Здавалка
Главная | Обратная связь

Частичный приоритет



 

Структурному гороскопу 12 лет. Пора подвести некоторые итоги, перечислить открытия, отдать должное предшественникам, осудить плагиаторов и заимствователей. Что удалось подтвердить, что удалось опровергнуть? Какие иллюзии развеять, какие мифы создать?

Вообще-то придумать нечто ни на что не похожее очень трудно. Большинство открытий оказалось продолжением начатых кем-то, но не доведенных до ума разработок. Таким образом, речь идет о частичном приоритете либо об открытиях, сделанных в русле традиционных постижений.

Собственно говоря, главным открытием для меня самого и для всего будущего построения структурного гороскопа была 12-летняя периодичность типов мышления, в просторечии называемая восточным гороскопом. Разумеется, что я претендую не на открытие (или переоткрытие) самого гороскопа, а лишь на переформулирование и обнаружение принципиально нового типа доказательства реальности гороскопа. Речь идет о так называемых феноменах восточного гороскопа, которым я в свое время посвятил свою первую маленькую книжечку. Были там Змеи-самоубийцы, Коты-шахматисты, а могли бы быть Крысы-драматурги, Петухи-полководцы, Тигры-правители, Драконы-поэты и т. д. В любом случае эту работу не сделали ни китайцы, ни монголы, сделал это структурный гороскоп.

Открытием можно считать главную формулу восточного гороскопа, по которой он в первую очередь отвечает за мышление человека. Зодиакальный гороскоп отвечает за бытовые подробности жизни, а совмещение гороскопов ответственно за образ человека, его имидж, амплуа.

После утверждения реальности гороскопа сразу же возник вопрос о материалистической основе данного явления. Миф о причастности Юпитера (время обращения вокруг Солнца 11,9 лет) оказался несерьезным. Идеи Чижевского о солнечной активности также маловразумительны. Пришлось вводить представление о квантовании времени кратно 12. Однако механизм взаимодействия человека и времени совершенно не ясен, и идея повисает в воздухе, никого не убеждая. Реальную помощь могли бы оказать генетики и нейроэндокринологи, но они молчат. (Сколько шуму поднялось бы в мире, если бы какой-нибудь генетик или эндокринолог нашел способ доказать сходство людей, рождающихся через 12, 24, 36, 48, 60 и т. д. лет. Сколько Нобелевских премий ушло бы на это дело, сколько институтов пооткрывалось. Ну а пока тишина, в которой структурный гороскоп продолжает штамповать открытие за открытием.).

Убедившись в существовании знаков, необходимо было научиться отличать один знак от другого, находить границы между знаками. На этот счет имелись весьма «точные» цифры, перепечатываемые без проверки всеми книгами и журналами. Что-то там про первое новолуние в Водолее. Увы, экспериментальной проверки эти цифры не выдержали. Проверка велась тремя способами, и все они показали, что четные года начинаются в районе 1 января, а все нечетные года начинаются 13 января. Это открытие могло бы стать мировой сенсацией, если бы удалось найти физическую (астрономическую, геологическую или иную) причину для смены знаков. Однако цифры есть, а физического явления под эти даты нет. Так еще одно глобальное открытие остается в тени. Что касается частичного приоритета, то хотелось бы напомнить, что не нова сама идея существования переходных дат, кроме того, человечество уже давно и упорно ищет даты для начала нового года именно в январе.

Теперь поговорим о братьях наших меньших, подаривших великому гороскопу имена лучших своих представителей. Многие скептически относятся к идее сравнения человека и животного, намекая на особую роль человека, на его божественное происхождение. Однако структурный гороскоп не пытается отождествлять человека с животными, как это делал Чарльз Дарвин, утверждавший, что человек произошел от обезьяны. Утверждается всего лишь, что копируется темперамент, модели общественного поведения. Разве мы не сравниваем упрямых людей с ослами, а напористых с быками? А как приятно сравнить себя с орлом или соколом! Приоритет структурного гороскопа в том, что он сравнил 12 знаков с целыми классами животных. Так, рожденным в год Крысы достались все грызуны, в год Змеи все пресмыкающиеся, в год Петуха – все птицы, а в год Собаки не только собаки и волки, но и гепарды, львы и многие другие хищники. Это открытие интересно не только исследователям человеческой психологии, зоопсихологам, наверное, тоже интересно, что в один разряд попали тигр и белый медведь или обезьяна и медведь бурый. Одному знаку принадлежат лошадь и слон, в одном разряде мирный домашний кот и жуткий леопард. Труднее всего с Драконом – кто его аналог на Земле? Может быть, кенгуру? А может, все сумчатые?

Теперь о самих структурах. Первой была открыта так называемая идеологическая структура, арифметически представляющая собой четырехлетнюю периодичность. Претендовать на приоритет в открытии столь очевидной симметрии совершенно невозможно. Немудрено, что претендентов на открытие этой Америки было всегда предостаточно. В частности, небезызвестный Цугун Кюван Параис (куда он подевался?). В астрологии подобная симметрия известна с незапамятных времен (правда, на зодиакальных знаках, но какая разница?). Приоритет структурного гороскопа в том, что на основе этой простейшей симметрии была создана теория женщины, брачная теория, начало исторического гороскопа.

Другая очевидная симметрия (трехгодовой шаг) превратилась в социальную структуру. Астрологии такая структура также известна – образующиеся четверки астрологи называют «крестами». Кардинальный крест, мутабельный и т. д. Со стороны более привычной науки к открытию данной структуры ближе всех подошел Юнг. Он ввел своих знаменитых интравертов и экстравертов. Структурному гороскопу удалось доказать, что классификация, основанная на пространственной ориентации, не может ограничиться двумя позициями. Кроме идущих внутрь и вовне, обязательно должны быть те, кто охраняет определенную территорию – ортодоксы. Кстати, на любви к двойке погорели многие. Небезызвестная соционика, забыв о тройке и переоценив Юнга, придумала классификацию, в которой торжествует двойка в степени «эн». В результате получилась картонная и маложизненная система...

Завершая разговор о прямых структурах, стоит упомянуть открытие энергетической структуры, которая, хоть и не имела аналогов в астрологии, также попала в сферу частичного приоритета, ибо открыла давно описанные Гиппократом, а потом Кантом четыре типа темперамента. Правда, и тут уточнения были грандиозны. Оказалось, что холерический темперамент происходит не от избытка энергии, а от ее катастрофической нехватки. Что-то вроде агонии, паники, судорожной активности погибающего. Светлыми оказались сангвиники и флегматики, а вся структура темпераментов получила социальную привязку. Сангвиники и холерики социально активны, а меланхолики и флегматики, каждый по-своему, пытаются отгородиться от мира.

Наиболее ярко проблематику частичного приоритета высвечивает открытие возрастного соответствия знаков гороскопа. Возрастные теории стремились создать все, кому не лень: психологи, философы, писатели, поэты, астрологи и прочие ученые люди. На сегодняшний день существует наука о детях, наука о стариках, вроде бы даже существует единая возрастная психология. Однако все они не идут дальше обычной эмпирики. Теория не родилась. Структурный гороскоп впервые создал из последовательности возрастов полноценную, многофункциональную теорию, структурированную вдоль и поперек. Таким образом, не будучи первым по времени создания, возрастной гороскоп первый по степени обобщения и осмысленности.

Разросшаяся до невероятных размеров историческая теория также не претендует на стопроцентный приоритет. Во-первых, у меня есть соавторы, работающие вне рамок структурного гороскопа (Пантин, Лапкин), во-вторых, есть положения, достаточно общие для современных поисков принципов истории. В частности, не нова идея сквозных ритмов (Запад, Восток). Пожалуй, новостью стало требование гороскопа о жестком 144-летнем периоде, поскольку в мировой ритмологии привыкли оперировать примерными числами – 50, 100, 150 лет.

Также не отличаются принципиальной новизной описания миров Востока и Запада. Подобные описания есть у Льва Гумилева и многих других историков-теоретиков. Впрочем, у них все вновь эмпирика, то есть опыт, блуждание в темноте. У структурного гороскопа это скорее теоретический вывод, чем обобщение реальности, легкий взлет на вертолете вместо долгого карабканья в гору.

Модная ныне тема совмещения гороскопов. Не нова сама идея, не нова система соответствия годовых и зодиакальных знаков. Все это есть и у других астрологов, в частности у Семиры с Веташом. Однако структурности в этом совмещении нет ни у кого. Вновь описание скорее идет от теории, чем от долгого изучения реальной жизни.

Аналогична ситуация с поиском соответствия наций и знаков. Для астрологии эта идея также достаточно банальна. Приоритет моей системы все в той же структурности поиска. Знак для нации ищется не по внешнему сходству характеров, а на пересечении возраста нации и ее отношения к миру Империй, миру Востока или миру Запада. Скажем, молодой имперский народ – русские – получает знак Лошади, а старый имперский народ – евреи – получают знак более старый – это Кот.

Спрашивается, для чего автор с такой старательностью доказывает частичность приоритета там, где вполне можно было бы говорить о полноценных открытиях? А затем, чтобы доказать и себе, и другим, что структурный гороскоп – это не пустынный остров, не имеющий никакого отношения к мировой культуре, а все тот же материк, единое пространство намерений, поисков, устремлений...

 

 

В полный рост

 

Продолжая линию астрологии или психологии, собственное имя не заработаешь. Структурным гороскопом система стала, открыв нечто ни на что не похожее. Речь, разумеется, о векторном кольце. Вид этого кольца настолько поразил астрологов, что от полного неприятия они со временем перешли к элементарному подворовыванию. Один вместо векторного кольца придумал векторный круг, другой стащил «хозяев» и «слуг» (см. «Версия», № 24, 1999 «Роковые союзы» – даже Мюссе с Жорж Санд не забыли...).

Векторное кольцо не назовешь любимым детищем автора, у меня есть гораздо более любимые структуры. Однако необходимо признать, что именно эта структура принесла автору известность, много раз я убеждался в том, что люди, не зная ни моей фамилии, ни названия моей системы, безошибочно перечисляли последовательность знаков в векторном кольце. Появилось ощущение, что еще немного – и векторное кольцо войдет в народный фольклор. Люди приняли его так, будто оно естественно дополнило все ранее известное о человеке. Меж тем строение пресловутого кольца в невероятном противоречии со всем, что делали до сих пор астрологи. Нет ничего подобного ни в психологии, ни в философии, ни в так называемой эзотерике. Так, начав с векторного кольца, структурный гороскоп сразу встал в полный рост.

Открыв после векторного кольца несколько структур, имеющих очевидную симметрию, структурный гороскоп вновь проявил норов, открыв нечто беспрецедентное, мало на что похожа так называемая структура судьбы, частично повторяющая идеологическую структуру. Интересно, что сначала симметрия судьбы была предсказана теоретически, а потом подтверждена экспериментально. Предложенное этой структурой деление людей на фаталистов, самодельщиков, пионеров и счастливчиков также уникально.

Аналогичная история с маломощной психологической структурой, разделившей гороскопический круг на четыре сектора, в которых разместились знаки возмужания, знаки гуманизма, мечтательности и предметности. Нарочно такую классификацию не придумаешь. В лучшем случае можно лишь складывать пары противопоставления.

Не имеет аналогов в астрологии энергетическая структура. Но, как уже говорилось, вывела эта структура на четверку темпераментов, которые, так или иначе, уже известны.

Впрочем, дело, как оказалось, не в поисках сложных видов симметрии. Симметрия сама по себе никому не интересна, если за ней нет никакой реальности. Ну кому могло прийти в голову, что из пяти прямых структур четыре окажутся общеприменимыми, а пятая даст двойное дно и расколется на женскую и мужскую части. При этом мужская идеологическая структура родит целостные знаки, а женская идеологическая структура станет порождением совершенно уникальных знаков – раздвоенных, противоречивых. Причем женская противоречивость в данном случае – это не декларация, а точно и подробно описанная ситуация, в которой одна стихия торжествует на уровне образа (жизни), а вторая на уровне сознания.

Одно открытие, как это бывает, повлекло за собой целый поток открытий, в результате чего появилась обширная теория женщины, не имеющая никаких аналогов. Такое впечатление, что человечество, теоретизируя по поводу чего угодно, про женщин просто забыло. Доказав существование женской гениальности восприятия, структурный гороскоп предсказал женский триумф в шахматах, музыкальном исполнительстве, сыскном деле, живописи и поэзии. Далее для женщин была создана отдельная версия возрастного гороскопа, которая перевернула вообще все представления об эволюции, о принципах бытия и причинно-следственных связях.

Из беспрецедентной теории женщины родилась беспрецедентная теория брака. Конечно же астрологи, психологи и прочие мудрологи придумывали различные брачные угадайки. Однако при ближайшем рассмотрении оказывалось, что в каждом из описываемых союзов всего-навсего суммировались качества мужа и жены, интуитивно предполагая ту или иную степень совместимости. Структурный гороскоп уравнял шансы для всех знаков, доказав, что любой знак с равной вероятностью попадает в любой из четырех типов брака. Ситуация абсолютно уникальна, брак практически не коррелирует со знаком. Каким бы ни был твой знак – приземленным или взлетным, грубым или тонким, – ты можешь попасть или не попасть в романтический брак. Каким бы ни был твой знак – домостроевским, любовным, боевым или игровым, – ты можешь попасть или не попасть в патриархальный брак. Ну и т. д.

В каждом браке успешность и совместимость зависят лишь от соблюдения правил данного брака. Для всех знаков рекомендации абсолютно одинаковы. По сути дела, брачная теория как бы отрицает сам гороскоп. До такого не додумалась ни одна система.

Так постепенно, вставая в полный рост, структурный гороскоп потерял страх перед открытием принципиально новых явлений, обрел смелость в утверждении малопредставимых идей. К разряду таких идей относится идея обратной логики, идея совершенно антиприродная, а потому не имеющая реальных аналогий. Мозг цепляется за принцип подобия, ему тяжело даются истины абстрактные. Эйнштейн не принял квантовую механику, потому что не мог представить волновую функцию, не имеющую четкого физического смысла. Тем более никто на ждал абстрактных истин от гороскопа, изначально завязанного на природных аналогиях.

Первый раз обратная логика появилась в возрастном гороскопе, в котором знаки идут в обратном направлении. Нарочно такое нельзя было придумать, однако и объяснить было не просто. Объяснение пришло позже, когда обратная логика обнаружилась в строении исторических 144-летий. Там тоже стихии шли в обратном, антиприродном порядке. Это все равно, как если бы за ночью шел вечер, за вечером день, за осенью лето, за летом цветение весны, ну и т. д.

Природно мыслящим астрологам по их языческой сущности понять такие штуки не просто. На деле же только в обратной логике возможно рождение нового качества, нового явления. Природная же логика всегда выводит на нулевую точку, она настроена на самовоспроизводство. Неудивительно, что, торжествуя в мужской жизни, обратная логика в женской возрастной карьере частично уступает свои позиции. Парадоксальность женщины в том, что у нее именно разум развивается в природной логике, в то время как образная компонента живет в прогрессивной обратной логике. Этим объясняется стремление женщин к техническому прогрессу в быту, при сохранении застоя в сфере смысла жизни.

Еще важнее было утверждение обратной логики в исторических ритмах. Человечеству необходимо знать, идет ли оно куда-то или топчется на месте. Насквозь пропитанная идеями циклизма, астрология усыпляет нас разговорами о неизменности мира, об отсутствии чего-либо нового и уникального под неизменным небом. Структурный гороскоп, открыв так называемый имперский ритм, утвердил нечто абсолютно противоположное. Оказалось, что теоретически равноправный с ритмами Востока и Запада, ритм Империи ведет себя совершенно особым образом.

Если ритмы Запада и Востока могут идти беспрерывно, накручивая на один 144-летний цикл другой, то имперский цикл всегда одинок, идет только 144 года, ни годом меньше, ни годом больше. По прошествии означенного срока имперский цикл должен уступить место восточному или западному ритму.

Если очередной цикл Востока или Запада может начаться лишь после того, как кончился предыдущий цикл, то имперский цикл может начаться в любой момент, прервав предыдущий цикл (восточный или западный) в середине, в четверти, за 12 лет до конца и т. д. (Именно это ошарашило в свое время ритмологов из дипломатической академии.)

Если ритм Востока или Запада явление вполне обыденное и повсеместное, то имперский цикл всегда уникален, всегда жестко привязан к переломам эпох и случается лишь с богоизбранным народом, что выводит изучение имперских циклов на грань между наукой и религией. За всю многовековую историю человечества случилось всего 20 имперских циклов. Одно это доказывает уникальность третьего пути. Каждый имперский цикл, по сути, уже открытие. Причем в одном смысле – это открытие структурного гороскопа, в другом смысле – это всегда открытие новой религии, новой науки, новой экономики, то есть начало новой эпохи...

Если продолжить историческую тему, то можно назвать еще десяток крупных открытий, мелких же настолько много, что не хватит ни места, ни времени перечислить все. Вечные народы, тоталитарные двойники, большое откровение, идеологическое чудо... А ведь еще есть строение 4-летия, 12-летия, 36-летия, 400-летний возрастной цикл и т. д.

Самое же прекрасное состоит в том, что все эти открытия не существуют сами по себе без всякого смысла. У всех есть некая мораль, некий позитивный смысл, причем не придуманный автором в угоду собственным интуитивным прозрениям, а выведенный из самой теории. Это выгодно отличает открытия структурного гороскопа от многих модных ныне псевдооткрытий, которые единственным смыслом имеют прославление своих авторов. Исторического и общечеловеческого смысла в тех открытиях нет.

Впрочем, чтобы поподробнее поговорить о мировоззрении, порожденном структурным гороскопом, необходимо не просто перечислить открытия, а изучить взаимные связи между ними.

 

Взаимные связи

 

Если бы структурный гороскоп оказался всего лишь конвейером по отливке, штамповке и сборке научных открытий, то все оказалось бы слишком просто. Нужно было бы аккуратно регистрировать все открытия, патентовать их, столбить, расставлять флажки, метить территорию и смертельно драться за каждый клочок завоеванного пространства. Но структурный гороскоп оказался универсальной системой, где одно звено теснейшим образом связано с другим и ничего невозможно украсть, не завязнув в самой системе. От этого легче жить, спокойнее спать, не нужно нанимать адвокатов и бегать в комитет по открытиям. Хотя одно-единственное открытие, пожалуй, стоило бы застолбить, дабы никому не было повадно воровать по кусочку (брать – так уж все сразу). Это открытие взаимосвязанности всех фрагментов структурного гороскопа. Взаимная связь всего со всем и есть главное открытие...

Первым открытием такого рода, собственно говоря, является обнаружение связи между животным миром и миром человеческих идей. Связь менее чем очевидная. Мы не произошли от обезьяны. Вернее, от обезьяны произошла лишь одна двенадцатая часть людей. Остальные произошли от других животных – змей, мышей, котов, попугаев и т. д. Стоит ли удивляться, что не все мы так суетливы и сумбурны, как Обезьяны, а есть среди нас спокойные и созерцательные Коты, пародисты-юмористы Петухи (попугаи), холодные и рассудочные Змеи...

Продолжая тему связи миров, необходимо сказать, что структурный гороскоп также зафиксировал связь человека с Богом. Эта связь обнаружилась при открытии возрастного гороскопа. Именно там наиболее очевидно прорисованы три периода в жизни человека, в каждом из которых человек строит новый слой своего устройства, причем только в первом периоде человек строит нечто природное. Во втором периоде – нечто специфически человеческое, и, наконец, в третьем периоде он строит в себе божественную компоненту, так называемую душу.

В чисто арифметическом плане божественное начало отражает цифра 3. Человеку, как таковому, досталась четверка, ибо собственно человеческих качеств всегда четыре – четыре типа мышления, четыре брака. Животному миру и природе достается двенадцать. Недаром единственная структура, требующая наличия сразу всех двенадцати стихий, – это векторное кольцо, структура, символизирующая природное начало, неподвластное законам божественной гармонии, но преодолимое силой разума.

Рассуждая далее в том же духе, можно представить все структуры в виде трех групп. В первую войдут все прямые структуры (идеологическая, социальная, психологическая, энергетическая, судьбы), во вторую – великий и могучий возрастной ряд, а в третьей, разумеется, окажется векторное кольцо... Возрастная последовательность совершенно игнорирует законы векторного кольца, но самым чутким образом реагирует на самые ничтожные особенности прямых структур. Векторное кольцо, посрамленное при встрече с возрастным рядом, отыгрывается на прямых структурах, с легкостью перекрывая их довольно низкую энергию.

Каждая из трех групп структур образует свою шкалу времени, претендуя на первичность. Возрастная шкала времени могла бы быть самой внятной для разумного человека. Двенадцать возрастных программ, одна из них реализуется пожизненно. Прямая шкала времени понятна людям с эстетическим мышлением. Все симметрично, все красиво, необычайно гармонично. Наконец, векторная шкала времени – это шкала силы. Закон джунглей – побеждает сильнейший.

Например, при совмещении гороскопов, где столкнулись интересы векторного кольца и прямых структур, безусловную победу одержало векторное кольцо, легко уничтожающее все спорные моменты. В результате векторное кольцо отстояло все свои 24 сочетания, не тронув лишь так называемых полных гармоников, у остальных же забрав сколько можно. То же самое при построении брачного гороскопа, где столкнулись интересы векторного кольца и идеологической структуры. Свое вектор и здесь не уступил.

А вот в историческом гороскопе, где так важно понятие возраста, векторное кольцо практически не имеет никакого веса, не играет никакой роли.

Заканчивая разговор о первичности, стоит упомянуть о схеме, предложенной структурным гороскопом вместо астрологической доктрины. Речь идет о неких внутренних хронометрах, существование которых никто всерьез не оспаривает. Таких хронометров должно быть три. Один при рождении человека ломается и всю жизнь показывает время рождения. Именно этот хронометр создает гороскоп человека. Второй хронометр возрастной, его показания меняются по ходу взросления (12 раз). Третий хронометр, как самые обыкновенные часы, показывает общее для всех людей время.

На личную жизнь человека последний из трех хронометров оказывает наименьшее влияние, однако именно он позволяет всему человечеству синхронизироваться, превращаться единицам в коллективы, сообщества, государства, народы и т. д. Так рождается исторический гороскоп.

На начальном этапе зарождения исторического гороскопа (короткие участки) полностью доминируют две структуры – идеологическая и социальная. Ничего удивительного тут нет, именно эти две структуры наиболее ритмичны. Строение 4-летия обеспечивает идеологическая структура, строение 12-летия и 36-летия организует социальная структура, строение 144-летия, хоть и в обратной логике, обеспечивает идеологическая структура.

После 144-летия идет логический проскок и следующим законченным периодом оказывается 400-летие. Однако речь идет уже не об отдельном государстве, а о всем человечестве. Именно 400 лет идет один возраст единого человечества. Возрастов, естественно, двенадцать. Таким образом вся жизнь единого человечества длится всего лишь 48 веков, из которых 32 века уже позади.

Обнаружение связи между историческими ритмами и возрастными знаками совершенно поразительно, ибо нарушает последние остатки причинно-следственных связей. Кто и где хранит возрастной хронометр человечества? Зачем человечеству подражать то младенцам, то старикам? Каков механизм возрастных переходов? Полноценных ответов пока нет. Остается довольствоваться тем, что любое живое существо, в данном случае человечество, должно родиться, возмужать, постареть и умереть. Впрочем, люди после смерти единого человечества не исчезнут, точно так же, как до рождения человечества мир уже был полон людей.

Чрезвычайно важна взаимная связь между возрастами человечества и имперскими циклами. Очень близки даты первого возраста и первого имперского цикла, переломные даты возрастов человечества, как правило, совпадают с окончанием самых важных имперских циклов. Так, четвертый имперский цикл древней Иудеи окончился одновременно с третьим возрастом человечества, четвертый имперский цикл России закончится одновременно с восьмым возрастом человечества. Единственный возраст человечества, в котором нет ни одного имперского цикла, – это возраст Лошади, возраст максимальной самостоятельности. Невольно напрашивается сравнение человечества с ребенком, а Создателя с воспитателем, насылающим на нас имперские циклы.

На пересечении возрастной структуры и ритмов, рожденных социальной структурой (Империя, Запад, Восток), появилась такая увлекательная тема, как национальные знаки. Старый народ (китайцы, индусы, евреи) – получай старый знак (Тигр, Змея, Кот), молодой народ – получай молодые знаки. Имперские народы (англичане, русские, армяне) получают открытые знаки, народы Востока получают закрытые знаки, народы Запада – ортодоксальные знаки. Хотя с причинно-следственными связями и тут не все ясно. Непонятно, в какой, собственно, момент нация получает свой знак, надо ли знак заслужить или знак дается авансом и жестко определяет дальнейшую судьбу. Так выяснение взаимных связей определяет судьбы народов.

Почти ничего интересного не рождается на пересечении с другими структурами у векторного кольца. Впрочем, один интересный феномен все же удалось обнаружить. Векторное кольцо через кармические годы порождает 12-летний цикл в жизни человека (астрологи как циклисты и язычники нулевой точкой всегда считают момент рождения). Сопоставляя этот 12-летний цикл с возрастами человека («Векторная радуга»), мы неожиданно выходим на структуру судьбы. Пожалуй, структура судьбы, единственная из прямых структур, готова «иметь дело» с векторным кольцом – этим исчадием ада в стройной системе других структур.

Связь векторного кольца с силами зла давно очевидна. Однако непонятно, как сформулировать эту связь. Может быть, дело в том, что векторное кольцо, порождая очень сильную причинную стихию, почти ничего не делает для определения последствий. (Нет ничего более неизбежного, чем кошмар в векторном браке, но сценарий этого кошмара абсолютно непредсказуем.) Наиболее божественное явление – имперские циклы, напротив, имея самые определенные следствия, практически не имеют видимых причин. Так что добро – это следствия без причины, а зло – причины без следствий. Говоря иначе – порядок и хаос.

 

Феномен сходимости

 

В рукописи моей дебютной книги «Феномены восточного гороскопа» глава, посвященная сходимости, должна была занимать центральное место, но она так и не была написана, а книга о феноменах, дополненная главой о возрастном гороскопе, вышла под названием «Скажи свой знак, а я скажу, кто ты». Кажется, пришло время вернуть долг и попытаться объяснить, что же такое феномен сходимости.

Большинство людей искренне любит многообразие мира, однако всегда находятся те, кого чрезмерное количество элементов удручает, и тогда появляются структурные теории. Структурный гороскоп не стал исключением, даже 12 знаков восточного гороскопа для него оказались слишком неструктурированным множеством, и пришлось свести это множество к пересечению четырех стихий и трех эпох. Пересечение 12 мужских и 12 женских знаков по законам арифметики должно было дать 144 типа браков, но все свелось всего лишь к четырем бракам (гнездовой, или патриархальный, равный, романтический, духовный) и одному исключению (векторный союз). Список можно продолжить – практически везде видимое многообразие легко можно свести к трем или четырем основным вариантам.

Однако есть явление еще более странное и не совсем понятное – целые сферы деятельности, казалось бы, далекие друг от друга, описываются одними и теми же законами, лежат внутри одних стихий. Это, собственно, и есть феномен сходимости.

Начнем с волевых знаков. У мужчин – это Лошадь, Тигр, Собака, у женщин – Змея, Петух, Бык. Уже в самом слове «воля» заложен феномен сходимости, ведь воля – это и свобода, и сила, и исполнение поставленной цели. Да, но как же можно быть одновременно свободным и максимально скованным поставленной целью? Однако парадокса в этом нет: только тот, кто смог поставить перед собой цель и осуществить задуманное, может считаться действительно вольным в своих делах человеком, любой же другой человек, живущий, как ему кажется, свободно, без цели, в свое удовольствие, рано или поздно будет вынужден подчиниться чужой воле.

Ну а какая связь между волей и новаторством? Мало кому придет в голову отождествлять эти понятия. Новатор представляется эдаким заумным интеллектуалом, а волевик суровым и туповатым властителем. Однако и тут связь прямая. Воля рождается на пересечении реалистического подхода к жизни и способности строить логические схемы. Именно согласование этих двух подходов к жизни и дает возможность волевикам проложить ось из прошлого в будущее, или фактически предвидеть будущее, а самое главное – знать пути его достижения. Эти свойства позволяют обладателю воли выбирать верные цели, верные пути реализации. Но эти же самые свойства позволяют новаторам находить новые продуктивные пути в науке и искусстве, когда все старые тропки уже исхожены вдоль и поперек.

Вспомним теперь, с каким недоумением и печалью описывают историки неуправляемые любовные страсти великих властительниц. Вот если бы Екатерина II не была столь любвеобильна, тогда историки признали бы ее властительницей уровня Петра I или Ивана III. Но в этом-то и фокус, что обладание сильнейшей волей тождественно обладанию неуправляемым (романтическим) сердечным жаром, когда любовь внезапно приходит, внезапно уходит, не подчиняясь своему владельцу и подчас требуя всей силы воли, чтобы затушить (как правило, безуспешно) пожар любви.

Можно, конечно, подобно гоголевской Агафье Тихоновне, мечтать о том, чтобы воля одного знака была приставлена к мистическим прозрениям другого, «да взять сколько-нибудь развязности, какая у Балтазара Балтазарыча...». Однако одно свойство неизбежно тянет другое и исключает третье.

Наиболее подробно феномен сходимости планировалось рассматривать на мужской тройке Петух – Змея – Бык (аналогичная тройка женских знаков Лошадь – Тигр – Собака). В работах по структурному гороскопу эта тройка называется то тройкой логиков, то тройкой боевых знаков. И вновь возникает вопрос: какая связь? Логик представляется человеком черствым и сухим, а у боевого знака должно быть жаркое сердце. Однако факты сводят эти свойства воедино. Начнем с полководцев. Александр Македонский, Наполеон и Кутузов родились в год Быка, Барклай де Толли, Румянцев, Тухачевский – в год Змеи, Суворов, Багратион, Ермолов, Фрунзе – в год Петуха. Еще два знака могли бы считаться полководческими – Обезьяна и Собака. Но у Обезьян на одного гениального полководца всегда найдется пара бездарных, Собаки, напротив, не знают провалов, но нет и взлетов.

Собственно говоря, именно на примере полководцев формировалось понятие боевого знака. Про своего полководца, родившегося в год Быка, Наполеон сказал: «Ней имел умственные озарения только среди ядер, в громе сражения, там его глазомер, его хладнокровие и энергия были несравненны». Лучше и не скажешь, а смысл в том, что именно в скоротечных, боевых ситуациях боевой знак находит себя. С другой стороны, именно полководец обрабатывает невероятное количество цифровой и знаковой информации (численность войск, огневая мощь, координаты в пространстве и времени). Всю эту информацию надо обработать, свести воедино, обобщить, упростить и т. д. и т. п. Полководец воистину делает работу компьютера, причем вся эта работа свершается в рамках формальной логики.

Но, может быть, в профессии полководца боевитость и логика столкнулись случайно? Нет. В какой логический шедевр ни загляни, всюду одна мораль: «Лишь тот достоин жизни и свободы, кто каждый день за них идет на бой» (Гёте). Большинство писателей-логиков не только словом, но и делом доказывали свой боевой характер, периодически устраивая бои местного значения. Особенно же парадоксальной представляется боевитость персонажей научной фантастики. Вот уж кто должен обладать, казалось бы, олимпийским спокойствием. Однако откройте любую книгу братьев Стругацких (Бык и Петух) – почти всегда самый любимый герой, не терпеливый строитель, а яростный боец. Бесподобный боец Рэдрик Шухарт, запросто спускающий с лестницы пятерых здоровых мужиков, причем никто не уходит на своих ногах («Пикник»), прославлен многочисленными победами дон Румата, а его друг барон Пампа, взявши меч, становится похож на грузовой вертолет с винтом на холостом шагу («Трудно быть богом»). Даже писатель («Гадкие лебеди») и тот не прочь подраться... У Станислава Лема (Петух) люди возвращаются со звезд в неагрессивный мир и дуреют от скуки, впрочем, вскоре они возрождают бокс и т. д.

А ведь речь идет о лучших фантастах, кристальных логиках, выстраивающих безупречно непротиворечивые конструкции о чистых и незамутненных источниках мысли. Вот и получается, что конструирование будущего и ведение боя подчиняются одним и тем же законам – законам формальной логики.

В мистической стихии (мужские знаки Крыса, Обезьяна, Дракон и женские Кот, Коза, Кабан) сходятся еще более разноликие свойства. Главным парадоксом является то, что мистик (колдун, заклинатель, полусумасшедший) одновременно является эмпириком, человеком до невероятности практичным, все перебравшим своими руками, а потому самым земным и конкретным. И вновь в этом парадоксе никакого парадокса нет, мистик не видит и не признает реальности, для него нет схем и нет обобщений, мир у него каждую секунду начинается с нуля, эмпирик точно так же слеп, а потому вынужден каждый предмет пощупать и узнать персонально. В искусстве роль этих знаков столь же противоречива. Одни откровенно отворачиваются от реальности: сюрреализм – Бретон (Обезьяна), Дали (Дракон), Буньюэль (Крыса), другие, напротив, пытаются создать некий доскональный реализм – Горький (Дракон), Лев Толстой (Крыса), в конечном счете создавая все тот же самый сверхреализм.

Ну а последней стихии (мужские знаки Кот, Коза, Кабан, женские знаки Обезьяна, Крыса, Дракон) было предложено такое множество имен, что ни одно из них так и не стало главным. Реалисты, интуиторы, завершители, эмоционалы, игруны, созерцатели, стилисты, источники красоты, сыщики и т. д. И ведь все это понятия, по большей части не сведенные в общем представлении воедино. Доказать их тождественность можно лишь в рамках феномена сходимости. Очень трудно, например, усвоить, что именно длительное состояние умиротворения и покоя приводит этих людей к неожиданным и бурным эмоциональным всплескам. А ведь все так просто, побуянил, как тот же Есенин (Коза), разрядился, а потом отдыхай себе, созерцай березки. Неразрядившийся же человек расслабиться не в состоянии. То же самое созерцание делает эти знаки накопителями уникальных по размерам массивов информации. Переработанная подсознанием, она порождает безупречную интуицию и безупречный реализм, то есть способность опираться на свой и чужой опыт («сын ошибок трудных»). Сродни процессу работы подсознания склонность этих знаков к игровым процессам, ведь именно в игре происходит моделирование реальности. Труднее понять, почему они же еще и источники красоты, однако мир и покой в отбуянившей душе неизбежно будет виден окружающим. А что же такое красота, как не полная умиротворенность?

Недоверие к собственным мыслям и стремление обобщить общечеловеческий опыт порождает величайшее явление завершительства. Завершители наводят последний блеск на грубые построения человеческой мысли, в завершительстве сходятся и чувство красоты, и невероятная эрудиция, и стилистические изыскания, впрочем, подробней об этом написано все в той же книге, которая должна была называться «Феномены восточного гороскопа», а вышла под названием «Скажи свой знак...».

 

Шахматный крест

 

Любителей бульварного чтива в структурном гороскопе не устраивает структурность. Любителей интеллектуального и наукообразного чтения категорически не устраивает понятие гороскопа. Таким образом, структурный гороскоп застрял между двух пространств читателей, между двух пространств издателей, между двух огромных жерновов. Тем не менее ни от гороскопа, ни от структурности отказаться уже невозможно. Процесс идет, ряды людей, живущих под флагом структурного гороскопа, с каждым днем расширяются.

Неизменность названий, неизменность терминов – это один из главных принципов любой солидной науки, какими бы несолидными ни были сами термины. Не случайно одна из самых солидных наук – ядерная физика – наиболее плотно заполнена странными и даже смешными словами. Структурный гороскоп последовательно уходил от наукообразия: никаких секстилей, тригонов, асцедентов, все простенькое, русское – приземленность, тройки, четверки, кресты...

Крестами на заре создания структурного гороскопа были названы скопления знаков-лидеров в теории творчества. Мысль очень проста, но если в каком-либо виде творчества есть центральный знак, то это неспроста. Центральность этому знаку обеспечивает сочетание в нем двух структурных характеристик. Пересечение двух линий, двух структурных компонент – это и есть крест.

Например, поэзия – загадочное и малопонятное творчество. Выучить человека на поэта практически невозможно, либо человек слышит музыку сфер, либо нет. Центральным, самым слышащим, оказался Дракон. Его центральность – это сочетание взлетности, дающей подключенность к небесным сферам, и ортодоксальности, обращающей музыку небес в ритмичное, регулярное и рифмованное произведение. Таким образом, пересечение взлетной линии (Кот, Дракон, Тигр) с линией ортодоксальности (Коза, Бык, Собака, Дракон) дает тот самый искомый крест поэзии. Понимать это надо так, что кроме центрального Дракона в поэзии лидируют еще пять знаков (Кот, Тигр, Коза, Бык, Собака), хотя их поэзия несколько однобока.

Существует и крест драматургии. Стоит напомнить, что центральным знаком в драматургии является Крыса. Это положение обеспечивает ей сочетание драматического темперамента (Коза, Крыса, Змея) и мистической способности подниматься над временем (Дракон, Крыса, Обезьяна).

Легко заметить, что теория творчества, занятая конструированием крестов, разительно отличается от простой гороскопической статистики, которой так увлечены бульварные гороскопы. Буквально на глазах рождается понимание самой сути того или иного вида творчества. Становится понятна тяга театра к драматургии абсурда, отсутствие реализма и любовь к вечным (проклятым) вопросам. Ну и, разумеется, каждая пьеса, вне зависимости от года рождения драматурга, должна нести в себе элемент драматического мировосприятия, должна кипеть неестественными, бешеными страстями, от безумного ликования к столь же безумной горести.

Совсем другие расклады возникают в философии. Здесь торжествует темперамент космического оптимизма (Петух, Дракон, Тигр), склоняющий человека к отстраненности от мира, к некоему взгляду на человечество со стороны или даже сверху. Вторая компонента философствования – это власть над временем, даруемая волевым знакам (Лошадь, Тигр, Собака). Только эти три знака могут выстроить неискаженное пространство, в котором прошлое, настоящее и будущее представлены равномерно, а стало быть, можно вычислить связь времен, найти линию эволюции. Таким образом, крест философии в центр этой отрасли культуры ставит Тигров.

В живописи центральная позиция у Змеи. Такое положение обеспечивает пересечение линии мастеров пространства и цвета из тройки логиков (Петух, Змея, Бык) с линией бесконечно углубленных закрытых знаков (Обезьяна, Змея, Тигр, Кабан). Лидерство закрытых знаков, кстати, доказывает, что всенародной, общедоступной живописи высокого уровня быть не может, в отличие, скажем, от музыки или кино.

Что касается кино, то это, конечно, целый мир, в котором возможно существование нескольких крестов. Однако если говорить об основных законах жанра, то центр рождается на пересечении жажды движения и любви к предметному миру – это приземленные знаки (Петух, Собака, Обезьяна), а также линии знаков, владеющих секретами времени, – это знаки воли (Тигр, Собака, Лошадь). Легко увидеть, что в центре стоит Собака, что подтверждает в нашем кинематографе титаническая фигура Сергея Эйзенштейна, в грузинском кино Отара Иоселиани, в японском Акиры Куросавы, в немецком Райнера-Вернера Фасбиндера и т. д. Это именно те фигуры, которые открывают магистральные пути в кинематографе, пути, по которым потом ходят толпы мастеров.

В балете, как и в поэзии, центральным знаком является Дракон, но теперь кроме взлетности (Тигр, Дракон, Кот), понадобилась еще и магия мистицизма (Крыса, Дракон, Обезьяна). В военном деле безоговорочный лидер Петух, его крест – это линия логиков (Бык, Змея, Петух) и линия действия (Обезьяна, Петух, Собака). В ремесле (будь то ювелирное дело или создание скрипок) лидирует Обезьяна, стоящая в центре креста мистиков и знаков предмета и действия. Коза – центральный знак изобретательства, Кабан – центральный знак путешественников, Бык возглавляет список клоунов, Лошадь – педагогов, Змея – медиков... И везде в каждом деле есть свой крест, а стало быть, есть целая теория данного вида творчества. Фактически речь идет о гигантском и самостоятельном разделе структурного гороскопа.

Есть, правда, в этом разделе слабое место – это очевидная субъективность оценок. Даже в военном искусстве, где, казалось бы, критерии гениальности очевидны, достаточно трудно доказывать лидерство тех или иных полководцев. Что уж говорить о поэзии или живописи, где у каждого свои пристрастия. Впрочем, нашлась все же творческая сфера, в которой удалось ввести объективные критерии силы, – это шахматы.

Уже много лет в шахматах лидирует один-единственный знак – Кот. Уже во времена Анатолия Карпова (род. 1951) выдвинулась целая когорта его одногодков (Ваганян, Андерссон, Тимман, Рибли). Потом пришел Гарри Каспаров (род. 1963) и его одногодки (Соколов, Хьяртарсон, Красенков). На подходе поколение Котов-75. В первую очередь это Владимир Крамник и Веселии Топалов.

Теперь о шахматном кресте. Центральное положение Кота подтверждает его свита: тройка интуитов (Коза, Кот, Кабан) и четверка открытых знаков (Лошадь, Кот, Крыса, Петух) отряжают в эту свиту пять знаков – Коза, Кабан, Петух, Лошадь и Крыса. Проверкой для сказанного должен послужить последний шахматный рейтинг-лист. Коты в первой десятке взяли первое, третье и десятое места, Петухи – второе и восьмое. Оставшиеся четыре знака взяли по одному месту – Крыса (Широв), Лошадь (Бареев), Коза (Петер Леко), Кабан (Майкл Адамс). «Чужим» в десятке оказался лишь Александр Морозевич, родившийся в год Змеи. Хотя считать Змею знаком, непохожим на Кота, было бы ошибкой, оба лидеры тройки реализаторов.

Какие еще нужны доказательства реальности существования крестов?

 

 

Литература, театр, кино

Весь мир – театр

 

Как часто в мировой истории именно в год Крысы разыгрывались невероятные драмы (гибель Непобедимой армады в 1588 году или гибель «Титаника» в 1912-м). И хотя человечество предпочитает жить без драм, необходимо признать, что в самых жестоких драмах есть свой смысл.

Драмы настолько поражают воображение, что исчезает благодушие, самоуспокоенность, смиряется человеческая гордыня.

Крыса – один из самых загадочных знаков 12-летнего цикла. Внешняя простота и внутренняя противоречивость, разброс от самой невероятной гениальности до полного сумасшествия, безудержная веселость и жуткие депрессии, могучая воля и фатальная покорность судьбе – все это она. Немудрено, что такой драматически противоречивый знак стал центральным знаком мировой драматургии. Впрочем, обо всем по порядку, проникновение в тайны драматургии (читай – тайны Крысы, ибо, на мой взгляд, эти два понятия тождественны) лучше всего начать с краткого экскурса в историю создания структурного гороскопа, собственно говоря, единственного гороскопа, интересующегося драматургией.

Вначале было слово (Крыса), и слово это попало в десятку. Действительно, многие мужчины, родившиеся в год Крысы, были похожи на крыс. Если же не на крыс, то на других грызунов – бобров, ондатр, дикобразов, наконец. Самое же главное, что сами носители знака совершенно не обижались на свое знаковое имя. Это было поразительно, называешь человека Крысой, а он не только не обижается, но еще и прыгает от радости. В начальный период увлечения гороскопом особенно ценились найденные в чьих-нибудь мемуарах зоологические характеристики. Удалось, например, обнаружить слова Ильи Эренбурга о Франсуа Вийоне, родившемся в год Крысы: «Он любил в себе хищного сухопарого зверька и дорожил своей потрепанной шкуркой». Тогда это был высший уровень познания.

Следующим шагом стало выяснение знаковой принадлежности величайших из великих. Крыса оказалась чуть ли не самым прославленным и знаменитым знаком. Кого из русских царей знают самые отпетые двоечники? – Петра I. Кто самый великий писатель? – разумеется, Лев Толстой. Величайший композитор у них – Моцарт, у нас – Чайковский. Величайший хоккеист – Валерий Харламов, величайший футболист – Диего Марадона, а над всеми ними, наверное, самый известный человек всех времен и народов – Уильям Шекспир, и все они родились в годы Крысы.

Однако когда списки были расширены, а поиск углубился, стало ясно, что всеобщее лидерство Крыс – это миф. Крыс почти не оказалось в мировой поэзии (исключение Англия), их присутствие в мировой прозе почти нулевое, а Лев Толстой, как выяснилось, чуть ли не единственный прозаик-Крыса мирового уровня. Нет своего прочного места у Крыс в большом кино и в мультипликации, случайно их появление в военном искусстве и в политике. Только в двух сферах Крысы сохранили безусловное лидерство – это музыка и драматургия, особенно драматургия.

Первым в ряду Крыс-драматургов будет стоять Эсхил, (если удастся доказать, что он действительно родился в 525 году до н. э.), «отец трагедии», превративший трагедию из обрядового действа в собственно драматический жанр. Следом за ним идет конечно же Уильям Шекспир, «отец» всего, что связано с театром на веки вечные. Далее – его сверстник Кристофер Марло, и так до наших времен. Когда был составлен список из 120 знаменитых драматургов, вдруг выяснилось, что Крысе принадлежит 42 места, а остальные 11 знаков занимали по шесть-семь мест каждый. Причем среди означенных 42 имен случайных людей почти нет. Блистательный Пьер Бомарше и его современник Карло Гоцци, подхвативший у Эсхила «прометеев огонь» Перси Биши Шелли и суровый Генрих Ибсен, кумир современной сцены Эжен Инонеско и наши любимые Леонид Зорин и Эдвард Радзинский. Есть в списке и те, кто не был драматургом, но именно на сцене (или для сцены) по-новому раскрыл грани своего таланта (хотя бы тот же Лев Толстой).

Такие списки в конечном счете и привели к созданию структур, а пока структур еще не было, изучался спектр идей знака. Некоторые Крысиные идеи, мягко говоря, повергали в шок. Например, необоримое и необъяснимое стремление к воде (Петр I, H. Рубцов и другие) или, например, вера в посмертное воскрешение. Булат Окуджава: «Я хочу воскресить своих предков...» Тот же Николай Рубцов:

 

А весною ужас будет полный,

на погост речные хлынут волны.

Из моей затопленной могилы

гроб всплывет, забытый и унылый.

Разобьется с треском,

и в потемки уплывут ужасные обломки.

Сам не знаю, что это такое...

Я не верю вечности покоя!

 

Ну и, наконец, теоретик и идеолог воскрешения Николай Федорович Федоров, придумавший «Проект» всеобщего воскрешения умерших (отцов) и преодоления смерти средствами современной науки. Причем речь шла не о каком-нибудь условно-философском или информационно-ноосферном воскрешении, а самом что ни на есть материальном.

Этот поиск знаковых идей был самым завлекательным и романтическим, он мог бы продолжаться и до сих пор (культурные залежи безграничны), но тут наступил этап обнаружения структур, гармония стала проверяться алгеброй, тайны одна за другой уходили, а гороскопические тексты стали больше походить на бухгалтерские отчеты.

Первая же из открытых структур значительно приблизила гороскоп к пониманию драматического дарования Крысы. Эта структура является первой еще и по значимости для человека, для его мировоззрения, для творчества знака. Согласно этой структуре, логики (Петух, Змея, Бык) постигают будущее, завершители (Кот, Коза, Кабан) прекрасно ориентируются в прошлом, новаторы (Лошадь, Тигр, Собака) ищут связь прошлого с будущим, ну а интересующая нас тройка мистиков (Крыса, Обезьяна, Дракон) занята проблемами, существующими как бы вне времени, так называемыми вечными вопросами.

Список вечных вопросов каждый может составить сам, но обычно к ним относят жизнь и смерть, добро и зло, любовь и ненависть и далее в том же роде. Этой характеристики было бы достаточно, чтобы объяснить лидерство мистических знаков в драматургии, театр по сути своей призван выключать человека из реальной жизни и погружать в мир вечных проблем, вечно юных дев, вечно свирепых воинов, тупых властителей и умных скоморохов...

Какое бы название ни рождалось для тройки Крыса – Обезьяна – Дракон, оно непременно подходит и к драматургии. Чаще всего эту тройку называли тройкой любви, но разве не о любви вся мировая драматургия? Наш современник, автор «Покровских ворот» Леонид Зорин так прямо и сказал: «Все, что я делаю,– в сущности одна пьеса. О том, что всего важнее: о любви мужчины и женщины. Остальное мизерно и гроша ломаного не стоит». Оборотная сторона любви – хаотичность, бессистемность мышления – приводит мистиков к созданию «театра абсурда». Признанный лидер этого направления Эжен Ионеско ведет свою линию от Эсхила и Софокла, а своим прародителем считает Шекспира, писавшего в «Макбете», что «мир – это безумная история, лишенная смысла и значения». Сам же Ионеско, дожив до глубокой старости, так и не обнаружил в мире ни порядка, ни гармонии: «Наша жизнь, как иной театр, абсурдна, смешна, ничтожна и печальна». Отсюда вывод: хотите что-нибудь понять в жизни – не ходите в театр, а если уж что-то поняли, то не пишите пьесы, напишите лучше диссертацию.

Первая структура объяснила многое, но она назвала трех лидеров, оставив открытым вопрос, почему Обезьяна (Чехов, Шварц) и Дракон (Ростан, Шоу, Горький) менее драматичны, чем Крыса. Чтобы ответить на него, нужно было найти вторую «театральную» структуру.

Следующей открылась так называемая психологическая структура. В ней Крыса объединилась с Кабаном и Быком в тройку эпатирующих, шокирующих знаков. Кое-что в драматургии Крыс эта структура может объяснить, но в целом она к театру отношения не имеет.

В третьей структуре Крыса попала в одну компанию с Лошадью, Петухом и Котом. Эта великолепная четверка написала почти всю оперную и опереточную музыку. Это близко к театру, но ничего в нем не объясняет, ибо открытые знаки (так называется эта четверка) любое искусство делают массовым, театр же драматический в особой массовости и общедоступности не нуждается.

После этого знаки гороскопа взбунтовались и, как в хорошей пьесе, стали действовать самостоятельно. Вместо обычной структуры они сложились в возрастную последовательность. Означало это то, что отныне каждому знаку соответствовал определенный возраст (и наоборот). Крысе достался самый волнующий возраст (по счету шестой) любви, исканий и отчаянной молодости (17–24). Как-то сразу припомнилась студенческая страсть к лицедейству, невероятная успешность молодежных театров. Однако молодость Крыс здесь тоже ничего не объяснила, другие молодежные знаки к театру оказались равнодушны.

На этом бурная раздача структур закончилась. Арифметически простые структуры были исчерпаны. Следующая структура искалась долго и мучительно, но именно ее открытие помогло наконец-то отгадать загадку Крысиного драматизма.

Во вновь открытой структуре 12 знаков, по обыкновению, разбивались на четыре тройки, объединяющие знаки с одинаковой энергетикой (структура называется энергетической). Шесть знаков, уходящих от людских страстей в мир предметный, – это серые скептики (Обезьяна – Кот – Собака), в мир беспредметный – это космические оптимисты (Дракон – Петух – Тигр). И те и другие живут, стараясь не придавать слишком большого значения человеческим взаимоотношениям, как говорится, не драматизировать... В другой шестерке совсем другой размах и амплитуда. Здесь разгон от безудержного ликования природных оптимистов (Бык – Лошадь – Кабан) до беспросветного мрака трагических знаков (Коза – Крыса – Змея).

Впрочем, черноту указанных знаков нельзя воспринимать как бесконечную депрессию длиною в жизнь. Напротив, желая отбиться от подступающей темноты, эти знаки стремятся максимально увеселить свою жизнь, а потому их бросает то в жар, то в холод, и получается нечто подобное «пиру во время чумы», «оптимистической трагедии», и т. д. Бесконечные метания от света к тьме и обратно делают эти знаки чрезвычайно драматичными. В конечном счете так эту троицу и назвали – драматические знаки.

Все у этих знаков непрочно, все тонко, все рвется, ни в чем нет основы, ничто не стоит на фундаменте. Трудно удержаться и не привести высказываний замечательного английского историка Джона Ричарда Грина о времени возрождения драматургии, времени Шекспира: «Это был век, когда характеры и таланты людей приобретали новый размах и энергию. Смелость авантюриста, философия ученого, страсть влюбленного, фанатизм святого достигали почти нечеловеческого величия. Человек начал сознавать громадность своих внутренних сил, беспредельность своего могущества, казалось смеявшегося над тем тесным миром, в котором ему приходилось действовать». И далее непосредственно о драмах Шекспира: «Внушаемые этими великими драмами ужас и уважение несколько знакомят нас с грозными силами века, их произведшего. Страсть Марии Стюарт, широта мысли и дела Рэли и Елизаветы становятся для нас понятнее, когда мы знакомимся с рядом великих трагедий, начавшихся «Гамлетом» и окончившихся «Кориоланом».

С упомянутой выше драматической гибелью Непобедимой армады многие историки напрямую связывают начало карьеры Шекспира как актера и драматурга (ему было в тот год 24).

Таким образом, Крыса предъявляет к драматургии всего два требования: мистичность (любовь, абсурд, хаотичность, сверхреализм) и избыточную драматизацию. Если эти требования выполнены, то автор уже не обязан быть Крысой, а может представлять любой знак. Не всем под силу такие превращения. Больше всех стараются Лошади. Такие светлые и ясные в других жанрах, в драматургии они иногда больше Крысы, чем сами Крысы, достаточно вспомнить некоторых лидеров «театра абсурда» (Беккет, Пинтер, Мрожек).

Сама же Крыса, переделывая под себя всех, кто попал в ее драматическую епархию, в других искусствах не торопится преображаться, всюду сея турбулентность (хаотичность) и драматизм. Драматична живопись Крыс с «динамичными и напряженно-контрастными» пейзажами Вламинка, драматична архитектура Крыс (фантастические барселонские церкви Гауди), драматичны скульптуры Родена («драматизм замысла, энергичная лепка, текучесть форм»). То же самое можно проследить и в точных науках. Драматична геометрия, созданная Лобачевским, ее парадоксальность и «кривизна» до сих пор будоражат строгие умы математиков. Нестационарная вселенная, которую увидел Александр Фридман, – это драматургия высшего уровня. Тот же Фридман создал и теорию турбулентности (турбулентус – бурный, беспорядочный), которую вполне можно было бы сделать руководством к написанию настоящей драмы. Тот же Фридман создал динамическую метеорологию, науку, описывающую самую общедоступную драму, название которой – погода. Тут и вечность темы, и абсурд, и драматические коллизии, и счастливые (ужасные) развязки.

 







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.