Здавалка
Главная | Обратная связь

Семинарское занятие 2



Тема: «Логика и язык права»

Цель занятия:

1. Дать представление о взаимосвязи языка и мышления и способах передачи мысли в формальных языках.

Учебно-материальное обеспечение

1. Учебная доска

Учебные вопросы Время, мин.
Вступительная часть Язык как знакомая информационная система. Виды языков. Нормативные принципы языка науки. Семантические категории выражений языка. Понятие о языке логики высказываний. Заключительная часть  

 

Изучить основные понятия и категории:

Язык, знак, имена, единичные и общие, мнимые и действительные имена, симантические категории, предикат, искусственный язык, естественный язык.

Содержание занятия и методика проведения

Вступительная часть.Проверка наличия и готовности студентов к занятию, заполнение журнала, объявление темы, цели и планы проведения занятий.

Основная часть.

Язык как знаковая информационная система. Виды языков.

Изучение вопроса осуществляется путем устного обсуждения студентами. Акцентировать внимание на том, что изучение курса "Логика" требует понимания языка как знаковой системы, фиксирующая знания о внешнем мире и позволяющая отвечать на вопросы о том, что из чего следует. При этом обратите внимание, что логика исследует только знаки-символы, которые не связаны причинно и не сходны с представляемыми ими объектами.

Нормативные принципы языка науки.

С помощью устного обсуждения рассмотреть принцип предметности, принцип однозначности, принцип взаимозаменяемости. Проанализировать каждый из этих принципов.

Семантические категории выражений языка.

С помощью устного обсуждения раскрыть понятие единичных и общих имен. Акцентировать внимание на определении предиката

Понятие о языке логики высказываний.

Обратить внимание на понятие естественного и искусственного языка. Обозначить значение логики высказываний.

Практические упражнения:

Вариант 1.

Упражнение 1. К каким семантическим категориям от­носятся выражения, входящие в следую­щее рассуждение?

Если ни один член семьи Ивановых не является чест­ным человеком, и Степан — член семьи Ивановых, то Степан не является честным человеком.

Упражнение 2. Переведите на язык логики следующие языковое выражение:

Иванов является смертным существом.

Упражнение 3. Приведите собственные примеры логической связи между суждениями, основываясь на статье, книге, теле или радиопередаче. Постарайтесь выразить ее в виде логической формы (по образцу предшествующего семинара). Обязательно "расшифруйте" свои символы. Оцените правильность полученной формы, используя метод подстановки.

Вариант 2.

Упражнение 1. К каким семантическим категориям от­носятся выражения, входящие в следую­щее суждение?

Если каждый месяц откладывать понемногу, то уже через год вы будете удивлены, как мало у вас набралось.

Упражнение 2. Переведите на язык логики следующие языковое выражение:

Воронеж расположен между Москвой и Ростовом.

Упражнение 3. См. упражнение 3 первого варианта.

Вариант 3.

Упражнение 1. К каким семантическим категориям от­носятся выражения, входящие в следую­щее суждение?

Всякий, кто пытается уклонится от выполнения воинского долга, не является подлинным сумасшедшим.

Упражнение 2. Переведите на язык логики следующие языковое выражение:

Ефрейтор, которого много раз повышали в звании.

Упражнение 3. См. упражнение 3 первого варианта.

Вариант 4.

Упражнение 1. К каким семантическим категориям от­носятся выражения, входящие в следую­щее суждение?

Веллей Патеркул — известный римский историк.

Упражнение 2. Переведите на язык логики следующие языковое выражение:

Не залеживайся, если не научился работать в постели.

Упражнение 3. См. упражнение 3 первого варианта.

Вариант 5.

Упражнение 1. К каким семантическим категориям от­носятся выражения, входящие в следую­щее суждение?

Джентльмен никогда не ударит свою жену в присутствии леди (Оскар Уальд).

Упражнение 2. Переведите на язык логики следующие языковое выражение:

И острить, и занимать деньги человеку нужно внезапно.

Упражнение 3. См. упражнение 3 первого варианта.

 

Заключительная часть.

- разбор ошибок

-ответы на вопросы

- подведение общих итогов занятия

- выставление оценок

 

Литература:

основная:

1. Грядовой Д.И. Логика [Электронный ресурс] : электронный учебник / Д.И. Грядовой. – 3-е изд., перераб. и доп. — Электрон. дан. (21,2 MB). – М. : Юнити-Дана, 2011. – 1 электрон. отп. диск (CD-ROM). – Гл.2.

2. Ивлев Ю.В. Логика для юристов [Текст] : учебник / Ю.В. Ивлев ; Моск. гос. ун-т им. М.В. Ломоносова. – 5-е изд., перераб. и доп. – М. : Проспект, 2010. – 272 с. – Гл.2.

3. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики [2011] : Текст / В.Н. Карпов. – 2-е изд. — М. : Либроком, 2011. – 328 с. – (Из наследия мировой философской мысли: логика). – Гл.2.

4. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов [Текст] : учебное пособие / Н.В. Михалкин. – 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011. – 363 с. – (Основы наук). – Гл.2.

дополнительная:

1. Гетманова А.Д. Логика для юристов: учебное пособие / А.Д. Гетманова. - 3-е изд., испр. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 416 с. - (Высшее юридическое образование).

2. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики / В.Н. Карпов .—

2-е изд. — М. : Либроком, 2011 .— 328 с. — (Из наследия мировой философской мысли: логика).

3. Михалкин Н.В. Логика и аргументация для юристов: учебное пособие / Н.В. Михалкин .— 2-е изд., перераб. и доп. — М. : Юрайт, 2011 .— 363 с. — (Основы наук).

4. Тер-Акопов А.А. Юридическая логика: учебное пособие / А.А. Тер-Акопов. - 2-е изд., стереотип. - М.: ОМЕГА-Л, 2006. - 256 с.

 

Задание для самостоятельного изучения к следующему занятию:

1. Общая характеристика понятия и его логическая форма.

2. Содержание и объем понятия. Понятие логического класса.

3. Виды понятий по объему и содержанию. Сравнимые и несравнимые понятия. Современные и несовременные понятия.

4. Отношения между понятиями. Круговые схемы Эйлера для выражения отношений между понятиями.

5. Обобщение и ограничение, сложение и умножение понятий.







©2015 arhivinfo.ru Все права принадлежат авторам размещенных материалов.