Глава 4. Переживание дисгармонии вСтр 1 из 31Следующая ⇒
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Курганский государственный университет С.В. Духновский ПЕРЕЖИВАНИЕ ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ Монография Курган 2005 УДК159.9 ББКЮ 954 Д 85 Рецензенты Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета И.Н. Гурвич; доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России А.М. Аранович. Печатается по решению научного совета Курганского государственного университета Научный редактор – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Л.В.Куликов.
Д 85 Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений:Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 175с. В книге с привлечением обширного теоретического материала обсуждается проблема переживания дисгармонии в отношениях, влияние особенностей личности и поведения. Автор, используя ряд продуктивных с его точки зрения идей, вычлененных в ходе детального анализа, обобщает представленные, в литературе данные и выстраивает собственную концепцию. В книге раскрыта эмоционально-информационная природа переживания, его процессуальный характер, общие и специфические функции. Описаны виды дисгармонии в отношениях. Рассмотрены ситуации дисгармонии в отношениях и поведенческие проявления их переживания. Рис. – 2, библиограф. – 195 назв.
ББКЮ 954 УДК159.9
ISBN 5-86-328-755-1 Ó Курганский государственный университет, 2005 Ó С.В. Духновский СОДЕРЖАНИЕ
Введение……………………………………………………………..5 Глава 1. Проблема переживания в философии…...............7 Проблема переживания в «философии жизни»………………..7
Иррациональная философия С.Кьеркегора и Ф.Ницше………9
Человек, переживающий в трудах В.Дильтея ……..………13
Философия интуитивизма А.Бергсона………………………….19
Философия С.Л. Франка и проблема переживания…………..22
Феноменологическая философия Ф.Брентано и Э.Гуссерля…………………………………………25
Переживание в философско-психологической концепции С.Л. Рубинштейна…………………………………….30
Глава 2. Проблема переживания в психологической науке: история и теория вопроса……………………………..38 Представления о переживании в психологической науке…..38
Значение слова «переживание» в русском языке……………47
Переживание как атрибут психического: природа и характер переживания………………………………………………………...49
Функции переживания……………………………………………..59
Переживание и смысл……………………………………………..67
Взаимосвязи переживания с состояниями и настроениями личности……………………………………………………………...71
Переживание и психологическая устойчивость……………….73 Глава 3. Гармония и дисгармония межличностных отношений………………………………………………………….79 Категория «отношение» в психологии………………………….79
Соотношение понятий «отношение», «установка» и «аттитьюд»…………………………………………………………..86
Общее представление о социально-психологических отношениях………………………………………………………….87
Межличностные отношения………………………………………90
Характеристика дисгармонии межличностных отношений и ее переживания…………………………………………………..95
Глава 4. Переживание дисгармонии в отношениях……………………………………………………….108 Восприятие ситуации дисгармонии……………………………108
Дисгармония отношений как критическая ситуация………...119
Трудные и проблемные ситуации как проявление дисгармонии в отношениях……………………………………..122
Следствия дисгармонии в отношениях……………………….124
Глава 5. Совладание с дисгармонией в отношениях…..130 Психологическое время личности при переживании дисгармонии в межличностных отношениях…………………130
Психологическая защита личности при переживании дисгармонии……………………………………………………….142
Компенсация и «техники жизни» как формы переживания дисгармонии……………………………………………………….150
Психотрансформация как форма переживания дисгармонии……………………………………………………….153
Копинг-стратегии при переживании дисгармонии…………..155 Заключение……………………………………………………….162 Библиографический список ……...…………….……………164 Само бытие человека устроено так, что индивид в принципе не имеет возможности обозреть, изучить целое и принять «общую» точку зрения, и, поэтому, обречен иметь только «частные взгляды». С. Кьеркегор ВВЕДЕНИЕ
Человек не изолированное существо, он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Для продолжения себя, своего рода человек нуждается в отношениях с другими людьми. Только таким образом может произойти и происходит его полноценное развитие и становление как личности. Все это связано с необходимостью не только глубокого изучения личности человека, его характера, способностей и т.п., но и его межличностных отношений. Характер и качество межличностных отношений будет определять личное, социальное благополучие, здоровье человека, его удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью и судьбу - в целом. Межличностные отношения часто выступают как конфронтация между людьми, приобретают конфликтный характер. Важным моментом является переживание своего рода «предконфликтного» состояния межличностных отношений – их дисгармонии. Ранняя диагностика дисгармонии в межличностных отношениях может помочь их развитию в благоприятном направлении. В книге раскрывается эмоционально-информационная природа переживания дисгармонии межличностных отношений, его процессуальный характер. В системе межличностных отношений переживание выступает связующим звеном в триаде «понимание - переживание - выражение». В первой главе рассматривается проблема переживания в контексте «философии жизни». Вторая глава работы посвящена анализу проблемы переживания в психологической науке. Здесь раскрывается природа, характер и функции переживания, а также его связь с настроениями, состояниями, психологической устойчивостью и со смысловой сферой личности. В третьей главе дается представление о гармонии – дисгармонии межличностных отношений, дается характеристика видов дисгармонии межличностных отношений. В четвертой главе раскрывается переживание ситуаций дисгармонии в отношениях. Пятая глава посвящена рассмотрению поведенческих проявлений переживания дисгармонии в межличностных отношениях. Книга является обобщением ряда предшествующих работ автора, а также содержит много нового материала. Выражаю свою благодарность Леониду Васильевичу Куликову – доктору психологических наук, профессору Санкт-Петербургского государственного университета, консультации с которым способствовали написанию работы.
ГЛАВА 1 ©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|