Основные нарушения прав на объекты авторского права и смежных прав.
А́вторское пра́во — в объективном смысле — институт гражданского права, регулирующий правоотношения, связанные с созданием и использованием (изданием, исполнением, показом и т. Д.) произведений науки, литературы или искусства, то есть объективных результатов творческой деятельности людей в этих областях. Программы для ЭВМ и базы данных также охраняются авторским правом. Они приравнены к литературным произведениям и сборникам, соответственно. Объекты Авторского Права.Согласно статье 1259 Гражданского кодекса Российской Федерации — это произведения науки, литературы и искусства независимо от достоинств и назначения произведения, а также от способа его выражения. Часть произведения (в том числе название произведения или его персонаж), если по своему характеру она может быть признана самостоятельным результатом творческого труда автора и выражена в объективной форме (см. виды объектов авторского права), также является объектом авторского права. Авторское право распространяется как на обнародованные, так и на необнародованные произведения, существующие в какой-либо объективной форме: · письменной (рукопись, машинопись, нотная запись и так далее); · устной (публичное произнесение, публичное исполнение и так далее); · изображения (рисунок, эскиз, картина, план, чертёж, кино-, теле-, видео- или фотокадр и так далее); · звуко- или видеозаписи (механической, магнитной, цифровой, оптической и так далее); · объёмно-пространственной (скульптура, модель, макет, сооружение и так далее); и других. Самими объектами авторского права могут выступать: · литературные произведения, в том числе драматические, музыкально-драматические, сценарные; · хореографические произведения и пантомимы; · музыкальные произведения с текстом или без текста; · аудиовизуальные произведения (кино-, теле- и видеофильмы, слайд фильмы, диафильмы и другие кино- и теле произведения); · произведения живописи, скульптуры, графики, дизайна, графические рассказы, комиксы и другие произведения изобразительного искусства; · произведения декоративно-прикладного и сценографического искусства; · произведения архитектуры, градостроительства и садово-паркового искусства; · фотографические произведения и произведения, полученные способами, аналогичными фотографии; · географические, геологические и другие карты, планы, эскизы и пластические произведения, относящиеся к географии, топографии и к другим наукам; и другие произведения. К объектам авторского права также относятся: · программы для ЭВМ (в том числе операционные системы), которые могут быть выражены на любом языке и в любой форме, включая исходный текст и объектный код; · производные произведения (переводы, обработки, аннотации, рефераты, резюме, обзоры, инсценировки, аранжировки и другие переработки произведений науки, литературы и искусства); · сборники (энциклопедии, антологии, базы данных) и другие составные произведения, представляющие собой по подбору или расположению материалов результат творческого труда; Производные произведения и составные произведения охраняются авторским правом независимо от того, являются ли объектами авторского права произведения, на которых они основаны или которые они включают. Сме́жные права́ — совокупность норм, предоставляемых по российскому законодательству для правовой охраны интересов соответствующих категорий правообладателей в отношении следующих результатов (объектов) интеллектуальной деятельности: исполнений артистов-исполнителей и дирижеров, постановок режиссеров-постановщиков спектаклей (исполнения), если эти исполнения выражаются в форме, допускающей их воспроизведение и распространение с помощью технических средств;
фонограмм, то есть любых исключительно звуковых записей исполнений или иных звуков либо их отображений, за исключением звуковой записи, включенной в аудиовизуальное произведение;
сообщений передач организаций эфирного или кабельного вещания, в том числе передач, созданных самой организацией эфирного или кабельного вещания либо по ее заказу за счет ее средств другой организацией;
базы данных в части их охраны от несанкционированного извлечения и повторного использования составляющих их содержание материалов;
произведения науки, литературы и искусства, обнародованные после их перехода в общественное достояние, в части охраны прав публикаторов таких произведений;
Для возникновения, осуществления и защиты смежных прав не требуется регистрация их объекта или соблюдение каких-либо иных формальностей. Авторское право и смежные права охраняются Законом Украины «Об авторском праве и смежных правах» от 23 декабря 1993г. Данный закон охраняет личные (неимущественные) и имущественные права авторов и других право приемников, связанных с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), а также прав исполнителей, производителей фонограмм и организацией вещания (смежные права). Среди источников авторского права необходимо также назвать постановления Кабинета Министров Украины «О минимальных ставках авторских вознаграждений за использование произведений литературы и искусства» от 18 ноября 1994г. И «О государственной регистрации прав автора на произведения науки, литературы и искусства» от 18 июля 1995г. Важное значение в урегулировании авторских отношений играют типовые авторские договоры, которые утверждаются Кабинетом Министров Украины или по его поручению соответствующими ведомствами и творческими союзами. Вопросы охраны объектов авторского права и смежных прав нашли отражение в Конституции Украины, Гражданском кодексе Украины, в других Законах Украины, постановлениях Верховного Совета Украины и нормативных актах Украинского агентства по авторским и смежным правам (УААСП). Охрана объектов авторского права и смежных прав осуществляется различными способами. Одна из форм охраны состоит в том, что собственник авторского права для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который состоит из латинской буквы С в круге –О, имени (наименовании) собственника авторского права и года первого опубликования произведения. Например: О Липинский В.В., 2005г. Правовая охрана объектов авторского и смежных прав предусматривает начисление авторского вознаграждения за публичное использование литературно-художественных и музыкальных произведений авторов – постоянных жителей Украины. Для получения гонорара авторы регистрируют эти произведения в УААСП в порядке установленном «Инструкцией о порядке учета авторов, регистрации произведений и распределения гонорара», которая утверждена указом УААСП от 19 февраля 1997г. №10. Положения данной инструкции не относятся к авторам, которым выплачиваются только договорные и другие разовые суммы. Эти авторы в Ведомстве не регистрируются, а их права охраняются на основе гражданско-правовых актов о труде (авторский договор, договор на выполнение работ, договор поручение, договор подряда и др.). После регистрации прав в УААСП автору выдается свидетельство. Охрана имущественных прав авторов в Украине осуществляется на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Срок действия охраны начинается с первого января года, после года, в котором имели место юридические факты. Авторское право на произведение, которое было создано по договору с автором, который работает по найму, принадлежит автору. В тоже время исключительное право использования произведения принадлежит лицу, с которым автор находится в договорных отношениях (работодателю), если иное не предусмотрено договором. Охрана объектов смежных прав имеет свои особенности. Прежде всего, субъекты смежных прав должны использовать свои субъективные права таким образом, чтобы не нарушать прав авторов, чьи произведения используются. Законодатель не предусматривает процедуру возникновения и осуществления смежных прав. В тоже время исполнители и производители фонограмм, с целью информирования о принадлежности им смежных прав, которые возникли в процессе создания фонограмм, могут на всех ее экземплярах или их упаковках использовать знак охраны смежных прав. Он содержит латинскую букву К в круге -®, имя (наименование) лица, который имеет смежные права и указание первой публикации фонограммы. Исполнителям принадлежит ряд неимущественных прав и имущественных прав. К личным неимущественным правам исполнителей относятся право на имя, на охрану своих выступлений от искажения и на упоминание своего имени в связи с использованием исполнения там, где это возможно. Исполнителю принадлежит исключительное право на использование исполнения в любой форме, включая право на получение вознаграждения за каждый вид использования. Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм, а также организаций вещания охраняются на протяжении 50 лет. Срок охраны начинается с первого января года, который наступает за годом, в котором имели место юридические факты (первое исполнение, первая публикация, первая передача прав. Ключевым моментом в развитии авторского права послужило изобретение изобретателем печатного станка Гуттенбергом в XV веке, что сделало возможным копирование литературы механическим способом, а не переписыванием от руки. Однако это требовало больших дополнительных затрат. В этих условиях понадобилась защита от конкуренции со стороны изготовителей и продавцов незаконных копий. Короли в Англии и Франции и курфюрсты в Германии стали предоставлять предпринимателям привилегии в виде исключительных прав на воспроизведение печатных копий и их распространение в течение ограниченного срока. В случае нарушения этих прав осуществлялись принудительные меры защиты через наложение штрафов, аресты, конфискации незаконных копий и требования возместить возможный ущерб. С внедрением книгопечатания резко вырос объем продаж, а следовательно, и доход печатников и продавцов. Поэтому авторы книг подняли вопрос о защите своих прав. Вследствие этого в Англии в 1709 году парламентом был принят известный Статут королевы Анны – первый закон об авторском праве (копирайт): «О поощрении образования путем закрепления за авторами или приобретателями копий печатных книг прав на последний на время, устанавливаемое отныне». Закон обеспечивал автору исключительное право печатать и публиковать книгу в течение 14 лет от даты первой публикации, а также передавать это право торговцу. Законом предусматривалось удвоение этого срока еще на 14 лет, если автор был жив. В 1791 и в 1793 годах был заложен фундамент французской системы авторского права. В отличие от английской системы, во французском праве автора интерпретируются как авторские права, которыми автор пользуется всю жизнь. Однако и в Англии и во Франции авторские права рассматривались, по сути, как права собственности, имеющие экономическую ценность, т. Е. как материальные права. Следующий импульс развития авторского права добавили философы Германии, в частности, Эммануил Кант. Они видели в копирайте не просто форму собственности, обеспечивающую экономическую выгоду для автора, а нечто большее – как часть своей личности. В конце концов, эта идея привела к выработке системы неэкономических или моральных прав. Приоритетное значение интеллектуальной собственности среди других объектов собственности было воплощено в законодательстве некоторых штатов США. Например, в законе штата Масса-чусетс от 17 марта 1789. Отмечено, что «нет собственности, принадлежащей человеку более, чем та, которая является результатом его умственного труда». Современная форма закона о копирайте закреплена в законе Соединенных Штатов Америки 1976 года, что предусматривает защиту достижений в течение всего жизни автора и 50 лет после его смерти. Отметим, что существует концептуальное различие в отношении к копирайту в странах общего права и странах с кодифицированным гражданским законодательством. В первых относятся к копирайту как к форме собственности, может быть создана индивидуальным или коллективным автором и, будучи созданной, подлежит коммерческой эксплуатации, так же как любая другая собственность. При этом составляющие права копирайта направлены исключительно на получение экономической выгоды. В странах с кодифицированным гражданским законодательством авторское право также имеет характеристики собственности и закон направлен на защиту экономического содержания этой собственности. Однако в этом случае авторское право воплощает также идею о том, что произведение автора является выражением его личности, что требует такой же защиты, как и экономический потенциал произведения. Эти объекты права интеллектуальной собственности, в свою очередь, делятся на две группы – собственно объекты авторского права: произведения литературы и искусства, компьютерные программы, компиляции данных (базы данных) и объекты, смежные с авторскими правами, к которым относятся исполнение произведений, фонограммы и видеограммы, программы (передачи) организаций вещания. Перечень объектов права интеллектуальной собственности, не является исчерпывающим. С развитием человеческой цивилизации будут появляться все новые и новые объекты права интеллектуальной собственности, прежде всего в области информационных технологий, генной инженерии и тому подобное. Авторские права и смежные права охраняются Законом Украины «Об авторское право и смежные права». Этот закон охраняет личные (неимущественные) И имущественные права авторов и их правопреемников, связанные с созданием и использованием произведений науки, литературы и искусства (авторское право), а также прав исполнителей, производителей фонограмм и организаций вещания (смежные права). Кроме того, неимущественные и имущественные права владельцев авторского права и смежных прав охраняются другими законами Украины, а именно: Об информации (1992); О печатные средства массовой информации в Украине (1992); - О научно-технической информации (1993); О сохранении и развитии народных художественных промыслов Украины в рыночных условиях (1993); - О телевидении и радиовещании (1993); О защите информации в автоматизированных системах (1994); - О научной и научно-технической экспертизе (1995); - О информационные агентства (1995); О рекламе (1996); - О издательское дело (1997); - О системе общественного телевидения и радиовещания в Украине (1997); О государственной поддержке средств массовой информации и социальной защите журналистов (1997); - (О профессиональных творческих работников и творческие союзы (1997); - О кинематографии (1998) и другие. Этот вопрос нашел свое отражение также в Конституции Украины, Гражданском кодексе Украины, указах Президента Украины, постановлениях Кабинета Министров Украины, в ряде постановлений Верховной Рады Украины и нормативных актах Украинского агентства по авторским и смежным правам (УААСП). По общему правилу произведение может быть использовано третьими лицами только с разрешения владельца авторского права. Наиболее распространенными являются права: копировать или иным способом воспроизводить произведение: осуществлять звукозапись исполнение произведения; исполнять перед публикой произведения, в частности, музыкальные, драматические или аудиовизуальные; осуществлять публичный показ произведений по радио или телевидению, другими способами трансляции; переводить на другой язык литературные произведения; осуществлять прокат, особенно произведений, записанных на носитель и компьютерные программы; экранизировать произведения и, в частности, создавать на их основе аудиовизуальные произведения. В отличие от промышленной собственности, где авторы получают охранные документы в форме патентов или свидетельств и, где существуют строгие процедуры для этого, оформление прав на объекты авторского права не столь формализовано. Возникновение и осуществление авторских прав не требует выполнения каких- либо формальностей. Одна из форм охраны состоит в том, что владелец авторского права для оповещения о своих правах может использовать знак охраны авторского права, который помещается на каждом экземпляре произведения и состоит из латинской буквы © в окружности, имени (наименования) владельца авторского права и года первого опубликования произведения. Например, © Институт интеллектуальной собственности и права, 2002. Если за публичное использование литературно-художественных и музыкальных произведений авторов – постоянных жителей Украины начисляется авторское вознаграждение, авторы для получения гонорара регистрируют эти произведения в УААСП в порядке, определяемом «Инструкцией о порядке учета авторов, регистрации произведений и распределения гонорара», что утверждено приказом УААСП от 19 февраля 1997 № 10. Авторы, которым выплачиваются лишь договорные и другие разовые суммы, в Учреждении не регистрируются. Их права, конечно, охраняются договорным правом. Владелец авторского права для получения свидетельства об авторстве на обнародованное произведение в любое время в течение срока охраны авторского права может его зарегистрировать в официальных государственных реестрах. Государственная регистрация осуществляется согласно установленного порядка УААСП, которое составляет и периодически издает каталоги всех регистраций. После регистрации прав автору выдается свидетельство. При возникновении спора регистрация признается судом как юридическая презумпция авторства, то есть считается действительной, если в судебном порядке не будет доказано иное. Стоит учитывать то обстоятельство, что авторское право на произведение, созданное по договору с автором, работающим по найму, принадлежит автору. А вот исключительное право на использование такого произведения принадлежит лицу, с которым автор находится в трудовых отношениях (работодателю), если иное не предусмотрено договором. Охрана имущественных прав авторов на Украине действует на протяжении всей жизни автора и 70 лет после его смерти. Действие срока охраны начинается с первого января года, следующего за годом, в котором имели место юридические факты. Бессрочно охраняются законом право авторства, право на имя и право противодействовать искажению или иному изменению произведения или любом другом посягательству на произведение, что может причинить ущерб чести и репутации автора. Закон Украины «Об авторском праве и смежных прав» охраняет права исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм, а также организаций вещания. Охрана смежных прав осуществляется без причинения вреда охране произведений авторским правом. Исполнители осуществляют свои права при условии соблюдения ними прав авторов произведений, исполняемых. Производители фонограмм и видеограмм, а также организации вещания должны придерживаться прав авторов и исполнителей. Организации вещания должны соблюдать права производителей фонограмм, авторов и исполнителей. Оформление смежных прав также не требует выполнения каких-либо формальностей. Производители фонограмм и видеограмм, а также для оповещения о своих правах могут на всех экземплярах фонограмм и видеограмм или их упаковках проставлять знак охраны смежных прав, состоящий из латинской буквы Р в круге, имени (наименования) обладателя смежных прав и года первой публикации фонограммы. Например: ® Apreleska Sound Production 1995. Личные (неимущественные) права исполнителей охраняются бессрочно. Имущественные права исполнителей, производителей фонограмм и видеограмм, а также организаций вещания охраняются в течение 50 лет. Срок охраны начинается с первого января года, следующего за годом, в котором имели место юридические факты (первое исполнение, первая публикация, первая передача). Охрана авторских прав за рубежом осуществляется в соответствии с Бернской конвенции об охране литературных и художественных произведений (1886 г.), к которой присоединилась Украина. В основу Бернской конвенции положены три принципы. Принцип национального режима заключается в том, что произведения, созданные в одной стране-участнице, должны получать в других странах-участницах такую же охрану, которая предоставляется в этих странах произведениям своих граждан. Принцип автоматической охраны означает, что охрана по национальным режимам предоставляется автоматически без каких-либо формальных условий регистрации др. Принцип независимости охраны заключается в том, что охрана предоставляется в странах-участницах независимо от наличия охраны в странах происхождения произведения. Международно-правовая охрана смежных прав осуществляется на основании Римской конвенции 1961 года. За этой Конвенцией охраняются права исполнителей (противодействие фиксации и прямой передаче в эфир или доведение до всеобщего сведения их исполнений без согласия исполнителя), права производителей фонограмм (разрешать или запрещать воспроизведение фонограмм, а также ввоза и распространение экземпляров без их разрешения), права организаций вещания (разрешать или запрещать ретрансляцию, фиксацию и воспроизведение их программ). Основным принципом Римской конвенции является принцип национального режима. Так, выполнение охраняется национальным режимом страны-члена, если оно имело место в другой стране, что договаривается. Охрана фонограммы предоставляется по национальным режимам страны-члена при условии, если производитель фонограмм является гражданином другой страны, договаривается; первая запись звука сделано в другой стране, договаривается; фонограмма впервые опубликована в стране, что договаривается. Каждая страна договаривается, предоставляет организации вещания национальный режим при условии, если штаб-квартира организации вещания находится в другой стране-члене или если передача в эфир осуществлена с помощью передатчика, который находится в другой стране-члене Римской конвенции. Если международным договором, участником которого является Украина, установлены другие правила охраны, чем те, которые содержатся в Законе Украины «Об авторском праве и смежных правах», то применяются нормы международного договора. http://allrefs.net/c3/45fek/p13/
Обеспечение надежной защиты интеллектуальной собственности в Украине в последнее время приобрело значительную актуальность. От ее эффективного решения во многом зависит сохранение и приумножение интеллектуального потенциала, культурного наследия, международного авторитета, а также улучшение общей криминогенной ситуации в нашем государстве. Если проанализировать опыт развитых мировых держав, можно сделать вывод, что хорошо отлаженная система общественных отношений в сфере интеллектуальной собственности является неотъемлемой составляющей достижения высокого экономического и социального уровня жизни общества Охрана интеллектуальной собственности способствует использованию и дальнейшему развитию местных изобретательских и творческих талантов, научных достижений, поддерживает и сохраняет национальный потенциал в сфере интеллектуальной деятельности и привлекает инвестиции, стабилизируя экономическое положение, при котором как отечественные, так и зарубежные инвесторы могут быть в определенном карманы в том, что их права будут уважаться. Время наметились два основных подхода к понятию, что рассматривается Одни ученые приветствуют закрепление в законе этого понятия и не видят в использовании законодателем термина \»интеллектуальная собственность\» Никаких них элементов ненаучного подхода По мнению других, этот срок по сути неточным и ненаучным, и поэтому не должен применяться в правовых нормах, имеющих практическую направленность. Происхождение выражения «интеллектуальная собственность» обычно связывают с французским законодательством конца XVIII в, в частности, с теорией естественного права, нашла свое наиболее последовательного развития в п трудах французских философов-просветителей (Вольтера, Дидро, Гельвеция, Гольбаха, Руссо) Согласно этой теории, право создателя любого творческого результата, будь то литературное произведение или изобретение является его неотъемлемым естественным правом, оно возникает из самой природы творческой деятельности \»и существующая независимо от признания\» этого права государственной властью В следующей части к французскому патентного закон в от 7 января 1791 г отмечалось, что \»любая новая идея, провозглашение и осуществление которой может быть полезным для общества, принадлежит тому, кто ее создал, и было бы ограничением прав человека не рассматривается как новое промышленное изобретение как собственность его создателя. Под \»собственностью\», в обычном смысле этого слова, понимают общественные отношения, исторически сложившиеся относительно присвоения или распространение вещей, материальных предметов, которые и являются объектом собственности т. Важнейшей характеристикой собственности является то, что ее владелец может использовать свою собственность по своему усмотрению, и никто другой не может законным образом использовать его собственность без его разрешения законодательного урегулирования таких экономических отношений образуется. На сегодня в Украине существует система государственных органов и общественных организаций, осуществляющих противодействие правонарушениям и преступлениям, совершаемым в сфере интеллектуальной собственности. К ним относятся: 1). Органы законодательной власти; 2). Верховная Рада Украины; 3). Комитет Верховной Рады по вопросам науки и образования; 4). Подкомитет Верховной Рады по вопросам интеллектуальной собственности и информатизации. • разрабатывает и рассматривает проекты законов и другие нормативно-правовые акты по вопросам интеллектуальной собственности; • проводит научные исследования в сфере интеллектуальной собственности и информатизации. Правоохранительные органы направляют на рассмотрение подкомитета предложения о внесении изменений в законодательство по вопросам интеллектуальной собственности (правовая инициатива снизу) Подкомитет, в свою очередь, проводит экспертные оценки поданных предложений и принимает решения согласно действующему законодательству. Органы исполнительной власти: 2. Кабинет Министров Украины: • Межведомственный комитет по проблемам защиты прав на объекты интеллектуальной собственности. Создан с целью обеспечения координации деятельности министерств, других центральных и местных органов исполнительной власти и подготовке предложений по комплексному решению проблем правомерного просмотра использования объектов интеллектуальной собственности, выполнение обязательств, вытекающих из международных договоров Украины в этой сфере. Правоохранительные органы представляют отчеты комитета о состоянии противодействия преступлениям в сфере интеллектуальной собственности, предоставляют предложения по совершенствованию законодательства в сфере интеллектуальной собственности.
2) Министерство образования и науки Украины: • Государственный департамент интеллектуальной собственности. Это правительственный орган государственного управления, действующий в составе Министерства образования и науки. Основными задачами Департамента являются: участие в пределах своей компетенции в обеспечении реализации государственной политики в сфере интеллектуальной собственности; прогнозирование и определение перспектив и приоритетных направлений развития в сфере интеллектуальной собственности; организационное обеспечение охраны прав на объекты интеллектуальной собственности. Государственный инспектор по вопросам интеллектуальной собственности является должностным лицом Государственного департамента интеллектуальной собственности, которой осуществляет государственный контроль за соблюдением субъектами хозяйствования и требований законодательства в сфере интеллектуальной собственности, а также в сфере производства, экспорта, импорта дисков для лазерных систем считывания. По официальным обращениям правоохранительных органов Департамент предоставляет информацию о изобретениях, полезных моделях, промышленных образцах, знаков для товаров и услуг, патентные исследования по выявлению времени ограничений прав собственников, действующих охранных документов, с помощью специалистов-экспертов осуществляет оценки стоимости объектов интеллектуальной собственности, по требованию органа дознания, следователя, прокурора, судьи, специалисты-эксперты исследуют объекты интеллектуальной собственности и предоставляют обоснованный письменный вывод. http://uchebnikionline.com/ekonomika/ekonomichna_bezpeka_-_koristin_oye/zahist_prav_intelektualnoyi_vlasnosti_sistemi_ekonomichnoyi_bezpeki_derzhavi.htm
©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.
|