Здавалка
Главная | Обратная связь

Нематериальные активы в учете предприятия.



Сегодня в учете почти каждого предприятия есть активы, не имеющие материальной формы. Разнообразие нематериальных активов вызывает множество вопросов. Ведь хотя учет таких активов ведется по группам, в их перечне встречается «чудесное» словосочетание «и тому подобное». В этой статье рассмотрим основные вопросы, связанные с нематериальными активами1. В частности, поговорим об их отражении в бухгалтерском учете, признании и оценке, амортизации, сроке полезного использования. Остановимся и на основных моментах налогового учета.

Основные понятия. Хотя учет основных средств отличается от учета нематериальных активов, однако определенное сходство между ними есть. При признании нематериального актива (далее — НА) нужно выяснить, будет ли предприятие получать экономические выгоды от его использования и может ли быть такой актив идентифицирован. Учет НА зависит от природы возникновения актива. Также от источника появления зависит и документальное оформление. Необоротный актив можно: приобрести (также вариантом приобретения является получение разрешения на использование объекта права интеллектуальной собственности (лицензия) на условиях, определенных по взаимному соглашению сторон), самостоятельно создать или получить в качестве взноса в уставный капитал юридического лица (имущественные права интеллектуальной собственности могут быть вкладом в уставный капитал юридического лица, ч. 3 ст. 424 ГКУ). Основные нормативные документы, которыми необходимо пользоваться субъектам хозяйственной деятельности по вопросам, связанным с нематериальными активами, — ГКУ, Закон об авторском праве, П(С)БУ 8 «Нематериальные активы» и Метод рекомендации №1327. Прежде чем зачислить актив на баланс, нужно убедиться, что такой объект соответствует признакам нематериального актива. Для этого учитываются многие факторы. В частности, анализируются признаки нематериального актива, расходы на исследование или разработку (результат исследований).

Нематериальные активы — право собственности на результаты интеллектуальной деятельности, в т. Ч. Промышленной собственности, а также другие аналогичные права, признанные объектом права собственности (интеллектуальной собственности), право пользования имуществом и имущественными правами налогоплательщика в установленном законодательством порядке, в т. Ч. Приобретенные в установленном законодательством порядке права пользования природными ресурсами, имуществом и имущественными правами.

Подпункт 14.1.120 НКУ.

Нематериальный актив — немонетарный актив, который не имеет материальной формы и может быть идентифицирован.

Пункт 4 П(С)БУ 8 «Нематериальные активы». Учет НА (как бухгалтерский, так и налоговый) ведется по каждому объекту по отдельным группам (см. таблицу 1). Правда, в налоговом учете, в отличие от бухгалтерского, на некоторые НА установлены минимальные сроки. В бухучете для начисления амортизации нематериальных активов предприятие может применять сроки их полезного использования, установленные налоговым законодательством (п. 26 П(С)БУ 8).

Обратите внимание: согласно пп. 145.1.1 НКУ: «Если в соответствии с правоустанавливающим документом срок действия права пользования нематериальным активом не установлен, такой срок составляет 10 лет непрерывной эксплуатации».

НА, полученные в результате разработок.

Полученные вследствие разработок2 результаты, в т. Ч. «ноу-хау3, могут признаваться НА как права на объекты промышленной собственности или объекты права интеллектуальной собственности. В соответствии с п. 7 П(С)БУ 8 и п. 2.2 Метод рекомендаций №1327, запатентованные технологические знания, полученные в результате разработки, отражаются в балансе в качестве НА при условии, что у предприятия есть:

3. намерение, техническая возможность и ресурсы для доведения нематериального актива до состояния, в котором он пригоден к реализации или использованию;

В следующей статье подробно рассмотрим учет налогообложения различных видов НА, в частности патентов, программного обеспечения и пр.

2 Разработка — применение предприятием результатов исследований и других знаний для планирования и проектирования новых или значительно усовершенствованных материалов, приборов, продуктов, процессов, систем или услуг до начала их серийного производства или использования (п. 4 П(С)БУ 8).

3 Ноу-хау — техническая, организационная или коммерческая информация, полученная благодаря опыту и испытаниям технологии и ее составляющих, которая: не является общеизвестной или легкодоступной на день заключения договора о трансфере технологий; является существенной, т. Е. важной и полезной для производства продукции, технологического процесса и/или оказания услуг; является определенной, т. Е. описанной достаточно исчерпывающе, чтобы возможно было проверить ее соответствие критериям не общеизвестности и существенности (п. 5 ч. 1 ст. 1 Закона Украины от 14.09.2006 г. №143-V «О государственном регулировании деятельности в сфере трансфера технологий»).

2) возможность получения будущих экономических выгод от реализации или использования актива;

3) информация для достоверного определения расходов, связанных с разработкой НА.

Как подчеркнул Минфин Украины в письме от 11.04.2006 г. №31-34000-10-10/7377, «на выполнение разработок сторонними (специализированными) организациями с предприятиями, организациями заключаются договоры (контракты), обязательными условиями которых в соответствии со статьей 42 Закона Украины «О научной и научно-технической деятельности» является определение субъектов права интеллектуальной собственности, обязательства сторон по обеспечению охраны прав на созданные объекты права интеллектуальной собственности». Важно: первичные документы о расходах на объект НА, полученный в результате разработки, должны, в частности, содержать информацию о слагаемых расходов (выполнение работ по созданию нематериального актива, расходование материальных ценностей на создание объекта), количественных и стоимостных показателях таких расходов, подписях уполномоченных должностных лиц.

Несоответствие указанным выше критериям выдвигает требование признать сумму расходов, связанную с такой разработкой, в качестве расходов на исследования1, только в составе расходов того отчетного периода, в течение которого такие расходы осуществлены, без признания их в будущем нематериальным активом (п. 8 П(С)БУ 8 и п. 2.2 Метод рекомендаций №1327).

Итак, приходим к выводу, что разработки и исследования отражаются в учете по-разному: расходы на исследования списываются на расходы, а расходы на разработки при соблюдении определенных условий капитализируются в стоимости НА. Однако рекомендуем решение об определении таких расходов принимать не бухгалтерам, а отдельным специалистам по таким вопросам.

Торговая марка — НА? Множество спорных вопросов связано с торговыми марками. Напоминаем, что в соответствии со ст. 420 ГКУ коммерческие (фирменные) наименования, торговые марки (знаки для товаров и услуг)2 относятся к объектам права интеллектуальной собственности. Приобретение права интеллектуальной собственности на торговую марку подтверждается свидетельством (ч. 1 ст. 494 ГКУ). В соответствии с п. 17 П(С)БУ 8, первоначальную стоимость НА, созданного предприятием, составляют: прямые расходы на оплату труда, прямые материальные расходы, прочие расходы, непосредственно связанные с созданием этого НА и приведением его к состоянию пригодности для использования по назначению, в частности оплата регистрации юридического права, что означает право на приобретенные коммерческие обозначения.

1 Исследованиями считаются запланированные предприятием исследования, которые проводятся им впервые в целях получения и понимания новых научных и технических знаний (п. 4 П(С)БУ 8).

2 Средства индивидуализации товара или производителя, см. ст. 492 ГКУ.

Расходы на создание торговых марок (товарных знаков) не признаются НА, а подлежат отражению в составе расходов (в соответствии с п. 9 П(С)БУ 8)1. Например, расходы на оплату услуг рекламному агентству по созданию торговой марки отражаются в составе расходов того отчетного периода, в котором они были осуществлены.

А вот права на коммерческие обозначения (права на торговые марки (знаки для товаров и услуг), коммерческие (фирменные) наименования и пр.) могут зачисляться на баланс предприятия в качестве расходов на приобретение торговых марок (в отличие от расходов на их создание) по сумме, состоящей из расходов, приведенных в п. 11 П(С)БУ 8. Относятся ли к НА расходы на разработку дизайна этикетки? Ответ будет зависеть от многих факторов. В частности, если, к примеру, предприятие не приобретает авторское право на эскиз (дизайн товара), то расходы на разработку этикетки (заказ для рекламной компании) следует отнести к расходам периода, а именно к расходам, связанным со сбытом продукции. Если предприятие-заказчик приобретает имущественное авторское право на дизайн и это предусмотрено договором на разработку дизайна этикетки, тогда расходы на приобретение авторского права воплощаются в нематериальном активе заказчика.

http://online.dtkt.ua/Book/«ДК»%20№48-2012%20(рус.).epub/navPoint-11

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.