Здавалка
Главная | Обратная связь

Специфические черты



Промышленная архитектура, как самостоятельный вид зодчества,

имеет специфические черты, определенные отличия, выделяющие ее среди

других областей архитектуры. Эти отличия идентифицируют ее объекты,

делают их узнаваемыми, принадлежащими к одному сообществу в мире

архитектуры.

В основе всех отличий лежит ориентация производственного простран-

ства сразу на две системы – машины и человека, которые здесь соединяются

и постоянно взаимодействуют. Промышленные постройки одновременно

должны обеспечивать нормальные условия и для технологического процес-

са со всеми его требованиями, и для людей, занятых в этом процессе. При-

чем требования обеих систем с точки зрения организации пространства мо-

гут не только не совпадать, но и быть прямо противоположными. Никакие

другие области архитектуры таким образом не ориентированы.

Взаимоотношения двух систем в процессе формирования производ-

ственного пространства складывались исторически, их влияние на архи-

тектурно-планировочную структуру объектов в определенной степени

строилось на конкурентной основе, и система машины достаточно часто

оказывалась главной, определяющей при организации пространства. Более

подробно это изложено в разделе 4.1.

Специфика промышленной архитектуры, обусловленная наличием си-

стемы машины и системы человека, проявляется прежде всего чисто фор-

мальными признаками [25]. К ним относятся: большие линейные размеры,

крупный масштаб, наличие технических форм и динамичность архитек-

турной композиции.

Большие линейные размеры являются наиболее давней отличительной

характеристикой промышленных построек. Эта особенность отмечалась

уже в первых промышленных строениях и была наиболее очевидна. «Чудо

нового времени – машины и здания для них, называемые фабриками…

больших, некоторые колоссальных размеров…», – так описывались путе-

шественниками новые объекты [53]. Показательно, что первые фабричные

корпуса имели сразу же четыре–пять, а некоторые – шесть–восемь этажей,

в то время как даже королевские дворцы не превышали трех этажей.

Репозиторий БНТУ

Наращивание параметров сопровождало промышленное строитель-

ство во все времена, вплоть до 1960–1970-х гг. Особенно оно проявилось

в XIX–начале XX в. Площадь производственного здания могла достигать

20 га и более, что равно площади среднего жилого образования, где можно

расселить до 10–15 тыс. человек. Так, например, площадь цеха сборки са-

молетов завода «Виллоу Ран» в Упсиланти, США, составляла 30 га, сбо-

рочного корпуса автозавода в Тольятти, СССР, – 77 га, причем в соответ-

ствии с планом последующего строительства эта площадь должна была

быть увеличена до 102 га. Длина сборочного корпуса этого завода равня-

лась 1847 м, ширина – 480 м.

Сегодня, ширина обычного производственного здания составляет: од-

ноэтажного – 72–144 м, многоэтажного – 24–36 м (рис. 2.1, 2.2). Это гораз-

до больше планировочных параметров жилых и общественных зданий. Что

же касается высоты, то и здесь промышленные объекты могут поразить

своими размерами. Современные градирни имеют высоту до 150 м, дымо-

вые трубы способны подниматься до 300–400-метровой отметки.

 

Рис. 2.1. Автомобильный завод «Дженерал моторс корпорэйшн»,

США

 

 

Рис. 2.2. Сборочный корпус автомобильного завода «Фиат» в Турине,

Италия

Репозиторий БНТУ

 

Насколько большими могут быть объемные объекты промышленной

архитектуры – здания и сооружения, настолько велики бывают и комп-

лексы этих зданий – территориальные объекты. Минский автомобильный

и тракторный заводы занимают территорию соответственно в 160 и 150 га,

в то время как размер среднего жилого квартала в городе составляет 4–9 га.

Очень наглядно это видно на генеральном плане города, где территории

заводов превосходят специально построенные рядом с ними рабочие по-

селки, предназначенные для расселения около 30 тыс. рабочих и членов их

семей, т. е. примерно 100 тыс. чел. (рис. 2.3).

 

Рис. 2.3. Предзаводская площадь и рабочий поселок

Минского тракторного завода, Беларусь

 

Размеры площадок предприятий зависят от отраслевой принадлеж-

ности производства. Например, среднее предприятие пищевой промыш-

ленности занимает 15–20 га, машиностроения – 30–50 га, отдельные объ-

екты добывающей промышленности могут располагаться на площадке

до 2000 га (рис. 2.4).

 

 

Репозиторий БНТУ

 

Рис. 2.4. Промышленный район в Индонезии

 

Внушительные размеры заводских территорий обусловлены не только

большими размерами стоящих здесь корпусов, но и необходимостью обес-

печивать транспортное обслуживание. Транспорт, который вводится на та-

кие площадки, имеет большие радиусы поворота, грузовой автомобиль –

до 30 м, железнодорожный состав – 80–250 м, а площадь транспортных

проездов и открытых площадок на некоторых предприятиях составляет до

30 % от общей территории (рис. 2.5).

 

Рис. 2.5. Промышленный узел в Витебске, Беларусь

 

Несмотря на то, что во второй половине ХХ в. процесс бесконечного

наращивания размеров промышленных объектов приостановился во всем

мире и время гигантов индустрии можно считать уже ушедшим в прошлое,

тем не менее, и сегодня промышленный объект будет выделяться своими

размерами среди гражданских зданий.

Крупный масштаб – еще одна специфическая черта промышленной

архитектуры. Масштаб – это соотношение структурной единицы объема

ко всему объему, и в архитектуре его, как прави-

ло, связывают с человеком. Именно с размерами

человека соотносят окна, двери, проемы, козырь-

ки и проч. – так называемые указатели масштаба.

Они формируют наше представление о действи-

тельных размерах сооружения, крупности его

форм. Поскольку объекты промышленной архи-

тектуры ориентированы на две системы – маши-

ны и человека, то планировочные и конструктив-

ные параметры и, соответственно, размеры от-

дельных деталей прежде всего увязывают с сис-

темой машины, что укрупняет масштаб здания

и порой довольно значительно (рис. 2.6).

Репозиторий БНТУ

Высота производственного этажа, как пра-

Рис. 2.6. Солнечная

вило, в два-три раза превышает высоту этажа жи-

обсерватория, США

лого или общественного здания. Отдельные эта-

жи в промышленных объектах могут иметь высоту до 30–40 м. Значитель-

ная ширина производственного здания, высота его этажа, обусловливают

и большие оконные проемы. Необходимость доставлять внутрь здания

крупногабаритную продукцию или въезжать транспортными средствами

определяет и большие размеры ворот и дверей (рис. 2.7).

 

Рис. 2.7. Машиностроительный завод в Берлине, Германия,

архитектор П. Беренс

 

Соотношение масштабов промышленной и гражданской архитектуры

наглядно видно на примере сборочного корпуса часового завода «Луч»

в Минске. В торцах четырехэтажного производственного здания размеще-

ны бытовые помещения для рабочих, их планировочные параметры рас-

считаны только на систему человека. В результате эта часть здания имеет

в два раза большее количество этажей, а на фасаде остеклению каждого

производственного этажа соответствуют два ряда оконных проемов быто-

вых помещений (рис. 2.8).

 

Репозиторий БНТУ

 

 

Рис. 2.8. Часовой завод в Минске, Беларусь,

архитекторы С. Ботковский, И. Бовт, Н. Шпигельман

Крупный масштаб производственных зданий и сооружений может иг-

рать в архитектуре как положительную, так и отрицательную роль. С од-

ной стороны, используя его можно создавать более разнообразную про-

странственную среду, формировать выразительный силуэт застройки [6].

С другой стороны, воздействие крупных, немасштабных человеку форм

может отрицательно сказываться на состоянии здоровья рабочих, вызывать

отрицательные психофизиологические реакции, что в конечном итоге ве-

дет к заболеваниям и потере трудоспособности.

Еще одной специфической чертой промышленной архитектуры являет-

ся использование в композиции ее объектов технических объемов и форм.

Во-первых, производственные здания иногда проектируют как «фу-

тляр» для процесса, поэтому архитектурные формы как будто обтекают,

«окутывают» технологические уста-

новки. Это встречается на высоко

автоматизированных производствах,

в которых рабочие задействованы

крайне мало. В таких случаях архи-

тектурные формы представляют со-

бой строительные объемы, повто-

ряющие машины и механизмы, от-

дельные емкости для процесса. Так,

известное здание красильного цеха

на фабрике в Люккенвальде (архи-

тектор Э. Мендельсон) своей фор-

мой обязано установкам по окраши-

ванию материалов (рис. 2.9).

Рис. 2.9. Окрасочный цех фабрики шляп

Форма корпуса для стекольного

в Люккенвальде, Германия,

завода (архитектор В. Гропиус) так-

архитектор Э. Мендельсон

же

определена

расположенной

внутри печью для изготовления стекла. Внутреннее оборудование цеха

сушки молока на предприятии в Угличе обусловило его форму, представ-

ляющую собой два разновеликих цилиндра, поставленных друг на друга.

Во-вторых, внутренняя «начинка» производственного корпуса, его

оборудование и элементы системы обеспечения технологического процес-

са далеко не всегда скрываются внутри объема. Вынесение этой «начинки»

наружу позволяет сделать пространство цеха более свободным, плоскости

стен гладкими. Это необходимо для производств, имеющих повышенные

Репозиторий БНТУ

требования к чистоте помещений, поскольку выступающие элементы со-

здают условия для оседания вредных веществ. Так, на молочном заводе

в Финляндии (архитектор А. Катамаяки) наружу вынесено не только обо-

рудование, но и несущие конструкции – фермы перекрытия, чтобы создать

легко моющуюся и дезинфицируемую среду внутри здания, требуемую для

пищевых производств (рис. 2.10).

 

 

Рис. 2.10. Молочный завод, Финляндия,

архитектор А. Катамаяки

 

Вынесение оборудования устраивается и для обеспечения гибкости

внутреннего пространства, осуществления его быстрой реконструкции, пе-

рестройки, что важно для всех отрас-

лей промышленности, а для некото-

рых отраслей является жизненно не-

обходимым. Сегодня технология кар-

динально меняется в разных отраслях

в среднем один раз в 10–15 лет, а в та-

ких отраслях, как электроника, этот

период еще короче – три–пять лет.

Именно прием вынесения обору-

дования, широко использовавшийся

на заводах приборостроения, и привел

к появлению такого художественного

направления в архитектуре, как хай-

тек. Архитекторы Р. Роджерс и

Р. Пиано использовали его в своих

промышленных постройках (рис. 2.11)

прежде, чем применили в широко из- Рис. 2.11. Фабрика электроники

вестном, ставшем знаковым объектом

INMOS

Репозиторий БНТУ

в Ньюпорте, Великобритания,

архитектуры ХХ в. общественном цен-

архитектор Р. Роджерс

тре Помпиду в Париже.

В-третьих, архитектура предприятий некоторых отраслей промыш-

ленности в значительной степени складывается открытым оборудованием –

газгольдерами, градирнями, этажерками с установленным ярусно оборудо-

ванием, трубопроводами. Таких форм много на химических и нефтепере-

рабатывающих заводах (рис. 2.12).

В сочетании с архитек-

турными объемами различные

технические элементы могут

формировать запоминающую-

ся, специфическую среду, свое-

образный «технизированный»

ландшафт, который может уси-

лить художественную вырази-

тельность комплекса или, на-

оборот, привести к обратному

результату [6].

Рис. 2.12. Домна № 6 металлургического

Несколько менее заметной

комбината в Липецке, Россия

на первый взгляд, но также

отличающей промышленную архитектуру, является – динамичность ком-

позиции ее объектов. Наличие этой специфической черты связано с посто-

янно происходящими техническими и технологическими изменениями

производственного процесса, требующими адекватного отражения во внут-

реннем пространстве предприятия и составляющих его зданий и сооруже-

ний. В связи с этим объекты промышленной архитектуры подвергаются по-

стоянной достройке, перестройке и трансформации (рис. 2.13). Это нагляд-

но может проиллюстрировать

хлебозавод в польском горо-

де Вроцлаве, архитектура ко-

торого демонстрирует после-

довательную смену стилисти-

ческих предпочтений XIX и

XX вв.: эклектику, функцио-

нальный модернизм, интер-

национальный стиль.

Из-за постоянно прохо-

дящих трансформаций объек-

там промышленной архитек-

туры трудно сохранить свой

Рис. 2.13. Предприятие «Фуллер айрон воркс»

первоначальный облик, именно

в Провиденсе, США

поэтому утрачены многие памятники промышленного зодчества (рис. 2. 14).

Репозиторий БНТУ

Если для объектов гражданской архитектуры исторические наслоения сти-

лей и эпох представляют культурную и часто – художественную ценность,

то для промышленных зданий все наоборот – чем старше стены, тем менее

привлекательным для инвесторов становится этот объект. Поэтому объем-

но-пространственная организация промышленных объектов всегда рассчи-

тывается на их расширение, в нее должна закладываться определенная

«степень свободы» будущих изменений.

Таким образом, определяю-

щие специфику промышленной ар-

хитектуры формальные признаки –

большие линейные размеры, круп-

ный масштаб, наличие техниче-

ских форм и динамичность компо-

зиции объектов – делают ее непо-

вторимой, особенной, с одной сто-

роны, но и формируют свои под-

ходы, задачи, дополнительные

сложности при проектировании –

с другой стороны. Эта специфика

отражается на приемах и методах

проектирования всех объектов про-

мышленной архитектуры.

Однако кроме формальных

признаков, которые могут менять-

ся с течением времени, есть более Рис. 2. 14. Старый портал в структуре нового

устойчивые сущностные призна-

производственного здания, Германия

ки, также отражающие специфику промышленной архитектуры как фено-

мена, особой области зодчества. Среди них – важная качественная харак-

теристика промышленной архитектуры: она формируется не столько под

влиянием факторов и условий, специфичных для каждой конкретной исто-

рической ситуации и региона, сколько в результате действия свойственных

ей общих механизмов. Таким образом, процесс развития промышленной

архитектуры в разных странах подчиняется общим закономерностям [26].

Эти закономерности рассмотрены в следующем разделе.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.