Здавалка
Главная | Обратная связь

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ВНУТРЕННИХ ВОЗДУШНЫХ ПЕРЕВОЗОК



 

Регулирование воздушных перевозок во внутреннем сообщении Рос­сии осуществляется Воздушным кодексом Российской Федерации, принятым Государственной Думой 19 февраля 1997 г. Этот доку­мент направлен не только на обеспечение потребностей граждан и экономики в воздушных перевозках, авиационных работах, но и на обеспечение обороны и безопасности государства, охраны интересов государства, безопасности полетов воздушных судов, авиационной и экологической безопасности.

В Воздушном кодексе РФ в главе «Общие положения» дано оп­ределение воздушного пространства; перечислены основные норма­тивные акты, составляющие воздушное законодательство Россий­ской Федерации; указана деятельность организаций, подлежащая лицензированию в области авиации.

В частности, лицензированию подлежат:

- деятельность по осуществлению и обеспечению воздушных
внутренних и международных перевозок пассажиров, багажа, гру­зов и почты на коммерческой основе;

-деятельность по обслуживанию воздушного движения;

- авиационные работы для обеспечения потребностей граждан
и юридических лиц;

- подготовка специалистов соответствующего уровня согласно перечням должностей авиационного персонала; перечислен крут юридических лиц, подлежащих обязательной сертификации, и круг физических лиц, подлежащих обязательной аттестации, и др.

В главе «Государственное регулирование использования воздуш­ного пространства»отражены государственные приоритеты в ис­пользовании воздушного пространства. Так, при возникновении потребности в использовании воздушного пространства одновре­менно двумя и более пользователями предпочтение отдается в соответствии с государственными приоритетами в такой последо­вательности:

отражение воздушного нападения, прекращение нарушения государственной границы;

оказание помощи при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера;

выполнение полетов воздушных судов в интересах обороноспособности государства и в соответствии со специальными дого­ворами;

осуществление регулярных воздушных перевозок пассажиров и багажа;

выполнение полетов государственной авиации;

осуществление регулярных перевозок грузов и почты;

осуществление нерегулярных воздушных перевозок;

проведение учебных, спортивных, демонстрационных и иных мероприятий;

выполнение полетов воздушных судов или иная деятельность по использованию воздушного пространства, осуществляемая в целях удовлетворения потребностей граждан.

В главе «Государственное регулирование деятельности в области авиации» приводится классификация авиации, согласно которой она подразделяется на гражданскую, государственную и эксперимен­тальную.

Гражданская авиация, в свою очередь, подразделяется на ком­мерческую, которая используется для воздушных перевозок пас­сажиров, багажа, грузов и почты и авиационных работ, осуще­ствляемых за плату, и авиацию общего назначения, ко­торая используется на безвозмездной основе.

Государственная авиация используется для осуществления во­енной, пограничной, милицейской, таможенной службы и для выполнения мобилизационно-оборонных задач.

Экспериментальная авиация используется для опытно-конструк­торских, экспериментальных, научно-исследовательских работ, а также для испытаний авиационной и другой техники. Государ­ственное регулирование деятельности в разных областях авиации осуществляется специально уполномоченными органами соответ­ственно в области гражданской авиации, в области обороны и в области оборонной промышленности. Все эти органы имеют оп­ределенную структуру и службы.

Глава «Воздушные суда» посвящена вопросам государственной регистрации и государственному учету воздушных судов; требова­ниям к летной годности гражданских воздушных судов; охране окружающей среды от воздействия деятельности в области авиа­ции.

Воздушные суда, предназначенные для выполнения полетов, подлежат государственной регистрации. На зарегистрированное в определенном порядке гражданское воздушное судно наносятся государственный и регистрационный опознавательные знаки, изоб­ражение Государственного флага Российской Федерации (может на­носиться изображение флага субъекта РФ), а также товарные знаки — символы, надписи, эмблемы и иные знаки (зарегистри­рованные в установленном порядке законодательством РФ).

Гражданские воздушные суда допускаются к эксплуатации толь­ко при наличии сертификата летной годности.

Здесь же подчеркивается, что каждое гражданское воздушное судно, каждый авиационный двигатель и воздушный винт в про­цессе серийного производства проходит в установленном порядке испытания и проверки, завершающиеся выдачей гражданскому воздушному судну сертификата летной годности.

В Кодексе дается определение аэродрома и аэропорта (в том числе международного), приводится порядок их государственной регистрации и сертификации.

В главах «Авиационный персонал» и «Экипаж воздушного судна» приводится определение авиационного персонала и экипажа воз­душного судна, рассматриваются права командира воздушного судна, действия экипажа в случае бедствия, а также при оказании помощи судам и людям, находящимся в опасности.

К авиационному персоналу относятся лица, которые имеют спе­циальную подготовку и осуществляют деятельность по обеспече­нию безопасности полетов, по организации, выполнению, обес­печению и обслуживанию воздушных перевозок, авиационных работ, организации и обслуживанию воздушного движения. Все эти лица должны иметь сертификаты и должностные инструкции. В целях зашиты прав и интересов граждан, а также в целях обеспе­чения обороны страны и безопасности государства не допускает­ся проведение забастовок или иное прекращение работы авиаци­онным персоналом, обслуживающим воздушное движение.

Экипаж воздушного судна состоит из летного экипажа (коман­дира и других лиц летного состава) и кабинного экипажа (бортоператоров и бортпроводников). Полет гражданского воздушного судна не разрешается в случае, если состав летного экипажа меньше минимально установленного состава.

Командиром воздушного судна является лицо, име­ющее действующий сертификат (свидетельство) пилота (летчи­ка), а также подготовку и опыт, необходимые для самостоятель­ного управления воздушным судном определенного типа. Коман­дир воздушного судна руководит работой экипажа воздушного судна, отвечает за дисциплину и порядок на воздушном судне, а также принимает необходимые меры по обеспечению безопасно­сти находящихся на борту воздушного судна людей, сохранности воздушного судна и находящегося на нем имущества.

Командир воздушного судна имеет право принимать оконча­тельные решения о взлете, полете и посадке самолета, а также о прекращении полета и возвращении на аэродром или о вынуж­денной посадке в случае явной угрозы безопасности полета в це­лях спасения жизни людей, предотвращения нанесения ущерба окружающей среде.

Кроме того, командир воздушного судна имеет право отдавать распоряжения любому находящемуся на борту воздушного судна лицу и требовать их исполнения, применять все необходимые меры, в том числе меры принуждения, в отношении лиц, которые сво­ими действиями создают непосредственную угрозу безопасности полета воздушного судна и отказываются подчиниться его распо­ряжениям. По прибытии самолета на ближайший аэродром его командир имеет право удалить таких людей с борта воздушного

судна, а в случае совершения деяния, содержащего признаки пре­ступления, — передать их правоохранительным органам.

В главе «Авиационные предприятия» определены условия созда­ния авиационного предприятия с целью осуществления за плату воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов, почты и(или) выполнения авиационных работ. При этом подчеркивается, что создание на территории Российской Федерации авиапредприятия с участием иностранного капитала допускается при условии, что доля участия последнего не должна превышать 49 % уставного капитала, руководителем авиапредприятия является гражданин Российской Федерации и количество иностранных граждан в ру­ководящем органе предприятия не превышает 1/3 состава этого органа.

Российские авиакомпании допускаются к осуществлению ком­мерческой деятельности в области гражданской авиации лишь при наличии лицензий, полученных в соответствии с правилами Ко­декса. Иностранные авиапредприятия также вправе осуществлять коммерческую деятельность в области гражданской авиации в порядке, установленном законодательством и международными договорами Российской Федерации.

Правила формирования и применения тарифов, а также пра­вила продажи билетов и других перевозочных документов уста­навливаются специально уполномоченным органом в области граж­данской авиации — Федеральное агентство воздушного транспорта (ФАВТ).

Плата за воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов и почты устанавливается перевозчиками.

При осуществлении воздушных чартерных перевозок могут устанавливаться договорные цены. При этом в целях защиты регу­лярных воздушных перевозок, осуществляемых на тех же авиаци­онных линиях, допускается устанавливать минимальные цены на такие перевозки.

Главы «Полеты воздушных судов» и «Международные полеты воздушных судов» посвящены вопросам:

допуска к полету воздушного судна;

подготовки экипажа:

обеспечения полетов воздушного судна;

требованиям к документации, находящейся на его борту;

полета воздушного судна над населенными пунктами. При этом полет воздушного судна над населенными пунктами должен выполняться на высоте, позволяющей в случае неисправности воз­душного судна произвести его посадку за пределами населенных пунктов.

При выполнении международных полетов на прибывающие в Российскую Федерацию и убывающие из нее воздушные судна, их экипажи, пассажиров и их имущество распространяется действие паспортных, таможенных и иных правил, установленных в соответствии с законодательством Российской Федерации,

Глава «Авиационная безопасность»отражает один из основных принципов организации воздушных перевозок — их безопас­ность. При этом под авиационной безопасностью понимается состояние защищенности авиации от незаконного вмешательства в деятельность в области авиации.

С целью обеспечения авиационной безопасности проводятся следующие меры:

- осуществляется охрана воздушных судов на стоянках;

- исключается возможность провоза на воздушных судах ору­жия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, легковоспламе­няющихся и других опасных предметов;

- проводится предполетный досмотр воздушного судна, чле­нов экипажа, пассажиров, багажа, ручной клади, груза и почты.

В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом "О полиции" подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта.

Службы авиационной безопасности имеют право задерживать для передачи правоохранительным органам лиц, нарушивших тре­бования авиационной безопасности, а также багаж, грузы и поч­ту, содержащие предметы и вещества, запрещенные к воздуш­ным перевозкам.

В целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством РФ о транспортной безопасности и законодательством РФ в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством РФ, если иное не установлено международными договорами РФ.

В главах «Поиск и спасение» и «Расследование авиационного про­исшествия»рассматриваются вопросы, связанные со случаями, когда воздушное судно терпит бедствие. Целями расследования авиаци­онного происшествия или инцидента являются установление при­чин этих событий и принятие мер по их предотвращению в буду­щем. Установление чьей-либо вины и ответственности не является целью расследования авиационного происшествия или инцидента.

Глава «Воздушные перевозки» дает определения таким поняти­ям, как «перевозчик», «воздушная перевозка», «договор о воз­душной перевозке», «перевозочные документы», «договор фрах­тования воздушного судна», а также рассматривает условия рас­торжения договора по инициативе перевозчика и пассажиров. В последующих главах учебного пособия будут достаточно подроб­но рассмотрены все эти вопросы.

«Перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации»

Глава «Авиационные работы» дает характеристику авиационным работам, выполняемым с использованием полетов воздушных су­дов в сельском хозяйстве, строительстве, для охраны и защиты окружающей среды, оказания медицинской помощи и других це­лей. На выполнение авиационных работ заключается договор, по которому подрядчик обязуется выполнить для заказчика эти ра­боты в порядке, в сроки, в объеме и на условиях, которые пре­дусмотрены данным договором. Заказчик обязуется оплатить авиа­ционные работы. Тарифы на их выполнение также устанавлива­ются на основе договора.

Глава «Ответственность перевозчика, эксплуатанта и грузоот­правителя»предусматривает ответственность перевозчика перед пассажиром воздушного судна и грузоотправителем в порядке, уста­новленном законодательством РФ, международными договорами РФ, а также договором воздушной перевозки пассажира, груза или почты.

Перевозчик, пассажир, грузоотправитель и грузополучатель несут ответственность за нарушение таможенных, валютных, са­нитарных, карантинных и иных правил в соответствии с россий­ским законодательством.

Ответственность перевозчика за вред, причиненный при воз­душной перевозке жизни или здоровью пассажира воздушного судна, определяется в соответствии с правилами главы 59 Граж­данского Кодекса Российской Федерации, если законом или до­говором воздушной перевозки пассажира не предусмотрен более высокий размер ответственности перевозчика, а также определя­ется международными договорами РФ. При этом период воздуш­ной перевозки, как уже отмечалось, включает период с момента прохождения пассажиром воздушного судна предполетного досмотра для посадки на воздушное судно и до момента, когда пассажир воздушного судна под наблюдением уполномоченных лиц перевозчика покинул аэродром.

Перевозчик обязан страховать и нести ответственность за вред, причиненный жизни и здоровью пассажира воздушного судна или багажу и находящимся при пассажире вещам.

Согласно ст. 133 Воздушного кодекса Перевозчик обязан обеспечить выплату компенсации в счет возмещения вреда, причиненного при воздушной перевозке жизни пассажира воздушного судна, гражданам, имеющим право на возмещение вреда в случае смерти кормильца в соответствии с гражданским законодательством, при отсутствии таких граждан - родителям, супругу, детям умершего пассажира воздушного судна, а в случае смерти пассажира воздушного судна, не имевшего самостоятельного дохода, - гражданам, у которых он находился на иждивении, в сумме два миллиона рублей. Указанная компенсация распределяется между гражданами, имеющими право на ее получение, пропорционально количеству таких граждан.

1.За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых и воздушной перевозке без объявления ценности, перевозчик несет ответственность в следующих размерах:

1) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых к воздушной перевозке с объявлением ценности, - в размере объявленной ценности. За воздушную перевозку багажа или груза с объявленной ценностью с грузоотправителя или грузополучателя взимается дополнительная плата, размер которой устанавливается договором воздушной перевозки багажа или договором воздушной перевозки груза;

2) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, принятых и воздушной перевозке без объявления ценности, - в размере их стоимости, но не более шестисот рублей за килограмм веса багажа или груза

3) за утрату, недостачу или повреждение (порчу) вещей, находящихся при пассажире, - в размере их стоимости, а в случае невозможности ее установления - в размере не более чем одиннадцать тысяч рублей

2. Стоимость багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, определяется исходя из цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при ее отсутствии исходя из средней цены на аналогичный товар, существовавшей в том месте, в котором груз подлежал выдаче, в день добровольного удовлетворения такого требования или в день вынесения судебного решения, если требование добровольно удовлетворено не было.

3. За утрату, недостачу или повреждение (порчу) багажа, груза, а также вещей, находящихся при пассажире, при международных воздушных перевозках перевозчик несет ответственность в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

За просрочку доставки пассажира, багажа или груза в пункт назначения перевозчик уплачивает штраф в размере двадцати пяти процентов установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда за каждый час просрочки, но не более чем пятьдесят процентов провозной платы, если не докажет, что просрочка имела место вследствие непреодолимой силы, устранения неисправности воздушного судна, угрожающей жизни или здоровью пассажиров воздушного судна, либо иных обстоятельств, не зависящих от перевозчика.

Статья 132. Обязательное страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна

1. Страхование жизни и здоровья членов экипажа воздушного судна при исполнении ими служебных обязанностей является обязательным.
2. Страховая сумма на каждого члена экипажа воздушного судна устанавливается в размере не менее чем тысяча минимальных размеров оплаты труда, установленных федеральным законом на момент заключения договора страхования.

В этой же главе Кодекса изложены порядок и сроки предъявле­ния претензий к перевозчику при внутренних и международных перевозках, которые рассмотриваются Главе 9 настоящего пособия.

Статья 133. Обязательное страхование гражданской ответственности перевозчика перед пассажиром воздушного судна

1. Перевозчик обязан страховать риск своей гражданской ответственности перед пассажиром воздушного судна за свой счет в качестве страхователя путем заключения договора или договоров обязательного страхования гражданской ответственности перевозчика за причиненный при воздушной перевозке вред жизни или здоровью пассажира воздушного судна, вред его багажу и находящимся при этом пассажире вещам (далее в настоящей статье - договор обязательного страхования). Перевозчик осуществляет перевозку пассажира воздушного судна при наличии договора обязательного страхования

4. При выполнении внутренних воздушных перевозок устанавливается размер страховой суммы, в пределах которой страховщик при наступлении каждого страхового случая (независимо от их числа в течение срока действия договора обязательного страхования) обязуется возместить пассажиру воздушного судна причиненный вред, в отношении:

1) ответственности за вред, причиненный жизни пассажира воздушного судна, - не менее чем два миллиона двадцать пять тысяч рублей на каждого пассажира воздушного судна;

2) ответственности за вред, причиненный здоровью пассажира воздушного судна, - не менее чем два миллиона рублей на каждого пассажира воздушного судна;

3) ответственности за вред, причиненный багажу пассажира воздушного судна, - не менее чем шестьсот рублей за каждый килограмм веса багажа;
4) ответственности за вред, причиненный вещам, находящимся при пассажире воздушного судна, - не менее чем одиннадцать тысяч рублей на каждого пассажира воздушного судна.

5. Срок договора обязательного страхования не может быть менее чем один год.

Статья 126. Срок предъявления претензии к перевозчику при внутренних воздушных перевозках

1. Претензия к перевозчику при внутренних воздушных перевозках может быть предъявлена в течение шести месяцев. Указанный срок исчисляется следующим образом:

1) о возмещении вреда в случае недостачи или повреждения (порчи) груза или почты, а также в случае просрочки их доставки - со дня, следующего за днем выдачи груза, а в отношении почты - с даты составления коммерческого акта;
2) о возмещении вреда в случае утраты груза - через десять дней по истечении срока доставки;

3) о возмещении вреда в случае утраты почты - по истечении срока доставки;
4) о возмещении вреда во всех остальных случаях - со дня наступления события, послужившего основанием для предъявления претензии.

2. Перевозчик вправе принять к рассмотрению претензию по истечении установленного срока, если признает уважительной причину пропуска срока предъявления претензии.

Статья 127. Срок предъявления претензии к перевозчику при международных воздушных перевозках

1. В случае повреждения (порчи) багажа или груза при международных воздушных перевозках лицо, имеющее право на его получение, при обнаружении вреда должно заявить перевозчику уведомление в письменной форме не позднее чем через семь дней со дня получения багажа и не позднее чем через четырнадцать дней со дня получения груза. В случае просрочки доставки багажа или груза претензия должна быть предъявлена в течение двадцати одного дня со дня передачи багажа или груза в распоряжение лица, имеющего право на его получение. Указанное уведомление является основанием для составления коммерческого акта.

2. В случае утраты багажа, груза или почты претензия к перевозчику может быть предъявлена в течение восемнадцати месяцев со дня прибытия воздушного судна в аэропорт пункта назначения, со дня, когда воздушное судно должно было прибыть, или со дня прекращения воздушной перевозки.

Статья 128. Начало течения срока исковой давности

1. Перевозчик обязан в течение тридцати дней с даты поступления претензии рассмотреть ее и в письменной форме уведомить грузоотправителя или грузополучателя об удовлетворении или отклонении претензии.

Срок исковой давности по требованиям, вытекающим из перевозки груза, устанавливается в один год с момента, определяемого в соответствии с транспортными уставами и кодексами (пункт 3 статьи 797 ГК РФ).

2. Течение срока исковой давности начинается на следующий день после получения грузоотправителем или грузополучателем ответа об отказе или о частичном удовлетворении претензии, в случае неполучения такого ответа - через сорок пять дней после получения претензии перевозчиком, если иное не предусмотрено договором воздушной перевозки груза или договором воздушной перевозки почты.

 

Помимо Воздушного кодекса РФ, который является основным нормативным документом, регламентирующим порядок деятель­ности авиации в РФ, как на внутренних линиях, так и на междуна­родных линиях, существуют и другие нормативные документы ведомственного характера, которые регламентируют специфичные международные перевозки. Таким документами являются «Федеральные авиационные правила «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей». /Утв. Приказом Минтранса России от 27 июня 2007 г. № 82.

Кроме указанных документов национальные требования к ор­ганизации международных авиаперевозок изложены в соответст­вующих приказах, руководствах, инструкциях и других нормативных актах, действующих в гражданской авиации России. Национальные требования каждого государства в отношении ме­ждународной перевозки грузов, действующие на его территории, изложены в специальном разделе справочника ACT (AIR CARGO TARIFF), а правила въезда пассажиров в каждую страну изложены в справочнике TIM (TRAVEL INFORMATION MANUAL).

Каждая авиакомпания, выполняющая международные пе­ревозки, разрабатывает свои корпоративные документы, их требо­вания могут различаться, но в основном все они соответствуют требованиям международных конвенций, а также правилам и про­цедурам ИАТА. Например, авиакомпанией «Аэрофлот — россий­ские авиалинии» разработано «Руководство по воздушным перевозкам пассажиров и багажа», «Руководство по воздушным перевозкам груза и почты», «Руководство по наземному обеспечению перевозок» и др.

 

Приложение 2

 

ОСНОВНЫЕ ТЕРМИНЫ, ОПРЕДЕЛЕНИЯ, НАИМЕНОВАНИЕ И АББРЕВИАТУРА

 

АВИАНАКЛАДНАЯ (AIR WAYBILL) - Документ, оформленный грузоотпра­вителем или от его имени и удостоверяющий заключение контракта между грузоотправителем и перевозчиком (и) на перевозку грузов.

АВИАЦИОННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ - предприятие гражданской авиации, осу­ществляющее воздушные перевозки пассажиров, багажа, груза и почты за установленную плату.

АГЕНТ (agent) - лицо или организация, осуществляющая по поруче­нию перевозчика заключение договора на перевозку пассажиров, багажа и/или груза между пассажиром/представляющим его лицом и перевозчи­ком, а также другие функции по поручению перевозчика.

АГЕНТ ПЕРЕВОЗЧИКА - лицо (организация), уполномоченная в соответствии с агентством соглашения (договора) совершать юридические и иные действия от своего имени, но за счёт перевозчика, либо от имени и за счёт перевозчика.

АКТ О НЕИСПРАВНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ БАГАЖА (PIR – Property Irregularity Report) – документ, оформленный перевозчиком в присутствии пассажира немедленно при обнаружении вреда, причиненного багажу, перевозка которого произведена воздушными судами одного или нескольких перевозчиков. Акт подписывается перевозчиком и пассажиром.

АКТ О НЕИСПРАВНОСТИ ПРИ ПЕРЕВОЗКЕ ГРУЗА (Cargo Irregularity Report CIR) – документ, оформленный немедленно по обнаружении вреда, причиненного грузу, перевозка которого произошла воздушными судами одного или нескольких перевозчиком. Акт подписывается перевозчиком и грузополучателем.

АКТ О ПОВРЕЖДЕНИИ/УТЕРЕ ГРУЗА (Cargo damage/lost report) - документ, сообщающий о неисправности груза или документации на этот груз, как и отсутствие документации, оформленный перевозчиком или грузовым агентом. Акт подписывается представителями перевозчика, грузового агента и таможни и выдается грузополучателю вместе с Актом о неисправностях при перевозке грузов (Cargo irregularity report), подписанный грузополучателем и перевозчиком или грузовым агентом, выдающим груз.

АНИМАЦИЯ- это деятельность по разработке и осуществлению специальных программ проведения свободного времени

АЭРОПОРТОВЫЕ УСЛУГИ - услуги, связанные с предоставлени­ем аэродрома, в том числе предоставление аэровокзалов, взлет­но-посадочной полосы и аэродромного оборудования, мест стоянок, ангаров; услуг по авиационной безопасности (обеспе­чение пропускного и внутриобъектного режима, охрана и дос­мотр воздушных судов, пресечение актов незаконного вмеша­тельства); аэронавигационного обслуживания в зоне ответст­венности аэродрома.

АЭРОВОКЗАЛ - комплекс сооружений, предназначенный для обслужи­вания вылетающих и прилетающих пассажиров.

АЭРОПОРТ (AIRPORT) - комплекс сооружений, предназначенный для приема и отправки воздушных судов и обслуживания воздушных перево­зок, имеющий для этих целей аэродром, аэровокзал, другие наземные сооружения и необходимое оборудование.

АЭРОПОРТ (пункт) назначения - аэропорт (пункт), в который должен быть доставлен пассажир, багаж или груз, согласно договору воздушной перевозки.

АЭРОПОРТ (пункт) остановки — промежуточный аэропорт (пункт), в котором пассажир, согласно договору воздушной перевозки, временно прерывает полет.

АЭРОПОРТ (пункт) отправления - аэропорт (пункт), от которого, согласно договору воздушной перевозки, начинается перевозка пассажира, багажа или груза.

АЭРОПОРТ (пункт) трансфера - аэропорт (пункт), указанный в билете или грузовой накладной, в котором, согласно договору воздушной перевозки, пассажир совершает пересадку или осуществляется перегрузка груза с одного рейса на другой для дальнейшего следования по маршруту перевозки.

БАГАЖ (BAGGAGE) - личный вещи пассажиров, перевозимые на воз­душном судне по соглашению с перевозчиком. Багаж может быть заре­гистрированный и незарегистрированный.

БАГАЖНАЯ БИРКА (BAGGAGE TAG) - документ, выдаваемый перевозчиком для опознавания зарегистрированного багажа.

БАГАЖНАЯ БИРКА ТРАНСФЕРНАЯ (МЕЖЛИНЕЙНАЯ) - багажная бирка, име­ющая определенную (унифицированную) форму и содержание для меж­линейной перевозки, оформленную первоначальным перевозчиком багажа с целью идентификации трансферного (межлинейного) багажа.

БАГАЖНАЯ бирка безномерная- документ, выдаваемый перевозчиком, для обозначения каждого места незарегистрированного багажа, находящегося при пассажире, перевозимого в салоне воздушного судна – «ручная кладь», а также для обозначения особых условий перевозки каждого места зарегистрированного багажа.

БАГАЖНАЯ бирка номерная- документ, выдаваемый Перевозчиком, для опознавания (идентификации) каждого места зарегистрированного багажа пассажира.

БАГАЖ ГРУППОВОЙ (ОБЪЕДИНЕННЫЙ) (POOL BAGGAGE) - багаж группы пассажиров в составе двух и более человек (семья, делегация, спор­тивная команда, группа по интересам и т.д.). Группа может объединить свой багаж, если она следует одним рейсом до общего пункта назначе­ния или пункта пересадки и одновременно предъявляет свои перевозоч­ные документы и багаж в одном пункте регистрации.

БАГАЖ ЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ (CHECKED BAGGAGE)- багаж пассажиров, на который авиационное предприятие выдало багажную квитанцию и ба­гажную бирку и приняло к перевозке под свою ответственность.

БАГАЖНАЯ КВИТАНЦИЯ (BAGGAGE CHECK) - часть билета, удостоверяю­щая прием к перевозке багажа.

БАГАЖ негабаритный –багаж пассажира, габариты которого в упакованном виде в сумме трех измерений превышает 203 см.

БАГАЖ тяжеловесный- багаж, вес одного места которого превышает тридцать два

килограмма.

БАГАЖ транзитный- зарегистрированный багаж, который перевозится (должен быть перевезен) по линии одного перевозчика на двух или более участках данного рейса.

БАГАЖ НЕЗАРЕГИСТРИРОВАННЫЙ (РУЧНАЯ КЛАДЬ) (UNCHECKED BAGGAGE) - багаж пассажиров, кроме зарегистриро-ванного, в том числе маркируемый безномерными бирками, перевозимый на воздушном судне под контролем пассажира.

БАГАЖ ПЛАТНЫЙ (BAGGAGE EXCESS)- часть массы багажа, которая превышает установленную перевозчиком норму бесплатного провоза бага­жа.

БАГАЖ НЕСОПРОВОЖДАЕМЫЙ- багаж, принятый к перевозке отдельно от пассажира и оформленный грузовой накладной в качестве груза.

БИЛЕТ (TICKET) - документ, включающий в себя багажную квитанцию и удостоверяющий заключение договора воздушной перевозки пассажира и багажа.

БИЛЕТ С ОТКРЫТОЙ ДАТОЙ (TICKET WITH OPEN DATE) - билет, в кото­ром указаны пункт (аэропорт) отправления и назначения, но не обозна­чен номер рейса и дата вылета воздушного судна.

БЕЗОПАСНОСТЬ - состояние, при котором риск вреда (персоналу) или ущерб ограничен допустимым уровнем (термин применяется только в стандартах по качеству).

БЕЗОПАСНОСТЬ УСЛУГ ПО ПЕРЕВОЗКАМ ПАССАЖИРОВ: Безопасность услуг для жизни, здоровья имущества, пассажиров и окружающей среды (ГОСТ Р 51006 – 96)

БОРТОВОЕ ОБОРУДОВАНИЕ- предметы, за исключением бортприпасов и съемных запасных частей, предназначенные для использования на борту воздушного судна во время, полета, в том числе средства первой помощи и аварийно-спасательное оборудование.

БОРТОВЫЕ ЗАПАСЫ- готовые к употреблению предметы, предназначенные для использования или продажи на борту ВС во время полета, в том числе бортпитание.

БРОНИРОВАНИЕ (RESERVATION) -предварительное закрепление за пас­сажиром места на воздушном судне на определенный рейс и дату.

ВЕТЕРИНАРНЫЙ СЕРТИФИКАТ И СВИДЕТЕЛЬСТВО – ветеринарные сопроводительные документы;

ВЕТЕРИНАРНЫЙ СЕРТИФИКАТ- международный документ установленного образца, выдаваемый на живых животных, животноводческую продукцию и другие подконтрольные государственному ветеринарному надзору грузы, официальным государственным ветеринарным врачом страны - экспортера, а при экспорте из Российской Федерации ветеринарным врачом КВП.

ВЕТЕРИНАРНОЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО - документ установленного образца, выдаваемый ветеринарным врачом государственной ветеринарной службы Российской Федерации на живых животных, животноводческую продукцию и другие подконтрольные государственному ветеринарному надзору грузы в случае их транспортировки и

реализации в Российской Федерации и странах СНГ. При экспорте ветеринарное свидетельство подлежит замене ветеринарным врачом КВП на ветеринарный сертификат Российской Федерации, а при импорте оно выдается ветврачом КВП взамен ветеринарного сертификата страны - экспортера.

ВИД ТРАНСПОРТНОЙ УСЛУГИ - совокупность однородных транспортных услуг, характеризующихся общими технологическими признаками.

ВНУТРЕНЯЯ ВОЗДУШНАЯ ПЕРЕВОЗКА- воздушная перевозка, при которой пункт отправления, пункт назначения и все пункты посадок расположены на территории Российской Федерации.

ВОЗВРАТ СУММ (REFUND) - выплата пассажиру части или всей стоимости перевозки или обслуживания, которая им была ранее оплачена, но не использована.

ВОЗДУШНАЯ ПЕРЕВОЗКА (AIR CARRIAGE) - комплекс мероприятий и операций, выполняемых аэропортами и воздушными перевозчиками, свя­занных с непосредственным выполнением доставки пассажиров, багажа и груза к месту назначения.

ВОЗДУШНОЕ СУДНО (ВС) (AIRCRAFT) - летательный аппарат, предназ­наченный для перевозки пассажиров, багажа и/или грузов.

ВРЕМЯ ИСПОЛНЕНИЯ УСЛУГИ- установленный норматив времени на исполнение услуги.

ВРЕМЯ МЕСТНОЕ - время, установленное правительством государства для своей территории. Время используется для определения сроков действительности перевозочных документов, сроков начала, длительности и окончания событий, сроков давности при предъявлении претензий.

ВРЕМЯ ОБСЛУЖИВАНИЯ - продолжительность фактического взаимодействия исполнителя услуги с потребителем.

ГЛАВНЫЙ ОПЕРАТОР АЭРОПОРТА (АЭРОПОРТОВ) -оператор юридическое лицо -держатель сертификата соответствия аэропорта (аэропортов), имеющий на праве собственности, на условиях аренды или на другом законном основании аэродром (аэродромы), осуществляющий координацию работ в аэропорту, обеспечивающий готовность аэропорта к приему и выпуску воздушных судов и обслуживанию воздушных перевозок, а также соблюдение всеми операторами и пользователями аэропортов требований безопасности полетов, авиационной и экологической безопасности, качества выполняемых работ и предоставляемых услуг.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ КОНТРОЛЬНЫЕ ОРГАНЫ- органы государственных служб, другие органы исполнительной власти полномочные осуществлять согласно

законодательству государственный контроль (надзор) в пунктах пропуска через государственную границу.

ГОСУДАРСТВО ЭКСПЛУАТАНТА- государство, в котором находится основное место деятельности эксплуатанта или, если эксплуатант не имеет такого места деятельности, постоянное место его пребывания.

ГРУЗ (Cargo) – любое имущество или багаж, оформленный в качестве груза по авиагрузовой накладной, перевозимые на воздушном судне, кроме почты или иного имущества, подпадающего под действие требований международной почтовой конвенции,

а также багажа или имущества перевозчика.

ГРУЗОВОЙ МАНИФЕСТ (Cargo Manifest) – перевозочный документ, в котором отмечаются все грузовые и почтовые отправки, которые перевозятся по маршруту следования данного рейса.

ГРУЗООТПРАВИТЕЛЬ (Shipper) – физическое или юридическое лицо, которое заключило с перевозчиком договор перевозки груза и наименование или фамилия которого указаны в авиагрузовой накладной в качестве стороны этого договора.

ГРУЗОПОЛУЧАТЕЛЬ (Consignee) – физическое или юридическое лицо, в адрес которого перевозится груз, указанный в авиагрузовой накладной.

ДЕЗИНСЕКЦИЯ- операция, проводимая с целью уничтожения насекомых переносчиков инфекционной болезни на борту ВС и в контейнерах.

ДНИ (DAYS) - полные календарные дни, включая воскресенье и офи­циальные дни отдыха.

ДОГОВОР ПЕРЕВОЗКИ - документ (соглашение) между исполнителем и потребителем транспортных услуг, в котором регламентируются обязательства и взаимная ответственность сторон при перевозке.

ДОГОВОР ФРАХТОВАНИЯ (ЧАРТЕРА) ВОЗДУШНЫХ СУДОВ- со­глашение, по которому одна сторона (фрахтовщик) обязуется предоставить другой стороне (фрахтователю) за плату всю ем­кость или часть емкости одного или нескольких воздушных судов на один либо несколько рейсов для перевозки пассажиров, багажа или грузов.

ДОСМОТР -проверочный осмотр, проводимый работниками авиакомпа­нии и сотрудниками служб безопасности в целях обеспечения безопасности полетов, предотвращения провоза взрывчатых веществ и других опасных предметов.

ЗАГРУЗКА САМОЛЕТА - размещение (наличие) пассажиров в салонах, багажа, почты, груза, балласта в багажно - грузовых помещениях, балластной жидкости или топлива в баках самолета в соответствии с центровочным графиком (ЦГ), схемой загрузки, сводной загрузочной ведомостью (СЗВ).

ЗОНА НЕБЛАГОПОЛУЧНАЯ ПО ЗАБОЛЕВАНИЯМ ЖИВОТНЫХ- страна или часть страны, в которой обнаружена заразная болезнь. Границы неблагополучной зоны устанавливаются и обозначаются государственными ветеринарными органами с учетом окружающей обстановки, различных экологических, географических, эпизоотологических факторов и типов ведения животноводства. Перечни неблагополучных зон по заболеваниям животных публикуются в ежемесячном бюллетене Международного

эпизоотического бюро (МЭБ).

ИММИГРАЦИОННЫЙ КОНТРОЛЬ- это осуществляемая Федеральной миграционной службой России (ФМС) и ее территориальными органами деятельность по регулированию миграции и осуществлению в пределах своей компетенции мер по предупреждению неконтролируемой миграции на территорию Российской Федерации иностранных граждан и лиц без гражданства. (Постановление Правительства РФ от 08.09.94 № 1020). Иммиграционный контроль осуществляется постами иммиграционного контроля в пунктах пропуска через государственную границу Российской Федерации. (Постановление Правительства РФ от 08.09.94 № 1020)

ИНФРАСТРУКТУРА- от латинского Infra - ниже, под и structura - строение, расположение.

КАЧЕСВО УСЛУГИ - совокупность свойств услуги, обуславливающих её пригодность к удовлетворению определённой потребности потребителя в соответствии с его требованиями (или требованиями стандартов и других нормативных документов).

КАЧЕСТВО - совокупность характеристик объекта, относящихся к его способности удовлетворить установленные и предполагаемые потребности.

КАЧЕСТВО ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ - совокупность характеристик пассажирских, грузовых перевозок или транспортном экспедиции, определяющих их пригодность удовлетворять потребности пассажиров, грузоотправителей и грузополучателей в соответствующих перевозках и работах.

КВИТАНЦИЯ ПЛАТНОГО БАГАЖА (BAGGAGE EXCESS CHECK) - документ, подтверждающий оплату сверхнормативного багажа или перевозку крупно­габаритного багажа, животных и птиц, спортивного инвентаря.

КЛАСС ОБСЛУЖИВАНИЯ - объем услуг и уровень комфорта, предоставляемые пассажирам воздушных перевозок в соответствии с договором на перевозку.

КЛИЕНТ - юридическое или физическое лицо.

КОД - ШЕРИНГ (code-sharing) (соглашение «о флаге» - «Code Sharing Agreement») - вариант сотрудничества авиаперевозчи­ков на определенных линиях. Соглашение между авиакомпани­ями об объединении комплексных систем бронирования и воз­можности введения «сквозного» билета с использованием рей­сов партнеров, что позволяет расширить сеть перевозок и пре­одолеть ограничения по частоте полетов. Это очень удобно и в отношениях между большими и малыми компаниями: пер­вым не надо «размениваться» на второстепенные направления, для вторых во многом решаются вопросы загрузки и распро­странения билетов.

КОМПАНИЯ - АРЕНДАТОР (Facility Operator) - Любое лицо или организация, вла­деющие любым деловым предприятием или предоставляющее свои услуги в аэропорту.

КОМАНДИР ВОСДУШНОГО СУДНА - пилот, ответственный за управление воздушным судном и его безопасность в течение полетного времени (определение ИКАО).

КОМФОРТ - совокупность бытовых благ и удобств, предназначенных для обеспечения жизненно важных физико-гигиенических условий пассажирам.

Маршрут перевозки – указанные в билете в определённой последовательности аэропорты (пункты) отправления, трансфера, остановки и назначения

КОНСАЛТИНГ – деятельность специальных компаний, заключающаяся в консультировании производителей, продавцов, покупателей по широкому кругу вопросов экономики, финансов, внешнеэкономических связей, создания и регистрация фирм (авиакомпаний), по организации авиационной деятельности, бизнеса, авиаперевозок и другие услуги.

КОНСОЛИДАТОР (при воздушных чар­терных перевозках) - лицо, отвечающий за заполнение чартерного рейса.

КОНТРОЛЬНЫЙ ВЕТЕРИНАРНЫЙ ПУКТ (КВП)- подразделение отдела Управления Федеральной службы по ветеринарному и фитосанитарному надзору, которое осуществляет ветеринарный контроль при международных и внутрироссийских перевозках.

ЛИЗИНГ - англоязычный термин (от to lease - брать/сдавать в аренду), приобретший в России официальный статус с выходом в 1995 г. второй части Гражданского кодекса РФ.

ЛИЦЕНЗИЯ - разрешение (право) на осуществление лицензируемого вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю;

МАКСИМАЛЬНАЯ ВЗЛЕТНАЯ МАССА САМОЛЕТА - наибольшая масса самолета на старте, ограниченная прочностью конструкции планера.

МАКСИМАЛЬНАЯ ДОПУСТИМАЯ ВЗЛЕТНАЯ МАССА САМОЛЕТА - наибольшая масса самолета на старте, определяемая требованиями безопасности в условиях предстоящего взлета, полета и посадки.

МАКСИМАЛЬНАЯ ДОПУСТИМАЯ ПОЛЕТНАЯ МАССА САМОЛЕТА - наибольшая масса самолета, определяемая требованиями безопасности в условиях предстоящего полета.

МАКСИМАЛЬНАЯ ДОПУСТИМАЯ ПОСАДОЧНАЯ МАССА САМОЛЕТА - наибольшая масса самолета, определяемая требованиями безопасности в условиях предстоящей посадки.

МАКСИМАЛЬНАЯ МАССА КОММЕРЧЕСКОЙ ЗАГРУЗКИ - наибольшая коммерческая загрузка, ограниченная количеством пассажирских мест, вместимостью багажно-грузовых помещений и прочностью элементов конструкции планера

МАССА КОММЕРЧЕСКОЙ ЗАГРУЗКИ - общая масса пассажиров, багажа, почты, груза, зимних пальто, перевозимых на воздушном судне.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ АЭРОПОРТ - аэропорт, который открыт для приема и отправки воздушных судов, выполняющих международные воздушные перевозки, и в котором осуществляется таможенный, пограничный, санитарно-карантинный и иной контроль.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛЕТ ВОЗДУШНОГО СУДНА - полет воздушного судна в воздушном пространстве более чем одного государства.

МАРШРУТ ПЕРЕВОЗКИ (ROUTE) - пункты отправления, трансфера, ос­тановки и назначения, указанные в билете в определенной последова­тельности.

МЕЖДУНАРОДНАЯ ПЕРЕВОЗКА (INTERNATIONAL CARRIAGE) - воздушная перевозка, при выполнении которой пункт отправления и пункт назначе­ния, независимо от того, имелись ли перегрузка или перерыв в пере­возке, расположены:

а) на территории двух государств;

б) на территории одного государства, если предусмотрен пункт (пункты) остановки на территории другого государства.

МЕЖДУНАРОДНОЕ ВОЗДУШНОЕ ПРАВО- совокупность правовых норм, регулирующих отношения между государствами в сфере использо-вания воздушного пространства с целью осуществле­ния международного воздушного сообщения и обеспечения его безопасности, а также устанавливающих режим воздушных со­общений.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ РЕЙС- полет с пересечением государст­венной границы по установленной международной воздушной линии водном направлении (с посадкой или без посадки в про­межуточном пункте) от начального аэропорта вылета до конеч­ного аэропорта посадки.

МЕЖДУНАРОДНЫЙ ПОЛЕТ- всякий полет, связанный с пересе­чением воздушным судном государственной границы России и другого государства, т. е. полет, выполняемый в воздушном пространстве другого государства.

МИГРАЦИОННАЯ КАРТА- документ, содержащий сведения об иностранном гражданине, въезжающем в Российскую Федерацию, а также служащей для контроля за временным пребыванием иностранного гражданина в Российской Федерации. (ФЗ - 115 от 25.07.2002 г.)

МСО (Miscellaneous Charges Order)- ордер разных сборов. Платежный документ, выданный пассажиру перевозчиком или его агентом, в котором содержится просьба выдать билет, кви­танцию платного багажа или оказать другие связанные с пере­возкой платные услуги лицу, указанному в этом документе.

НАДЕЖНОСТЬ ТРАНСПОРТНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ - совокупность характеристик исполнителя транспортных услуг, обусловли-вающая предоставление их потребителям в заданных объемах и качестве в течение установленного времени.

НАЦИОНАЛЬНОЕ ВОЗДУШНОЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА- законода­тельство, устанавливающее правовые основы использования воздушного пространства страны, а также нормы и требования по лицензированию авиаперевозчиков, работающих как на внут­ренних, так и на международных маршрутах.

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФЛАГ - ПЕРЕВОЗЧИКА (Flag-carrier) - нацио­нальная авиакомпания первого эшелона.

НЕАВИАЦИОННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В АЭРОПОРТАХ -деятельность на территории аэропортов по предоставлению на коммерческой основе сервисных услуг, включая торговлю и общественное питание, услуг по парковке автомашин, почтово-банковским операциям и других услуг, не относящихся к авиационной деятельности.

НЕАЭРОПОРТОВЫЕ УСЛУГИ- услуги, связанные с продажей пассажирских авиаперевозок; продажей грузовых перевозок; организационным обеспечением полетов; техническим обслу­живанием и ремонтом воздушных судов.

НЕКОНТРОЛИРУЕМАЯ ЗОНА- зона аэропорта и здания, в которые лица, не являющиеся пассажирами, имеют свободный доступ.

НОРМА БЕСПЛАТНОГО ПРОВОЗА БАГАЖА - багаж, который перевозится без доплаты к стоимости билета.

НОРМА ПО ВЕСУ (Weight-Concept) - система норм бесплатного провоза багажа, основанная на весе сданного багажа.

НОРМА ПО МЕСТАМ (Piece-Concept) - система норм бесплатного провоза багажа, основанная на числе мест сданного багажа.

ОБСЛУЖИВАНИЕ– деятельность исполнителя при непосредственном контакте с потребителем услуги.

ОКОНЧАТЕЛЬНОЕ ВРЕМЯ ОФОРМЛЕНИЯ ПАССАЖИРОВ – время, по истечении которого пассажиры не принимаются к перевозке на данный рейс.

ОСТАНОВКА В ПУТИ - предварительно согласованный пассажиром с перевозчиком временный перерыв в перевозке пассажира и его багажа в каком-либо пункте между пунктами отправления и назначения.

ОПАСНЫЕ ГРУЗЫ (Dangerous Goods) - изделия или вещества, которые способны создавать угрозу для здоровья, безопасности, имущества или окружающей среды и которые указаны в перечне опасных грузов в технических инструкциях или классифицируются в соответствии с этими инструкциями.

ОПЕРАТОРЫ АЭРОПОРТА- юридические и физические лица, осуществляющие на территории аэропортов авиационную деятельность и имеющие соответствующий сертификат и лицензию.

ОСТАНОВКА В ПУТИ (STOPOVER)- предварительно согласованный пасса­жиром с перевозчиком временный перерыв в перевозке пасса­жира и его багажа в каком-либо пункте между пунктами от­правления и назначения.

ПЕРЕВОЗЧИК - перевозчиком является эксплуатант, осуществляющий воздушные перевозки пассажиров, багажа, грузов или почты и имеющий лицензию на осуществление подлежащего лицензированию в соответствии с законодательством Российской Федерации вида деятельности в области авиации.

ПОГРАНИЧНЫЙ КОНТРОЛЬ- проверка оснований для пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных, досмотр транспортных средств, грузов и товаров в целях обнаружения и задержания нарушителей правил пересечения государственной границы, перемещаемых грузов, товаров и животных, которые запрещены законодательством Российской Федерации к ввозу в Российскую Федерацию или выезду из Российской Федерации.

ПОГРАНИЧНЫЙ ПУНКТ КАРАНТИНА РАСТЕНИЙ (ППКР)- орган государственной службы карантина растений Российской Федерации Россельхознадзора в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации.

ПОДКАРАНТИЙНАЯ ПРОДУКЦИЯ (Подкарантинный материал. Подкарантинный груз)- продукция, подлежащая фитосанитарному контролю (растение, продукция растительного происхождения, тара, упаковка, почва либо другие таможенном материалы, которые могут стать носителями вредных организмов или способствовать распространению вредных организмов).

ПОСАДОЧНАЯ ГАЛЕРЕЯ- коридор, проходящий на уровне земли, ниже или выше него и предназначен для соединения мест стоянки с пассажирским зданием АВК.

ПОЧТА- международные почтовые отправления, пересылаемые при почтовых сопроводительных документах и адресованные за границу и поступающие из-за границы или следующие транзитным (трансфертным) рейсом.

ПРЕДПОЛЕТНЫЙ ДОСМОТР- процедура по производству досмотра пассажиров, членов экипажей гражданских ВС, ручной клади, багажа, грузов, почты и бортовых запасов, проводимая сотрудниками службы авиационной безопасности в целях обеспечения авиационной безопасности, охраны жизни и здоровья пассажиров, членов экипажей, пресечения возможных попыток захвата (угона) гражданских ВС и других актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации, а также предотвращения незаконного провоза оружия, боеприпасов, взрывчатых, отравляющих, легковоспламеняющихся и других опасных веществ и предметов, запрещенных к перевозке на воздушном транспорте.

ПАССАЖИРСКИЕ ПЕРЕВОЗКИ - транспортные услуги по перемещению пассажиров, связанные с безопасностью, своевременностью и комфортностью перевозки пассажиров, а также с сохранностью багажа.

ПАССАЖИР (PASSENGER) - лицо (исключая членов экипажа), которое перевозится на воздушном судне в соответствии с договором воздушной перевозки.

ПАССАЖИРСКИЙ КУПОН(Passengers Coupon)(купон «для пассажира») - часть би­лета, удостоверяющая заключение договора международной воздушной перевозки пассажира и его багажа.

ПАССАЖИР ТРАНЗИТНЫЙ (TRANSIT PASSENGER) - пассажир, который в соответствии с договором воздушной перевозки следует далее тем же рейсом, которым он прибыл в промежуточный пункт.

ПАССАЖИР ТРАНСФЕРНЫЙ (TRANSFER Passenger) - пассажир, который в соответствии с договором перевозки прибыл в пункт трансфера (стыков­ки) одним рейсом, а продолжает полет другим рейсом.

ПЕРЕВОЗЧИК (CARRIER) - см. авиационное предприятие.

ПЕРЕВОЗЧИК ПЕРВОНАЧАЛЬНО ОБСЛУЖИВАЮЩИЙ (ORIGI-NATING CARRIER) - на чей рейс пассажиру, первоначально выдан билет на пере­возку из согласованного пункта отправления.

ПЕРЕВОЗЧИК ПЕРЕДАЮЩИЙ (CONNECTING CARRIER) - перевозчик, кото­рый в соответствии с договором воздушной перевозки доставил пассажи­ра и его багаж, груз или почту в аэропорт трансфера.

ПЕРЕВОЗКА ГРУППОВАЯ (GROUP CARRIAGE) - перевозка группы (опре­деленной численности), имеющей общую цель поездки, подтвержденную документом.

ПЕРЕВОЗКА СМЕШАННАЯ - перевозка пассажира, багажа или груза, осуществляемая перевозчиками разных видов транспорта.

ПЕРЕВОЗОЧНЫЙ ДОКУМЕНТ - к перевозочным документам относятся: билет, багажная квитанция, грузовая накладная, ордер разных сборов, квитанция для оплаты сверхнормативного багажа, квитанция разных сборов, электронный многоцелевой документ. Для оформления перевозочных документов и документов об оплате платежей могут применяться собственные документы перевозчика и (или) документы, выпущенные по договору с перевозчиками другой организацией, обеспечивающей осуществление взаиморасчетов между перевозчиками и другими участниками перевозочного процесса.

ПЕРРОН- часть летного поля гражданского аэродрома, предназна­ченная для размещения воздушных судов в целях посадки и высадки пас­сажиров, погрузки и выгрузки багажа, грузов, почты, а также для дру­гих видов обслуживания.

ПОСАДКА- вступление лиц на борт ВС с целью совершения полета, за исключением членов экипажа и пассажиров, которые были взяты на борт на предыдущем этапе данного прямого рейса.

ПОСАДОЧНАЯ ГАЛЕРЕЯ- коридор, проходящий на уровне земли, ниже или выше него и предназначен для соединения мест стоянки с пассажирским зданием АВК.

ПУНКТ ВРЕМЕННОЙ ПЕРЕДЕРЖКИ ЖИВОТНЫХ- комплекс помещений предназначенных для передержки животных, размещенный на территории аэропорта изолированно от других строений. Организуются такие пункты администрацией аэропортов (аэродромов), осуществляющих международные перевозки, и открываются по согласованию с государственными ветеринарной и санитарно-эпидемиологической службами.

ПОЛЕТНЫЙ КУПОН (FLIGHT COUPON)- часть пассажирского билета, ко­торая пригодна для перевозки по одному из участков маршрута, указан­ного в билете (сдаваемая пассажиром при регистрации в обмен на посадочный талон число полетных купонов в билете должно соответствовать количеству рейсов на маршруте)

ПОТРЕБНОСТЬ - нужда, принявшая специфическую форму в соответствии с культурным уровнем и личностью индивида.

ПРОГРАММА- (от греч. Programma - объявление, распоряжение),
изложение основных положений и целей деятельности организации.

ПОНЯТИЕ «СЕРВИС» происходит от английского слова service — служба, обслуживания

ПОКАЗАТЕЛЬ КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНОЙ УСЛУГИ (ОБСЛУЖИВАНИЯ) - количественная характеристика одного или нескольких потребительских свойств услуги (обслуживания), составляющих ее качество.

ПОТРЕБИТЕЛЬ ТРАНСПОРТНОЙ УСЛУГИ - физическое или юридическое лицо, являющееся стороной договора перевозки, которое использует услугу.

ПРАВО ПОЛЕТОВ НАД ОТКРЫТЫМ МОРЕМ- принцип свободы полетов, всоответствии с которым воздушные суда всех госу­дарств, прибрежных; инеприбрежных, вправе свободно совер­шать полеты над открытым морем.

ПРАВО РЕГУЛЯРНЫХ ПОЛЕТОВ- право, предоставляемое госу­дарством авиакомпаниям другого государства при заключении соглашения о международном воздушном сообщении, где ука­зывается, с какой частотой и по каким договорным маршрутам и трассам будут осуществляться полеты.

ПРАВО ЭПИЗОДИЧЕСКИХ ПОЛЕТОВ- право, предоставляемое го­сударством для авиакомпаний другого государства, путем выда­чи разовых разрешений на каждый полет.

ПРИБЫТИЕ- время остановки ВС на месте стоянки после окончания руления или буксировки ВС.

ПРЕДЕЛЬНАЯ МАССА КОММЕРЧЕСКОЙ ЗАГРУЗКИ - наибольшая коммерческая загрузка, определяемая требованиями безопасности полетов.

ПРОВЕРКА КАЧЕСТВА ТРАНСПОРТНЫХ УСЛУГ - Систематический и независимый анализ, позволяющий определить соответствие деятельности и результатов в области качества запланированным мероприятиям, а также эффективность их внедрения и соответствие поставленным целям.

ПРЕТЕНЗИЯ (CLAIM) - заявленное клиентом письменное требование авиационному предприятию о возмещении вреда, возникшего в результате воздушной перевозки.

ПРОИЗВОДСВЕННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ -совокупность действий работников с применением средств труда, необходимых для превращения ресурсов в готовую продукцию, включающих в себя производство и переработку различных видов сырья, строительство, оказание различных видов услуг.

ПРОВОЗНАЯ ЕМКОСТЬ -часть пассажирской кабины, багажных, грузовых отсеков воздушного судна, используемых для коммерческой загрузки.

ПЛАН ПОЛЕТА- документ установленной формы, содержащий определенные

формализованные сведения о предстоящем полете или части полета.

ПУЛ - ДОГОВОР- договор, соединяющий авиакомпании, дейст­вующие на одних международных маршрутах, в целях оптими­зации расписания движения самолетов, регулирования пассажиропотоков, а также в целях распределения прибыли на этих маршрутах между авиакомпаниями.

ПУЛ-ОБЪЕДИНЕНИЯ— союзы авиакомпаний, стратегические альянсы, направленные на упорядочение полетов и пассажиро­потоков на линиях, обеспечение сквозных поездок разными авиакомпаниями, упрощение формальностей и создание единых стандартов обслуживания пассажиров.

ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ (DESTINATION) - последний пункт остановки, указанный в билете.

РАЙОН РАСПРОСТРАНЕНИЯ ИНФЕКЦИОННОЙ БОЛЕЗНИ- часть территории, на которой в силу демографических характеристик, плотности и мобильности населения и/или возможности наличия насекомых и животных резервантов возбудителей болезни может обеспечиваться распространение заразной болезни. Определяется уполномоченными органами здраво-охранения конкретной страны. Перечень районов распространения инфекционных болезней публикуется в Еженедельнике эпидемиологической информации Всемирной организации здравоохранения.

РЕЙС (FLIGHT) - полет воздушного судна (по расписанию или вне расписания), выполняемый в одном направлении от начального до конеч­ного пункта.

РЕГУЛЯРНЫЕ АВИАРЕЙСЫ- рейсы (международные или на­циональные, местные), выполняемые по определенным лицен­зионным маршрутам. Регулярные авиарейсы действуют по сформированным расписаниям, независимо от факторов загруз­ки этих рейсов пассажирами.

РЕЙС ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ- рейс воздушного судна, выполняе­мый дополнительно к расписанию по тому же маршруту, по которому осуществляются регулярные рейсы.

РЕЙС ЧАРТЕРНЫЙ (CHARTER FLIGHT) - рейс, выполняемый в соответс­твии с договором чартера, по маршруту, установленному этим догово­ром.

РУКОВОДСТВО по обеспечению и учету регулярности полетов ВС определяет:

— ответственность структурных подразделений за обеспечение регулярности полетов;

— оценку деятельности структурных подразделений в части обеспечения регулярности полетов;

— организацию обеспечения и учета регулярности полетов;

СБОР- утвержденная в установленном порядке сумма, взи­маемая перевозчиком либо другими компетентными органами при перевозке пассажира, багажа или груза.

СБОР ЗА УСЛУГИ (SERVICE CHARGE) - плата, устанавливаемая пере­возчиком или другими компетентными органами за специальное или до­полнительное обслуживание, связанное с воздушной перевозкой.

СБОР ЗА НЕЯВКУ (NO-SHOW CHARGE) - сбор, взимаемый с пассажира, за которым зарезервировано место, в аэропорт к отправляемому рейсу в течение времени, установленного перевозчиком или по иным причинам установленного тарифными и перевозочными правилами авиакомпании.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ДОСТАВКИ ГРУЗОВ (БАГАЖА) - характеристика транспортной услуги, обусловливающая прибытие грузов (багажа) в конечный пункт в соответствии с установленными договором сроками или объявленным расписанием.

СВОЕВРЕМЕННОСТЬ ПЕРЕВОЗКИ ПАССАЖИРА - характеристика транспортной услуги, обусловливающая перевозку пассажиров в соответствии с объявленным расписанием, договором или другими установленными требованиями по времени движения транспортных средств.

СИСТЕМА КАЧЕСТВА - совокупность организационной структуры, методик (процедур), процессов и ресурсов, необходимых для осуществления общего руководства качеством.

СЕРВИС (service)работа по оказанию услуг, т. е. по удовлетворению чьих-либо потребностей.

СЕРТИФИКАЦИЯ- это процедура подтверждения соответствия, посредством которой независимая от изготовителя (продавца, исполнителя) и потребителя (покупателя) организация удостоверяет в письменной форме, что продукция соответствует установленным требованиям.

СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ (далее – сертификат) - это документ, выданный по правилам системы сертификации для подтверждения соответствия сертифицированной продукции установленным требованиям.

СЕРТИФИКАТ СООТВЕТСТВИЯ (частный случай в авиации – Сертификат типа ВС);

СЕРТИФИКАТ КАЧЕСТВА – документ, аналогичный сертификату соответствия в РФ, выдается за рубежом (в РФ подлежит признанию).

СЛОТ- промежуток времени, в течение которого самолет данной авиакомпании имеет право совершить в соответствии с расписанием взлет или посадку в определенном аэропорту.

Слоты распределяются под эгидой IATA. Заранее (за полго­да) подается

заявка на слоты на зимнее/летнее расписание. В течение 2-3 месяцев

происходит взаимная утряска расписаний и слотов.

С 2003 г. формирование сезонного расписания и рас­пределение слотов

аэропортов осуществляются через Интер­нет-ресурсы IATA.

СОВМЕСТНАЯ ЭКСПЛУАТАЦИЯ АВИАЛИНИИ- эксплуатация авиалиний, в рамках которой авиакомпании объединяют свои технические возможности, распределяют между собой все рас­ходы идоходы в соответствии с долей участия каждой из них в общей работе.

СОГЛАШЕНИЕ О БЛОКЕ МЕСТ- промежуточный вариант сотруд­ничества между пулом исовместной эксплуатацией линий авиа­компаниями. Перевозчики договариваются о том, что одна из них выполняет рейс, получает доходы и несет все расходы по его выполнению, а другая получает блок мест на рейсе своего партнера. Получившая блок мест авиакомпания производит про­дажу этого количества мест и получает от них все доходы (око­ло 90 % тарифа), за исключением стоимости бортпитания и пас­сажирского сбора, перечисляемых авиакомпании-перевозчику.

⇐ Предыдущая116117118119120121122123124125Следующая ⇒






©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.