Специфические черты
Промышленная архитектура, как самостоятельный вид зодчества, имеет специфические черты, определенные отличия, выделяющие ее среди других областей архитектуры. Эти отличия идентифицируют ее объекты, делают их узнаваемыми, принадлежащими к одному сообществу в мире архитектуры. В основе всех отличий лежит ориентация производственного простран- ства сразу на две системы – машины и человека, которые здесь соединяются и постоянно взаимодействуют. Промышленные постройки одновременно должны обеспечивать нормальные условия и для технологического процес- са со всеми его требованиями, и для людей, занятых в этом процессе. При- чем требования обеих систем с точки зрения организации пространства мо- гут не только не совпадать, но и быть прямо противоположными. Никакие другие области архитектуры таким образом не ориентированы. Взаимоотношения двух систем в процессе формирования производ- ственного пространства складывались исторически, их влияние на архи- тектурно-планировочную структуру объектов в определенной степени строилось на конкурентной основе, и система машины достаточно часто оказывалась главной, определяющей при организации пространства. Более подробно это изложено в разделе 4.1. Специфика промышленной архитектуры, обусловленная наличием си- стемы машины и системы человека, проявляется прежде всего чисто фор- мальными признаками [25]. К ним относятся: большие линейные размеры, крупный масштаб, наличие технических форм и динамичность архитек- турной композиции. Большие линейные размеры являются наиболее давней отличительной характеристикой промышленных построек. Эта особенность отмечалась уже в первых промышленных строениях и была наиболее очевидна. «Чудо нового времени – машины и здания для них, называемые фабриками… больших, некоторые колоссальных размеров…», – так описывались путе- шественниками новые объекты [53]. Показательно, что первые фабричные корпуса имели сразу же четыре–пять, а некоторые – шесть–восемь этажей, в то время как даже королевские дворцы не превышали трех этажей. Репозиторий БНТУ Наращивание параметров сопровождало промышленное строитель- ство во все времена, вплоть до 1960–1970-х гг. Особенно оно проявилось в XIX–начале XX в. Площадь производственного здания могла достигать 20 га и более, что равно площади среднего жилого образования, где можно расселить до 10–15 тыс. человек. Так, например, площадь цеха сборки са- молетов завода «Виллоу Ран» в Упсиланти, США, составляла 30 га, сбо- рочного корпуса автозавода в Тольятти, СССР, – 77 га, причем в соответ- ствии с планом последующего строительства эта площадь должна была быть увеличена до 102 га. Длина сборочного корпуса этого завода равня- лась 1847 м, ширина – 480 м. Сегодня, ширина обычного производственного здания составляет: од- ноэтажного – 72–144 м, многоэтажного – 24–36 м (рис. 2.1, 2.2). Это гораз- до больше планировочных параметров жилых и общественных зданий. Что же касается высоты, то и здесь промышленные объекты могут поразить своими размерами. Современные градирни имеют высоту до 150 м, дымо- вые трубы способны подниматься до 300–400-метровой отметки.
Рис. 2.1. Автомобильный завод «Дженерал моторс корпорэйшн», США
Рис. 2.2. Сборочный корпус автомобильного завода «Фиат» в Турине, Италия Репозиторий БНТУ
Насколько большими могут быть объемные объекты промышленной архитектуры – здания и сооружения, настолько велики бывают и комп- лексы этих зданий – территориальные объекты. Минский автомобильный и тракторный заводы занимают территорию соответственно в 160 и 150 га, в то время как размер среднего жилого квартала в городе составляет 4–9 га. Очень наглядно это видно на генеральном плане города, где территории заводов превосходят специально построенные рядом с ними рабочие по- селки, предназначенные для расселения около 30 тыс. рабочих и членов их семей, т. е. примерно 100 тыс. чел. (рис. 2.3).
Рис. 2.3. Предзаводская площадь и рабочий поселок Минского тракторного завода, Беларусь
Размеры площадок предприятий зависят от отраслевой принадлеж- ности производства. Например, среднее предприятие пищевой промыш- ленности занимает 15–20 га, машиностроения – 30–50 га, отдельные объ- екты добывающей промышленности могут располагаться на площадке до 2000 га (рис. 2.4).
Репозиторий БНТУ
Рис. 2.4. Промышленный район в Индонезии
Внушительные размеры заводских территорий обусловлены не только большими размерами стоящих здесь корпусов, но и необходимостью обес- печивать транспортное обслуживание. Транспорт, который вводится на та- кие площадки, имеет большие радиусы поворота, грузовой автомобиль – до 30 м, железнодорожный состав – 80–250 м, а площадь транспортных проездов и открытых площадок на некоторых предприятиях составляет до 30 % от общей территории (рис. 2.5).
Рис. 2.5. Промышленный узел в Витебске, Беларусь
Несмотря на то, что во второй половине ХХ в. процесс бесконечного наращивания размеров промышленных объектов приостановился во всем мире и время гигантов индустрии можно считать уже ушедшим в прошлое, тем не менее, и сегодня промышленный объект будет выделяться своими размерами среди гражданских зданий. Крупный масштаб – еще одна специфическая черта промышленной архитектуры. Масштаб – это соотношение структурной единицы объема ко всему объему, и в архитектуре его, как прави- ло, связывают с человеком. Именно с размерами человека соотносят окна, двери, проемы, козырь- ки и проч. – так называемые указатели масштаба. Они формируют наше представление о действи- тельных размерах сооружения, крупности его форм. Поскольку объекты промышленной архи- тектуры ориентированы на две системы – маши- ны и человека, то планировочные и конструктив- ные параметры и, соответственно, размеры от- дельных деталей прежде всего увязывают с сис- темой машины, что укрупняет масштаб здания и порой довольно значительно (рис. 2.6). Репозиторий БНТУ Высота производственного этажа, как пра- Рис. 2.6. Солнечная вило, в два-три раза превышает высоту этажа жи- обсерватория, США лого или общественного здания. Отдельные эта- жи в промышленных объектах могут иметь высоту до 30–40 м. Значитель- ная ширина производственного здания, высота его этажа, обусловливают и большие оконные проемы. Необходимость доставлять внутрь здания крупногабаритную продукцию или въезжать транспортными средствами определяет и большие размеры ворот и дверей (рис. 2.7).
Рис. 2.7. Машиностроительный завод в Берлине, Германия, архитектор П. Беренс
Соотношение масштабов промышленной и гражданской архитектуры наглядно видно на примере сборочного корпуса часового завода «Луч» в Минске. В торцах четырехэтажного производственного здания размеще- ны бытовые помещения для рабочих, их планировочные параметры рас- считаны только на систему человека. В результате эта часть здания имеет в два раза большее количество этажей, а на фасаде остеклению каждого производственного этажа соответствуют два ряда оконных проемов быто- вых помещений (рис. 2.8).
Репозиторий БНТУ
Рис. 2.8. Часовой завод в Минске, Беларусь, архитекторы С. Ботковский, И. Бовт, Н. Шпигельман Крупный масштаб производственных зданий и сооружений может иг- рать в архитектуре как положительную, так и отрицательную роль. С од- ной стороны, используя его можно создавать более разнообразную про- странственную среду, формировать выразительный силуэт застройки [6]. С другой стороны, воздействие крупных, немасштабных человеку форм может отрицательно сказываться на состоянии здоровья рабочих, вызывать отрицательные психофизиологические реакции, что в конечном итоге ве- дет к заболеваниям и потере трудоспособности. Еще одной специфической чертой промышленной архитектуры являет- ся использование в композиции ее объектов технических объемов и форм. Во-первых, производственные здания иногда проектируют как «фу- тляр» для процесса, поэтому архитектурные формы как будто обтекают, «окутывают» технологические уста- новки. Это встречается на высоко автоматизированных производствах, в которых рабочие задействованы крайне мало. В таких случаях архи- тектурные формы представляют со- бой строительные объемы, повто- ряющие машины и механизмы, от- дельные емкости для процесса. Так, известное здание красильного цеха на фабрике в Люккенвальде (архи- тектор Э. Мендельсон) своей фор- мой обязано установкам по окраши- ванию материалов (рис. 2.9). Рис. 2.9. Окрасочный цех фабрики шляп Форма корпуса для стекольного в Люккенвальде, Германия, завода (архитектор В. Гропиус) так- архитектор Э. Мендельсон же определена расположенной внутри печью для изготовления стекла. Внутреннее оборудование цеха сушки молока на предприятии в Угличе обусловило его форму, представ- ляющую собой два разновеликих цилиндра, поставленных друг на друга. Во-вторых, внутренняя «начинка» производственного корпуса, его оборудование и элементы системы обеспечения технологического процес- са далеко не всегда скрываются внутри объема. Вынесение этой «начинки» наружу позволяет сделать пространство цеха более свободным, плоскости стен гладкими. Это необходимо для производств, имеющих повышенные Репозиторий БНТУ требования к чистоте помещений, поскольку выступающие элементы со- здают условия для оседания вредных веществ. Так, на молочном заводе в Финляндии (архитектор А. Катамаяки) наружу вынесено не только обо- рудование, но и несущие конструкции – фермы перекрытия, чтобы создать легко моющуюся и дезинфицируемую среду внутри здания, требуемую для пищевых производств (рис. 2.10).
Рис. 2.10. Молочный завод, Финляндия, архитектор А. Катамаяки
Вынесение оборудования устраивается и для обеспечения гибкости внутреннего пространства, осуществления его быстрой реконструкции, пе- рестройки, что важно для всех отрас- лей промышленности, а для некото- рых отраслей является жизненно не- обходимым. Сегодня технология кар- динально меняется в разных отраслях в среднем один раз в 10–15 лет, а в та- ких отраслях, как электроника, этот период еще короче – три–пять лет. Именно прием вынесения обору- дования, широко использовавшийся на заводах приборостроения, и привел к появлению такого художественного направления в архитектуре, как хай- тек. Архитекторы Р. Роджерс и Р. Пиано использовали его в своих промышленных постройках (рис. 2.11) прежде, чем применили в широко из- Рис. 2.11. Фабрика электроники вестном, ставшем знаковым объектом INMOS Репозиторий БНТУ в Ньюпорте, Великобритания, архитектуры ХХ в. общественном цен- архитектор Р. Роджерс тре Помпиду в Париже. В-третьих, архитектура предприятий некоторых отраслей промыш- ленности в значительной степени складывается открытым оборудованием – газгольдерами, градирнями, этажерками с установленным ярусно оборудо- ванием, трубопроводами. Таких форм много на химических и нефтепере- рабатывающих заводах (рис. 2.12). В сочетании с архитек- турными объемами различные технические элементы могут формировать запоминающую- ся, специфическую среду, свое- образный «технизированный» ландшафт, который может уси- лить художественную вырази- тельность комплекса или, на- оборот, привести к обратному результату [6]. Рис. 2.12. Домна № 6 металлургического Несколько менее заметной комбината в Липецке, Россия на первый взгляд, но также отличающей промышленную архитектуру, является – динамичность ком- позиции ее объектов. Наличие этой специфической черты связано с посто- янно происходящими техническими и технологическими изменениями производственного процесса, требующими адекватного отражения во внут- реннем пространстве предприятия и составляющих его зданий и сооруже- ний. В связи с этим объекты промышленной архитектуры подвергаются по- стоянной достройке, перестройке и трансформации (рис. 2.13). Это нагляд- но может проиллюстрировать хлебозавод в польском горо- де Вроцлаве, архитектура ко- торого демонстрирует после- довательную смену стилисти- ческих предпочтений XIX и XX вв.: эклектику, функцио- нальный модернизм, интер- национальный стиль. Из-за постоянно прохо- дящих трансформаций объек- там промышленной архитек- туры трудно сохранить свой Рис. 2.13. Предприятие «Фуллер айрон воркс» первоначальный облик, именно в Провиденсе, США поэтому утрачены многие памятники промышленного зодчества (рис. 2. 14). Репозиторий БНТУ Если для объектов гражданской архитектуры исторические наслоения сти- лей и эпох представляют культурную и часто – художественную ценность, то для промышленных зданий все наоборот – чем старше стены, тем менее привлекательным для инвесторов становится этот объект. Поэтому объем- но-пространственная организация промышленных объектов всегда рассчи- тывается на их расширение, в нее должна закладываться определенная «степень свободы» будущих изменений. Таким образом, определяю- щие специфику промышленной ар- хитектуры формальные признаки – большие линейные размеры, круп- ный масштаб, наличие техниче- ских форм и динамичность компо- зиции объектов – делают ее непо- вторимой, особенной, с одной сто- роны, но и формируют свои под- ходы, задачи, дополнительные сложности при проектировании – с другой стороны. Эта специфика отражается на приемах и методах проектирования всех объектов про- мышленной архитектуры. Однако кроме формальных признаков, которые могут менять- ся с течением времени, есть более Рис. 2. 14. Старый портал в структуре нового устойчивые сущностные призна- производственного здания, Германия ки, также отражающие специфику промышленной архитектуры как фено- мена, особой области зодчества. Среди них – важная качественная харак- теристика промышленной архитектуры: она формируется не столько под влиянием факторов и условий, специфичных для каждой конкретной исто- рической ситуации и региона, сколько в результате действия свойственных ей общих механизмов. Таким образом, процесс развития промышленной архитектуры в разных странах подчиняется общим закономерностям [26]. Эти закономерности рассмотрены в следующем разделе.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|