной архитектуры как полноценного творческого направления, ее перехода «из побочной архи- тектурно-технической деятельности … в ранг самостоятельного жанра, уверенно оперирующего категориями стиля» [39]. Развитие профессии архитектора в XIX в. сопровождалось борьбой между архитектурой и инженерией за лидерство в области строительства. Создание профессии инженера-архитектора, гражданского инженера, по- ложило начало кооперации архитектуры и инженерии, что как нельзя луч- ше проявилось в области промышленного строительства. Здесь гораздо раньше, чем в архитектуре жилых и общественных зданий, начали исполь- зоваться новые строительные материалы и конструкции, складываться оригинальные композиционные и тектонические системы, осуществляться попытки эстетического освоения технических достижений. В XX в. наметилось окончательное разделение ранее единой сферы архитектуры на ряд отраслей. В учебных заведениях европейских стран и США формировались кафедры и факультеты промышленной архитекту- ры. В Советской России в 1918 г. при Московском высшем техническом Репозиторий БНТУ училище открылось отделение фабрично-заводской архитектуры, а в 1930 г. в Высшем архитектурно-строительном институте (с 1933 г. – Московский архитектурный институт) началась полноценная подготовка специалистов [13]. В Беларуси кафедра архитектуры промышленных зданий была осно- вана в 1977 г. при Белорусском политехническом институте.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|