Авиационная безопасность на воздушном транспорте
Обеспечение авиационной безопасности гражданской авиации осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и включает мероприятия, направленные на предупреждение и пресечение актов незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. Все операторы аэропорта, осуществляющие прием, выпуск или обслуживание воздушного судна, обязаны принимать участие в части касающейся в обеспечении авиационной безопасности и противодействию актам незаконного вмешательства в деятельность гражданской авиации. С целью обеспечения авиационной безопасности проводятся следующие меры: - осуществляется охрана воздушных судов на стоянках; - исключается возможность провоза на воздушных судах оружия, боеприпасов, взрывчатых, радиоактивных, легковоспламеняющихся и других опасных предметов; - проводится предполетный досмотр воздушного судна, членов экипажа, пассажиров, багажа, ручной клади, груза и почты. В целях обеспечения безопасности пассажиров и членов экипажа воздушного судна обязательному предполетному досмотру, а также послеполетному досмотру в случае его проведения в соответствии с Федеральным законом «О полиции» подлежат воздушное судно, его бортовые запасы, члены экипажа, пассажиры, багаж, в том числе вещи, находящиеся при пассажирах, а также грузы и почта. Зона контроля представляет собой один или два пункта досмотра, оборудованных техническими средствами досмотра: рентгенотелевизи-онными интраскопами (РТИ) для контроля ручной клади и багажа, стационарными и ручными металлоискателями для досмотра пассажиров.
Сотрудники службы авиационной безопасности и сотрудники органа внутренних дел на транспорте, осуществляющие досмотр, имеют право: требовать от пассажиров неукоснительного выполнения требований законодательства Российской Федерации в области авиационной безопасности на воздушном транспорте; проверять у пассажиров при входе в пункты досмотра билеты, оформленные в установленном порядке, и документы, удостоверяющие их личность; проводить опрос в целях выявления потенциально опасных пассажиров, а также имеющихся у пассажиров предметов и веществ, запрещенных к перевозке воздушным транспортом; проводить досмотры пассажиров, багажа и вещей, находящихся при пассажирах, членов экипажей воздушных судов, авиационного персонала гражданской авиации, бортовых запасов воздушного судна, грузов и почты; наблюдать за поведением пассажиров в пунктах досмотра; изымать у пассажиров обнаруженные в процессе досмотров предметы и вещества, запрещенные к перевозке воздушным транспортом; досматривать багаж пассажиров, сдаваемый в камеру хранения; вносить предложения, направленные на повышение эффективности досмотров в части совершенствования их технологий и использования применяемых технических и специальных средств; проводить по совместным решениям руководителей службы авиационной безопасности и органа внутренних дел на транспорте совместные и самостоятельные проверки качества проведения досмотров с применением учебных тест-предметов и муляжей взрывных устройств. При проверке багажа, в том числе вещей, находящихся при пассажирах в случае отображения на экране оружия или других предметов, запрещенных к перевозке воздушным транспортом, инспектор службы авиационной безопасности с участием полиции производят личный (индивидуальный) досмотр пассажира. Такое же предложение может быть сделано пассажиру при обнаружении в содержимом ручной клади предметов и веществ, вызывающих сомнение в их назначении. Если у пассажира при досмотре обнаружены опасные вещества и предметы, за изготовление, ношение и хранение которых предусмотрена уголовная ответственность (оружие, боеприпасы, взрывчатые вещества, взрывные устройства, ядовитые, наркотические, радиоактивные вещества и т.п.), он снимается с рейса и вместе с материалами (актом и изъятыми веществами и предметами) передается в органы внутренних дел для решения вопроса о привлечении его к ответственности. В некоторых случаях, когда провоз опасных предметов является незлонамеренным, представитель по безопасности может принять решение об изъятии этих предметов на время полета. Факт изъятия оформляется специальным документом — актом, зарегистрированным в журнале. При этом изъятые у пассажира опасные предметы и вещества, которые находятся в свободной продаже, но запрещены к перевозке на гражданских воздушных судах (баллоны с газом, газовые баллончики, огнеопасные лакокрасочные изделия, вещества и предметы бытового назначения, не имеющие стандартной заводской упаковки, и т.д.), выдаются провожающим или хранятся в аэропорту в специальных помещениях. Если прохождение контроля авиационной безопасности прошло благополучно, на посадочном талоне (в авиабилете) инспектор по досмотру делает отметку о прохождении пассажиром предполетного досмотра, и пассажир направляется на посадку. В случае срабатывания сигнала стационарного металлоискателя инспектор досматривает пассажира с помощью ручного металлоискателя. При наличии звуковых сигналов сотрудник полиции может принять решение о личном досмотре в специальном помещении отвечающих требованиям санитарии и гигиены в присутствии двух понятых. В процессе личного досмотра лица, производящие его, обязаны быть внимательными и вежливыми в отношении пассажира и не допускать действий, унижающих его достоинство. Если в результате проведения контроля авиационной безопасности произошло опоздание пассажиpa на рейс, но в его вещах не было обнаружено опасных предметов, должностные лица, проводящие досмотр, обязаны принять, необходимые меры, чтобы отправить, пассажира очередным рейсом. Если же пассажир откажется от полета или от продолжения полета по причине задержки с отправкой, вызванной досмотром, авиакомпания обязано по его требованию полностью возместить, стоимость билета или его неиспользованной части. При отказе пассажира пройти досмотр или предъявить вещи к досмотру пассажира к перевозке не допускают. При досмотре обращается особое внимание на такие предметы, как термосы, радио - и телеаппаратура, аудио - и видеотехника, переносные компьютеры, игрушки большого размера, зонты, трости, книги и другие предметы, которые могут быть использованы для проноса в воздушное судно взрывных устройств, оружия и других запрещенных к перевозке опасных веществ и предметов. Особенности досмотра: радио - и телеаппаратуру, аудио - и видеотехнику, персональные компьютеры досматривать путем включения питания (блок питания, электрическая сеть) и проверки их работоспособности. Вскрывать и проверять блок питания, кассетную нишу; музыкальные инструменты досматривать путем снятия чехлов (вскрытия футляров) и их проверки потряхиванием, осмотром всех отверстий и плоскостей с использованием технических средств досмотра. Осмотр значительных внутренних полостей производить с применением специального зеркального инструмента; фото и киноаппаратуру без наличия в них пленки проверять с использованием имеющихся технических средств и осмотром футляров (чехлов), а также пленочной камеры. При наличии в аппарате пленки владельцу предлагается произвести ее перемотку и освободить камеру для осмотра; стеклянные емкости с жидкостями и термосы проверять визуально; куклы, полые игрушки большого размера проверять по массе и встряхиванием. В период проведения досмотра должны быть исключены контакты пассажиров, прошедших досмотр и допущенных к посадке в воздушные суда, с пассажирами, не прошедшими досмотр, провожающими, с персоналом аэропорта, не занятым обслуживанием пассажиров данного рейса. Профайлинг Вероятность обнаружения современными техническими средствами (ТСД) взрывные устройства (ВУ) на основе тротила составляет примерно 90-95 % , однако для гексогенсодержащих устройств она снижается примерно до 20%, а для ряда взрывчатых веществ вероятность обнаружения вообще минимальна. Кроме того, даже при наличии самого современного и самого лучшего технического оборудования всегда остаются элементы человеческого фактора и случайности.
По мнению специалистов, принципиальную роль в обеспечении АБ играют высококвалифицированный и мотивированный персонал, а также тщательно проработанные и целенаправленно применяемые процедуры. К числу значимых, но уже, к сожалению, запоздалых мер все специалисты относят профайлинг — предполетное психологическое тестирование пассажиров. Это особенно важно в свете распространения терактов с участием смертников. Вся система авиационной безопасности в России построена с целью предотвраще-ния захвата воздушного судна, и для борьбы со смертниками она оказалась не готова. Часть без оболочечного взрывного устройство можно занести на борт, остальное собрать на месте из подручных материалов. Впрочем, и взрывать не обязательно — с участием смертников можно изобрести самые разные варианты. Однако профайлинг может выявить террористов, только если он осуществля-ется на должном уровне. Понятно, что таких специалистов пока немного. Поэтому на первом этапе, похоже, обязательный профайлинг будет прово-диться «выборочно по подозрительным лицам». На линии регистрации пассажир контактирует с разными сотрудниками, и в этом тоже содержатся элементы профайлинга. «Вопросы задают и таможен-ники, и пограничники, и служба авиационной безопасности. Каждый на своем месте должен по крупице вносить свою маленькую лепту в общее дело, а не оставаться сторонним наблюдателем в пределах узковедомственных инструкций».
Опрос пассажиров Опрос пассажира является по своей сути и характеру многоплановым процессом. Основная цель любого опроса - получение правдивой информации. Достижение данной цели в определенной степени зависит от способности проводящего опрос добиться откровенности опрашиваемого при выявлении конкретных фактов и обстоятельств. Но это невозможно без знания основ психологии человека, понимания особенностей его поведения в различных ситуациях, умения выделить внешние признаки конкретного состояния опрашиваемого лица и способности выявить ложь. Психологическая сущность опроса заключается в активном противостоянии и взаимовлиянии его участников друг на друга. Стандартные вопросы пассажиру (один из вариантов) Пассажиру нужно объяснить, что данные вопросы задаются ему для обеспечения его же безопасности в полете. Вопросы задаются для того, чтобы дать возможность пассажиру принять участие в обеспечении его собственной безопасности и безопасности воздушного судна, на котором он путешествует, путем определения обстоятельств, при которых взрывное устройство могло быть положено в его багаж без его ведома, и выделить те предметы багажа или их содержимого, которые необходимо проверить. Вопросы могут быть: •устные; •написанные на карточке или памятке; •написанными на декларации, которую предлагают заполнить пассажиру. Вопросы должны задаваться на языке, знакомом пассажиру. Должен быть получен ответ на каждый заданный вопрос. Пассажирам могут быть заданы следующие вопросы: 1. Этот чемодан (сумка, багаж) принадлежит Вам? или - Ваш ли это чемодан? 2. Это ваш собственный чемодан или Вы его одолжили? 3. Вы сами упаковывали чемодан и знаете, что там находится? 4. Все, что в чемодане, принадлежит Вам? 5.Был ли чемодан все время при Вас, под Вашим контролем после того, как Вы его упаковали? 6.Мог ли кто-либо положить что-нибудь в Ваш багаж после его упаковки? 7.Получили ли Вы какие-нибудь подарки, которые везете с собой? или Есть ли в Вашем багаже предметы, которые Вас попросили перевезти? 8.Содержит ли Ваш багаж электрические или электронные приборы? Пассажир, ответивший «НЕТ» хотя бы на один из первых пяти вопросов, или «ДА» на последующие вопросы, считается «выбранным» для более детального досмотра. В этом случае следует провести ручной досмотр багажа. Досмотр следует делать целенаправленно в направлении возникшего подозрения (например, если пассажир ответил, что его просили передать посылку, следует посмотреть содержимое посылки или просветить ее на рентгене, а не просматривать весь багаж). Пассажиры могут удостоверить, что электрические и электронные приборы были когда-либо использованы и не выпали из-под контроля (не одалживались и не ремонтировались), в результате чего могли бы быть внесены какие-либо изменения в эти приборы Следует отметить, что зарегистрированный багаж также проходит досмотр в специальной зоне багажного отделения с помощью технических и других средств досмотра (например, с помощью специально обученных собак). При этом в крайних случаях, связанных с необходимостью вскрытия багажа, досмотр его может быть произведен в отсутствии пассажира, однако в такой ситуации приглашаются понятые. Факт досмотра багажа в отсутствии пассажира оформляется актом и регистрируется в специальном журнале. Контроль авиационной безопасности является последним этапом подготовки пассажиров к перевозке. После его прохождения пассажирам предлагается пройти на борт воздушного судна,
Примечание: В целях обеспечения авиационной безопасности перевозчики обеспечивают передачу персональных данных пассажиров воздушных судов в автоматизированные централизованные базы персональных данных о пассажирах в соответствии с законодательством РФ о транспортной безопасности и законодательством РФ в области персональных данных, при международных воздушных перевозках также в уполномоченные органы иностранных государств в соответствии с международными договорами Российской Федерации или законодательством иностранных государств вылета, назначения или транзита в объеме, предусмотренном законодательством РФ, если иное не установлено международными договорами РФ. В настоящее время Евросоюз и США парафировали соглашение об обмене данными, об авиапассажирах в рамках борьбы с международным терроризмом и организованной преступностью. Новое соглашение разрешает компетентным органам ЕС и США предоставлять друг другу 19 категорий сведений об авиапассажирах, включая их имена и фамилии, адреса проживания и финансовые реквизиты. При этом стороны гарантируют строгое соблюдение права на личную жизнь. Общий срок хранения персональных данных об авиапассажирах не превысит 10 лет, а в случае досье, подпадающих под категорию борьбы с терроризмом, - 15 лет. Служба авиационной безопасности аэропорта взаимодействует по вопросам обеспечения АБ с специально уполномоченными государственными органами, наделенными этим правом федеральными законами. Основными государственными органами исполнительной власти по обеспечению АБ являются: - федеральная служба безопасности (ФСБ), - министерство обороны (МО); - федеральная таможенная служба (ФТС); - линейный отдел внутренних дел на транспорте (ЛОВДТ); - федеральная миграционная служба (ФМС); - отряд пограничного контроля (ОПК).
13.8. Пути сокращения наземного времени обслуживания потребителей на воздушном транспорте
Сравнение эффективности различных видов перевозок Каждый из видов перевозок имеет свою историю, этапы становления и развития способов, методов, конструкций аппаратов и средств. Вид и средство перевозки выбирается и применяется по необходимости и рациональности — сообразно особенности условий среды, рельефа местности, климатических условий, целей и назначения, скорости и пассажировместимости средств перемещений и перевозок, а также и уровня платежеспособности потребителя. По состоянию на 2012 г туристских и пассажирских перевозок в мире с дос-таточной степенью приближения можно дать следующую оценку распреде-ления транспортных потоков перевозок механическими средствами: - автомобильные перевозки - 41% - воздушные перевозки - 44% - железнодорожные перевозки - 7% - морские и речные перевозки - 8% Важное значение имеет удаленность места назначения путешествия. Россия имеет огромные просторы территорий, протяженностью до11 тыс. км. И хотя существует возможность путешествия от Москвы до Владивостока поездом (примерно семь суток), но все деловые путешественники, исключая железнодорожные туры, выбирают авиационный транспорт. При равных возможностях выбора вида перемещения эффективность выбора способа передвижения весьма различна. Значение имеют скорость перемещения и время, необходимое для достижения цели путешествия, что не одно и то же.
Путешествие на различных видах транспорта из Москвы в Санкт-Петербург при дальности маршрута 740 км занимает: 15 минна реактивном самолете 40 мин на турбореактивном пассажирском самолете 4 часа на скоростном железнодорожном экспрессе ЭР-200 8 часов на скором поезде 12-16 часов на пассажирском поезде 16-17 часов на пригородных электричках 8 часов на легковой автомашине 12-13 часов на автобусе 5 дней на велосипеде 1,5-2 недели на телеге 10 дней на лыжах (зимой при наличии снежного покрова) две недели пешком Наиболее оптимальный вариант — путешествие по железной дороге. При этом пассажир садится в поезд на вокзале в центре одного города и прибывает на вокзал в центре другого. При железнодорожных вокзалах имеются станции метро, трамвая и такси, позволяющие быстро добраться в любой район назначения. Можно выбрать вариант путешествия на самолете. Скорость движения самолета несравненно более высокая и полет (с учетом времени взлета-посадки и рулежки) занимает 50 минут. Но наземная составляющая трансфера в Санкт-Петербурге аэропорт «Пулково-2» (от станции метро Московская 20 мин на автобусе-экспрессе и 30 мин «Пулково-I») и из аэропорта Шереметьево в Москву (автобусом-экспрессом до 2—3 часов с учетом возможной автомобильной пробки на дороге, на экспресс электричке можно добраться за 1час), а также процедура посадки и высадки пассажиров в аэропортах, включая регистрацию и ожидание, занимают несколько часов. Выигрыш во времени незначительный, но стоимость воздушной перевозки в несколько раз выше. С введением каждодневного скоростного 3,5 - часового железнодорожного маршрута дважды в сутки — создается весьма ощутимая конкуренция авиаперевозкам. Аналогичная ситуация возникает при выборе вида перемещения из Парижа в Лондон. Суперскоростной железнодорожный экспресс EuroStar, следующий через Евротоннель под проливом Ла-Манш, составляет серьезную конкурен-цию воздушной перевозке на этом маршруте. При этом время путешествия по железной дороге на поезде EuroStar составляет всего 3 часа. На близкие расстояния выгодно перемещаться либо пешком, либо на велосипедах. На расстояния от 5 до 500 км рационально использовать автомобильные виды транспорта, от 30 до 1500 км — железнодорожный транспорт, а авиация нерентабельна на расстояниях менее 500 км. Однако при рассуждениях в оценке эффективности и разумности выбора вида перевозки следует придерживаться принципа — «смотря где, когда, зачем и за сколько». В некоторых местностях нет альтернативы выбору вида транспортных средств. Во многих приполярных пространствах дорог нет, водный транспорт использовать невозможно по условиям ледовой обста-новки и навигации, тогда используются либо вертолет, либо средства малой авиации, а местное перемещение — на оленях или собаках, если местность позволяет — то вездеход или транспортное средство на воздушной подушке. Перевоза в США сильно развиты автомобильные перевозки пассажиров и грузов, построено большое количество автомагистралей. Эта развитая страна по существу — родина автомобиля и автомобилизирована значительно более всех других стран мира. Стоимость в ценах и тарифах 2012 г. проезда скорым поездом Москва-Санкт-Петербург в купированном вагоне составляет 800-1000 руб, на скоростном поезде «Сапсан» составляет 2500 руб, а перелет Пулково — Шереметьево от 4000-7000 руб. в зависимости от класса обслуживания. Есть о чем подумать Авиакомпании осуществляют постоянный поиск путей совершенствования технологических процессов обслуживания для сокращения времени наземного обслуживания и увеличения эффективной скорости воздушной перевозки. Тназ = Тбил + Тдор + Трег + Тдосм + Тпос + Ттр + Тбаг + Тдор
Как и любой другой вид транспорта, воздушный транспорт имеет и некоторые недостатки, основными из которых является отдаленность аэропорта от города (населенных пунктов), а также время, отведенное на прохождение административных формальностей, как перед вылетом, так и, частично, по прилету. Задержки, вызванные прохождением таможенных, иммиграционных и карантинных служб, и прочие формальности являются наиболее серьезным препятствием на пути свободного и беспрепятственного движения пассажи-ров и грузов через международные границы. Эта проблема обусловлена скоростью авиапутешествия. Уже почти четверть века ИКАО пытается убедить Договаривающиеся государства в необходимости сокращения подобных бюрократических процедур. Приняты Международные стандарты по упрощению формальностей, уста-навливающие максимальное время, необходимое государствам для выполнения этих процедур. Кроме этого, для сокращения процедурных формально-стей ИКАО предпринимает усилия, направленные на обеспечение зданий аэровокзалов необходимыми средствами и службами для обслуживания пассажиров, обработки их багажа и груза. Немаловажным для пассажиров является вопрос о том, как удобнее добираться до аэропорта. В этом смысле многие, аэропорты работают в тесном сотрудничестве с железными дорогами. Как известно, перелет начинается не с аэропорта. Порой, чтобы добраться до него, пассажиру приходится тратить вдвое больше времени, чем на сам перелет. Чтобы решить эту проблему, аэропорты сотрудничают с железнодорожными службами. Так, организована доставка авиапассажиров в аэропорту «Schip-hol». Он соединен с Амстердамом высокоскоростной линией. Такие линии есть и в аэропортах Сингапура, Манчестера и Франкфурта. Во Франкфуре, например, поезд «Intercity» останавливается непосредственно в аэропорту. Из Лондона до аэропорта «Hitrow» курсирует специальный поезд «King Cross». Время в пути - 30 мин. Пассажиры, прилетевшие в аэропорт Цюриха или Женевы, могут спуститься на эскалаторе к терминалу, соединенному с железнодорожным вокзалом, и быстро уехать на сверхскоростном поезде в нужный город. Московские аэропорты «Домодедово», «Шереметьево», «Внуково», связаны со столицей железнодорожной веткой. Экспресс электрички от центра города Москвы доставляют пассажиров до аэропорта за 40-50 мин минут и обратно. Эта услуга входит в стоимость, авиабилета пассажира. Помимо этого, на Павелецком железнодорожном вокзале пассажирам, улетающим из аэропорта «Домодедово», предоставляется возможность зарегистрировать билет и оформить багаж, при условии, что время до отправления рейса от 2-х до 24 часов. Для этой цели выделены 8 стоек с автоматизированной системой регистрации. Ускорить сервис на земле позволяют и другие компьютерные технологии, например системы самообслуживания при покупке и оформлении билетов, печатающие устройства для документов. Во многих аэропортах мира уже в ходу новые билеты АТВ (Automatic Tiketing & Boarding) с магнитной полосой. Пассажир сам заказывает билет, оформляет и его, и свой багаж, и посадочный талон; может сам заказать гостиничный номер. Ему нужны лишь кредитная карточка и соответствую-щий терминал самообслуживания. Эта технология позволяет избежать очередей и накладок. Технические возможности для таких нововведений уже созданы, а в некоторых странах эти системы с успехом применяются на практике. Например, на рейсы авиакомпании «Swiss» с 1 ноября 1993 г. пассажиры в Цюрихе и Женеве сами оформляют дорожные документы. В Швейцарии все бюро по продаже билетов «Swiss» и около 50 туристских агентств выдают билеты с магнитной лентой. В аэропортах «Клотен» и «Женева» пассажирам, имеющим билеты АТВ, предоставлены в распоряжение 12 терминалов самообслуживания. С их помощью пассажиры без багажа могут оформить документы всего за 20 сек. Данные услуги позволяют пассажирам не только сократить свои затраты, как в денежном эквиваленте, так и во времени, но и на легке добраться до аэропорта. Например, ежегодно аэропорт Чикаго обслуживает около 70 млн человек, Токио - около 50 млн человек, Франкфурта-на-Майне - около 40 млн человек. Число аэропортов в мире практически не увеличивается, но растет пасса-жиро-емкость, развивается их инфраструктура, совершенствуется технология обслуживания. Грузовые перевозки Обеспечение доставки, складирование, хранение и другие услуги также являются важнейшими составляющими по сокращению наземного времени обслуживания грузовых потребителей. В настоящее время важным фактором по сокращению наземного времени обработки грузов в аэропортах решаются в комплексе по принцыпу «от двери до двери», включаещая авиационное и транспортно-экспедиционное обслуживание, что значительно сокращает время незавершенного производства. Таким образом, время доставки груза от производителя до потребителя стало основным качественным показателем грузовых перевозок воздушным транспортом, удовлетворяющим спрос на этот вид транспорта и обеспечивающим конкурентоспособность перевозчику на рынке мировых авиационных перевозок.
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|