Здавалка
Главная | Обратная связь

О СОРЕВНОВАНИИ МЕЖДУ ЗВЕНЬЯМИ



 

Идея такого соревнования появилась у нас давно. Мы искали новый стимул повышения активности хок­кеистов. Но как в спортивных играх, в хоккее в част­ности, проводить это соревнование, чтобы оно стало объ­ективным показателем и мастерства спортсмена и сте­пени его преданности интересам команды?

Легко проводить подобные соревнования в тех ви­дах спорта, где уровень искусства спортсмена можно измерить в килограммах, сантиметрах, секундах. Там можно конкретно сказать, кто сильнее, перспективнее, талантливее. Значит, и нам предстояло найти такую форму контроля и учета действий звена и отдельного хоккеиста, которая позволяла бы весьма конкретно, ар­гументированно оценивать действия спортсмена на хок­кейной площадке.

Но как все это сделать? До недавнего времени мы ограничивались лишь эдаким визуальным учетом, где существенную роль играло то, как смотрится, выглядит на поле спортсмен. Мы могли смотреть на матч, рас­суждать о нем, фотографировать те или иные эпизоды, но предъявить игроку какие-то конкретные претензии, поставить конкретные задачи было трудно.

Лет десять назад родилась идея контроля и учета действий хоккеистов. Мы взяли «на карандаш» всю иг­ру, разбили ее на какие-то главные элементы, опреде­лили, как будем их учитывать. Довели эту нашу мысль до сведения игроков, провели несколько экспери-ментов, и сейчас, вот уже на протяжении шести лет, сбор­ная СССР ведет совершенно конкретный анализ дей­ствий всех игроков и звеньев и тем самым имеет воз­можность сравнивать степень полезности действий того или иного звена.

Этот учет ведется не только как соревнование меж­ду звеньями. Игра хоккеистов сравнивается с дейст­виями их конкретных соперников.

Но когда мы решали вопрос о проведении учета и соревнования, то сразу же пришлось считаться и с тем, что соревнование между форвардами в количестве за­брошенных шайб может породить премьерство, и пото­му во избежание этого мы не учитывали, кто автор шайбы, — для нас прежде всего важна результатив­ность звена в. целом, всей пятерки. Как мало, на­сколько меньше, чем партнеры по команде, пропустит шайб то или иное звено — в. этом нельзя не видеть действий всех пяти хоккеистов.

Однако тем не менее мы не ушли и от индивидуаль­ного анализа действий игроков. Например, рассматри­вая игру защитников, мы учитываем умение их пользо­ваться силовым единоборством, ловить шайбу на се­бя, качество и количество начинаемых ими контратак, умение быстро и своевременно выходить из зоны, обыгрывать противника и создавать острые голевые моменты.

Когда-то, лет пять-шесть назад, многие игроки, особенно ведущие, не понимали, точнее, не принимали, на­шу идею. Главное, говорили они, выигрывать, играть мощно и энергично, и если команда выиграла, то, зна­чит, каждый сыграл хорошо.

Но мы постоянно напоминали своим питомцам, что команда — это не только целостный коллектив, но и — об этом тоже нельзя забывать — группа отдель­ных игроков, из которых складывается этот коллектив, и вовсе немаловажно, сколько раз хоккеист бросил шай­бу в ворота, сколько дал пасов, сколько раз подставил себя под бросок соперника, отобрал шайбу, сколько километров пробежал за матч, сколько раз шел на до­бивание, сколько раз оказывал помощь партнеру.

В конце концов это важно — сколько вложил уси­лий в копилку победы, кон-кретный хоккеист, участник матча.

Практикуя такую систему учета, мы повысили от­ветственность каждого игрока. Хоккей, хочу еще раз напомнить, — это не только семнадцать против семна­дцати, не только шесть против шести, одновременно находящихся на площадке, но и игрок, играющий про­тив игрока.

(Кстати, хочу сказать, что при включении хоккеиста в состав своей команды, я непременно следую этому принципу — может ли игрок переиграть своего опеку­на; если нет — вряд ли доведется ему надеть форму хоккейной команды ЦСКА.)

Учет действий спортсменов ведется сейчас самими игроками, теми, кто не участвует в матче. К учету это­му хоккеисты сейчас уже привыкли, он кажется им вполне естест-венным и необходимым. Ребята поняли, что учет этот ведется не для тренера, а в конце концов для них самих, чтобы им помочь понять свои сильные и слабые стороны.

Наш учет позволяет планировать победу над будущим соперником.

На чемпионате мира в Вене соревнование между звеньями принесло свои плоды, особенно в те дни, ког­да во многом решалась судьба чемпионской короны.

Так получилось, что очень сильное звено Старшинова, где все матчи весьма надежно играл сам Вячеслав, с большим энтузиазмом действовал Борис Майоров, к встрече со шведами подошло с низким показателем — 9 заброшенных и 3 пропущенные шайбы, тогда как зве­но Альметова забросило к этому; дню 12, и пропустило лишь одну шайбу, а полупановское соответственно име­ло еще большую разницу заброшенных и пропущенных шайб — 22 : 2. И в других показателях звено Старшинова значительно уступило товарищам.

Разумеется, мы понимали, что дебютанты сборной молодые хоккеисты Виктор Ярославцев и Александр Якушев пока не могут встать вровень с большими мас­терами. Но, продумывая план игры с «Тре Крунур», мы учитывали, что Борис и Вячеслав не только клас­сные, но и самолюбивые мастера, которые верят в при­нятый нами учет игры звеньев, понимают и ценят его объективную значимость и, естественно, тоже стремятся быть в числе ведущих. Нам, команде, важно было, что­бы никто не потерял возможности бороться за право быть наиболее результативным, чтобы все имели реаль­ные шансы быть лучшими. Вот почему мы сказали на собрании коллектива, что все игравшиеся до сих пор матчи, по сути дела, были прикидкой, увертюрой к чем­пионату, все настоящее начинается только сегодня и потому весь учет действий звеньев начинается сначала.

Такое решение позволило всем игрокам начать борь­бу как бы заново, старшиновское трио почувствовало, что оно может еще бороться за лучшее место в команде.

Перед игрой мы побеседовали со старшиновским звеном, причем пригласили только Бориса и Славу: хо­тели выяснить настроение этих больших мастеров. Дополнительно провели тренировку, где отработали тактику выхода из зоны, — то, что не получалось на турнире у звена. Накануне матча мы старались похва­лить ребят, подбодрить их, поговорили с защитниками, играющими с этой тройкой, — В. Давыдовым и В. Кузькиным, и попросили их возможно более вни­мательно и старательно поддерживать ребят, помо­гать им. Переговорили с ведущими хоккеистами коман­ды, попросили их успокоить товарищей, вдохнуть в них уверенность.

Стоит ли напоминать, что решающую шайбу ка­надцам забросил В. Старшинов, что последние три встречи эта тройка провела сильнее, чем предыдущие?

Это, возможно, и был некоторый обман: мы ведь отошли от старых традиций, когда лучшие определя­лись по сумме всех игр чемпионата. Но мы вынуждены были это сделать ради поддержки товарищей, членов нашего коллектива, у которых игра пока не шла, не получалась.

Первичный анализ матча, учет игры ведут запас­ные хоккеисты. На следующем матче мы выставляем их на игру, и теперь ведут учет уже те, кто вчера играл и несколько скептически относился к замечаниям запасных. После этого ребята начинают с большим ува­жением относиться к тем, кто анализирует их игру.

Такой формой работы мы убивали сразу двух зай­цев: приучали ребят к строгости в оценках, во-первых, и к умению анализировать игру партнера, во-вторых. Выступая в следующем матче, ребята помнили, это за ними тоже, следят и что поэтому, они не имеют права повторять те ошибки, которые подметили они же сами вчера у своих товарищей.

 

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.