Общие закономерности развития представлений об окружающем мире у дошкольников в норме
Образ мира — это сложная, целостная система знаний и представлений человека о мире вообще, о других людях, о себе, о своей деятельности. [1]Это не застывшая система знаний. В процессе жизни каждого человека она постоянно меняется, наполняясь все новым содержанием. Формирование образа мира — сложный и длительный процесс, который начинается с момента рождения человека и продолжается всю его жизнь. Любой нормальный ребенок появляется на свет с врожденной познавательной направленностью, помогающей ему адаптироваться на первых порах к новым условиям своей жизнедеятельности. Постепенно (достаточно быстро) познавательная направленность переходит в познавательную активность — состояние внутренней готовности к познавательной деятельности, проявляющейся у детей в поисковых действиях, направленных на получение новых впечатлений об окружающем мире (по М. И. Лисиной). С ростом и развитием ребенка его познавательная активность все больше начинает тяготеть к познавательной деятельности, которая, как любая деятельность, характеризуется определенной структурой. Ее элементами являются: побудительно-мотивационная часть (потребность, мотивы, цели), предмет деятельности, соответствие предмета и мотива деятельности и средства ее осуществления (действия и операции) (по А. Н. Леонтьеву). Развитая познавательная деятельность свойственна взрослым людям. Итак, в период дошкольного детства происходит зарождение первичного образа мира благодаря познавательной активности ребенка, имеющей свою специфику на каждом возрастном этапе. В старшем дошкольном возрасте в психическом развитии ребенка происходят существенные изменения, обусловленные: развитием психических процессов (восприятие, память, внимание, воображение, мышление); активным овладением речью; накоплением определенного запаса представлений о ближайшем окружении. Уровень психического развития детей к старшему дошкольному возрасту открывает перед ними возможность овладеть качественно иным способом познания мира — умением принимать и правильно понимать информацию, переданную посредством слова. Возможность во многих случаях воспринимать информацию на словесном уровне, не подкрепленную зримыми образами, усваивать получаемые представления не через практический анализ, а на уровне мыслительных операций способствует развитию умственных способностей ребенка, расширению его кругозора, появлению и развитию внеситуативно-познавательной формы общения со взрослыми. Достигнутый к старшему дошкольному возрасту уровень психического развития позволяет ребенку сделать еще один очень важный шаг в своем познавательном развитии: дети активно стремятся упорядочить накопленные представления об окружающем мире. К концу дошкольного возраста у детей накопилось достаточно много сведений, представлений об окружающем мире. Начинает проявляться избирательное отношение к миру, выражающееся в более стойком, направленном интересе к отдельным объектам или явлениям. Колоссальная роль в процессе формирования отношения детей к миру принадлежит взрослым. Отношению к миру дети учатся у них, часто принимая все на веру и не требуя доказательств. Эта особенность детей дошкольного возраста широко используется педагогами: для того чтобы гарантировать эффективное усвоение детьми определенной информации. С этой целью сначала мы создаем общее положительное отношение у детей к тем сведениям, которые хотим им передать, атмосферу общей привлекательности, являющуюся фундаментом, на который легко накладываются знания. Задачи познавательного развития детей: 1.Обогащать познавательную сферу ребенка информацией, лежащей за пределами непосредственно воспринимаемой действительности. Передавать детям информацию новым для них способом познания, через слово. 2. Помогать детям упорядочивать различными способами накопленные и полученные сведения о мире. 3. Накапливать и обогащать эмоционально-чувственный опыт детей в процессе непосредственного восприятия и взаимодействия с объектами и явлениями внешнего мира, с другими людьми. 4. Формировать у детей бережное отношение к миру. Создавать условия, позволяющие ребенку активно проявлять свое позитивное отношение к миру, закреплять и пополнять свой положительный опыт. 5. Выявлять и поддерживать первые избирательные интересы детей; способствовать развитию самостоятельной познавательной активности детей. ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|