Здавалка
Главная | Обратная связь

Общие закономерности развития представлений об окружающем мире у дошкольников в норме



Образ мира — это сложная, целостная система знаний и пред­ставлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. [1]Это не застывшая система знаний. В процес­се жизни каждого человека она постоянно меняется, наполняясь все новым содержанием.

Формирование образа мира — сложный и длительный про­цесс, который начинается с момента рождения человека и про­должается всю его жизнь.

Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптировать­ся на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно (достаточно быстро) познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внут­ренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение но­вых впечатлений об окружающем мире (по М. И. Лисиной). С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, ко­торая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, со­ответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуще­ствления (действия и операции) (по А. Н. Леонтьеву). Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям.

Итак, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе.

В старшем дошкольном возрасте в психическом развитии ре­бенка происходят существенные изменения, обусловленные: развитием психических процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление); активным овладением речью; накоплением определенного запаса представлений о бли­жайшем окружении.

Уровень психического развития детей к старшему дошкольному возрасту открывает перед ними возможность овладеть качественно иным способом познания мира — умением принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова.

Возможность во многих случаях воспринимать информа­цию на словесном уровне, не подкрепленную зримыми обра­зами, усваивать получаемые представления не через практи­ческий анализ, а на уровне мыслительных операций способ­ствует развитию умственных способностей ребенка, расширению его кругозора, появлению и развитию внеситуативно-познавательной формы общения со взрослыми.

Достигнутый к старшему дошкольному возрасту уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в своем познавательном разви­тии: дети активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире.

К концу дошкольного возраста у детей накопилось достаточно много сведений, представлений об окружающем мире. Начина­ет проявляться избирательное отношение к миру, выражаю­щееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям.

Колоссальная роль в процессе формирования отношения детей к миру принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у них, часто принимая все на веру и не требуя доказательств. Эта особенность детей дошкольного возраста широко используется педагогами: для того чтобы гарантировать эффективное усвоение деть­ми определенной информации. С этой целью сначала мы создаем общее положительное отношение у детей к тем све­дениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющуюся фундаментом, на который лег­ко накладываются знания.

Задачи познавательного развития детей:

1.Обогащать познавательную сферу ребенка информаци­ей, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности.

Передавать детям информацию новым для них способом познания, через слово.

2. Помогать детям упорядочивать различными способами накопленные и полученные сведения о мире.

3. Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и вза­имодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми.

4. Формировать у детей бережное отношение к миру. Создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое позитивное отношение к миру, закреплять и пополнять свой положительный опыт.

5. Выявлять и поддерживать первые избирательные ин­тересы детей; способствовать развитию самостоятельной по­знавательной активности детей.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.