Здавалка
Главная | Обратная связь

Классический позитивизм 4 страница



Циолковский говорит о необходимости и возможности выхода человека в космос и космическом расселении человечества. Слова Циолковского: “Сначала неизбежно идут: мысль, фантазия, сказка. За ними шествует научный расчет, и уже в конце концов исполнение венчает мысль”.

Важнейшими принципами космической философии, которые лежат в основе метафизики и научной картины мира Циолковского являются принципы атомистического панпсихизма, монизма, бесконечности, самоорганизации и эволюции.

Принцип атомистического панпсихизма напрямую связан с пониманием Циолковским материи. Все тела Вселенной "имеют одну и ту же сущность; одно начало, которое мы называем духом материи (сущность, начало, субстанция, атом в идеальном смысле)", что очень сходно с философией Платона. "Атом-дух" ("идеальный атом", "первобытный дух") по Циолковскому, "есть неделимая основа или сущность мира. Она везде одинакова. Следовательно, "атом-дух" - это элемент метафизической субстанции, лежащей в основе мира и отличной от элементарных частиц в современной физике.

Принцип монизма выражает единство субстанциональной основы мира, образуемой "атомами-духами". "Материя едина, и основные свойства её во всей Вселенной должны быть одинаковы". Это означает:

1) единство материального и духовного начал Вселенной;
2) единство живой и неживой материи: "материя едина, так же ее отзывчивость и чувствительность";
3) единство человека и Вселенной, т.е. его участие в космической эволюции, в противовес христианским представлениям о бессмертии души;
4) выводимость этических норм из метафизики космоса.
Принцип бесконечности распространялся Циолковским и на мир как целое, и на свойства пространства и времени, и на строение элементарных частиц вещества, и на структурную иерархию уровней космических систем, и на ритмы космической эволюции, и на возрастание могущества космического разума, и на отсутствие пределов для его возможной экспансии во Вселенной.

Принципы самоорганизации и эволюции также являются ключевыми для метафизики космической философии и вытекающей из неё научной картины мира. "Всё живо", т.е. способно к бесконечной самоорганизации и эволюции. Циолковский был не согласен с толкованием космической эволюции как неуклонной деградации, и его несогласие нашло своё выражение в принципах самоорганизации и эволюции. Эти принципы приобретают в контексте космической философии следующие значения:

1) эволюция как периодические трансформации, в ходе которых возникают и разрушаются бесчисленные союзы "атомов-духов", образующих космические структуры разных уровней;
2) самоорганизация как возникновение сложных (в том числе, живых) структур из более простых;
3) эволюция и самоорганизация как "глобальный эволюционизм" (эти процессы могут быть спонтанными или направляться разумом).
Идея первопричины (причины) космоса как считал Циолковский "не может убедить и не имеет вида научной истины. Но я не могу лично обойтись без первопричины, всемогущей и благостной к своему созданию". По словам Циолковского всё, что для нашего ума безначально и бесконечно, то для первопричины конечно, даже нуль, т.е. для неё мир мог иметь начало. Всемогущая и нежно любящая своё творение первопричина находится вне Вселенной и может её уничтожить по своей воле. Её доброта, счастье, мудрость и могущество бесконечны и отсюда следует, по Циолковскому, ряд выводов:
1) "удовлетворение любознательности и вытекающее отсюда спокойствие";
2) "смирение перед причиной";
3) "чувство благодарности за не кончающееся возрастающее счастье";
4) "могущество причины не принесёт нам зла и в будущем".
Основные идеи космизма находят также своё отражение в рассуждениях Циолковского о "воле Вселенной". Если всё вокруг "порождено Вселенной. Она - начало всех вещей", то "от неё всё и зависит. Человек или другое высшее существо и его воля есть только проявление воли Вселенной". В контексте "живой Вселенной" метафизика человеческой судьбы состоит в том, что смерти нет. В процессе возникновения и распада союзов "атомов-духов" смерть "сливается с рождением". Новая жизнь "хотя и разрушима, но новое разрушение сольётся с новым совершенным рождением... Разрушения или смерти будут повторяться, бесчисленное множество раз, но все эти разрушения есть не исчезновения, а возникновения". В соответствии с идеями космизма Циолковский считал, что человек отнюдь не вершина эволюции. Человечеству предстоит "идти вперёд и прогрессировать - в отношении тела, ума, нравственности, познания и технического могущества. Впереди его ждёт нечто блестящее, невообразимое". Космическое бытие человечества по Циолковскому "может быть подразделено на четыре основных эры:
1. Эра рождения, в которую вступит человечество через несколько десятков лет и которая продлится несколько миллиардов лет.
2. Эра становления. Эта эра будет ознаменована расселением человечества по всему космосу. Длительность этой эры - сотни миллиардов лет.
3. Эра расцвета человечества. Теперь трудно предсказать её длительность - очевидно, сотни миллиардов лет.
4. Эра терминальная займёт десятки миллиардов лет. Во время этой эры человечество ... сочтёт за благо включить второй закон термодинамики в атоме, т.е. из корпускулярного вещества превратиться в лучевое. Что такое лучевая эра космоса - мы ничего не знаем и ничего предполагать не можем".


Лекция 11. Онтология

1) Понятие, виды, специфика человеческого бытия. Разработка понятия «бытия» в истории философии.

Категория бытия и его виды. Первая категория, с которой начинается всякое философствование о мире и человеке, - это "бытие". Современная трактовка бытия вбирает в себя рациональные моменты прошлых теорий и сводится к следующему. Исходное - существование вещей, окружающих меня, и меня самого в данный момент времени и в данном месте, воспринимаемое мною непосредственно, с помощью органов чувств. Это еще не "бытие" как философская категория; подходить к ней начинаем, как только от существования "здесь" и "теперь" мы переходим к существованию "всегда" и "везде", т.е. к пониманию того, что хотя каждая отдельная вещь (в том числе и человек как существо телесное, "вещественное") преходяща, конечна, ибо возникает и гибнет, уступая место другим вещам, которые также преходящи и конечны, мир в целом непреходящ, существует бесконечно во времени и безгранично в пространстве. И в этом своем качестве он дается нашему сознанию как некая первичная реальность, живущая по собственным законам, с которыми следует считаться. Сущность же проблемы бытия состоит не просто в уяснении факта существования этой беспредельной и непреходящей реальности, а в осмыслении, прежде всего, всеобщей связанности вещей, процессов и состояний мира по признаку существования (их всех объединяет то, что они существуют) и включении в эту всеобщую связь человека в единстве его тела и духа и в аспекте его жизни и смерти.

Раскрывая более детально сущность проблемы бытия, следует отметить три момента. Во-первых, в ее содержание входит не только указание на единство конечного и бесконечного в бытии, но и показ того, как конечное сочленяется с бесконечным. В применении к человеку это выводит на проблему смысла его жизни и его предназначения в мире. Во-вторых, необходимо заострить понимание бытия как целостности: с одной стороны, оно представлено существованием множества отдельных, единичных, отличающихся друг от друга вещей, а с другой – предстает как единое целое, объединенное тем, что все они существуют. И, в-третьих, бытие как целостность есть нечто подвижное, динамичное, изменяющееся - из бытия что-то постоянно уходит, теряется безвозвратно, а что-то сохраняется, обнаруживает устойчивость, благодаря чему поддерживается непрерывность и преемственность бытия. Рассмотрение проблем диалектики еще впереди, здесь же подчеркнем относительный, неабсолютный характер небытия: оно означает не абсолютное уничтожение чеголибо, а лишь переход одного вида бытия в какой-либо другой его вид.Из сказанного видно, что "бытие" - хотя и первоначальная, но фундаментальная философская категория.

Виды бытия. Первое, самое общее подразделение бытия на виды - это бытие мира и бытие человека. Далее следуют уточняющие конкретизации. В одной из работ указывается на три вида бытия - объективная реальность (все то, что существует вне человеческого сознания), субъективная реальность (сознание человека и его продукты) и историческая реальность (социальное бытие человека, все социально значимые проявления его деятельности). Отсюда понимание исторической реальности как "мостика" между объективной и субъективной реальностями и указание на ключевой мировоззренческий смысл проблемы бытия, состоящий в уяснении связи индивидуальной смертности с родовым бессмертием человека.

Более детальную классификацию видов (форм) бытия дает известный учебник Введение в философию, выделяя 4 вида бытия, причем первые три имеют по два подвида. Первый вид - бытие вещей (природных и созданных человеком), второй - бытие человека (бытие человека в мире вещей и человеческое бытие), третий - бытие духовного (индивидуализированное духовное и объективированное) и четвертый - бытие социального. Близка к этой классификации та, которую дают П.В. Алексеев и А.В.Панин, авторы учебника "Философия". Исходное для них идея многообразия не только форм, но также способов и уровней бытия. По способу бытие распадается на мир физических состояний и мир психических состояний (мир сознания). Из комбинирования этих основных форм бытия вытекают его новые разновидности - человеческое бытие, бытие вещей (естественных и "искусственных"), бытие духовного (имеются в виду субъективный дух и объективный дух) и человеческое общество. Уровни же бытия существование в возможности и существование в действительности.

Иначе строится классификация видов бытия авторами пособия "Философия", изданного под редакцией В.И.Кириллова. Ими используется принцип "пирамиды": в ее основании находится неживая природа, над ней, включая ее, надстраивается живая природа, а еще выше - человек как единство духа, живой и неживой природы. При этом к неживой природе относится вся "первая" (естественная) и "вторая" (созданная или преобразованная человеком) природа, лишенная жизни, к живой природе - вся биосфера планеты, а в бытии человека и его сознания выделяются уровни - бытие конкретных людей, социальное бытие, бытие идеального (духовного).

Констатируя многообразие видов бытия, исследователи указывают на их качественное своеобразие. Так, бытие естественных вещей - это объективная и первичная реальность, существует до и независимо от человека и человечества; как абсолютно самостоятельное бытие, выступает в качестве исторически изначальной предпосылки существования людей, является основой их жизнедеятельности. Бытие же вещей, созданы человеком, соединяет в себе природный материал, деятельность, знания и целеустановки человека; выступает как объективное, но, в отличие от "первой природы", относительно самостоятельное бытие. Свое реальное воплощение "вторая природа" получает в культуре и цивилизации человечества.

Совершенно уникально по своему содержанию бытие человека, соединяющее в себе "тело" и "дух". Тело человека, или "вещественный" аспект его существования, делает человека, как и все преходящие природные вещи, существом конечным. Как биологический организм, человеческое тело подвержено действию законов всех других биологических систем (т.е. всего живого на Земле); этим же обусловлена необходимость удовлетворения соответствующих (витальных) потребностей как условия удовлетворения других- духовных - потребностей. Что же касается специфики человеческого бытия как такового, то оно характеризуется сложным переплетением в человеке природного и духовного, индивидуального и родового, личного и общественного, что и объясняет, в частности, почему человеческое бытие не имеет той жесткой и универсальной зависимости исключительно от тела и витальных потребностей, которая характерна для животных.

Говоря о бытии духовного, имеют в виду не объективную, а субъективную реальность. Здесь лишь уточним, что под "субъективным духом" понимается само сознание индивидов, его живая "пульсация", локализуемая во внутреннем мире индивидов и неотделимая от их реальной жизнедеятельности; существует во множестве своих проявлений (влечения, желания, побуждения, чувства, мысли, идеи, теории и т.д.) и непосредственно не доступно для внешнего наблюдения. Судим о нем интроспективно (т.е. на основе самонаблюдения), а также косвенно - по объективированным продуктам "субъективного духа", созданным индивидами, но, обретя форму материального воплощения, как бы отделившимся от их творцов и живущим уже по своим, собственным законам. Их целокупность и есть "объективный дух"; существует в языке, научных трактатах, произведениях искусства, ценностях и идеалах, нормах права и морали и т.д. Если субъективный дух локализован в индивиде и в этом смысле "субъективен", то объективный дух надындивидуален, или интерсубъективен: хотя он и создан людьми, он дан им как бы извне.

Наконец, бытие социального; укажем на "собирательный", комплексный характер социальности: в ней сложно сочетаются материальное и духовное, деятельность и познание, "первая" и "вторая" природа, субъективный и объективный дух.

В античной древностипервое осознание бытия - Парменид. Он обнаружил мысль, как бы выводящую за пределы субъективного, не мысль о чем-то, а мысль как таковую. Воодушевленные этой идеей философыэлеаты приняли абстракцию чистого бытия за действительность более действительную, нежели бытие определенное. Для них, а затем для Платона, характерно различение бытия по мнению — видимой, внешней реальности — и истинности бытия, доступного лишь философскому разуму. Платон, например, под истинным бытием имел в виду царство чистых мыслей и красоты как нечто умопостигаемое в отличие от мира чувственных вещей как чего-то близкого к иллюзорности, с его точки зрения.

Но Аристотелю, бытие — это живая субстанция, характеризующаяся следующими принципами: во-первых, каждая вещь есть самостоятельный факт, на который мы обращаем свое внимание (принцип материальности); во-вторых, каждый объект обладает структурой, части которой соотнесены друг с другом (концепция активной формы); в-третьих, каждая вещь обязательно указывает на свое происхождение (принцип причинности); в-четвертых, каждая вещь имеет свое определенное назначение (принцип цели). Субстанция как предельное основание всего сущего не является таковой, если в ней отсутствует хоть один из этих компонентов бытия.

Для античной философии в той или иной степени свойственно нерасчленение бытия и мышления во всех аспектах: гносеологическом, онтологическом и этическом. В то же время в ней были заложены основы для познания сущего в последующие века человечества.

Наступление христианской эрысоединило философию с интенсивным богопознанием. По существу, мыслительная деятельность первых веков христианства вплоть до завершения догматики на Вселенских соборах состояла в осмыслении Божественного Завета в категориях греческой философии.

В средние векаоформилось так называемое онтологическое доказательство бытия Бога, состоящее в выводе Абсолютного Бытия из понятия бытия, а именно: то, больше чего нельзя помыслить, не может существовать только в уме. Иначе о нем можно помыслить и существование вне ума, что противоречит исходной посылке.

В эпоху Возрожденияи особенно в Новое времяпроисходит секуляризация (обмирщение) философии, а впоследствии и все более явное разделение философии и естественной науки. В связи с этим характерна объективизация понятия бытия и одновременно развитие субъективистских концепций. Бытие осмысливается как нечто телесное, вещественное, как объективная реальность, противостоящая человеку и его разуму. Природа мыслится вне отношения к ней человека, как своего рода механизм, действующий сам по себе, а Вселенная —как машина. Для концепции бытия в Новое время характерен субстанциальный подход: субстанция и ее акциденции (свойства), производные от субстанции, преходящие и изменяющиеся.

Р. Декарт рассматривал бытие через призму рефлексивного анализа сознания, человеческого существования: Я мыслю, следовательно, существую. Это означает: бытие субъекта постигаемо только в акте самосознания. Г. Лейбниц выводил понятие бытия из внутреннего опыта человека. Свое крайнее выражение эта идея достигает у Дж. Беркли, отрицавшего существование материи и утверждавшего: быть — значит быть в восприятии. По И. Канту, бытие не есть понятие о чем-то таком, что могло бы быть прибавлено к понятию вещи. В логическом применении оно есть лишь связка в суждении. Прибавляя к понятию характеристику бытия, мы не прибавляем ничего нового к его содержанию. Для И. Фихте подлинное бытие — деятельность Я, а материальное бытие — ее продукт.

Г. Гегель начинает построение своей философской системы с наибеднейшего и абстрактнейшего понятия — с чистого бытия. Если, рассматривая весь мир, мы говорим: все есть и не говорим ничего больше, то мы опускаем все определенное, и мы имеем, следовательно, вместо абсолютной полноты абсолютную пустоту. Чистое бытие настолько бедно и пусто, что оно неотличимо от Ничто. Начало же связано с наличием возможности. Сама же возможность уже есть нечто, пусть еще не ставшее, но нечто как потенция. В зародыше, в потенции объединены и бытие, и небытие. Это двуликое тождество ничто и нечто — единство противоположностей, испытывающее напряженность.

Чрезвычайно важно достигнутое Гегелем понимание бытия как процесса или истории, или вечного движения, или самой жизни. Диалектический метод восхождения от абстрактного к конкретному позволил Гегелю преодолеть некоторые старые трудности, вызванные статичной трактовкой бытия как одной абстрактной всеобщности, неподвижной субстанции и безразличной объективности.

Особенность ХХ века - акцент на человеческом содержании бытия с тем, чтобы, по Хайдеггеру, обеспечить обретение человеком своего дома, преодоление им "бездомности и осиротелости", особенно характерных, по его мнению, для современной эпохи. Очевиден гуманизм этого подхода к проблеме бытия - акцентируется бесценность каждой человеческой жизни, принципиальная значимость ее личностной неповторимости. Причем, обозревая реальную историю развертывания этой логики, отмеченную фактами как мирного "сожительства" различных концепций бытия, так и их остро-конфликтного противостояния, следует не вытеснять одни линии поиска другими, а стремиться к их позитивной взаимодополнительности.

2) Понятие материи. Виды. Разработка понятия в истории.

Из отождествления субстанции и субстрата исходили первые античные философы, выдвигая понятие материи и понимая под нею некий природный элемент, обычно наиболее распространенный, качественно определенный, непременно чувственно воспринимаемый. У Фалеса это вода, у Анаксимена воздух, у Гераклита огонь и т.д.; из этого первовещества (первоматерии) "строится" реальное многообразие мира, из него возникают конкретные вещи и в него возвращаются, когда прекращают свое существование. Так, на уровне, в основном, натурфилософского умозрения и крайне скудного состояния науки того времени получает "вещественное", т.е. естественное объяснение постоянство мира как целого при изменчивости, преходящности его конкретных проявлений.

Конечно, эта концепция материи во многом наивна и стихийно-диалектична. В максимуме эта ориентация развернута у Демокрита, создавшего в античные времена учение об объективной обусловленности и взаимосвязи всех явлений мира (детерминизм). Новым в выдвинутой им атомистической гипотезе был, во-первых, отказ от отождествления материи с чувственно воспринимаемым веществом - атомы, по Демокриту, в силу своих чрезвычайно малых размеров чувствам недоступны, познаются лишь мышлением. Во-вторых, материя уже не наделяется какими-либо конкретными свойствами, которые всегда изменчивы, могут возникать и исчезать. И, в-третьих - допущение существования пустоты как условия движения атомов и образования из них сложных тел.

Возникнув первоначально как натурфилософская гипотеза, атомистика получила в Новое время. Она содержала в себе и важный эвристический элемент: указав, в качестве первоосновы мира, на атомы и пустоту и подчеркнув их взаимосвязь, она подводила к идее единства в фундаменте мироздания дискретности (или прерывности "вещества") и континуальности (или непрерывности "поля"), ставшей конкретно-научным фактом лишь в XX в.

Но и эта модель строилась на субстратном понимании субстанции мира - материя отождествлялась с одной из форм ее существования, с атомами как последней и абсолютно простой структурной основой бытия. Довольно скоро обнаружился ее существенный изъян - ее неспособность удовлетворительно объяснить переход неизменных атомов в изменяющиеся свойства единичных вещей, состоящих из этих атомов. Но особенно ее уязвимость обозначилась в середине XIX в. и позже, когда естествознание перешло от изучения вещей к изучению процессов, а сам атом оказался делимым. В этих условиях со всей остротой встал вопрос о необходимости, определяя материю как философскую категорию, "развести" субстанцию и субстрат.

Соответственно должен был измениться и сам подход к определению этой центральной для материализма философской категории - его основу должно составить соотнесение друг с другом двух предельно общих понятий, на которые поляризуется, раздваивается понятие мира и которые выражают два противоположных класса явлений. Эти понятия - "материя" и "сознание", и следует раскрыть их генетическую и структурную связь, указав на то, что из них является первичным, а что - вторичным, производным. И традиция такого подхода существовала в истории философии. Напомним, например, слова П.Гольбаха (мы их приводили в первом разделе пособия) о том, что "материя вообще есть все то, что воздействует каким-нибудь образом на наши чувства". В 1900 году Г.В.Плеханов воспроизводит эту позицию, разумея под материей "то, что, действуя на наши органы чувств, вызывает в нас те или другие ощущения". Несколько позже В.И.Ленин даст свое определение: "Материя есть философская категория для обозначения объективной реальности, которая дана человеку в ощущениях его, которая копируется, фотографируется, отображается нашими ощущениями, существуя независимо от них".

Ключевые слова здесь - "объективная реальность". Ими подчеркивается существование материи до, вне и независимо от познающего субъекта, то, что она генетически первична по отношению к сознанию как своему высшему продукту и вполне самодостаточна, ибо включает в себя все существующее и является основанием самой себя, не нуждаясь в том, чтобы ее непременно кто-либо познавал. Тем самым материя выступает как единственная субстанция мира, но в понимании последней выявляются новые моменты.

Субстанция уже не отождествляется с первоматерией, под нею понимают теперь неисчерпаемую целостность материи с бесконечным многообразием ее видов и состояний. Что же касается конкретного строения и свойств отдельных видов и состояний материи (включая и атомы), то их изучение - дело физики, химии, биологии. Структурность материи. Материя имеет разнообразное, зернистое, прерывистое строение. Ныне обнаружено более 30 различных элементарных частиц, а вместе с резонансами (частицами, живущими очень короткое время) их насчитывается около 100. Предпринимаются попытки найти глубокую внутреннюю связь между элементарными частицами и создать для них нечто вроде Периодической таблицы Д.И. Менделеева.

С прерывными формами материи неотделимо связаны непрерывные формы. Это разные виды полей — гравитационные, электромагнитные, ядерные. Они связывают частицы материи, позволяют им взаимодействовать и тем самым существовать. Вообще все тела перестали бы существовать: без электрических и магнитных полей ничто не связывало бы атомы в молекулы, а электроны и ядра —в атомы. Все частицы независимо от их природы обладают волновыми свойствами. И наоборот, всякое непрерывное поле является вместе с тем и коллективом частиц. Таково реальное противоречие в строении материи.

Материя не просто зерниста, дискретна —ее дискретные элементы (макроскопические тела, молекулы, атомы, ядра атомов, элементарные частицы) являются неделимыми в определенной области взаимодействий.

Итак, мир и все в мире —это не хаос, а закономерно организованная система, иерархия систем. Под структурностью материи подразумевается внутренне расчлененная целостность, закономерный порядок связи элементов в составе целого. Рассмотрение структурности, принципиально важное само по себе, представляет интерес и потому, что вводит нас в сущность современных представлений о строении мира, его сложной системной организации. Но их освещению необходимо предпослать два соображения. Первое касается принципиального значения структурности как атрибута бытия, состоящего в том, что именно она призвана, прежде всего, объяснить возникновение макротел из частиц, их составляющих. Современная наука (в частности, физика) доказала несостоятельность уже известной нам гипотезы неизменных, неделимых и, по существу, бесструктурных "первокирпичиков" мира: если бы таковые существовали, они не могли бы взаимодействовать между собой и образовывать тела, а сталкивались бы и отталкивались друг от друга как некие материальные точки в воображаемом пустом пространстве.

Второе соображение связано с необходимостью уточнения терминологии. Более широкое и общее понятие, "работающее" здесь,- "система", включающая в себя элементный состав объекта, внутренние и внешние связи его, порядок его строения, функции, определяющие его поведение, и пр. Именно "структура" характеризует внутреннюю форму данного уровня системы. Требует разъяснения и соотношение понятий "вид материи" и "структурный уровень материи": второе шире первого - если "вид материи" выражает класс качественно близких объектов, то под "структурным уровнем материи" понимают совокупность видов материи, различающихся между собой в других отношениях, но объединенных господствующим типом системообразующих связей.

В научной литературе обычно даются две классификации структурных уровней материи, как бы накладывающиеся друг на друга: различают материю на неживом, биологическом и социальном уровнях, а внутри неживой материи - микромир, макромир и мегамир. Микромир - мир чрезвычайно малых объектов - от 10 см (уровень элементарных частиц и ядра атома) до 10 см (масштаб молекулы). Макромир - объекты в диапазоне от 10см до 3 х 08 х 10 км (диаметр нашей Галактики). Мегамир - это бесконечная Вселенная, точнее, та ее часть, которая ныне нами "просматривается" и которую именуют Метагалактикой; ее разведанные размеры составляют около 20 млрд. световых лет (цифры могут быть скорректированы).

Спиркин: Основные структурные уровни материи. Упорядоченность материи имеет свои уровни, каждый из которых характеризуется особой системой закономерностей и своим носителем. Основные структурные уровни материи таковы. Субмикроэлементарный уровень — гипотетическая форма существования материи полевой природы, из которой рождаются элементарные частицы (микроэлементарный уровень), далее образуются ядра (ядерный уровень), из ядер и электронов возникают атомы (атомный уровень), а из них — молекулы (молекулярный уровень), из молекул формируются агрегаты — газообразные, жидкие, твердые тела (макроскопический уровень). Сформировавшиеся тела охватывают звезды с их спутниками, планеты с их спутниками, звездные системы, объемлющие их метагалактики. И так до бесконечности (космический уровень).

Несводимость одного структурного уровня материи к другим.

Неуничтожимость материи. Одним из атрибутов материи является ее неуничтожимость, которая проявляется в совокупности конкретных законов сохранения устойчивости материи в процессе ее изменения. Исследуя фундамент материи, современная физика открыла всеобщую превращаемость элементарных частиц. Закон сохранения и превращения энергии гласит: какие бы процессы превращения ни происходили в мире, общее количество массы и энергии остается неизменным. Любой материальный объект существует лишь в связи с другими и через них он связан со всем миром. Ни один элемент материи не уничтожается в ничто, а оставляет определенное следствие и не возникает из ничего, а всегда имеет определенную причину. Мир сохраняется лишь благодаря постоянному разрушению самого себя. Изменение материи осуществляется только в связи с ее сохранением. Сохранение материи в свою очередь выявляется лишь в процессе изменения ее форм.

Принцип неуничтожимости и несотворимости материи имеет большое методологическое значение. Руководствуясь им, наука открыла такие фундаментальные законы, как закон сохранения массы, энергии, заряда, четности и многие другие, позволившие глубже и полнее понять процессы, которые происходят в различных областях природы. Важнейшие законы научного познания служат и орудием критики ошибочных воззрений, например идей креационизма.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.