Здавалка
Главная | Обратная связь

Философия С.Л. Франка и проблема переживания одиночества



В центре философии и психологии С.Л. Франка стоит «идея Бытия» как сверхрационального всеединства. Он пишет, что «эмпирическая действительность (или «мир») все же шире того, чем она кажется на первый взгляд. Она не исчерпывается совокупностью всего «внешнего» нам – в смысле мира, окружающего нас в пространстве и данного нам чувственно и наглядно. Другими словами, она не исчерпывается тем, что мы называем материальным бытием» [146, с.10]. Действительность есть то, что подлинно есть, - она складывается не только из материальных, но и из духовных явлений. «Всякой действительности, всему, что мы включаем в состав мирового бытия, мы вынуждены противопоставить более широкое понятие реальности, в состав которой входит, кроме действительности, еще сверхвременное, «идеальное» бытие» [146, с.23].

На основе этого переживание одиночества, репрезентируясь в психике, начинает «жить внутри нее», обретает свое существование, влияя тем самым на действия, поступки человека, на характер его восприятия других людей, всего происходящего с ним и мира в целом. Для каждого человека оно будет реальным и иметь свою логику возникновения и объяснения независимо от того, насколько реальны – объективны его причины.

Таким образом, реальность, в которой существует переживание одиночества, рационально-сверхрациональна. Она не сводится только к опытно данному, доступному для человека, к эмпирической реальности, существующей вне и независимо от сознания. Оно обнаруживаемо во внутреннем мире человека и его сознании, соединяющее при этом с окружающим миром.

В концепции С.Л. Франка переживать – «равносильно простому «быть» в смысле непосредственного внутреннего бытия. Но как бытие вообще охватывает все сущее, есть основа всего сущего и вместе с тем ничто в отдельности, так внутреннее бытие, бытие в себе и для себя, с которым мы имеем дело в лице душевной жизни, есть потенциально все и тем самым ничего в отдельности» [146, с.103]. Душевная жизнь есть именно то, за что она выдает себя в непосредственном переживании, а что делается в душевной жизни, есть мы сами.

Одиночество, выступая переживанием душевной жизни, отражает состояние нашего внутреннего мира, накладывает отпечаток на все личностные проявления человека, на формирование как его отдельных личностных качеств, так и личности в целом.

С.Л. Франк отмечал, что наше душевное переживание есть по самому существу своему единство процесса, т.е. сверхвременное единство движения или смены. Актуально переживаемое непрерывно и незаметно сливается с тем, что находится за его пределами, без скачка и резкой грани переходит в одном направлении во вспоминаемое, в другом – в предвосхищаемое. В каждом переживаемом миге потенциально заключена, с большей или меньшей ясностью, полнота всей нашей душевной жизни. Переживание есть непосредственное бытие, поскольку оно не исчерпывается сознанием. Черта, которая помимо сознания объединяет между собой чувства, настроения, ощущения, стремления, есть переживание.

Здесь также видна связь переживания – в нашем случае одиночества, с психологическим временем личности. Переживание одиночества влияет на оценку, осмысление прошлого и настоящего момента жизни субъекта, а также предвосхищение будущего (это может проявляться в вере, что одиночество преходяще и преодолимо или наоборот - неизбежно).

Рассматривая проблему переживания, С.Л. Франк различал два типа активности, определяющие его характер и образующие многообразие человеческого опыта.

Это преобразующая активность субъекта, направленная на предметное бытие (человек, переживая одиночество, противопоставлен объекту – отношениям с другими людьми).

Самоорганизовывающаяся активность познаваемого объекта, определяющая структуру духовной реальности, возможные типы отношений человека в мире. Человек открывается другому только в диалоге понимания, в «акте откровения». Понять другого, обрести новый внутренний опыт можно только изменяя себя, превращая себя в «онтологический инструмент», открывая себя самого для понимающего воздействия другого, его «акта откровения».

Считаем, что переживание одиночества, его возникновение, динамика и возможность преодоления определяется «самоорганизовывающейся активностью» - задающей характер отношений человека с миром, характер его бытия в мире.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.