Глава 1. Теоретические основы процесса формирования представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольниковСтр 1 из 13Следующая ⇒
Введение На сегодняшний день коррекция и компенсация недостатков развития умственно отсталого ребёнка рассматриваются в специальном образовательном процессе как средство обеспечения человеку с ограниченными возможностями здоровья максимально возможной для него самостоятельности и независимости в социальной жизни. Социальное развитие ребёнка проявляется в способах его познания окружающего мира и использовании своих знаний в различных жизненных ситуациях. По мере расширения представлений об окружающей действительности повышается интеллектуальное и нравственное развитие ребёнка, формируются простейшие формы логического мышления, развивается самосознание и самооценка, социальные чувства. Активное проникновение персонального компьютера в жизнь ребёнка дошкольника вызывает необходимость в расширении внедрения информационных технологий обучения в традиционные виды занятий. Это объясняет актуальность темы: «Формирование представлений об окружающем мире у умственно отсталых старших дошкольников с использованием компьютерных технологий» Применением компьютера в обучении детей занимаются О.И. Кукушкина, Т. К. Королевская, Е. Л. Гончарова и др. Специфика использования информационных технологий в обучении детей с умственной отсталостью определяется как общими закономерностями их психического развития, так и рядом специфических особенностей, связанных со структурой нарушения и характером его проявления. Здесь первым и наиболее значимым типом применения можно считать использование компьютера в качестве средства познания окружающего мира, дающего возможность индивидуального коррекционного обучения и обеспечения каждому ребенку адекватных для него темпа и способов усвоения знаний. Целью работы является разработка и экспериментальная апробация компьютерных заданий для формирования представлений об окружающем мире у старших дошкольников с умственной отсталостью наряду с традиционными методами и средствами обучения и доказательство эффективности использования компьютерных технологий в усвоении знаний об окружающей действительности у данной категории детей. Объект исследования:представления об окружающем мире у старших дошкольников с умственной отсталостью. Предмет исследования:процесс формирования представлений об окружающем мире у дошкольников с умственной отсталостью с использованием компьютера. Гипотеза исследования:уровень сформированности представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников семи лет повысится при введении в процесс обучения компьютерных технологий; специальной организации занятий, учитывающей соотношение компьютерных и традиционных форм учебной деятельности; индивидуального и комплексного характера воздействия при обучении умственно отсталых детей. В соответствии с указанной целью и гипотезой исследования были определены следующие задачи: 1. Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования представлений об окружающем мире; 2. Определить уровень сформированности и выявить особенности представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников 7 лет; 3. Разработать и апробировать задания электронного пособия, направленные на формирование представлений об окружающем мире у старших дошкольников с умственной отсталостью; 4. Доказать эффективность формирования представлений об окружающем мире при использовании компьютерных технологий Для решения поставленных задач и выявления состоятельности выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования: Методы теоретического исследования:теоретический анализ общей и специальной педагогической, психологической и методической литературы по проблеме исследования; анализ программ обучения и воспитания умственно отсталых дошкольников в специальных дошкольных учреждениях. Методы эмпирического исследования: наблюдение, беседа, опытно-экспериментальная работа; количественный и качественный анализ результатов. Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: · уточнены сведения об особенностях представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников семи лет, которые расширяют представление о своеобразии психического развития детей данной категории; · расширены имеющиеся теоретические представления о возможностях компьютерных технологий как средства формирования представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников. Практическая значимость исследования заключается в том, что: · изученная и описанная педагогическая литература, представленная в выпускной квалификационной работе, а также разработки элементов занятий могут быть использованы практическими работниками ДОУ компенсирующего вида для совершенствования коррекционно-педагогической работы со старшими дошкольниками с умственной отсталостью. Апробация основных положений и выводов осуществлялась в ходе исследования детей дошкольного отделения ГСКОУ спец. (корр.) школы № 7 VIII вида В. Новгорода Работа структурно состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложений.
Глава 1. Теоретические основы процесса формирования представлений об окружающем мире у умственно отсталых дошкольников ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|