Здавалка
Главная | Обратная связь

Глава 4. Переживание дисгармонии в



МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ

РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Курганский государственный университет

С.В. Духновский

ПЕРЕЖИВАНИЕ ДИСГАРМОНИИ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ ОТНОШЕНИЙ

Монография

Курган 2005


УДК159.9

ББКЮ 954

Д 85

Рецензенты

Доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета И.Н. Гурвич;

доктор медицинских наук, профессор, заслуженный врач России А.М. Аранович.

Печатается по решению научного совета Курганского государственного университета

Научный редактор – доктор психологических наук, профессор кафедры социальной психологии Санкт-Петербургского государственного университета Л.В.Куликов.

 

Д 85 Духновский С.В. Переживание дисгармонии межличностных отношений:Монография. – Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2005. – 175с.

В книге с привлечением обширного теоретического материала обсуждается проблема переживания дисгармонии в отношениях, влияние особенностей личности и поведения. Автор, используя ряд продуктивных с его точки зрения идей, вычлененных в ходе детального анализа, обобщает представленные, в литературе данные и выстраивает собственную концепцию. В книге раскрыта эмоционально-информационная природа переживания, его процессуальный характер, общие и специфические функции. Описаны виды дисгармонии в отношениях.

Рассмотрены ситуации дисгармонии в отношениях и поведенческие проявления их переживания.

Рис. – 2, библиограф. – 195 назв.

 

 

ББКЮ 954

УДК159.9

 

ISBN 5-86-328-755-1 Ó Курганский государственный

университет, 2005

Ó С.В. Духновский


СОДЕРЖАНИЕ

 

Введение……………………………………………………………..5

Глава 1. Проблема переживания в философии…...............7

Проблема переживания в «философии жизни»………………..7

 

Иррациональная философия С.Кьеркегора и Ф.Ницше………9

 

Человек, переживающий в трудах В.Дильтея ……..………13

 

Философия интуитивизма А.Бергсона………………………….19

 

Философия С.Л. Франка и проблема переживания…………..22

 

Феноменологическая философия

Ф.Брентано и Э.Гуссерля…………………………………………25

 

Переживание в философско-психологической

концепции С.Л. Рубинштейна…………………………………….30

 

Глава 2. Проблема переживания в психологической науке: история и теория вопроса……………………………..38

Представления о переживании в психологической науке…..38

 

Значение слова «переживание» в русском языке……………47

 

Переживание как атрибут психического: природа и характер переживания………………………………………………………...49

 

Функции переживания……………………………………………..59

 

Переживание и смысл……………………………………………..67

 

Взаимосвязи переживания с состояниями и настроениями личности……………………………………………………………...71

 

Переживание и психологическая устойчивость……………….73

Глава 3. Гармония и дисгармония межличностных

отношений………………………………………………………….79

Категория «отношение» в психологии………………………….79

 

Соотношение понятий «отношение», «установка» и «аттитьюд»…………………………………………………………..86

 

Общее представление о социально-психологических отношениях………………………………………………………….87

 

Межличностные отношения………………………………………90

 

Характеристика дисгармонии межличностных отношений

и ее переживания…………………………………………………..95

 

Глава 4. Переживание дисгармонии в

отношениях……………………………………………………….108

Восприятие ситуации дисгармонии……………………………108

 

Дисгармония отношений как критическая ситуация………...119

 

Трудные и проблемные ситуации как проявление дисгармонии в отношениях……………………………………..122

 

Следствия дисгармонии в отношениях……………………….124

 

Глава 5. Совладание с дисгармонией в отношениях…..130

Психологическое время личности при переживании дисгармонии в межличностных отношениях…………………130

 

Психологическая защита личности при переживании дисгармонии……………………………………………………….142

 

Компенсация и «техники жизни» как формы переживания дисгармонии……………………………………………………….150

 

Психотрансформация как форма переживания

дисгармонии……………………………………………………….153

 

Копинг-стратегии при переживании дисгармонии…………..155

Заключение……………………………………………………….162

Библиографический список ……...…………….……………164


Само бытие человека устроено так, что индивид в принципе не имеет возможности обозреть, изучить целое и принять «общую» точку зрения, и, поэтому, обречен иметь только «частные взгляды».

С. Кьеркегор

ВВЕДЕНИЕ

 

 

Человек не изолированное существо, он связан с окружающим миром и нуждается в нем. Для продолжения себя, своего рода человек нуждается в отношениях с другими людьми. Только таким образом может произойти и происходит его полноценное развитие и становление как личности.

Все это связано с необходимостью не только глубокого изучения личности человека, его характера, способностей и т.п., но и его межличностных отношений. Характер и качество межличностных отношений будет определять личное, социальное благополучие, здоровье человека, его удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью и судьбу - в целом. Межличностные отношения часто выступают как конфронтация между людьми, приобретают конфликтный характер. Важным моментом является переживание своего рода «предконфликтного» состояния межличностных отношений – их дисгармонии. Ранняя диагностика дисгармонии в межличностных отношениях может помочь их развитию в благоприятном направлении.

В книге раскрывается эмоционально-информационная природа переживания дисгармонии межличностных отношений, его процессуальный характер. В системе межличностных отношений переживание выступает связующим звеном в триаде «понимание - переживание - выражение».

В первой главе рассматривается проблема переживания в контексте «философии жизни». Вторая глава работы посвящена анализу проблемы переживания в психологической науке. Здесь раскрывается природа, характер и функции переживания, а также его связь с настроениями, состояниями, психологической устойчивостью и со смысловой сферой личности. В третьей главе дается представление о гармонии – дисгармонии межличностных отношений, дается характеристика видов дисгармонии межличностных отношений. В четвертой главе раскрывается переживание ситуаций дисгармонии в отношениях. Пятая глава посвящена рассмотрению поведенческих проявлений переживания дисгармонии в межличностных отношениях.

Книга является обобщением ряда предшествующих работ автора, а также содержит много нового материала.

Выражаю свою благодарность Леониду Васильевичу Куликову – доктору психологических наук, профессору Санкт-Петербургского государственного университета, консультации с которым способствовали написанию работы.

 


ГЛАВА 1







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.