Здавалка
Главная | Обратная связь

Одиночество и переживание субъективного неблагополучия



 

Одной из составляющих эмоциональной и личностной стороны одиночества, возникающего в отношениях между людьми, является степень переживания ими субъективного благополучия / неблагополучия. Оно является одним из индикаторов того, что отношения гармоничны.

Как отмечает Л.В.Куликов (2004), для описания такого рода состояний и переживаний в психоло­гической литературе используется довольно широкий круг понятий. Чаще других используются понятия «благополучие – неблагополучие», «эмоциональный комфорт – дискомфорт», «удовлетворенность – неудовлетворенность жизнью», «счастье – несчастье» [63].

Если рассматривать благополучие как счастье, то в этом отношении хочется привести слова Н.А.Бердяева. «Слово «счастье» - самое бессодержательное и ничего не значащее из человеческих слов. Никакого критерия и мерила счастья не существует, и никакого сравнения не может быть счастья одного человека со счастьем другого» [19, с.123].

В настоящее время, пожалуй, нет строгого научного поня­тия для описания эмоциональных характеристик благополучия. В данном понятии угадывается акцент на субъективной стороне состоя­ния личности, поскольку эмоции, переживания могут быть внешне проявлены, но по самой сути –явления внутренние.

Термин «удовлетворенность жизнью» широко распространен, что объясняет его использование и в данном тексте. Однако для этого термина характерна неопределенность в предмете оценки. В психологическом аспекте более конструктивным является термин «благополучие». У него есть достаточно ясное значение, его трактовки совпадают или в значительной степени сходны в различных науч­ных дисциплинах и обыденном сознании. Благополучие и чувство благополучия весьма значимы для любого человека, занимают цен­тральное место в самосознании и всем субъективном (внутреннем) мире личности.

Обратимся к анализу термина «субъективное благополучие». Слово «благо» определяется как то, что дает достаток, благополучие, удовлетворяет потребность, «благополучие» в его обыденном понимании и есть достижение этого. Но есть и собственное толкование благополучия – спокойная жизнь в довольстве, полная обеспеченность. Однако, как пишет Р.М. Шамионов (2004), «такое понимание совершенно не удовлетворяет требованию психологического определения этого явления. Когда речь идет о субъективном благополучии, подчеркивается не объективность, «блага», а внутренняя, субъективная его оценка. Иначе говоря, в понятие «субъективного благополучия» вкладывается смысл отношения личности к различным ипостасям своей жизни и деятельности и себя самого» [153, с.7].

Термин «субъективное благополучие», широко используемый в зарубежной психо­логической литературе, сравнительно нов, но проблема субъективного благополучия имеет глубокие исторические корни. Оценка человеком своей жизни, его эмоциона­льное отношение к ней являлись темой многих философских работ, в которых упо­треблялся преимущественно термин «счастье». В современных работах на эту тему также широко используются понятия «счастье», «удовлетворение», «позитивные эмоции» и т.п., однако понятие субъективного благополучия нам представляется психологически более точным.

Как отмечает М.В. Соколова, проблема субъективного благополучия рассматривается современными исследователями как в практиче­ском, так и в теоретическом планах. Ряд работ посвящены измерению и концепту­ализации субъективного благополучия, создаются различные методики для оценки как общего субъективного благополучия, так и отдельных его компонентов. Во мно­гих исследованиях изучаются демографические и другие внешние корреляты субъективного благополучия [133].

У понятия «благополучие» есть достаточно ясное значе­ние, его трактовки в значительной степени сходны или совпадают в различных научных дисциплинах и обыденном сознании. Благополу­чие и чувство благополучия весьма значимы для всего субъективного (внутреннего) мира личности. Неслучайно понятие благополучия взя­то ВОЗ в качестве основного для определения здоровья. В нем здоро­вье – состояние полного физического, умственного и социального благополучия, а не только отсутствие болезней или физических дефек­тов [64].

Как отмечает Р.М. Шамионов (2004), в вопросе о субъективном благополучии личности существует, по крайней мере, две позиции: «от личности» - проблема самосознания, рефлексивного «Я» и «к личности» - проблема внешнего по отношению к ней содержания как условия субъективного благополучия и его вариативности (что обычно связывается с профилактикой функциональных нарушений и настроениями масс) [153, с.7].

Сам автор понимает субъективное благополучие как «понятие, выражающее собственное отношение человека к своей личности, жизни и процессам, имеющим важное для нее значение с точки зрения усвоенных нормативных представлений о «благополучной» внешней и внутренней среде и характеризующееся переживанием удовлетворенности» [153, с.8].

С точки зрения А.В. Ворониной, «психологическое благополучие» формируется в процессе деятельности в виде внутренних интенций человека (бессознательных и сознательных ресурсных установок) – жизнеспособности, саморазвития, самовыражения, самореализации. Благополучие может быть рассмотрено на четырех относительно автономных уровнях – психосоматического здоровья, социальной адаптированности, психического и психологического здоровья [33].

Структура психологического благополучия включает в себя шесть составляющих или измерений, каждое из которых описывается с помощью биполярной шкалы. К полярным компонентам структуры психологического благополучия относят: автономию, контроль над окружением, личностный рост, позитивные отношения с другими, цели в жизни, самопринятие.

Имеющиеся определения субъективного благополучия можно сгруппировать в три категории:

1. Благополучие определяется по внешним критериям, таким как добродете­льная, «правильная» жизнь. Такие определения получили название нормативных. В соответствии с ними, человек ощущает благополучие, если он обладает некоторы­ми социально желательными качествами; критерием благополучия является система ценностей, принятая в данной культуре.

2. Определение субъективного благополучия сводится к понятию удовлетво­ренности жизнью и связывается со стандартами респондента в отношении того, что является хорошей жизнью. Благополучие является глобальной оценкой качества жизни человека в соответствии с его собственными критериями. Это определение подразумевает, что благополучие – это гармоничное удовлетворение желаний и стремлений человека.

3. Третье значение понятия субъективного благополучия тесно связано с обы­денным пониманием счастья как превосходства положительных эмоций над отрица­тельными. Это определение подчеркивает приятные эмоциональные переживания, которые либо объективно преобладают в жизни человека, либо человек субъективно склонен к ним [133].

Однако, как пишет Л.В. Куликов, термины «благополучие» и «неблагополучие» имеют недостаток, проявляющийся в ассоциативном багаже, несущем немалую долю категоричности. Этого недостатка лишен термин «эмоциональ­ный комфорт/дискомфорт». По этим соображениям нами используется здесь термин комфорт [63].

В нашем исследовании будем придерживаться представлений о благополучии личности, имеющихся в работах Л.В. Куликова [63, 64, 65]. В качестве составляющих благополучия автор выделяет следующие:

· социальное благополучие – удовлетворенность личности своим социальным статусом, межличностными отношениями;

· духовное благополучие – ощущение причастности к духовной культуре общества, осознание возможности приобщаться к богатствам духовной культуры (утолять духовный голод). Это также возможность принимать те или иные высшие ценности и свободно им следовать, переживать духовное единство с другим человеком, определенной общностью людей или всем человечеством. Для духовного благополучия важно продвижение в понимании сущности и предназначения человека, достаточно полное осознание смысла жизни;

· витальное (телесное) благополучие – хорошее физическое самочувствие, телесный комфорт, ощущение здоровья, удовлетворяющий индивида физический тонус;

· психологическое благополучие (душевный комфорт) – слаженность психических процессов и функций, ощущение целостности, внутреннего равновесия.

Все перечисленные составляющие тесно взаимосвязаны и влияют друг на друга. Отнесение многих феноменов к той или иной составляющей благополучия довольно условно.

В исследовании под субъективным благополучием будем понимать «обобщенное и относительно устойчивое переживание, имеющее особую значимость для личности. Именно оно в большей степени определяет характеристики доминирующего психического состояния: благоприятного состояния – способствующего согласованному протеканию психических процессов, успешному поведению, поддерживающему психическое и физическое здоровье, или, напротив, неблагоприятного» [63, с.123].

Позитивные отношения выступают одним из факторов субъективного благополучия. Чем выше переживание одиночества в межличностных отношениях, тем сильнее неблагополучие человека. В ходе экспериментальных исследований, в которых принимало участие 177 человек, была установлена зависимость субъективного неблагополучия степени переживания одиночества. Для этого использовали методики «Шкала субъективного переживания одиночества» СПО (С.В. Духновский) и «Шкала субъективного благополучия» адаптированная М.В. Соколовой (1996). Результаты представлены на рисунке 5.

 

Рис.5. Выраженность субъективного неблагополучия у лиц с разным уровнем переживания одиночества

Примечание: ШСБ – показатель субъективного неблагополучия

 

Результаты, представленные на рисунке 5, говорят о том, что чем меньше человек переживает одиночество в межличностных отношениях, тем более он благополучен. Такие люди переживают эмоциональное благополучие, у них отсутствуют серьезные психологические проблемы, они обладают позитивной самооценкой, не склонны высказывать жалобы на различные недомогания, оптимистичны, общительны, уверены в своих способностях, эффективно действуют в условиях стресса, не склонны к тревогам.

Переживание одиночества связано с субъективным неблагополучием человека. Одиночество соотносится с выраженным эмоциональным дискомфортом. У людей, переживающих одиночество, возможно наличие комплекса неполноценности, они, скорее всего, не удовлетворены собой и своим положением, лишены доверия к окружающим и надежды на будущее, испытывают трудности в контроле своих эмоций, неуравновешены, постоянно беспокоятся по поводу реальных и воображаемых неприятностей; пессимистичны, замкнуты, зависимы, плохо переносят стрессовые ситуации. Об этом говорит наличие значимой корреляционной связи между показателем субъективного переживания одиночества и субъективным неблагополучием (r=0,62, при р≤0,05).

Таким образом, благополучие создают удовлетворяющие (позитивные) межличностные отношения, возможность общаться и получать от этого положительные эмоции, удовлетворять потребность в эмоциональном тепле, что предполагает близость (психологическую) между субъектами отношений и отсутствие переживания одиночества. Чем больше человек переживает субъективное благополучие, тем менее он одинок, и наоборот.

Одиночество разрушает благополучие в межличностных связях, приводит к напряженности и отчужденности, неспособности идти на компромисс для поддержания отношений с людьми.

 








©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.